Скачать epub pdf Седмица 10-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 84 (21,18–22)О НЕРАДЕНИИ Бог не будет снисходительно переносить нерадение тех, о которых Он Сам столько печется (32,87). Много бывает тебе вреда, если предаешься нерадению, хотя бы по видимому испытан ты был в самом Таинстве Благодати (30,117). Не дадим места в сердцах наших нерадению, чтобы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога (31,53). Убегай нерадения, дабы не подвергнуться печали во время Воскресения праведных (31,91). Часто от нерадения в делании помрачается и разум (51,28). У тебя нет предлога к твоему нерадению, потому что Святой Бог дал тебе все: рассудок, разумение и духовное ведение. Уразумевай полезное (22,315). От чего бывает нерадение? Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, представляющиеся душе в помыслах, расслабляют силы ее (22,587). Кто нерадив во время жатвы, у того дом не будет в обилии. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения праведных (23,113). В нерадивом лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти, а он не в состоянии заметить сего, потому что похоть, поселившись в уме его, помрачила его (23,210). Следствием злого нерадения бывают великие и неисцельные язвы (23,616). В душе, если небрежет о себе в обучении своем добродетели, легко расхищаются добрые ее качества (24,251). Нерадением увеличивается небоязненность: следствием того и другого бывает навык; а навыкшие к худому с трудом оставляют оное, потому что всегда за сим следует повреждение духовного плода (27,467). Когда мы нерадивы, то хотя бы и никто не советовал и не соблазнял, мы сами собою стремимся к нечестию (35,225). Если жившие до закона по внушению только природы достигали (нередко) высокой добродетели, то что можем сказать мы, которые после пришествия Христова и после бесчисленных чудес Его, так далеки от добродетели? (35,198). (Какое безумие!) Где представляется житейская выгода, там мы охотно решаемся терпеть все, будет ли то тяжкий труд или другое какое-либо затруднение, будет ли угрожать нам стыд или наказание временное или даже вечное. А для своего спасения, для того чтобы приобрести себе благоволение свыше, мы слабы, нерадивы и расслаблены (35,590).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слово в пятую неделю св. Великого поста 72 . О причащении Приимите, ядите: сие есть тело Мое. Пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета ( Мф.26:26–28 ). Вот что даёт нам, братия, Господь Иисус за наше пощение и исповедание во грехах! Стоят ли этой Божественной пищи все наши горькие слёзы раскаяния? Стоят ли этой высочайшей награды все наши духовные подвиги? Если сделали мы что приятное и благоугодное Господу, то сделали только повеленное, должное; а такие делатели, по слову Христову, суть раби неключими, то есть, ничего не стоящие ( Лк.17:10 ). Но, братия, любовь Господа к нам так велика, что Он, несмотря на несоразмерность наших трудов с Его наградою, призывает к общению с Собою, и предлагает нам в снедь и питие Своё Тело и Свою Кровь. Призываясь к Святейшему таинству, мы не нарушим благоговения пред Ним, если вникнем в учредительные слова Господа. Тем паче благоугодим Божественному Учредителю, если смиренным размышлением умножим хотя несколько веру нашу и любовь к Таинству. Как Господь Иисус учреждал таинство Причащения? Не спешно, но постепенно, приготовляя учеников Своих к принятию его то чудесами, то учением. Какую, например, высшую цель имел Иисус, претворяя воду в вино на браке в Кане Галилейской? Дабы расположить учеников к верованию в возможность преложения хлеба в тело, и вина в кровь. С каким особенно намерением напитал пять тысяч народа пятью хлебами? Дабы приготовить к принятию Божественной пищи в таинстве Причащения. Когда насыщенный чудесным образом народ стал ходить за Ним толпами с тем, чтобы опять увидеть подобное чудо: тогда Господь говорил ему: ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся. Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст ( Ин.6:26–27 ). На какое брашно указывал им, как не на Тело и Кровь Свою? И когда народ просил у Него небесной пищи, подобной манне, тогда Он говорил уже прямо: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира ( Ин.6:51 ). Говоря таким образом, Он возводил мысли учеников и народа к такому хлебу, который сойдёт не с неба, а со Креста. Здесь он созреет, и отсюда соберётся в пространнейшую в мире житницу, в Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Скачать epub pdf Глава 9 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28– 36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43–45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62). Лк.9:1–6 . Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково ( Мк.6,7–13 ), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно ( Мф.10:5–42 ). Ев. Лука далее повествует еще ( Лк.10 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторые наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми. – «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1 . Мк.6:7–8 . – «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).– «Ничего не берите и пр. см. прим. к Мф.10:9–10 . Мк.6:8–9 . – А если где не примут и пр.: см. прим. к Мф.10:14 ; Мк.6:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Аримафей, отечество Иосифа, — древний Гараматаим (1 Цар. 1, 1), место рождения Самуила-пророка, или, что вернее, Рама (по сиро-халдейски Армафа), город в колене Вениаминовом, упоминаемый св. Матфеем (Мф. 2, 18). Великое богатство (Мф. 27, 57) делало Иосифа лицом значительным в то время, когда в Иерусалиме все можно было купить за деньги, начиная от должности последнего мытаря до сана первосвященника. Кроме этого, Иосиф принадлежал к числу знатнейших членов синедриона (Мк. 15, 43; Лк. 23, 50) и вместе с другими благомыслящими советниками, вероятно, составлял в синедрионе оппозицию приверженцам Каиафы. Это оппозиционное общество, чьи благородные усилия к поддержанию падающего отечества во время последних междоусобий, предшествовавших разрушению Иерусалима, с такой благодарностью вспоминаются иудейским историком Иосифом Флавием, искренне заботилось о благе народа иудейского. Ни почести, ни богатства, заставлявшие многих саддукеев вовсе оставить надежду на Промысл о народе еврейском, нисколько не препятствовали Иосифу ожидать пришествия Мессии и воздыхать со многими истинными израильтянами о Его святом царстве (Лк. 23, 51; Мк. 10, 43). Если он, подобно прочим, думал об этом царстве с некоторыми предрассудками, представляя его земным и чувственным, то не был однако же, подобно прочим, упорен в своих мнениях; с ревностью искал наставления и всегда готов был слушать тех, которые могли открыть ему истину. Эта-то ревность сблизила его с Иисусом Христом. Несмотря на то, что синедрион ненавидел и преследовал Пророка Галилейского, что Небесное Царство, Им проповедуемое, было совершенно противоположно земному царству, ожидаемому народом иудейским, что все беседы Его были о духовной нищете, столь противной людям, обладающим благами века сего, — Иосиф сделался искренним последователем и учеником Иисусовым (Мф. 27, 57). Недостаток этого ученика состоял в том, что он, опасаясь преследования первосвященников, хранил в тайне свою расположенность к Учителю и свои отношения с Ним (Ин. 19, 38), — недостаток в общем-то извинительный, потому что Господь, щадя слабость человеческую и предвидя плохие последствия для Иосифа, нетребовал от него и ему подобных, чтобы они признавали Его всенародно Мессией, тем более вступались за Него в синедрионе. В последних действиях синедриона против Иисуса Христа, а равно и в суде над Ним Иосиф не участвовал (Лк. 23, 51) — или потому, что, не видя никаких средств спасти невиновного, не хотел быть свидетелем Его осуждения; или потому, что хитрость первосвященников нашла средство совершенно отстранить его от этого дела. Впрочем, бездействие в то время, когда столь ужасным образом решилась судьба Иисуса, без сомнения, было весьма тяжело для сердца благородного, которое стыдится малодушия, — оставить без защиты невинного даже и тогда, когда знает, что спасти его нельзя.

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-i...

Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20-27. 66; Мк 14. 17-15. 47; Лк 22. 14-23. 56; Ин 13. 1-19. 42), согласно к-рым все, что произошло в В. п., не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где они провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне , а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом синедриона (утром), к-рый приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к рим. прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем рим. власти и помимо прочего ведал смертными казнями), к-рый отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, властвовавшему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после неск. неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят рим. солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где, по преданию, был похоронен череп Адама ( Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев неск. часов крестных страданий, свидетелями к-рых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте , «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27. 51-52).

http://pravenc.ru/text/150067.html

События Великой Пятницы Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из 4 евангелистов (Мф 26. 20-27. 66; Мк 14. 17-15. 47; Лк 22. 14-23. 56; Ин 13. 1-19. 42), согласно которым все, что произошло в Великой Пятницы, не было случайностью, а являлось важнейшей частью домостроительства (Божественного плана) спасения. Евангелия повествуют о событиях, происходивших начиная с ночи четверга и до вечера пятницы Страстей: после Тайной вечери и Прощальной беседы Спаситель с учениками отправились в Гефсиманию (сад у подножия Масличной (Елеонской) горы), где провели часть ночи (ученики в дремоте, а Христос - в молитвенном подвиге; см. Гефсиманское борение) до прихода Иуды Искариота с вооруженной толпой от первосвященников и старейшин израильских. Господь Иисус был арестован, а его ученики разбежались. Иисус Христос был отведен к первосвященнику Анне, а затем предстал перед Каиафой (до рассвета) и судом Синедриона (утром), который приговорил Его к смерти. В это время ап. Петр, следовавший за Учителем и ожидавший исхода дела во дворе, трижды отрекся от Него. После вынесения приговора Христа доставили к римскому прокуратору Понтию Пилату (он был полномочным представителем римской власти и помимо прочего ведал смертными казнями), который отослал Его к тетрарху Ироду Антипе, правившему в Галилее (ибо Иисус был из Галилеи; тем самым Понтий Пилат хотел переложить на Ирода ответственность за смерть Христа). После допроса, поругания и осмеяния у Ирода Господь Иисус снова был приведен к Пилату. Несмотря на свое желание отпустить Христа и после нескольких неудачных попыток сделать это, Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Узнав о приговоре, раскаявшийся в предательстве Иуда наложил на себя руки. После бичевания и поругания в претории Господь Иисус Христос был выведен за пределы Иерусалима и распят римскими солдатами, разделившими между собой Его ризы, на Голгофе (Лобном месте, где по преданию был похоронен череп Адама (Epiph. Adv. Haer. [Panarion] 26 (46). 5)). Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Господь Иисус Христос умер на Кресте, " и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли " (Мф 27. 51-52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и похоронили " во гробе " - небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв его большим камнем; при погребении присутствовали женщины-последовательницы Христа (мироносицы).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Две проповеди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 3 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 (после Евангельского чтения) 1 1. На Великую Пятницу Я знаю, что необычно в Страстную Пятницу обращаться со словом к присутствующим именно в этой части богослужения: обыкновенно это происходит в конце, когда бывает разостлана плащаница. Наверное, на будущий год мы снова так и сделаем; сегодня же я испытываю потребность сказать несколько слов имен­но сейчас, когда мы только что прочли из Святого Евангелия об осуждении и смерти Господа и о Его положении во гроб. Я остановлюсь лишь на одном-единственном пункте, на части одного предложения — не более, ибо для того, чтобы обдумать то, что там написано и что все это означает, нехватило бы целой жизни. Мало попросту представить себе эту историю и, если достаточно часто слышал ее, сказать: “Да, да, я это уже знаю: это было так-то и так-то”. Что означает все то, что мы слышали? Что означают, в частности, слова: в тот момент, когда Он умер, “завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу” (Мф 27:51). Недостаточно сказать: “Да, это было так”, — все, что там написано, имеет свое значение — непостижимо глубокое значение. В чем заключается значение того, что завеса в храме разорвалась? Что за завеса и почему? В храме существовал целый ряд завес. Однако одна из них была “всем завесам завеса”: она отделяла святое святых храма от святилища и двора. Ежедневные жертвоприношения в Иерусалимском храме священники совершали большей частью под открытым небом, вне храма. Это вполне можно понять: когда сжигают крупных животных, это происходит на открытом воздухе. Частью это совершалось также и в святилище, но — в передней его части. А позади находилась та знаменитая завеса. И туда, за нее не входил никто. Эта завеса была закрыта — почти всегда закрыта. Лишь один раз в году один-единственный человек, а именно — первосвященник — входил за эту завесу, чтобы просить и умолять о про­щении своих собственных грехов и всех прегрешений народа.

http://pravmir.ru/dve-propovedi-2/

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.3 из  5) Предыдущий Следующий 51. Домашнее псалмопение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Вчера мы говорили о значении Псалтири, сегодня давайте обратим внимание на то, что правила псалмопения создавались в монастырях Египта и Палестины (в IV и V столетиях). Возникает вопрос: Почему Псалтирь была свойственна монашескому житию? Потому что, во-первых, они не могли читать иерейских молитв, не имея иерейского сана. Во-вторых, сам быт древних иноков делали невозможным выполнение песненных последований, свойственных приходским храмам. Втретьих, у них элементарно не хватало различных вещей, необходимых для совершения того или иного храмового обряда, да и самого храма часто не было. Отсюда следует, что если у кого-то нет возможности в домашних условиях совершать то, о чем мы говорим или будем еще говорить, то можно ограничиваться одним лишь псалмопением. Отсюда и вопрос: Как использовать Псалтирь самостоятельно? Можно посмотреть на примеры: Сам Христос молился иногда словами псалмов, например: после Тайной Вечери Он, “воспевши псалмы, пошел на гору Елеонскую” ( Мт. 26:30 ). А около 9го часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? ( Мф. 27, 46 ). Этот текст воспроизводился Им из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? ( Пс. 21, 2 ). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. По примеру Иисуса Христа и апостолов Псалтирь часто употреблялась для молитвы ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ; Кор.14:26). Пример из жизни св. князя Бориса. Он согласно сказанию летописца, когда узнал, что его собираются убить, начал петь псалмы… Шестопсалмия. По смыслу эти псалмы как нельзя более подходили к данному моменту, ибо в них изображается душа, которая возлагает все свое упование на Бога в скорбных обстоятельствах. 1ый псалом (в Псалтири – 3й) написан Давидом в то время, когда он убегал от Авессалома, сына своего, восставшего на него из-за царского престола. Видя многочисленность своих врагов, царь Давид, сознавая свою невиновность, взывает в недоумении: Господи, что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня, многие говорят о мне: не получит он спасения в настоящей опасности от Бога, на которого надеется. Но вопреки этим утверждениям он выражает непоколебимую веру в Бога и взывает к Нему так: Ты же, Господи, будешь моим заступником, прославишь меня и дашь мне смелость и силу поднять голову свою, склонившуюся под тяжестью горя. В такой надежде он и спать ложился, и вставал, и не боялся многочисленности своих врагов.

http://azbyka.ru/video/51-domashnee-psal...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава девятая. Архиепископ Филарет 1819–1821 Катехизис (katechesis) в переводе с греческого – поучение, наставление. Человек чаще всего бывает не готов воспринимать христианское учение, если сразу начнет с Евангелия. Для этого необходима подготовка в виде чтения катехизиса, содержащего основные положения христианского вероучения. Часто они бывают изложены в виде вопросов и ответов. Катехизис содержит ответы на наиболее распространенные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением. Прежде чем приступить к написанию своего катехизиса, Филарет составил и издал «Таблицы чтений из Священного Писания, церковной и гражданской печати, предназначенные для учебных целей». В них расписывалось, что нужно читать из Священного Писания в каждый день года. Выглядит это так: В Светлое Христово Воскресение на литургии Деян. 1, 1–8 . Ев. Ин. 1, 1–17 . В тот же день на вечерне Ев. Ин. 20,19–25 . Понедельник Деян. 1, 12–17, 21–26 . Ев. Ин. 1, 18–28 . Вторник Деян. 2, 14–21 . Ев. Лк. 24, 12–35 . Среда Деян. 2, 22–36 . Ев. Ин. 1, 35–51 . Четверг Деян. 2, 38–43 . Ев. Ин. 3,1–15 . Пятнит Деян. 3, 1–8 . Флп. 2, 5–11 . Ев. Ин. 2, 12–22 . Суббота Деян. 3, 11–16 . Ев. Ин. 3, 22–33 . 2 неделя, о Фоме Воскресенье на утрени Ев. Мф. 28, 16–20 . На литургии Деян. 5, 12–20 . Ев. Ин. 20, 19–31 . Понедельник Деян. 3, 19–26 . Ев. Ин. 2, 1–11 . Вторник Деян. 4, 1–10 . Ев. Ин. 3, 16–21 . Среда Деян. 4, 13–22 . Ев. Ин. 5, 17–24 . Четверг. Деян.4, 23–31 . Ев. Ин. 5, 24–30 . Пятница Деян. 5, 1–11 . Ев. Ин. 5, 30 – 6, 2 . Суббота Деян. 5, 21–33 . Ев. Ин. 6, 14–27. 3 неделя, о Мироносицах Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 9–20 . На литургии Деян 6, 1–7 . Ев. Мк. 15, 43 – 16, 8 . Понедельник Деян. 6, 8 – 7, 5, 47–60 . Ев. Ин. 4, 46–54 . Вторник Деян. 8, 5–17 . Ев. Ин. 6, 27–33 . Среда Деян. 8, 18–25 . Ев. Ин. 6, 35–39 . Четверг Деян. 8, 26–39 . Ев. Ин. 6, 40–44 . Пятница Деян. 8, 40 – 9, 19 . Ев. Ин. 6, 48–54 . Суббота Деян. 9, 20–31 . Ев. Ин. 15, 17 – 16, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010