Скачать epub pdf Седмица 23 по Пятидесятнице О чудесах и о вере Понедельник Лк. 10:22–24 1Фес. 1:1–5 Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И хотя после этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи, видящие то, что вы видите», – но, конечно же, не только через очи открывается Бог. Тех, кто, имея очи, не видит и, имея уши, не слышит, Господь укоряет таким странным образом: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Мня, потому что Я от Бога исшел пришел» ( Ин.8:42 ). По этим словам, выходит, что люди, обращающиеся к Господу Иисусу Христу, не то, что познают ранее чужое и незнакомое, но – узнают родное. И апостол Павел тоже чувствовал это, когда писал фессалоникийцам: «Всегда благодарим Бога за всех вас, … зная избрание ваше…; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением». То есть – в чудесах, которые он совершил у фессалоникийцев, Апостол видит не столько причину обращения людей, сколько свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами уже избраны Им. Хотя чудо в Священном Писании часто и рождало веру. Например, после претворения воды в вино в Кане Галлилейской – «уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). А если не так, то Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» ( Ин.12:37 ). Но гораздо чаще видим, что прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф. 9:28 ). Также Иаиру в тот момент, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). А приходя в Своё отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.15:38 ) … Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши, что хочешь. Человек приходит в мир, имея в себе таинственную печать Божественного просвещения; Бог есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Человек сотворён по образу и подобию Божьему; Бог вдунул в него душу живую, и эта душа может и должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть вместе, в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Так, чудесами Господь старался пробуждать тех, кто забыл или почти забыл о своём небесном отечестве; но чудеса и свидетельствовали, что перед Господом души, которые помнят, из Чьих Уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть … и слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

XIV. О законе и благодати Сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16–17 ). Пришествие Христа на землю, Его рождество в Вифлееме, это не только дата отсчета годов последующей истории существования мира; это та эпоха в истории человечества, в которую на земле среди нас, грешников, зримо, ощутимо жил Сам Бог во плоти, Господь наш Иисус Христос 79 . Он Собою явил всем земнородным высочайший пример смиренной, любящей и святой жизни. «Я дал вам пример, – говорил Христос Своим последователям, – чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ). Так, по примеру призвавшего нас Святого и нам должно стремиться быть святыми во всех поступках. Ибо написано ( 1Пет.1:15–16 ): «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]» ( Лев.20:7 ). «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Он «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Мф.18:11 ). Спаситель «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:4–6 ). «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:11–12 ). Закон, данный чрез Моисея, предписывал израильтянам: «Не желай им (язычникам, аммонитянам и моавитянам, – М.Т.) мира и благополучия во все дни твои, во веки» ( Втор.23:6 ). Подобное находим и у великих пророков. «Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот» ( Иез.14:13 ). Они не хотели «ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны» ( Ис.42:24–25 ). «Они не послушали и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицем» ( Иер.7:24 ). «Они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих» ( Иер.7:26 ). «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» ( Иер.7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

1 Среда 4-й седмицы, трипеснец, глас 1, песнь 3, тропарь 2. 2 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884. С. 12. 3 См.: Свт. Феофан Затворник. Вступление к русскому переводу. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. С. VI. 4 Там же. Вступление. С. IV. 5 Там же. С. V. 6 Там же. 7 Там же. С. VI. 8 Там же. С. III. 9 Там же. С. III-IV. 10 Добротолюбие. В 5 т. М., 1895—1905: т. 1 — 1905; т. 2 — 1895; т. 3 — 1900; т. 4 — 1901; т. 5 — 1900. Далее в книге по этому изданию будут указываться только том и страница. 11 Т. 2. С. 671. 12 Т. 3. С. 332 (св. Феодор Эдесский). 13 Т. 5. С. 168 (св. Феолипт, митр. Филадельфийский). 14 С. 345 (свв. Каллист и Игнатий). 15 Т. 4. С. 169. 16 Т. 4. С. 610. 17 Т. 2. С. 724. 18 Т. 5. С. 311. 19 Т. 5. С. 343—344. 20 Т. 5. С. 205. 21 Там же. 22 Т. 5. С. 440 23 Там же. 24 Т. 1. С. 486. 25 Т. 5. С. 343. 26 Т. 5. С. 443. 27 См.: (Лк.11:5—8). Т. 2. С. 677. 28 Т. 5. С. 312—313. 29 Т. 5. С. 443. 30 Т. 2. С. 584. 31 Т. 5. С. 467 (прп. Симеон Новый Богослов). 32 (Мф.6:9—13). Т. 2. С. 134. 33 Т. 1. С. 522. 34 Т. 1. С. 504. Т. 2. С. 137. Т. 3. С. 178; 435—436. Т. 5. С. 228, 377, 387, 388, 389 и др. 35 Т. 2. С. 133. 36 Там же. 37 Т. 2. С. 133—134. 38 Т. 2. С. 671. 39 Т. 5. С. 232. 40 Т. 5. С. 431. 41 Т. 3. С. 410. 42 Т. 2. С. 167. 43 Т. 2. С. 584. 44 Т. 2. С. 229. 45 Там же. 46 Т. 2. С. 229. 47 Т. 5. С. 388. 48 Т. 2. С. 229. 49 Т. 5. С. 388. 50 Там же. 51 Т. 3. С. 38 (блж. Диадох). 52 Там же. 53 Т. 3. С. 38. 54 Т. 2. С. 733. 55 Там же. 56 Там же. 57 Т. 5. С. 716. 58 Т. 2. С. 719. 59 Т. 5. С. 357 (свв. Каллист и Игнатий). 60 Т. 2. С. 720. 61 Т. 5. С. 70. 62 Т. 5. С. 200. 63 Т. 4. С. 344 64 Т. 4 С. 344. 65 Т. 5. С. 229. 66 Т. е. об умной молитве, о чем речь будет ниже. 67 Т. 5. С. 229. 68 Т. 5. С. 431. 69 Т. 5. С. 231. 70 Т. 3. С. 435. 71 Т. 5. С. 231. 72 Там же. 73 Т. 5. С. 357—358. 74 Т. 2. С. 226. 75 Т. 4. С. 252—253. 76 Т. 5. С. 337, 369. 77 Т. 2. С. 661. 78 Там же. 79 Т. 3. С. 366. 80 Там же. 81 Т. 5. С. 358. 82 Т. 4. С. 78. 83 Т. 4. С. 248—249.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Достопочтеннейшая о Господе по духу дочь мати З. Ф–на! Из полученных мною от тебя двух писем вижу стечение разных случаев, от порученных тебе сестер к откровению, и из них некоторых к тебе нерасположение. О сем показуешь себя – хотя и не ропщущею, – но ни без болезни и стужения переносящею, в чём познавается твоя немощь: что мы, уча других терпению, смирению, послушанию и любви, сами чужды сих деланий; а от познания своих немощей должны снисходить и других немощем, и какова имамы сопротивника борющего нас, хотя и леность наша даёт ему больший приступ к нам. Но мы должны вникнуть во учение святого Апостола Павла, как он говорил к ефесским пресвитерам (глава 20, ст. 31): три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас (Деян) и к Тимофею (2-е) пишет, во 2 главе, ст. 24: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учительну, незлобиву, с кротостию наказающу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины и возникнут от диавольския сети, живи уловлены от него, в свою его волю, и далее; в 4 главе завещевает проповедовать слово Божие: со всяким долготерпением и учением (ст. 2); смотри, как чадолюбно Апостол велит прилежать о неисправных, с ожиданием призрения на них Божией благодати: еда како даст им Бог покаяние в разум истины и возникнут от диавольския сети живи уловлени от него в свою его волю; – тако и мы потщимся прилежати о приходящих за послушание; негли и на них призрит Господь и даст им чувство благое; а которые добровольно тебя оставляют, нудить их к тому не нужно: «аще не Отец Мой небесный привлечёт» ( Ин.6:4 ), сказал Господь; – и о семь надо мирствовать; а когда паки обратятся и взыщут пользы, отревати не подобает. Поступок твой с Л–ею я не похвалю: когда она была вами отлучена и многократно просила прощение, но вместо того вы ее бранивали, чего она и не стерпела, после и сами навели себе этим скорбь. Надо бы помнить слово: «трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит» ( Мф.12:20 ; Ис.42:3 ). Св. Варсонуфий: «мелзи 2 млеко, и будет масло; а когда лук чрез меру потягнешь, преломишь»; но что делать? Вам это вперед в науку; блюдите, да не како, хотя кого исцелити, вместо врачества вредное былье приложим. О чём есть у св. Иоанна Лествичника довольно приличное учение. Прочти сама в осьмой степени: «ежели ты из очесе ближняго сучец»... С матерью Н. старайся умственно умиротворяться и находить в себе вину, укоряя себя; то премилосердый Господь и ей даст чувство к тебе мира; читай у св. аввы Дорофея слово: о еже себя укоряти. – Ученицу твою П. приучай более к смирению, и к оному малыми искусами, по усмотрению матушки, обучай; хотя она и мала, но мнение приходит, и от оного хула; да сохранит её Господь от сетей вражиих. – Поручаю тебя промыслу Божию, и молитвами отцов наших да почиет на тебе мир и благословение Божие, и остаюсь недостойный богомолец, многогрешный И. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 275 Хотя я и писал к тебе, на прошедшей почте, в игуменском письме; но надобно и ещё написать, и хорошенько побранить тебя, за приписываемые мне похвалы и излишние достоинства, которых совсем во мне не обретается. Ужасно подумать даже, что ты пишешь, – не обретается, или едва остается таковый. Для желающих спастися – это и пред Богом погрешительно, и для меня неполезно; хотя я по бедственному моему устроению, и вижу себя далеко отстоящим от приписуемых тобою мне достоинств, но паче ещё требующа самого врачевания греховным язвам, но всё надобно иметь опасение, потому что похвала мужу пагуба; и: горе вам, егда рекут вси человецы добре ( Лк.6:26 ). Св. Исаак Сирин пишет, что едва обретается кто в человецех могий носити честь, аще и нравы равноангелен будет (сл. 1). На что ж нам добровольно подвергать себя такой опасности, и не воспятить тебе? Ежели ты пользуешься чрез мои письма, – благодари Бога, вразумившего меня, по вере твоей; не силен ли Он и других вразумлять: да, есть у Него много людей, пасущих стадо Его, коих я ниже след видети достоин. Перестань пустословить! Упомянула ты о соблазне...., – но сколько раз ныне нам твердит Церковь : «Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это почаще в уме обносите, и избавитесь от оного зазрения. Куда же идти? Здесь одно блазнит, а в другом месте многое предстанет не по-нашему; и горшая брань будет; и здоровье, и силы истощены, а привычка к обрядам, и ко всему, много значит. Когда уже во время бури ладья твоя удержалась, и не погрязла, то в тишине не надобно плещи давать, на посмех врагу; да где нынче найдешь пристанища? Всюду волнение. О происках, или подарках, к исканию ... аз вещи не имам, и не знаю, что рещи; прочти у Никиты Стифата 2-й сотницы главу 58; это к тому же относится; и, по-моему мнению, не надобно бы предварять подарками, но в последствии, в виде благодарности, и в духе первого расположения, как ты описываешь, можно подарить. Матери М–ии да упокоит Господь душу в царствии небесном. – Ты упоминаешь и о себе: да, этот путь неминуем для всех, но неизвестен конец; для того-то Господь и повелел нам бдеть, яко не вемы часа онаго смертнаго ( Мф.24:42, 43; 25:13 ); а ты видишь и сознаешь себя плохо внимающею сему; надобно же воспрянуть от сего нерадения и помышлять о грехах своих; то, может быть, и сокрушится сердце и смирится; а сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит ( Пс.50:19 ), и близ Господь сокрушенных сердцем и смиренные духом спасет ( Пс.33:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Объясн. Дар и жертвы Бог не отвергает: Мф.26:10–11 , но только ставит при этом условие: примириться с братом. Иисус Христос и Сам давал пошлину на храм: Мф.17:27 ; закон о приношениях был ещё в В. Зав.: Лев.2:4–5 . Мф.9:13 . «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Ос.6:6 )». Объясн. Здесь приведены слова ветхозав. пророка, который, говоря от Лица Божия, не мог противоречить Богу о жертвоприношении, установленном не для пользы Бога: Пс.49:13 , а для пользы человека: Исх.23:16 ; и в Новом Завете угодны Богу жертвы, сопровождаемые милосердием: Ин.12:3 ; Лк.8:3 ; Мф.5:23 . Мк.12:28–31 . «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошёл и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь ( Втор.6:4–5 ). Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Лев.19:18 )». Объясн. Бесспорно, что любовь к Богу и ближнему нельзя заменить жертвоприношением, но ведь именно из любви к Богу и ближнему вытекает самое жертвоприношение: Мф.26:10–13 ; Мк.12:42–43 ; Мф.25:40 . Лк.11:42 . «Но горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать и того не оставлять». Объясн. Здесь осуждается не жертвоприношение само по себе, ибо «сие надлежало делать и того не оставлять», а нерадение о суде и о любви Божией. Дар к жертвеннику от человека примирившегося с ближним принимается: Мф.5:23–24 ; Лев.2:4 ; Лк.21:2–4 . Евр.10:8 . «Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил». Объясн. Вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют заповедей Божиих, ибо как говорит пророк Михей: «когда сам человек будет действовать справедливо, возлюбит дела милосердия»: Мих.6:8 , – тогда и вещественные дары и жертвы Богу будут угодны, что видно из первой кн. Ветх. Завета: Быт.4:4–5 , так и из Нового; Лк.21:3 . Разница здесь в том только, что тогда были жертвы кровавые, а ныне бескровные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Такая В. возносится к Богу через молитву ( Лк. 18:1 ), и возможности ее безграничны: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ; Мк. 11:24 ). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее ( Мф. 8:10 ; Мф. 9:2.22 ; Мф. 15:28 ; Мк. 2:5 ; Мк. 5:34 ; Лк. 7:9 ). Такая В. способна двигать горами ( Мф. 17:20 ; Мф. 21:21 ; Мк. 11:22 ; о В. и молитве ⇒ Молитва (II,2), особенно п. «в»), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь ( Лк. 22:31.32 ). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье ( Мф. 8:26 ; Мф. 14:31 ; Мк. 4:40 ; Лк. 8:25 ), сомнение в Божьем всемогуществе ( Мк. 11:23 ), всепоглощающую заботу о собств. жизни, о достатке ( Мф. 6:30 ); б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В. не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк. 1:45 ). Иисус безбоязненно обратился к «духовенству» Израиля с вопросом: «Почему же вы не поверили ему?» [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди] ( Мк. 11:31 ). Он укоряет Своих учеников: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» ( Лк. 24:25 ). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его ( Лк. 8:11 ) или к сомнению ( Лк. 1:20 ; Лк. 22:67 ). Именно к неверующим людям обращен призыв: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» ( Мк. 1:15 ); 2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА: а) в Ев. от Иоанна с наиб. силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. здесь уже назван Иисус Христос . Главное, что требуется от человека, – это уверовать в Иисуса и во имя Его ( Ин. 2:11.23 ), поверить в то, что Иисус есть Христос ( Ин. 4:42 ; Ин. 6:69 ), поверить Его слову и Писанию ( Ин. 2:22 ; Ин. 4:41 ). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

39 Несмотря на победу над Маврозомом, Феодор I был вынужден добровольно уступить по договору с султаном часть своих владе ний (города Хоны, Лаодокию и местности по течению Меандра) Мануилу ради безопасности на востоке и помощи от Иконии (Nic. Chon. Historia. P. 638. 65—69). 40 Намек на: Пс. 76:11. 41 Намек на: Втор. 14:2. 42 T. e. Никеи. 43 Давид Комнин, владевший всей Пафлагонией. Поход начался летом-осенью 1206 г 44 Пс. 97, 8 и намек на Пс. 113:3. 45 Имеется в виду река Сангарий. 46 Пандар был лучшим лучником в воине троянцев. См.: Homer. Il. 5, 95—289. 47 Гектор — сын Приама и Гекубы — был главным защитником Трои. О искусстве обороняться щитом см.: Homer. Il. 7. 237—238. 48 Лк. 23:30. Речь здесь, вероятно, идет о взятии Плусиады. 49 Неточная цитата из Мф. 27:42. 50 Хониат имеет в виду Давида, праотца Христа. 51 Там же. 143, 2; 15, 5. 52 Об алтаре Милосердия в Афинах см.: Pausan. I. 17, 1; Apollod. 2, 8, 1. Едва ли речь здесь идет о строительстве храма Феодо ром I. Вероятно, Хониат употребляет этот термин аллегорически. 53 Намек на: Рим. II:24. 54 Ираклия Понтийская была «столицей» владений Давида Комиина. 55 Сражение с латинянами под Никомидией. 56 Пословица. Ср.: Иероним. Против Иоанна Иерусалимского/PL. Т. 23, 407В, 14—15. 57 Пословица. 58 Союз между Давидом и латинянами был, вероятно, заключен вскоре после разгрома Синадина (см. примеч. 50), т. е. в конце 1205 — первой половине 1206 г. См.: Карпов С. П. Сочинения Никиты Хониата как источник по истории Трапезундской импе рии/Проблемы всеобщей истории. МГУ. 1971. С. 148. 59 Намек на: Пс. 26:12. 60 Император Генрих послал отряд латинян под командованием сенешаля Романии Тьери де Лоос в тыл Феодору I, угрожая Никее. См.: Виллардуэн Ж. Взятие Константинополя, 455; Nic. Chon. Historia. 640. 15—24. 61 Nic. Chon. Historia. P. 640, 24—26. 62 Давид Комнин в благодарность за помощь послал в латинский Константинополь несколько кораблей с хлебом, получив взамен 300 рыцарей, с помощью которых вернул Плусиаду и напал на владения Феодора I (Nic. Chon. Historia. P. 640, 30—42). Это произошло уже после возвращения Ласкаря в Никею и по этому в «Речи» об этом ничего не говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

См. подробнее:  митр. Мелетий Никопольский. Печать антихриста в Православном предании . Эти свидетели – Енох и Илия. Так практически единогласно утверждают Отцы Православной Церкви. Енох – праведник, которого Бог взял с земли до потопа ( Быт. 5:24 ). Илия – величайший пророк северного Израиля, который за ревность к благочестию был вознесён «яко на небо» на огненной колеснице ( 4 Цар. 2:11 ).  См. подробнее:  Откр. 11:3  и толкования. Принявшие печать антихриста неисправимы! Они, злоупотребив свободной волей, закоснели во зле, о чём свидетельствует 16я глава книги Апокалипсис: «Они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» ( Откр. 16:10–11 ). См. подробнее:  Откр. 16  и толкования. Это знамение – крест. Хотя мнений о том, как толковать Мф. 24:30 «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе», много, почти все Святые Отцы придерживаются одного мнения, что это Крест Господень, символ христианства, по которому каждый легко опознает Христа. См. подробнее:  Мф. 24:30  и толкования. «Восхищения Церкви», отдельного от Суда Христова, не будет! Лжеучение о восхищении Церкви до Страшного Суда возникло при произвольном толковании 1 Фес. 4:17 . Оно встречается у различных протестантских сект, но было неведомо Апостольской Церкви. См. подробнее:  иерей Евгений Веселов. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины К сожалению, муки грешников будут вечными! Об этом сказал Господь: «И пойдут сии в муку вечную» ( Мф. 25:46 ). Но такая участь постигнет грешников не потому, что Он хочет их погибели ( Иез. 18:32 ), а потому, что они сами не приняли любви истины для своего спасения ( 2 Фес. 2:10 ). Господь употребил все возможные средства милосердия, чтобы они раскаялись, но так как их воля ожесточена во зле, Господу остаётся только судить их. См. подробнее:  Леонов А. М. Вечны ли адские муки? Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнём? Господь не открыл людям дату конца мира! «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» ( Мф. 24:42-43 ). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ).

http://azbyka.ru/quiz/konchina-mira/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010