1 Флп 3:15—16. В Синод, пер.: ..так и должны мыслить и по тому пра­вилу жить. 2 Ин 15:22. 3 Рим 1:18—20. 4 В Синод. Пер.: … безответны. 5 Иак 1:13—15. 6 Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 7 О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезистик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате « О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате. 8 Сир 15:11—18. 9 Пс 1:2. 10 Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. — Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латин­ском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1o " не желаю, " не хочу) и существительным voluntas " воля. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаго­лов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. — Прим. ред. 11 Пс 31:9. 12 Притч 1:8. В Синод.пер.: Не отвергай завета матери твоей. 13 Притч 3:7. 14 Притч 3:11. 15 Притч 3:1; 4:2. 16 Притч 3:27. 17 Притч 3:29. 18 Притч 5:2. 19 Пс 35:4. 20 Притч 1:29. 21 Мф 6:19. 22 Мф 10:28. 23 Мф 16:24; Лк 9:23. 24 Лк 2:14. 25 1 Кор 7:36—37. 26 1 Кор 9:17. 27 1 Кор 15:34. 28 2 Кор 8:11. 29 1Тим 5:11. 30 2 Тим 3:12. 31 1 Тим 4:14. 32 Флм 1:14. 33 Еф 6:6—7. 34 Иак 2:1. 35 Иак 4:11. 36 1 Ин 2:15. 37 Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12. 38 Рим 2:12. 39 Лк 12:48, 47. 40 Пс 35:4. 41 Пс 78:6. 42 Ср.: 2 Фес 1:7—8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога. 43 Пс 31:9. 44 Притч 29:19. 45 Ср.: Рим 7:18. 46 Рим 12:21. 47 Иер 17:5. 48 Речь идет об африканских соборах 416—418 гг. против Пелагия, Целестия и их последователей. — Прим.ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Враг О любви ко врагам Мы должны: а) любить врагов своих и кротко относиться к ним: Любите враги ваша, благословите клянущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящие вы ( Мф.5:44 ). Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его; сие бо творя углие огненное собиравши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое ( Рим.12:20–21 ). Бывайте друг ко другу блази, милосерд, прощающе друг ко другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам ( Еф.4:32 ). Да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей своих ( Лев.19:18 ); б) не иметь к ним злорадства: Во всякой неправде не держи гнева на искреннего, и не твори никоего в делах досаждения ( Сир.10:6 ). Не радуйся о мертвеце бывшем враждебнейшем тебе: помяни, яко вси умираем ( Сир.8:8 ). Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тьме есть доселе. Любяй брата своего во свете пребывает и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему ( 1Ин.2:9–11 ). в) примиряться с ними: Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дóндеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе, и в темницу ввержен будеши ( Мф.5:25 ). Человек на человека сохраняет гнев, а от Господа ищет исцеления; над человеком, подобным себе, не имать милости, а о гресех своих молится ( Сир.28:3–4 ). И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ( Мф.6:12 ). Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный ( Мф.6:14 ). Остави обиду искреннему твоему, и тогда помольшутися, грехи твои разрешатся ( Сир.28:2 ). Помяни последняя, и престали враждовати ( Сир.28:6 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ад Будут бояться в последний день и грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и мертвых, ибо в тот час Он пошлет их в ад вечно мучиться; там за разные согрешения им будут и разные муки. Будут они там терпеть и огонь неугасающий, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: «огонь их не угасает» ( Мк. 9:44 ). В этом огне будут гореть нечистые люди, блудники, прелюбодеи и гневливые за то, что они распалялись то гневом, то похотью. Будет же там и зима лютая, и грешники, терпя стужу, будут скрежетать своими зубами. Об этом сказал Христос, Спаситель наш, так: «Там будет плач и скрежет зубов» ( Лк. 13:28 ). Такую лютую зиму будут терпеть те люди, которые немилостивы к убогим, не принимают в свои дома странников, лежащих без крова на гноище и терпящих снег и лютый мороз; таковые и сами будут иметь товарищество с дьяволом и ангелами его, ибо им Христос Бог сказал: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Такое товарищество с дьяволом будут иметь и горделивые люди, которые ныне презирают убогих, гнушаются ими и минуют их своими очами. Будет же там непрестанное движение червей, которые будут, не переставая терзать и есть грешных людей, и никогда они не умрут, ибо сказано: «червь их не умирает» ( Мк. 9:44 ). Эти черви будут терзать и есть тех людей, которые здесь отнимают что-либо лихоимством у других. Будет там еще от серного огня и смрад нестерпимый, ибо написано: «огонь и сера, и дух бурный – их доля из чаши» ( Пс. 10:6 ). Этот смрад будут терпеть те люди, которые заботятся о том, чтобы сделать себе удовольствие всякими благовонными духами и с усиленным прилежанием ищут для себя всякие благоуханные зелья. Будет же там тоска великая и такая ужасная, что если бы возможно было умереть, то рады были бы принять смерть в качестве сладости, но никогда не умрут там, ибо написано: «люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» ( Откр. 9:6 ). Будут терпеть такую тоску те люди, которые ныне непрестанно пребывают в веселье, пьянстве и в великой роскоши, с музыкой и танцами, а о Боге не помышляют никогда. Кроме этого, там будет и тьма внешняя, ибо написано: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» ( Мф. 22:13 ). Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно, видеть лица Божия они никогда не будут. Такую тьму наследуют те, которые не допускают к себе убогих. Будет там голод, ибо Сам Христос сказал: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк. 6:25 ), – и голод этот будут терпеть те люди, которые в этом веке не питают бедных и убогих. Будет там еще и жажда, ибо Сам Христос сказал: «возжаждете» (см. Ин. 4:13 ). Жажду эту будут терпеть те люди, которые здесь не желают напоить жаждущих странников и убогих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1 О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1). 2 Лк. 2:34. 3 Схимонах Василий Поляношерульский. Сочинения его изданы Введенской Оптиной пустынью вместе с сочинениями старца Паисия Величковского. Москва, 1847 год. 4 Пс. 30:19, 20. 5 Пс. 19:8. 6 Слово 2. 7 О безмолвии в 15-ти главах, гл. 2//Доброт., ч.1. 8 Ин. 14:13, 14. 9 Ин. 16:23, 24. 10 Спаситель — на еврейском Иисус. 11 Псалтирь с возследованием. 12 Псалтирь с возследованием. 13 Мф. 18:3, 4; Мк. 9:36. Четьи-Минеи. Декабря в 20 день. 14 Подобие 9-е, гл. 14. Книга святого Гермия особенно уважалась в первенствующей церкви Христовой. Иногда присовокуплялась она к Новому Завету и читалась при Богослужении. 15 Четьи-Минеи. 27 сентября. 16 Слово прп. Исихия.//Добротолюбие, ч. 2, гл. 1. 17 Изд. Москва, 1844. 18 Деян. 4:7—12. 19 Рим. 10:13. 20 Флп. 2:9, 10. 21 Пс. 61:8, 11, 14, 15, 17, 19. 22 Пс. 61:9. 23 Пс. 8:2, 3. 24 Прп. Нил Сорский, Слово 9. 25 Пс. 42:1—3. 26 Пс. 28:2. 27 Пс. 9:11. 28 Пс. 73:21. 29 Пс. 39:5. 30 Пс. 118:55. 31 О том, как подобает петь.//Добротолюбие, ч. 1. 32 Пс. 117:10—12. 33 Лествица, Слово 21, гл. 7. 34 Пс. 43:6—9. 35 Пс. 137:1—3. 36 Пс. 110:9. 37 Пс. 78:9. 38 Пс. 53:3, 4. 39 Пс. 68:36, 37. 40 Ин. 11:25. 41 Пс. 142:11. 42 Пс. 79:19. 43 Пс. 60:6. 44 Пс. 149:1—3. 45 Пс. 55:11—13. 46 Пс. 139:14. 47 Пс. 102:1. 48 Пс. 148:11—13. 49 Мк. 16:17. 50 Ин. 13:27. 51 Еф. 2:1—3. 52 Мф. 12:43—45. По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник. 53 Прп. Григорий Синаит. Глава 3. О дыхании.//Добротолюбие, ч. 1. 54 Ин. 11:25. 55 Мк. 16:17. 56 Мк. 50:17—27. Прп. Варсонофий. Ответ 116. 57 Ответ 301. 58 Прпп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Глава 49.//Добротолюбие, ч. 2. 59 Слово 1, гл. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

О новом благодатном царстве Божием возвещалось уже во всей земле иудеев. Но, по словам Спасителя, много было званных, да мало избранных. Это Он выразил и в притче о званных на вечерю. Пристрастие к земным утехам многих заставило отказаться от участия в вечери. Едва ли фарисеи довольны были, услышав из уст Спасителя притчу. Но народ по пути следовал за Ним во множестве. Он же обращся рече к ним: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может мой быти ученик: и иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет, не может мой быти ученик ( Лк.14:25–27 ). «Если кто, по русскому переводу читать, приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего, и идет за Мною, не может быть Моим учеником». Когда вы слышите слово Господа о ненависти к отцу и матери и близким родным, не подумайте, что Он учит непочтению и действительной ненависти к родителям и родственникам. Богатому юноше, который спрашивал Спасителя, что сделать ему доброго, чтобы наследовать жизнь вечную, Он ответил: соблюди заповеди. На вопрос – какие? Он сказал: не убиеши... чти отца и матерь: и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф.19:17–19 ). Спаситель упрекал книжников фарисеев в том, что они преступали заповедь Божию ради предания, ибо «Бог заповедал: почитай отца и мать: и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почтить отца своего, или матерь свою; таким образом, вы устранили заповедь Божию» ( Мф.15:3–6 ) ради предания. Слышите, как Господь Иисус Христос высоко ставит заповедь о почитании отца и матери. Да мог ли Господь отменить эту великую заповедь, когда Он заповедует любовь ко всем, даже врагам? Сия есть заповедь Моя, говорил Спаситель ученикам Своим, да любите друг друга ( Деян. 15:12 ). Аз глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Крещение Ветхозаветные пророчества и прообразы новозаветного таинства крещения: Окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное ( Иез.36:25–26 ). Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих ( Ис.44:3 ). В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты ( Зах.13:1 ). Кто верует в Меня, у того, как сказано в писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него». ( Ин.7:38–39 ). Прообразы: а) Ноев ковчег: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр.3:18–21 ); б) переход через Чермное море: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:1–2 ); в) обрезание: В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых ( Кол.2:11–12 ); г) крещение Иоанново: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня: я не достоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 . Ср. Мк.1:8 ; Лк.3:16 ). Установление Господом таинства крещения: а) примером Своим: Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: се, есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:13–17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Среда 4-й седмицы, трипеснец, глас 1, песнь 3, тропарь 2. 2 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884. С. 12. 3 См.: Свт. Феофан Затворник. Вступление к русскому переводу. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. С. VI. 4 Там же. Вступление. С. IV. 5 Там же. С. V. 6 Там же. 7 Там же. С. VI. 8 Там же. С. III. 9 Там же. С. III-IV. 10 Добротолюбие. В 5 т. М., 1895—1905: т. 1 — 1905; т. 2 — 1895; т. 3 — 1900; т. 4 — 1901; т. 5 — 1900. Далее в книге по этому изданию будут указываться только том и страница. 11 Т. 2. С. 671. 12 Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский). 13 Т. 5. С. 168 (св. Феолипт, митр. Филадельфийский). 14 С. 345 (свв. Каллист и Игнатий). 15 Т. 4. С. 169. 16 Т. 4. С. 610. 17 Т. 2. С. 724. 18 Т. 5. С. 311. 19 Т. 5. С. 343—344. 20 Т. 5. С. 205. 21 Там же. 22 Т. 5. С. 440 23 Там же. 24 Т. 1. С. 486. 25 Т. 5. С. 343. 26 Т. 5. С. 443. 27 См.: (Лк.11:5—8). Т. 2. С. 677. 28 Т. 5. С. 312—313. 29 Т. 5. С. 443. 30 Т. 2. С. 584. 31 Т. 5. С. 467 (прп. Симеон Новый Богослов). 32 (Мф.6:9—13). Т. 2. С. 134. 33 Т. 1. С. 522. 34 Т. 1. С. 504. Т. 2. С. 137. Т. 3. С. 178; 435—436. Т. 5. С. 228, 377, 387, 388, 389 и др. 35 Т. 2. С. 133. 36 Там же. 37 Т. 2. С. 133—134. 38 Т. 2. С. 671. 39 Т. 5. С. 232. 40 Т. 5. С. 431. 41 Т. 3. С. 410. 42 Т. 2. С. 167. 43 Т. 2. С. 584. 44 Т. 2. С. 229. 45 Там же. 46 Т. 2. С. 229. 47 Т. 5. С. 388. 48 Т. 2. С. 229. 49 Т. 5. С. 388. 50 Там же. 51 Т. 3. С. 38 (блж. Диадох). 52 Там же. 53 Т. 3. С. 38. 54 Т. 2. С. 733. 55 Там же. 56 Там же. 57 Т. 5. С. 716. 58 Т. 2. С. 719. 59 Т. 5. С. 357 (свв. Каллист и Игнатий). 60 Т. 2. С. 720. 61 Т. 5. С. 70. 62 Т. 5. С. 200. 63 Т. 4. С. 344 64 Т. 4 С. 344. 65 Т. 5. С. 229. 66 Т. е. об умной молитве, о чем речь будет ниже. 67 Т. 5. С. 229. 68 Т. 5. С. 431. 69 Т. 5. С. 231. 70 Т. 3. С. 435. 71 Т. 5. С. 231. 72 Там же. 73 Т. 5. С. 357—358. 74 Т. 2. С. 226. 75 Т. 4. С. 252—253. 76 Т. 5. С. 337, 369. 77 Т. 2. С. 661. 78 Там же. 79 Т. 3. С. 366. 80 Там же. 81 Т. 5. С. 358. 82 Т. 4. С. 78. 83 Т. 4. С. 248—249.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

77. Поучение в неделю 12-ю по Пятидесятнице Кто убо может спасен быти? ( Мф.19:25 ) Никто, если только мы будем надеяться на одни наши силы, на свои дела, на свои заслуги: «у человек сие невозможно есть» 40 , – сам Христос Бог сказал святым апостолам; для одного Бога только все возможно. Ты думаешь, что твои молитвы – лениво, нерадиво, кратко и наскоро совершаемые – спасут тебя? Нет! Св. апостол Павел сказал: «непрестанно молитесь» 41 , – непрестанно повторяйте имя Божие устами и имейте это имя в сердце своем – и по утру, и вечером, и при начале и при конце дела вашего молитесь – и всегда молитву Иисусову повторяйте и имейте в уме и сердце вашем: «непрестанно молитеся», если хотите, чтобы молитва послужила вам ко спасению. A многие ли из нас так молятся? – Разве одни пустынники. Ты думаешь, что твоя копеечная милостыня спасёт тебя, тогда, когда на свою роскошь и на свои удовольствия ты теряешь денег без счёта? Нет, пока Христос сидит на лице и просит у тебя милостыни, пока ты не раздашь имение свое нищим, а сам не станешь жить в бедности – и можешь ты спастись: «аще хощещи совершен быти; иди, продаждь имение, и даждь нищим» 42 , – сказал Господь юноше. «Аще хощещи внити в живот, соблюди заповеди» 43 . А из нас ею похвалится, что он исполнил все заповеди: что любит Бога более жены, детей, родителей, более всего на свете? Кто докажет, что он никогда, не призывал напрасно имя Божие; что он не божился напрасно в жизни; что он все праздники достойно почтил; что он не огорчил своих родителей никогда; что он не убил никого ни словом, ни гневом; что он не соблудил ни мыслию, ни сердцем; что он ничего чужого не брал и не желал; не был никогда пьян, не гневался, не завидовал, не солгал, не покривил душею – и ни в чем никогда не согрешил ни вольно, ни невольно, ни явно, ни тайно? Кто может похвалиться этим? – Кто может сказать, как тот юноша сказал: «вся сия сохраних от юности моея» 44 ? Итак, со стороны человека невозможно спасение – истинно то, что сказал Господь апостолам: «у человек сие невозможно, за то: у Бога вся возможна», – со стороны Бога только остаётся возможность спасти нас; для этого у Него много средств: Он всемогущ, – Он очищает грех Адамов в Крещении нашем. Он дарует благодать Духа Святого, омывает грехи наши своею драгоценною Кровию, имеет право и власть прощать нам все грехи, только того человека не может спасти, который сам не хочет спастись: Он не может спасти и диавола, который не хочет спастись: а то всех может спасти, как и сам сказал: «не хочу смерти грешника, но еже обратится... и живу быти ему» 45 . Для того Бог и мир сотворил, для того и Сына Своего послал на землю, для того и допустил Ему пострадать, умереть и воскреснуть, и дал ему всякую власть на небеси и на земли. Потому-то – «у человек , спасение наше, невозможно есть, у Бога же вся возможна», а если у Бога возможно, то Бог и спасёт нас и помилует. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2008 год Последнее слово. Евангельское чтение в неделю мясопустную Сказал Господь: «Когда Сын Человеческий придет во славе Своей, и все Ангелы с Ним, тогда воссядет Он на престол славы Своей; 32 и приведут к Нему все народы, и Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов, 33 и поставит овец по правую руку от Себя, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от него: «Приблизьтесь, благословенные Отца Моего! Примите Царствие, уготованное для вас от основания мира. 35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем, и вы дали Мне приют; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня». 39 Тогда праведники спросят Его: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, и накормили, или жаждущим, и напоили? 38 Когда же это мы видели Тебя чужестранцем, и приютили, или нагим, и одели? 39 Когда же это мы видели Тебя больным, или в заточении, и навещали Тебя?» 40 И Царь скажет им в ответ: «Воистину говорю вам: все, что вы сделали для одного из этих Моих братьев меньших, вы для Меня сделали». 41 Тогда скажет он и тем, что по левую руку: «Идите прочь от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его! 42 Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне поесть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был чужестранцем, и вы не дали Мне приюта; болен и в заточении, и вы не ходили за Мной». 44 Тогда спросят и они: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или чужестранцем, или нагим, или больным, или в заточении, и не послужили Тебе?» 45 Тогда Он ответит им: «Все, чего вы не сделали для одного из этих меньших, вы не сделали для Меня». 46 И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную». Мф. 25, 31-46 Перевод Сергея Аверинцева

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

монах Павел Эвергетинос О том, что не следует искать ни почестей, ни первенства, ибо что почетно у людей, то мерзость у Бога А. Из святого Ефрема Брат, зачем ты обманываешь себя? Ведь это диавол толкает тебя на грехи ради чинов, но в них ты не найдешь пользы, даже если добьешься почестей. Послушай, что сказал об этом апостол: Не тот достоин, кто себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор. 10:18 ). Вот и Господь говорит: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Бога, не ищете? ( Ин. 5:44 ). Приди в себя, возлюбленный, и вспомни, ради чего ты отрекся от житейской суеты и от дьявола с его гордыней и перестань думать о мирском. Неужели тебе не известно, что, если ты унижаешь своего ближнего, то совершаешь грех самолюбия и тщеславия? Подумай и над тем, что ты считаешь себя главнее брата по своему тщеславию и самолюбию и по тому, что не желаешь смириться перед ним. Неужели тщеславием ты сможешь оправдаться перед Богом и удостоиться предпочтения на небесах? Никогда! Господь сказал: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф. 20:26–27 ). Смотри, брат, как бы тебе от желания быть первым не оказаться самым ничтожным в будущем веке и не услышать того, что услышал тщеславный богач, когда горел в неугасимом пламени: Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей ( Лк. 16:25 ). В Писании сказано: Что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк. 16:15 ). Подумай, брат, что ты умер для мира и твоя жизнь похоронена со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3:4 ). Не люби человеческую славу здесь – она не останется с тобой навечно. Как сказано: Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой... и т. д. ( Ис. 40:6 ). Сбрось с себя, возлюбленный, ярмо врага и его гордыни и преклони свою выю под сладчайшее иго нашего Владыки. Ведь это Он сказал: Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя, возвысится ( Лк. 14:11 ). И в другом месте говорится: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Пет. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010