3. Итак, посмотри, новопросвещенный 53 , каких удостоился тайн! На собственном опыте 54 ты узнал их действенность. Теперь ты выкуплен, смотри, как бы тебе вновь не попасть в плен. Ты отрекся [от сатаны], блюдись, как бы тебе снова не оказаться у него в подчинении, поддавшись на приманку. Ты подписал договор 55 , потому позаботься о его соблюдении. Тебе вверен талант (см. Мф 25:15), подумай о его должном применении. Ты вступил в брак, пройдя испытание, потрудись, чтобы не впасть в неверность, оскорбив Бога. Ты приведен к свободе, не обижай твоего освободителя, как если бы он был твоим рабом. Ты оделся в светлые одежды 56 , освети [ближнего] своим разумением. Ты изменил свой нрав, не оскорбляй же Святаго Духа(см. Еф 4:30). На самом деле таинство Крещения и беспредельную благодать Распятого еще раньше возвестил пророк, провозгласив: он хочет милости (ср. Мих 7:18) 57 . О ком же ты говоришь, о пророче? — о Христе, ставшем человеком из-за сострадания [к нам]. Он, оставив неповрежденными девственные ложесна в Своем рождении, Сам обратится и сжалится над нами(ср. Мих 7:19). Подлинно, обратившись, Он отвратил тебя от заблуждения, а сжалился над тобой, — когда одержал победу над общим грехом [тяготевшим над всеми людьми], погрузил же неправды наши (см. Мих 7:19), — после того как воды таинства Крещения стерли грехи наши в глубинах моря (ср. Мих 7:19). Поразмысли о крещальной купели и возвести благодать 58 , ибо Крещение есть совокупность всех благ, оно есть очищение мира, восстановление [человеческой] природы, наиболее скорое искупление, самое подходящее лекарство, влага, палящая грехи, губка, очищающая сознание, одежда, не подверженная воздействию времени, плодородное духовное чрево, могила, возрождающая погребенных, бездна, поглощающая грехи, водная стихия, ставшая надгробием диаволу 59 , печать Взявшего крепость [ада], надежный защитник перед Судьей, источник, погашающий огонь гееннский, щедрая благодать, приглашающая разделить трапезу Господню 60 , таинство древнее и одновременно новое, прикровенно указанное Моисеем 61 . Самому же Христу и Богу нашему слава во веки веков, аминь.

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

52 В то время считалось, что только невиновный супруг получал развод, разрешенный Писанием. 53 Тогда было решено, что штраф платить не следует, ибо в подобных обстоятельствах это приравнивалось к признанию собственной вины, а значит, человек должен был поступаться своими убеждениями. Сейчас политика по этому вопросу изменилась. 54 В статье из «Сторожевой Башни» за 15 декабря 1969 года (сс. 765, 766) впервые внимание было заострено на подобных сексуальных отношениях, которые подвергались длительному обсуждению; это, несомненно, сделало пресвитеров еще более чувствительными к сообщениям о таких фактах; вполне возможно, что именно поэтому вообще появилось это сообщение о поведении людей в собственной спальне. 55 См. «Сторожевую Башню» за 1 декабря 1972 года, сс. 734–736; за 15 ноября 1972 года, сс. 703, 704. 56 В меморандуме для Правления от 9 августа 1976 года штатный работник штаб–квартиры утверждает: «Очень много проблем возникло в результате принятия этой политики, часто в семьях с неверующим (т.е. не являющимся Свидетелем) мужем. Жены отказались позволить мужьям возбуждать их таким образом или стимулировать так мужей. В результате браки распались». 57 Многие Свидетели называют организацию «нашей матерью», потому что «Сторожевая Башня» употребляла это название в номере от 1 февраля 1952 года, с. 80. и от 1 мая 1957 года, сс, 274, 284. 58 Это — копия, поэтому на ней нет подписи, заверенной печатью. симвод «SCE» указывает, что автором письма был Мертон Кемпбелл Служебного департамента. 59 См. «Сторожевую башню» от 1 января 1972 года, сс. 31, 32, 60 Слово «прелюбодеяние» в  Мф. 19:9 звучит как «moikheia» и в отличие om «porneia» обладает не широким, но очень ограниченным значением в обычном смысле слова. 61 В переводе Нового мира имя переводчика не указано, он представлен как анонимный перевод, сделанный «Комитетом перевода Нового мира». Членами этого Комитета являлись Натан Норр, Альберт Шредер и Джордж Гэнгас; однако Фред Франц был единственным из них, знавшим библейские языки достаточно хорошо, чтобы предпринять попытку подобного перевода. Он два года изучал греческий язык в университете в Цинциннати, а древнееврейский язык изучал самостоятельно.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

Ему и гораздо лучше ведомым быть, чем вести на беду. 55. Взирая на учителя и вождя своего как на Бога, Прекословить не смей. Если же кто думает и говорит, чтобы и то, и другое иметь, Знай, – обманулся, Каковое, ибо, Божии к Богу имеют расположение, – Не ведает. 56. Верующий, что в руке пастыря его, Собственные находятся жизнь и смерть, – Не воспрекословит никогда. К ним невнимание прекословие порождает, Ходатая умной и вечной смерти. 57. Перед принятием приговора – осуждения, Возможность дается ответчику самому говорить судье о том, Что содеял. После же содеянного выяснения и судьи приговора, Ни в малом, ни в большом истязующим он не прекословит. 58. Перед вхождением в это судилище монаха, И открытия своего сердечного, Может быть прекословить можно ему, – По невниманию ли, Или как мнящему скрывать свое. После же помыслов откровения и ясного объявления, Нельзя прекословить после Бога судье, И властителю своему до смерти никогда. Ибо монах, в это изначально войдя судилище, И обнажив тайная сердца своего, Известился из предисловия, Если по крайней мере и как-нибудь внимание стяжал, – Что тысяч есть налицо смертей достоен, И ради послушания своего и смирения, От всякого мщения и мучения искупленным быть верит, И если истинно, то, конечно, таинства образ постигает. 59. Неизгладимо это хранящий в своей мысли, Сердцем никогда не подвигнется, Наказуясь, вразумляясь и обличаясь. Потому,что впадающий в таковые злобы, – Говорю, конечно, прекословие и неверие, К духовному отцу своему и учителю, – В западню и глубину адову еще живым плачевно сносится, И домом сатаны и всей его нечистой силы становится, Как противления и погибели сын ( Мф.12:43–45 ). 60. Умоляю тебя к послушанию этому, Обращаться устремленно мыслью своей, И со всяким тщанием подвизаться, Да не сойти в реченные адовы злобы. Но так молиться Богу горячо постоянно и говорить: «Боже и Господи всяческих, Всякого дыхания и души имеющий власть, Единый исцелить меня могущий! Услыши мое моление, окаянного, И во мне угнездившегося дракона,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

57. Но и когда ум не коснит в простых помышлениях, о вещах, не значит еще, что он достиг уже и места молитвы: ибо он может быть занят (философским) умозрением о сих вещах и углубляться в причинные их отношения. Хотя все сие суть отвлеченности, но как они суть умозрения о вещах, то печатлеют в уме образы их, – и далеко отводят его от Бога. (Страсти не в движении, но ум философствует, а не молится: состояние ученых). 58. Пусть ум будет выше и умозрения о вещественной природе, не следует еще, что он узрел уже настоящее место Божие: ибо он может быть занят познанием мысленных тварей (Ангельского мира), и пестрится ими (быть полным разнообразных о них мыслей и представлений). 59. Если хочешь молиться, как следует, то потребен тебе Бог, дающий молитву молящемуся. Его и призывай в молитве, говоря: да святится имя Твое, да приидет царствие Твое (Мф. 6, 9, 10), т. е. Дух Святый и Единородный Сын Твой. Ибо так научил Сам Господь, говоря, что Отцу духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24). 60. Молящийся в духе и истине не от тварей заимствует мысли к величанию Творца, но из Него Самого почерпает созерцания к воспеванию Его. 61. Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов. 62. Когда ум твой, пламенея желанием к Богу, мало-помалу как бы отрешается от плоти и отвращается от всех помышлений, исходящих от чувственных впечатлений или из памяти, будучи вместе с тем полон благоговения и радования; тогда заключай, что он приблизился к пределам молитвы. 63. Святый Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренне Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы. 64. Прочие (духи – добрые и злые) чрез воздействие на тело вводят в ум помыслы, представления и воображения; а Господь действует противоположно тому: наитствуя самый ум, влагает ему ведение, о чем Ему угодно, – и посредством ума укрощает невоздержность тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В состав 71 члена синедриона входили: а) Архиереи евр. коганим греч. ρχιερες: действительный архиерей (Каиафа), экс-архиерей (Анна), может быть все члены тогдашних архиерейских фамилий по должности, – и простые священники или представители священнических черед – по назначению или выбору (ср. Joma, 18а Gold 2, 795, 19–22), – в эпоху Христа большею частью саддукеи. б) Книжники евр. соферим греч. γραμματες, в противоположность невеждам–простецам (евр. борим) – ученые законоведы, богословы, толкователи и переписчики священных книг – из левитов, низших священников и мирян, – большею частью фарисеи. в) Старшины народные, зекеким, πρεσβτεροι το λαο или τν ουδαων [?] – представители колен и родов (ср. Мф. 26:57. 59 ; Мк. 14:53 др.). Архиереи являлись представителями богослужения, книжники – науки богословской, старшины – народа. Президиум суда составляли три лица: Князь евр. Наси, избиравшийся синедрионом обычно на год, большею частью из архиереев ( Мк. 14:60 Деян. 7:1 ), но не обязательно, – существовала даже традиция выбирать Наси из царского рода Давида, хотя царство перешло к Асмонеям, а потом к Иродам (Гиллел и Гамалиил были Наси и принадлежали к роду Давида: Friedlieb, Archäologie. der Leidensgeschichte, § 7), – он являлся заместителем Моисея и был председателем синедриона. У него были два помощника или вице-президента: один назывался Ав бет-дин, т. е. отец дома суда, начальник, глава суда (по Майм. «старейший и достойнейший из 70»), – а другой – Хакам – Мудрец. Ав бет-дин и Хакам выбирались из членов синедриона, принадлежавших к книжникам или левитам и к старшинам народным. Таким образом три лица президиума соответствовали трем классам синедрионалов: Наси – первосвященническому. Хакам и Ав бет-дин – народным старшинам и книжникам, – Наси имел обязанность публично толковать закон (касательно богослужения), Ав бет-дин председательствовал над судьями и решал споры, Хакам председательствовал над книжниками (Маймовид у Friedlieb " a ib). К суду принадлежали еще два (или три) секретаря или писца судебные, называвшиеся омдим – стоящие, из коих один записывал что служило к оправданию подсудимого, а другой – к обвинению (по р.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

57. «Скорблю на авву за то, что он другим дает предпочтение». – Брат! Ты сам себя искушаешь. Разве не знаешь, что кийждо от своея похоти искушается прельщаем ( Иак. 1, 14 )? Не внимай никому другому, кроме себя самого, и не любопытствуй о других, потому что сие не полезно для тебя ни в каком отношении. И смотри, через какую ничтожную вещь смутил сатана сердце твое. Восстань же, поддерживаемый рукой Божией, и не верь помыслам своим, через которые демоны показывают тебе вещи, как хотят. 58. Когда предлагают сделать что-либо, означающее почтительность. Сохрани себя от того, чтобы не радоваться, когда тебя почитают за нечто, и покажи послушание, изгоняющее прекословие, ненавидимое Богом и любящими Его. Держись послушания, которое возводит на небо и приобретших оное делает подобными Сыну Божию. 59. Как положить начало покаянию? – Если желаешь положить начало покаянию, посмотри, что сделала блудница: слезами своими омыла она ноги Владыки ( Лк. 7, 38 ). Плач омывает всякого от грехов. Но человек достигает плача трудом, посредством многого поучения в Писании, терпения, размышления о Страшном суде и стыде вечном и через самоотвержение, как сказал Господь: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет Мф. 16, 24 ). Отвергнуться же себя и взять крест свой – значит отсекать свою волю во всем и почитать себя за ничто. 60. «По немощи телесной не могу подвизаться подобно отцам». – Если ты немощен и не можешь многого понести, то делай по силе своей, вкушая хлеба и пития несколько менее необходимого для тебя, ибо Бог принял две лепты вдовицы и порадовался о них более, нежели о всем прочем. Обучи себя не обращаться с другими свободно и ты спасешься. 61. Возникающие во мне помыслы говорят: «Иди в чужую сторону и там спасешься». – Это от врага, который предлагает тебе сие под видом правды, для того чтобы, поругавшись над тобой, сделать тебя предметом соблазна для многих, дабы ты и за них понес осуждение. Впрочем, ты подвергаешься сему за твое нерадение и тщеславие. К нерадению и тщеславию присоединяют свои козни и демоны, чтобы погубить твою душу. Внимай же себе тщательно и подвизайся против помыслов, прогоняя нерадение и тщеславие; не делай ничего по своей воле и не принимай возникающих в тебе помыслов и самооправдания: в противном случае ты подвергнешься сильному падению. Приобрети твердость, и она удалит от тебя свободу в обращении с ближними, причину всех зол в человеке; оставь все попечения – и будешь свободно служить Богу; сделайся мертвым для всякого человека – и будешь странником; почитай себя за ничто – и мысль твоя не будет смущаться; не думай, чтобы ты сделал что-либо доброе, – и награда твоя сохранится тебе в целости. Сверх того помни, что ты не долго пробудешь в теле, и старайся сделать то, чтобы с дерзновением мог ты сказать в оный день: Уготовихся и не смутихся ( Пс. 118, 60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

occulmus – тайный, сокровенный) общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку. 53 Прозелит ( греч . proselytos) – человек, принявший новое вероисповедание. 54 Что было утверждено Господом в многозначном видении апостолу Петру: «Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся, и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь… Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того и ты не почитай нечистым» ( Деян.10:9-15 ). 55 Все выделения наши – М.Ш. 56 Показателен в этом плане культовый фильм Тарантино «Криминальное чтиво». 57 Кроме значимой для религиозного сознания проблемы промысла Божиего в отношении больного, в вопросе эфтаназии как-то умалчивается о трагическом вопросе исполнителя: кто-то добровольно и сознательно должен сделать себя орудием смерти в мире: отменяя смертную казнь, вводят новых палачей? 58 Средняя продолжительность жизни участников криминальных группировок – 31 год. 59 Можно предположить, что примером такой связи является трагическая и безвременная гибель талантливого режиссера и актера Сергея Бодрова-младшего, допустившего вольготно расположиться смерти в наиболее известных своих картинах. 60 Яркий пример такого ощущения показан в фильме Шахназарова «город Зеро». 61 Малакия (церк. слав.) — рукоблудие. 62 Причем это не только свойственно нашему развращенному времени – издревле именно в отношении полов было наиболее трудно внести ограничения сакрального происхождения (См. Мф.19:10 ). Дикие нравы, войны, полигамия, простота процедуры разводов – все выводило телесные отношения за рамки нравственных и духовных категорий в сферу социальную, экономическую и даже чисто физиологическую.

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы , где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова.  Г.Г. с возведенными вокруг него сооружениями (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ) оказал существенное влияние на развитие богослужения и литургическое устройство восточно- и западнохрист. Церквей, на символику храмового пространства, на сложение сакральной топографии христ. города, на формирование христ. архитектуры и иконографии. С IV в. Г. Г. является главнейшим и самым почитаемым из св. мест христианства, центром паломничества с особой культурой и лит-рой. Вопрос о доступности Г. Г., его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религ. конфликтов ( крестовые походы ; борьба за контроль над Святой землей в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю. Евангельские источники кратко рассказывают о гробнице, в к-рую прав. Иосиф Аримафейский положил тело Христа вечером в день Распятия (Мф 27. 57-28. 8, Мк 15. 42-16. 8, Лк 23. 50-24. 10, Ин 19. 38-42). Согласно Евангелиям, тело Иисуса взял (Ин 19. 38-40) Иосиф Аримафейский, богатый (Мф 27. 57) член синедриона (Мк 15. 43, Лк 23. 50-52). Недалеко от места Распятия, в саду, Иосифом была вырублена для себя в скале гробница, туда положили тело Иисуса («в новом своем [Иосифа] гробе» - Мф 27. 60; «в гробе новом» - Ин 19. 41; «в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» - Лк 23. 3), после чего закрыли ее вход камнем (Мф 27. 60, Мк 15. 46), к-рый был «весьма велик» (Мк 16. 4). В дальнейшем изложении событий Евангелия не совпадают. Согласно Евангелию от Матфея, когда равноап. Мария Магдалина и др. Мария (Клеопова) пришли посмотреть Г. Г., «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28. 1-2). Евангелист Марк сообщает, что мироносицы застали камень уже отваленным и, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (Мк 16. 4-5). Лука также пишет, что камень к приходу мироносиц был уже отвален и «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк 24. 1-4), при этом не уточняется, где именно «предстали» ангелы. По евангелисту Иоанну, Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидела 2 ангелов, сидящих на гробе,- «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин 20. 11-12). Т. о., из Евангелий следует, что Г. Г. находился вне города, среди садов, недалеко от места Распятия; эта гробница была собственностью, но там еще не было захоронений богатого человека. Г. Г. был вырублен в скале и закрыт большим камнем, к-рый можно было подкатить (придвинуть?) к входу; чтобы заглянуть внутрь гробницы, нужно было наклониться (проем был низким); внутри могли разместиться не менее 5 чел. 

http://pravenc.ru/selected.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010