Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует “начатком верующих из язычников”, достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя. Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства. Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус.  Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума”, — поем мы в тропаре этого праздника. Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского.

http://mospat.ru/archive/86417-o-rozhdes...

Не только Симеон таковое учинил о Христе свидетельство, но и Анна Пророчица, дщерь Фануилева, от колена Асирова, та, которая только седмь лет жила с мужем своим, а прочия лета, лет осмьдесят и четыре пребывая без мужа, неисходно жила при Храме, жила постом и молитвами служащи Богу день и нощь. И та приставши в той час исповедашеся Господеви, и глаюлаше о Нем пророчески всем чающим избавления во Иерусалим; глаголаше, что Он есть давно ожидаемый Мессия, Помазанник Божий, Иисус, Спаситель человеческого рода 491 . Когда Иосиф и Мария совершили все, чего требовал закон, как скоро вся скончашася по закону Господю: тогда они приняли намерение возвратиться в Галилею, во град свой Назарет, туда, где они прежде рождения Христова жили. Ороча же растяше и крепляшеся, духом, исполняяся премудрости; и благодать Божия бе на Нем 492 так, что везде видна была крепость Духа Его, везде видно было Величество Его, везде виден был Свет Его. Но как скоро родился Господь наш Иисус Христос, Искупитель человеческого рода, тотчас и князь тмы востал против Его; как скоро воссияло Солнце правды на горизонте видимого сего мира, тотчас и тма начала помрачать ясное сияние его; как скоро открылось величество истинного Богочеловека, явлено было чрез Ангелов, чрез Пастырей, чрез Звезду, чрез Волхвов, чрез Симеона и Анну, что рожденное Отроча от Девы Марии есть Спас, Владыка, Господь и Царь, пришедший восставить новое, духовное, истинное Царство, тотчас адская злоба и зависть воздвигли орудие свое – Ирода царя на погубление сего непорочного Отрочати. Сей злобный царь услышав от Волхвов, что родился Царь Иудейский, услышав от первосвященников и книжников, что в Вифлееме Иудейстем родитися Ему подобает, просил Волхвов, да они шед поклонятся Ему, и поклонившися возвратятся к Нему и поведают, где родился, якобы сам поклонитися Ему хотел, но в самой вещи убити намеревался; он, послав их в Вифлеем, сказал: шедше испытайте известно о Отрочати; егдаже обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Ему. Однако сколь лукавы и хитросплетены бывают сети нечестивых против правды и истины: столь премудро Бог предостерегает благочестивых от злых путей их, и разоряет лукавые советы их. Ирод думал, что как скоро Волхвы возвестят ему о Христе, о новом Царе, тотчас он пошед погубит Его; но Бог совсем иначе учинил; Он намерение его в посмеяние его преобратил. Бог известил во сне Волхвов, чтобы они не возвращалися ко Ироду: и посему они иным путем отъидоша во страну свою. И как Волхвы, побыв несколько времени в Вифлееме, отошли во свою страну; и Дева Мария со Иосифом и со Отрочатем, пошедши во Иерусалим, совершили все то, что требовалось по закону относительно ко очищению, и намеревались возвратиться во град свой Назарет: тогда Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, Дóндеже реку ти; хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит е. И он востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отъиде во Египет; и бе тамо до умертвия Иродова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Поэтому, заключает апостол, и должны смело приступать к престолу благодати, дабы получить милость и обрести благодать всякий раз, когда только будет нужна помощь (Евр. 4, 16). (Составлено по евангельскому повествованию о рождении Спасителя и проповедям Иннокентия, архиеп. Херсонского, т. I, изд. Вольфа, с. 100–110). Двадцать шестой день Поучение 1-е. Праздник Рождества Христова. (Второй день праздника) (История бегства Иисуса Христа в Египет и внушаемые ею нравственные уроки) I. B евангельском чтении настоящего дня, св. Церковь, продолжая историю первых дней жизни нашего Спасителя, предлагает нам, братия, между прочим повествование о бегстве Его в Египет с праведными родителями Своими. – Когда волхвы или восточные мудрецы, пришедши в Иерусалим, спрашивали, где родившийся Царь иудейский, ибо они видели звезду Его на востоке, то тогдашний царь иудейский – Ирод – крайне смутился таким известием, очевидно, опасаясь за свою царскую власть, и, призвав волхвов, повелел им идти в Вифлеем, так как по пророчествам там надлежало родиться Мессии, собрать точные сведения об этом новорожденном Царе и сообщить потом ему, имея злой умысел умертвить Его для ограждения своего царского престола. Волхвы, действительно, нашли в Вифлееме новорожденного младенца Иисуса с Иосифом и Матерью Его Марией и принесли Ему достойное поклонение и богатые дары, но, по особенному откровению свыше, к Ироду уже не возвращались, а иным путем отошли в свою страну. Тогда Ирод, в безумной ярости и гневе, возымел страшное намерение погубить всех вифлеемских младенцев, предполагая, что в том числе он непременно погубит и новорожденного Царя. Вот тогда-то является Иосифу во сне ангел и повелевает взять Младенца и Богоматерь и бежать с ними в Египет. Иосиф так и поступил. Затем последовало действительное исполнение злобного намерения Ирода – избиение 14 000 вифлеемских младенцев, потом смерть самого Ирода, а вслед затем, опять по повелению ангела, возвращение святого семейства в землю израилеву и поселение в Назарете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от Роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя. Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже b III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства. Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», — поем мы в тропаре этого праздника. Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского.

http://pravmir.ru/lyudskaya-posredstvenn...

Праведный Иосиф Обручник Вот хранитель Ее девства, праведный Иосиф, начинает сомневаться в том, действительно ли его Обручница сохранила девство. Он тяжело страдает от этого. Он смущен: как Та, Которая дала обет, ныне находится непраздной и имущей во чреве ребенка? Одного только слова Пресвятой Богородицы было достаточно для того, чтобы разрешить все сомнения Иосифа. Она могла ему рассказать о явлении Архангела Гавриила, Она могла ему подробно благовествовать о Благовещении и сошествии Святого Духа. И несомненно, что Бог удостоверил бы всякое Ее слово! Но Она молчит, предоставляя Праведному Иосифу сомневаться. Молчит, потому что скрывает Свое девство, скрывает Таинство Благовещения Своим смирением. Скрывает его для того, чтобы Бог Сам – каким-либо неведомым для Нее способом – открыл бы эту тайну Праведному Иосифу. И вот, Ее смирение побеждает смущение Иосифа, и не Она – но Ангел является ему и говорит: «Не бойся, твоя Обручница не нарушила обета! Прими и оставь Ее в доме, потому что от Нее произойдет Бог, Который должен спасти род человеческий». Вместо прославления после Рождества Христова Ее ожидает бегство в Египет И вот, рождается наш Спаситель, Ангелы благовествуют на Небе, приходят волхвы из дальних стран. Приходят пастухи, чтобы воздать славу Родившемуся Христу. И тут, казалось бы, вместе с прославлением Ее Сына и Ее должна бы коснуться слава – как Его Матери… Но волхвы отошли, ушли пастухи, и Небесное славословие осталось, казалось бы, неведомым не только людям, но даже и иудеям, которые жили рядом. И вместо прославления после Рождества Христова Ее ожидает тяжкое гонение Ирода и бегство в Египет. Бегство в Египет Вот начинает проповедовать ее Сын, достигший возраста, когда Он вышел на проповедь для нашего спасения. Может быть, тут слава, которая окружала Христа во время Его проповеди, коснулась Ее? Но мы видим, что некая жена, пораженная величием Спасителя и чудесами, которые Он совершал, восклицает: Блаженно чрево, которое Тебя носило и сосцы, которые питали Тебя! (Лк. 11, 27). Она ублажает Божию Матерь, но Сама Божия Матерь остается для нее неведомой. Она не знает Ее имени, иначе, несомненно, она сказала бы: «Блаженна Мария, Которая Тебя родила!»

http://pravoslavie.ru/105962.html

Какая другая вещь на земле представила бы истину лучше, чем золото? Делайте с золотом, что хотите, - оно не перестанет блистать. Какая другая вещь на земле представила бы молитву лучше, чем ладан? Как благовонное курение ладана распространяется по храму, так молитва распространяется по всей душе человеческой; как курение поднимается ввысь, так молитва души человеческой возносится к Богу. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Правда, и другие вещи могут куриться, но ни одно другое курение не призывает душу к молитве, кроме курения ладана. И какая другая вещь на земле представила бы бессмертие лучше, чем смирна? Се, смертность порождает смрад, бессмертие же есть стойкий аромат. И так восточные волхвы символически высказали все вероисповедание христианское, начиная со Святой Троицы и заканчивая Воскресением и бессмертием Господа Иисуса Христа и Его последователей. Посему они не просто поклонники, но и пророки, пророки как христианского вероисповедания, так и жизни и служения Христовых. Все это они не могли узнать сами по себе, по своей человеческой мудрости, но узнали по Божию вдохновению, кое и подвигло их на путешествие в Вифлеем, дав им дивную звезду в качестве путеводительницы. Завершив свое поклонение в Вифлееме, волхвы собирались возвратиться в Иерусалим, а потом тем же путем отправиться в свои земли. Ирод ожидал их с нетерпением, и они думали, по наивности своей, пойти к нему и разделить радость свою с сим безрадостным властителем. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. ( " Прежде нежели они увидели Младенца, звезда указывает им путь, а после того как они Его увидели, ангел беседует с ними (во сне), как с уже посвященными " . Монах Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея.) Они предались Провидению, и Провидение направляло стопы их. Они не знали сердца Иродова и его злого намерения, но всеведущее Провидение объявило им сие во сне и повелело не возвращаться по тому же пути, но отправиться на родину другою дорогой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Как же объясняется это пророчество святого Давида псалмопевца? Почему слава Пресвятой Богородицы, которой Она была исполнена ещё при жизни, оставалась неизвестной людям, а стала известна лишь после Её Успения? И вот для этого нам надо взглянуть не только на само Успение, но и на саму жизнь Пресвятой Богородицы. И мы видим, что все Её добродетели, вся полнота благодати, которой была исполнена Её душа и тело, они были покрыты глубоким покровом смирения – смирения личного, к которому добавлялся и Божий покров, промыслительный покров, скрывавший Её необыкновенную славу как дочери Царевой, от людских глаз. Вот хранитель Её девства, праведный Иосиф, начинает сомневаться в том, действительно ли его обручница сохранила девство. Он тяжело страдает от этого, он смущён: как Та, Которая дала обет, ныне находится непраздной и имущей во чреве ребёнка? Одного слова только Пресвятой Богородицы достаточно было для того, чтобы разрушить все сомнения Иосифа. Она могла ему рассказать о явлении архангела Гавриила, Она могла ему подробно повествовать о Благовещении сошествия Святого Духа, и несомненно, что Бог удостоверил бы всякое Её слово. Но Она молчит, предоставляя праведному Иосифу сомневаться. Молчит, потому что скрывает Своё девство, скрывает таинство Благовещения Своим смирением, скрывает его для того, чтобы Бог Сам, каким-либо неведомым для Неё способом открыл бы эту тайну праведному Иосифу. И вот Её смирение побеждает смущение Иосифа, и не Она, но ангел является ему и говорит: «Не бойся, твоя обручница не нарушила обета, приими, оставь Её в доме, потому что от Неё произойдёт Бог , Который должен спасти род человеческий». Вот рождается наш Спаситель. Ангелы благовествуют на небе, приходят волхвы из дальних стран, приходят пастухи, чтобы воздать славу родившемуся Христу. И тут, казалось бы, вместе с прославлением Её Сына, должна была и Её коснуться слава, как Его Матери. Но волхвы отошли, ушли пастухи, и небесное славословие осталось, казалось бы, неведомым не только людям, но даже иудеям, которые жили рядом. И вместо прославления после Рождества Христова Её ожидает тяжкое гонение Ирода и бегство в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

И всть во сн не возвратитис ко ирд, инымъ птемъ идоша во стран свою. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Иным путем, – по всей вероятности, на юг от Внолеема чрез Хеврон и т. д. Поклонившись Господу, волхвы хотели-было возвратиться к Ироду, чтобы поделиться с ним и со всеми иерусалимлянами тою святою радостью, какою была полна душа их; но вот Господь вразумляет их, и повелевает идти прямо в свою страну, и идти другою дорогою. Зач. 4-е. Бегство св. семейства во Египет и избиение младенцевв Вифлееме Читается на 9 час в навечерие Р. Христова, 26-го декабря, – в неделю по Рождеств, и св. младенцам, убиенным в Вифлееме, 29-го декабря 13. шедшымъ же имъ, с, агглъ гдень во сн вис глагол: воставъ поим троча и мтрь и бж во и бди там, дондеже рек ти: хощетъ бо ирдъ искати трочате, да погбитъ Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Матерь Его (Богомладенца). Ангел не говорит теперь Иосифу жену твою, как говорил прежде, при первом явлении: потому что Иосиф знал, что у Пресв. Девы нет мужа, а у отрочати Иисуса нет земного отца. Бежи (беги), т. е. иди как можно скорее, потому что близка великая опасность. Египет на юго-востоке от Иудеи, верстах в 100 от Вифлеема. Египет, как и Иудея, был в то время римскою провинциею; там тогда жило очень много Иудеев. На Египет не простиралась власть Ирода, и Иосиф с Младенцем и Материю Его, прибыв к своим соотечественникам туда, совершенно был безопасен от замыслов Ирода (Мих.). Св. отцы замечают при сем: «от Вавилона Спаситель мира принял поклонение чрез волхвов, а Египет освятил Своим присутствием, потому что эти два места были гнездом всякого нечестия». Весьма трудно было это путешествие для св. семейства, но Господь Сам чудесным образом помогал им в это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

А Феодорит вопрошая говорит: но если кто возразит: как милость может быть причиною смерти; то ищущий разрешения на сие пусть обратить внимание на то, что наказывает обижающих из сострадания к обижаемым; ибо милость к израильтянам подвергла египтян наказанию. И первая и вторая растворены у Него правосудием: и тех милует праведно и сих наказывает также праведно. Потому и к тому и к другому прибавлено: ибо во век милость Его. Евсевия: Под рукою крепкою и мышцею высокою разумей Божие слово. Златоуста: А это сказал для того, чтобы кто либо из слабоумнейших не подумал, что когда повелевал им взять золото и серебряные сосуды, то сделал это по бессилию. Ибо и это сделал с тем намерением, чтобы со всех сторон показаться страшным врагам и показать, что все может делать полновластно, и обманывать их и обольщать хитро. Ибо как в том случае, когда что делал явно, не потому поступал так, чтобы не мог поступить хитро, так и в том, когда что сделал хитро, не потому поступал так, чтобы не мог взять явно, но чтобы в том и другом случае показать свою силу. А что и это произвело в иноплеменниках страх; то послушай, что говорят после того Азотские волхвы: не тогда ли, когда поругался над нами (обманул их, т. е. Бог египтян, повелев Иудеям взять сосуды их), отпустили их, и они отошли (1 Цар. 6, 6). 13. Раздельшему Чермное море в (два) разделения; яко в век милость Его. 14. И проведшему Израиля посреде, его; яко в век милость Его. 15. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное; яко в век милость Его. Благодарите, советует, Господа, Который разделил Красное море на два отделения, т. е. на две части; ибо Он разделил его на двое, и провел народ Израильский среди его; а фараона и войска его стряс в него и потопил их, где стрясением называет ввержение и потопление, как все пространно излагает книга Исхода: ибо стряс, говорит, Господь египтян в море (Исх. 14, 27). Златословесного вместе с Евсевием: По изустному (из ненаписанной истории) преданию евреев не один был путь, но для каждого колена разделялась вода особо, так что двенадцать было сечений и разделений по числу колен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Писатель IV века св. Иероним Стридонский : «Глава II. – Стихи 2-4: Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? – Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: Где должно родиться Христу, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его». Св. Феофилакт Болгарский : «Пришли в Иерусалим волхвы. Для чего пришли волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими. От востока. И это для осуждения иудеев: ибо те из такой дали пришли поклониться Ему, евреи же, имея Христа, гнали Его. И говорят: где родившийся Царь иудейский? Говорят, что эти волхвы – потомки волхва Валаама, что они, найдя его предсказание: «возсияет звезда от Иакова и погубит князей моавитских», уразумели таинство Христа и потому пошли, желая видеть Рожденного. Ибо мы видели звезду его на востоке. Когда услышишь о звезде, не думай, что это была одна из тех, которые мы видим: это была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Так как волхвы были астрологами, то Господь привел их через знакомое для них, подобно тому, как Петра рыбаря изумил множеством рыб, которых он поймал во имя Христа. Что звезда действительно была сила ангельская, видно из того, что она шла от северной стороны, где Персия, к южной, где Иерусалим, – звезда же никогда не движется от севера к югу. … И вот звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними. Звезда, по домостроительству Божию, скрылась не надолго для того, чтобы они спросили иудеев и чтобы смутился Ирод, а истина таким образом сделалась бы очевиднее. Когда же они вышли из Иерусалима, звезда опять явилась, руководя ими. Отсюда видно, что звезда была силой божественной.

http://sueverie.net/astrologiya-i-rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010