Смерть же есть полная погибель того, что существует, а так как Бог есть такая сущность, которая не разрушается, то Он и не может подлежать смерти. Ведь, пришел к нам не для того, чтобы узнать что-нибудь, но чтобы Своею полнотою восполнить то, чего нам не доставало. Тело страдало своим естеством вместе со страстной душой, поскольку душа есть то, что чувствует скорби. Значит, человеческое Его естество страдало по причине тела, – а скорби чувствовало по причине души» 17 . Невыразимо тяжко и телесно, и душевно страдал Господь на кресте, но люди до конца старались увеличить Его страдания. И когда Господь в предсмертных муках со креста воскликнул: Жажду! то опять только уксус дали для утоления жажды Творцу хлябий небесных. Тут стоял сосуд, полный уксуса, – пишет Святой Иоанн Богослов. – Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его ( Ин.19:28–29 ). «Поношение сокрушило сердце Мое и Я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу. И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс.68:21–22 ), – так предрекал о предсмертной жажде Спасителя мира пророк и царь Давид. Видя, что до конца выпита Им чаша страданий, Спаситель произносит уже Свои предсмертные слова; Евангелист Иоанн так говорит: «когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» ( Ин.19:30 ). Матфей и Марк о смерти Господа, после того как Ему дали уксус, сообщают так: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 ; Мк.15:37 ), а Лука добавляет: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух» ( Лк.23:46 ). Итак, жертва за весь грешный мир принесена. Новый Адам – воплотившееся Слово Отчее – исполнил всю волю Бога и Отца Своего. Святой Афанасий Великий о принесенной Словом Отчим крестной жертве так говорит: «Поскольку надлежало заплатить долг, лежащий на всех, – ибо должны были все умереть, что и было главною причиною Его пришествия, – то после того, как доказал Божество Свое делами, приносит наконец и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление; о Себе же, в нетленном теле Своем, явив начаток общего воскресения, доказать, что Он и выше смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Целью многочисленных очистительных обрядов, которые предписывал Закон еврейскому народу (см. Лев.), было очищение от греха (через искупительную жертву, омовение: «Буду омывать в невинности руки мои…» — Пс.25:6 , ср. 72:13). Тяжкий грех человекоубийства смывался только кровью — это самое древнее установление: «…кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…» ( Быт.9:6 ). Его подтверждает и Закон Моисеев: «Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее» ( Чис.35:33 , см. также 35:16–34; Втор.19:11–13 ; 2Цар.3:28 ; Иер.26:15 ; Дан.13:46 ; Иона1:8, 14 ; Деян.18:16 ). В случаях, когда убийца был неизвестен, совершался обряд омовения рук, в знак невиновности (чистоты) перед Господом тех, на чьей земле был обнаружен убитый. «Если в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого; и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали и которая не носила ярма, и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине; и придут священники… и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над головою телицы, зарезанной в долине, и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля… и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови. Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать доброе и справедливое пред очами Господа Бога Твоего» ( Втор.21:1–9 ). Именно этот обряд и совершает Понтий Пилат на глазах иерусалимской толпы, когда по ее требованию он из двух осужденных (Иисуса и Вараввы) отпускает Варавву. Когда в последний раз Пилат спросил у толпы: «Какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф.27:23–25 ). Ф Фарисей

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Но под теми, кто должен был его хоронить, Он подразумевал мертвых в душе из-за нечестивого неверия, которые пробуждаются, когда говорится: « «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф.5:14). Такого рода смерть осуждает апостол, когда он говорит о вдове, что она «сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6). Поэтому говорится, что (теперь) уже благочестивая душа, которая была нечестива, благодаря праведности веры воскресла из мертвых и (вновь) живет. По словам же апостола в одном месте Писания о теле говорится, что оно не только умрет из-за предстоящего отделения души от тела, но даже и то, что оно (и так) мертво из-за столькой немощи плоти и крови: «Тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8:10). Эта жизнь соделана верою, ибо «праведный верою жив будет» (Рим.1:17). Но что же далее? «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11). 6. Итак, к нашей двойной смерти Спаситель приложил Свою единую, и для того, чтобы содеять оба воскресения (души и плоти), Он в качестве таинства и образа предварил и предложил Свое единое. Ибо Он не был ни грешником, ни нечестивцем так, чтобы Ему было нужно, словно смертному духом, обновиться во внутреннем человеке и, словно раска-явшемуся, вновь быть призванным к праведной жизни. Но, обли-ченный в смертную плоть, и в ней одной умирая, и в ней одной воскресая, ею одной Он соответствовал двойственности нашей. Ибо в ней свершилось таинство для человека внутреннего и образ — для человека внешнего. Ведь не только в псалме, но также и на кресте для нашего внутреннего человека были сказаны в таинстве слова, чтобы обозначить смерть нашей души: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Пс.21:1; Мф.27:46). С этими словами согласуется то, что говорит апостол: « «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6). Разумеется, что под распятием внутреннего человека понимаются муки раскаяния и спасительное распинание самообладания, смертью которого отменяется смерть из-за нечестия, в каковой нас оставил Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Может, не теплится в тебе надежда – на милость Божию ко грешнику кающемуся, на спасение, которое достигается не нашими делами, а благодатью Божественной? Может, иссякла в тебе любовь – любовь к ближнему твоему, любовь ко всему творению Божию? А без этой любви к тому, что всегда с тобой, к тому, что ты видишь, – как можешь ты «любить Бога, Которого не видишь» ( 1Ин.4:20 )? Не лжешь ли ты себе? Может, возгордилась ты, сравнивая себя с другими? Но – чем? Смирением своим? – Но если ты гордишься, то – где же оно, твое смирение? Терпением своим? – Но подумай: а что вправду терпела ты? Боль физическую? Но что – твоя боль, если сравнить ее с теми муками, которые испытал на кресте Господь твой? Ты бы – смогла ли сказать о мучителях твоих: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 )? Боль душевную? Но что она – в сравнении с оплеванием, биением, заушением, крестом и смертью – от тех самых, ради которых Господь наш Иисус Христос пришел на эту землю, воплотился и вочеловечился? в сравнении с той болью, которую испытал Христос, когда " возопил гласом велиим: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 : ср.: Пс.21:2 ) 1088 ? Оставил Тот, Кто Единственный – не просто сродни, а – Един с Ним в самом существе Своем? Многознанием своим гордишься ты? – Но знаешь ли ты, как человеку спастись, особенно сейчас, когда и «праведник едва спасается» ( 1Пет.4:18 ; Притч.11:31 )? И подумай, наконец: что есть у тебя – своего, то есть – того, что не было бы тебе дано всещедрым Богом? Найдешь ли ты что-нибудь таковое, кроме грехов твоих – того, что именно и отличает тебя от Господа твоего, ибо Он был подобен тебе во всем, кроме греха ( Флп.2:7 ; Евр.4:15 )? Того, что именно и надлежит тебе преодолеть, чтобы стать достойным образа Божия, в котором ты создан, который потерял через прародителей твоих, который возвращен был тебе Крестной искупительной Жертвой Христа твоего, в которую и ты сам крестился (ибо, как сказано, «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения»( Рим.6:3–5 ) 1089 ); который, наконец, ты вновь и вновь теряешь, всечасно потакая грехолюбию своему, – теряешь, вместо того чтобы приобретать...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Если место из Ветхого Завета уже истолковано Господом и Апостолами, то наш автор комментирует его строго в соответствии с их свидетельством . В толковании второго Псалма он пишет: «к изъяснению же Псалма не нужно нам многих слов, когда богомудрый Петр, первоверховный из апостолов, дал на него толкование в книге Деяний, царями и князьями наименовав Ирода и Понтия Пилата, первосвященников и книжников (Деян. 4, 24 — 28) …» . Блж. Феодорит ограничивается тем, что своими словами излагает речь апостола Петра и делает всего несколько незначительных пояснений от себя. В другом месте, толкуя слова: Вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Ис. 8, 18) , кирский пастырь отмечает: «Блаженный Павел относит это свидетельство к Господу. Сказав: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя , — добавил, — и еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр. 2, 12 — 13) . Затем в таких словах предлагает толкование: а как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял их в таком же страдательном состоянии, чтобы посредством смерти упразднить имеющего власть смерти (14) . В данном случае блж. Феодорит вместо своего толкования приводит без всяких пояснений слова апостола Павла, считая их наилучшим комментарием, к которому нечего прибавить. Так же в толковании Пс. 21, 2: Боже Мой, Боже Мой, внемли Мне, зачем Ты Меня оставил , он отмечает: «пригвожденный же к древу Владыка изрек слова сии употребив именно еврейские речения : или, или, лимасавахвани (Мф. 27, 46) . Как же можно отвергать свидетельство самой Истины?» Свидетельство Господа и апостолов обладает для нашего автора непререкаемым авторитетом и является наилучшим толкованием или свидетельством об исполнении пророчества. б) Свидетельство Ветхого Завета. Весь Ветхий Завет согласно предвозвещает пришествие Спасителя, и поэтому многие пророчества и прообразы пересекаются между собой, свидетельствуя об Истине. Посему блаженный Феодорит нередко обращается к другим ветхозаветным книгам Писания, чтобы с большей ясностью и точностью раскрыть смысл того или иного пророчества в связи со свидетельствами других пророков, Закона и Писаний. Тем самым, утверждая единство всей Библии, наш автор обосновывает толкование того или другого места, подтверждая, излагаемое им учение о Христе и Церкви, полнотой откровения, данного ветхому Израилю. Сличение параллельных мест в рамках Ветхого Завета позволяет блаженному Феодориту истолковать неясный отрывок за счет смысла другого места. Например:

http://bogoslov.ru/article/1146143

г) Подвергнется посмеянию и биению: ( Ис.50:6 ) «плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний» ( Лк.18:31–32 ; Мф.26:30: 67 ). д) Будет поставлен на ряду с беззаконниками: ( Ис.53:12 ) «и со беззаконными вменися» ( Мк.15:27–28 ). е) Желчию и уксусом напоен: ( Пс.68:22 ) «и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша Мя оцта ( Мф.27:34, 48 .). ж) Будет распят на кресте и прободен: ( Пс.21:17–18 ) «обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя. Ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя. – ( Зах.12:10 ) Воззрят нань, егоже прободоша» ( Ин.3:14–15 ; Мк.15:25 ). з) Предсказано было, что смерть Христа Старейшины совершится в последнюю из 70 седмин, Даниилу свыше открытых ( Дан.9:26 ). По самому точному счислению времени от издания Артаксерксом Лонгиманом указа о восстановлении Иерусалима чрез Неемию (Неем. гл. 2.), последняя седмина, то есть 70-я, падает на то время, в которое Иисус Христос был распят. Иисус Христос пострадал и умер добровольно 1 . Иисус Христос пострадал и умер добровольно, как Сам Он о Себе говорил ( Ин.10:17–18 ): « сего ради Мя Отец любят, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене: но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.» 2 Иисус Христос самым делом показал, что в полной власти Его состояло сохранить Свою жизнь, или предать Себя на страдание и смерть, и что Он шёл на смерть по Своей воле, совершенно согласной с волею Отца небесного: добровольно идёт Он в Иерусалим, совершенно зная, что будет предан, поруган и распят ( Мф.20:18 ); добровольно идёт в сад Гефсиманский, зная, что придёт туда предатель с сообщниками ( Мф.26:30 ); добровольно идёт на встречу пришедшим взять Его; являет всемогущество Своё, поражая их одним словом: Аз есмь,– и Свою волю быть преданным, смиренно и кротко потом отдаваясь им ( Ин.18:4 . и сл.). При этом говорил Он ученикам, что если бы хотел просить Отца, то более дванадесяти легионов мог бы Он иметь в защиту Себя ( Мф.26:53 ). 3 . Эту истину доказывает и святейшая жизнь Господа Иисуса, чуждая всякого греха ( Ин.8:46 ; 1Пет.1:19, 2:22, 3:18 ; 1Ин.3:3–5 ; Рим.5:18–19 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15, 7:26 ; Флп.2:6–8 ): Он, как всесвятый, Сам по Себе не подлежал закону болезней и смерти, лежащему на всех потомках Адама, подвергшихся в нем греху. Предложенному учению о совершенно свободной смерти Иисуса Христа не противоречит Его моление к Отцу небесному, в саду Гефсиманском: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» ( Мф.26:39 . слич Лк.22:42 ). Здесь раскрывается только безмерная тяжесть Иисусовых страданий, среди которых изнемогала человеческая природа Божественного Страдальца, но отнюдь не желание Его уклониться от исполнения предвечного определения: ибо страждущий Иисус и при этом изнеможении также добровольно повиновался воле Отца небесного; «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» ( Мф.26:39 сл. Лк.22:42 ). Иисус Христос пострадал и умер за грехи человеков

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно увидеть «конец» лицемеров, когда его совсем не видно – видеть вопреки очевидности. »Конец» ахарит – также: итог. «Итог человеку – мир… итог [жизни] нечестивых – истребиться» ( Пс.37 /36:37, 38). Каков «итог» жизни тех, кто паразитирует на вере в Единого Бога? Пс.72:18             Итак, на скользких [путях] Ты поставил их,                         низверг их в [пропасти] пустот. «Скользких» – также: гладких. «Устами гладкие [речи] – двояким сердцем они говорят» ( Пс.12 /11:3). Это те, чья «гортань – открытый гроб», они «языком своим оглаживают ( Пс.5:10 ). Итог жизни точно соответствует ее содержанию, поскольку оно затрагивает истины веры. Здесь не говорится о страстях человеческих или грехах житейских – общечеловеческих. В народе, которому открылся Единый Бога, его вожди говорят »гладкие« речи – лицемерные и коварные 397 . Чем это обернется? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками» ( Мф.23:13 ). «Гладкие» речи станут «скользкими» путями в бездну Аваддон: «Ты низверг из в [пропасти] пустот» – они обречены падать в преисподней из пустоты в пустоту» (см. Пс.12 /11:3). «Итог» жизни лицемерных вождей народа Божьего – Аваддон. Пс.72:19             Как они пришли в разорение – мгновенно,                         кончились, свершились – от ужасов. «Разорение» – самое страшно: «придите, видьте дела Божии – какие Он произвел разорения на земле» ( Пс.46 /45:9); такое может быть сказано только о плене Вавилонском (разрушение храма) и об истреблении Иерусалима и второго Храма. Предательство в вере вождей народа покрывается таким «разорением». «Мгновенно» – таков был конец бунтовщиков против Моисея: «Я истреблю их во мгновение» ( Чис.16:21 ); Корей, Дафан и Авирон «живыми сошли во ад» ( Чис.16:33 ). «Кончились» – пришли к концу (погибли, редкий глагол; Ис.66:17 ). «Свершились» – пришли к завершению. «Совершенные» бывают двух родов – праведные ( Пс.15 /14:2) и конченные. «От ужасов» – термин употребляется в связи с внезапной и страшной, и бесследной гибелью: «вечер – и вот ужас, прежде утра – нет его» ( Ис.17:14 ); «во ужасы ты стал – и нет тебя вовек» ( Иез.27:36 ); «ужасами Я сделаю тебя, и нет тебя» ( Иез.26:21 ) 398 . Итак,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Мф.21:33–38 ; Мк.12:1–6 ) 170 . В другом преточном изображении такого же рода, обращенном к тем же старейшинам, архиереям и народу Он называет себя брачующимся Сыном небесного царя ( Мф.22:1–14 и паралл.); затем на суде, при допросе первосвященника, с заклинанием открыть ему, действительно ли Он Христос – Сын Божий, Он подтверждает свое истинное божественное сыновство ( Мф.26:63.64 ); наконец с исповедью на устах своего истинного сыновства умирает на кресте ( Лук.23:46 ). Среди этого учащенного заключительного исповедания и признания себя Сыном Божиим Иисус Христос не оставляет и своего прежнего любимого названия – Сын человеческий; этим именем в эти дни Он особенно любит называть Себя тогда, когда говорит о своем будущем пришествии на суд ( Мф.24:27–30;36–40;25,31–46 и паралл.). Этим Он свидетельствует, что насколько близко и существенно было для Него первое название, настолько же неразлучно с Ним было и второе, и что под знамением последнего Он, как воспринявший плоть и кровь и искушенный по всем ( Евр.2:14.18 ) явится судить людей, т.к. Ему, как причастному нашего естества, а не Отцу, по замечанию древних толковников, естественнее судить сродных Себе. После сказанного едва ли может возникать вопрос о том, в каком смысле Иисус Христос называл Себя Сыном Божиим. Это название, подобно названию – Сын человеческий, не ново и не впервые было усвоено себе Иисусом Христом. Оно много раз встречается в ветхозаветных книгах и в самых разнообразных приложениях: оно усвояется народу израильскому, как избранному среди других народов ( Исх.14:22 ; Втор.14:1 . Иерем.31:9; Ос. 11:1 ; Ис. 1:2;30,1.9 ), его царям, как облеченным свыше властью, его руководителям и представителям ( 2Цар.7:14 ; Пс.81:6 . Пс.88:28 ), его избранным людям ( Пс.102:13 ), наконец его Мессии как помазаннику и Богом подкрепляемому царю ( Пс.2:7–12 ); во всех указанных местах можно открывать в этом названии смыслы естественный, метафизический, теократический, нравственный и идеальный 171 . Но если проводить аналогию между употреблением имени, сделанным Иисусом Христом и древними ветхозаветными писателями, то ни одно из указанных мест не представит точной параллели для него и только все, взятые вместе, укажут соответствующее ему основание и то в высшем идеальном смысле 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   Этот суд продемонстрирует совершенную Божию справедливость. Неудивительно, что в мире грешников, в котором Бог «попустил всем народам ходить своими путями» (Деян 14:16), свирепствует зло и у людей возникают сомнения, действительно ли Бог справедлив, если Он всемогущ, и всемогущ ли Он, если справедлив. Но для Бога судить справедливо дело Его славы, и последний суд будет Его окончательным ответом, опровергающим всякие подозрения, что Он якобы перестал заботиться о праведности (Пс 49:16—21, Откр 6:10, Откр 16:5—7, Откр 19:1—5). Что касается тех людей, которые утверждают, что принадлежат Христу, то их дела (Мф 12:36—37) будут свидетельствовать о том, является ли их исповедание действительно плодом возрожденного сердца (Мф 12:33—35) или же продуктом лицемерной религиозности (Мф 7:21—23). В судный день станет известно все обо всех (1 Кор 4:5), и каждый получит от Бога соответственно тому, чем он (или она) является в действительности. Те, у кого исповедуемая ими вера не повлекла изменения образа жизни, не породила ненависти ко греху и стремления к упорному труду в служении Богу и людям погибнут (Мф 18:23—35, Мф 25:34—46, Иак 2:14—26). Бог заранее оповестил о суде и призвал всех и каждого покаяться и возлюбить жизнь более, чем смерть (Втор 30:19, Лк 13:24). Священные установления     Иисус Христос ввел два установления, обязательных для соблюдения Его последователями: крещение, посредством которого человек раз и навсегда получает посвящение (Мф 28:19, Гал 3:27), и Вечерю Господню, регулярно совершаемое установление воспоминания (1 Кор 11:23—26). В католической и православной церквах эти обряды носят название «таинств». Писание не содержит никакого обобщающего термина для этих двух обрядов и соответствующих им ветхозаветных ритуалов, как то: обрезания всех представителей мужского пола как обряда посвящения (Быт 17:9—14,23—27) и ежегодного празднования Пасхи как обряда воспоминания (Исх 12:1—27). Однако библейское учение оправдывает общую классификацию этих ритуалов, поскольку все они представляют собой внешние знаки и печати, удостоверяющие подлинность заключенного с Богом завета.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Если Он Царь Израилев» и пр.: «Когда тщетно просивши Пилата – снять вину, а вина была написана такая: «Царь Иудейский», не успели в намерении (он воспротивился им и сказал: что я написал, то написал), тогда они уже ругательствами своими старались показать, что Он – не царь. Для сего-то они говорили: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со креста», и еще: «других спасал, а Себя Самого не может спасти», покушались таким образом омрачить и прежние Его знамения» (Злат.). – «Спасал»: т.е. чудотворным образом избавлял от разных бед, и страданий, и опасностей. – «Уповал на Бога» и пр.: враги Иисуса Христа пользуются словами из пророческого о Мессии псалма 21-го ( Пс.21:5 ), прилагая их к Господу Иисусу с некоторым изменением против подлинника. Первые слова из этого псалма Господь действительно приложил к Себе (ст. Мф.27:46 ). Может быть, Он в Своих беседах и действительно изъяснял сей псалом о Себе, как объяснял о Себе разные пророчества, и иудеи теперь воспользовались сим, чтобы насмеяться над Ним, как воспользовались словами Его о разрушении – храма тела Своего. – «Он сказал» и пр.: еще недавно на суде Синедриона Он сказал сие ( Мф.26:63–64 ), хотя обыкновенно любил называть Себя смиренным именем Сына Человеческого. Мф.27:44 . Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. «Также и разбойники поносили Его»: по сказанию ев. Луки поносил один, а другой исповедал Мессиею ( Лк.23:40 и дал.). Надобно предположить, или – что сначала оба поносили, а потом один раскаялся (Злат., Феофил., Евф. 3иг., «сперва оба хулили, а после не так уже. Дабы ты не подумал, будто произошло сие по некоему согласию, или разбойник не был разбойником, его ругательством доказывает тебе, что сперва на кресте был разбойник и враг, но внезапно изменился» – Злат.); или: что здесь ради краткости повествования факт обобщается, подробности опускаются и приписывается обоим то, что делал один (ср. Мк.7:17 с Мф.15:15 ; Мк.5:31 с Лк.8:45 ; Лк.9:13 с Ин.6:8–9 ). Мф.27:45 . От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; «От шестого часа до девятого»: по нашему счислению времени, от 12-ти часов дня до 3-х часов пополудни (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010