Что касается книг Священного Писания , то несомненных следов непосредственного знакомства с ними у Арнобия, подобно тому, как у Минуция Феликса , не встречается. Арнобий упоминает о них несколько раз, но глухо и неопределенно, называя книги Ветхого Завета «Judaeorum litterae» (III, 12), книги Нового Завета – «nostrae litterae» (I, 57) или «nostra scripta» (I, 57; IV, 36) и евангелистов – «conscriptores nostri» (I, 56, 57). Во всей апологии встречаются лишь два выражения, довольно близко подходящие к находящимся в Новом Завете выражениям, а именно о невоздаянии злом за зло (I, 6; ср. Мф. 5:39 ; 1Петр. 3:9 ; Рим. 12:17 ; 1Сол. 5:15 ) и о том, что мудрость человеческая есть глупость перед Богом (II, 6; ср. 1Кор. 3:19 ). Встречаются в апологии и еще несколько выражений, напоминающих некоторые места из Нового Завета 58 . Но нет достаточных данных считать их заимствованиями непосредственно из Священного Писания . Они могли быть или результатом бесед Арнобия с христианами, или заимствованиями из философских и христианских сочинений. Мог Арнобий получить некоторые сведения о Писании также в тех христианских собраниях, на которые допускались катехумены, если он действительно принадлежал во время написания своей апологии к их числу. Но отсутствие прямых ссылок на Священное Писание отнюдь не свидетельствует о незнакомстве автора с ним – оно может объясняться задачами его апологии и тем, что он предназначал ее для чтения не христиан, а язычников, для которых, очевидно, считал свидетельства Писания неуместными, подобно Лактанцию , который упрекал Киприана за то, что тот в своем сочинении против Деметриана старается действовать не рассуждениями и доводами, а приведением текстов Писания, которое Деметриан считал бессильным, вымышленным, ложным 59 . Скорее о незнакомстве с Писанием, по крайней мере с каноническими книгами 60 , могут свидетельствовать некоторые из суждений Арнобия о христианской религии, несогласные, как увидим ниже, со свидетельствами этих книг. Арнобий не называет также никого из христианских писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Не так проходил ночной суд над Иисусом. Отжившее фарисейское Иудейство судило Христа. Первосвященник Анна, тесть Каиафы, к которому вначале привели Иисуса, не решал ничего и скорее стремился удовлетворить своё любопытство, расспрашивая Иисуса об учениках Его и учении Его, чем рассудить что-либо в этом деле. Он, учитель Израилев, ничего не понял из учения и дела Иисуса. И вот с этим-то непониманием и боролся Иисус, предлагая ему спросить слышавших, ибо всегда открыто в храме и синагоге учил народ. Возревновавший о чести первосвященника служитель ударил Иисуса: «Так отвечаешь Ты первосвященнику?» ( Ин.18:22 ). Это чванство и внутренняя пустота били Иисуса, борение суда начиналось... И вот: Каиафа–первосвященник, иные первосвященники, синедрион, и перед ними – одинокий, столь немощный внешне, Иисус. Непостижимо, с какой быстротою в ночной час сумели собрать это судилище важных сановников примерно в семьдесят человек! Как эти самовлюбленные старейшины народные пожертвовали предутренним сном, чтобы, как стая волков, окружить и вступить в брань... с агнцем! Вот так подвиги! Здесь не было суда, не было желания рассудить, разобраться. Здесь было стремление как можно скорее и любой ценой осудить Его на смерть, чтобы успеть получить ещё приговор прокуратора и до вечера привести в исполнение. И боролся с ними Иисус, и оружием Его было молчание. Сначала были приведены многие лжесвидетели. Ведь и их сумели в этот ночной час где-то быстро собрать (или заранее заготовили?). Что только не говорили! Но даже для Каиафы и синедриона «свидетельства сии не были достаточны» ( Мф.26:59–60 ; Мк.14:55–56 ). Так как более легко мог бы Иисус их опровергнуть. И опровергнув, выиграть суд и тем... проиграть великую священную битву, в которую вступил. И слабость этих лжесвидетельств и возможность их опровержения победил Иисус молчанием. Наконец нашлось два лжесвидетеля, свидетельства которых были серьезные. И то, что они говорили, было почти правдою. Они сказали: «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый и через три дня воздвигну другой – нерукотворённый» ( Мф.26:60–61 ; Мк.14:57–58 ). Государственный преступник!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поведали о некотором старце, который провел семьдесят недель в посте, употребляя пищу однажды в неделю. Просил он Бога открыть ему значение некоторого изречения в Писании. Но прошение его оставалось неисполненным; видя это, старец сказал себе: «Пойду тогда к брату и спрошу его, ибо я не достоин, чтобы Бог открыл мне смысл изречения». Он вышел из келлии и направился к брату. Вдруг предстал ему Ангел со словами: «Семьдесят недель поста не приблизили тебя к истине; теперь же, когда ты смирился, Бог послал меня разрешить твой вопрос». Исполнив повеленное, Ангел отступил от старца (77,515). СУББОТА. Мф. Зач. 90. (22,15–22) О СЛУЖЕНИИ БОГУ И УГОЖДЕНИИ ЕМУ Люди велят тебе угождать им с ущербом для тебя самого, а Христос, напротив, за каждое твое деяние воздаст тебе сторицею и к тому прилагает еще Жизнь Вечную (39,283). Чем усерднее мы будем служить Богу, тем больше получим себе пользы, тем больше будет выгоды для нас самих. Не будем же лишать себя столь великого приобретения (42,741). Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы ты и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога (9,25). Мы были бы весьма блаженны, если бы для Бога делали (хотя бы) столько же, сколько делаем для людей из тщеславия, страха и уважения (42,890)… Но, чтобы был кто рабом Богу, не хочет Он, чтобы был по принуждению, а произвольно; подобно тому, как иной бедный, ничего не имущий, когда удостоится сделаться царским служителем, радуется и веселится, что именуется и есть раб царя, – так и Бог хочет, чтобы человек был рабом Его по своей воле и радовался и в великую честь вменял именоваться и быть рабом Божиим (57,60). Кто покорит себя Богу, тот близок к тому, чтобы покорилось ему все (52,366). Чего ради, братья, мы не прибегаем к благоутробному Богу, так много нас возлюбившему? Чего ради не отдаем жизни своей на смерть за любовь Христа и Бога нашего, за нас умершего? Разве не видим, как многие люди, по пристрастию к благам тленным, переносят большие труды, подвергаются великим опасностям, уезжают в далекие места, оставляя жен и детей и всякие житейские утешения, и ничего не ставят выше и краше того, что вожделели, и покоя себе не дают, пока не достигнут цели своей? Но если они ради временных и тленных благ принимают такой подвиг и для получения их подвергают опасности и душу свою, и жизнь свою, то не всячески ли подобает нам предать на смерть и души свои, и телеса свои ради любви к Царю царствующих и Господу господствующих – Творцу, Вседержителю и Властителю всех тварей (57,175).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Только фарисеи раввины препятствовали таковому развитию, так как они прямо устанавливали не развиваемую форму 458 . Это закон. А обетование? Ведь Господь пришел исполнить (и научить исполнять) не только закон, а и пророков. Обетование, – оно в том, чего лишают себя фарисеи через свое отношение к закону (срав. ст. 20), в чаянии наследия царства небесного т. е. участия в мессианских благах. Это выразил Господь уже и раньше своего толкования, обещая блаженство тем, которые имеют свойства, требуемые основной заповедью любви. Недаром один добрый западный ученый сказал, что «в изречениях о блаженстве заключен весь закон и пророки 459 . «Закон произвел», говорит тот же ученый, «в сердцах алчбу и жажду правды, требовавших для себя удовлетворения» 460 ; сам же не удовлетворял этой насущной потребности сердца, которая удовлетворяется лишь в Новом Завете (Мф. 5:6) но он не только отрицательно обетовал, а и положительно, хотя и в том и другом случае получение обетования опять-таки предоставляя новозаветному времени. Он обетовал (пророки) наследие земли для тех, которые питают любовь к ближним и исполняют заповедь об этой любви между прочим своей кротостью ( Псал. 36:11 ; см. Мф. 5:5: блажени кротции, яко тии наследят землю); а это обетование наследия земли было ничем иным (срав. Псал. 36:11  с Исаии 57:13; 60:21), как обетованием о наследии новозаветного царства Мессии, – царства небесного, которое, прямо обещает и Господь в Своих изречениях о блаженстве для нищих духом (Мф. 5:5) и для изгнанников за правду, а косвенно и в остальных всех изречениях. Ибо где утешатся плачущие и насытятся алчущие правды, где помилованы будут милостивые и чистые сердцем Бога узрят, как не на небесах, где обещается великая награда и поносимым, и гонимым за имя Христово, словом, – как не в царстве небесном? А все добродетели, за которые обещается такая награда, не суть ли с другой стороны лишь различное обнаружение важнейшего в законе: милости, справедливости и верности Богу 461 . В существе дела, поэтому, все новозаветное нравственное учение, как развитие одного начала – любви к Богу и ближнему, есть лишь дальнейшее развитие ветхозаветного нравственного закона и его глубочайшее истолкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если же подвизающийся пребывает в терпении, не надмеваясь и не отвращаясь от добродетели, то воздвигается и он от умерщвления тела… ибо телесными деланиями сраспинается он Христу телесно и душевными сраспинается душевно ( Гал. 5,24 ), потом спогребается Ему умерщвлением чувств и ведением по естеству и воскресает мысленно ради бесстрастия во Христе Иисусе, Господе нашем (101,69). Но если христианин забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, тогда теряет он благодать и остается обнаженным, а диавол, находя его таковым, помыкает им, куда хочет и как хочет (57,331). ВТОРНИК. Мк. Зач. 60. (13,14–23) О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА И ОБ АНТИХРИСТЕ Просил ты объяснить тебе признаки крайней нужды при кончине времени, какие Господь открыл для нашего сведения; дознай теперь силу их: сущий во Иудеи да бежат на горы ( Мк. 13, 14 ). Утвердившиеся в благочестии (сие означает Иудея) да имеют в виду вышнее прибежище, ограждаясь своим исповеданием. И иже на крове, да не сходит взяты, яже в дому его ( Мф. 24, 17 ). Кто пренебрег настоящим своим домом, попрал всякое здешнее жилище, стал высок по жизни и изгнал из себя вселявшиеся в него страсти, тот да не увлекает за собою ничего такого: ни боязни, ни нерадения, ни тщеславия, ни пристрастия к богатству, – все это есть схождение с высоты. Иже на селе, да не возвратится вспять взяты риз своих ( Мф. 24, 18 ). Кто совлекся ветхого человека и отрешился от плотского, тот да облекается в человека нового, который обновил его в познание Божие и очистил от тины. Все сии в безопасности будут от оного великого злострадания (47,133). Горе же непраздным и доящим в тыя дни ( Мф. 24, 19 ), сказано, – душам, которые чреваты Божественною любовью, не осмеливаются свободно изречь и породить исповедание веры в Бога и твердо стоять за оное, приобрели же детское и несовершенное понятие о Божием долготерпении и не имеют в виду твердого упования наград, но укоризнами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего (47,134).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мк.14:53–65 . См. прим. к Мф.26:57–68 . – «К первосвященнику», т. е. Каиафе. – Первосвященники: см. прим. к Мф.2:5 .– «И грелся у огня»: это было, вероятно, около полуночи; двор не был покрыт и было холодно, как нередко, по замечанию путешественников, бывают после жарких дней холодные ночи в тех странах в это время года (в конце марта и начале апреля). – Потому на дворе и разведен был огонь, т. е. на каменном помосте внутреннего двора накладено было несколько дров, которые горели и около которых грелись (это то, что в просторечии зовется у нас теплина). – «Не были достаточны»: или по ничтожности обвинений, или по разногласию свидетелей, или по недостатку законного количества свидетелей. – «Некоторые»: именно двое ( Мф.26:60 ), число, требуемое законом для осуждения виновного ( Чис.35:30 ). – «Храм этот рукотворенный» и пр.: перетолкование слов Христовых, сказанных о Иерусалиме в первую Пасху Его общественного служения (Ин.2и дал.). – Некоторое различие этого лжесвидетельства с тем, как его передает ев. Матфей, объясняется или тем, что ев. Матфей короче и общее передает то, что ев. Марк указывает определительнее, – или тем, что один из лжесвидетелей говорил так, а другой несколько иначе, и слова одного передает первый евангелист, а слова другого другой. Судя по тому, что далее прибавляет ев. Марк, что и это свидетельство их было недостаточно, надобно полагать, что свидетели действительно несколько разногласили между собой, если не держаться, при объяснении этого замечания, что ев. Марк считает что и это свидетельство недостаточным потому, что оно было лжесвидетельство, клевета на Господа, перетолкование Его слов. – «Стал посреди»: как главный обвинитель в таком, по их мнению, великом преступлении, чтобы придать более торжественности обвинению. – «Сын Благословенного»: т. е. Бога, имя которого благословенно. – «Некоторые начали плевать»: некоторые из обвиняющих или присутствоваавших членов синедриона, как видно из того, что эти некоторые противополагаются далее слугам, которые также били Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

57. Мы прияли власть чадами Божиими быть (Ин. 1, 12); но не бываем ими, если не совлечемся страстей. 58. Никто пусть не думает, что он действительно сделался чадом Божиим, если не стяжал еще в себе Божеских черт. 59. Усвоение нравов добрых или худых делает сынами Бога, или сатаны. 60. Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны. 61. Ожесточенная душа, и когда бичуют ее, не чувствует, и к благодетелю никакого чувства восприять не может. 62. В нечистую облеченный одежду извергается из брачных чертогов Божественных, и делается причастником тьмы кромешной (Мф. 22, 12–13). 63. Боящийся Бога радеет о своей душе, и от злой участи избавляет себя. 64. Невозможно улучить милость от Бога тому, кто, оставя Его, раболепствует плотским сластям. 65. Иисус Христово есть слово, что никто не может двум господам работать (Мф. 6, 24), хотя мы не хотим верить тому. 66. Душа осквернившаяся ожесточается страстьми, и без сечений и прижиганий, уверовать не способна. 67. Огрубелым потребны страшные испытания; ибо без сильных болей они умягчиться не могут. 68. Разумный муж печется о душе своей, и посредством произвольных себя умучений избегает непроизвольных мук. 69. Попечение о душе — злострадание (подвиги самоумерщвления) и смирение, ради коих Бог прощает все грехи. 70. Как похоть и гнев умножают грехи; так воздержание и смирение изглаждают их. 71. Печаль по Бозе сокрушает сердце; ее же рождает страх адских мук. 72. Печаль по Бозе очищает сердце, и от нечистых сластей отдаляет его. 73. Терпение есть трудолюбие души, (желание преутруждать душу); где же есть такое трудолюбие, там изгнано сластолюбие. 74. Всякий грех делается для сласти; всякое же прощение бывает ради злострадания и печали. 75. Непроизвольным болям Промышлением Божиим подвергается тот, кто не берется совершить покаяние с болями произвольными. 76. Христос есть спаситель всего мира; и Он даровал людям покаяние во спасение (Мф. 4, 17). 77. Покаяние пораждает соблюдение заповедей; а заповедей соблюдение очищает душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Порядок молебна об исцелении немощных, страдающих, обуреваемых и одержимых нечистыми духами «Царь Небесный», «Отец наш…». Псалмы 142 «Господи, услышь...2 (стр. 48); 22: «Господь пастырь…»; 26: «Господь Свет мой...» (стр. 170); 50: «Помилуй меня, Боже...» (стр 26); 67: «Да восстанет Бог…»; 90: «Живущий под кровом Всевышнего…» (стр. 85). «Бог Господь…». Тропари 4 гл.: «Ты Единственный скорый Заступник, Христе...» (стр. 55). Слава: «К Богородице прилежно ныне прибегнем…». И ныне: «Не перестанем никогда…» (стр. 153). По желанию можно канон на елеосвящение (стр. 49). Апостол Иакова 5– 16 (стр. 57). Евангелие 1. Матфея 10:1, 5–8 . (стр. 63), 2. Мф. 8:14–23 (стр. 65). 3. Мф. 15:21–28 (стр. 69). Ектения: 1. «Помилуй нас, Боже…». 2. «Усердно все помолимся об одержимых нечистыми духами, чтобы Человеколюбивый Христос Бог запретил нечистым и злым духам и избавил Своих рабов от власти противника, чтобы запретивший легиону бесов и начальнику зла диаволу, Он Сам и ныне запретил отступникам от благочестия и избавил Свои создания от действия диавола и очистил тех, которых сотворил с великой мудростью». 3. «Еще: усердно помолимся о них защити, спаси, помилуй; и восстанови их, Боже, Твоею силою». 1. Молитва: «Господи Иисусе Христе Боже наш, связавший сильного и расхитивший все вещи его, давший нам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу врага, предавший нам человекоубийственного змея связанным, как воробья – детям. Ты, Которого все страшится и трепещет пред лицем силы Твоей, свергший сатану, как молнию с неба на землю свержением не с одного места на другое, но от чести в бесчестие за добровольную злобу его; Ты, Которого взор иссушает бездны, Которого гнев расплавляет горы и истина пребывает во век, Ты, Которого восхваляют младенцы и благословляют грудные дети, Которого воспевают и Которому поклоняются Ангелы, Ты, взирающий на землю и делающий, что она трясется, прикасающийся к горам, и они дымятся, запрещающий морю и иссушающий его и самые реки, Ты, все опустошающий, Которому и облака – прах ног Его; Ты ходящий по морю, как по суше, Единородный Боже, Сын Великого Отца, Сам запрети злым духам и избавь творения рук Твоих от действия враждебного духа, ибо Тебе слава, честь и поклонение, и через Тебя Твоему Отцу, во Святом Духе во веки. Аминь». Затем больного помазывают святым елеем, произнося молитву: «Небесный Святой Отец…» (стр. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

А что Ахамоф, когда шел к ней Спаситель, от стыда надела покрывало, это сделал явным Моисей, полагая покров на лице свое ( Исх.34:35 ). И страсти ее, которыми она страдала, утверждают еретики, назнаменовал Господь на кресте; а именно: словами: Боже Мой, Боже Мой, почто оставил еси Мя ( Мк.15:34 ), означил оставление Премудрости светом и возбранение ей стремления вперед Пределом; а печаль ее означил словами: прискорбна есть душа Моя ( Мф.26:38 ), страх – словами: Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша (ст. 39), а также и замешательство словами: и что реку? не знаю ( Ин.12:27 ) На три же рода людей, учат они, Он указал так: на вещественный указал, когда говорившему: иду по тебе, отвечал: не имать Сын человеческий где главу подклонити; Лк.9:57–58 ); на душевный, когда сказавшему: иду по Тебе: прежде же повели ми отвещатися домашним, отвечал: никтоже на рало руку возложь, и зря вспять, управлен, есть в царствии небесном ( Лк.9:61–62 ), ибо о сем человеке говорят, что он из средних. А также и тот, который исповедал о себе, что исполнил весьма много дел праведности, а потом не захотел последовать, но, побежденный богатством, не сделался совершенным, по их мнению, был душевного же рода. Духовный же род, говорят они, Господь означил словами: остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай царствие Божие ( Лк.9:60 ), и тем, что сказал мытарю Закхею: потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает, Ми быти ( Лк.19:5 ); ибо эти люди, как возвещают еретики, были духовного рода. И притча о квасе, его же жена, как сказано, скры в сатех трех муки ( Мф.13:33 ), указывает, по словам их, на три рода: ибо женою, по учению их, называется Премудрость; тремя сатами муки – три рода людей: духовный, душевный, земной; квасом же, по их учению, назван сам Спаситель. И Павел, говорят, раздельно говорит о земных, душевных и духовных: то: яков перстный, таковы и перстнии ( 1Кор.15:48 ); то: душевен человек не приемлет яже духа ( 1Кор.2:14 ); то: духовный востязует вся ( 1Кор.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

52) Если тело, от прикосновения к другому телу, изменяется в своей действенности; то, как не измениться тому, кто неповинными руками прикасается к Божию телу? 53) Можно видеть, что Всеблагий Царь наш, подобно царю земному, иногда Сам, иногда чрез друга, а иногда чрез раба, иногда же и недоведомо, раздает дары Свои воинам Своим, смотря уже по хитону нашего смирения. 54) Как царю земному ненавистен тот, кто, предстоя ему, отвращает от него лице свое, и беседует со врагами владыки; так мерзок пред Господем, кто, предстоя на молитве, занимается нечистыми помыслами. 55) Приходящего пса гони от себя оружием молитвы, и, при всяком бесстыдном покушении его, не оказывай ему снисхождения. 56) Проси со слезами, ищи с послушанием, ударяй в дверь с долготерпением. Ибо так просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Мф.7:8 ). 57) Остерегайся в молитве своей без разбора прилагать прошения за женщин, чтобы не быть тебе окраденным с правой стороны. 58) В молитве не приноси исповеди в телесных делах, как они были, чтобы не сделаться наветником себе самому. 59) Время молитвы не употребляй на размышление о делах нужных и духовных. В противном случае, похищено у тебя будет лучшее. 60) Кто непрестанно опирается на жезл молитвы, тот не преткнется. А если и случится ему преткнуться; то не падет совершенно; потому что молитва есть благочестное обладание Богом. 61) О пользе молитвы заключаем по демонским запинаниям во время Божией службы; о плоде же её – по низложению врага. Ибо в сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется во время брани враг мой о мне ( Пс.40:12 ). Воззвах всем сердцем моим, говорит Псалмопевец ( Пс.118:145 ), то есть, телом, душою и духом. Ибо идеже собрани два последние, 41 ту и Бог посреде их ( Мф.18:20 ). 62) Относящееся, как к телу, так и к духу, не для всех все одинаково. Ибо иным полезна краткость, а иным продолжительность псалмопения. Одни говорят о себе, что борются с пленением ума, а другие – с невежеством. 63) Если непрестанно приносишь царю жалобы на врагов своих; то, когда приступят к тебе, не теряй мужества; недолго потрудишься, потому что и сами собою скоро отступят от тебя. Сие нечистые не захотят видеть, чтобы ты по молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, они убегут от молитвы, как бы мучимые огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010