Charpentier E. P. 62. 684 Этот параграф является вольным переводом Charpentier E. P. 63. 685 Бесспорно, удобное деление Евангелий на главы в этом случае оказывает не слишком добрую услугу. Те, кто разделял Писание на главы (в средние века), разумеется, отнес рассказы о Страстях и о явлениях Воскресшего к разным главам. Тем самым создается впечатление своеобразного сюжетного «разрыва». 686 См.  Лезов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М. 1996. С. 183. 687 Этим стихом, т. е. словами хуливших «уверуем» заканчивается 6-е Страстное Евангелие (Утрени Великой Пятницы). Парадоксальным контрастом это цинично-насмешливое «уверуем» звучит с трепетно-благоговейным «не поверю», которое звучит из уст Фомы (Ин. 20, 25) и которым также заканчивается другое Евангельское чтение: в день Пасхи вечером. 688 В службе третьего часа мотив Страстей ушел, уступив место теме Пятидесятницы, так как Св. Дух сошел на апостолов в третий час (см. Деян. 2, 15). 689 Theissen G. P. 7. 690 Букв. перевод короткого окончания см. в: Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. РБО. СПб. 2001. С. 298. 691 Кассиан, еп. С. 305. 692 Гатри Д. С. 58-59. 693 Charpentier E. P. 69. 694 Против ересей, III, 1,1 — А.С. 695 Грилихес Л., свящ. С. 16. 696 Charpentier E. P. 71. 697 Иеремиас И. С. 103-5. 698 См.  Кассиан, еп. С. 279-81. О числах в Мф. см. также: Антонини Б. о. Экзегезис книг Нового Завета. М. 1995. С. 16. 699 Charpentier E. P. 69. 700 Кассиан, еп. С. 281-282. 701 Грилихес Л., свящ. С. 38. 702 Цит. по: Грилихес Л., свящ. С. 80. 703 Ключ... С. 256. 704 См.  Грилихес Л., свящ. С. 65, 77-8. 705 Также см.  Аверинцев С.С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях.//Православная община. М. 1997. С. 39. 706 Иеремиас И. С. 56; ср.  Грилихес Л., свящ. С. 81. 707 Ср. Папий же: «что сказал и сделал Господь», а также Деян. 1, 1: «что Иисус делал и чему учил». 708 См.  Грилихес Л., свящ. С. 84-5. 709 См. Ключ... С. 256; Charpentier E. P. 69. 710 См.  Кассиан, еп. С. 278-9. 711

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В то время как параллельные повествования давали почву для анализа фактических и хронологических различий, особый материал каждого из евангелистов становился основанием для полемики как не имеющий подтверждения в др. источниках и потому не заслуживающий доверия. Подобный аргумент использовался, в частности, в отношении преданий о прободении ребра распятого Спасителя копьем и беседе о хлебе жизни (Ин 19. 33 слл.; Ин 6 - Porphyr. Contr. christ. Fr. 16, 69), предания об ангеле, укреплявшем Спасителя во время молитвы в Гефсимании (Лк 22. 43 - Julian Apost. Contr. galil. Fr. 7), а также в отношении отдельных высказываний Спасителя (напр., Мф 5. 17 и 8. 11 - Aug. Contr. Faust. 17. 1; 33. 2). Также критики указывали на смысловые, по их мнению, несоответствия между отдельными высказываниями и делами Спасителя, отраженными в Евангелиях. Напр., слова Господа «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф 26. 11), «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28. 20), «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф 10. 28), скорбь Гефсиманской молитвы, а также отношение Спасителя к Моисееву законодательству, согласно Мф 5. 17, 19 и Мф 12. 8; 15. 11 ( Porphyr. Contr. christ. Fr. 61-62; Julian Apost. Contr. galil. Fr. 10). На основании этих и подобных им примеров критики говорили о множественности и, по их мнению, противоречивости евангельских свидетельств в целом (ср., напр.: Orig. Contr. Cels. II 26-27), но делали и более частные выводы. Так, Порфирий утверждал, что работа евангелистов носила по преимуществу лит., сочинительский, а не историографический характер: «Евангелисты были не свидетелями, а изобретателями происшедшего с Иисусом, потому что каждый из них написал о страстях в разногласии с другими» (греч. Τος εαγγελιστς φευρετς οχ στορας τν περ τν Ιησον γεγενσθαι πρξεων καστος γρ ατν ο σμφωνον λλ τερφωνον μλιστα τν λγον περ το πθους γραψεν - Contr. christ. Fr. 15). Различия в повествованиях евангелистов не только были источником аргументов для антихристиански настроенных полемистов, но и создавали почву для нестроений внутри самой Церкви.

http://pravenc.ru/text/161701.html

За облачением в белые одежды, т.е. за оправданием, следует обещание другой награды, которая уже предполагает первую: не изглажу (υ μ ξαλεψω) имени его из книги жизни (κ τς ββλου τς ζως). Символ книги жизни 212 весьма употребителен в свящ. Писании ( Быт. 5:1 ; Пс. 68:69 ; Исх. 32:32–33 ; Ис. 4:3 ; Мал. 3:16 ; Апок. 20:15 ) и говорит о предопределении Бож. всеведения, по которому всеведущему Богу известны все те, коим уготовано царство от создания мира. К числу их принадлежат и верные сардийские христиане. За обетованием будущего блаженства следует и третья награда, поясняющая и пополняющая вторую. Их блаженство будет состоять в общении с Самим Богом и с ангелами, как об этом говорил и Спаситель ( Мф. 10:32 ; Лк. 12:8 ). Связь награды с типическими особенностями церковной жизни выступает с полною ясностью: обещанные победителям белые одежды противополагаются той призрачной одежде праведности в которую облеклось большинство лицемерных сардийских христиан, имя в книге жизни – тому имени, которое они себе незаконно присвоили (νομα τι ζς), небесная слава перед Богом и ангелами – славе земной которую сардийцы ставили выше всего ( Мф. 6:1 ) 213 . Послание Филадельфийской церкви (3:7–13) Город Филадельфия, один из городов Лидии, к юго-востоку от Сард, был основан пергамским царем Атталом Филадельфом при подошве горы Тмола. Императором Веспасианом был переименован во Флавию 214 . По преданию, первым епископом Филадельфии был Димитрий, поставленный св. Иоанном. О филадельфийцах, как обществе благочестивом и радушном, отзывается св. Игнатий антиохийский в своем к ним послании 215 . В настоящее время Филадельфия носит турецкое название Аллах-Шехр, что значит Божий город 216 , и имеет вид христианского города. К этой верной, сравнительно с другими, церкви Господь обращается с откровением, исключительно содержащим в себе хвалу и одобрение. И в Своем обращении Он называет Себя совершенно иначе, чем в обращениях к другим церквам. Прежде всего, Господь называет Себя святым ( γιος). Святость есть внутреннейшее свойство Бож. природы, которое говорит о том, каков Бог Сам по Себе и в Себе, без всякого отношения к чему-либо другому ( 1Ин. 1:5 ; Ин. 6:69 ). В тесной связи со святостью стоит свойство истинности ( ληθινς). Если святость говорит о том, каким Бог Сам по Себе, то истинность указывает на Его отношения к миру и людям. Сын Божий, еще будучи на земле, говорил о Себе, что Он есть путь и истина ( Ин. 14:6 ). А это означало то, что Им, в Его учении и делах, указывается для людей истинный и лучший образ жизни и деятельности. Свойство истинности делает нас ответственными перед Всесвятым Богом. Бог истинный есть Всесвятой Бог , уже открывший людям Свою волю. Все Бож. откровение есть явление истинного Бога, и, имея это откровение, уже нельзя оправдывать свою греховность неведением, непониманием и недоверием ( Лк. 12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

И видехом славу Его, славу яко единородного от Отца. При всем том, что Христос Иисус вел жизнь странника земного, был истинным человеком, видехом славу Его. Мы, очевидцы жизни и дел Его, видели очами не только душевными, но и телесными, славную жизнь и славные дела Его. В послании своем апостол выражает это полнее: о том, говорит он, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и осязали своими руками, о Слове жизни – проповедуем вам ( 1Ин.1:1,3 ). Действительность чудесной жизни и чудесных дел Иисуса Христа дознана самым точным образом, со всей строгостью критики исторической. И какова же эта слава Христа Иисуса? Видехом славу Его, яко славу единородного от Отца. – Яко ως означает здесь не сравнение, но как говорит Златоуст, «знак усиления» ( Βεβα ωσεις σημειον): подобное выражение: видели шествие Царя как Царя т. е. истинно царское, вполне достойное Царя. Согласно с тем слава Его, как слава единородного Сына Божия, означает славу, вполне приличную Сыну вечного Отца. Что значит Сын единородный? Не значит ли только любезного Сына? LXX заменяют еврейское слово iachid, единственный, то словом, μονος и μονογενης, единственный, единородный, а иногда словом αγαπητος, αγαπομενος, возлюбленный ( Быт.22:2,12,16 ; Иер.6:8 ; Зах.12:10 ). Но это последнее происходит от того, что сын единственный – действительно самый дорогой для сердца родительского, и след. последнее название – необходимая принадлежность первого. Самое же слово μονογενης собственно значит Того, Который один только и родился у Отца. Сл. Тов.3:15 ; Лк.7:12, 8:42, 9:38 ; Евр.11:17 . У евангелиста Сын Божий Тот, Который существует от вечности ст. 1. был в начале у Бога, ст. 2. кем создано все, ст. 3. след. это – не Сын Божий по одним нравственным качествам, тем более, что права детей Божиих Он предоставляет людям ст. 12. Говорят, что Сын Божий – не более, как Мессия, в звании посланника Божия, по народному верованию? Но а) несправедливо и то, что будто в народе иудейском не отличали Мессии от Сына Божия: когда Иисус Христос назвал себя Сыном Божиим, представители веры народной подняли на Него камни, считая Его богохульником за то, что будучи человеком, считает себя Сыном Божиим Ин.10:33 . б) Пусть иногда соединяется наименование Сына Божия с именем Мессии ( Мф.16:16 ; Ин.6:69, 11:27 ). Но мы видим по истории, что ученики Иисусовы признали Иисуса за Христа при первом знакомстве с ним Ин.1:41 . Но Сына Божия признали они в Нем только после долгого пребывания с Ним, по откровению Отца Мф.16:16 . Ясно, что Мессия и Сын Божий – две разные мысли, хотя Христос Иисус, будучи Христом был вместе и Сыном Божиим. в) Кто такой Сын Божий у евангелиста, евангелист сам показал ст. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мк.1:23–24 . «Человек, одержимый духом нечистым»: бесноватый, см. прим. к Мф.4:24 . Вероятно, что этот человек по временам только был одержим духом нечистым, а по временам был в здравом состоянии: ибо в противном случае он не был бы допущен в синагогальные собрания. – «Вскричал»: в это время случился с человеком тем припадок беснования, выразившийся в крике, изобличавшем присутствие демона в человеке. – «Оставь»: выражение страха перед силой и могуществом Господа и сознание собственного бессилия демона. – «Что тебе» и пр.: см. примеч. к Мф.8:29 .– «Иисус Назарянин»: Иисус из Назарета; это как бы прозвание Господа по имени того города, где Он воспитывался. Из сопоставления этих слов с дальнейшим демонским исповеданием Господа, можно видеть в них и такую мысль: хотя Ты и происходишь из презираемого города, но я знаю Тебя, кто Ты и пр. – «Погубить нас»: демон говорит и за себя, и за других таковых же; ибо если Господь его погубит, то конечно и других, и всех таких же, как он. – «Погубить» – это сильнее, чем выражение мучить – Мф.8:29 ; это значит разрушить, упразднить все демонское царство, а не только подвергнуть мучениям демонов.– «Знаю Тебя»: демоны знали, что Иисус из Назарета есть Мессия, частью непосредственно, частью из чудесных действий Господа. – «Святый Божий»: прикровенное обозначение достоинства Иисуса, как Мессии (ср. Лк.4:34 . Деян.4:27 . Ин.6:69, 10:36 . Откр.3:7 ), прообразами коего были освященные и святые ветхозаветные, помазанники, цари, священники и пророки (см. прим. к Мф.1:1 ) «Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал: святый ( ο’ Αγιος) с прибавлением члена, т.е. единственный в существе Своем святый» (Феофил., ср. Афан. В. 4, 502). Мк.1:25 . «Запретил»: усиленное выражение приказания, – повелел с силой, с угрозой. – «Замолчи»: запрещение относится к демонскому исповеданию Иисуса Мессиею. Достоинство Его, как Мессии, не должно быть преждевременно распространяемо во мнении народа, и притом через посредство демонов; Царство Божие не нуждается в таких проповедниках о нем («Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду» – Феофилакт). Господь в это время вообще запрещал объявлять о Себе, как Мессии, не только демонам, но и облагодетельствованным им людям, даже ученикам своим ( Мф.8:4, 12:16–21 , 17и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

49. Лк.24:45. 50. 1Кор.2:10. 51. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52. Иак.3:17. 53. τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54. Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55. «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56. περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58. αμιγως — неслиянно, без смешения. 59. η ενργεια — деятельность, энергия. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61. Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63. η οικονομας — икономия, домостроительство. 64. Лк.1:26. 65. Ис.6:6–7. 66. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69. Мф.28:20. 70. Мф.5:19. 71. Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72. Ис.66:1. 73. Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75. 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76. Мф.5:6. 77. Прем.13:5. 78. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80. Быт.2:15. 81. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82. Ин.17:20–21. 83. Ин.14:3. 84. Лк.23:43. 85. Ин.14:3.

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

(Ср. Мф.26:39 ; Ин.4:34 и др. Мф.18:1–4; 19:14 и др. Мф.9:11; 23:5–7 ; Лк.18:11–13 и др.). б) Следствием этой нищеты духом является страдание 822 —532— или сознание необходимости страдать при постепенном и продолжительном самоусовершенствовании человека по идеалу Правды Божией и смиренно переносить, как нравственно-религиозный подвиг, тяжесть данного несоответствия своего будущему состоянию славы, т.е. постепенно богоуподобляться, а не быть сразу яко бози, – как и Спаситель, будучи Еммануил Безгрешный, однако же скорбел и страдал, как грешники, в силу необходимости для Него исполнения воли Небесного Отца, хотя, как Бог, Он мог бы силою Своего всемогущества устранить эти страдания: (ср. Мф.26:67–69 – выражение скорби в ощущении душевном и в подвиге или борении (ν γων по Лк.22:44 ), – ( Евр.5:6–10 ; Лк.6:25; 18:11–13 ). в) Следствием и выражением такого сознания своей духовной нищеты и необходимости страдания для человека должна явиться кротость, как внутренняя уравновешенность духа, смиренномудрие и спокойная преданность божественной воле – в отношении к себе самому, а в отношении к другим – как долготерпение, снисходительность и ласковость 823 : ( Мф.11:29; 12:19; 26:24, 40, 41, 45, 50, 55 , – все страдания Господа, – ср. 26:29–35). г) В отношении к нравственно-религиозному идеалу богоуподобления это состояние самоуничижения, страдания и кротости должно выражаться в равнодушии или даже презрении к внешним и в сущности ребяческим прикрасам мipckuм, в свободе от безумных забот о накоплении богатств земных и от поклонения золотому истукану – с одной стороны, а с другой – в правдолюбии или положительном стремлении богоподобного духа человеческого к достижению правды Божией и ее осуществлению в царстве божием, – этого истинного богатства, составляющего неотъемлемую внутреннюю собственность человека ( Мф.8:20; 6:19–34; 19:23–30; 23:14, 16–22 и др. ср. Лк.16:8–15 ). Правдолюбие поставлено посреди блаженств потому, что выражает общее понятие или общий идеал блаженств (Правда), ко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время суда перед иудейским синедрионом первосвященник Каиафа обострил вопрос об утверждениях Христа о Себе. На судебном процессе Он заставил участников рассмотреть главным пунктом вопрос: «Кто же Ты?», вместо: «Что Ты делал?». Когда участники не сумели предоставить доказательства, обвиняющие Иисуса, то Каиафа спросил: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Иисус отвечает: «Ты сказал» (Ев. Матфея и Луки) или просто: «Я» (Ев. Марка). В этом полном ответе Иисус заявил три вещи: 1) что Он является Сыном Благословенного (Бога); 2) что Он сядет одесную силы; и 3) что Он является Сыном Человеческим, грядущим на небесных облаках ( Мф.26:64 , Мк.14:62 , Лк.22:69 ). Все три заявления являются ясными мессианскими утверждениями и, вместе взятые, они оказывают поражающее воздействие. Слова «сидящий одесную силы» – это особое еврейское выражение, указывающее на непосредственное присутствие Бога. Каиафа не мог ошибиться в полном значении этого утверждения. Он разодрал одежду, что запрещалось ему законом ( Лев.21:10 ). Евангельские доказательства убедительно показывают, что Иисус не выступал с публичными заявлениями о том, что Он является иудейским Мессией (по-гречески: Христом), пока Он не предстал перед синедрионом. Он позволял людям конфиденциально обсуждать Его утверждение ( Мф.16:16 , Ин.4:26 ), но Он предупреждал этого не распространять ( Мф.16:20 ). Он, казалось бы, предпочитал применять к Себе менее опасный, но и более неясный термин «Сын Человеческий». «Мессия» являлся столь широким по значению термином, вводящим людей в заблуждение, что Он даже не хотел пользоваться им, пока не наступил необходимый для этого момент. Он безусловно был Мессией по Своему собственному определению этого термина. Вместо того, чтобы спросить: «Утверждал ли Он, что Он – Мессия?», нужно спросить: «Каким Мессией Он заявлял Себя». 93 Стоя перед синедрионом, Иисус ни на один шаг не отступил от утверждения, что Он является Христом, Сыном Божьим и Сыном Человеческим. За это утверждение Он позволил Себе быть приговоренным к крестной смерти. Это, действительно, должно быть достаточно убедительным свидетельством того, что Он – Мессия. Б. Косвенные утверждения

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Такое, по-видимому, совершенно не подготовленное со стороны учеников отношение к страданиям Иисуса Христа, считаемое некоторыми из отрицательных критиков невероятным в виду ясных предуказаний на них как течением самых событий, так и речами Иисуса Христа, нам представляется естественным: в присутствии обожаемого учителя, в необычайном могуществе которого они успели уже увериться, им неестественно было предаваться скорби и печали и призадумываться над тяжестью предуказываемых событий; скорбные чувства, иногда ими овладевавшие, были мимолетными ( Мф.17:22.23 ); с Ним они препобеждали все опасности, их постигавшие, с Ним они и теперь надеялись быть торжествующими в виду надвигающихся опасностей; тяжесть предуказанных событий, во всей их наготе, должна была предстать их взору уже в то время, когда наступило их исполнение, когда не стало обоготворенного ими наставника ( Мф.9:15 ; Ин.16:4 ); тогда гнет их всей своей тяжестью должен был лечь на их душу. Зная такое состояние их духа, Иисус Христос наперед говорил им, что во время имеющей постигнуть Его печальной участи, они все соблазнятся о Нем, оставят Его и только после обратятся ( Мф.26:31 ; Лук.22:31.32 ). Так и случилось. Во время суда, производимого над Иисусом Христом иудейскими старейшинами, тот ученик, который более других заверял Его в неизменной Ему верности, после легкого искушения, первый отказался от Него; по совершении же крестной смерти над Ним, все остальные, разбежавшись, предались скорби и унынию; с позорной смертью обожаемого учителя они полагали разрушенными все свои надежды, с погребением Его они считали погребенными все свои чаяния и ожидания: мало того, под гнетом тяжелой действительности они готовы были причислить себя к ряду обольщенных великими делами своего Наставника ( Мф.26:69–74 ; Мк.16:10.11 ; Лук.24:19–21 ). Всего этого, конечно, не могло бы быть, если бы они сроднились духом с событиями, предуказанными Иисусом Христом, если бы, примирившись с необходимостью крестных страданий и смерти, они надеялись вскоре увидеть ряд новых побед и торжеств; будучи уверены в скорой и славной победе своего Учителя над всеми препятствиями, они с торжеством глядели бы на все совершающееся пред их глазами и не пали бы ни пред какими искушениями и испытаниями; не имея же твердой заручки в вере в события, предсказанные Иисусом Христом, не сроднившись мыслью с ними, они впали в уныние и отчаяние по наступлении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   Кажется: достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтоб познать говорящего в нем Бога. «Глаголы живота вечного имаши», Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде человека, «и мы веровахом, и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Ин.6:68-69).    Вещает Само — истина: «Аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы» (Ин.8:31-32). Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая истина.    Может вещать истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется «силою свыше» (Лк.24:49): «егда приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину» (Ин.16:13).    Если же прежде явственного пришествия Святого Духа — удела святых Божиих — кто возмнит слышать внутри себя вещающую истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя; он скорее слышит голос того, кто говорил в раю: «будете яко бози» (Быт.3:5). И этот-то голос кажется ему голосом истины!    Познавать истину из Евангелия и святых Отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу — великое счастье.    Высшего счастья, — счастья слышать истину от самого Пресвятого Духа я не достоин! я не способен к нему! не способен выдержать его, сохранить его: сосуд мой не готов, не окончен и не укреплен. Вино Духа, если б было влито в него, расторгло бы его, и само пролилось (Мф.9:17), а потому всеблагий Господь мой, щадя немощь мою, долготерпит о мне (Лк.18:7), и не представляет мне в снедь сильного духовного брашна (1Кор.3:2).    Сотник признал себя недостойным принять Господа в дом свой, а просил, чтоб пришло в этот дом всемогущее слово Господа, и исцелило отрока. Оно пришло; совершилось знамение, совершилось исцеление отрока. Господь похвалил веру и смирение сотника (Мф.8:8-13).    Говорили сыны Израиля святому вождю своему и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от которого рождается в человеке сознание и познание ничтожества человеческого: «Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не... умрем» (Исх.20:19). Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христианину: предохраняется христианин таким сердечным залогом от душевной смерти, которою поражает самообольщенных гордость и дерзость их. В противоположность истинному христианину, этому духовному израильтянину, вопиет в исступлении самообольщенный: «Сыны Израиля говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, чтоб нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Да не говорит мне Моисей, или другой кто из пророков: говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение всем пророкам. Ты один без них, можешь совершенно научить меня».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010