Его именем НКВД назвало знаменитое «Дело Ипполита» К 85-летию со дня преставления лаврского старца игумена Ипполита (Яковлева) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Игумен Ипполит (Яковлев) Одной из ярких страниц трагического ХХ века на Радонежской земле явилось так называемое «Дело Ипполита», по которому проходил и был приговорен к расстрелу преподобномученик Кронид (Любимов) — последний наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры перед ее закрытием в 1920-м году. Так кто же такой этот загадочный Ипполит? Чем он так не угодил властям? Почему именно его именем назвали дело по обвинению в контрреволюционной деятельности, создании монархической группировки, сохранении нелегального монастыря, поддержке находившихся в ссылках и тюрьмах и вернувшихся оттуда монахов лавры? Несмотря на такое громкое дело, имя игумена Ипполита не обрело широкой известности, его подвиг по большей части остался тайной, скрытой от посторонних глаз, но Божиим Промыслом нам была приоткрыта некая часть этой тайны, ибо «не может светильник сокрыться под спудом» ( Мф. 5, 15). И с годами тем или иным образом стали открываться подробности жизненного пути и исповеднического подвига братского духовника Троице-Сергиевой лавры. Игумен Ипполит (в миру Иван Степанович Яковлев) родился 31 января 1855 года в городе Новогеоргиевске Херсонской губернии, в семье военно-рабочего. Получил домашнее образование. В возрасте 18 лет приехал в Троице-Сергиеву лавру, где около 10 лет трудился в числе неуказных послушников. В 1884-м году получил от гражданских властей увольнение и был определен в указные послушники лавры. Исполнял послушание писаря при канцелярии казначея лавры. 27 марта 1888 года был пострижен в мантию в Гефсиманском скиту — что примечательно, вместе с будущим наместником лавры преподобномучеником Кронидом, с которым впоследствии проходил по одному делу. 25 сентября 1890 года отца Ипполита рукоположили во иеродиакона, через 5 лет — во иеромонаха. В 1895-м году иеромонах Ипполит назначен на должность библиотекаря лавры. 29 сентября 1897 года Духовный собор лавры утвердил его одним из шести штатных «гробовых» иеромонахов, служивших у мощей преподобного Сергия. С этого времени отец Ипполит начал активно заниматься благотворительной и миссионерской деятельностью, оказывая помощь училищам, гимназиям и церковно-приходским школам. Для Благовещенской школы села Благовещенье близ Троице-Сергиевой лавры он стал не только устроителем и благотворителем, но и попечителем, построив деревянный дом, снабдив его всем необходимым и оказывая регулярную помощь. Также отец Ипполит много лет был уполномоченным представителем лавры в Императорском православном палестинском обществе.

http://pravoslavie.ru/149552.html

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.4:23-31 Ев.- Ин.5:24-30 прп.: Утр.: Лк.6:17-23 Лит.: Ап.- Евр.13:7-16 Ев.- Мф.11:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому Тропарь преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8 Возвысився на добродетель,/измлада возлюбив монашеское житие,/к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру,/и, украсив житие твое пощением и светлостию,/в молитвах, яко безплотен, пребывал еси,/в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 3 Звезду Российскую днесь почтим,/от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны/содеянием и благодатию монашескаго устава,//блаженнаго Феодосия. Величание преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Молитва преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Рим.2:28-3,18 Ев.- Мф.6:31-34,7:9-11 мчч.: Лит.: Ап.- Деян.12:1-11 Ев.- Ин.15:17-16:2 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. мученику Леонтию Триполийскому Тропарь мученику Леонтию Триполийскому, глас 4 Мученик Твой, Господи, Леонтий,/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. Кондак мученику Леонтию Триполийскому, глас 3 Мучителей посрамил еси лукавая коварства/и еллинов обличил еси безбожное служение,/возсиял еси богоразумие всем человеком ученьми благочестия,/Богомудре мучениче./Сего ради твою память почитаем любовию,//премудре Леонтие. преподобному Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах Тропарь преподобному Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3 Всечестный канонарше Леонтие,/правилоначальный бывый в церкви/и в правиле иночестем возсиявший светло,/моли Христа Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак преподобному Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1 Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/уподобился воистинну Ангелом,/поющим Бога на Небеси,/ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,//поминай ны, любовию хвалящих тя. священноисповеднику Виктору (Островидову), епископу Глазовскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Волосы — роговые нитевидные образования, вырастающие из кожи человека или животного. Волосы покрывают почти всю поверхность кожи человека. Что означает выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы» Данное выражение означает гарантию безопасности ( 1Цар.14:45 ; 2Цар.14:11 ; 3Цар.1:52 ; Лк.21:18 ; Деян.27:34 ). Свидетельством того, что человек есть объект Божественного попечения, и что, в частности, Бог силен избавить его от опасности, может служить выражение, что у него (человека) «на голове все волосы сочтены» ( Мф.10:30 ; Лк.12:7 ). Можно ли мужчине или женщине красить волосы? В церковных канонах о запрете покраски волос в какой-либо цвет ничего не говорится. И все же нужно задуматься, зачем мы красим волосы. Если нами руководят какие-либо греховные стремления, не стоит им потакать. Почему по Крещении человеку отрезают прядь волос Пострижение волос на голове новокрещённого символизирует его подчинение Господу, посвящение на служение Богу. Христиане нередко называют себя рабами Божьими. Сегодня рабство в смысле полного антигуманного подчинения человека человеку (как это практиковалось в древние времена) воспринимается как негативное явление – этому научило весь мир именно христианство. Однако рабство Господу – понятие принципиально иное. Христиане прекрасно знают, что человеку невозможно быть абсолютно свободным, человек всегда остается от чего-то зависимым, и, если он отвергается от подчинения Богу в духовно-нравственном отношении – он становится рабом своих греховных страстей и привычек, а то и послушным орудием в руках демонических сил. Крещение же подразумевает отречение человека от сатаны и от злых дел его. В Церкви, куда он вводится через Крещение, есть все необходимые благодатно-спасительные средства, чтобы, имея соответствующее желание и деятельное стремление, опираясь на помощь Божью, не быть рабом дьявола, рабом греха. Таким образом, рабство Богу подразумевает свободу: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31-32 ). Нужно ли сохранять волосы, остриженные при Крещении?

http://azbyka.ru/volosy

Распятие. Смерть и погребение Господа (см.: Мф 27, 31–54; Мк 15, 20–39; Лк 23, 26-49; Ин 19, 16-30)      Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова ); обычно это название переводится как лобное место . По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов. Симон несет крест Христов      На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский. Воины мечут жребий о ризах Господних. Монастырь Дионисиат, Афон      Голгофа была недалеко от города, и люди приходили посмотреть на казнь. Многие злословили: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого ; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Смеялись над Христом и первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Поносили Христа и распятые с Ним разбойники. У креста стояли Пресвятая Богородица и Ее родственница, Мария Клеопова, апостол Иоанн Зеведеев и Мария Магдалина. Скорбела Матерь Божия о распятом Сыне. Сбылось пророчество праведного Симеона: Тебе Самой душу пройдет оружие. Между тем Господь, увидев Свою Мать и ученика, которого Он любил, сказал, обращаясь к Богородице: Се, сын Твой. Потом — апостолу Иоанну: Се, Матерь твоя!

http://pravoslavie.ru/104421.html

Слово на Вход Господень в Иерусалим Во Имя  Отца, и Сына, и Свя­того Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует сразу два собы­тия: воскрешение праведного Лазаря и торжественный  Вход Господа и Спа­сителя нашего в Иерусалим. Эти два события тесно связаны между собой. Святая Церковь в нынешний праздник поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Христово Воск­ресение и воскрешение Лазаря явля­ются указанием на будущее всеобщее воскресение всех людей. Потому эти два события и воспоминаются за Бо­гослужением. Во время сегодняшнего Богослуже­ния Святая Церковь поет: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...» (стихира на «Господи, воззвах»), — это очень утешительные для каждого из нас слова. Они говорят, что на это торжество, на этот праздник собрал нас Дух Святой для того, чтобы,  взяв Крест Спасителя нашего и Господа, воспевать: «Благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних». После этого праздника, как вы знае­те, начинается Страстная седмица, в Богослужениях которой постоянно вос­поминается святой Крест, страдания Спасителя и Господа «нас ради чело­век и нашего ради спасения», Его крестные муки, Его смерть и затем Его преславное Воскресение. В нынешний праздник Святая Цер­ковь готовит нас к тому, чтобы мы со­ответствующим образом провели Стра­стную седмицу. Послушайте еще раз эти глубоконазидательные слова цер­ковного песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних». Святая Церковь зовет нас к повто­рению торжественной хвалы, которая воспевалась отроками, с вайями (ветвями) встречавшими Спасителя Гос­пода при входе Его в Иерусалим. Но, говорит Святая Церковь, эти песнопе­ния надо воспевать, взяв Крест Гос­подень, а не только держа в руках ветви. Что это значит — взять Крест Госпо­день? И как это можно сделать? Это сделал во время земной жизни Спасителя, когда Господь шел на Голгофские страдания, Симон   Киринейский (Мф. 27, 31—32).  Он поднял тя­желый деревянный Крест, который сначала нес  Сам Спаситель  и  изнемог под его тяжестью, и помог донести этот Крест до Голгофы.

http://pravoslavie.ru/1687.html

Томская епархия отмечает пятилетие служения среди лишенных слуха Томск, 31 февраля 2010 г. 30 января 2010 года в актовом зале Томской духовной семинарии состоялось открытие торжеств, посвященных пятилетнему юбилею служения Томской епархии среди людей, лишенных слуха. На торжества приехали глухие и слабослышащие люди из городов Колпашева и Северска Томской области, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Красноярска, Усолья-Сибирского Иркутской области, сообщает сайт Томской епархии . С приветственным посланием к собравшимся обратился Высокопреосвященнейший Ростислав, архиепископ Томский и Асиновский: «От всей души поздравляю с пятилетним юбилеем всех участников служения Томской епархии Русской Православной Церкви среди людей, лишенных слуха. Великим и бесценным даром Господа для человека является вера. Она есть не простая убежденность в бытии Бога, а новая, обновленная жизнь со Христом и во Христе. Через веру человек обретает спасение, вера открывает перед ним врата Царства Христова. Поэтому Слово Божие свидетельствует о том, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6). Господь наш Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса, посылая апостолов на проповедь, дает им заповедь: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Однако Священное Писание говорит: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Это может навести на ложную мысль о том, что глухим людям возбранен доступ к живому Слову Божию, а значит, вера и спасение становятся для них трудными, почти невозможными. Но это, конечно, не так. Господь наш Иисус Христос пришел спасти всех людей, Его Евангельское слово было обращено ко всем без исключения. Внимание Господа было обращено и на людей, лишенных слуха. Евангелие от Марка повествует о чуде исцеления Иисусом Христом глухонемого мальчика (Мк. 9, 17 – 27). Православная Церковь, внимая примеру Спасителя, не оставляет своей материнской заботой тех, кто не может слышать и говорить. Языком образов и жестов она доносит до их сердец великую истину Евангелия, открывает перед ними бесценную сокровищницу Божественного Откровения.

http://pravoslavie.ru/33822.html

Христос словом воскресил Лазаря, и тем же словом воскреснут все (+аудио) И начнется новая жизнь вечная для праведных 31 марта, 2018 И начнется новая жизнь вечная для праведных Слово на Лазареву субботу святого праведного Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский Страшно тяжело было в час смертный Богочеловека всей природе: не напрасно земля вся потряслась, камни расселись, солнце померкло, гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов, по воскресении Его явились многим (Мф. 27, 51-53). Но природа твердо держалась рукою Вседержителя и доселе еще держится… ждет конца, когда род человеческий обратится в смердящий труп и не для чего ему будет существовать, когда пшеница окончательно созреет и будет готова к окончательной жатве… Тогда сказано будет: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы (Апок. 14, 15). В конце концов и мы все должны будем оставить здешний краткий век, перейти в вечность, явиться к святому и праведному Судии и Творцу всех Богу и дать отчет о своей жизни. Как и с чем мы явимся? Какой суд и приговор Его услышим на всю вечность? Вот о чем мы должны чаще размышлять, о чем заботиться. О, помышляйте все об этой будущей судьбе и готовьте дела свои благие, плоды свои духовные, да не явится никто бесплодным деревом. Христос словом Лазаря воскресил из мертвых — значит, Он Творец Лазаря, Творец рода человеческого; Он воскресил словом сына вдовы — значит, Он тем же словом сотворил мир из небытия; Он словом запрещал ветрам и водам — значит, Он создал их Своим словом, Коему все повинуется; Он ходил по волнам морским, как по суше, — значит, Он Творец морей, озер, рек и всяких источников; Он огонь претворял в росу, воду в вино, реки в кровь, пыль земную в мошек, изводил из моря жаб для наказания египтян — значит, Он Творец стихий; поэтому, тем же словом Его, в последнее время земля обратится в пылающий огненный костер и стихии сжигаемые разорятся. Значит, тем же словом Господним и мертвые все воскреснут. Понятно ли безбожникам это чудное творчество и промышление Господа о мире?

http://pravmir.ru/hristos-slovom-voskres...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Матфей. Икона. XIV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.). В агиографической традиции отождествляется с Левием из Мк 2. 14 и Лк 5. 27. Евангелие от Матфея Текстология Самый ранний текст Евангелия от Матфея представлен 13 греч. папирусами, к-рые датируются в основном III-IV вв. и содержат лишь небольшие фрагменты: 1 (Мф 1. 1-9, 12, 14-20), 35 (возможно, V в.) (Мф 25. 12-15, 20-23), 37 (Мф 26. 19-52), P45 (Мф 20. 24-32; 21. 13-19; 25. 41 - 26. 39), 53 (Мф 26. 29-40), 64+67 (вероятно, древнейший, кон. II в.) (Мф 3. 9, 15; 5. 20-22, 25-28; 26. 7-8, 10, 14-15, 22-23, 31-33), 70 (Мф 2. 13-16; 2. 22 - 3. 1; 11. 26-27; 12. 4-5; 24. 3-6, 12-15), 77 (Мф 23. 30-39), 101 (Мф 3. 10-12; 3. 16 - 4. 3), 102 (Мф 4. 11-12, 22-23), 103 (Мф 13. 55-56; 14. 3-5), 104 (также возможна датировка II в., см.: Orsini P., Clarysse W. Early NT Manuscripts and Their Dates: A Critique of Theological Palaeography//EThL. 2012. Vol. 88. N 4. P. 443-474) (Мф 21. 34-37, 43, 45), 110 (Мф 10. 13-15, 25-27). Известен фрагмент унциального пергаменного кодекса (0171), к-рый датируется III в. (возможно, древнее) и содержит Мф 10. 17-23, 25-32 (см. изд. и комментарии: Min Kyoung Shik. Die früheste Überlieferung des Matthäusevangeliums (bis 3./4. Jh.): Edition und Untersuchung. B.; N. Y., 2005). Поскольку, за исключением 1, 35, 64+67 и 104, в большинстве случаев имело место т. н. свободное копирование, в тексте Евангелия от Матфея в этих памятниках встречается множество ошибок, сокращений и др. изменений, привнесенных переписчиками, что существенно ограничивает использование папирусов для реконструкции первоначального текста. Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v) Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v)

http://pravenc.ru/text/2562632.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010