Мысли, чувства, желания приходят и уходят. Как стать хозяином своего сердца Протоиерей Павел Адельгейм — об опоре и центре нашей духовной жизни 12 марта, 2019 Протоиерей Павел Адельгейм — об опоре и центре нашей духовной жизни “Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят «от мира, плоти, и диавола». Внимайте себе”. Проповедь протоиерея Павла Адельгейма во вторник 1-й седмицы Великого поста. Великий канон По милости Божией, братие, мы провели уже второй день поста. Вчера мы беседовали о первом делании покаяния — о воздержании. Сегодня заду­маемся о втором делании — трезвении. Среди евангельских заповедей есть одна, которую многие не замечают. Она выражается одним словом: «бодрствуйте «. Господь много раз повторяет эту запо­ведь в Евангелии. В Гефсиманском саду, в беседе о разрушении храма и Втором пришествии, в прит­чах. И поясняет это слово.   «Да будут чресла ваша препоясаны и светильники горящи » (Лк. 12, 35).  «Бодрствуйте, ибо не знаете в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). Святые подвижники нередко исполняли эти слова буквально. Какой же смысл имеет эта заповедь? Человек может жить рассеянно: беспечно и легкомысленно. Такой человек не хозяин в своем уме и сердце. Приходят и уходят мысли, чувства, желания. И он не знает, кто был в гостях, какой оставил след. Живет всегда во внутреннем хаосе, и когда встанет на молитву, не может собрать внимание. Молитва оказывается рассеянной и бездейственной. Таков плод греховного состояния ума и сердца.  Если человек живёт внимательно – внимает себе – он становится хозяином своего сердца. Он знает откуда и какие приходят мысли и желания. Греховные помыслы он отсекает. Каждый помысл проверяет заповедью. В его душе возникает опора и центр духовной жизни: Воля Божия. Задача покаяния — обновить и возродить свою душу. В одной из молитв есть слова: «Даждь мне возвратиться к Тебе прежде, чем возвращусь в землю». Чтобы возвратиться к Богу, нужно устоять среди хаоса греховных мыслей, чувств, желаний, которые приходят «от мира, плоти, и диавола». Внимайте себе.   «Стойте в вере, будьте мужественны». Трезвитесь. «Бодрствуйте!» — заповедует Господь наш Иисус Христос. Аминь.

http://pravmir.ru/mysli-chuvstva-zhelani...

Некоторые предварительные сведения из общего Введения в книги Свящ. Писания и из Свящ. Герменевтики Сведения из общ Введения (Исагогики) в Свящ. Писание. § 1. Понятие о Свящ. Писании вообще. – Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные святыми мужами, пророками и апостолами, по вдохновению от Святого Духа и содержания в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви Божией на земле. § 2. Употребительнейшия наименования всего состава священных книг. – В самом Свящ. Писании встречаются различные наименования состава, или сборника означенных книг. Самое древнее название, усвоенное этим книгам еще в Церкви иудейской, такое: писание (γραφ), или святые писания (γραφα γαι), или священные писания (εραγρμματα). Это видно из того, что Иисус Христос в разговорах с иудеями часто называл священные книги Ветхого Завета указанным именем писаний (см. напр. Мф.22:29 ). Тем же именем их называли и апостолы ( 2Тим.3:15 ; Рим.1:2 ; 2Пет.1:20 ). Название свящ. книг просто «писанием» означает в данном случае преимущество их пред всякого рода писаниями. Другое древнее название состава священных книг, это – «завет», или «книга завета» (ββλος διαθκης), какое название встречается еще у Сираха (XXIV, 25) и в первой книге Маккавейской (I, 57). У писателей Нового Завета, именно у ап. Павла, состав священных ветхозаветнык книг (в отличие от новозаветных) называется «Ветхим Заветом» ( 2Кор.3:14 ) 1 . Еще часто мы встречаем в Свящ. Писании наименование священных ветхозаветных книг «законом» ( Ин.12:34 ) или: закон, пророки и псалмы ( Лк.24:44 ). Законом собственно называется Пятокнижие Моисеево. У св. отцов Свящ. Писание называется «книгами Ветхого и Нового Завета», или просто «заветом», «писанием» и др. Нынешнее общеупотребительное название сборника всех священных книг Библею (от греч. βιβλα) – происхождения позднейшего оно в первый раз встречается у св. Иоанна Златоуста и означает «книги» по преимуществу. § 3. Разделение священных книг – По времени происхождения своего, все священные книги разделяются на два состава, или собрания: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета, Под именем книг Ветхого Завета разумеются книги, написанные до рождества Христова, в разные времена от Моисея до Ездры и пр. Малахии (1600–400 л. до Р. X.), святыми пророками по вдохновению от Св. Духа и содержащие в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви ветхозаветной, откровение, подготовлявшее членов этой Церкви к принятию грядущего Мессии. Под именем же книг Нового Завета разумеются книги, написанные по вдохновению от Св. Духа апостолами и их сотрудниками в первый век по рождестве Христове (42–100 г.) и содержащие в себе, конечное откровение Божие о домостроительстве Церкви воинствующей на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин. 16:1–13)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 2. 6. С. 401–422 (2-я пагин.) —401— страдания. Нечто такое, думаю, желает указать и Христос. Если Я, говорит, уже совершил такие чудеса, и это при вас – свидетелях, и Параклит также станет чудотворить у вас, а между тем дерзость иудейского безумия не ослабнет, напротив – они будут в том же настроении, и даже в еще худшем: то, говорит, «не соблазняйтесь», когда и сами окажетесь в таком же состоянии, но вспоминайте всегда Мои слова: «ибо ученик не выше учителя, ни раб не выше господина своего» ( Мф.10:24 ). Ин.16:2 . От сонмищ ижденут вы. Но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнит службу приносити Богу. 826 Дошел до самой, так сказать, последней степени ужасов, до предсказания смертной опасности, не для того, чтобы внедрить бессильный страх своим ученикам, – это не подобало делать Тому, Кто желал всячески поощрить к возможно безбоязненному проповеданию евангельского учения, – но для того, чтобы, отгоняя сильный страх как уже предвиденный и потому ставший легко переносимым, они преодолевали уже всякое зло и совсем никакого значения не придавали, если бы даже и приключалось какое-либо из кажущихся самыми невыносимыми зол. Ведь не убоявшимся большего, какой вред могло бы нанести меньшее? А способные преодолевать до последнего предела доходящие ужасы чем еще дру- —402— гим могли бы быть смущены? Итак, чтобы они имели душу, готовую к охотному перенесению всего и к такому сопротивлению вреду со стороны Иудеев, чтобы не бояться самой даже, если придется, предстоящей жестокой смерти, – говорит, что случится не только обычное и не на этом остановится коварство или сопротивление Иудеев, чтобы только отлучать от синагоги, но и предуказал, что нечестие их дойдет до такой жестокости, что крайнюю бесчеловечность свою будут некогда считать стезею благочестия, ведущею их к Богу. А что у Иудеев отлучались от синагог и в самом начале своего дела подвергались такому наказанию те, кои был объят любовью ко Христу, – это станет ясно из слов Евангелиста, что «многие, впрочем, и из начальников уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, дабы отлученными от синагог не стать» ( Ин.12:42 ), – и опять: «уже ведь согласились книжники и фарисеи, чтобы ежели кто Его исповедает, что Он – Христос, отлучен от синагоги был» ( Ин.9:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в день явления Казанской Божией Матери 24 Блажени слышащии слово Божие и храняще е ( Лк. 2:28 ) Выслушав слова сии, можете предугадывать, слушатели мои, что говорено будет о блаженстве слушающих слово Божие и соблюдающих оное. Хотя сей предмет весьма известен, но поскольку он указан нам нынешним Евангелием, то необходимо должен занять наше внимание и составить приличный предмет для размышления. Итак, какое это слово Божие, которое слушателям и исполнителям доставляет блаженство? Это учение Пророков ветхого Завета, не по своему произволу, но быв движимы Духом Святым произносили слово свое ( 2Пет. 1:21 ). Это учение Господа нашего Иисуса Христа, Которого Сам Бог Отец торжественно повелел нам слушать ( Мф. 7:5 ; Мк. 9:7). Это учение Его Апостолов, которые подобно оным древним Пророкам, не от себя проповедывали, но по наставлению Св. Духа ( Деян. 2:42 , 1Кор. 2:13 ). Это учение Пастырей и Учителей Церкви, которые учат и проповедуют, назидая Церковь на основании Апостолов и Пророков, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:20 ). Вот что надобно разуметь под именем Слова Божия. Как из источника горького течет струя горькая, из сладкого – сладкая: так Слово Божие, исходя от Отца Светов и Источника жизни, есть слово светоносное и животворное. Так Царь-Пророк называет его светильником и светом: светильник ногама моима закон Твой, Господи, и свет стезям моим ( Пс. 118:105 ); а Иисус Христос именует Свое учение духом и жизнию: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин. 6:63 ). Свет и жизнь, вот две главные черты Слова Божия! Но где свет, там должна быть и радость, и где жизнь, там должно быть и блаженство. Посему, Слово Божие есть для нас самое спасительное слово. Мрачен ли кто и скучен? Оно, как свет, озаряет мрачные мысли, и как жизнь, сообщает сердцу веселие. Болит ли кто душею? Оно врачует. Беден ли кто верою? Оно обогащает. Алчет ли кто и жаждет правды? Оно насыщает и напоевает. Но мы слушаем Слово Божие и читаем, скажут некоторые, и однако же не ощущаем от того никакого благотворного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в Неделю св. Пасхи Христос Воскресе! Как ни часто повторяется ныне сия благая весть Христианской радости – и в храме Божием и вне его, но мы не сомневаемся и еще повторить ее пред вами, Братья мои, как слово утешения и назидания. Один и тот же свет видим мы во все дни жизни нашей, но не насытится око ( Еккл. 1:8 ) видением его. Одно и тоже солнце и восходит и заходит каждый день: но прекрасно оно и в восходе своем, как жених, выходит из брачного чертога своего ( Пс. 18:6 ), прекрасно и в закате своем, как отблеск света невечернего. Так и Божественный свет Воскресения Христова, которым озаряется вся вечность, всегда светел и радостен, всегда животворен и спасителен. И многоочии Херувимы не насыщаются видением его; и гласы Ангельски не довлеют к восхвалению его. Тем паче для нас земнородных, для которых страдал и умер, погребен и воскрес Господь наш Иисус Христос , весть о воскресении Его всегда нова и утешительна, всегда блаженнотворна и радостна. В одном слове – Христос Воскресе! – заключена вся сущность нашей святой веры, вся крепость нашей надежды, весь неиссякаемый источник вечной радости и блаженства. Христос воскресе! Итак, жертва, принесенная за нас Сыном Божиим на кресте, принята Отцом небесным в воню благоухания; иначе как воскрес бы Он со славой от гроба? – Клятва греха прародительского, лежавшая на всех нас, снята той же правдой Отца небесного, которая возложила ее на преступного Праотца; иначе как освободился бы от нее понесший ее на Себе Агнец Божий? Средостение ограды, разлучавшее нас с Богом, разрушено, двери милосердия отверсты пред нами навсегда; иначе как вошел бы Предтеча ( Евр. 6:20 ) наш Иисус в нерукотворенную Святая Святых – в самое небо, да явится лицу Божию о нас? ( Евр. 9:24 ) Господь Иисус Христос умер за грехи наши, и восстал за оправдание наше ( Рим. 4:25 ). Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе умер, паче же и воскресый; иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас! ( Рим. 8:34 ) Христос воскресе! И так жало смерти притуплено, грозная держава ее сокрушена. Теперь никто не может уже сказать: никто же познан есть возвративыйся от ада ( Прем. 2:1 ). Ибо есть ныне возвратившийся из ада и воссиявший из гроба! Есть гроб, который не издает мертвеца своего; и есть гробы, которые упразднились уже и издали мертвецов своих по гласу всемогущего Искупителя нашего. Един умер Он за нас, но не один воскрес; с Ним многие телеса усопших Святых восстали, и исшедше из гроба, по воскресении Его, внидоша во Святый град и явишася многим ( Мф. 27:52 ). – Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда по гласу трубы Архангела; что и наши телеса, сеемые в тление, восстанут в нетлении, сеемые не в честь, восстанут в славе? ( 1Кор. 15:42 ) Ныне Христос восстал от мертвых, начаток умершим бысть; яко же бо о Адаме все умирают, тако же о Христе все оживут. ( 1Кор. 15:20, 22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Слово на неделю восемнадцатую, сказанное в Херсонском соборе в 1863 г. Доброхотна дателя любит Бог . 2Кор. 9:8 Было время, когда весь мир христианский составлял одно святое семейство, –когда все верующие во имя Господа Иисуса не только бяху вкупе, во взаимном общении, но и имеяху вся обща, истяжания и имения продаяху, и раздаяху всем, его же аще кто требование ( Деян. 2:42,44,45 ). Но это блаженное время было непродолжительно. По мере того, как слово крестное стало обнимать все концы мира, любовь Христова и взаимное общение, ослабляемые оживавшими страстями, стали оскудевать между верующими, о божественные Апостолы должны были поддерживать в них святое чувство любви и сострадания уже указанием на спасительные следствия благотворительности: доброхотна дателя любит Бог. Что же сказать о нас, братия, которые, с одной стороны, слишком отдалены от века Апостольского и по времени, и по жизни, а с другой, – слишком, быть может, близки к тем временам, о коих сказано: и за умножение беззакония иссякнете любы многих (Мф. 24:12)? Какие побуждения ныне служитель слова должен употребить, чтобы подвигнуть христианствующую братию к Евангельскому общению и сострадательности? Повторять ли одни и те же уроки, что бедные и худородные века сего суть наши братья и по природе, и по благодати, что Отец небесный, изводя для всех и росу с неба, и тук от земли, одинаково объемлет Своей любовью всех и каждого, что лучшего употребления из наших стяжаний мы не можем сделать, как разделяя их с требующими и проч. и проч.? Предлагать ли эти истины, на которые наш век, и сам, по-видимому, не чуждый гуманности, смотрит как на учение людей отсталых? Впрочем, как бы то ни было, а святые Апостолы считали нужным почасту указывать и на единство корня, от коего произошли все сыны Адама, не исключая ни бедных, ни богатых, и на тот залог любви и общения, который представляет и не престанет представлять до века вера Христова. Да и сам Законоположник веры не представляет ли нам самых сильных и разнообразных побуждений к милосердию и сострадательности и в примере жизни, и в своем учении прикровенном и открытом? Припомните, какой высокий образец сочувствия и благотворительности к ближнему являет Он в притче о некоем человеке, впадшем в разбойники! Самарянин доброхотно врачует язвы иудеянина, который считал его отщепенцем и почти врагом: Самарянин доброхотно служит своим имением тому, кто его отвращался и презирал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Ф.И. Мищенко VIII. Слова к Енею и Тавифе и речи по поводу обращения Корнилия (9:34, 40; 10:26–11:18) Путешествие Ап. Петра Рассказав об обращении Савла (9:1–30), Дееписатель с 31 стиха 9 главы снова возвращается к деятельности Первоверховного Ап. Петра и посвящает целый отдел своей книги (9:31–11:18) описанию миссионерского путешествия его по Иудее, Галилее и Самарии (ст. 31), предпринятого с целию посещения «святых» (ст. 32) и проповеди евангелия неверующим (ст. 35:42). Дееписатель не рассказывает об этом путешествии подробно, изо дня в день, – как ниже он повествует, напр., о путешествиях Ап. Павла, – а, следуя обычному 592 в первой части своей книги приёму, сперва лишь общо замечает, что церковь в то время пользовалась миром, а затем рассказывает об отдельных выдающихся событиях путешествия: исцелении Енея в Лидде (ст. 32–35), воскрешении Тавифы в Иоппии (ст.36–43) и крещении италийского сотника Корнилия с родственниками и знакомыми в Кесарии (10:1–11:18). Слова к Енею и Тавифе, ст. 34, 40 В рассказе о первых двух событиях Дееписатель не сохранил нам поучений и назиданий Ап. Петра, какие, весьма возможно, в данном случае были произнесены, а передаёт лишь краткие, отрывочные выражения его, сказанные во время самого совершения чудес: « Енее, исцлетъ т Хртосъ: востани съ постели твое» (νστηθι κα στρσον σεαυτ, собственно – «встань и постели сам себе» или – «собери сам свою постель» (ст. 34) и: « востани» (ст. 40). Как ни кратки эти изречения, однако отрицательная критика привлекает и их в качестве материала для решения вопроса о достоверности сообщаемых в Деяниях речей Ап. Петра. Рассказ об исцелении Енея и воскрешении Тавифы, говорят 593 , вообще поразительно напоминает повествование Ев. Марка об исцелении Г. И. Христом расслабленного ( Мр.2:11 , ср. Мф.9:6 ; Лк.5:24 ) и воскрешении дочери Иаира ( Мр.5:35–43 ; Лк.8:45 ); и в частности слова Апостола к Енею: «встань и постели себе (приведи в порядок постель свою)», почти буквально соответствуют обращению Господа к расслабленному: «востани и возьми одр твой» ( Мр.2:11 ); равно как и обращение Апостола к Тавифе: «Тавифо, востани», соответствует словам Христа к дочери Иаира: «талифа куми», что, по переводу Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Разделы портала «Азбука веры» Часть I. «Любовь не ищет своего» Святоотеческое учение о собственности, богатстве, бедности и милостыне. Встреча со святыми отцами на этой ниве одновременно и радостна и наводит на грустные размышления. Радостна, потому что святые отцы удивительно многогранно и глубоко исследуют этот вопрос, занимая подлинно христианскую нравственную позицию. Невеселые же размышления возникают из-за того, что парадоксальным образом все это богатство практически неизвестно широкой православной аудитории. Знакома она с ним лишь в интерпретации, примерно такой, какую дает И.А. Ильин: «Христос никогда не осуждал и не отвергал частной собственности, а говоря о «богатых», коим «трудно войти в Царство Божие» ( Мф.19,23-24 ; Мк.10:23-25 ; Лук.18.24-25 ), Он имел в виду не размер их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они «надеются» на него ( Мк.10:24 ); «служат ему, а не Богу» ( Мф.6:24 ; Лук.16,13 ); «собирают себе» земные сокровища и пребывают в них «сердцем» ( Мф.6:19-21 ) и потому «богатеют» «не в Бога» ( Лук.12:21 ). Но изнутри Божья благодать уже посетила и преобразила души множества богатых людей, начиная с мытаря Закхея и Иосифа Аримафейского. Согласно этому и нищий, и зажиточный, и богач могут быть добрыми и злыми; и только апостолам («следуй за Мною» Мф.19:21 ; «возьми крест свой» Мф.16,24;10,38 ; Мк.8:34 ) Христос советовал полное отречение от имущества (ср. Мф.10:8-10 ; Мк.6:8 ; Лук.9:3 ). Остальным же Он заповедал милосердие ( Мф.9:13 ; Лук.10:37 ; ср. Рим.12:8 ; Филип.2:1 ) и щедрость ( Мф.5:42 ; Лук.6:30 ; ср. Ефес.4:28 и др.). Идя по этому пути, мы должны искать разрешения проблем, возникающих в связи с частной собственностью, прежде всего через внутреннее воспитание и просветление человеческого существа»/5:283–284/. В этом фрагменте — как мы привыкли думать, вполне православном — известный русский мыслитель и большой патриот России излагает позицию, типичную для ряда богословов конца XIX — начала XX вв., но весьма далекую от подлинных мыслей святых отцов. Поэтому обращение к святоотеческим текстам становится совершенно необходимым.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010