Неведение и более или менее несвободное участие человека во грехе всегда уменьшают вину человека. «Раб, ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воле его, биен будет много. Неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будете мало» ( Лк.12:47–48 ). О распинателях Иисус Христос молился: «отпусти им, не видят бо что творят» ( Лк.23:84 ). Вина человека значительно уменьшается, когда он является орудием чужой воли. «Рече им Иисус: аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает» ( Ин.9:41 ). Слепое участие во грехе по степени ответственности далеко не равняется сознательному преступлению. Сравнивая первородный грех потомков Адама с его источником – свободным грехопадением Адама и Евы, мы ясно увидим, что в первородном грехе факторы, усиливающие вину и ответственность за грех (закон и свобода), отсутствуют, напротив, на лицо имеются те причины, которые уменьшают вину и ответственность, доводя её до minimum’a. В наследственном грехе личность с её сознанием и свободою не участвует, лично в нём никто не виновен. Поэтому и осуждение на духовную смерть за первородный грех природы немыслимо вне личного, сознательного и свободного развития греха. Осуждение за первородный грех нигде не отождествляется с вечною духовною смертью, как следствием и наказанием личной греховности. Духовную смерть причиняет грех, созданный свободно, чрез свободное увлечение и обольщение собственной похотью ( Иак.1:13–15 ). Люди называются духовно мёртвыми по причине личных своих грехов и преступлений закона ( Рим.7:9,11 ; Лк.15:24 . Еф.2:1 ‚5;. Кол.2:3 . Иак.5:20 , 1Ин.3:14 , Рим.8:13 , 2Кор.7:16 , Рим.6:21, 7:5 ). В самой духовной смерти различаются многие степени по тяжести личных грехов, начиная с грехов неведения и опущения и оканчивая грехами смертными ( Мф.12:31 ; Евр.10:26–27 ; 1Ин.5:16 ). Глубоким противоречием Божественному Правосудию и изложенному учению Свящ. Писания является то утверждение протестантских строгих богословов, что первородный грех сам по себе vere sit peccatum, ведущий за собою осуждение на вечную смерть всех невозрождённых и также младенцев 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

§ 44. Падение в мире ангельском По учению св. писания высший и первый из всех ангелов отпал от Бога и через это сделался злым и в своей вражде против Бога настолько утвердился, что сталь уже неспособен к исправлению. Вместе с высшим ангелом пали и некоторые подчиненные ему духи. Что же было побуждением к падению духа? Ясного указания на это нет в св. писании, но можно только заключать об нём на основании слов ап. Павла (в 6 ст. 3 гл. 1-го посл.) к Тимофею. Ап. Павел говорит здесь, что епископ не должен быт из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Одинаковость осуждения предполагает одинаковость преступления. Если же епископ, поставленный из новообращенных, может подпасть одинаковому с диаволом осуждению за гордость, которая при этом может в нём возникнуть, то значить, и грех диавола, за который он, со своей стороны, подпал осуждению, есть также гордость. Таким образом, побуждением к падению диавола, как можно заключать из указанного места посл. ап. Павла к Тимофею, была гордость, которая выразилась, вероятно, в недовольстве диавола своим состоянием и в высокомерном желании сравняться с самим Богом. Что диавол пал по гордости, вследствие своего высокомерия, в этом уверяют нас также и св. отцы церкви. Падшие духи образуют из себя особое царство (Апк. 11:18; Мф.12:26 ). Во главе его стоить высший падший ангел, называемый различными именами, как: сатана, т.е. льстец (Апк.12:9; Пар.22; Иов.2,7 ; Мф.4,10;12, 26 ), диавол, т.е. клеветник ( Мф. 4:1:5: 8; 9: 34 ), противник ( Мф 1:2:5:8 ; Иов.16:9 ), Велиар, т.е. гнусный ( 2Кор.6:15 ), Вельзевул, т.е. злодей ( Еф.6:16 ; Лк.11:15:19 ), змей, дракон, отец лжи, ( Ин.8:44 ) – и другими именами. Царство сатаны очень великое. В стране Гадаринской И. Христос изгнал из одного человека целый легион бесов ( Лк. 8:10 ). Царство сатаны стоит в непримиримой вражде к царству Божию ( Быт.3:15 ; Еф.6:12 ; Кол 11:15 ); эта вражда к царству Божьему или добру и соединяет только злых духов в единодушном повиновении начальнику зла и делает из них тесно сплоченное против добра царство ( Мф.12:26;25:41 ) Вся деятельность этого царства и заключается именно в этой упорной и ожесточенной борьбе с царством Божьим, воплощающим всякое в себе добро; задача его – дать торжество злу над добром, диаволу над Богом. По своей неустанной жажде зла, диавол, это – «лев рыкаяй, иский кого поглотити» ( 1Петр. 5: 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Крестивыйся во Иордане Господь осиял истинным светом и наши познания о наших обязанностях в отношении к Богу. Своим примером, явленным нам в Своём крещении, Спаситель преподал нам великие уроки. Сын Божий требует крещения, чтобы исполнить всякую правду; темже и мы, отвергнув ложь, будем всегда говорить истину каждый ближнему своему ( Ефес.4:25 ), умножим плоды правды нашей ( 2Кор.9:10 ), будем искать прежде всего царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Господь Иисус Христос , крестившись от Иоанна, молится Богу, Своему Отцу ( Лк.3:21 ); посему и мы тем более должны молиться Богу во всякое время ( Еф.6:18 ), молиться непрестанно ( 1Фес.5:17 ), молиться и бодрствовать, чтобы не впасть в искушение ( Мф.26:41 ). Господь принял крещение от раба Своего по своему глубочайшему смирению; темже и мы облечёмся смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Петр.5:5 ), и мы по смиренномудрию будем почитать один другого высшим себя ( Флп.2:3 ). Смирил Себя Спаситель, когда крестился от Иоанна во Иордане, и Господь прославил и превознёс Его. Смирение Господа, сопровождавшееся величайшим прославлением и торжеством Его, было предуказанием пути, каким должно было совершиться прославление и торжество веры и Церкви Христовой. История веры Христовой есть постепенное восхождение от самого глубокого смирения и уничижения до высочайшего торжества и всемирной славы, возрастание малого зерна горчичного в благосеннолиственное великое древо, под ветвями которого укрылись народы всего мира ( Мф.13:31–32 ). Возвещенная миру Учителем, Который – кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ), Который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит ( Мф.12:20 ), проповеданная во вселенной некнижными рыбарями, исшедшая из народа, всеми презираемого, вера Христова была встречена невиданным дотоле преследованием: её, в лице её последователей, распинали на крестах, жгли на кострах, предавали на растерзание зверям и топили в водах. Но, и скрываясь от таких гонений в подземельях, вера Христова возрастала и оттуда разливала всё больший и больший свет, и не прошло трёх с половиною веков, как она победила царства и была признана верою торжествующею, господствующею. Скоро вера Христова наполнила весь мир и свет её, впервые воссиявший на Иордане, достиг нашей страны, озарил и просветил её всю.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/sl...

Как мы уже имели случай в своем месте упоминать, Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Вскоре после начала Его проповеди оказалось, что «люди более возлюбили тьму нежели свет»( Ин.3:19 ). Жестокие словесные схватки с не понимавшими Христа иудеями закончились тем, что «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). Неприятие Христа, враждебная конфронтация окружавшей Его среды проявились в конечном итоге в том, что Он был предан, схвачен, осужден и распят. Казалось бы, победное воскресение Христа Спасителя, исполнение Его обетования о ниспослании Святого Духа и блестящие успехи первичной апостольской проповеди ( Деян.2:41, 47 ) давали основания надеяться на то, что противление мира свету христианского благовестия имеет сугубо временный характер, и что в течение немногих лет исполнятся слова пророка: «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» ( Пс.85:9 ). Некоторые места посланий позволяют предполагать наличие у апостолов такого оптимизма ( Ин.5:4 ; 1Кор.15:51 ), соединенного с их эсхатологическими ожиданиями ( 1Сол.4:15–17 ; Откр.22:20 ). Однако очень скоро стало очевидным фактом не только решительное неприятие благовестия большинством иудеев и медленное проникновение его в языческую среду, но и ожесточенное противление ему со стороны большей части общества (гонения, преследования). Более того, среди самих христиан наблюдались и болезненно переживались греховные падения ( 1Кор.5:1–6 ), взаимные распри ( Деян.15:37–39 ; Иак.2:1–63 ; Гал.2:11–14 ) и даже отступничество ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.4:10, 14–16 ). Несомненно, как у апостолов, так и у других христиан всплывали в памяти слова Христа, предупреждающие их о предстоящей тяжкой борьбе со злом, как вне, так и внутри Церкви ( Ин.16:2, 33, 17:14 ; Мф.10:16–28 ). Отсюда далекие от всякого внешнего оптимизма увещания к терпению ( 1Кор.15:58 ; 2Кор.4:16–18 ; 2Тим.2:3, 12 ), постоянные, перемежаемые обличениями убеждения соблюдать чистоту нравов ( Иак.1:22–26, 2:14–26, 4:1–11 ; 2Пет.2 ; Иуд.3–20 ; 1Кор.5:6:1–10 ; 2Кор.6:14–18 и мн. др.) и, наконец, прямые предсказания предстоящих внешних страданий, а также тяжких внутренних падений и отпадений( 1Пет.5:6–10 ; 2Пет.3:3–4 ; 1Ин.2:18–19 ; 2Сол.2:1–12 ; 2Тим.3:1–9, 12–13 ). Началась длительная и продолжающаяся и поныне борьба света с тьмою в мире и в каждом человеке; христианская Церковь в целом и каждый ее верный член в частности стали считаться с тем, что «последнее время» ( 1Ин.2:18 ) исчисляется не годами и даже не десятками, а многими сотнями, может быть, и тысячами лет, но борьба от этого не стала менее тяжелой и напряженной, скорее наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

3. Злых духов много. В священном Писании говорится о многих бесах ( Лк. 7:26 ), о началах, властях и миродержителях тьмы века сего ( Кол. 2:15 ; Еф. 6:12 ). Злые духи составляют как бы особое царство, по учению слова Божия: аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его ( Мф. 12:26 )? 4. Злые духи, однажды возгордившись и воспротивившись воле Божией, остались в неповиновении навсегда. Со времени падения Адама и Евы и до пришествия в мир Спасителя мира они остаются в том же упорстве. Диавол, как искушал первых прародителей, Иова, Давида, так явился искусителем и самого Господа Иисуса Христа во время Его подвига в пустыне ( Мф. 4:1 и след.). В этом состоянии нераскаянности злые духи останутся и до скончания мира или до последнего суда: по откровению Господню, для них уготован огнь вечный ( Мф. 25:41 ). Апостол Иуда говорит: Ангелы несоблюдшия своего начальства, но оставлшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными под мраком соблюде (Иуд. ст. 6). Апостол Петр пишет: Бог ангелов согрешивших непощаде, но пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти ( 2Пет. 2:4 ). 5. Злые духи, утвердившись во зле, продолжают делать зло. Они всегда ищут вредить человекам; как сами они осуждены на погибель, так стараются губить и людей. Поэтому владычество диавола апостол Павел называет державою смерти ( Еф. 2:14 ). О злобе диавола апостол Петр говорит: супостат ваш диавол яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:9 ), т. е. кого бы погубить. Он старается не допускать людей до познания истины, чтобы лишить их спасения ( 2Кор. 4:4 ); когда слушают спасительное учение, препятствует семени слова Божия укорениться в сердцах слушающих, и, как говорит Спаситель, взимает слово Божие от сердец, да не веровавшие спасутся ( Лк. 8:12 ); допускаемый, поражает человека болезнями и бедствиями, как некогда поразил Иова; внушает законопреступные желания и похоти ( Ин. 8:43 ); полагает различные преграды к исполнению добрых дел, например, воздвигает гонения ( Апок. 2:10 ); неистовствует в теле человеческом, что видим в бесноватых, о которых так часто говорится в евангельской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

8:34 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55-е Мк. 8:35 Мк. 8:37 Ин. 15:19; 16:2-3 1Пет. 2:19, 21 Ин. 16:33 Еф. 6:12 2Кор. 10:4-5 Гал. 6:14 Лк. 23:41-42 Иов 2:10; 1:12 Иак. 1:12 1Кор. 9:27 Рим. 8:8, 12-13 Гал. 5:24 Лествица. Слово 26-е Кол. 2:18 Лк. 23:39 Мф. 27:41-42 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го  Поучение в четвертую неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Сей род — сказал Господь своим апостолам о духах злобы — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе — телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бесплотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми — говорит боговдохновенный Давид — облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. Мрачные духи злобы совершили два тяжких преступления первое было причиною их извержения из сонма святых ангелов; второе преступление было причиною их невозвратного отвержения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наперед зная, что хлысты в православную беседу не вступают, я обычно обращался со своею речью к православным слушателям. А так как главным, основным и средоточным пунктом хлыстовского учения служит вопрос о перевоплощении Христа Спасителя, то я обычно всегда с этого вопроса и начинал свою беседу. В этих беседах я, на основании текстов св. Писания, старался раскрывать православное учение о том, 1) что второе Лицо Св. Троицы, Сын Божий, воплотившийся Богочеловек, Христос, есть один Спаситель всех людей ( 1Тим.2:5–6, 4:10 ; 1Ин.4:14 ), один наш верховный Учитель ( Мф.23:8 ), один Основатель христианского благочестия ( 1Кор.3:11 ) и одно о Нём благовествование, проповеданное боговдохновенными апостолами, запечатлевшими свою проповедь чудесами, своею мученическою кровию; другого Евангелия нет и не может быть ( Гал.1:8–9 ). Искупление человеческого рода от греха, проклятия и вечной смерти, совершенное Христом Спасителем однажды, простирается на все времена ( Евр.9:26–28 ) и на всех людей ( 1Тим.2:5–6 ). Его страдания и смерть совершенно достаточны для удовлетворения правды Божией за грехи человеческого рода ( Рим.5:13–19 ). Второе Лицо Св. Троицы, Сын Божий воплотился один раз, почему Он называется единородным и по предвечному рождению от Бога Отца и временному рождению от Девы Марии ( Ин.1:14 ; Гал.4:4 ). Во второй раз Он явится на землю со Своим воскресшим и прославленным телом не для искупления человеческого рода от грехов, а для суда над людьми, требования от них отчета, как они воспользовались благодатными дарами, подаваемыми христианину в таинствах для преуспеяния в исполнении Его учения, и как они веровали этому учению. Второе явление Христа во плоти на землю и по самым обстоятельствам, при которых оно будет, совершенно отлично от первого ( Мф.24:27 ; 1Сол.4:15–18 ). Христос вчера, и ныне, и во веки остается одним и тем же ( Евр.13:8 ). Перевоплощение Христа Спасителя евангельского в других людей, или появление Христа на земле во второй, третий и последующие разы в образе человеческом, подобно первому разу, по свидетельству Христа ( Мф.24:4–5, 23–26 ) и апостолов ( 1Кор.8:6 ; 2Кор.5:16 ; Откр.1:11, 17:2, 8, 21:6, 22:13, 16 ; Ис.41:4, 48:12 ), невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15–17. Не довольно исполнять один закон по страху наказания ( Евр.2:2 ), или по любви; надобно подражать Христу скорбями и терпением (терпением скорбей ( Мф.19:20, 21 ). 18. Всякое временное страдание, как бы оно велико ни было, облегчается и делается нечувствительным – когда мы живо представляем то блаженство, которое уготовано Богом, любящим Его ( 2Кор.4:17, 18 – 1Кор.2:9 ). Постоянное обновление жизни в природе в известные времена года служит указанием на будущее всех воскресение; и изменение всего тленного в нетленное ( 2Пет.3:13 ). 20–21. Все создано для человека, и все изменилось от него, и опять переменится для него ( Откр.21:5 – 22:1–5 ) в Господе Иисусе Христе ( Рим.5:12, 21 ). 21–22. Природа находясь в беспрестанной изменяемости или в борении жизни со смертью, как бы совоздыхает с нами, ожидая будущего обновления или воскресения ( Рим.8:21 сл. с 1Кор.15:41–42 ) сынов Адамовых. 23–24. В ком есть начаток Духа Христова (Духа Божия), тот, имея надежду на будущее усыновление ( Мф.25:34 ), и сам желает скорее разрешиться от уз греховного тела, чтобы быть со Христом в другом мире ( Флп.1:23 ; 1Кор.15:19 ). Среди разных скорбей мы не знаем, о чем и как нам должно молиться, но Дух Святый, подкрепляя нас в скорбях, Сам производит в нас молитву с неизреченными воздыханиями ( Лк.22:43–44 сл.). 28–29. Страдания, уподобляющие нас Иисусу Христу ( Рим.6:5 ), предназначены только любящим Бога ( Евр.12:6 ); а кого Бог любит, тому все содействует ко благу. Благая благим создана быша изначала, такожде и грешным злая. Сир.39:31 . 33–34. Одни только избранные Божии, разделяющие со Христом бремя страданий, или носящие Крест Его ( Мф.11:28, 29 ), удостаиваются ходатайства Его пред Отцем Небесным ( Ин.17:9 ). 35–39. По действию Духа Святаго ( Рим.8:26 ) в страдальцах Христовых любовь к Богу так крепка, что против неё не сильны никакое гонение или бедствие, никакой страх, никакое обольщение и никакие угрозы. Два рода любви к Богу: есть любовь, которая питается в сей жизни надеждой на будущее блаженство ( 1Пет.4:13 ), и есть любовь, которая в стремлении своем к Богу забывает блаженство не смотря ни на какие для Бога страдания; последняя любовь совершенно бескорыстная, чистая, небесная, излиянная в сердца наши Духом Святым ( 1Ин.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

По учению святого апостола Павла мы обращаемся к Богу как к Отцу не сами по себе, а «Духом усыновления» ( Рим.8:15 ; ср. Гал.4:6 ). Само именование Бога Отцом доступно нам только через сыновнее отношение к Богу Господа Иисуса Христа, и потому мы нуждаемся в том, чтобы Он вложил его в наши уста так же, как вложил в уста Своих учеников ( Мф.6:8 ; Лк.11:2 ). Чтобы молиться к Богу так же, как молился Христос, т. е. обращаясь к Нему как в Отцу, надо иметь «ум Христов» ( Рим.2:16 ) и подвергнуться действию «Духа от Бога, чтобы знать дарование нам от Бога» ( Рим.2:12 ). Даже Иисуса назвать Господом человек может не иначе, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Только молитва под действием Духа Святого может быть поклонением в Духе и Истине ( Ин.4:23 ). Таким образом, мы приходим к заключению, что, говоря словами того же апостола, «мы не знаем, о чем молиться как должно», молимся как должно лишь когда «Дух подкрепляет нас в немощах наших» так, что хотя молимся мы, но «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Такой по смыслу слова Божия и по единодушному мнению Церкви единственно правильный взгляд на молитву требует, однако, уяснения еще одной проблемы, постоянно волнующей пытливую христианскую (и даже не христианскую) мысль. Если молитва, настоящая, полноценная, совершается с помощью Божией, т. е. представляет собой, по существу, как и всякое благое деяние, действие Божие, совершаемое в нашей немощи ( Мф.26:41 ; 2Кор.12:9 ), то какое реальное значение оно может иметь? Если Отец Небесный знает заранее все наши потребности и прежде всего нашу, потребность в спасении, из любви к нам всегда готов их удовлетворить, зачем нужна молитва вообще и в чем ее целесообразность? Последний вопрос приобретает тем большую остроту, что, как мы видели, в сущности молитва является действием Самого Бога, совершаемым в нас и через нас. «Еще нет слова на языке моем, – говорит Давид, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс.140:4 ). Зачем, спрашивается, нужно Богу, прежде чем совершить что-либо для любимого Им человеческого существа, побудить этого человека к молитве, «отверзнуть его устне» ( Пс.50:17 ), вложить в них (или точнее в душу молящегося) слова молитвы, «разжечь его утробу и сердце» ( Пс.25:2 ) с тем, чтобы молитва была горяча и искренняя, и лишь тогда, приняв эту молитву в «пренебесный и мысленный свой жертвенник в воню благоухания духовного», 126 ниспослать молящемуся Свою благодать? Ведь Господь мог бы совершить это, минуя все предыдущие упомянутые стадии божественного воздействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Теперь мы готовы утвердить основной принцип перехода от убежденности учеников к историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Серьезные основания в поддержку переживания учениками явлений Воскресшего Иисуса в совокупности с провалом альтернативных тезисов, даже по критическим стандартам, указывают на то, что наиболее вероятный сценарий произошедшего тот, что ученики ДЕЙСТВИТЕЛЬНО видели Воскресшего Иисуса. Кроме того, чем больше проблем возникает с натуралистическими гипотезами, тем более вероятными становятся исторические явления Воскресшего Иисуса. Кратко этот принцип можно сформулировать как математическое уравнение – учитывая необходимость рационального объяснения, опыт учеников плюс провал альтернатив равняется историческим явлениям Воскресшего Иисуса. Такой вывод становится возможным, потому что из-за провала альтернативных гипотез, внушительные свидетельства в пользу переживаний учениками явлений Воскресшего Иисуса, подтвержденные как ничто другое в Новом Завете, становятся также впечатляющими свидетельствами в пользу самих исторических явлений. Говоря короче, переживания учениками явлений должны быть признаны тем, чем были на самом деле – а именно самими явлениями Воскресшего Иисуса. Уникальность трансформации учеников Иисуса Сегодня многие готовы умереть за свои религиозные и даже политические убеждения – от коммунистов до мусульман и христиан, примеры нам хорошо известны. Однако, в течение истории, многие пропагандировали и ложные убеждения. Что же отличает в таком случае учеников Иисуса? Является ли их перемена в любом случае уникальной? Фактически никто не оспаривает радикальную перемену учеников. Перед тем, как Иисус умер, Его покинули ученики и даже отреклись от Него (несколько примеров можно найти в Мф.26:56, 69-74 , Мк.14:50,66-72 , Лк.22:55-72 , Ин.18:25-27 ). Напротив, после Воскресения остаток их жизни бесспорно и радикально изменился. Они были готовы умереть за свою веру, и многие закончили жизнь мученически (см. Деян.2:41-47; 4:1-4, 8-21, 29-31; 5:17-32, 40-42 , готовность умереть Ин.21:18-19 , Деян.7:57-60; 12:1-3; 21:13; 25:11 ; Рим.14:8 , 1Кор.15:30-32 , 2Кор.4:7-14; 11:23-32 ; Филп.1:20–24, ср. 2Пет.1:13-15 . У нас есть ранние свидетельства о мученичестве Петра и Павла в Послании Клемента Римского к Коринфянам (95 г.), гл. 5 и два свидетельства о мученичестве Иакова, брата Господня – Иосиф Флафий, Древности 20:9:1, Гегсипп у Евсевия Кессарийского в Церковной истории 2:23, еще Евсевий сообщает, что Иаков, брат Иоанна, Петр и Павел умерли за свою веру, Церковная история 2:9, 25).

http://azbyka.ru/voskresenie-iisusa-fakt...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010