Как на историю смотрел на свой рассказ и сам Моисей. Это можно выводить из самого тона или характера этого повествования, его простоты и некоторых подробностей (особенно из приводимых слов Адама по сотворении жены 2:23), а еще более из находящихся в книгах Моисея родословных таблиц, по которым генеалогию многих лиц можно провести от Моисея до Адама. Как на историю, смотрели на повествование Моисея и последующее священные писатели. Все главные мысли этого повествования повторяются как в ветхом, так и в новом завете. Так, согласно с этим сказанием, говорится, что человек создан Богом ( Иов.10:8; 33:4 ;), создан по образу и по подобию Божию ( Прем.2:23 ; Иак.3:9 ; Еф.4:24 ), что тело его образовано из земли ( Иов.10:9; 33:6 ; Еккл.12:7 ; Пс.103:29 ; Сир.17:1–3 ; 1Кор.15:47, 45 ), что жена сотворена после мужа, из ребра Адама ( 1Тим.2:13 ; 1Кор.11:8–9 сн. 6:16; Еф.5:28, 31 ), упоминается, что Адам – прародитель всего человечества ( 1Пар.1:1 ; сн. Прем.10:1 ; Деян.17:20 ), а в евангелии Луки родословие Самого И. Христа возводится к Адаму (3:38). Засвидетельствовал достоверность этого повествования и И. Христос, утверждая на повествовании о происхождении первозданной четы закон о нерасторжимости брака ( Мф.19:4–6 ; Мк.10:6–8 ). Историческое значение усвояемо было повествованию Моисееву и церковью Христовою, как это видно из предлагавшегося древними отцами церкви учения о происхождении человека и из толкований на книгу Бытия. К аллегорическому пониманию склонялись только очень немногие из школы александрийской, более других – Ориген . Но, имея историческое значение, повествование это не требует исключительно буквального понимания. Такое понимание вносило бы грубый антропоморфизм в библейское повествование, вызывало бы не мало и иных затруднений. Повествование это имеет своим предметом такое событие, о котором нельзя говорить языком точным, без употребления образов и иносказания. К тому же и предназначено оно «не для одних мудрых, но для мудрых и простых вкупе». 172 Сообразно с этим и должна быть понимаема история сотворения первого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Если кто скажет слово на Сына человеческого, – учит Сам Христос, – простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ). «Кто скажет брату своему: рака (т.е. пустой человек) подлежит синедриону (т.е. верховному судилищу); a кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ). Так строго судит о слове человеческом воплощенное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос ( Ин.1:14 ). Сообразное с этим судом учение это находим мы во всём, не только Новом, но и Ветхом Завете. «Никакое гнилое слово, – учит Апостол Христов, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Мы должны «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Петр.3:10 ) и «говорить истину», одну только истину «каждый ближнему своему» ( Еф.4:25 ). Если «всякий человек должен быть медлен на слово» ( Иак.1:19 ), то тем более христианин, знающий, что он «от своих слов или оправдается, или осудится» ( Мф.12:37 ). К нему, поэтому, вполне приложимо изречение Премудрого: «слова твои да будут не многи» ( Еккл.5:1 ), потому что сила и действенность речи заключаются не в количестве слов, a в качестве их. При свете христианства мы можем оценить теперь, как следует, и ту свободу слова, которой злоупотребляют люди, не имеющие в себе совсем духа христианского. Скажите по совести, разве это истинная свобода слова, когда некоторые из нас, носящие на себе, по-видимому, звание христианское, на самом же деле давно уже отвергшиеся его, люди ни во что неверующие в своем уме и сердце, позволяют себе своими «нечестивыми устами изрыгать всякое «зло» ( Притч.15:28 ), когда слова их являются не только «не со смыслом» ( Иов.34:35, 38:2 ) и потому «невразумительными» ( 1Кор.14:9 ), но и прямо таки «неистовыми» ( Иов.6:3 ) и «безумными» ( Пс.13:1 ; Ек.10:13 ), когда «слова их, как рак, распространяются» ( 2Тим.2:17 ) и заражают собою многие простые души? Разве в этом состоит свобода слова этих людей, что они, «будучи поборниками неправды» ( Ис.29:20 ), «самих себя опутывают словами уст своих» ( Притч.6:2 ), как какими-либо тенетами, a также и других людей стараются «запутать в словах» своих ( Ис.29:21 ), что они, помимо запрещения не вступать в словопрения» ( 2Тим.2:14 ), будучи заражены страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины» ( 1Тим.6:4–5 ), стараются заводить теперь всё это именно у себя? Нет, нет и нет! Суд Божий изречен таким людям ещё в Ветхом Завете: «дерзостны предо Мною слова ваши – говорит Господь устами пророка Малахии, вы – прогневляете Господа словами вашими» ( Мал.3:18, 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Похоть плоти весьма обольстительна; удобно уловляет она неосторожного и делает душу его пленницею диавола. По слову же Господню: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Можно, значит, осквернить себя и не касаясь чужого тела – посредством глаз, посредством воображения и желания сердца. Когда в сердце входят помыслы любодеяния, то они уже сквернят человека ( Мф.15:20 ). Посему и говорит Писание: всяцем хранением блюди твое сердце ( Прит.4:23 ). Но так как сердечные желания часто возбуждаются в нас от внешних впечатлений, то нужно хранить также и телесные чувства, кои суть: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. На них указывая, Писание говорит нам: взыде смерть сквозе окна ваша и вниде в землю вашу ( Иер.9:21 ). Через них соблазны мира проникают в сердце, и, хотя бы оно было полно добрых желаний, производят в нем опустошение, как и сказано: тлят обычаи благи беседы злы ( 1Кор.15:33 ). Из всех внешних чувств зрение служит для соблазнов самым удобным проводником, и потому оно – самое опасное для чистоты девства. Похоть очей, уловляя соблазнительные предметы, легко и скоро совокупляет их с похотью плоти, и потаенный сердца человек, не разбирая ни времени, ни места, любодействует со всеми, с кем только хочет. Охотно высматривая и заглядываясь на красоту лиц, блудник этот всегда и везде носит и питает в себе, как неукротимого зверя, нечистое похотение. Что может быть еще хуже такого состояния? – Это то же, что сильная горячка, в которой больной, сколь ни пьет, никак утолить жажды своей не может. Посему и говорит Писание: не зазирай чуждыя доброты; от нея похоть, яко огнь, разгорается ( Сир.9:9 ). И какое может быть удовольствие от похоти очей? Тут удовольствия в сущности нет никакого, а одна только тень, подлог и обман; ибо где смятение помыслов и тревога сердечная, там какое может быть удовольствие. Наслаждаются душевным спокойствием не те, кои предаются похоти очей, но кои не предаются. И сколько бы похотник сей не старался уловить удовольствие себе, никак не возможет удержать их и сделать продолжительными. Утешение же целомудренного не таково; но вся жизнь его, можно сказать, проходит в удовольствии, потому что совесть его мирна, и ничто не тревожит душу его; она всегда спокойна, и весело взирает на небо, как окрыленная желанием вечных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Attische Feste. 2 Aufl. Berlin. 1956. S. 40 ff., cf. Robert C. Athena Sciras und die Scirophorien Hermes. 1885. 20. S. 367 ff.) 40 Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957. p. 290. 41 Мф.13:11; Мк.4:11; Лк. 8:10; Рим.11:25, 16:25; 1Кор.2:7, 4:1, 13:2, 14:2, 15:51; Еф.1:9, 3:3—4, 9, 5:32, 6:19; Кол.1:26—27, 2:2, 4:3, 1Тим.3:9, 16; Откр.1:20, 10 42 Жан Пепен, говоря о риторическом использовании языка мистерий христианскими авторами, ссылается прежде всего на «Увещевание» Климента Александрийского (120, 1—2) (Pépin J. Christianisme et mythologie. Jugements chrétiens sur les analogies du paganisme et du christianisme/Pépin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. Variorum reprints. London, 1986. VIII. p. 20). 43 Ср.: Eur Bacch., 470 сл. 44 Hatch E Op. cit. p. 305—306. Впрочем, уже Иустин Мученик использует для крещения термин «просвещение» (1 Апология, 61), ср.: Hatch E Op. cit. p. 295. 45 Ibid. p. 307. 46 Мистический культ Деметры и Коры существовал и в Александрии, где был даже пригород, именовавшийся «Элевсин». Античный толкователь Каллимахова гимна в честь Деметры приписывает Птолемею Филадельфу введение обряда шествия с кошницей «в подражание Афинам». Ф.Ф. Зелинский полагает, что перенесение всего элевсинского культа в Александрию могло состояться еще при Птолемее I Сотере (Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. с. 27—28). 47 В «Строматах» Климент пишет даже, что Бог даровал философию эллинам через низших ангелов (Clem. Strom., VII (2) 6, 4). 48 Ср.: Tert. Apol., 17. 6. 49 Татиан, например, в «Речи против эллинов» (16, 1) заявляет, что демоны, повелевающие людьми, не есть души людей. 50 Учение Платона о демонах, конечно, сложнее, чем можно заключить на основании этих двух мест; см., например, Plat. Resp., X, 617e, 620 de; Phaed., 107d; Symp., 202e; Tim., 89e-90a; Leg., 717a-b. 51 См. также Ios. Bell. Jud., 7. 6, 3; Iust. Apol., 1, 17 – о душах умерших, вселяющихся в живущих. 52 « злоупотребили и своим естеством, и предоставленной им властью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3550...

Кто же явился исполнителем воли Отца? кто предвечную мысль Его об устроении церкви осуществил в действительности, т.е. явился действительным спасителем человечества, действительным основателем церкви? Осуществление этого мудрого плана могло принадлежать и действительно принадлежало не иному кому, как только возлюбленному Сыну Божию Иисусу Христу ( Евр. 2:9, 10 ; 2Кор. 5:15 ). Ибо во Христе Бог благословил нас всяким духовным благословением на небесах ( Еф. 1:3 ), в Нем избрал нас к святости (– 4 ст.), чрез Него предопределил усыновить нас себе (– 5 ст.), облагодатствовал нас в возлюбленном Сыне Своем (– 6 ст.), обогатил всем и всяким словом и всяким познанием ( 1Кор. 1:5 ; ср. Кол. 2:2, 3 ). Сын Божий делается сыном человеческим. Как небесный посланник, живя на земле, Он всегда помнил и знал волю пославшего Его Отца ( Ин. 8:28, 29 ). Посланник не больше пославшего Его – вот неизменное правило Его земного служения. Я сошел с небес, – говорит Он, – не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин. 6:38 ). Какая же была воля Отца, определившая искупительную деятельность Сына? Се же есть воля пославшаго Мя Отца, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, по воскрешу е в последний день (ст. 29.). Воля же пославшего была и та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (ст. 30). К этой цели было направлено всё земное служение Иисуса Христа. Божественный посланник, обреченный волею Отца и своим соизволением на позорные и тяжкие мучения, с подъятием в своем теле на кресте грехов всего мира, – добровольно совершил всё с полнейшим послушанием определению пославшего. Он, имеющий власть положить душу свою и опять принять ее ( Ин. 10:18 ), в минуты глубокой скорби, когда душа истаивала под тяжестию страданий, вызвавших Его троекратную молитву к Отцу – да мимо идет Его настоящая чаша ( Мф. 26:39 ) и тогда, сознавая, что нет на это соизволения Божия, не забыл о послушании и не помедлил присовокупить к своей молитве: не яко же Аз хощу, то яко же Ты, Отче ( Мф. 26:39 ). Не Моя воля, но Твоя да будет во всём. Невинная кровь Его проливается в умилостивительную жертву взамен нашей повинной крови; и эта жертва делается залогом искупления от тяготевшего над нами греха и вечного проклятия за оный ( Рим. 3:22–26; 5:18, 19 ). И вот плод послушания, славный для исполнителя воли Отца и дорогой для нас, не могущих исполнить оную: по действию державной силы своего могущества Бог воскресил Его из мертвых и возвел в неизреченную славу ( Еф. 1:20 ). Как человека, Он посадил Его одесную Себя, превыше всех чинов ангельских (– ст. 21): следовательно, возвел в божеское достоинство. Полнота умилостивления, изобильное богатство милости и благодати, – богатство не человеческое, но божественное, – было в преизбытке достаточно для того, чтобы не только вознаградить и загладить грехи людей, но, освятив природу человеческую, ввести ее в славное наследие, предназначенное святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

б) Его врагами: Сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Некоторые из стражей, вошедши в град, объявили первосвященникам о всем бывшем ( Мф.28:2–4,11 ); в) апостолами: Петр сказал: Начальника жизни вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели ( Деян.3:15 ). Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа ( Деян.4:33 ); г) проповедано ими: Павел говорил из Писаний, открывая и доказывая иудеям, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам ( Деян.17:3 ). Верные а) имеют уверенность в своем воскресении чрез воскресение Христово: Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим.8:11 ). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествии Его ( 1Кор.15:20–23 ); б) должны сохранять воспоминание о воскресшем: Помни Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). Христос есть живый вечно: Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:9–11 ). Священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:23–25 ). Я есмь первый и последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков, аминь ( Откр.1:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Петру ( 1Кор.15:15 ), 4) двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Мк.16:12–13 ; Лк.24:13 и дал.), 5) апостолам в отсутствии Фомы ( Мк.16:14 ; Лк.24:36 ; Ин.20:19–24 ; 1Кор.15:5 ), 6) апостолам при Фоме ( Ин.20:24–29 ), 7) на море Тивериадском ( Ин.21:1–14 ), 8) на горе Галилейской 11 ученикам и 500 братьям ( Мф.28:16 ; 1Кор.15:6 ), 9) ап. Иакову ( 1Кор.15:7 ) и 10) всем ученикам при вознесении (ст. 9, 10; Лк.24:50 ). – В продолжение сорока дней: только из этого указания явствует, что между воскресением и вознесением Господа протекло 40 дней, тогда как, по сказанию Евангелий от Марка и от Луки, по-видимому, нельзя предполагать такого промежутка времени. Таким образом, сказанием книги Деяний восполняются сказания Евангелий от Марка и от Луки о сем, равно как и о событии дня вознесения, о котором в тех Евангелиях упоминается весьма кратко, а в двух других вовсе не упоминается. – О Царствии Божием: см. прим: к Мф.3:2 ; Ин. 3:3 . Таким образом, как до воскресения, так и по воскресении до вознесения главным и важнейшим предметом учения Господа были тайны царствия Божия или царства Мессии, т.е. Церкви Христовой. Вероятно, Господь в это время еще глубже вводил учеников в созерцание этих тайн, но полное познание о них, по слову Христову, они должны были получить с принятием Духа Святого ( Ин.16:12–13 ); потому и видим, что и в это время понятия их о сем царстве еще не вполне чисты и свободны от современных иудейских погрешностей (ст. 6, 7). Наставления и обетования Господа Апостолам перед вознесением и вознесение Его (4–11) 4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем, вы слышали от Меня. Собрав их (по другому толкованию греческого слова, которому следует и славянский перевод: с ними вкушая пищу – ядый; см. прим. к ст. 3): дееписатель не определяет точно ни времени, ни места этого собрания, так же как и в Евангелии – о явлении Господа после первого дня до вознесения (ср. прим. к Лк.24:36–37 ). Если предполагать, что это собрание учеников около Господа одно с тем, о котором говорится далее в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

8 . Для чего Спаситель установил в Церкви пастырей? Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас [пастырей] блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Примечание. Пастыри выполняют эту обязанность созидать – пасти Церковь : чрез учительство ( Мф.28:19–20 ; 1Тим.4:16 ; 2Тим.4:2 ); священнодействия ( Деян.13:3 ; Иак.5:14 ; Рим.14:15–16 ) и управление Церковью ( 1Тим.3:14–15 ; 1Тим.6:17 ; Деян.15:22 ). 9 . Власть в Церкви, данная Спасителем апостолам, а в лице их и преемникам их: Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). 10 . Апостолы и их преемники в прохождении своего служения находятся под высшим руководством Самого Иисуса Христа: Я умолю Отца, и дает вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ( Ин.14:16 ). Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И се Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). 11 . Как должно понимать служение апостолов и их преемников в Церкви? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, а возрастил Бог; ибо мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строить ( 1Кор.3:5–6,9–10 ). Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ). Итак, мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просимы примиритесь с Богом ( 2Кор.5:20 ). Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа ( Мал.2:7 ; Чит. 1Тим.4:6 ; Сир.7:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует». Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа. У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный ( 1Пет.2:5 ) для созидания самих себя в любви ( Еф.4:16 ). У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада ( 1Кор.12:13 ). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» ( Еф.3:21 ) и «во вся дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000. У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм ( Еф.2:20–21; 4:11–16 ; 1Кор.12 ). У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:16 ). У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах. Сектанты говорят: Мф.18:20 : «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ: 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви ( Мф.18:15–17 ). 2) Если каждые 2–3 есть Церковь , тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Мф.18:19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В тойже день явился Он еще двум ученикам, шедшим в Еммаус ( Лк.24:13 ), а по вечеру того же дня приходил Он «дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани» ( Ин.20:19 ). Таким же образом и по прошествии осьми дней паки предстал пред Апостолами Своими. Являлся единонадесяти своим ученикам на Галилейской горе ( Мф.28:16 ); потом являлся им на Тивериадском море ( Ин.21:1 ). Во все то время Христос, являясь ученикам Своим, беседовал с ними, толковал им Писание, и между прочим повелел им не отлучатися от Иерусалима ( Лк.24:49 ). Но дабы еще более уверить их в истине Своего воскресения, то «показа им руце и нозе и ребра Своя; также дуну» ( Ин.20:20, 22 ), и даровал им благодать пресвятого Духа решити и вязати грехи. Притом еще позволил неверному Фоме осязать Свои ребра ( Ин.20:27 ). Сверх же сего и яде с ними: «яде пред ними рыбы печены часть, и от пчел сот» ( Лк.24:42 ); яде также с ними хлеб и рыбу на Тивериадском море ( Ин.21:13 ). Сии-то суть истинные знамения, каковые Иисус Христос, через четыредесять дней являяся, показывал ученикам Своим для уверения их в Своем из мертвых воскресении. Здесь должно заметить то, что явился Он по воскресении Своем не одним только Апостолам и Марии Магдалине, но и другим братиям, коих числом было более пятисот, как свидетельствует Божественный Павел ( 1Кор.15:6 ). Но когда и где явился сим пятистам братиям, также кто они таковы были, о сем Павел умолчал, а только сказал, что в его время многие из них были еще живы, а некоторые уже умерли: «от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же почиша» ( 1Кор.15:6 ). Может быть сие на горе Галилейской, куда Господь, как уверяет Евангелист Матфей, велел собраться ученикам Своим ( Мф.28:16 ): всем же сим помянутым явился Он потому, что одни они достойны были воззреть на нетленное и Божественное Его тело, и подъять чудесное таинство Его воскресения из мертвых. К сим заметить должно и то, что о вознесении на небеса Господа Иисуса уверяет нас и Евангелист Марк: «Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога» ( Мк.16:19 ); также самый оный Богоглаголивый Лука пишет в своем Евангелии: «и бысть егда благославляше их, отступи от них и возношашеся на небо» ( Лк.24:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010