Разделы портала «Азбука веры» Диакония (от греч. διακονα — служение, служба, услужение) – 1) служение Господа Иисуса Христа как Спасителя, Искупителя; 2) служение Богу в рамках осуществления Божественного Промысла ; 3) служение человека человеку; 4) диаконское служение. Диаконией может называться служение ангелов для людей: «Не все ли они…духи, посылаемые на служение (ες διακοναν) для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Диакония – это также служение в рамках Нового Завета. Апостол Павел говорит: «Он дал нам способность быть служителями (διακνους) Нового Завета, не буквы, но духа» ( 2Кор.3:6 ). Термином «диакония» может обозначаться и служение самого Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить»… (διακονσαι) ( Мф.20:28 , Мк.10:45 ). «Неужели Христос есть служитель (διακονος) греха? ( Гал.2:17 ). И тем же словом обозначается служение Христу, например: «Господи, когда…мы не послужили тебе?» (ο διηκονσαμν σοι) ( Мф.25:44 ). Также ( Лк.8:3 ) и ( Ин.12:26 ). Диаконией может называться апостольское служение. Так предатель Иуда имел сначала жребий апостольского служения – диаконии (διακονας) ( Деян.1:17 ), а потом на его место, т.е. на место апостольское, оставшиеся «одиннадцать» выбирают из двоих кандидатов и просят Господа показать, кому он назначил «место сего служения» (τν τπον τς διακονας τατης) ( Деян.1:25 ). Цитаты о диаконии «Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Пет.4:10 ). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ( 1Кор.12:5-6 ). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие».

http://azbyka.ru/diakoniya

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Еф 4, 25 Ложью является намеренное искажение истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью. Источником лжи является диавол: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говоритсвое, ибо он лжец и отец лжи Ин 8, 44. Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость. На страницах Священного Писания довольно часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: лжесвидетели (см.: Мф 26, 59–60), лжепророки (см.: Мф 7, 15), лжеучители (см.: 2 Пет 2, 1–2), лжебратья (см.: 2 Кор 11, 26), лжеапостолы (см.: 2 Кор 1, 13), лжехристы (см.: Мф 24, 24). Глубоки и точны слова святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению». Приведем несколько записей преподобного Андроника о грехе лжи: «Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека». «Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть (из патерика)». «Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших». «Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших». «Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, — и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое — и страх Божий вселится в тебя». Из книги " Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша), подвижника Глинской пустыни " Рейтинг: 7.5 Голосов: 218 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии наталья 2 декабря 2014, 17:58

http://pravoslavie.ru/74423.html

Arhiva Predica Patriarhului rostit în Duminica Înfricotoarei Judeci dup Dumnezeiasca Liturghie svîrit la biserica „Soborul Sfinilor Moscovei” din Bibirevo, or. Moscova 23 februarie 2020 23:21 23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу. Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5595797...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь: современность и перспективы Выступление Блаженнейшего Митрополита Владимира на церемонии присвоения степени почетного доктора Христианской богословской академии в Варшаве, 18.02.2008г. 25.02.2008 594 Время на чтение 26 минут Украинская Православная Церковь и украинское государство Позиция Украинской Православной Церкви в сфере отношений общества и Церкви, а также государства и Церкви, в целом логична и последовательна. Невзирая на то, что Украина и украинское общество за последние несколько лет достаточно существенно изменились, сама эта позиция не испытала кардинальных изменений. Следует признать, что мы начали более точно формулировать её и последовательно воплощать в жизнь. Придерживаясь завета Господа нашего Иисуса Христа, Украинская Православная Церковь всегда считала и считает, что в основе взаимодействия Церкви (Царства, что не от мира этого) и государства должен быть принцип «отдайте кесарево кесарю, а Богу Богови» (Мф. 22, 21). Мы можем по-разному относиться к концепции светского государства, обсуждать ее преимущества и недостатки, однако должны признать, что на сегодня эта концепция фактически безальтернативно господствует во всех европейских странах (даже в тех, где церковь формально не отделена от государства), а также в большинстве неевропейских стран. В поликонфессиональной Украине альтернативы такому подходу нет. Это утверждение, конечно же, нельзя интерпретировать в том смысле, что мы выбираем между верой и толерантностью и отдаем преимущество последней. Напротив, мы верим и исповедуем, что искренняя вера не может быть плодом насилия - она рождается в свободе: «никто не может прийти ко Мне, если на то не будет дано ему от Отца Моего» (Ин. 6, 65; 6, 44). Учитывая это стоит подчеркнуть, что государство не может быть компетентным в вопросах веры. У него нет, скажем так, соответствующего инструментария, который давал бы возможность отличать истину Божественного Откровения от ереси. Церковь же, которая живет в онтологическом единстве с Господом, своим соборным умом раскрывает догматы веры и свято хранит их. Всё, что может предложить современное государство в этой области, - это лишь религиоведческая экспертиза. Вряд ли кто-то рискнет утверждать, что коллоквиум религиоведов, пусть и самых выдающихся, может определить, которая вера является истинной, а которая - нет. История преисполнена примеров, когда даже византийские императоры, которые выросли в лоне Православной Церкви, впадали в ересь и поддерживали несторианство, монофизитство, иконоборчество и тому подобное.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/25/...

Змея в пустыне Лучшие из раввинов слепли над книгами, убелялись сединой и старились в изучении Закона, в ожидании Мессии. Наконец Обещанный явился… 25 марта, 2013 Лучшие из раввинов слепли над книгами, убелялись сединой и старились в изучении Закона, в ожидании Мессии. Наконец Обещанный явился… Протоиерей Андрей Ткачев продолжает великопостный цикл публикаций на Правмире. Читайте также предыдущие колонки о.Андрея: О «блаженной глухоте» Религия сердца Лучшие из раввинов слепли над книгами, убелялись сединой и старились в изучении Закона, в ожидании Мессии. Наконец Обещанный явился, но не все молившиеся о Его скорейшем приходе признали в Нем Долгожданного. Вместо конечного облегчения совести возник соблазн, назойливый рой вопросов и недоумение. Протоиерей Андрей Ткачев Действительно Христос пришел на «падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лук. 2:34) Христос – драгоценный и краеугольный камень, но «тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44) Нужно было иметь очень смиренную душу и облагодатствованный ум, чтобы в вопросе признания Христа или непризнания Его не ошибиться. Один из обладателей такого ума – Никодим. Этот начальник Иудейский приходил к Мессии ночью и беседовал с Ним. Третья глава Иоаннового Евангелия передает эту беседу. В ней Никодим признавал, что Христос от Бога пришел, и «мы», то есть фарисеи, «знаем» это. С ним говорил Христос о рождении свыше и о Царствии Божьем. В беседе с ним разговор коснулся и будущего распятия Сына Божия. О Своем страдании Христос сказал, помянув события, описанные в книге Чисел . Слова Христовы звучат так: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14) Исследователю Писания на этом месте необходимо посмотреть в сноску, найти координаты упомянутых слов (Чис. 21:9), и прочесть сам цитируемый текст. Так нужно поступать всегда, встречая в Новом Завете ссылки на Старый.

http://pravmir.ru/zmeya-v-pustyne/

О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ 08.06.2015 07:57:32 Священник Георгий Максимов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/06/09/19-00.html Вчера Церковь праздновала день памяти всех святых. Протестанты и иеговисты часто упрекают православных за почитание святых и особенно за молитвы к ним. Что можно им ответить? Во-первых, молитвословия святым в Православной Церкви бывают не только просительные, но и восхвалительные. Например, этому посвящены каноны и столь любимые в народе акафисты - в них молящиеся вспоминают о жизни и подвигах святых, прославляют и ублажают их за веру и жизнь согласно воле Божией. Это является прямым исполнением слов Писания: " поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7); " мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа " (Иак. 5:11). И Богородица сказала: " отныне будут ублажать меня все роды " (Лк. 1:48). В обоих случаях употреблен глагол " μακαρζω " , означающий " ублажать, прославлять " . Протестанты же никак не ублажают ни Богородицу, ни святых, и тем самым нарушают слово Божие. Ведь даже если бы они не хотели обращаться с просьбами к святым, то они должны были бы читать каноны и акафисты на своих службах, чтобы вспомнить пример святых и прославить их. Во-вторых, что касается просительных молитв. Протестанты и иеговисты утверждают, что такие молитвы святым будто бы нарушают слова о том, что " един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус " (1Тим. 2:5). Но эти слова сказаны об искупительной жертве (их продолжение: " предавший Себя для искупления всех " ), - разумеется, никто из святых не является ходатаем в таком смысле. Однако Господь неоднократно предписывает христианам молиться за других (Мф. 5:44, 1Фес. 5:25, 2Фес. 3:1), стоит напомнить собеседнику, что и у них принято молиться друг за друга, но при этом они не считают, что делаются " иными ходатаями " . Точно так же и мы просим у святых помолиться за нас Богу, а не считаем, что они действуют своей собственной силой автономно от Бога.

http://radonezh.ru/analytics/o-pochitani...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Тим.1:1-7 Ев.- Лк.20:27-44 прп.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Мф.4:25-5:12 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. пророку Софонии Тропарь пророку Софонии, глас 2 Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/тем Тя молим://спаси души наша. Кондак пророку Софонии, глас 4 Явился еси светозарен Божественным Духом, пророче Софоние,/Божие явление возгласив:/радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь://се Царь твой грядет, спасаяй. преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому Тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/от юности бо изволил еси чистое житие,/духовному твоему учителю последуя,/и того учением ум к Небесным вперив,/и стаду твоему премудр наставник показался еси,/тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати,//Савво, отче наш, моли спастися душам нашим. Ин тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляем ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи предстоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,//приходящих к тебе верою, отче наш Савво, и моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Церковь с самого начала своего бытия играла активную роль в деле помощи нуждающимся и обездоленным. Мировая и российская история изобилует яркими примерами церковной благотворительности. За годы советской власти в нашей стране эти традиции были утрачены, но сейчас социальное служение Церкви переживает новый этап своего развития. Однако происходит это в условиях, все-таки значительно отличающихся от дореволюционных. Как широка должна быть в этих обстоятельствах зона ответственности Церкви? Вправе ли она сказать «нет» в ответ на просьбу о помощи? На каких принципах должна строиться поддержка нуждающихся, чтобы она принесла плод? Об этом разговор с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).      — Отец Нектарий, социальное служение Церкви началось одновременно с ее возникновением? — Безусловно, хотя первоначально речь шла не о социальном служении, а о совершенно естественных для христианина делах милосердия. Потому что если рядом с тобой кто-то страждет, а ты не обращаешь на это внимания, то какой же ты христианин; если рядом кто-то в чем-то нуждается, а ты не стараешься его нужду хотя бы по мере сил удовлетворить, то опять-таки какой ты христианин (см.: Мф. 25, 31–46)? Если мы посмотрим на главный памятник, свидетельствующий о том, как складывалась жизнь в первой христианской общине, — Деяния Апостолов, то увидим, что никто ничего не называл своим: Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения, и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2, 44–45). А говорить о социальном служении Церкви как таковом можно уже применительно к временам более поздним, когда Церковь была узаконена, получила права, необходимые для существования в государстве. Тогда появилась возможность оказания помощи не только тем, кто непосредственно в общину входил, но и людям, по отношению к Церкви внешним. — Но возможности общины всегда были ограниченными: всех обездоленных обогреть и накормить она была не в состоянии. — Да, именно поэтому начали вырабатываться какие-то формы служения, которые предполагали, с одной стороны, аккумулирование средств и возможностей, а с другой — их распределение. Но это первоначально было опять-таки естественным следствием понимания необходимости помогать тем, кто в этой помощи нуждается. То есть мы говорим не о социальных услугах, оказываемых населению, а о делах милосердия, рожденных к жизни верой.

http://pravoslavie.ru/92587.html

Закрыть Один и тот же - Бог и Человек Четвертый Вселенский собор: учение о Христе 29.07.2016 382 Время на чтение 5 минут 29 июля Православная Церковь совершает память святых отцов IV Вселенского Собора, состоявшегося в 451 г., в Халкидоне - небольшом городке, расположенном поблизости от Константинополя. На Халкидонском соборе было принято важнейшее для христианского богословия вероопределение, содержащее ответ на вопрос - «Кто есть Иисус Христос?». Конечно, будет ошибкой считать, что ответа на этот вопрос до IV Вселенского Собора не существовало. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь спрашивал своих учеников: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 13-16). Смысл ответа апостола Петра в том, что Христос - не просто один из святых или пророков, Он - Сын Божий и Спаситель. Святые и пророки предвозвещали время, когда совершится спасение, обещанное Богом. Христос пришел не для того, чтобы предвозвещать, но исполнить все, написанное в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк. 24, 44). Слова апостола каждый христианин повторяет перед Евхаристической Чашей: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти...». Это основа нашей веры - исповедание (признание) Иисуса Христа Сыном Божиим и Спасителем. Из Евангелия мы также знаем и то, что Господь называет Сам Себя и Сыном Человеческим . Мы знаем, что Христос родился от Девы (Мф. 1, 25), как обычный ребенок - рос, преуспевал в премудрости и возрасте (Лк. 2, 52). Затем - обходил города и села с проповедью Царства Божия, ел и пил вино (Лк. 7, 34), спал (Мф. 8, 24), испытывал голод и жажду (Мф. 4, 2; Ин. 4, 7), скорбел о смерти близкого друга Лазаря (Ин. 11, 33), плакал о грядущей гибели Иерусалима (Лк. 19, 41), проливал кровавый пот в Гефсиманском саду (Лк. 22, 44), и наконец - принял смерть на кресте. Во всем этом мы видим Христа - Сына Божия, как человека из плоти и крови. Христос - это Сын Божий и Сын Человеческий, одновременно Бог и Человек. Наиболее ярко эта христианская истина выражена в Четвертом Евангелии: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог , и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 1, 14). А также у апостола Павла: Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»      Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), — вызывает у христианина вопрос: «Любить себя, видя грязь своих грехов, сознавая в себе множество немощей, стыдясь «окровавленной ризы» страстей? Как с покаянным чувством совместить любовь к себе?» Не зная ответа на этот вопрос, человек не может правильно относиться к окружающим. Конечно, в заповеди говорится не о самолюбии, угождении себе, самолюбовании и т.п. Это было бы призывом к саморазрушению в духовном смысле. Речь идет о том, что любой человек желает себе добра, ищет милости, понимания. Вот это он и должен с готовностью дать окружающим его людям. При этом мы призваны любить ближних не за то, что они приносят нам пользу, а потому что каждый человек — это творение Божие, Божий образ. Господь заповедует любить даже врагов (см. Мф. 5, 44). При этом мы не можем лгать себе и утверждать, что все люди добры. Ведь есть и такие как Гитлер, Чикатило и другие, известные своими злодеяниями. У Булгакова Иешуа про всех говорил: «Он хороший человек». И это ошибка писателя в трактовке любви Божией. Злодей — не хороший человек, и Христос не закрывал глаза на зло, живущее в людях. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25). Спаситель обличал в людях пороки, но не осуждал никого, оставляя каждому свободу выбора: прислушаться и исправиться или продолжать коснеть в своей страсти и ненавидеть Истину. Господь любит и злодея, но не за то, что он порабощен злом, и не за то, что он будто бы «хороший человек». Бог умирает на Кресте за него, поскольку и злодей — человек. А пока злодей живет на земле, он может измениться, раскаяться и отказаться от зла, как благоразумный разбойник, казненный вместе с Христом (см. Лк. 23, 40—43). Что выберет досаждающий нам человек, нам не дано знать. На этом основана евангельская заповедь ни о ком не судить (Мф. 7, 1). В данном аспекте апостол Павел называет другого человека «чужим рабом» (Рим. 14, 4). Действительно окружающие нас люди за свои прегрешения подотчетны не нам, а Богу, который всем дал заповеди и силы на их исполнение. Господь и спрашивает с каждого человека, а не мы, даже если этот человек как-либо от нас зависит. Мы ведь не способны восставить его от греха. Только Христос, как победитель греха и смерти, может сделать это.

http://pravoslavie.ru/120976.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010