Вопрос: Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Анава Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4). Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель. «Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство.

http://pravoslavie.ru/7042.html

Декоративное крестоношение Крест не бывает насильным и непосильным 27 сентября, 2016 Крест не бывает насильным и непосильным Каждый ли может понести крест преподобного Серафима и подставить себя под удары, а потом простить преступников? А должен ли? Протоиерей Игорь Прекуп – о крестоношении без шаблонов и о том, как участвовать в общем деле спасения. Принять крест или отвергнуть его Протоиерей Игорь Прекуп Когда мы говорим о необходимости каждому нести свой крест, обычно имеем в виду болезни, которые надо терпеть, всевозможные превратности судьбы, неблагоприятные обстоятельства. Сюда же относятся скорби от людей близких и не очень, которые просто приходится терпеть. Однако не в безнадежности ситуации и невозможности избавиться от источника скорбей – сущность крестоносного терпения. И не в том, чтобы не предпринимать ничего против выпавших скорбей, нет. Несение креста не исключает усилий в их преодолении: лечиться, работать над собой, терпеливо договариваться или разрывать, наконец, порочный круг отношений – это вполне может сочетаться с несением креста, если все усилия делаются с поправкой «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Важно еще удержать мир в своем сердце, не унывая и не раздражаясь. Крест не бывает непосильным и не бывает насильным. О первом свидетельствует обширный подвижнический опыт, отраженный в аскетической письменности. Второе свидетельствуется Самим Христом, Который, призывая каждого из нас «отвергнуться себя» и следовать за Ним, взяв свой крест, уточняет: «…если кто хочет идти за Мною» (Мф. 16: 24). Это утверждение о свободе крестоношения может показаться странным, потому что мы знаем немало примеров, когда человек не выбирает себе крест, и, при всём желании, не может от него избавиться. Например, неизлечимая болезнь или увечье. Но речь ведь не о ситуативном преодолении, не о выборе страдать или не страдать. Это, положим, и в самом деле иной раз никак не зависит от человека. Свобода крестоношения в другом: в самой возможности внутренне принять крест или отвергнуть его; в нашем к нему отношении, а через него – ко Кресту и ко Христу.

http://pravmir.ru/dekorativnoe-krestonos...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. мчч.: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Лк.12:2-12 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.15:30-33 Ев.- Мф.17:24-18:4 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. мученикам Флору и Лавру Иллирийским Тропарь мученикам Флору и Лавру Иллирийским, глас 4 Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/восхвалим, вернии, по достоянию,/Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго,/иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/темже пострадавше до крове,/и венцы пресветлыми увязостеся,//молитеся Христу Богу, да спасет души наша. Кондак мученикам Флору и Лавру Иллирийским, глас 8 Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены,/вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/яко да улучим благодать и милость молитвами их//и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный. Молитва мученикам Флору и Лавру Иллирийским Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но Небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. преподобному Иоанну Рыльскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Кор.4:13-18 Ев.- Мф.24:27-33,42-51 свт.: Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. священномученику Евтихию, ученику апостола Иоанна Богослова Тропарь священномученику Евтихию, ученику апостола Иоанна Богослова, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник апостолом быв,/деяния обрел еси, Богодохновенне,/в видения восход,/сего ради, слово истины исправляя,/и веры ради пострадал еси даже до крове,/священномучениче Евтихе,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак священномученику Евтихию, ученику апостола Иоанна Богослова, глас 3 Апостолов сопрестольник/и святителей красота быв, Евтихие,/мученически прославился еси,/просиял еси, яко солнце, всех просвещая,/и разорил еси безбожия нощь глубокую,/сего ради тя почитаем,//яко Божественнаго воистинну священнотаинника Христова. святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу, глас 4 Яже прежде безплодная земле,/ныне веселися:/се бо Христос светильника в тебе показа,/яве сияюща в мире,/и исцелевающа недуги и болезни наша./Сего ради ликуй и веселися со дерзновением://святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй. Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4 Наста днесь всечестный праздник/пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/веселя изрядно твое стадо,/и верное отечество, и люди,/о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней//и спастися душам нашим. Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея Руси чудотворцу, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.2:24-30 Ев.- Лк.11:9-13 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 мч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость» Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/та бо, верным являющи чудеса,/низпосылает дары целебныя./Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/и на Тоя пречистый образ взирающе,/яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/и умильно глаголем:/воззри, Мати Божия, оком милости,/простри к нам руце Твои пречистыя,/якоже на иконе Твоей сие зрится,/и подаждь всем скорбящим радость,/больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,//яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8 Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/Владычице, помози грешным рабом Твоим,/яви яко Благая славу Твою,/присно потщися умилосердитися на ны,/испросити очищение душ и телес наших/от Источника жизни нашея, Бога,//Егоже родила еси, едина Благословенная. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Фото: pixabay.com Войны, катастрофы, убийства — почему мы привыкли к смерти? И как относится к ней христианин 4 июля, 2021 И как относится к ней христианин Фото: pixabay.com Тяжело пережить смерть близкого человека, особенно если он скончался скоропостижно. Игумен Ватопедского монастыря на горе Афон архимандрит Ефрем размышляет о том, что значит скоропостижная смерть и как помочь усопшим. Архимандрит Ефрем Ватопедскии «Смерть — результат грехопадения» В наше время, в век стремительного развития науки и технологий, взаимопроникновения культур и кризиса моральных ценностей, люди стараются не произносить слово «смерть», а все, что напоминает о ней, игнорируется и тщательно маскируется. Современный человек воспринимает смерть как что-то ужасное, как потерю — не зря об умершем мы печально говорим, что потеряли его. И пока человек не научится правильно относиться к смерти, он так и будет бояться, избегать мыслей о ней, превращая свою жизнь в сплошной невроз, лишенный смысла. Остановка сердца, гибель головного мозга — так называемая биологическая и клиническая смерть — не являются естественным состоянием и происходят не по желанию Бога. Бог не создал смерть (Прем.1:13). Она проникла в падшую человеческую природу через первородный грех и действует подобно паразиту. Смерть является результатом грехопадения. «Ибо в день, в который ты вкусишь от [древа], смертью умрешь» (Быт.2:17). Вспомним и слова апостола Павла: « Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,  потому что  в нем все согрешили» (Рим.5:12).  Итак, смерть есть результат первородного греха, проникшего в человеческую природу, а через нее — и во все творения. «Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти» Всеблагой Господь позаботился о том, чтобы человеку был неведом его смертный час. Святые отцы объясняют это тем, что если бы мы знали день своей смерти, то постоянно бы грешили, забыв о добродетели. А неизвестность смертного часа держит нас в боевой готовности. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет ваш Господь» (Мф.24:42). Эти слова относятся как ко Второму пришествию Христа, так и к смерти.

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

Фото: spbda.ru Родительская суббота: Зачем молиться об умерших? Зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу». Какой же смысл такой молитвы? 28 октября, 2023 Зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу». Какой же смысл такой молитвы? Фото: spbda.ru Нечасто, но приходится слышать от людей: «Зачем молиться об умерших , ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?» Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никакого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова? Протоиерей Андрей Ефанов Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а о совсем другом, о том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности. По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец. Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть! Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16). Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому-то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О чем говорит Евангелие Великого вторника? 3 мин., 11.04.2023 Великий Вторник. Весь этот день Иисус Христос проводит в Иерусалимском храме, беседуя с самыми разными людьми. Со Своими учениками. С народом — благочестивыми иудеями, собравшимся в Иерусалиме в преддверии празднования ветхозаветной пасхи Ветхозаветная пасха — праздник, установленный в память об избавлении евреев от египетского рабства. Это событие подробно описано в ветхозаветной книге Исход. — Прим. ред. . С верхушкой иерусалимского общества — первосвященниками, книжниками и старейшинами, которые пытаются поставить Христа в тупик, подловить Его, задавая разные каверзные вопросы. К ним Господь обращает в конце концов гневную речь, которую мы слышим на утреннем богослужении Великого Вторника; начинается она словами: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! (Мф. 23:13—36). Се, оставляется вам дом ваш пуст... не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! — это последнее, что бросает Своим недругам Иисус, уходя из храма (Мф. 23:38,39). Их «дом» — храм, в котором священники все еще возносят молитвы и приносят жертвы Богу, — отныне будет пустовать: Господь посетил его, но остался неузнанным. А теперь Он навсегда покидает его. Апостолы же услышат сегодня от Христа три важных притчи: о десяти девах, ожидающих жениха (Мф. 25:1–12); о талантах — серебряных слитках, которые господин на время отдал слугам, чтобы те пустили их в дело и заработали для него прибыль (Мф. 25:14–30); и о Страшном Суде, где определится вечная участь каждого человека в зависимости от того, проявлял ли он к своим ближним любовь или был равнодушен (Мф. 25:31–46). Квинтэссенция всех этих притч — тот самый призыв, который мы слышим сегодня на литургии: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24:42). Что значат эти слова? Все притчи, сказанные Спасителем в Великий Вторник, — о том, как важно оказаться готовым к заключительному моменту человеческой истории, когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31, 32). Бодрствуйте! Не расслабляйтесь! — один из важнейших призывов, с которым Христос обращается к Своим ученикам.

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы 5 января, 2017 «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, украшают памятники праведникам и говорят: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф. 23:30). Своих оппонентов Иисус считает продолжателями гонителей пророков: Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:31–32). Себя и Своих последователей Иисус, напротив, считает продолжателями дела пророков (Мф. 23:33–39). В Евангелиях содержится немало параллелей между отдельными аспектами служения Иисуса и деятельностью пророков . Так, например, пророк Михей, сын Иемвлая, говорит о народе израильском: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря (3 Цар. 22:17). Об Иисусе говорится: Иисус… увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6:34). Себя Он называет пастырем добрым, который полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:1–11). Поведение Иисуса в храме, когда Он выгнал из него продающих и покупающих (Мф. 21:12–13; Мк. 11:15–17; Лк. 19:45–46; Ин. 2:15–17), напомнило ученикам слова псалма: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10). А слова, которые Иисус обратил к изгоняемым, были не чем иным, как аллюзией на слова пророка Иеремии: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер. 7:11). Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лк. 19:42–44) было возобновлением аналогичного пророчества Иеремии (Иер. 7:12–14), а также пророчества Даниила, на которое Иисус прямо ссылался (Мф. 24:15; Мк. 13:14). В этом пророчестве предсказана смерть Христа, за которой должно последовать нашествие иноплеменного царя, разрушение храма и прекращение левитского священства (что и произошло в 70 г. по Р. Х.):

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ [греч. μυροφροι γυνακες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова ( το Κλωπ) и Мария Магдалина» вместе с ап. Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения ( McCane. 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρα Ιακβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки - «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.

http://pravenc.ru/text/182227.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010