Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет... Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет ( Мф. 2:1–6, 7–14, 16–18 ). Оставим в стороне вопросы, которые рассказ этот, несомненно, вызывает у современного читателя: кто были эти волхвы, пришедшие с Востока поклониться Христу, что за звезда привела их в Вифлеем, какие пророки предвозвещали рождение Спасителя в Вифлееме и т. д. Всеми этими вопросами много занимались исследователи Священного Писания , и ответы их представляют большой интерес. Но главное в этом рассказе другое – реакция Ирода. Из истории мы знаем, что Ирод, царствовавший в Палестине с ведома римских оккупантов и под их покровительством, был тираном, жестоким и несправедливым. И вот в этом евангельском рассказе дается нам вечный образ столкновения земной власти – власти, не имеющей иной цели, как всем силами укреплять и ограждать себя, – с тем, в чем видит она угрозу своей безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра в день его мученичества. Чтение Св. Евангелия: Мф 2.1-12. Мф 2.1-12. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звездыи, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.   1. В Евангельском чтении вы, возлюбленнейшая братия, слышали, что по рождении Царя Небесного земной царь смутился, именно потому, что земная высота смущается, когда открывается высота небесная. Но нам надобно спросить, что бы это значило, что, по рождении Искупителя, в Иудеи Ангел явился пастырям, а от Востока на поклонение Ему волхвов привел не Ангел, но звезда? — Это именно потому, что иудеям, как имеющим разум, долженствовало проповедовать разумное существо, т. е. Ангел; а язычники, как не имеющие разума, приводятся к познанию Господа не гласом, но знамениями. Поэтому и через Павла говорится: «пророчество не неверным, но верующим,...знамения же суть не верующим, но неверным» (1Кор 14.22), следовательно, и тем даны пророчества, как верным, но не верующим, и этим — знамения, как неверующим, но не верным. И замечательно, что Искупителя нашего, когда Он был уже в совершенном возрасте, тем же язычникам проповедуют Апостолы, а о малолетнем, и еще по устройству тела человеческого не говорящем, возвещает язычникам звезда, потому что порядок разума требовал именно того, чтобы и проповедники говорящего уже Господа были известны нам также говорящие, а еще не говорящего проповедали немые стихии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак то, что указал Матфей, говоря о Марии: «Она имеет во чреве от Духа Святого», не противоречит Луке, ибо Лука изложил то, что Матфей опустил. А поскольку и тот и другой свидетельствуют, что Мария зачала от Духа Святого, то нет противоречия и в том, что Матфей после присоединил пропущенное у Луки; Матфей продолжает и говорит: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» ( Мф. 1:19–25 ). 15 . Относительно города Вифлеема Матфей и Лука согласны. Но каким образом и по какой причине в него пришли Иосиф и Мария, Лука повествует, а Матфей опускает. Наоборот, о волхвах, пришедших с востока, Матфей говорит так: «Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился...», и так далее до того места, где написано о волхвах, что они «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» ( Мф. 2:1–12 ). Все это Лука опустил, как и Матфей, со своей стороны, не рассказал о том, что Господь был положен в яслях, и о том, что пастухам о Его рождении было возвещено Ангелом, и что с Ангелом было множество воинства небесного, хвалящего Бога, и что пастухи пришли и видели, что все, возвещенное им от Ангела, истинно, и что имя Свое Он получил в день обрезания, и что после дней очищения Марии, как повествует тот же Лука, принесли Его в Иерусалим, и о том, что сказали Симеон и Анна, когда, исполнившись Духа Святого, узнали Его в храме, – обо всем этом Матфей умалчивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Матфей: гл. 2, ст. 1 —12 ( Мф.2:1-12 ): Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собравши всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано чрез пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» ( Мих.5:2 ), Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостию весьма великою, и, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором поется торжественная песнь пророка Исайи: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! ( Ис.8:9-10, 12-14, 17-18 ; Ис.9:2, 6 ). Частое повторение в этой песне: «с нами Бог!» свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила. Тропарь. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Но благодаря первым главам Евангелия от Луки (написанным, очевидно, со слов Богородицы) мы точно знаем, где родился Христос. Там, где и было предсказано, – в Вифлееме. Они известны благодаря тому же евангелисту Луке: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи (Лк 2:8-18). Ангел будит волхвов. Барельеф на капители собора Сен Лазар в Отене. Первыми, кто узнал о Рождестве Спасителя – причем в высшей степени необычным образом, от Ангелов, – оказались не высокопоставленные вельможи, не старейшины иудейского народа, не книжники и не первосвященники, а самые что ни на есть простые люди, пастухи. И в ближайшие ученики Господь тоже взял людей простых и неученых – рыбаков. Этим простецам, не отягощенным разными богословскими концепциями и соображениями политической целесообразности, оказалось легче принять Господа, увидеть в Нем Сына Божия. Сам Христос воскликнул однажды: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф 11:25-26). А как же тогда быть с волхвами, которых привела к Младенцу Христу Вифлеемская звезда? В самом деле, история о волхвах уже давно и прочно ассоциируется с Рождеством Христовым. Настолько, что сложились даже традиции украшать храмы к Рождеству вертепами с фигурками святого семейства и волхвов, а детям дарить рождественские подарки – так же, как волхвы принесли дары Младенцу Христу...

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

Ряд глав первой части книги посвящен жизни и деятельности величайшего нашего современника, ученого-космолога Стивена Хокинга, разработавшего современную теорию распада вселенной - как строго научно, так и философски. Интересно совпадение идей у Хокинга со свт. Василием Великим. Мир не только интересен, мир бесконечно красив, и надо полюбить его красоту, его развитие и эволюцию к совершенству, к добру, полюбить человека, как и все низшее Божие творение, все и вся, борясь со злом и в себе, и вовне! Показать это - цель предлагаемой книги. Эта книга - одно целое: вторая часть связана с первой. Если первая часть говорит больше о " небесах " , о космических мирах, о науке, о космологии, то вторая часть говорит о " небе " в духовном смысле и отвечает на вопросы части первой. Стивен Хокинг, ведущий космолог нашего времени, задает в первой части вопрос, а свт. Василий Великий из глубины веков отвечает ему во второй части - и научно, и философски, и православно. Книгу надо читать " одним духом " , зараз, - чтобы углубиться, вникнуть и понять... КОСМОЛОГИЯ и БОГОСЛОВИЕ Небо и Небеса Ключ книги именно в этом - в сопряжении " неба " и " небес " , которое особенно отчетливо видно в Евангельской истории Рождества. Напомним евангельский рассказ: " Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою " (Мф.2:1-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Звезда, о которой говорили волхвы, явилась на небе года за два до рождения Спасителя (в 747 году от основания Рима, или лет за 7 до начала нашего настоящего летоисчисления) и, по вычислениям ученых, образовалась вследствие видимого соединении двух планет – Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Такое соединение бывает только однажды через каждые 800 лет. А в следующем 748 году к упомянутым планетам присоединилась еще одна – Марс. Таким образом из трех планет на небе составилась одна, очень яркая звезда. Предполагают, что в 749 или 750 году была, видима в том же соединении еще одна звезда, о которой упоминается и в древних астрономических таблицах Китая. Услышав, что волхвы отыскиваюсь новорожденного Царя иудейского, Ирод сильно встревожился. Он думал, что новый Царь лишить его престола, которого он добился с большими трудами и жестокостями. Ирод не понимал, что Христос есть небесный Царь, а не земной. Вместе с Иродом встревожился и Иерусалим, потому что в случаях, когда царствованию идумеянина угрожала опасность, он делался свиреп и совершал много жестокостей. Собрав всех первосвященников и книжников иудейских, он спрашивал у их: «Где должно родиться Христу?» Они отвечали ему на это: «В Вифлееме иудейском; ибо так написано чрез пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя изыдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Ответ этот быль правилен. Тогда Ирод тайно призвал волхвов и выведал от них время первоначального появления звезды. А потом послал их в Вифлеем и сказал им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце: и когда найдете (Его), известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». На самом же деле хотел не поклониться Младенцу, а убить Его. Волхвы, выслушав царя, пошли в Вифлеем. Звезда, которую они видели еще при ее восходе, шла пред ними и, наконец, остановилась над местом, где был Младенец. Увидев ее, волхвы обрадовались радостью весьма великою. А войдя в дом, где был Младенец, увидели Его с Мариею, Материю Его, и, падши, поклонились Ему. Затем, открыв свои сокровищницы, принесли Ему в дар произведения страны своей: золото, ладан и смирну (особая мазь, добываемая из растений). Волхвы получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и иным путем, не заходя в Иерусалим, отошли в страну свою. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью в Египет и возвращение их оттуда

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Но здесь предел их науки. Придя в Иерусалим, оказались беспомощными, и должны спрашивать у людей, в частности, у царя Ирода. Ирод же, «собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой Израиля». Писание, оказывается, тоже не может прямо указать на Родившегося, хотя и сужает круг поиска. Теперь волхвы на свой страх и риск идут в Вифлеем. И как всегда, Бог Сам приходит на помощь тем, кто до конца использовал данные Богом силы и разум, кто вобрал в себя все, что Бог уже открыл людям. И вот, «звезда, которую»до сих пор «видели они на востоке», то есть слева от себя, и которая до сих пор была вполне астрономической звездой, вдруг переместилась, приблизилась и уже «шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над» тем самым «местом, где был Младенец. Увидевши же» эту чудесную «звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему». Может быть, волхвы пришли, когда Мария с Младенцем уже перебрались в дом. А может быть, и волхвы, и пастухи этой же Рождественскою ночью сошлись вместе у яслей Спасителя, как представители двух путей к Богу: непосредственного откровения Божия, и самостоятельного поиска Бога через изучение Божьего творения. Сказано также, что волхвы «принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как вещество, употребляемое при погребении, предзнаменуя Его жертвенную кончину. С этого момента волхвы перестанут гадать по звездам. Теперь они вместе с пастырями будут внимать прямому слову Бога, к Которому, наконец-то, пришли. И действительно, «получивши во сне» непосредственное «откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». И опять же – никому не указали на Младенца, кроме Его Пречистой Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп (пещеру) Неприступному приносит. Ангели с пастырми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради (для нас) родися Отроча младо предвечный Бог. § 5. Поклонение волхвов Вскоре по рождении Иисуса Христа, пришли в Иерусалим волхвы с востока и спрашивают: «где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Первосвященники и книжники отвечали волхвам: «в Вифлееме Иудейском» Ирод же, отсылая их в Вифлеем, сказал: «когда найдете младенца, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы, выслушав царя, пошли и вот звезда, которую они видели на востоке, шла пред ними и, наконец, остановилась над местом, где был Младенец. Вошедши в дом, они увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и принесли Ему дары: ладан, злато и смирну. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, волхвы иным путем отошли в свою страну. Когда же они отошли, Ангел Господень явился Иосифу во сне и велел ему с Младенцем и Матерью Его бежать в Египет, так как Ирод хочет погубить младенца. Иосиф в ту ночь с Младенцем и Матерью Его пошел в Египет. Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его от двух лет и ниже. Вскоре после сего злодеяния Ирод умер. Ангел известил Иосифа о смерти Иродовой и велел ему возвратиться в землю Израилеву. Иосиф так и сделал. § 6. Сретение Господа Симеоном и Анною во храме По истечений сорока дней, Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в храм иерусалимский для посвящения Богу. По закону Моисея, так было нужно поступать со всеми первенцами. Богатые, при сем случае, приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Пресвятая Мария принесла в жертву за своего Младенца пару птенцов голубиных. В этот же день пришел во храм, по внушению Святаго Духа, один благочестивый старец, по имени Симеон, которому обещано было от Бога не видеть смерти, доколе не увидит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению. Иначе они не оказали бы Ему такой чести, при столь маловажных по всему обстоятельствах. Для чувств не было ничего там великого, были только ясли, хижина и бедная матерь, чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю. Потому-то они и не соблазнялись ничем видимым и внешним, но покланялись и приносили дары, не похожие на грубые (приношения) иудейские; приносили (в жертву) не овец и тельцов, но, как бы были истинные христиане, принесли Ему познание, послушание и любовь. " Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою " (Матф. 2:12). Смотри и отсюда, какова вера их, — как они не соблазнились, но были благопослушны, благоразумны! Не смущаются, не размышляют в самих себе, говоря: если этот младенец действительно велик, и имеет какую-либо силу, то для чего нам бежать и тайно удаляться, и для чего ангел высылает нас из города, как рабов и беглецов, тогда как мы пришли явно и с дерзновением предстали перед таким множеством народа и перед царем неистовым? Ничего подобного они и не говорили, и не думали, а это-то и есть особенное дело веры, — не изыскивать причин того, чего не велят делать, но только покоряться повелениям. " Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет " (Матф. 2:13). Здесь можно иметь некоторое недоумение и касательно волхвов и младенца. Пусть сами они и не пришли в смущение, а все приняли с верой: однако, мы должны исследовать, почему и волхвы и Младенец не остаются в прежнем месте, но волхвы удаляются в Персию, а Младенец с матерью бежит в Египет? Что же? Неужели Младенцу должно было впасть в руки Ирода, и, впавши, не подвергнуться смерти? Но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть, и не поверить величию домостроительства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010