Разделы портала «Азбука веры» игумен Иларион (Алфеев) Жизнь будущего века. Конец человеческой истории " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Глава из книги: Митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие Введение в православное догматическое богословие В разные эпохи пытались предсказать дату кончины мира, причем апокалиптические предчувствия усиливались там, где обострялись социальные и иные бедствия. Приближение круглых дат тоже способствовало усилению подобного рода настроений. Известно, какое движение умов происходило в мире перед 1000 годом по Р.Х., когда хилиастические пророчества готовы были истолковать буквально. Как относиться к подобного рода предсказаниям? Глава XI. Жизнь будущего века. Конец человеческой истории Евангелие содержит ясные указания на то, что материальному миру однажды придет конец. Христос говорит о Своем пришествии и признаках наступления последних времен: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней… тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец… И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос”, или “там”, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных… И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один… Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет” ( Мф.24:4-8, 10-13, 22-24, 29-30, 36, 42 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Непростительное легкомыслие – или …? «Бдите убо, яко не весте в кий час Господь ваш приидет...» «Будите готовы, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет...» «Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити ... приидет господин раба того в день в оньже не чает, и в час, в оньже же не весть, и растешет его полна, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом». ( Мф.24,42–51 ) . Давно уже известна изданная еще в 1912 году на Афоне в перевод на русский язык книга, озаглавленная «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского», которая содержит в себе, помимо духовных наставлений и предостережений монашествующим, предречения этого великого подвижника о последних временах, о всемирном воцарении антихриста и о бедствиях, которые постигнут мир по воцарении антихриста. Ныне мы получили перевод на русский язык предсказаний этого дивного афонского отшельника, специально относящихся к 20-му веку, которые до сих пор оставались не переведенными с греческого языка, а потому и неизвестными нам. Поразительны эти предсказания, которые, в сущности, только дополняют и уточняют ранее нам известные, Вот дословный текст их: «Около 1900 года, к середине 20 столетия, народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменятся облики людей и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря безстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазнов антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники, станут мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе, накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Плевелы, тернии, волчцы Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 На коленях в огороде Лебеду полю. А. Ахматова Самые разные люди в самые разные минуты своей жизни могут найти в Библии ответы на свои вопросы, даже если вопросы эти и не осознаются. Более того — человек меняется, и соответственно с этим меняется и его прочтение Библии; в нее, как в реку, нельзя войти дважды так, чтобы она оказалась одной и той же. Но аналогия с рекой — чисто внешняя, словесная, она, как и всякая языческая мудрость, нуждается в христианском осмыслении; Библия всегда одна и та же, а меняемся мы, и характер нашего изменения не в последнюю очередь зависит от того, часто ли мы обращаемся к Писанию, а главное — с какой целью. Библия — не только Книга книг, как ее часто называют, она еще и Книга жизни, Книга мироздания. И замечательно то, что сказано в сущности гораздо больше, чем это просто выражено словами. О глубокой и многослойной символике библейских текстов написаны сотни книг, но все же каждый читатель в состоянии сделать свое маленькое открытие, увидеть то, что Священное Писание приготовило ему как личный подарок. Вот, например, упоминание сорных трав; его общий смысл понять относительно несложно. О плевелах рассказывает притча в Евангелии от Матфея (Мф 13:24–30,36–42); эта притча изъясняется Самим Спасителем. Диавол тайно (“когда людиспали”) сеет сорные травы на пшеничном поле; плевелы всходят вместе с пшеницей к удивлению работников, потому что семя было доброе; работники хотят тут же их уничтожить. Но хозяин поля опасается, что вместе с плевелами будет выполота и пшеница, поэтому предлагает подождать до жатвы , а тогда сначала собрать и сжечь плевелы, а потом приступить к сбору урожая. Для учеников Христос поясняет, что Сын Человеческий сеет в мире доброе семя — сынов Царствия, плевелы же суть сыны лукавого, семя диавола; жатва — это конец времен, жнецы — Ангелы. Слово плевел в современный русский язык взято непосредственно из церковнославянского; соответственное русское слово половел почти не употребляется, хотя фиксируется этимологическим словарем Фасмера. Именно с ним связан глагол полоть , то есть ‘уничтожать плевелы’; родственно ему и слово полова , что означает ‘мякина, солома’ — именно то, что выбрасывают при сборе урожая. Такое явное соответ­ствие Евангельской притче этого описания в русском языке аграрного процесса, как представляется, наглядно демонстрирует ту роль, которую греческий текст Писания сыграл в формировании русского литературного языка.

http://pravmir.ru/plevelyi-ternii-volcht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Трезвение – 1) духовное бодрствование; 2) христианская добродетель , заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни , дисциплинированности ума, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу ; 3) полная противоположность опьянению чем-либо (отстранение от искушений и соблазнов). Трезвение есть проявление духовного бодрствования на пути спасения . С одной стороны, трезвение подразумевает направленность христианина на спасение — состояние, противоположное состоянию рассеянности и лености. С другой стороны, для трезвения характерно правильное (здравое) оценивание своих сил и своего духовного состояния, основанное на познании своей немощи. В этом отношении состояние трезвения противоположно состоянию гордостного самообмана. Опять же, можно сказать, что состояние трезвения противоположно состоянию прелести . Пребывание в трезвении возможно при содействии Божественной благодати . Трезвенная жизнь, подразумевающая аскетическое делание, способствует достижению и сохранению «чистоты сердца». В этом (помимо прочего) важность подвига «трезвения». Хранение сердца – один из главных подвигов аскета. Подвиг «трезвения» в аскетической письменности определяется как «подвиг и труд ума», «собрание себя в одно место», «самособрание», «собрание внутрь», «внутреннее делание», «сердцевое делание», «сокровенное делание», «духовное делание». Говорится ли в Священном Писании о трезвении? Да, библейским основанием самого термина «трезвение» служат слова: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ) и «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк.13:37 ). Что такое трезвение, если говорить современным языком? Современным языком значение этого понятия можно объяснить как такое состояние, пребывая в котором человек деятельно стремится соответствовать своему высшему призванию и предназначению. Всегда ли нужно «трезвиться» или это временная задача? На протяжении всей земной жизни человека лукавые духи желают ему навредить. Горе человеку, если, забывшись в каком-либо греховном невоздержании, хотя бы и незначительном, он подпадёт под власть духов злобы. Опять же, человек, не заботящийся о своем спасении «здесь и сейчас», рискует предстать перед Судом Божьим, так и «не успев» достичь состояния праведности. Поэтому всегда надо помнить слова Господа: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф.24:42 ). Спаситель желает, чтобы мы не были беспечны и нерадивы о своем спасении, но вели добродетельную жизнь и всегда были готовы встретить Его и явиться на суд. «Внемли себе, – пишет свт. Василий Великий , – т. е. осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око». Сразу ли приобретается трезвение?

http://azbyka.ru/trezvenie

Скачать epub pdf Октябрь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Пер. А.А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 4. 10. С. 273–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— Его пришествия. „Не ваше дело, – говорит, – знать дни и времена ( Деян.1:7 )“, но сокрыл их, дабы мы бодрствовали и каждый из нас думал, что Он придёт в его время. Ведь, если бы открыл то время, в какое придёт, то Его пришествие сделалось бы безразличным (для нас) и перестало бы составлять предмет желания народов и веков, среди которых откроется. Сказал, что придёт, но не сказал, когда придёт, и таким образом все поколения и века горячо ожидают Его. Ибо, хотя Господь определил знамения пришествия Своего, однако предельный конец их отнюдь ясно не усматривается, потому что эти знамения в многократной перемене наступали и проходили, и даже доселе продолжаются. Ведь, последнее пришествие Его подобно первому. Как (тогда) праведники и пророки ожидали Его, думая, что Он откроется в дни их, так также и ныне каждый верующий желает принять Его в своё время, потому что Он не объявил дня пришествия Своего; и (сделав) это главным образом по той причине, чтобы кто-нибудь не счёл подчинённым предопределению и часу Того, во власть и господство Коего отданы сроки и времена. И каким образом от Господа, Который Сам указал им и знамения пришествия Своего, могло быть сокрыто то, что Им же Самим установлено? Итак, поскольку написано и то, что Он знает (всё) это, то почему-то читают, а это опускают? Или, быть может, Он знал время, но не знал мгновения? Но вот время есть мгновение и мгновение время. „Это – говорит, – ныне кость от костей моих ( Быт.2:33 )“. Ведь, мгновение есть как бы движение ока. И „в то время, – говорит, – и в то мгновение возрадовался Иисус в духе Своём —274— ( Лк.10:21 )“, и: „бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете времени ( Мк.13:33 )“ и пр. „Дня того никто не знает, ни ангелы, ни Сын“ подобно следующему: „идите от Меня проклятые Отца Моего в огонь вечный, ибо Я не знаю вас ( Мф.24:42, 7:23 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ф. Вигуру (католик) Предварительные понятия О Библии и ее различных названиях. – Книги, входящие в состав ее. – Как они расположены? – Общее единство плана Библии. – Ее литературная красота. 2. – О Библии и ее различных названиях 1 . Библия есть сборник писаний, признанных Церковью богодухновенными. Эти писания делятся на два больших отдела: Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет заключает в себе книги, составленные и писанные до пришествия И. Христа, а Новый – писанные после Его пришествия. Слово Библия значит книга. Оно очень рано служило для обозначения книги по преимуществу, то есть книги, содержащей слово Божие. Полагали, что это слово с таким значением стало употребляться у греческих отцов лишь с IV века, со времени св. И. Златоуста; 1 но новый фрагмент гомилии так называемого второго послания св. Климента, папы римского, к коринфянам, открытый в Константинополе в 1875 году, показывает, что употребление слова „Библия“ восходит к очень раннему времени, ибо Ветхий Завет здесь обозначен просто словом τα Βιβλα. 2 2 . Так как писанное откровение представляет собою совокупность книг, составленных в разные эпохи и различными писателями, то этот священный сборник наименовали первоначально: τα Βιβλα – „книги“. Ho со времени средних веков не называли более священную коллекцию библиями или книгами, во множественном числе, но Библиею или книгою, в единственном числе. Схоластические писатели, аскетические авторы, 3 не давая себе отчета о происхождении слова Biblia, греческое множественное число среднего рода толковали, как существительное женского рода единственного числа, и производили от него родительный падеж Bibliae, вместо Bibliorum. Все, без исключения, новые языки говорят также в единственном числе: Библия . Это есть, как бы следствие веры в единство всех книг Ветхого и Нового Завета, которые все имеют Бога первым Своим Автором. 3 . Писатели Нового Завета называют Ветхий Завет именами, прилагаемыми в настоящее время к их собственным писаниям, каковы: Писание (Iραφ – 2Тим.3:16 ; Деян.8:32 ; Гал.3:22 ), Писания (Iραφα – Мф.21:42 ; Лк.24:27 ; 2Пет.3:16 ), святые Писания (Γραφα γαι – Рим.1:2 ), священные Писания (Ιερ Γρμματα – 2Тим.3:15 ). Наименование священных книг для обозначения священных Писаний читается уже в книге Маккавеев ( 1Мак.12:9 ). 4 Название Завета, 5 данное Ветхому Завету, исходит первоначально от LXX толковников; ап. Павел назвал ветхозаветные книги Παλαι Λιαϑκη – Ветхим Заветом ( 2Кор.3:14 ); впоследствии новозаветным книгам дали наименование Нового Завета – Κοιν Λιαϑκη. 6 Итак, все названия, данные богодухновенным книгам, суть библейского происхождения, за исключением названия самой Библии , которое, очевидно, церковного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Лк.20:9–19 . «Притчу сию»: притча о винограднике изложена у ев. Луки совершенно одинаково с изложением ее у ев. Марка (ев. Матфей в некоторых частностях разнится с ними, будучи в общем сходен), впрочем некоторыми частными чертами восполняет сказания обоих первых евангелистов, немногие же частные черты из них опускает. Ср. Мф.21:33–46 . Мк.12:1–12 и прим. – Начал говорить к народу: по повествованиям ев. Матфея и Марка представляется, что Господь говорил эту притчу к первосвященникам, книжникам и старейшинам, спрашивавшим его о власти и праве Его (выше ст. 2); евангелист же Лука говорит, что Он говорил эту притчу к народу. Разногласия здесь нет. По повествованиям всех трех евангелистов Господь в это время, когда учил в храме, постоянно окружен был народом, и помянутые лица предлагали Ему указанный вопрос тоже без сомнения в присутствии народа. Господь, посрамив их ответом своим, обратился с притчей к народу, но так, что и прежние совопросники могли слышать Его и даже отвечали Ему. Что и по сказанию ев. Луки Господь говорил эту притчу не к одному только народу, но слышали ее и первосвященники с книжниками и старейшинами, это видно из стиха 19-го и частью 16-го. – «Слышавшие же это сказали: да не будет», – частная черта, сохраненная только ев. Лукой. Из сопоставления сказаний о заключении этой притчи у евв. Матфея, Марка и Луки можно представлять дело так: окончив притчу, Господь спрашивает слушателей, между которыми были и духовные вожди народные, – как же поступит хозяин с делателями виноградника? Одни, не понимая еще хорошо, что притча относится к ним, отвечали, что он этих злодеев предаст смерти, а виноградник передаст другим делателям (Мф.). Господь отвечает: да, он их предаст смерти, а виноградник отдаст другим (Мк. и Лк.). Но другие, понявшие, что о них сказал Он притчу эту (ст. Мф.21:45 , ст. Мк.12:12 , ст. Лк.24:19 ), сказали: да не будет (Лк ст. 16), т. е. нет, этого не должно быть (хотя и совесть и здравый смысл должны подтвердить, что это должно быть так), или: сохрани Бог от этого (ср. Злат. и Феофил.). Тогда Он, взглянув на них, как бы подтвердив им, что они действительно верно поняли притчу, относя ее к себе, сказал: «камень, который» и пр.: см. прим. к Мф.21:42–44 . – «И искали в это время» и пр.: теперь только они вполне поняли, что Он о них сказал эту притчу, и ярость их воспламенилась еще более; они хотели схватить Его, но побоялись тут присутствовавшего и окружавшего Господа народа (ср. прим. к Мф.21:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Долготерпение Божие «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя» ( 1Ин. 1:8 ). Так сказано в слове Божием. Мы должны сознавать свои грехи и каяться в них перед Господом, открывая Ему свое сердце. Ведь мы не только сегодняшние или вчерашние грешники: мы многолетние грешники. Сколько раз мы каялись во грехах и вновь в них впадали! Сколько раз мы обещали Господу не повторять грехов, и не исполнили этого обещания! Господь Бог наш есть Бог милосердия и долготерпения: Он долготерпит каждого из нас, грешников, на земле. Ведь мы за свои грехи должны были быть давно наказаны не только скорбями и болезнями, но и смертью, чтобы смрадом этих грехов не оскверняли земли Божией. И Святые ангелы не вполне могли понять степень долготерпения Божия к грешникам. Мы знаем притчу, сказанную Господом Иисусом Христом о пшенице и плевелах: о том, как засеяна была пшеница на поле, а враг ночью засеял плевелы между пшеницей; взошла пшеница, взошли и плевелы. Это – верные Господу души и грешники нераскаянные. И ангелы, как сказано в этой притче, возмущенные этими грешниками, которые оскорбляют величие и святость Божию, обращаются к Господу со словами: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» И Господь им отвечает: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» ( Мф. 13:24–30 ). Таково долготерпение Божие. Господь терпит и самых закоренелых грешников, потому что в душе каждого человека, как бы он ни пал в своих грехах, отпечатлен образ Божий, потому что за каждого человека принесена крестная жертва Господом Спасителем, пролита Его Святейшая Кровь на Голгофе. Господь не поражает грешника смертью, пока не истощится хотя малая возможность его покаяния, пока не исчезнет хотя малая искорка добра в его сердце: Он ждет покаяния и обращения к Себе. Господь терпит грешника потому, что в бесконечной вечности, в жизни будущего века у Господа целая вечность и для наград, и для наказаний. Грешник еще будет поражен вечною скорбью, и праведник еще будет вознагражден за свою праведную жизнь. Господь оставляет плевелы и пшеницу до жатвы. Придет время жатвы; придет предопределенный Господом Суд Божий, когда пшеница будет отделена от плевел, когда Господь соберет пшеницу в житницу Свою небесную, а плевелы сожжет огнем ( Мф. 13:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Проскомидия При совершении проскомидии употребляются пять просфор. Но только одна из них предлагается и приготовляется для таинства, и даже литургию служат не на одной целой просфоре, а на части ее, которая вынимается из какой-нибудь из пяти просфор и потом называется «агнцем». Приобщаются от одного хлеба ( 1Кор. 10:17 ), от св. агнца. Хлеб (просфора) 50 для таинства Тела Иисуса Христа должен быть из пшеничной муки. Сам Господь сравнивал Себя с зерном пшеницы ( Ин. 12:24 ). Хлеб должен быть квасный, какой благословил Сам Господь при совершении и установлении таинства евхаристии и какой употребляли свв. апостолы для причащения [артос– хлеб поднявшийся ( Мф. 26:26 : Мк. 14:22 : Деян. 2:42–46 ; 1Кор. 11:23:24 )]. Вино При совершении таинства евхаристии должно быть от плода лозного, т.е. сделанное из винограда. Священник берет просфору и копием трижды изображает знак креста над печатию просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего, Иисуса Христа», и потом режет хлеб с четырех сторон печати, произнося пророческие стихи о страдании и смерти Господа. Вынимает вырезанную в кубической форме часть просфоры и произносит: «Яко вземлется от земли живот Его», изображая тем, что земная жизнь Господа прекратилась насильственною смертию. Эта выделенная из просфоры часть называется «агнцем», потому что она представляет образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в Ветхом Завете представлял Его агнец пасхальный. Просфора же, из которой вынут агнец, называется антидором («вместо дара»). Антидор священник раздаст в конце литургии верующим, тем, кои к приобщению не приступали. Вынутую из просфоры часть, или агнец, священник полагает на святом дискосе печатью вниз, и жрет агнец, т.е. разрезает крестообразно вынутую из просфоры часть, изображая заклание, смерть Спасителя на кресте, и произносит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за Мирский живот и спасение», чрез это святой хлеб предосвящается и приуготовляется к тому раздроблению, которое будет на литургии. Затем священник обращает агнца другою стороною так, что печать, изображающая на нем крест, бывает вверху, и прободает его в правую сторону копием, говоря: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый, свидетельства, и истинно есть свидетельство его». В это время самым действием изображает воспоминаемое событие, вливает в чашу вино с водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Слово над гробом шестнадцатилетней девицы «Не умре бо девица, но спит» ( Мф. 9:24 ), – так изрек Сам Господь живых и мертвых у одра умершей отроковицы в утешение скорбящих родителей ее. Так о имени Его же, Всемогущего и Всеблагого, дерзаю изречь над этим гробом и я в утешение ваше, сетующие сродники и знаемые: «не умре девица, но спит!» – «Не умре», – ибо той страшной смерти, которой Бог угрожал нашему праотцу до падения, и которая крушила бы всех нас по падении, теперь, когда собственная держава смерти разрушена смертью Христовой, для верующих нет и быть не может. «Не умре», – ибо что умерло совершенно, то вовсе престало жить, а почившая в Бозе отроковица, умерши плотью, жива духом и живет теперь такой жизнью, в сравнении с которой наша земная жизнь, может быть, есть не более, – как дремание. «Не умре, но спит», – ибо посмотрите сами, не все ли тут признаки сна? не так ли и во сне закрывают глаза? не так ли прерывают всякое сообщение с миром внешним? не так ли безгласны, неподвижны, бездейственны? От сна восстают? – А от сего сна разве не восстанут? «Грядет час, в онъже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота» ( Ин. 5:28–29 ). От сна восстают бодрее и здоровее? – От сна смертного восстанем еще лучше: «сеется в тление, восстает в нетлении: сеется не в честь, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе: сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор. 15:42–44 ). «Но зачем этот глубокий вековый сон в могиле?» – Затем же отчасти, зачем и обыкновенный сон естественный. В большей части тяжких и важных болезней сон есть одно из главных условий и первейших вестников выздоровления, так что и врачи и не врачи говорят о недужном: «аще успе, спасен будет» ( Ин. 11:12 ). Подобное врачевство сна, – разумеется в сильнейшем приеме, -требовалось по падении и для нас. Ринувшись во Едеме с высоты богоподобия в бездну познания добра и зла, природа наша так сокрушилась, разчленилась во всем составе своем, что для нее необходимо глубокое и продолжительное усыпление, дабы в продолжение его смятенные падением силы могли прийти в первобытное согласие и вообразиться древнею добротою.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010