Во-вторых, следует сказать, что кораническое представление о рае с объедением, винопитием и совокуплениями с гуриями, решительное противоречит Новому Завету, где сказано: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф. 22, 30 ); Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14, 17 ). Однако в создании именно такого описания имеется вполне определенная исламская логика. Христианин знает, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего те явления, которые в христианстве рассматриваются как имеющие на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественные атрибуты созданной Богом человеческой природы; поэтому перенесение их на райское состояние кажется мусульманину естественным. Первым на эту связь указал уже преподобный Максим Грек : “Он (Магомет) дозволил им всякое вообще наслаждение и все то, что может услаждать гортань, чрево и подчревное, говоря, что на то мы и сначала были созданы от общего всех Создателя и что поэтому в созданном Им раю Создатель приготовил для них... три реки, состоящие из меда, вина и молока, и отроковиц множество прекрасных, с которыми они будут весь день совокупляться” . Это различие также проистекает из различного понимания назначения человека в христианстве и исламе. В Коране от лица Бога говорится: “Я ведь создал... людей только, чтобы они Мне поклонялись” (Коран 51.56), тогда как, по Библии, Бог создает людей, чтобы они Его любили: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк 10:27 ; ср.: Втор 6:5 ) и чтобы Он их любил: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин 3:16 ). Исламское представление о рае выглядит антропоцентричным. Бог в таком рае как бы вынесен за скобки, наслаждающиеся предоставлены друг другу и своим наслаждениям; если Бог и появляется, то только затем, чтобы поприветствовать отдыхающих (Коран 36.58) и спросить, не желают ли они чего-нибудь еще. В одном из хадисов говорится, что мусульмане в раю будут иметь возможность видеть Аллаха, но она будет не явной, а отдаленной и неконкретной: “однажды ночью пророк посмотрел на луну и сказал: Поистине, вы увидите Господа вашего как видите эту луну” (Бухари, 554). Но это, по сути дела, та же самая удалённость. Для любого современника Мухаммеда луна – далека и недосягаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Интересно... Православное радио. Корреспондент, женщина. Поучает священника. Не бред ли? 24.07.2017 - 10:27 Светлана, тепло благодарю за : Светлана, тепло благодарю за ваш отклик на актуальные темы нашей христианской жизни, очевидно мы много читаем и слушаем Евангелие в храме, но многого не понимаем, не претворяем правильно, прочитанное в свою жизнь и от того не меняемся внутренне сами. Верю, что люди искренне ищущие Христа, обретут Его, в своем сердце, которое еще предстоит очистить от шелухи. Помоги нам Господи! Мф. 5:13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 25.07.2017 - 06:51 да мы все богословы! : да мы все богословы! действительно может отменим священство? несут какую то чушь!заповеди напишем которые нам нравятся, и будем жить действительно без Христа. Православные мы лишь по названию. ничего общего в нас с православием нет, иначе было бы царствие Божие в стране нашей 25.07.2017 - 10:55 Вот какие молодцы, : Вот какие молодцы, православные. Наглядно продемонстрировали в комментариях правоту автора. Поплевали от души, потоптались по человеку. Ещё бы с таким же старанием прочитали написанное, подумали. Но это уж слишком, да... Главное - правильно врага выбрать и поплевать на него. 25.07.2017 - 20:50 Братья и сестры! Если можно, : Братья и сестры! Если можно, поясните, о каком ролике идёт речь. 26.07.2017 - 03:52 Очень неприятная статья, а : Очень неприятная статья, а главное- не правдивая. Основана на домыслах и фантазиях автора. О каком суде и осуждении речь, о какой немилости? все правильно о.Андрей сказал. А то, что прямо и нелицеприятно, по простонародному, так и так говорить надо, и так даже лучше и понятней для большинства, так доходчивей. Далеко не каждый теперь скажет в уме: да это не про меня, как часто бывает на проповедях в храме сказанных культурно-безлично, отвлеченно, в общем. Ну понятное дело, рафинированных, шибко интеллигентных и образованных такая речь может задеть, резануть слух.

http://radonezh.ru/analytics/otmenit-khr...

Можно сказать, что мусульманское представление о Рае изначально и решительно отвергается в Новом Завете: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ); Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Однако было бы неверным считать, что создание именно этого чувственного представления было не более чем политическим приемом: «завлекательным описанием Рая пророк ислама действовал на пылкое воображение соотечественников и привлекал их к принятию провозглашаемой им религии» 10 . Нет, в нем есть определенная внутренняя логика – эти смущающие христианина образы являются оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама . Человек христианской культуры неотступно помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего тот преизбыток чувственности, который в христианстве рассматривается как имеющий на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественный атрибут созданной Богом человеческой природы, почему и не вызывает смущение перенесение его на райское состояние. Это различие проистекает также из различного понимания назначения человека (в том числе и его плоти) в христианстве и исламе – в Коране от лица Бога говорится: «Я ведь создал людей только для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56); тогда как по Библии Бог создает людей, чтобы они Его любили: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк.10:27 ; ср. Втор.6:5 ), и чтобы Он их любил: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ); и в этой Божественной любви целый человек (то есть во плоти) должен «соделаться причастником Божеского естества» (см. 2Пет.1:4 ); в связи с чем и Рай воспринимается как достижение этой духовной мистической цели. Ничего подобного в исламе нет 11 , «Законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов 13в. Ибн Тамиййа писал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим, а не к самому Богу» 12 , отсюда и соответствующее бездуховное (в нейтральном смысле слова ) понимание Рая. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Он сошел – тысячелетиями позже. Он стал жертвой, и неспроста упоминал Он вместе имя Авеля и пролитие крови Своей (Мф. 23:35; Лк. 11, 50-51). Для Бога нет времени. Он соединил Свою человеческую кровь, пролитую руками жестоких воинов и хитростью первосвященнических умов, полагавших, что «лучше, чтобы умер один человек, чем весь народ погиб» — соединил с кровью Авеля, став добровольно его потомком. Паче разума и надежды – Христос есть потомок Авеля. Он – Сын и Семя Жены, Человек от Господа. Он Сам принес себя в жертву, не ища жертв от других. Ему не надо было власти над братьями – Он отдал Себя за братьев… И Жертва его совершенная примиряет всех разбросанных по лицу земли братьев, утративших всякую надежду на возвращение на землю Бога, который будет говорить с ними в прохладе рая.   Секиру – к корню! Родит ли пустыня манну и мед? Сын Авраамов молитвы и жертвы за грех принесет. Но что-то под солнцем стало не так, как века назад: руку положит на рало неузнанный младший Брат, землю вывернет плугом, кровью агнчей польёт, морем, севером, югом брата ища, пройдет. Смирны полны и нарда ризы Его и глава. Исполнит всякую правду, исполнятся жен слова. Расступятся скалы. Крины в песках зацветут навек. Единственный Сын Марии, От Господа – Человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2023 3 августа, 2021 2 апреля, 2017 28 мая, 2016 29 апреля, 2016 28 апреля, 2016 27 апреля, 2016 12 января, 2016 12 января, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kain-i-avel/

Сама Роулинг говорит, что смерть — центральная тема ее книг. Можно ли сказать, что огромная и все еще необъясненная популярность романов о Гарри Поттере связана с духовным, даже религиозным раскрытием этой темы? Думаю, можно.  Прежде чем говорить о победе Гарри над смертью в «Дарах Смерти», попробуем сравнить то, что знают о смерти христиане, с сюжетом Роулинг. Цель Воплощения Бога как Иисуса из Назарета состояла в том, чтобы смертью смерть попрать. Сама Любовь стала человеком, жила безгрешно, принесла Себя в жертву из любви к Своему творению — и, образно выражаясь, проделала дыру в завесе. Со смертью Иисуса даже буквально «завеса в храме раздралась надвое» (Мф. 27: 51) и для людей открылся путь к вечной жизни с Ним вместе в вечной славе Божией (также называемой Его любовью и милосердием). Как могут люди, состоящие из тела и души, участвовать в Воскресении Христовом? Как отдельным личностям разделить Христову победу над смертью? Прежде всего, живя в любви. Все наши нравственные добродетели и добрые дела — ничто, если мы любви — Его любви — не имеем (см. 1 Кор. 13).  Говоря языком Роулинг, когда мы находим «убежище» в «узах крови» — под которой христиане понимают жертвенную кровь Христа, пролитую на Кресте, — сама Любовь защищает нас от смерти. Павел учит, что «плата за грех — смерть» (Рим. 6: 23). Иными словами, смерть — не что иное, как жизнь, прожитая в эгоистичном поиске личной выгоды, а не в Боге, который есть Любовь и Жизнь. Такая псевдожизнь в отрыве от Бога — более смерть, чем физическая смерть, поскольку она сулит вечность во тьме вне славы Божьей.  Человек тогда живет истинной жизнью, когда делает выбор противостоять смерти, когда выбирает жизнь в любви, в сопротивлении эгоизму и злу, когда ищет общения с Богом. Истинная жизнь — в победе над смертью, той победе, которая стала возможна благодаря жизни и разрушившему смерть Воскресению Христа.  Вплоть до «Даров Смерти» христианское учение о смерти не излагается в «Гарри Поттере» открыто, но Дамблдор подходит к этому довольно близко. Смерть, говорит он нам в «Философском камне», «для высокоорганизованного ума — лишь очередное приключение». Жизнь — не самоценность; ценно то, что мы созидаем своим выбором, когда выбираем не самое легкое, а самое верное. Те, кто нас любит, после смерти продолжают жить в нас благодаря этой любви: в ней их бессмертие, она защищает нас; эту Любовь христиане узнают в Христе.

http://pravmir.ru/lyubov-silnee-smerti-z...

Это был Епикур, один из прославленных у них за мудрость. Итак, следует сказать, что пред очима Божиими суть путие мужа, вся же течения его назирает ( Притч.5:21 ; Иов.31:4 ) и удостаивает наград делателей добродетели, а грешника делает ненавистным и воздает каждому по делам его, по написанному ( Мф.26:27 ). Поэтому нам следует ходить путями правыми и держаться стези, угодной Владыке всех Богу, и таким образом живя сообразно с законом и проводя поистине превосходный образ жизни приобретать милость и благоволение у Владыки всяческих, и отвращаясь от зла не допускать Его гнева —346— против нас, а грехи, совершенные вследствие лености и нерадения исправлять покаянием. Ст. 13. И будет сила их в расхищение, и домы их в разорение: и созиждут жилища, и не имут пожити в них, и насадят винограды: и не имут пити вина их. Кажется и теперь мы можем благовременно сказать: не пользуют сокровища беззаконных ( Притч.10:2 ); ибо богатство всегда скоротечно и не имеет в себе постоянства; но скорее приводит в опьянение, склоняет к боготступничеству и имеет слабые ноги. Много же думать о нем совсем не разумно; ибо оно отнюдь не избавит подпавших гневу божественному, никого не освободит от вины, когда Бог определяет наказание и согрешающих подвергает подобающему возмездию. Итак, что же такое богатство? Оно угождает только плоти, оно – слуга нечестивого и скверного удовольствия, оно порождает гордость и есть корень и источник глупости, оно доставляет преходящую и пустую славу, которая подобно тени исчезает у имеющих его. Истинно, что всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный ( Ис.40:6 ). А что совершенно бесполезна нечестивым забота о богатстве, это изъясняет, говоря: и будет Халдеям в расхищение сила их; ибо они действительно таковы, что к ним совершенно справедливо может быть отнесено сказанное в псалме: се человек иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею ( Пс.51:9 ). Хотя у них и были роскошно устроенные дома, – но это уже не их дома, ибо подвергнутся сожжению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это единство мы должны всегда иметь в виду, слушая благовествование Евангелия от св. Луки, что воплощение Бога в Иисусе Христе было проявлением силы, возносящей справедливость. Речь идет о деле эсхатологических размеров, началом которого является историческое деяние Христа, а кульминационным пунктом  — эсхата. С одной стороны, речь идет об изгнании гордых, низвержении сильных и лишении имущества богатых угнетателей, а с другой  — о возвышении униженных и насыщении голодных: «Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк 1:51–53). Нельзя ничуть сомневаться в том, что эти слова характеризуют воплощение Бога и спасительное дело Иисуса Христа, как всемирную социальную революцию. Эсхатологический размер этого революционного деяния Бога не позволяет Церкви взять в свои руки историческое руководство социальной революцией, но зато вменяет ей в обязанность социальную ответственность и в эсхатологической перспективе дает ей свободу защищать иногда статус-кво, а в других случаях быть духовным, моральным и политическим союзником революционеров в их конкретной борьбе за свободу и справедливость. Действия Бога в Иисусе Христе заключают в себе диалектику мира и справедливости. Это  — борьба Бога за установление мира, основанного на справедливости, вершиной которого является торжество любви между людьми и народами. Эта диалектика была высказана уже ветхозаветными пророками: «Завет мой с ним был завет жизни и мира…» (Мал 2:5). В противоположность тому: «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет» (Иер 6:14; 8:11; Иез 13:10–16). Такую же диалектику содержит в себе напряженное отношение между миром (Лк 1:79; 2:14; Ин 14:27) и мечом (Мф 10:34; Лк 12:5–53), которое внес в историю Иисус Христос. Революционные перевороты и борьба в истории Европы имеют свои внутренние исторические причины и ни в коем случае не могут быть приписаны Евангелию. Поскольку, однако, это происходит во имя справедливости, то борьба и перевороты были бы неосуществимы при отсутствии духовных и моральных предпосылок, созданных библейской благой вестью. Их смысл и цель могут в свете евангельского учения состоять, во всяком случае, только в достижении справедливого мира для жизни в любви, в которой люди, любимые Богом, явятся отражением величия святого Бога в своем личном и общественном бытии. Этот смысл воплощения и искупления в Иисусе Христе выражен в песнопении ангелов, воспевших рождение Христа: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк 2:14).

http://blog.predanie.ru/article/hristolo...

Увижу статьи с Афона и читаю с познанием чего-то нового для себя. Пишите ,пишите,а сердце и душа будут радостью наполняться;а это жизнь непростая -Божья. Спасибо. Владимир 1 ноября 2012, 16:19 Василий, нет Христианства без Христа. Христово общество- Церковь, созданная Христом. Рассматривать всё общество нет смысла. Даже в избранном Богом народе Христа приняли немногие и волю Божию исполняли далеко не все. Владимир 1 ноября 2012, 14:59 Основное диструктивное направление власти в России после 1917 года – расчленение русской нации на росиян, украинцев, белорусов с подавлением национальной культуры и как итог на сегодня - сдача власти мировой олигархии. Виталий Я-ЗА 1 ноября 2012, 12:51 Василию: да, Василий, к Вашим словам стоит прислушаться. Что там за монах игумен, прозябающий в информационном вакууме более 56 лет на Святой Горе Афон? Что он может знать? Кстати, там в книге христианской - Новом Завете, такие противоречия есть, только в путь: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф.5,18). " Пийти от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы ... " (Мф.26,27). Только Ваше мнение послушаю: пить или не пить? Кто там ошибался то? Василий 1 ноября 2012, 09:30 Эхмалотосу. Вот формально не хулится имя Божие. Да еще и президент демонстративно стоит в храме. А что мы видим на деле? Полную деградацию нравов, пропаганду пошлости с телеэкранов, коммерциализацию образования и медицины. Представляете себе " Дом-2 " на советском телевидении? " По плодам узнаете их " . Советское общество по своей сути было гораздо ближе к христианскому, чем современное. И это не только мое мнение. Sonet 31 октября 2012, 21:26 Так и сейчас безбожная. Только если та делала что-то для народа, жилье, например. А эта совсем ничего. Эхмалотос 31 октября 2012, 21:12 Василий Власть должна делать прежде всего не для людей, а для Бога, потому что она от Бога, тогда она действительно будет делать всё нужное для людей. То, что сейчас при всех издержках в России настоящее Возрождение церквной жизни, сродни воскрешению Лазаря, а имя Божье не хулится беспрерывно и повсеместно, как это было в советское время, атеистами и коммунистами всех мастей, не выпускаются миллионными тиражами атеистические бредни и не вбиваются в голову людям с малолетства языческое поклонение идолам - " великой " коммунистической тройке Марксу-Энегельсу- Ленину с её красным талмудом " Капиталом " , с её соборами-съездами и " красными " мощами революционеров, и прекращена ситуации, когда поколения некрещёных людей были лишены спасения, это прекрасно. Поймите же, что и к России, как к любой другой стране, борющейся с Богом, применимы слова Спасителя: " Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. " Лк, 20, 17-18.

http://pravoslavie.ru/57123.html

Главным отличием третьего Евангелия от первого и второго является присутствие в нем оригинального материала, который мы не находим у других евангелистов: этот оригинальный материал составляет около сорока трех процентов текста. Это прежде всего предыстория рождения Иисуса, включающая в себя рассказ о рождении Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы, рассказ о благовещении Богородице, посещении Ею Елисаветы, рассказ о детских годах Иисуса. Этот материал выделяется среди прочих текстов Евангелия от Луки большей зависимостью от греческого перевода Библии (Септуагинты), что заставляет ученых высказывать предположение относительно отдельного греческого источника, которым пользовался Лука при подготовке данного материала. Праведные Захарий и Елисавета. Миниатюра. Менологий Василия II. Хв. Благовещение Пресвятой Богородицы. Миниатюра. XI в. Некоторые поучения Иисуса, приведенные Лукой (в частности, пять притч), отсутствуют у других евангелистов. Некоторые детали повествования о Страстях Христовых отличаются от параллельных повествований других евангелистов. Например, у Матфея и Марка оба разбойника, распятые по правую и по левую руку Иисуса, поносят Его ( Мф. 27:44 ; Мк. 15:32 ), тогда как у Луки один из них обращается к Нему с молитвой ( Лк. 23:39–42 ). Центром всего повествования в Евангелии от Луки является Иерусалим, и все земное служение Иисуса представлено не как странствование из города в город, а как целеустремленное шествие к Иерусалиму – конечной точке пути. Иерусалим упоминается в Евангелии от Луки тридцать три раза – почти столько же, сколько в трех других Евангелиях вместе взятых. Евангелие от Луки начинается в Иерусалиме ( Лк. 1:5 ) и завершается также в Иерусалиме. Основная часть Евангелия ( Лк. 9:51–19:27 ) описывает путь Иисуса в Иерусалим; при этом Лука игнорирует названия тех городов и сел, которые не связаны напрямую с Иерусалимом. Так, например, он сообщает, что Иисус восхотел идти в Иерусалим и послал вперед вестников ( Лк. 9:51–52 ). Затем говорится, что на пути в Иерусалим в одном самарянском селении Его не приняли, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим ( Лк. 9:53 ): название селения не упоминается, а цель путешествия – Иерусалим – упоминается. Затем говорится о том, что Иисус приходит в Вифанию – название селения приведено, так как оно находится в предместьях Иерусалима ( Лк. 19:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В ряде регионов существуют также обычаи разыгрывать на Страстной седмице мистерии, посвященные Страстям Христовым. На Филиппинах, наряду с мистериальными представлениями Sinakulo (Горница), существует обычай, именуемый на тагальском языке Pabasa ng Pasyon (Чтение Страстей), когда верующие попеременно читают нараспев «Поэму о Страстях Господа нашего Иисуса Христа», написанную в начале XVIII в. священником Гаспаром Акино де Беленом. Ее непрерывное исполнение занимает около 24 часов. Театрализация затронула и собственно богослужение этого литургического периода. Одним из ее элементов стала на средневековом Западе сложная «светорежиссура». Наиболее показательна в этом отношении Темная утреня (Tenebrae) – богослужение, совершавшееся в последние 3 дня Страстной седмицы глубокой ночью или вечером накануне. В ходе этой службы храм постепенно погружался во тьму, так что заключительная ее часть происходила в полном мраке. Одна за другой гасились 14 из 15 свечей, установленных на большом треугольном подсвечнике; в конце концов, и последнюю горящую свечу прятали за алтарь, и в воцарившейся темноте звучал покаянный 50-й Псалом. Подобное действо наделялось глубоким символическим смыслом, ведь мрак, охватывающий весь мир и готовый, казалось бы, поглотить не только творение, но и Самого Творца – один из лейтмотивов Страстной недели. Параллельно наступлению «часа Иисуса» (ср. Ин 13. 1; 17. 1) настает и час «власти тьмы» (ср. Лк 22. 53), которая на какое-то время торжествует зримую победу. Приближение смерти Иисуса Христа сопровождается даже тем, что и тварный свет меркнет (ср. Мф 27. 45). В конце Темной утрени рубрики предписывали «шум и грохот», толковавшийся как напоминание о землетрясении, которым сопровождалась смерть Иисуса (Мф 27. 51). Практические способы извлечения подобных звуков бывали различными, в соответствии с традицией каждого конкретного храма: где-то громко захлопывали богослужебные книги, где-то стучали книгами по скамьям или откидными частями сидений по неподвижным, где-то топали ногами… В завершение службы спрятанная зажженная свеча в тишине выносилась из-за алтаря и устанавливалась на нем в знак победы воскресшего Христа над властью тьмы. После литургической реформы это чинопоследование не было сохранено (оно осталось только в традиционалистских общинах), но местами обычай постепенного гашения свечей неофициально перекочевал в другие службы Страстной седмицы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010