106 Прав. об. 1868 г. авг. 489. Тр. киев-. ак. сент. 106. Майк. 26. Прибавл. к тв. св. отц. 1849 г. ч. 8, стр. 287. 107 Голуб. 160– 472. Прав. об. 1868 г. авг. 489, 492; 1870 г. апр. 495– 496; Майк. 222, 229; архиеп. Филар. св южн. слав. авг. стр. 64. Тр. киев. ак. 1866 г. сент. 120. 108 Голуб. 457– 459. Пр. об. 1868 г. авг. 488– 493. – Краткия биограф. сведения о сербских святителях сообщены в сербском журнале «Гласник дружства србске словесности» за 1854 г. кн. VI. 109 Прав. об. 1868 г. авг. 494; 1870 г. апр. 622. Тр. киев.ак. 1866 г. сент. 118. Гильф. т. 1. стр. 120. Ист. слав. нар. Раича ч. III, стр. 19. 112 Самуил два раза занимал константинопольскую кафедру – в 1764– 68 г., и в 1772 г. Он был знатного рода, имел высокое образование и сделал много замечательных распоряжений, но за строгость и суровость характера не пользовался любовию и два раза был низлагаем – в 1768 и 1772 г. Скончался на острове Халки. Истор. список еп. и патр. вел. ц. в Константинополе. Спб. стр. 158– 161, 163. 114 Ист. Сербии. Ранке стр. 272. Пр. об. 1868 г. авг. 494, и 1870 г. апр. 637. Тр. киев. ак. 1866 г. 119; Христ. Чт. 1865 г. авг. 132– 135. 123 Беседа 1871 г. кн. VIII. стр. 293– 295. По удалении из Сербии Петр Иованович был епископом кроатским. Стран. 1860 г. кн. март. хроп. 93. 125 Прав. об. 1868 г. авг. 489, 491, 497. Тр. киев. ак. 1866 г. сент. 119. – Жичанскому монастырю, основанному в 1222– 24 г., принадлежали не только окрестные села, но и некоторые деревни в Хвостне, Зете и других местах. Монастырь этот зависел от архиепископа-, в нем венчались на царство сербские короли и поставлялись архиепископы, епископы и игумены. Майк. стр. 22И. 126 Так, напр. постановлено было с каждого монастыря ежегодно взимать по 25 пиастров, с каждой церкви по 12 пиастров, с каждого священника ежегодно по 10 п., с каждого мирского дома ежегодно мирии по 6 пар и дымницы по 1 пиастру и 4 пары, за рукоположение священника 100 пиастров, за разрешение первого брака 1 п., второго 2 третьего 6 п., и пр. 127

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2, 7 – 454 33 , 470 57 20, 21 – 399 266 3, 4−5 – 372 160 24, 10 – 329 сн. СУД. 3, 23−24 – 372 161 33, 19 – 156 103 15, 15 – 19 – 147 52 4, 4 – 140 3 33, 20 – 23 – 405 31 15, 17 – 147 50 4, 7 – 402 5 15, 5 – 147 49 ЛЕВ. 1 ЦАР. 18, 1 – 298 5 7, 12. 13. 15 – 26 79 2, 30 – 142 15 , 145 33 , 146 47 18, 17 – 32 117 19, 36 – 391 248 18, 27 – 122 18 , 373 166 26, 11 – 126 46 , 208 179 3 ЦАР. 19, 24 – 454 27 3, 12 – 374 181 22, 11−12. 15−18 – 147 49 ЧИС. 26, 24 – 387 237 11, 17 – 471 59 2 ПАР. 27, 27 – 386 228 33, 16 – 26 79 39 – 20 52 ВТОР. 39−45 – 23 64 5, 17 – 18 36 1 ЕЗД. 49, 7 – 17 29 6, 4 – 321 23 , 322 27 , 331 58 4, 35 – 41 – 174 16 6, 5 – 331 57 ИСХ. 6, 7 – 8 – 35 131 ТОВ. 4, 10 – 373 167 6, 13 – 324 36 4, 15 – 96 66 7, 1 – 289 572 8, 3. 16 – 39 18 7, 9−12 – 173 5 8, 18 – 15 15 ИОВ 9, 11 – 173 9 1, 1 – 19 44 26, 7 – 368 145   Античные авторы 2021 Анаксимандр Свидетельства (о нем и его сочинениях). TLG 725/1. Рус. пер.: ФРГФ, 116–127. 21–22 [vol. 1, p. 87 Diels- Kranz] – 282 540 Аристах Самосский О размерах и расстояниях Солнца и Луны. TLG 1181/1. Hypoth. [lin. 18–20 Heath] – 282 540 Аристотель Евдемова этика. TLG 86/9. I, 1218 b 10. 16 – 11 3 Метафизика. TLG 86/25. Рус. пер. А. В. Кубицкого, ред. М. И. Иткина: Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1976 (Филос. наследие). С. 65– 448. II, 2, 996 a 25 – 11 3 VIII, 2, 1042 b 9–11 – 461 19 Первая аналитика. TLG 86/1. Рус. пер. А. В. Кубицкого (1939, переизд.: Аристотель. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 117–254) и Б. А. Фохта (Аристотель. Аналитики. Л., 1952. С. 9–176). 29 b 6 и 50 a 31 (Bekker) – 254 386 Вергилий Энеида. Thesaurus linguae latinae 690/3. Рус. пер. В. Я. Брюсова, ред. С. М. Соловьева и И. Брюсовой: 1М.; Л., 1933. VI, 794–795; VIII, 705 – 47 19   Гермий Философ Схолии к Федру Платона. ЕДП 2317.1ю 33 хк 247 С хзю 152 Сщгмкугк – 300 11 Геродот История. TLG 16/1. Новейшее крит. изд.: Herodotus. Historiae/Ed. H. B. Rosen. Vol. 1–2. Leipzig: Teubner, 1987– 1997 [vol. 2: Stutt gart]. Рус. пер. Г. А. Стратановского: М., 1993 (Пам-ки истор. мысли). I, 178, 3 (vol. 1, p. 110: 3 Rosen) – 270 462

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

51 . Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1985. 52 . Klijn A. F. J. Seth in Jewish, Christian and Gnostic Literature. Leiden, 1977. 53 . Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Litteratur. 2 Aufl. München, 1897. 54 . Külzer A. Anfänge der Geschichte: zur Darstellung des «biblischen Zeitalters» in der byzantinischen Chronistik//Byzantinische Zeitschrift. Bd. 93. H. 1. 2000. S. 138–156. 55 . Mercati O. A Study of the Paschal Chronicle//The Journal of Theological Studies. 1906. 7. P. 397–412. 56 . Moravcsik G. Byzantinoturcica. Vol. I–II. Berlin, 1958. 57 . Opelt I. Epitome//RAC. Bd. 5. 1962. S. 944–73. 58 . Oxford Dictionary of Byzantium/Eds. A. P. Kazhdan, A.-M. Talbot, A. Culter, T. E. Gregory, N. P. Sevcenco: In 3 vols. Oxford, 1991. 59 . Simonetti M. Biblical Interpretation in the Early Chuch. An Historical Introduction to Patristic Exegesis. Edinburgh, 1994. 60 . Studies in John Malalas/Ed. by E. Jeffreys with B. Croke and R. Scott. Sydney, 1990. 61 . Swete H. An Introduction to the Old Testament in Greek. Cambridge, 1900. 62 . Tobin Th. The Creation of Man: Philo and History of Interpretation. Washington, 1983. 63 . Wickham L. R. The Sons of God and Daughters of Men: Genesis VI. 2 in Early Christian Exegesis//OS. 19. 1974. P. 135–47. 64 . Καρπζηλος A Βυζαντινο στορικο κα χρονογρφοι. Τμος Α» (4ος – 7ος α .) θνα. 1997. Πασχλιον Σ. 585–609. Книга Бытие Второзаконие Книга Иисуса Навина III Цар. Третья книга Царств Первая книга Паралипоменон II Пар. Вторая книга Паралипоменон Псалтирь Книга Экклезиаста Книга пророка Исаии Книга пророка Даниила Книга пророка Иезекиила Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Деяния святых апостолов Послание к Римлянам Первое послание к Коринфянам Послание к Галатам Ephes. Послание к Ефесянам Coloss. Послание к Колоссянам Послание к Титу Jud. Epist. Послание к Евреям Послание Иакова Послание Иуды Прочие сокращения BZ Byzantinische Zeitschrift

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

9 Люди, Ему доверяйтесь всегда, [Только] пред Ним изливайте сердца. Наш оплот – это Бог ! 10 Человек Не больше, чем пар изо рта, Род людской – лишь обман: Положить на весы – Легче пара все вместе они. 11 Не надейтесь на силу, разбой, Не прельщайтесь пустой суетой, Если богатство растет, Не прилепляйтесь душой. 12 Бог молвил однажды, Слышал я дважды: То что у Бога мощь. 13 Но также любовь, Господь у Тебя, Ты всем по делам воздаешь. Псалом 62/63 1 Песнь Давида в Иудейской пустыни. 2 Боже! Тебя я ищу, Боже мой, Душа моя хочет напиться Тобой, По Тебе моя плоть истомилась В пустыне безводной, сухой. 3 Будет: в храме увижу Тебя, Славу, силу Твою я узрю. 4 Милость Твоя дороже, чем жизнь, Тебе вознесу я хвалу. 5 Будет: буду благословлять Всю жизнь свою [только] Тебя, Руки свои к Тебе воздевая Имя Твое призову. 6 Словно тука вкусив, напиталась душа, Славословья приносят, ликуют уста, 7 Только помыслю в ночи о Тебе На ложе своем, вспоминая Тебя. 8 Ты был мне помощник, В тени Твоих крыл Я пел, 9 и душа моя льнула к Тебе. Десница Твоя сама Опорой тогда мне была. 10 Пусть те, кто погибели ищут моей Исчезнут в глубинах земли. 11 Пусть от меча прольется их кровь, Станут пищей шакалам они. 12 Пусть ликует о Боге царь, Славен тот, кто ему присягнул. Пусть сомкнутся уста лжеца! Псалом 64/65 1 Начальнику хора. Песнь Давида. Песнопение. 2 Боже, Тебе в тишине С безмолвной хвалой на Сионе Будет исполнен обет. 3 Ты слышишь мольбу? К Тебе Стекается целый свет. 4 Одолели меня беззаконья, Очисти нас от грехов! 5 Счастлив кто избран, Приближен Тобой, Во дворах Твоих он живет. В доме Твоем насыщаемся благ, В храме Твоем святом. 6 Грозным знаменьем победно ответь, Боже спасающий нас. Упование Ты, всех пределов земли, Что лежат за морями в дали. 7 Силой Своею Ты горы воздвиг, Ты препоясался в мощь, 8 Гвалт морской, укротив, Обращаешь Ты в тишь Рокот волн и волненье племен. 9 Обитатели всех пределов земли Трепещут знамений Твоих. Запада край и крайний восток Ты повергаешь в восторг. 10 Ты Сам управляешь землей,

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

SVFII, 471 и 472), различали четыре типа смешения: παρθεσις (лат. juxtapositio, т.е. простое соположение тел, которые соприкасаются только поверхностями, без изменения их качеств, напр. горсть разных зерен), μξις (т.е. полное взаимопроникновение тел, при котором сохраняются естественные качества, напр., огонь и железо, душа и тело), κρσις (подобен μξις, касается, однако, жидкостей, напр., вода и вино) и σγχυσις (тела также взаимопроникают, однако взамен их первоначальных качеств возникают новые – ароматические, лекарственные или ядовитые свойства). Впрочем, Александр Афродисийский (см. SVFII, 473) в своем реферате использует Хрисиппов термин μξις как родовое понятие для трех остальных типов, т.е. различает только три типа смешения. См. об этом F. Karfik, «Predpoklady stoické kosmologie»//Reflexe, 18,1998, с. 3/1 – 3/30, особ. 3/19 – 3/23. [См. также Д. С. Бирюков, «Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции»//Волшебная гора 15 (2008), с. 64–73. – Прим, ред.] Греческое слово κμβαλα, которое в Септуагинте использовано для перевода еврейского caelcelím (от корня cll=звучать), связано с греческим κμβη, κμβος (=миска, тарелка). Однако термин caelcelím употребляется только в Пс. 150:5 и в 2Цар. 6:5 ; греческое κμβαλα является эквивалентом и более употребительного родственного термина meciltajim (напр., 1Пар. 13:8; 15:19 и в других местах в 1 и 2 Пар., Езд., Неем.). В Ветхом Завете обоими этими словами обозначался музыкальный инструмент, похожий на современные тарелки: две бронзовые крышки с ушками, диаметром 10–15 см, как показывают раскопки в Угарите, Египте и Израиле XIV-VIII вв. до P. X. В Новом Завете выражение κμβαλον, λαλζον встречается только как метафора пустого звука ( 1Кор. 13:1 ). Этот музыкальный инструмент был также известен в греко-римской среде, он использовался преимущественно в оргиастических культах Кибелы и Диониса (см. J. Quasten, Musik, с. 52–58; G. Wille, Musica, c.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Часто говорится о священниках, левитах (которые вообще не упом. в относящихся к той же эпохе Книгах пророков Аггея и Захарии), музыкантах, певцах, привратниках (последние 3 разряда не упом. в др. книгах ВЗ - Curtis, Madsen. 1910. P. 5). В этих библейских книгах в отличие от других книг ВЗ левиты имеют большое значение. Царь Давид говорит, что, поскольку ковчег Божий носили не левиты, Бог поразил Израиль (1 Пар 15. 13, 15); в связи с этим он приказывает, чтобы никто не носил «ковчега Божия, кроме левитов» (1 Пар 15. 2; в 2 Цар говорится лишь о «несших ковчег Господень» (    ) и не уточняется, кем именно они были - 2 Цар 6. 13). Иодай начинает свою деятельность против нечестивой Гофолии с собирания в Иерусалим «левитов из всех городов Иудеи» (2 Пар 23. 2; в пар. месте 4 Цар 11. 4 про левитов ничего не сказано). Важность левитов для Е. п. к. очевидна из рассказа о том, как путешествие репатриантов в Иерусалим было прервано, когда среди них не нашлось «сынов Левия» (1 Езд 8. 15). В Книге Неемии левиты упоминаются наравне с главами народа и священниками (Неем 8. 9), а после покаяния народа и его отделения «от всех инородных» сообщается, что именно левиты возглавляют торжественное восхваление Бога (Неем 9). Они упоминаются в 10-й гл. Книги Неемии среди «приложивших печати», а в конце этой книги сообщается, что и для освящения городской стены было необходимо их участие: «При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей» (Неем 12. 27). 6. В этих библейских книгах присутствуют подробные описания религ. празднований и церемоний, самые многочисленные во всем ВЗ ( Sorgwe. 1991. P. 68). В 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон - принесение ковчега Божия в Иерусалим (1 Пар 15-16), празднование после совершения пожертвований на строительство храма (1 Пар 29), освящение храма (2 Пар 5-7), празднование пасхи при Езекии (2 Пар 29-31) и Иосии (2 Пар 35); в Е. п. к. и в Книге Неемии: сооружение жертвенника и основание второго храма (1 Езд 3), освящение второго храма (1 Езд 6), праздник кущей (Неем 8) и освящение стен Иерусалима (Неем 12). 7. Многочисленные парафразы более ранних библейских текстов (подробнее см.: Sorgwe. 1991. P. 68-71), например слова израильтян Давиду: «...когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь, Бог твой, сказал тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем народа Моего, Израиля»» (1 Пар 11. 2), к-рые можно считать исполнением грозного пророчества Самуила Саулу: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего» (1 Цар 13. 14). В той части молитвы Ездры, где приводится запрет израильтянам смешиваться с др. народами (1 Езд 9. 10-12), он, как принято считать, использует тексты из книг Левит и Второзаконие (Лев 18. 24; Втор 7. 3-5). Также и в молитве Неемии (Неем 1. 8-9) парафраз отрывка Втор 29. 16-30. 5.

http://pravenc.ru/text/189575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. [Евр.   греч. Μιχαλ], арх., архистратиг небесных сил. Имя Имя Михаил, вероятно, является одним из древнейших сев.-зап. семитских имен: оно зафиксировано в клинописных памятниках из Эблы (совр. Телль-Мардих, Сирия) XXVI-XXV вв. до Р. Х. как Mi-ga-il ( Krebernik. 1996. P. 247). В переводе с древнеевр. языка оно означает «кто как Бог?», «кто подобен Богу?». Это имя носят несколько людей, упоминаемых в ВЗ: отец одного из соглядатаев, посланных Моисеем, чтобы они «высмотрели землю Ханаанскую» (Числ 13. 3; в синодальном переводе имя соглядатая передано как «Сефур, сын Михаилев» (Числ 13. 14)); два представителя колена Гадова (1 Пар 5. 13-14), один из к-рых жил, по-видимому, «во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского» (1 Пар 5. 17); прадед Асафа . родоначальника храмовых певцов (1 Пар 6. 39-40); военачальник из колена Иссахара, сын Израхии (1 Пар 7. 3); житель Иерусалима из колена Вениамина (1 Пар 8. 16); тысяченачальник из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12. 20); отец начальника племени Иссахара в царствование Давида (1 Пар 27. 18); сын иудейского царя Иосафата и брат царя Иорама (2 Пар 21. 2); живший в Вавилонии иудей, сын которого Зевадия принимал активное участие в движении репатриации вместе с Ездрой (1 Езд 8. 8). В Ветхом Завете В Ветхом Завете о М. говорится только в Книге прор. Даниила. В видении, бывшем «в третий год Кира, царя Персидского» (Дан 10. 1), Даниилу является величественный «муж, облеченный в льняную одежду»: «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Этот муж (возможно, это Гавриил, ср.: Дан 8.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Так оно, говорит Екклесиаст, под солнцем . Восходит солнце, и исчезает туман. Да и когда он есть, что он из себя представляет? – пар! Надо же быть, действительно, незнайкой, чтобы отправиться рубить его топором. А мудрый знает – пар всё равно, что ничто, только не видно ничего. Но он рассеется под солнцем , и ты увидишь, что вокруг тебя ничего нет. Как часто жизнь заволакивает человека, как туман, человек готов воздух топором рубить – на это уходят годы и десятилетия. А потом всё разойдётся, и видно, что ты был и остался в пустоте. Екклесиаст ни в чём не нашёл смысла. Суета сует, – всё суета! Испарение пара – всё пар. Совершенно очевидно созвучие слова (hebel) и имени Адамова сына Авеля – (Hebel). «Авель» означает «пар». И ещё родила Ева брата Каина, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принёс от плодов земли дар Ягве. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Ягве на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его ( Быт. 4:2–5, 8 ). Каин ( ) означает «приобретение». История Каина и Авеля – история приобретения под солнцем и рассеивающегося пара. Тот, кто оказался ничем в глазах Ягве Бога, восстал против того, кто ничто в мире сем, и убил его. Много приобретший здесь, заложивший начало человеческой цивилизации Каин там, у Бога, – рассеявшийся пар. Всё потерявший здесь, лучшее первородное отдавший Богу, а сам в юных летах рассеявшийся, как пар, потерявший свою жизнь и душу Авель велик у Бога. Земная биография Авеля – что рассказ про утренний туман. Жизнь его рассеялась, как пар, как дым, она подобна внезапно возникшему и тут же исчезнувшему дуновению ветра. Екклесиаст видит Авеля извне, под солнцем, здесь. Видит, вопрошает и не находит последних ответов. Екклесиаст видит, как Каин сделал Авеля «авелем», убив, превратил его в суету этого мира. «Воистину суета всяческая, житие же сень (=тень) и соние (=сон), ибо всуе мятется всяк земнородный», – так и поныне поют, отпевая усопших. Екклесиаст-Соломон ясно видел Каина, а про Авеля сказал: пар. Екклесиаст-Христос открыл апостолу Павлу:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

26:31 сл. пар. и ст. 56 с пар.), в котором участвовал даже новый Ахитофел ( Ин. 13:18  сл. Псал. 40:10 ), – прежде бывший ученик и Апостол, а, следовательно, так же друг Христов – Иуда-предатель? – Кто не видит Того, Который на великой степени страданий Своих взывал, наконец, с креста даже к Богу – Отцу Своему: Боже мой, Боже мой! вскую мя еси оставил? (Мф. 27:46 и пар. сл. Псал. 21:2 )? – Того, Которого, на самой вершине страданий и уничижения Его, иудеи, проходя злословили, кивая головами своими подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь говорили: других спасал, а Самого Себя не можешь спасти. Если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него, уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий сын. Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его (Мф. 27:39,41–44 сл. 40 и пар. срав. Псал. 21:7–9 и 2 Самуила 16:5–6,13)? Того, Который однако же в величайшей любви Своей к роду человеческому вообще и к своим сродникам по плоти чадам земного Иерусалима (срав. Мф. 23:37 и пар.) в частности, подобно, как и затем так же безвинно пострадавший по примеру и заповеди (срав. Луки 6:27–28 и пар.) Его и за Него другой праведник – Стефан как бы в ответ на эти горькие насмешки и поругания над Ним и мучения Его, лишь взывал к Небесному отцу Своему: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят ( Луки 23:34  сл. Деян. 7:60 )? Того, Который, наконец, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, произнес: жажду. При кресте стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку, и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух ( Ин. 19:28–30 ). Изрек: совершилось! Как бы показывая, что еще только этого не доставало, да сбудется все Писание о Его страдании и вообще уничижении, – этого недоставало, чтобы в Нем осуществился вполне идеал начертанного в псалмах и (конкретно хотя и не совершенно) в Давиде как образе (τπος) ветхозаветного страждущего Праведника – Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

М. изображен в Библии как самый нечестивый царь из династии Давида: он восстановил «высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему... И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов (букв.- «вызывал духов предков» - И. Т.) и волшебников (букв.- «духов ведения» - И. Т.)» (4 Цар 21. 3-6; ср.: 2 Пар 33. 3-6). Многие из народа при нем впали в идолопоклонство (4 Цар 21. 9-15; 2 Пар 33. 9-10). Высказывается предположение, что радикальный отход М. от религ. политики своего отца, направленной на очищение культа Господа и его централизацию в Иерусалимском храме (см.: 4 Цар 18. 3-6; 2 Пар 31. 1; см.: Horn. 1988. P. 131 ff.; Shoors. 2013. P. 110 ff.), мог быть связан с представлением о том, что Иудея претерпела многочисленные бедствия и потеряла значительные территории именно вслед. запрета Езекией на отправление в Иудее местных хананейских языческих культов и обрядов (ср., напр.: 4 Цар 16. 10-18; 2 Пар 28. 22-25; ср.: Иер 44 - Cogan. 1993. P. 403-414). Др. причина отпадения М. могла быть связана с влиянием Ассирии на религ. политику Иудеи (ср., напр.: 4 Цар 16. 18), по сути зависимой от нее в тот период, особенно в области астральных культов ( Spieckermann. 1982. S. 164; Shoors. 2013. P. 108-110). Библейское указание на то, что М. пролил «весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края» (4 Цар 21. 16; ср.: 24. 4), предполагает существование в тот период в Иудее мощной религиозно-политической и социальной оппозиции действиям М., возглавлявшейся, по-видимому, пророками Господа (ср.: 4 Цар 21. 10; 2 Пар 33. 10, 18). Полагают, отголоски этого противостояния можно усмотреть, напр., в Книге прор. Наума ( Dietrich. 1994. S. 463-490; ср.: Shoors. 2013. P. 107). Именно в этот период царствования М. могла быть сокрыта в Иерусалимском храме «Книга закона» («Книга учения» прор. Моисея - 4 Цар 23. 24), обнаруженная позднее в храмовом святилище и обнародованная вновь уже при царе Иосии (4 Цар 22. 8; 2 Пар 34. 14-15).

http://pravenc.ru/text/2561806.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010