Подобный взгляд сектантов на легкость спасения одной верой, метко называемый простолюдинами «голой верой», совершенно ложен и противоречит слову Божию, которое, говоря, что «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр. 11:6 ), в то же время учит, что «вера без дел мертва», и уподобляет такую веру вере бесовской ( Иак. 2:19 ), побуждая нас «быть прилежными к добрым делам» ( Тит. 3:8 ), ибо исполнители закона оправданы будут ( Рим. 2:13 ), как и Христос учил: «Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! Войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф. 7:21 ): «Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). В числе таких усилий являются: и молитва, и слезы, и пост, и милостыня, и другие многочисленные виды самоограничения и деятельного проявления любви, христианской. Сектанты поют в своих молитвенных песнях: «молитвы бессильны твои», а Христос учил: Просите, и дано будет вам..., ибо всякий просящий получает (Мф. 7:7–8), «и все, что ни попросите в молитве с верой, получите» (Мф. 21:22); – учил, что даже бесы изгоняются «постом и молитвой» (Мф. 17:21); «бодрствуйте и молитесь, говорил Он, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), и Сам преподал нам образец молитвы ( Лук. 11:1–4 ). И св. Апостолы заповедали нам: «всякой молитвой и прощением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ); «непрестанно молитесь!» ( 1Фес. 5:17 ). Сектанты поют, что для христианина и «слезы бессильны», а Христос иначе учил: «Блаженны плачущие, говорил Он, ибо они утешатся» (Мф. 5:4), и св. апостол учил, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ). Противореча в учении о значении для спасения добрых дел и подвигов христианских, сектанты сами себя же обличают другими молитвенными их песнями, в которых признают необходимость для спасения и добрых дел, и молитв, и слез покаяния. О необходимости добрых дел они поют в следующей песне: «Господь Спаситель мой» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

ст. 50–51 59. Ин. 6:59 . Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Ин. 6:24 . В синагоге: см. прим. к Мф. 4:23 . – В Капернауме: ср. ст. 24–25. См. прим. к Мф 4:13 . Это простое историческое замечание о месте, где произнесена была эта особенно замечательная беседа. 60. Ин. 6:60 . Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Ин. 8:43 . Из учеников Его: разумеются ученики не в тесном смысле двенадцати (ст. 67), а в обширном смысле последователей Его, которые ходили за Ним, слушали Его учение и считали себя Его последователями (ср. Феофил.) – Слыша то: всё, что Он говорил о Себе в этой речи: как о хлебе жизни, как о сошедшем с неба, о необходимости вкушения Плоти Его и пития Крови Его, в особенности о сем последнем, породившем споры между слушателями Его (ст. 52). – Странные слова: собственно тяжёлые, жёсткие слова, соблазнительные (ст. 61), совершенно противоречащие обычным ходячим тогда представлениям о лице и деле Мессии. Не тех обетований, не тех требований, чтобы есть Его Плоть и пить Его Кровь и тем получить жизнь чрез смерть Его, ожидали они от Мессии; они ждали чудес, чудес и чудес (ср. ст. 26 и прим.), и вот речь Господа показалась для них тяжкой, суровой, неудобоприемлемой (Злат., ср. Феофил.). – Кто может это слушать: спокойно, не соблазняясь. 61. Ин. 6:61 . Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Ин. 2:26 . 62. Ин. 6:62 . Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Ин. 6:38, 3:13, 20:17 ; Деян. 1:2 д.; Еф. 4:8 д. 63. Ин. 6:63 . Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 2Кор. 3:6, 17 д. Зная Сам в Себе: без посредства других (ср. 2 и прим.) Господь ясно понимал, что было в душах Его слушателей, читал их мысли и чувства в сердцах их. – Ученики (ст. 60) ропщут, как в ст. 41. – На то: что сказал Он тяжкого, соблазнительного для них, невыносимого для их уха. – Это ли соблазняет вас?: вопрос, выражающий не столько удивление, сколько скорбь об ослеплении их, о плотском чувственном направлении всех их воззрений и упований.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2) Ученики также очень высоко оценили моральный характер Иисуса. Кода Он пришел креститься, Иоанн Креститель сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф.3:14 ). Петр сказал: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр.2:22 ). Иоанн обращается к христианам с увещанием не грешить и добавляет: «Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Павел утверждает, что «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Автор Послания к евреям написал, что, подобно нам, Христос был искушен, но остался без греха ( Евр.4:15 ), и что Он – «первосвященник, святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» ( Евр.7:26 ). Ссылаясь на Христа как на жертвенного Агнца, автор книги Откровение символически объявляет Его безгрешным ( Откр.5:6 ), ибо эта личность должна была быть беспорочной ( 1Пет.1:19 ). Такое свидетельство учеников Христа особенно убедительно, когда нам известно, что все они были иудеями, чье понятие было под сильным влиянием ветхозаветного учения о греховности всех людей (например, смотрите Пс.13:3 , Ис.53:6 ). Перед тем, как они начали проповедовать всему миру о безгрешности Христа, они жили с Ним в весьма близком общении на протяжении трех с лишним лет. Я менее всего представляю себе иудея, придумавшего безгрешного человека! Доказательства безгрешности Христа видимо были столь явственны для этих людей, что они могли с полной уверенностью говорить о ней. 3) Многие враги Иисуса дают косвенные свидетельства о Его характере. Во второй части судебного процесса римский правитель Пилат три раза заявил, что Иисус ни в чем невиновен. Во время суда жена Пилата послала ему такое сообщение: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ( Мф.27:19 ). Галилейский тетрарх, Ирод, кратко пересмотрел дело Иисуса и согласился с Пилатом, что Иисус не сделал ничего, достойного смерти ( Лк.23:15 ). Иуда-предатель признался в своем предательстве и сказал иудейским властям: «Согрешил я, предав Кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Разбойник на кресте упрекнул друга за издевательство над Иисусом, говоря: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:41 ). Римский сотник и другие, стоящие у креста и видящие Его умирающим, прославили Бога и сказали, что Он невиновен ( Лк.23:47 ) и что Он является Сыном Божьим ( Мф.27:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   Что же он делает? Он предает святого сего голоду. А ты, услышав о голоде, не оставляй этого слова без внимания; это самая жестокая из всех смертей; свидетелями тому — испытавшие голод; не дай Бог нам испытать его; мы хорошо научены молиться, «чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). Он (голод), как бы палач какой, сидящий внутри утробы, терзает все члены, сильнее всякого огня и зверя пожирая со всех сторон тело, причиняя постоянную и невыразимую боль. И чтобы знал ты, каков голод, (скажу, что и детей) часто съедали матери, не вынесши силы этого зла. И пророк, оплакивая это бедствие, сказал: «Руки мягкосердых женщин варили детей своих» (Плач.4:10). Матери ели тех, кого родили, и чрево родившее делалось гробом для рожденных им детей, и голод побеждал природу, или вернее — не природу только, но и волю; но мужества этого святого он не победил. Кто не изумится, услышав это? Что в самом деле сильнее природы? Что переменчивее воли? И однако, чтобы ты знал, что нет ничего сильнее страха Божия, воля оказалась тверже природы; матерей посрамляло это мучение и заставляло забывать болезни рождения, а этого святого не могло уронить; не преодолела его любомудрия, и не победила его мужества эта казнь, но пребывал он тверже всякого адаманта, услаждаясь благими надеждами, восхищаясь поводом к подвигам, имея достаточное утешение в самой причине борьбы, особенно же слушая постоянно слова Павла: «в голоде и жажде, ...на стуже и в наготе» (2Кор.11:27); и еще: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои» (1Кор.4:11), так как он знал, верно знал, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Когда же скверный демон увидел, что он не поддается и такой крайности, то сделал мучение еще более тяжким: взяв идоложертвенное и наполнив им трапезу, он положил это пред его глазами, чтобы готовой возможностью ослабить твердость его воли, потому что мы не так уловляемся, когда не видно соблазнительных предметов, как в то время, когда они находятся пред нашими глазами, как и похоть к женщинам легче одолеваем, не видя благообразной женщины, нежели постоянно смотря на нее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Господь сему же учит нас, когда говорит нам: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу (ночи), и найдет их так, блаженны рабы те. Итак, бодрствуйте, – говорит еще нам Господь наш, – ибо не знаете, когда придет хозяин дома (Господь мира сего) вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы пришедши внезапно, не нашел вас спящими ( Лк.12:35–38 ; Мк.13:35, 36 ). Понятно, что таким разделением ночного времени Господь учит нас всенощному бдению; но однако это не то значит, чтобы мы жили без сна (телесного), что для тела невозможно. Ибо дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ). Как есть сон телесный, которым когда одержится человек, то не может уже ничего делать для тела, так есть и духовный сон, в котором когда находится душа, то бывает, как мертвая, – ничего не делает, даже и не думает о вечной своей жизни. Такому человеку, у которого душа предана смертному сну, Писание говорит: востани спяй и воскресни от мертвых ( Еф.5:14 ). И горе тому, кто не проснется от сна душевного, не освободится от беспечности о своем спасении. Блажен же раб Христов, у которого дух бодр, который всегда ожидает пришествия Христова; он и тогда, как бывает предан сну, говорит: Аз сплю, а сердце мое бдит. Чтобы сделать нас более бдительными, приучить нас всегда бодрствовать духом, Писание говорит нам: смотрите, поступайте осторожно; смотрите, берегитесь любостяжания ( Еф.5:15 ; Лк.12:5 ), – не собирайте себе сокровищ на земле; ибо где будет сокровище, там будет и сердце ( Мф.6:19, 21 ). У кого сердце привязано к земным благам, тот уже не может помышлять о небесной жизни и прилепляться духом к Господу Иисусу Христу. Такой человек, который печется об одном земном и не ожидает Царствия Божия, имеющего придти во всей силе и ставе, делается отчужден от жизни Божией, иначе сказать, мертв духом. Потому и сказано: печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ). Указывая же на преданных земной печали, Писание говорит: видите, видите, яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство (любостяжание) свое, от первого до последнего ( Ис.5:10–11 ). Блажен же тот, кто уподобляется серне, – животному, у которого острое зрение, и которое, презирая места дольные, всегда любит пребывать на горних. Сей, пренебрегая земным, стремится к одной по чести вышнего звания ( Фил.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

И тогда сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня ( Мк.14:48 ). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. Подобно Ему пострадали и идущие к Его цели, держа в памяти Его Божественные слова, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: Смотрите за собою, ибо будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас 69 . Господь сказал будут отдавать, а не «сами себя отдадите». И поведут вас к правителям и царям 70 за имя Мое, а не «сами себя поведете». Ибо Он желает, чтобы мы даже переходили с места на место, будучи гонимы за имя Его. Снова слышим Его слова: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Ведь Господь не хочет, чтобы мы добровольно приближались к щитоносцам и копьеносцам диавола, чтобы не стать для них виновниками еще больших смертей, как бы принуждая их еще более раздражаться и совершать смертоносные дела. Но он хочет от нас того, чтобы мы ждали и внимали самим себе, бдели и молились, чтобы не впасть в искушение (см. Мф.26:41 ). Так Стефан, первый вслед за Ним взявший на себя свидетельство в Иерусалиме, был схвачен беззаконными и приведен в синедрион, а затем, когда его побивали камнями за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и говоря: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Так Иаков, которого Ирод схватил вторым, усечен мечом во главу. Так избранного из апостолов Петра много раз хватали, заключали в темницу, подвергали поруганиям, а впоследствии распяли в Риме. И прехвальный Павел, после того как его многократно предавали, после того как он подвергался смертельной опасности, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же городе был усечен мечом во главу: чем хвалился, тем и окончил свою жизнь. И в Дамаске он был ночью спущен в плетеной корзине по стене и избежал рук того, кто искал его схватить (см. 2Кор.11:32 ). Ведь первым делом для апостолов было благовествовать и учить слову Божию. Утверждая таким образом братьев пребывать в вере, они говорили и следующее: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), потому что апостолы искали не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ). И много можно было бы говорить таким людям, с тем чтобы они поступали разумно, но, как говорит апостол, недостанет нам для повествования времени (см. Евр.11:32 ). Толкование У пробудившихся от сна, а в особенности от сна непродолжительного, сознание не твердо, но помутнено и неустойчиво. Таким людям святой уподобил тех, которые бросаются на подвиг мученичества, т. е. не выходят на подвиг разумно, но бросаются на него дерзко и опрометчиво, тогда как поприще подвига еще не открыто, но находится лишь в намерении у гонителей. Подвига еще нет, и он медлит привлечь христиан на борьбу, а те, с одной стороны, сами на себя навлекают искушение, а с другой – своим беспокойным стремлением еще больше навлекают месть гонителей и на других христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Но если душа остается во грехе и говорит: «Не будем слушать глас Божий, но будем делать, что хотим, и воскуривать фимиам “богине неба”» (ср. Иер.7:18 ), то она и порицается пророком, и осуждается Премудростью: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас» ( Прит.1:24–26 ) или осуждение, выраженное в Евангелии, когда Господь говорит: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Я предпочитаю, чтобы Господь наказал меня за грехи, пока я в этом мире, и изгладил мои прегрешения здесь, чтобы Авраам и обо мне мог сказать, как сказал о бедном Лазаре богачу: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). По этой причине, когда нас укоряют, когда Господь наказывает нас, нам не должно быть неблагодарными. Уразумеем, что нас осуждают в веке нынешнем, чтобы обрести нам покой в будущем, как и Апостол говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). Именно по этой причине и блаженный Иов с готовностью принимал все страдания и говорил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2:10 ). «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов.1:21 ). Но Он и творит «милость до тысячи родов любящим» Его ( Исх.20:6 ). Ибо любящих не нужно укорять, ибо они не грешат, как и Господь говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ). И поэтому «совершенная любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). По этой причине любящим назначено лишь милосердие, потому что «блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IX. О скинии 1 . Если кто-то правильно воспримет исход евреев из Египта или переход их через Красное море и весь этот путь в пустыне и каждую остановку на этом пути, если он поймет это так, что примет закон Бога, «написанный не чернилами, но духом Бога живаго» ( 2Кор.3:3 ), если кто-либо, я говорю, внимательно посмотрит на все эти события в порядке их следования, то духовное исполнение всего этого приведет к возрастанию в добродетелях, обозначенных каждым этим событием, чтобы обрести ему созерцание и понимание скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поскольку в спасении участвуют вместе и тело, и душа, и, особенно, сердце, они должны быть безгрешны и чисты: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»(Мф.5:8). Ради стяжания безгрешности нам дано внимание, с помощью которого необходимо следить за плотью и обуздывать ее, и за умом, чтобы удерживать его в молитве. Поэтому сказано нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть немощна»(Мф.26:41). Если наша плоть и без того немощна, то насколько немощней она станет, если ее добровольно отдать на чуждые и недобрые эксперименты? Каковы же должны быть наши действия в таком случае? Мы имеем на это апостольский ответ: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас»(2Кор.6:17). Господь желает, возлюбленные, чтобы мы были чисты и от плотской нечистоты, и от душевной, чтобы отделились от нечестивых, не от домашних, но от тех, которые другие, разумей, о ком мы говорим. Отделились, во-первых, умом, отдав его Богу, а во-вторых, если возможно кому, то и телом, ради соединения с Господом. И чтобы мы вовсе не прикасались к нечистым и кощунственным экспериментам над родом человеческим. Какова же награда за это? «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь»(Иер.3:19). См. Толкования Иоанна Златоуста. «Бог сотворил человека непричастным злу», как пишет прп. Иоанн Дамаскин, «прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом, - другого Ангела, смешанного(т.е. из двух природ), почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, среднего между величием и ничтожностью, в одно и то же время - духа и плоть: духа - по благодати, плоть - по причине гордости». Испытывая крайнее благоговение пред домостроительством Божиим, мы видим и постигаем себя, как «живое существо, здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое (известным образом) и переходящее в другое место, то есть в век будущий; и - высшая степень таинства! - вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в Божественном свете, а не потому, что оно переходит в Божественную сущность». Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3195

Гордость начинается со лжи, – с преувеличения своих сил, способностей и достоинств, т.е. с самомнения, «с высокомудрствования», при котором человек самоуслаждается, думая, что он лучше, умнее, способнее других, почему любит выставлять себя: «я!.., я!.., я!..», затем ослепляется, теряет способность видеть свои недостатки, теряет возможность исправления, покаяния… Постепенно гордость, возрастая, переходит в противление благодати Божией ( Деян.7:51 ), в ожесточение, в полное омрачение и духовную смерть (осатанелость), при которых уже невозможно, как и для сатаны, возрождение. Вообще же всякий гордец слеп и ненавидит свет и правду – он самонадеян и отрицает нужду в самоусовершенствовании: «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ). Смирение же, которое есть дар благодатный, начинает возрастать по мере самопознания. «Самих себя исследуйте» ( 2Кор.13:5 ). Тот человек, который во имя правды и спасения начинает за собой наблюдать, бодрствовать ( Мф.26:41 ) и умом своим стережет двери своего сердца, кто внимательно смотрит в зеркало души – в закон Божий ( Иак.1:25 ), тот получает возможность ясно видеть свои немощи, свое бессилие делать добро и постоянную склонность ко злу ( Рим.7:15–23 ), и приходит к той истине, что у него при отсутствии в душе личного добра есть единственная собственность – грехи ( Рим.7:18 ), что он, будучи лишен добродетелей, воистину нищий, бедняк; «бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 ). Отсюда – из сознания своей нищеты и происходит жажда и алчба праведности, упование на Бога, призывание в молитве благодати Святаго Духа ( Рим.8:11 ) Таким образом, вторая ступень к обретению мудрости есть усердная молитва , окрыляемая крепкой верой: «Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). Так и царь Соломон просил у Господа мудрости и получил ее. Мудрость же, сходящая с неба, и мудрость земная различаются тем, что последняя надменна, холодна, не согрета любовию, а наоборот, исполнена зависти, злобности и сварливости; тогда как первая – «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:14–18 ). Воля

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Ты же, когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,6).  Глава I. О двоякости человека, обучения, молитвы и клети Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный. Внешний — видимый, плотской, внутренний же — невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3, 4). И святой Павел объясняет человеческую двойственность, говоря: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется» (2Кор. 4, 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек состоит из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатью Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего — невидимы, согласно Псалмопевцу: «Приступит человек, и сердце глубоко» сокрыто (Пс. 63, 7). Также и апостол говорит: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор. 2,11). Один только Испытующий сердца и утробы (см. Пс.7, 10) ведает все тайны внутреннего человека. Обучение тоже бывает двоякое — внешнее и внутреннее: внешнее в книгах, внутреннее — в богомыслии; внешнее — в любви к мудрости, внутреннее — в любви к Богу; внешнее — в витийствованиях, внутреннее — в молитвах; внешнее — в остроумии, внутреннее — в теплоте духа; внешнее — в художествах, внутреннее — в помышлениях; внешний разум надмевает (см. 1Кор. 8,1), внутренний же смиряется; внешний любопытствует, желая знать все, внутренний же себе внимает и ничего иного не желает, только знать Бога, говоря Ему с пророком Давидом: «Тебе говорит сердце мое: «Господа ишу», ищет Тебя лицо мое, образ Твой, Господи, ищу» (Пс.26, 8). И еще: «Как лань желает к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс.41, 2). Молитва также бывает двоякая — внешняя и внутренняя, творимая явно и тайно; соборная и совершаемая наедине; та, к которой призывает долг, и произвольная. Первая, творимая по уставу церковному, соборная, молитва совершается в определенное время: полунощница, утреня, часы, Литургия, вечерня и повечерие — на каковые моления люди и призываются звоном, ибо их, как подобающую Царю Небесному дань, должны воздавать каждый день. Творимая же втайне, произвольная молитва может не иметь определенного времени, ее совершают когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010