Глава 23 1–12. Христос у Пилата и Ирода. – 13–25. Осуждение Христа на распятие. – 26–32. Шествие Христа на Голгофу. – 33–43. Распятие Христа. – 44–56. Смерть и погребение Христа. Лк.23:1 .  И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, Следующая далее история суда над Христом у Пилата и Ирода почти всецело составлена самостоятельно евангелистом Лукой, только 3-й стих представляет собой повторение Мк.15:2 . «Поднялось все множество их», т.е. все члены синедриона, только что покончившие с допросом Христа; «и повели Его к Пилату» (см. Мф.27:2 ). Лк.23:2 .  и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Члены Синедриона обвиняют Христа перед Пилатом в притязаниях на достоинство Мессии, которого они представляют, чтобы быть понятными Пилату, как царя. «Развращает наш народ», т.е. прежде всего сбивает его с истинного пути, отдаляя народ от нашего духовного водительства, и в то же время отклоняет народ от подчинения римской власти. Это обвинение, в первой его половине, конечно, было справедливо, потому что Господь действительно учил народ не слушать фарисеев и вообще своих вождей ( Мф.15:14 ). «Запрещает давать подать кесарю». Это была уже совершенная ложь (ср. Лк.20:25 ). «Называя Себя Христом Царем» – точнее: «называя Себя Мессиею, царем». Второе слово должно было объяснить Пилату, что такое Мессия. Этим враги Христа думали заставить Пилата тотчас же поступить с Христом как с опасным политическим преступником. Лк.23:3 .  Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат, однако, по внешнему виду и вообще по первому впечатлению, какое произвел на него Христос, понял, что Он вовсе не Тот, за Кого Его выдают обвинители. На вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский?» Христос отвечает неопределенным выражением: «ты говоришь». Это выражение Пилат, очевидно, понял не как утвердительный ответ, а скорее, как отрицательный, он понял, что Христос вовсе не претендует на царский престол в Иудее. Если бы Пилат принял ответ Христа за согласие с обвинением, то он, конечно, тотчас же должен был начать следствие и суд над Ним, а между тем этого не сделал. Таким образом, выражение «ты говоришь» равносильно выражению: «ты видишь? Суди же сам, царь ли Я?..» 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус Христос однажды спросил искушавших Его фарисеев: что вы думаете о Христе (т.е. о Мессии)? Чей Он сын? и когда они ответили ему: «Давидов», то Он, Спаситель наш, имея в виду опровергнуть неправильный взгляд иудеев – вообще на происхождение и достоинство ожидаемого ими Мессии и желая сказать, что Мессия по плотскому только происхождению Своему потомок Давида, а по высокому достоинству Господь свыше, Сын Всевышняго, – сослался на 1-й стих 109-го псалма и сказал фарисеям: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: рече Господь Господу моему «седи одесную Меня, Дóндеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» ( Мф.22:41–45 ). Этими немногими словами ясно и точно определены: писатель 109-го псалма Давид, предмет его – Мессия, и характер его – богодухновенный, пророчески-мессианский. Так смотрели на этот псалом и св. апостолы Христовы. Апостол Петр, просвещенный уже Духом Святым, в день Пятидесятницы сошедшим в виде огненных языков на него и на пребывавших с ним в молитве и молении ( Деян. 1:14 ), объясняя в значительной речи своей, произнесенной им тогда же, пророчество Давида о воскресении Мессии – Иисуса ( Пс. 15:10 ), упомянув в ней о вознесении Его на небо, сказал: «Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную меня» и т.д. ( Пс. 109:1 ; Деян. 2:31–36 ). Св. ап. Петр, очевидно, писателем 109-го псалма считает Давида, а предметом его – Мессию, и, скажем мимоходом, Мессиею признает Иисуса Христа, как видно из 32–36-го стихов указанной главы книги Деяний св. апостол. Предметом этого псалма считает он Иисуса же Христа и в 1-м своем Послании, когда говорит, что Христос, «восшед на небо, пребывает одесную Бога», и что Ему «покорились Ангелы и власти и силы» ( 1Пет.3:21–22 ). Предметом сего же псалма считает Иисуса Христа и апостол Павел: «О Нем (Иисусе Христе), – говорит он в Послании к Евреям ( Евр.7:21, 6:20 ), – сказано: «клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). То же подтверждает он, когда говорит: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? ( Евр.1:13 ). Не Тому ли, Кому также сказал Он: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? ( Пс.2:7 ; Евр.1:5 ). Не Тому ли, о Ком сказано: «Престол Твой, Боже, в век века»? ( Пс.44:7–8 ; Евр.1:8–9 ). Такие же указания находятся и в других местах писания ( Евр.5:5–6, 7:17 , Евр.8 и след.; 1Кор.15:25 ; Еф.1:20–23, 4:10 ; Мф.26:64 ). После столь ясных и драгоценных свидетельств о Давиде, как писателе псалма, и о Мессии – Иисусе Христе, как предмете его, признаем излишним не только приводить другие доказательства, но и указывать на совершенно согласные с новозаветными свидетельствами толкования св. отцев и учителей Церкви касательно сего предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Глава 23 Иисус Христос на суде у Пилата (1–6), Ирода (7–12) и опять Пилата (13–24). Шествие на Голгофу (25–32). Распятие Христа (33–38). Покаяние разбойника (39–43). Смерть Господа (44– 49). Погребение Господа и жены мироносицы (50–56). Лк.23:1 . «К Пилату»: см. прим. к Мф.27:1 . – Повествование ев. Луки о суде Господа перед Пилатом, распятии, смерти и погребении Его, в общем совершенно согласное с повествованиями об этом Матфея и Марка, весьма многими подробностями восполняет сказания их; многие же подробности, содержащиеся в них, здесь опускаются. Лк.23:2 . «Начали обвинять его»: обвинения, какие выставляли против Иисуса Христа начальники народа перед римским правителем, о которых только вообще упоминают первые два евангелиста ( Мф.27:12 . Мк.15:3 ), ев. Лука излагает подробнее. Они обвиняют Его не с религиозной стороны, до чего римскому правителю не было дела и чем нельзя было Римлянина подвигнуть к благоприятному для них решению дела, но с политической стороны, на что Пилат, хранитель римских интересов в завоеванной стране, должен был обратить полное внимание. В обвинении их три пункта: Он 1) развращает народ, 2) запрещает давать подать кесарю и 3) называет себя царем. – «Мы нашли»: ссылаются на свой авторитет, как члены верховного судилища, обязанного пещись о благосостоянии народа, как официальные защитники народных интересов; этому «мы» Пилат после противопоставляет – я не нахожу в нем вины (ст. Лк.23:4 ), и не только я, но и Ирод также (ст. Лк.23:14–15 ). – «Развращает народ наш»: дает его духовной и политической жизни превратное, ложное направление, вводит его в заблуждение или отклоняет его от доброго пути, по которому он должен идти в истинных интересах своей собственной жизни и для спокойствия римского правительства; одним словом – возмущает, бунтует народ. Обвинение совершенно голословное и неосновательное! – «Народ наш»: лукавые лицемеры выражаются как истинные друзья народа, не могущие терпеть, чтобы народные интересы так страдали. – «Запрещает давать подать кесарю»: обвинение уже чисто политическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Текущий год принес публикации в церковных изданиях, где люди, облеченные духовной властью, высказываются о том, что для спасения не обязательно иметь много детей. Я далека от желания пасти пастырей, и обсуждать где-либо эти статьи. Я только с болью наблюдаю, с какой радостью и облегчением воспринимают молодые сестры эти тексты. Получается, что можно и детей родить «в меру», и в царство Божие войти.   Дерзну утверждать, что этот вопрос, в той или иной форме, вставал перед каждой семьей. Мы с мужем ответили на него положительно, но в этой статье я бы не хотела никого агитировать. Мне хочется просто показать, как выглядит проблема «изнутри».     Разбирать взаимоотношения многодетной семьи и общества я начну с внутрисемейных отношений. Принято считать, что количество детей в семье почти целиком зависит от матери, но мой многолетний опыт убеждает меня, что это не так. Да, женщине предстоит родить, выкормить, обучить еще одного ребенка. Однако, глобальные вопросы: «Где будет жить семья? На что жить? Как дать детям образование? Как воспитать их настоящими христианами?», — предстоит решать отцу, и его выбор, его решимость родить ребенка не менее труден и ответственен, чем матери. Не зря же написано в Евангелии: «Авраам родил Исаака» ( Мф. 1:2). В нашей семье разногласий по этому поводу никогда не было, без признаков диктата с чьей-либо стороны. Может быть, это один из секретов нашей устойчивости к внешним бурям. «Царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф,12:25).   Немного истории. В 1944г. в СССР были учреждены медали «За материнство» (серебряная и золотая), ордена «Материнская слава» (I, II, III степени) и «Мать-героиня». Этих знаков удостаивались женщины, родившие и воспитавшие, соответственно пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и более детей. К наградам, очевидно, прилагались кое-какие привилегии. Тогда же и их обладательниц стали называть, на мой взгляд, несколько пренебрежительно – многодетные. Заметьте, в 44-м году ряд начинался с пяти детей.

http://pravmir.ru/pochetno-li-byt-mnogod...

В) Ветхозаветное предсказание Если верующих Ветхого Завета, предвозвещавших собой пришествие Праведника, можно было сравнить с разнообразившимися и постепенно все более и более прояснявшимися среди ночи (неверия) лучами утренней зари, предвещавшей появление Солнца правды – Христа на небосклоне ветхозаветной истории; если, затем, ветхозаветный закон оказалось справедливым сравнить с зеркальной поверхностью вод, отражавшей в себе лучи этой зари, по свойствам которых можно было судить и о свойствах грядущего светила дня с его бесчисленными лучами (верующими новозаветными), также как и те, от Него же Единого заимствующими свой свет 600 и в Нем завершающимися (срав. Евр. 11:40 ), то в слове ветхозаветного предсказания слышался, употребить библейский оборот (сн. Псал. 18:5  и Рим. 10:18 ) 601 , как бы голос этих самых небес, раздававшийся по всей земле и до пределов вселенной разносивший весть все об одной и той же истине – Христе и Его деле спасения. Этот пророческий голос, взывавший к небу и земле (срав. Исаии 1:2) и глаголавший с неба на землю 602 , в продолжении всей ветхозаветной истории веры проникал собой и закон, и историю, своеобразно отражаясь в них 603 . Но особенно сильно возвышался этот голос, когда «Дух Христов в пророках предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу, 1Пет. 1:11 . Отсюда-то и Сам Господь (сн. Мф. 26:24,54,56; Луки 22:37; 24:25–27, 44–47 ) и Апостолы (срав. напр. большую часть речей их по книге Деяний) главное хотя и не исключительное внимание верующих сосредотачивают на ветхозаветных пророчествах о тайне искупления. Но, хотя, быть может, Господь раскрывал ( Луки 24:25–27 ; сн. 44–47) ученикам Своим и больше ветхозаветных пророчеств о Себе, нежели сколько мы имеем их во всем новозаветном Писании, однако же, по силе самой задачи своей, мы должны ограничиваться только теми из них, которые приводятся и толкуются лишь в самом Новом Завете. 1. Общий характер ветхозаветных пророчеств в духе новозаветного толкования По истине неудобозрима была бы глубина содержания слова Божия, если бы она хотя сколько-нибудь не прояснялась более или менее доступным нашему разумению словом человеческим, в формы которого Бог Сам благоволил заключить его! В слове Самой вечной Истины мы читаем такое обращение к Еммаусским спутникам: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предказывали пророки (– λλησαν ο προφται).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава 4 1–7. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы. 8–37. Рождение у благочестивой Сонамитянки сына по слову пророка и воскрешение его последним. 38–41. Пророк обезвреживает ядовитую пищу. 42–44. Чудесно насыщает малым количеством хлеба большое число людей. 4Цар.4:1 .  Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. 4Цар.4:2 .  И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. 4Цар.4:3 .  И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, 4Цар.4:4 .  и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. 4Цар.4:5 .  И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. 4Цар.4:6 .  Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. 4Цар.4:7 .  И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими. Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств, следовательно институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия ( 3Цар.18:3 и далее), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона ( Лев.25:39 ; Исх.21:2 ) и жестокой практикой жизни ( Мф.18:25 ). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы ( 3Цар.17:8–16 ), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава девятая. Архиепископ Филарет 1819–1821 Катехизис (katechesis) в переводе с греческого – поучение, наставление. Человек чаще всего бывает не готов воспринимать христианское учение, если сразу начнет с Евангелия. Для этого необходима подготовка в виде чтения катехизиса, содержащего основные положения христианского вероучения. Часто они бывают изложены в виде вопросов и ответов. Катехизис содержит ответы на наиболее распространенные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением. Прежде чем приступить к написанию своего катехизиса, Филарет составил и издал «Таблицы чтений из Священного Писания, церковной и гражданской печати, предназначенные для учебных целей». В них расписывалось, что нужно читать из Священного Писания в каждый день года. Выглядит это так: В Светлое Христово Воскресение на литургии Деян. 1, 1–8 . Ев. Ин. 1, 1–17 . В тот же день на вечерне Ев. Ин. 20,19–25 . Понедельник Деян. 1, 12–17, 21–26 . Ев. Ин. 1, 18–28 . Вторник Деян. 2, 14–21 . Ев. Лк. 24, 12–35 . Среда Деян. 2, 22–36 . Ев. Ин. 1, 35–51 . Четверг Деян. 2, 38–43 . Ев. Ин. 3,1–15 . Пятнит Деян. 3, 1–8 . Флп. 2, 5–11 . Ев. Ин. 2, 12–22 . Суббота Деян. 3, 11–16 . Ев. Ин. 3, 22–33 . 2 неделя, о Фоме Воскресенье на утрени Ев. Мф. 28, 16–20 . На литургии Деян. 5, 12–20 . Ев. Ин. 20, 19–31 . Понедельник Деян. 3, 19–26 . Ев. Ин. 2, 1–11 . Вторник Деян. 4, 1–10 . Ев. Ин. 3, 16–21 . Среда Деян. 4, 13–22 . Ев. Ин. 5, 17–24 . Четверг. Деян.4, 23–31 . Ев. Ин. 5, 24–30 . Пятница Деян. 5, 1–11 . Ев. Ин. 5, 30 – 6, 2 . Суббота Деян. 5, 21–33 . Ев. Ин. 6, 14–27. 3 неделя, о Мироносицах Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 9–20 . На литургии Деян 6, 1–7 . Ев. Мк. 15, 43 – 16, 8 . Понедельник Деян. 6, 8 – 7, 5, 47–60 . Ев. Ин. 4, 46–54 . Вторник Деян. 8, 5–17 . Ев. Ин. 6, 27–33 . Среда Деян. 8, 18–25 . Ев. Ин. 6, 35–39 . Четверг Деян. 8, 26–39 . Ев. Ин. 6, 40–44 . Пятница Деян. 8, 40 – 9, 19 . Ев. Ин. 6, 48–54 . Суббота Деян. 9, 20–31 . Ев. Ин. 15, 17 – 16, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. В те дни, когда мы все постились, я часто принимался говорить о милостыне, но был прерываем наступившим вечером, прекращавшим течение нашей беседы. Впрочем, это, может быть, происходило по распоряжению Бога, устрояющего полезное и отложившего наставление об этом предмете до настоящего дня, дабы трапеза милосердия была предложена сегодня, когда вы не рассеяны в церкви, не потому, чтобы мы имели сказать что-нибудь великое и необыкновенное, но потому, что велика и превосходна сила милостыни. Подлинно, великое дерзновение пред Богом имеет эта добродетель; как какая-нибудь царица нашей жизни, так она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды; и те силы, которым вверены врата небесные, видя восходящую милостыню, с великою честью отверзают те врата ради ее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата пред ними. Это видно из притчи о тех девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели в своих светильниках постоянного елея ( Мф.25:1–13 ). И заметь различие: милосердие без девства возводило имеющих его на небо, а девство без милосердия не в силах было сделать это. Если же такова сила этой добродетели, то со всем усердием будем внимать беседе о ней. Но самым лучшим и кратким увещанием к выполнению этой добродетели было бы, если бы мы отвели вас к вдове, жившей в Сарепете Сидонской, потому что научающие делами бывают учителями достовернее тех, которые советуют словами, потому и вдовица будет для нас лучшей наставницей в этом деле. Мы увещеваем словами, а она может научить вас делами, имея притом сотрудницею своею другую (вдовицу), одинаковую с нею по нравам, потому что две таких вдовицы, одна – в новом завете, положившая две лепты ( Мк.12:42–44 ; Лк.21:2–4 ), а другая – в ветхом, удостоившаяся принять пророка ( 3Цар.17:10 ). Обе они имели одинаковую добродетель любомудрия и явили одинаковое дружелюбие, показав нам сходством добрых дел своих сродство самих заветов. Как высокие башни, расставленные по пристаням, которые обыкновенно называют маяками, имея неугасимый огонь во всю ночь, блеском света руководят блуждающих по морю к безопасной пристани, так и они, объемля дружелюбие как бы какую пристань, светом своего великодушия руководят находящихся в глубочайшей ночи, потому что жизнь наша нисколько не лучше ночи, как и Павел говорит: «ночь прошла, а день приблизился» ( Рим.13:12 ). Так блуждающих среди глубочайшей ночи по морю сребролюбия и готовых утонуть они призывают к своей безопасности, имея постоянно горящий огонь человеколюбия и сохраняя неугасимый свет милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

     – Владыко, продолжим наш разговор о заповедях блаженства. Четвертая заповедь блаженства звучит так: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Что такое алчба и жажда правды? – В этой заповеди Христос сопрягает понятия блаженства и правды. И правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Правда – это верность человека завету с Богом. Ведь каждый из нас при крещении вступил в союз, или завет, с Богом. Те, кто стремятся жить по правде, на образном языке Библии именуются «алчущие и жаждущие правды». Жить по правде непросто, потому что в мире очень много лжи. Источник лжи – дьявол, о чем прямо говорит Господь: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). И всякий раз, когда мы умножаем ложь, говорим неправду или совершаем дела неправедные, то расширяем владения дьявола. Живя во лжи, человек не может быть счастливым, ибо не дьявол источник счастья. Путем неправды мы входим в сферу зла, а зло и счастье несовместимы. Заповеди блаженства свидетельствуют: не может быть счастья без правды, как не существует счастья с ложью. И потому всякая попытка устроить личную, семейную, общественную или государственную жизнь на началах лжи неминуемо приводит к поражению, разделению, болезни и страданию. Алчущими и жаждущими правды были все те, которые с самого начала пошли за Христом и не оставили Его до смерти. И сегодня жаждущими правды станут те, кто жаждет Христа, ибо Иисус есть вся полнота правды, вся Истина и весь порядок жизни, как Сам Он сказал о Себе: «Я есть путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). – Пятая заповедь блаженства: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Эта заповедь нам говорит, что надеждой на помилование Божие может быть оказание милости ближним? Что относится к делам милости? – Святые отцы учат, что самым чистым источником милости является сострадание. Сострадание – это милующее сердце. Совершая дела добра и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что человек, в судьбе которого мы приняли участие, перестает быть для нас чужим, он входит в нашу жизнь. Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Сам Господь перечисляет дела милости, совершение которых вводит человека в Царство Божие: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35–36).

http://pravoslavie.ru/98266.html

ДОБРОДЕТЕЛЬ Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное (5:176, см. ЗАКОН , 384). Добродетели есть плоды духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ , 569). Добродетель есть признак духовно живущего человека (3:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 365). Добродетель истинная, когда человек побеждает самого себя Истинная добродетель состоит в победе себе самого, делать не тое, что растленное естество хощет, но что святая воля Божия хощет; покорять волю свою воле Божией, и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию. Сия есть христианская победа, и славнейшая есть, нежели побеждать народы. Сего требует от нас Бог: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» ( Рим. 12, 21 ) (5:189–190) (также 5:141, см. КРЕСТ , 484). Всякая добродетель есть свет, а противоположный грех – тьма ВЕРА есть свет душевный; но НЕВЕРИЕ и СУЕВЕРИЕ есть тьма душевная; СТРАХ БОЖИЙ есть свет душевный, но БЕССТРАШИЕ есть тьма душевная. Добродетель всякая есть свет душевный; но всякий ГРЕХ есть тьма душевная. СМИРЕНИЕ, умаление и уничижение себе самого есть свет душевный; но ГОРДОСТЬ, высокоумие и величание есть тьма душевная. ЛЮБОВЬ к Богу и ближнему есть свет душевный; но САМОЛЮБИЕ неумеренное есть тьма душевная. НАДЕЖДА и упование на Бога есть свет душевный; но надежда на человека и прочее создание есть тьма душевная. Истинная и нелицемерная МОЛИТВА, пение и хваление имени Божиего есть свет душевный; но НЕБРЕЖЕНИЕ о том есть тьма душевная (4:379). По смерти же христианина едина добродетель сопутствует нам (5:44, см. МИР , 528). Добродетель есть истинная человеческая ценность и добро, и ВО ВРЕМЕННОЙ И В ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Истинное и многоценное добро наше есть христианская добродетель, которая ни тлению не подлежит, ни от нас отлучается, с нами в мире живет, и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему нашему добру, приводит (3:281). Христианское сокровище истинное суть добродетели, которые зде собирается, но на небеси сокрываются, и в последний день в явление всему миру от Христа Судии произнесется ( Мф. 25, 35–36 ) (3:281; см. также 2:25, ХРИСТИАНИН , 1085).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010