Но здесь и кончается отношение слова π’ρτι 54 . По крайней мере грамматически не необходимо относить его и к следующему причастию: „грядуща – καϑμενον“. При последнем можно подразумевать и только одно „узрите“, без π’ρτι. И это предположение единственно правильное, потому что непрерывное „пришествие на облаках небесных“ не заключает в себе никакого ясного смысла и не имеет для себя аналогий во всем св. Писании 55 . Общий смысл данного места будет, следовательно, таков. Иисус Христос говорит Своим врагам 56 , отвергающим Его мессианство и сомневающимся в Его царственном достоинстве, что отныне Его владычество, как сидящего одесную Бога, будет обнаруживаться пред ними с неотразимой силой убедительности, пока парусия не сделает его несомненным, непререкаемым для всех. Не сидение одесную Бога, а видимое (чувственное), бесспорное обнаружение такого положения Христа связывается здесь с парусией в том смысле, что оно должно наступить с ней 57 . Представление о продолжительном процесс эсхатологического пришествия Христа есть, таким образом, представление не библейское 58 , продукт искусственного экзегесиса 59 . С разбором последнего места ( Мф.26:64 ) лишается одного из главнейших оснований и теория Гаупта, близко стоящая к рассмотренной теории Бейшляга. Гаупт понимает паки-пришествие Иисуса Христа как событие чисто сверхмировое, чувственному ощущению недоступное, совершенно духовное. Выражения Св. писания о пришествии Сына Человеческого „на облаках небесных“, о пришествии подобном „молнии“ и т. п. суть только образы, освященные иудейской традицией формы, обычные миру представления о каком-то премирном (übérweltliche) происшествии. Понимать эти, взятые из земных представлений, выражения нужно вообще как указание на сверхмировое откровение небесного Владыки 60 . Таким образом, паки-пришествие лишается в воззрении Гаупта характера видимого, чувственно созерцаемого события. Не приводя здесь подробно аргументации Гаупта по отношению к изречению ев. Мф.26:64 , потому что она во многом сходна с аргументацией Бейшляга, отметим лишь её особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

47) Когда ум обогатится ведением Единаго, тогда все конечно порабощенным себе имеет и чувство. 48) Не давай уму своему кружиться по вещам чувственным, чтоб не набрался и свойственных им утех и печалей. 49) Которых ум всегда занят духовными предметами, у тех и желательная часть души становится Божественным оружием. 50) Невозможно уму преисполниться ведением, если прежде и желательная часть души не украсится свойственными ей добродетелями. 51) Ум тогда делается чуждым мира, когда совершенно отсечет всякое к чувственному чувство. 52) Отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной — любовь и воздержание. 53) Ум не может всегда занят быть чем либо чувственным, если никакого к тому не имеется пристрастия. 54) Совершен ум тот, который преисполнен ведения; душа же совершенна та, которая в добродетелях утвердилась. 55) Склонность ума к чувственному делает его рабом телесных сластей. 56) Подвигается и ум с места ведения, когда желательная часть отодвигается от своих добродетелей. 57) Мы прияли власть чадами Божиими быть (Иоан. 1, 12) — , но не бываем ими, если не совлечемся страстей. 58) Никто пусть не думает, что он действително сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт. 59) Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны. 60) Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны. 61) Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, нечувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может. 62) В нечистую облеченный одежду извергается из брачных чертогов Божественных, и делается причастником тьмы кромешной (Мф. 22, 12. 13). 63) Боящийся Бога радеет о своей душе, и от злой участи избавляет себя. 64) Невозможно улучить милость от Бога тому, кто, оставя Его, раболепствует плотским сластям. 65) Иисус — Христово есть слово, что никто не может двум господам работать (Мф. 6, 24), хотя мы не хотим верить тому. 66) Душа осквернившаяся ожесточается страстьми, и без сечений и прижиганий, уверовать не способна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

45. Дети боятся масок и не боятся огня, а мы боимся смерти (маски), а не боимся греха, который подобен огню. 46. Не бедность, не болезнь, не обида, не злословие, не бесчестие и даже не смерть, а только грех из всех зол человеческих есть действительное зло. 47. Если же слышим: Блажени плачущии ( Мф. 5, 4 ), – то это о грехах, а не о мертвецах сказано. Если умер беззаконник, то хотя бы весь город провожал его, не получит из того никакого плода. 48. Христос, сказав: чадо, отпущаются ти греси ( Мф. 9, 2 ), показал, что источник, и корень, и мать всех болезней и зол – грехи. Отпустить грехи гораздо важнее (ибо это от болезни души и возможно только Богу), чем тело исцелить. Отпущение грехов есть большее знамение. 49. Ты не можешь изгнать беса, изгони грех из души своей, да не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех ( Лк. 10, 20 ). 50. Грех есть самовольное безумие, ибо душа добровольно принимает диавола. 51. Грех есть властелин жестокий. Он сделал Иуду вором, святотатцем и предателем и довел до петли. 52. Постараемся избегать грехов, особенно тех, которые ведут к общему вреду. 53. Грех происходит от того, что люди хотят быть мудрее законов Божиих. 54. Грехи после крещения очищаются с великим трудом и усилием. 55. Грех лишил господства над зверями, породил соподчинение и рабство. Грех сделал нужной власть и несть власть, аще не от Бога. 56. Ныне начальствующие, когда кто согрешит против них самих, делаются жесто­кими, неумолимыми, а кто оскорбляет Бога и губит свою душу, не обращает на это никакого внимания. 57. Осуждая, не терпя других, ты не позволяешь Владыке быть снисходительным и к твоим грехам. 58. Не смущайся, видя, что добрые люди терпят несчастья, злые же имеют все в изо­билии, ибо живущий в грехах ничем не отличается от смердящего мертвеца. 59. Никого не считай несчастным, кроме находящегося в грехе, ибо сущность греха лежит не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле. 60. От того, что люди не любят братьев своих, они завидуют, от зависти рождаются сластолюбие и ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

54. Как земному царю мерзок, кто, предстоя ему, отвращает от него лице, и со врагами владыки своего беседует: так и Господу мерзок бывает предстоящий на молитве, и приемлющий нечистые помыслы. 55. Пса сего, приходящего к тебе, отгоняй оружием молитвы, и сколько бы он ни продолжал бесстыдствовать, не уступай ему. 56. Проси плачем, ищи послушанием, толцы долготерпением. Таким образом, «просяй приемлет, ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Мф. 7:8 ). 57. Остерегайся без разбора молиться о женском поле, чтобы с десной стороны не быть окрадену. 58. Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе. 59. Во время молитвы не рассматривай даже и нужных и духовных вещей. Если же не так, то потеряешь лучшее. 60. Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется: а если бы это и случилось, то не падет совершенно. Ибо молитва есть благочестивое понуждение Бога ( Лк.18:5 ). 61. Пользу молитвы познаем мы из тех препятствий, которые делают нам бесы во время церковных собраний; а плод ее – из побеждения наших врагов. «В сем бо познах, – говорит Псалмопевец, – яко восхотел мя еси, яко не возрадуется, во время брани, враг мой о мне» ( Пс.40:12 ); и еще «воззвах всем сердцем моим» ( Пс.118:145 ), т. е. телом и душою, и духом. «Ибо где два последние собраны,... там и Бог посреде их» ( Мф.18:20 ). 62. Как телесное, так и духовное устроение не у всех одинаково; и некоторым прилично скорое псалмопение, а другим медлительное; ибо первые борются с пленением мыслей, а вторые – с необучением. 63. Если ты непрестанно молишься Небесному Царю против врагов твоих во всех их нападениях, то будь благонадежен: ты немного будешь трудиться. Ибо они и сами по себе скоро от тебя отступят, потому что нечистые эти не хотят видеть, чтобы ты молитвою получал венцы за брань с ними, и сверх того, опаляемые молитвою, как огнем, они принуждены будут бежать. 64. Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо она в самой себе имеет учителя – Бога, «учащаго человека разуму», «дающаго молитву молящемуся и благословляющаго лета праведных» ( Пс.93:10 ; 1Цар.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

83 Так, например, в словах Спасителя о Иоанне Крестителе слово больший ( Мф. 11:11 ), в древнем Евангелии, виденном мной в Тифлисе у несторианского митрополита Мар Иосифа, стоит раба (великий), а в том, что у меня, несколько позднейшем: буш гура (гораздо великий). 85 Дополнив энтимему меньшей посылкой, и отняв причину от большей, будем иметь силлогизм такой: никто не может служить двум господам (противоположным); а как Бог и мамона, суть два господина совершенно различные: следственно, и вы не можете и проч. 86 Это эбраизм. Сравнительные частицы в древнем Еврейском языке употреблялись очень редко; большей частью нет их и там, где они могли бы быть весьма нелишни для уяснения мысли. Посему 70 толковников, перелагая библию с Еврейского языка на Греческий, во многих местах находили эти частицы до того нужными, что, вставляя их, как бы пополняли текст Еврейский. Так напр. Притч. Солом, гл. 25, ст. 25, 26. 87 Δο κυροθς, τος τ ναντα πιτττοντας λγει νταθα Χριστς. (Chrisostomi Homil. 22 in Matth. p. 57). 89 Что всегда могут быть и есть в среде людской такие, из коих одни, отрекшись мира и благ его, служат по мере сил одному Богу, а другие, увлекаясь мудрованием плоти и крови, и стараясь, как бы, не ведать Бога истинного, раболепствуют яко Богу, или чреву своему, или земному богатству, сего мы не опускаем из вида, но и не разумеем здесь, потому что говорил не о крайностях, составляющих исключения, а о середине, – о большинстве человечества. 91 «Два господина, глаголет, си есть, Бога и мамону» (Толков. Феофилакта на Евангелие Мф. 6. лист 28). 92 Hinc perspicue patet, intelligendum esse idolum, guod divitiis praeesse putabatur (смотри Barthii Adversar. L. 55, c, 4. L. 60. p. 2978). 93 Δουλυειν τ μαμων est servire opibus, i. 6, cupiditati magnas opes et facultates corradendi (Rosenmull. in. Matth. p 128). 94 По первому значению – смысл такой: вы не можете работать Богу истинному, подателю всякого блага, и богу мнимому – обладателю благами земными. По второму: вы не можете служить Богу, стараясь благоугождать пред Ним, и земному богатству, безмерно заботясь о его приобретении и умножении. 95 «Не возбраняет же делати, но (возбраняет) предаватися присному попечению (о делах житейских) и презирати дело духовное и от Бога удалятися: тем же убо делати умеренно подобает и о души пещися» (Феофил. на Ев. Матфея гл. 6 лист 28 на обор.). Читать далее Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

56. Блаженны те, которые, попавши в сети врага, успели разорвать его путы и скрылись, бежав от него, как рыба, спасшаяся из мрежи. Рыба, пока в воде, если, будучи поймана, прорвет сеть и скроется в глубину, то спасется; а когда извлечена на сушу, не может уже помочь себе. Так и мы, пока еще в этой жизни, имеем от Бога власть разорвать на себе узы вражеской воли, и покаянием свергнуть с себя бремя грехов, и спастись в Небесное Царство. А если застигнет нас страшное оное повеление, и душа выйдет, и тело предано будет земле; то не в силах уже мы помочь себе, как и рыба, извлеченная из воды и заключенная в сосуде, не может уже оказать себе помощи. 57. Не будем ждать, пока придет смерть, чтоб не остаться нам в стыде в Воскресение мертвых; когда святые облекутся в светлую ризу, какую уготовали себе добрыми делами. Если увидим тогда себя не только обнаженными светлой славы, но и очерненными, исполненными зловония, то какой стыд овладеет тогда нами? – Постараемся же о том, чтобы не подвергнуться такой опасности, вступив в подвиг покаяния и очищения себя от страстей. 58. Грех есть тьма, а добродетель – свет. Грех, когда любят его и творят, чернит своих делателей; а добродетель, когда подвизаются в ней, преуспевших в ней делает светлыми. 59. Сотворим плод, благоугодный Богу, прежде нежели изыдет страшное повеление взять душу из тела нашего. Горе тогда оскорбившему Господа Бога нашего и не покаявшемуся! Станет он искать времени, которое погубил в нерадении, – и не найдет. Восплачем же пред Господом Богом нашим, чтобы обрести у Него щедроты. Пока есть у нас время, побережемся, и снищем благословение Господне. Не о деньгах у нас забота; их если и лишится кто, может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа, если погубим ее, то не можем уже возвратить (Мф. 16, 26, 27). 60. Дни наши бегут, и конец приближается. Восплачем пред Господом Богом нашим, пока не заключены во тьму кромешнюю. Тогда и многими слезами не можно будет возвратить нам дни сии, если проведем их в нерадении, и нимало не воспользуемся ими для спасения своего. Се ныне время благоприятно: се ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). Блаженны трезвенствующие, потому что увенчаются они в радовании. Блажени плачущии ныне, яко тии утешатся (Мф. 5, 4) вместе с избранными Божиими. Блаженны трудящиеся о Господе, потому что их ожидает райское наслаждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Как и в Мк 15:43, Иосиф характеризуется как bouleut»j ‘член совета’, то есть синедриона; выражение d…kaioj ‘добрый и праведный’ соответствует одному из значений eЩsc»­mwn [знаменитый в Синодальном переводе — Реф.] у Марка — ‘благородный по происхождению, богатый, принадлежащий к высшему классу’ и ‘благородный и честный по характеру, нраву’; такие парные выражения похвалы вообще характерны для Луки, когда он вводит в повествование новых персонажей (2:25 о Симеоне; Деян 10:22 о Корнилии; Деян 11:24 о Варнаве), и поэтому оно не обязательно представляет собой истолкование eЩsc»mwn. Не участвовавший в совете — точнее ‘не голосовавший за решение вместе с другими’; здесь отголосок Пс 1:1. Аримафея обычно отождествляется с родиной Самуила — Рамафаим-Цофимом в 1 Цар 1:1, в 32 км к северу от Иерусалима. Лука прибавляет города Иудейского для своих читателей, слабо знакомых с географией Палестины. Ожидавший также Царствия Божия — ср. характеристику Симеона (2:25) и слушателей Анны (2:38). Этим же выражением Иосиф характеризуется в Мк 15:43, откуда ясно, что оно не принадлежит Луке, но было названием известного круга благочестивых людей в Иерусалиме. О том, что Иосиф был учеником Иисуса, прямо сказано в Ин 19:38; Мф 27:57. Пришел к Пилату и просил тела Иисусова — чтобы избавить Его от бесчестья быть зарытым в общей могиле с другими преступниками. И Матфей, и Лука опускают упоминание о том, что со стороны Иосифа это был смелый шаг, и о том, что Пилат удивился, что Он уже умер (Мк 15:44), однако это, по-видимому, не общность источника, а случайное совпадение. Положил его в гробе, высеченном — могила [именно таково значение церк.-слав. слова гроб, которое используется в Синодальном переводе — Реф.] имела вид склепа, высеченного в скале. Где еще никто не был положен — такие фамильные склепы высекались в течение длительного времени; ср. в новом своем гробе Мф 27:60. День же тот был пятница — paraskeu» ‘приуготовление’, день накануне субботы, который начинался вечером в четверг и заканчивался вечером пятницы. Обычно полагают, что то же выражение в Ин 19:14 означает день приготовления к Пасхе, но могла подразумеваться и пятница на пасхальной неделе. Признаком окончания дня скорее всего считалось появление вечерней звезды. Смотрели гроб, и как полагалось тело Его — этим замечанием Евангелист исключает возможность того, что наутро женщины могли по ошибке прийти к другой могиле. Возвратившись же, приготовили благовония и масти — во время субботы купля и продажа не разрешается законом Моисеевым. Лука не сообщает, когда это было сделано (у Марка — по прошествии субботы), однако у него указание на субботний покой следует дальше, отсюда попытки некоторых комментаторов во что бы то ни стало устранить “противоречие”, искусственно предположив, что женщины покупали благовония дважды. Пустой гроб (23:56–24:12)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

56. Блаженны те, которые, попавши в сети врага, успели разорвать его путы, и скрылись, бежав от него, как рыба, спасшаяся из мрежи. Рыба, пока в воде, если, будучи поймана, прорвет сеть, и скроется в глубину, то спасется; а когда извлечена на сушу, не может уже помочь себе. Так и мы, пока еще в этой жизни, имеем от Бога власть разорвать на себе узы вражеской воли, и покаянием свергнуть с себя бремя грехов, и спастись в небесное царство. А если застигнет нас страшное оное повеление, и душа выйдет, и тело предано будет земле; то не в силах уже мы помочь себе, как и рыба, извлеченная из воды и заключенная в сосуде, не может уже оказать себе помощи. 57. Не будем ждать, пока придет смерть, чтоб не остаться нам в стыде в воскресение мертвых; когда Святые облекутся в светлую ризу, какую уготовали себе добрыми делами. Если увидим тогда себя не только обнаженными светлой славы, но и очерненными, исполненными зловония, то какой стыд овладеет тогда нами? – Постараемся же о том, чтобы не подвергнуться такой опасности, вступив в подвиг покаяния и очищения себя от страстей. 58. Грех есть тьма, а добродетель – свет. Грех, когда любят его и творят, чернит своих делателей; а добродетель, когда подвизаются в ней, преуспевших в ней делает светлыми. 59. Сотворим плод, благоугодный Богу, прежде нежели изыдет страшное повеление взять душу из тела нашего. Горе тогда оскорбившему Господа Бога нашего, и не покаявшемуся! Станет он искать времени, которое погубил в нерадении, – и не найдет. Восплачем же пред Господом Богом нашим, чтобы обрести у Него щедроты. Пока есть у нас время, побережемся, и снищем благословение Господне. Не о деньгах у нас забота; их если и лишится кто, может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа, если погубим ее, то не можем уже возвратить ( Мф. 16, 26. 27 ). 60. Дни наши бегут, и конец приближается. Восплачем пред Господом Богом нашим, пока не заключены во тьму кромешную. Тогда и многими слезами не можно будет возвратить нам дни сии, если проведем их в нерадении, и ни мало не воспользуемся ими для спасения своего. «Се ныне время благоприятно: се ныне день спасения» ( 2Кор. 6, 2 ). Блаженны трезвенствующие, потому что увенчаются они в радовании. «Блажени плачущии ныне, яко тии утешатся» ( Мф. 5, 4 ), вместе с избранными Божиими. Блаженны трудящиеся о Господе, потому что их ожидает райское наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Сам Христос учил апостолов образами и притчами, и только иногда по отдельности ясно и определенно, притом не всех, а только тех, кто мог воспринять полную истину в ее чистом виде 51 . А поэтому почти все Писание – как бы загадка и притча, которую нельзя понимать буквально, и в словах Христа: «ищите и найдете» гностики видели прямую заповедь искать скрытого в Писании таинственного смысла 52 . А смысл этот можно найти лишь посредством аллегории, и вот мы видим, что не только притчи, но и исторические части Нового Завета подвергались у гностиков аллегорическому истолкованию. «Взявшись, – говорит св. Ириней, по пословице, из песку вить веревки, пытаются к своим положениям приладить (prosarmozein) с видом вероятности Господни притчи, или пророческие изречения, или апостольские слова, чтобы вымысел их не казался неимеющим никакого свидетельства» 53 . «Притчи и иносказания, которые по обоюдности (to amjibolon) могут посредством изъяснений (аллегорического) быть относимы ко многому (eiV polla elcein), они иногда с великим насилием и хитро, приспособляют (ejarmozonteV) к своему вымыслу» 54 . Пользуясь аллегорическим методом толкования, гностики находили в Св. Писании все, чего только они там тенденциозно ни искали 55 . Преимущественно в первой книге Иринея «против ересей», в Excerpta ex scriptis Theodoti и в разных фрагментах мы видим целый ряд гностических толкований Нового Завета, причем одно толкование причудливее другого и даже одно место иногда истолковывается по-разному 56 . Приведем несколько примеров. «Где только употребляется слово «век» или «века» (aiwn, h aiwneV), везде они находят указание на этот эонов», – жалуется св. Ириней. Тридцать эонов указаны в Писании тридцатью годами, в которые Спаситель ничего не делал явно 57 . Произведение двенадесятицы эонов (thV dwdecadoV twn Aiwnwn) гностики видели в том, что Господь, будучи 12-ти лет, беседовал с книжниками, а также и в избрании двенадцати апостолов. Остальные восемнадцать эонов указаны в том, что Господь, по воскресении из мертвых, пребывал (diutrijenai) с учениками восемнадцать месяцев. Кроме того, двумя начальными буквами Его имени Иисус, т. е. иотою (i) и итою (h), по мнению гностиков, будто бы указаны восемнадцать эонов. Первая буква в имени Господа Иисус – иота (i) означает десять эонов, почему Спаситель и сказал: иота едина или едина черта не прейдет, пока не исполнится все 58 ( Мф. 5:18 ). Учение об отпадении двенадцатого эона гностики видели в отступничестве Иуды, двенадцатого апостола, в страдании Господа в двенадцатый месяц года, в исцелении кровоточивой женщины после двенадцатилетней болезни 59 . Еще пример. В притче о винограднике ( Мф. 20, 1–16 ) говорится, что хозяин выходил для найма работников в первый, третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы. Если сложить эти числа, получится тридцать, а это, по мнению гностиков, указание на тридцать эонов 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

43. Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари. 44. Если будешь считать себя человеком грешнейшим и последнейшим, будешь иметь покой. 45. В прении нет смирения. 46. При всяком деле и слове должно говорить «прости!» не принужденно, а с покая­нием и умилением. 47. Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, бывает не от Бога, но от диавола. 48. Если младенчествуешь умом, без совета ничего не твори. 49. Воля же, яко по Богу есть, еже отсещи волю телесную по апостолу ( Еф. 2, 3 ). А яже от бесов воля есть, еже оправдати себе, и веровати себе: и тогда уловляем бывает. 50. Сказанное: Се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом ( Мф. 19, 27 ) относится к отсечению даже помыслов и воли. 51. При настаивании на своей воле рождается грех. 52. Молись за всю вселенную. 53. Совершенная молитва Богу без парения – собирает все помыслы с чувствами в отрешении от мира, людей и всего. 54. В Пятидесятницу, если преклоняешь колена, то только у себя в келлии совершай. 55. Писано: Сия подобаше творити (взывать – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»), и онех (Писания) не оставляти ( Мф. 23, 23 ). 56. В общежитии может быть непрестанная молитва , если будет смирение. 57. Покаянная смиренная молитва порождает теплоту сердечную. 58. Умиление приходит от непрестанной памяти – молитвы, когда вспоминаешь о суде, греховности своей. 59. Самого Владыку молим: «Помилуй мя, Владыко, святых ради Твоих мученик и ради святых отец и прости ми молитвами их согрешения моя». 60. Если сидишь с мирскими при празднословии, если можешь, уйди, если нельзя, ум устреми на молитву, не осуждай их, но свою немощь сознавай. 61. Чтобы не празднословить, нужно молиться внутренней молитвой. В прении нет смирения. 62. Непрестанно молиться должно; если дома – и умом, и гласом, а на торжище единым умом; для избежания парения помыслов храни очи. 63. Да будет всегда, как великого грешника молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»; «Боже, очисти мя грешного»; «От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010