Чем это объясняется? Тем, что ты основала на духовном камне свой душевный дом (ср. Лк.6:48 ), скрепленный и украшенный, словно духовными камнями, многими и разнообразными прежними [твоими] благодеяниями, на которых, с помощью Божией, обнаружились тщета и бессилие демонских ветров и грозовых туч. Благословенна ты в женах (ср. Лк.1:28 ); блаженна ты среди властительниц, славна ты среди супруг. Ты поистине воздвигла рог спасения (ср. Лк.1:69 ) для Церкви Божией, обрадовала Ангелов, посрамила демонов, победила нечестивых, поразила обманщиков народа, утвердила колеблющихся, уязвила отрекшихся от монашества, обожгла плотоугодников, исповедала Христа чрез Его святую икону, сопричислена к Его исповедникам. Радуйся, мужественная душа; радуйся, готовое к мученичеству сердце; (199) радуйся, почтенная моя мать! Если ты творила и творишь волю Христа, я совсем не хочу сказать волю меня, недостойного, то и Бог также прославил и возвысил тебя и, может быть, еще возвысит, если только мы будем верны до конца своему лучшему исповеданию. Какая же польза от него? Небесное Царство, в котором ты со всеми святыми просияешь, как солнце (ср. Мф.13:43 ). Твоей сподвижнице и поистине отпрыску шлю соответствующие приветствия. 78. К консулу Захарии 416 Приветствую тебя, человече Божий, наилучший из друзей, делатель Христов. За какое доброе дело нас, грешников, ты воздаешь милостями? И милостями, которые не плоть увеселяют, от которых благодеяние не временное, а поистине относящимися к душе и не истощающимися вовек. Ты знаешь, о чем я говорю [об оказанных] и боголюбивейшему архиепископу и брату нашему 417 , и протопресвитеру 418 , и нам, грешным, и кому-либо иному из наших чад 419 . Конечно, вовсе не ради получения какого-то блага но отчего и когда? От доброго своего сердца и из боголюбивого расположения, по которому ты и раньше благодетельствовал [нам], и тогда, когда царь неистовствовал против нас по-иродовски (ρωδιανζων) так сказать будет вполне подобающе (σεμνοπρεπστερον). Тот, Кто по человеколюбию принял на Себя милости, какие ты сотворил на нас, смиренных, да воздаст тебе благодать на благодать ( Ин.1:16 ) и избавит тебя со всем домом от всякого зла, и прежде всего от безумствующей на Христа ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Эти деяния направлены против надменных и сильных на благо бедных и смиренных. Первые поставлены в один ряд с противящимися Богу, а вторые - с теми людьми, к-рые полагаются на Него в своих нуждах (Лк 1. 52-53). С учетом особой образности ВЗ в Песни Захарии еще яснее раскрывается природа спасения. «Рог спасения» (Лк 1. 69) ассоциируется с пришествием Мессии. Господь вновь, как и в ВЗ, спасает от врагов уповающих на Него (Лк 1. 71). В этой молитве говорится также о даровании «знания спасения» (γνσιν σωτηρας), к-рое связано с прощением грехов (Лк 1. 77; в синодальном переводе: «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их»). «...Спасение - от Иудеев» (Ин 4. 22), т. е. знание о спасении пришло через иудеев. Пришествие Господа и принесенное Им спасение - акт «благоутробного милосердия» Божия (Лк 1. 78). В Евангелии от Луки как бы уточняется сказанное в Мф 1. 21: Иисус Христос принадлежит к роду царя Давида, Он есть Помазанник Божий, Господь и Спаситель (Лк 2. 11). В этих молитвах виден постепенный переход от национально-ориентированного представления о спасении, к-рое связано лишь с Израилем, к его вселенскому характеру: Симеон Богоприимец, держа на руках Младенца Христа, говорит, что он видел спасение, к-рое Господь приготовил для всех народов, включая язычников (Лк 2. 30-32),- здесь спасение открывается в божественной Личности Младенца Христа. Исцеление бесноватых. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. XIII в. (Ath. Iver. 5. Fol. 35r) Служение Иисуса Христа сопровождается чудесными исцелениями и изгнанием нечистых духов (τ πνεμα κθαρτον - духа нечистого, в Евангелии от Марка это выражение встречается 11 раз, в Евангелии от Матфея - 2, в Евангелии от Луки - 7 раз). В последнем случае спасительное дело Христа проявляется в победе над злом, поразившим человеческую природу. Исцеление может явным образом обнаруживать спасение от власти диавола: женщину, скорченную духом немощи, «связал сатана», исцеляя, Господь освобождает ее «от уз сих» (Лк 13. 16). В этом рассказе страдания рассматриваются как незаконная тирания сатаны и злых духов над Божиим творением.

http://pravenc.ru/text/344423.html

3.26 48. Какая жертва приятна Богу? 3.27 49. О вреде толкования сновидений 3.28 50. Произносить слова примирения следует не духом рвения и гордости, а духом смирения и кротости 3.29 51. Должно терпеть от родителей 3.30 52. Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога 3.31 53. Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей. Память о смерти научит внимать самому себе. Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу. Когда предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, Господь избавит от всех скорбей 3.32 54. О монастырских испытаниях 3.33 55. Отчаяние доказывает явную гордость. Вражее коварство можно изринуть из сердца молитвой к Богу 3.34 56. «Никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне» (Ин., VI, 44) 3.35 57. Совет об отдаче долга 3.36 58. Приобучайте себя к терпению, смирению и самоукорению 3.37 59. Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов 3.38 60. «Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16). Следует молиться в часы уныния. Умеренно наслаждайтесь земными благами и пекитесь о вечном спасении 3.39 61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного 3.40 62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» ( Мф., XIX, 26). Молитва - первейшее и самонужнейшее средство к примирению 3.41 63. «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19) 3.42 64. Художество художеств есть дело спасения. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный 3.43 65. Не оставляйте делать дружеские христианские советы. Не скорбите о неприятностях, ибо они кратковременны и бывают не без воли Божией 3.44 66. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими 3.45 67. Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам 3.46 68. О необходимости молиться за духовного отца 3.47 69. Господь силен послать благодать для душевного подкрепления 3.48 70. Если упал, паки восстань 3.49 71. Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. Не скорбите, Господь утешит во всем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

«Ста и подвижеся земля: призре и растаяше языцы: стрышася горы нуждею и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его» ( Авв. 3:6 ). Шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нём стал Владыка Христос и поколебал землю, привёл в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие от начала, исполнив же напоследок лет» 246 . Когда пророк говорит: «Господи, услышах слух Твой и убояхся: разумех дела Твоя и ужасохся» ( Авв. 3:2 ), то св. Ки­рилл Александрийский наиболее – по праву (ετως) относит эти слова к «самому вочеловечившемуся слову». «Если эту речь относить к Отцу, то мы должны будем понимать ее таким образом. О Господи всяческих! го­ворит, я поражён данным откровением или слухом о Твоем Сыне, ибо поразительны и неизреченны эти глаголы и образы домостроительства превыше всякаго закона. Если же, устремив око сердца, рассмотрю величие дел Твоих, то последствием этого будет не иное что, как великое изумление. Если же эта речь относится к Сыну, то и тогда мы истолкуем ее таким образом. О Господи, Вседержитель всяческих! Хотя Ты и стал плотию, но когда я получил слух или, весть и откровение о Тебе, то я пришел в страх. Я поражен и вполне справедливо (α φδα ετως) чрезвычайностью (πεβολν) этого дела; ибо я узнаю, что Ты, будучи образом Родителя и во всем равным, Ему, добровольно снизойдешь до уничижения Себя, сде­лаешься подобными нам человеком от жены и примешь образ раба и, будучи с нами Бог, припишешь Себе отца: будешь послушлив даже до смерти, смерти же крестной ( Фил. 2:69 ; ср. Гал. 4:4 ), Посему услышах слух Твой, и убояхся; разумех дела Твоя и ужасохся; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение ( Ис. 31, 12 ; Лук. 4:1819 ), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрознен­ное ( Пс. 146:3 ), был светом сущим во тьме ( Ис. 9:2 ; Лук. 1:79 ), дверью и путем к жизни и освящением ( Ис. 45:1 ; Ин. 10:7; 14:6 ); Ты сталь миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников ( Ефес. 2:14, 18 ), сделался камнем краеугольным, избранным, честным ( Ис. 28:16 ; Мф. 21:42 ). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки диавольской ( 1Ин. 3:8 ). Рабы воссияли благодатью сыноположения ( Ефес. 1:5 ; Кол. 1:13 ), человек земной сделался гражданином неба ( 1Кор. 15:4649 ). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начальником усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес, как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, т. е. смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси и в землю отыдеши» ( Быт. 3:19 ) 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

1832. Пролог, 28 июля. 1833. Отечник. Рукопись. 1834. Отечник. Рукопись. 1835. Отечник. Рукопись. 1836.  Блаженны плачущие ибо они утешатся (Мф. 5. 4). 1837. Пролог, 26 февраля. 1838. Пролог, 18 сентября. 1839. Пролог, 29 мая. 1840. Отечник. Рукопись. 1841. Отечник. Рукопись. Пролог, 10 февраля. Здесь сокращено. 1842. Отечник. Рукопись. 1843. Pag. 760, cap. 33; pag. 872, cap. 51. 1844. Pag. 872, cap. 62. 1845.  …мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3. 16). Pag. 745, cap. 12. 1846. Pag. 753, cap. 24. 1847. Мф. 23. 23. 1848. Мф. 7. 20. 1849.  Не судите по наружности, но судите судом праведным (Ин. 7. 24). 1850. Pag. 747, cap. 14. 1851. Отечник. Рукопись. 1852. Отечник. Рукопись. 1853. Отечник. Рукопись. 1854. Отечник. Рукопись. 1855. Отечник. Рукопись. 1856. Отечник. Рукопись. 1857. Pag. 748, cap. 18. 1858. Отечник. Рукопись. 1859.  При многословии не миновать греха (Притч. 10. 19). 1860. Pag. 762, cap. 36. 1861. Деян. 4. 32. Пролог, 29 мая. 1862. Pag. 767, cap. 51. 1863. Pag. 770, cap. 62. 1864. Pag. 773, cap. 74. 1865. Ср.: Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих испортили (Ис. 3. 12). 1866. Pag. 777, cap. 96. 1867. Pag. 778, cap. 98. 1868. Лествица. Слово 8. Преподобный Кассиан, о гневе. Добротолюбие. 1869. Pag. 773, cap. 69. 1870.  …давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах… Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12. 33, 34). 1871.  …серебро твое да будет в погибель (Деян. 8. 20). 1872. Pag. 810, cap. 27. 1873. Деян. 5. 1874. Collatio VII, cap. 27. 1875. Pag. 946, cap. 13. 1876. Pag. 891, cap. 19. 1877. Pag. 891, cap. 20. 1878. Pag. 891. 1879. Pag. 780, cap. 104. 1880. Pag. 788, cap. 145. 1881. Pag. 788, cap. 414. 1882. Pag. 756, cap. 28. 1883. Pag. 789, cap. 146. 1884. Pag. 790, cap. 147. 1885. Pag. 791, cap. 150. 1886. Pag. 791, cap. 152. 1887. Pag. 798, cap. 178. 1888. Pag. 797, cap. 170. 1889. Pag. 772, cap. 67. 1890. Pag. 880, cap. 216. 1891. Pag. 808, cap. 217.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2202. Там же. С. 155. 2203. Там же. 2205. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Прошение в Правительствующий Синод. С. 6, 26–27. 2206. Там же. С. 13–16. 2207. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. С. 195. 2208. Мф. 7:22–23. 2209. Ср.: Евр. 11:27. 2210. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. С. 157–158. 2211. Там же. С. 177–178. 2212. Там же. С. 195. 2213. Там же. С. 189. 2214. Там же. С. 204. 2215. Там же. С. 193. Ср.: Мр. 9:4. 2216. Там же. С. 195–196. Ср.: Ин. 14:27; Фил. 4:7. 2217. Там же. С. 179. 2218. Там же. С. 175. 2219. Там же. С. 52–53. 2220. Молитва приношения на Литургии св. Василия Великого. 2221. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. С. 181–182. 2222. Впервые трактат был опубликован в 1977 году на английском языке в качестве 2–й части книги о. Coфpohuя»His Life is Mine»(London), затем в 1981 году во французском переводе той же книги («Sa vie est la mienne». Paris). 2223. Софроний (Сахаров), архимандрит. О молитве. С. 205. 2224. Ж. Даниелу называет описанные два типа понимания имени соответственно «мистическим» и «научным». См.: Danielou J. Eunome l " arien et l " exegese neoplatonicienne du Cratyle. — Revue des etudes grecques 69. Paris, 1956. P. 414—416. 2225. Письмо Е. Н. Трубецкого М. К. Морозовой от 3.04.1913. Цит. по: Взыскующие града. Сост. В. И. Кейдан. С. 518. 2226. Нет ли в имяславском понимании действия имени Божия в Евхаристии имплицитного влияния латинского учения о «тайносовершительной формуле», широко распространенного в русском богословии XIX—haчaлa XX веков? 2227. В этом смысле представляется неудачным 4–е издание книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998), снабженное пространной церковно–исторической и богословской апологией имяславия без какойлибо критической оценки действий имяславцев или отдельных пунктов их учения. 2228. Письмо В. Лосского митрополиту Сергию (Страгородскому) от 6/19.01.1937. Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. С. 929—930. 2229. Умер в 1985 г. сане архиепископа Брюссельского и Бельгийского.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду» (Пс.74:5—6); ибо горделиво говорящие суетное, по написанному (Пс.148:8), неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нем, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. «Воздвиже рог спасения нам» (Лк.1:69). И опять: «рог его вознесется во славе» (Пс.111:9); ибо все славно, что чудесно совершено силою Христовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: «в руках», то этим выражаем: «во власти». Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: «в руку Твоею жребии мои» (Пс.30:16). А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) — в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну. Именно так написано у святых евангелистов (Мф.8:31; Мк.5:10; Лк.8:31). А что Он лишил владычества над нами и самого начальника нечистых духов, то есть сатану, мы легко увидим это из слов самого Христа: «ныне суд есть миру сему: и князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.12:31—32). Итак, хотя Он сделался человеком, но имеет в руках, то есть в своей власти, владычество, или царства, или могущество противных сил. Если же кто захочет понимать это проще в том смысле, что Христос имеет в руках роги, то есть непобедимую и неодолимую силу, легко прободающую каких угодно врагов и беспрепятственно опустошающую и, как бы подобно быку, неудержимо нападающую; то и такое понимание будет также правильно. Авв.3:4.  И положи любовь державну крепости своея.    Христос пришел совершить сии два дела: во-первых, уничтожить противников, которые ввели в заблуждение всю вселенную и удалили ее от Создателя Бога, похищая Ему одному подобающую славу и присваивая ее себе самим; во-вторых, возвратить спасение заблудшим и терпевшим поистине безвыходное угнетение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

2723. См.: Быт. 1. 26–27. 2724. Букв, «постигать летейское»: Letheia — подземная река, вода которой давала умершим забвение. 2725. Ср. у Филона (opif. mund. 23. 69). 2726. «Неблуждающие планеты» — игра слов. Планета — от греч. πλανω блуждать. Это определение применяется к постоянным звездам, подобным Весперу и Арктуру. Ср. у Цицерона (nat. deor. 2. 20. 51), а также: exam. 4. 4. 16. 2727. См.: Ин. 1. 18. 2728. См.: 1Кор. 13. 12. 2729. Ср. у Филона (opif. mund. 23. 71). 2730. Ср. у Вергилия, ecl. 9. 31: Sic cytiso pastae distendant ubera uaccae. 2731. Ср. у Овидия, ecl. 1. 124: pressique iugo gemuere iuuenci. 2732. Ср. у Вергилия, georg. 3. 117: insultare solo et gressus glomerare superbos. 2733. Ср. y Филона, opif. mund. 28. 86: «Также и лошадь, животное весьма своенравное, с легкостью дает надеть на себя узду… и даже, чтобы удобно было на ней сидеть, выгибает спину, принимая на себя седока». 2734. Ср. у Филона (opif. mund. 28. 87–88). 2735. Ср.: 4Цар. 2. 11. 2736. Ср.: epist. 36. 1. 2737. См.: Мк. 4. 39. 2738. Ср. у Филона (opif. mund. 51. 147). 2739. Ср.: Исх. 14. 20–21. 2740. Ср.: Мф. 14. 29. 2741. Ср.: Дан 14 36. 2742. Ср.: 4Цар. 1. 3–17; 2. 11. 2743. Император Валентиниан II (371–392). Письмо было написано, вероятно, в конце 384 г., когда Валентиниану было 13 лет. Очевидно, действительным адресатом была императрица Юстина. — Примеч. ред. 2744. После гибели императора Грациана, убитого 25 августа 383 г. Андрагафием, полководцем узурпатора Максима Магна, свт. Амвросий отправился к Максиму, чтобы договориться о мире и остановить его наступление. Первое посольство можно датировать поздней осенью, на что указывает выражение aspero hiemis в § 7. Ср. также: obit. V. 28. 2745. Магн Максим — полководец, в 383 г. поднявший восстание в Британии против императора Грациана. Впоследствии был разбит императором Феодосием и убит в Аквилее 28 августа 388 г. 2746. О втором посольстве см obit. V. 28. Второе посольство датируют различно: осенью 384 г., летом или осенью 386 г. Поскольку речь идет о передаче останков Грациана, первая датировка представляется более вероятной.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ин. 3:2 Ин. 6:68-69 Лк. 24:32 Ин. 20:29 Ин. 4:48 Ин. 6:60 Ин. 6:63 Ин. 6:66 Ин. 8:43 Ин. 8:45 Ин. 8:47 Ин. 10:37-38 Ин. 8:14 Ин. 9:24 Ин. 5:46-47; 7:19 Ин. 15:22-25 Ин. 5:43 1Ин. 4:3 2Сол. 2:11-12 Объяснение по 2Кор. 3:18 Ответ 4-й брату святого Нифонта Цареградского 1Кор 12:7 1Кор. 14:22; Беседа 1-я святого Иоанна Златоустого на Пятидесятницу Пс. 118:18 1Пет. 1:25 Ин. 1:4 1Пет. 1:23 Евр. 4:12 Слово 36-е. По переводу старца Паисия Святой Исаак Сирский. Слово 1 -е Беседа 7-я, гл. 4 Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103-е, пункт 4-й Слово 56-е Беседа 27-я, гл. 16 Алфавитный Патерик Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13 Алфавитный Патерик Слово 34-е Ин. 5:14 Иак. 4:3 Лк. 16:22 Евр. 12:6 и пр Евр. 12:2 Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6 2Кор. 12:7-10 Алфавитный Патерик Алфавитный Патерик Преподобный Исайя Отшельник. Слово 27-е Преподобный авва Дорофей. Поучение 7-е Мф. 10:28-31 Мф. 28:20 Ответ 130-й Рим. 3:18 Слово 37-е Лк. 21:25 " Благовестник " . На Мк. 8:11-12 Быт. 1:14 Мф. 2:2 Мф. 27:45 Мф. 24:29 Ин. 6:63 Лк. 10:42 Святой Исаак Сирский. Слово 25, 26, 27 и 28-е Мф. 28:20 Лествица. Слово 26-е, гл. 52 Евр. 11:27 Святой Исаак Сирский. Слово 28-е Слово 89-е Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106-е Апок. 12:12 Святой Исаак Сирский. Слово 38-е Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, 26 ноября Мк. 13:33   Поучение в тридцатую неделю. О спасении и совершенстве Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди сказал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил Господа: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую? — то есть что мне делать доброе, чтоб спастись? Когда вопросивший снова вопросил: какие бы то были заповеди? — Господь указал ему как иудею, веровавшему в истинного Бога, на заповеди Божий по отношению к ближнему. Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и затем снова вопрошает: что есмь еще не докончал — чего еще недостает мне? Господь сказал: аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене, взем крест

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Достоин внимания и тот факт, что при значительной разнице содержательного материала все Евангелия, в том числе и Ин., придерживаются одной композиционной схемы-идеи, что и заставило говорить о Евангелии как о жанре (см. § 24). Например, непременным компонентом Евангелия в любом варианте является история призвания учеников, хотя описана она и несколько различно. Так, много общего в том, как были призваны рыбаки – братья Петр и Андрей, хотя в Ин. ничего не говорится о другой паре братьев: самого Иоанна и Иакова (ср. Мф. 4, 18–22 ; Мк. 1, 16–20 ; Лк. 5, 1–11 и Ин. 1, 35–42 ). Правда, о сети, переполненной рыбами, Синоптическое предание упоминает уже в связи с историей призвания (см. Лк. 5, 6–7 ), а в Ин. – в самом конце, по Воскресении ( Ин. 21:11 ). С другой стороны, в Ин. речь идет о призвании Филиппа и Нафанаила ( Ин. 1:43–51 ), а в Синоптических Евангелиях – о призвании Матфея ( Мф. 9, 9 и пар.). Опять-таки в несколько ином контексте оказываются знаменитые слова призвания, обращенные Иисусом к Симону – не в середине общественного служения, как в Синоптическом Мф. (см. 16, 18), а в самом начале: Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) ( Ин. 1:42 ). Обратим внимание, что здесь приводится еврейская форма («Кифа») с переводом на греческий, тогда как в Мф. – сразу по-гречески. Что же касается Петрова исповедания «Ты Христос, Сын Бога Живаго», в ответ на которое Иисус и произносит приведенные слова, то это только в Мф.! В Ин. же исповедание Иисуса Христом звучит сначала из уст брата Петрова – Андрея, причем опять по-еврейски, с пояснениеем евангелиста по-гречески: Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос ( Ин. 1:41 ), после чего Иисус и нарекает Симона (!) Камнем (Петром). И лишь спустя некоторое время, после беседы о хлебе жизни, по Ин., Петр исповедует: Ты Христос, Сын Бога живаго ( Ин. 6:69 ). Показательно также сравнение Синоптических Евангелий и Ин. на материале притчей. Притчи, напомним, были излюбленной речевой формой проповеди Иисуса, и по убеждению многих исследователей последнего времени составили один из древнейших слоев Предания, действительно восходящих к Самому Иисусу. Сравнивая притчи в Синоптических Евангелиях и притчи в Ин., вновь сталкиваемся с примером того, какое разное отражение получило очередное характерное свойство речи Иисуса. Эта разница и является доказательствомисторической достоверности того факта, что Иисус говорил притчами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010