Goodspeed. Die ältesten Apologeten, Göttingen, 1915, с. 78, 5). Русский и славянский переводы: «открыв сокровища свои», не точны. По всей вероятности, в русском употреблено слово «сокровища» в соответствии со славянским переводом и еще потому, что греческое слово θησαυρς в некоторых случаях действительно означает сокровище ( Мф.6:19–21 ; Лк.12:33 ; Евр.11:26 и др.). Но в некоторых случаях оно означает «место, куда складываются драгоценные вещи», и здесь именно обозначается это последнее. Потому что было бы непонятно, каким образом волхвы могли открыть (точный смысл греческого слова .νογνυμι ср. Мф.17:27 ) свои сокровища, т.е. золото, ладан и смирну. Таким образом, вместо слова «сокровища» следует принять «сокровищницы», и смысл будет понятен. Волхвы принесли Христу «золото, ладан и смирну» по восточному обычаю, соблюдавшемуся во время представления царям, посольств к ним и проч. Отправляя своих сыновей в Египет, Иаков приказывает им взять подарки «тому человеку» (Иосифу) «несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов» ( Быт.43:11 ). Отправляя своего сына Давида к Саулу, Иессей взял «осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим к Саулу» ( 1Цар.16:20 ). Эти примеры характерны. Из них видно, что дары подносились по достатку приносивших. В данном случае волхвы принесли Христу произведения земли своей. Со своим приношением сами они едва ли соединяли какой-нибудь символический смысл. Но этот смысл сделался понятен последующим толкователям, которые в золоте, принесенном Христу, видели указание на Его царское достоинство, в ладане – почитание Его как Бога, а в смирне – указание на смерть Его как человека. Мф.2:12 .  И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Волхвы удалились на восток «иным путем», т.е. не пошли на север по дороге, которая вела к Иерусалиму, а пошли на восток или на юг, – в последнем случае с тем, чтобы опять повернуть на восток. Мф.2:13Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Волхвы этого не поняли и продолжили свой путь: Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан   и смирну  ( Мф.2:9–11 ). Ладан — это приятно пахнущее вещество, которое использовали во время молитвы дома и в храмах. Смирна — смола, которая задерживала гниение. Ее использовали при погребении умерших. Золото принесли Иисусу Христу как Царю. Ладан — как Богу. Смирну — как человеку, которому предстоит умереть. Вопросы: 1. Как волхвы узнали о рождении Спасителя? 2. Откуда Ироду стало известно, где родился Спаситель? 3. Как волхвы нашли Младенца Христа? 4. Какие дары волхвы принесли новорожденному Царю? 18. Бегство в Египет и праздник Рождества После поклонения Младенцу Христу волхвы сперва решили возвратиться домой прежним путем и в Иерусалиме снова посетить Иудейского царя. Но , получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою ( Мф.2:12 ). Ирод знает о родившемся Младенце Иисусе Христе. Если царь Его убьет, не будет совершено спасение человечества. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его ( Мф.2:13 ). Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет, чтобы спасти Младенца Христа. Им пришлось покинуть Вифлеем именно ночью, чтобы никто не смог выследить и узнать, в какую сторону они пошли. Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали невинными мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение. Православные христиане празднуют Рождество Христово 7 января по новому стилю или 25 декабря по старому.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Тут же присутствовала святая Анна пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Увидя Младенца Иисуса и услышав пророчество о Нем Симеона, она рассказала всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа. Когда Иосиф и Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. 7. Поклонение Волхвов ( Мф.2:1–12 ) Еще до возвращения Святого Семейства в Галилею, в жизни новорожденного Младенца Иисуса произошло новое чудесное событие. Из далеких стран Востока, из Аравии или Персии, а может быть и Индии, пришли в Иерусалим волхвы, то есть мудрецы. Это были ученые люди – звездочеты или астрологи, – которые изучали звездное небо и древние книги. Придя в Иудею, они стали расспрашивать всех: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф.2:2 ). Но никто не мог указать им место рождения Спасителя. Вместе с тем приход волхвов и слухи о рождении нового царя встревожили всех иерусалимлян и в особенности царя Ирода. Будучи человеком подозрительным и жестоким, Ирод испугался, что новорожденный Младенец может стать ему опасным соперником, и решил во что бы то ни стало погубить Его. Для этого он созвал всех первосвященников и книжников и спрашивал их: «Где должен родиться Христос?» Те отвечали: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка…» ( Мф.2:5 ). Но где именно в Вифлееме, никто из книжников не знал. Тогда Ирод стал действовать хитростью. Он тайно от всех призвал к себе волхвов и осторожно выведал у них время появления звезды, чтобы приблизительно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что, по сведениям книжников иудейских, новый царь родился в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» ( Мф.2:8 ). Волхвы, выслушав царя, пошли. И вот звезда, которую они видели на востоке, вновь засияла перед ними на небе и стала двигаться в сторону Вифлеема и наконец остановилась над местом, где был Младенец Христос. Войдя в дом, где обитало Святое Семейство, они «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). Золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, который должен умереть. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, волхвы другим путем отошли в свою страну.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Возражение 2. Далее, волхвы были «первыми плодами» язычников, которые должны были уверовать в Христа. Но [в Писании] сказано, что вначале в веру должно войти «полное число язычников», и только потом «весь Израиль спасется» ( Рим. 11, 25, 26 ). Следовательно, рождение Христа должно было быть обнаружено волхвам раньше, чем пастухам. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже (по времени, которое выведал от волхвов)» ( Мф. 2, 16 ). Из этого, похоже, можно сделать вывод, что волхвы прибыли двумя годами позже рождения Христа. Следовательно, язычники узнали о Христе достаточно поздно, что представляется неподобающим. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Он изменяет времена и лета» ( Дан. 2, 21 ). Следовательно, похоже на то, что время обнаружения рождения Христа было произведено в надлежащем порядке. Отвечаю: вначале, в тот самый день, в который Христос был рожден, Его рождение было открыто пастухам. Об этом [Писание] говорит так: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего... Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем»... и, поспешив, пришли» ( Лк. 2, 8, 15, 16 ). Вторыми по порядку были волхвы, пришедшие к Христу на тринадцатый день после Его рождения (в этот же день мы отмечаем Крещение). В самом деле, если бы они пришли через год или два, то не застали бы Его в Вифлееме, поскольку читаем: «Когда они совершили все по Закону Господню», то есть после того, как посвятили Младенца Иисуса в храме, «возвратились в Галилею, в город свой, Назарет» ( Лк. 2, 39 ). Третьими же были праведники, которые, как сказано, узнали о рождении Христа в храме на сороковой день после Его рождения ( Лк. 2, 22 ). Причину указанного порядка надлежит усматривать в том, что пастухи прообразуют апостолов и других последователей-евреев, которые первыми узнали о вере Христовой и среди которых, как сказано, не было «много сильных и много благородных» ( 1Кор. 1, 26 ). Во-вторых, вера Христова охватила «полное число язычников», и это было прообразовано волхвами. В-третьих, она охватила полное число евреев, и это было прообразовано праведниками. По той же причине Христос был явлен им в еврейском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

евангелист Лука, – возвратились в Галилею, в город свой Назарет» ( Лк. 2:39 ). Как восточная православная Церковь , так и западная издревле принимают за достовернейшее то, что это последнее событие, Сретение Господне, совершилось после поклонения волхвов. Но позднейшие толкователи священного Писания и, главным образом, протестанты 119 следуют той мысли, что поклонение волхвов было после Сретения Господня. Такому мнению с некоторых пор стали следовать и многие из современных нам отечественных излагателей новозаветной священной истории. Посмотрим же, каким образом соглашают своё воззрение на предмет с текстом св. евангелистов древние изыскатели слова Божия и как относится к этому тексту мнение новейших? Из древних обстоятельнее всех, подлинными словами Евангелия излагает порядок сказанных евангельских событий блаженный Августин , именно в следующем виде: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя, Иисус, нареченное Ангелом, прежде зачатия Его во чреве ( Лк. 2:21 ). И вот волхвы с востока пришли в Иерусалим… 120 И получив во сне откровение, не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою ( Мф. 2:1–12 ). Когда же они отошли ( Мф. 2:13 ), когда исполнились дни очищения Матери… 121 И когда они совершили всё по закону Господню ( Лк. 2:22–39 ), се, Ангел Господень во сне явился Иосифу, и говорит: встань…» и проч. ( Мф. 2:13 ) 122 . У св. Златоуста читаем следующее: «Иосиф (по возвращении из Египта) приходит в Назарет, как во избежание опасности (от Архелая), так и по желанию жить в отечестве. Для большого же ободрения получает о сем извещение от Ангела. Но Ев. Лука не говорит, чтобы Иосиф пошёл туда вследствие сего извещения; по словам его, они возвратились в Назарет, исполнивши всё по закону очищения. Что ж на это сказать? То, что Ев. Лука говорит сие, повествуя о том времени, которое было прежде путешествия в Египет. Ибо Ангел не повёл бы туда прежде очищения, чтобы не было никакого нарушения закона, но он ожидал, пока совершится сие очищение и они пойдут в Назарет, тогда-то велел идти в Египет, а по возвращении оттуда – в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Можно полагать, что Фраат рассчитывал на то, что Гиркан станет знаменем антииродовской партии в Иудее. Иосиф Флавий прямо пишет о спорах, которые шли вокруг миссии Гиркана. “Вследствие мягкости своего характера Гиркан ни в это, ни в другое время не желал интриговать и вообще касаться политики, удовлетворяясь тем положением, которое дала ему судьба. Всё это мы описываем, как рассказано в мемуарах самого царя Ирода. У других писателей имеются, впрочем, на этот счёт разногласия, а именно будто Ирод велел казнить Гиркана не за это дело, но основываясь на всегдашних интригах последнего против него” (курсив мой — Л. Н.). Произошло это всё около 30 г. до Р. Х. Следующие годы прошли в постоянных попытках иудеев избавиться от Ирода — заговоры и восстания. В конце I в. до Р. Х. “иудеи только и рассчитывают на нового царя для совершения государственных переворотов”, — писал Флавий. И вот, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1). Это не могло не вызвать тревоги царя. Ищут настоящего Царя Иудейского. Ирод скорее всего воспринимает это в контексте той борьбы, которую он вёл за власть, видит в этом продолжение парфянской интриги против него, ставленника Рима. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф 2:3). Отметим кстати информацию о том, что Иерусалим был встревожен вместе с царём. За годы правления Ирода судьбы Иудеи и Галилеи всё больше расходились. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф 2:7). Фактически он пытался использовать волхвов в своей игре — “известите меня”. Говоря языком разведки — пытался “завербовать” волхвов. Скорее всего их сопровождали его агенты. Однако “гости из Парфии” оказались не просты. Они ускользнули от агентов Ирода и иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12). В той конкретной ситуации уйти от Ирода и римлян волхвы могли скорее всего через Аравию — Иосиф Флавий пишет, что царь Арета враждовал с Иродом Великим (Иуд. война. 2.5.1) и мог пропустить через свою территорию парфянских мудрецов. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался (Мф 2:16). Он считал, что на этом этапе парфяне его “переиграли”. Правда, его могло успокоить, что именно в это время римляне провели на парфянский престол своего ставленника Фраатака.

http://pravmir.ru/skazhite-etoy-lisitse/

Это выглядело странно, что те, кто называл себя хранителями предания, не увидели очевидного. Как будто не они ежесубботно читали в синагогах пророчества Михея и Исайи, где черным по белому говорилось о свершении необычайного чуда Воплощения Бога в человека. Не о Деве ли говорил Исайя? Не об Ее ли непорочности? Не Она ли открыла дверь человеку на Небо, не Она ли стала первой обожженной Личностью во вселенной. То, что вчера было прахом, становилось Святым и Божественным. И, порой, удивительно слушать обвинения в адрес Пресвятой Девы, Которую некоторые почитают просто женщиной, послужившей Богу, как некая структурная схема. В том и заслуга Пресвятой, что она свободно совершило свой нравственный выбор, тем самым, приблизив человека к своему Творцу на расстоянии материнского Святого чрева. Если земля, на которой стоял Моисей и разговаривал с Богом, свята, то не более ли свято вместилище Богородицы Марии?! Человеку возвращался потерянный рай, более того, он обретал Бога в самом себе. Начиная с этого события, нам была предоставлена возможность нравственного выбора. «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2: 12). И те, кто, действительно, возжелал истинной свободы, не побоялись велений земной власти, предпочитая ей власть Божественную. Так устроено в человеческом естестве: тело подчиняется душе, которая возносится к духу. Если же, наоборот, то побеждает Ирод. Побеждает же он тогда, когда свою волю ставим выше Божественной. Волхвы же, следуя высшему велению, веруя Божественному наставлению, последовали обратно в свою вавилонскую страну. «Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2: 13-15).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Глава II Мф.2:2–4 .  Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: «Где должно родиться Христу», являются безответными [по незнанию 37 ] касательно пришествия Его. Мф.2:5–6 .  Они же сказали Ему: В Вифлееме Иудейском. Ибо так написано чрез пророка: И ты, Вифлеем земля Иуды, нисколько не меньше среди первенствующих у Иуды; ибо из тебя изойдет вождь, который будет управлять народом Моим Израилем» 38 Здесь ошибка переписчиков. Ибо мы держимся того мнения, что первоначально евангелистом написано так, как мы читаем в самом еврейском тексте, т. е. «Иуды», а не «Иудейском». В самом деле, какой есть еще Вифлеем у других народов, чтобы для отличия его употреблять здесь слово «Иудейский»!» А пишется он Вифлеем «Иуды» потому, что в Галилее есть и другой Вифлеем. Читай книгу Иисуса, сына Навинова ( Нав.19:15 ). Наконец, и в том свидетельстве, которое взято у пророка Михея, читается так: «И ты, Вифлеем, земля Иуды» ( Мих.5:2 ). 39 Мф.2:11 . [конец]:   И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Весьма прекрасно изобразил в одном стишке таинственное значение даров этих пресвитер Ювенкус: «Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю и Человеку, и Богу». Мф.2:12 .  И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Принесшие дары Господу непосредственно вслед затем получают ответ. Ответ же, – что на греческом языке выражено словом χρηματισθντες, был дан не через ангела, но от самого Господа [или»: во сне – perinsomnium, вместо которого у переписчиков ошибочно могло явиться «per» ipsum» «Dominum»], чтобы показать преимущество заслуг Иосифа. Возвращаются же они другим путем потому, что не должны были приметаться к неверующим из иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Окончив все, для чего было предпринято путешествие, волхвы намеревались возвратиться домой через Иерусалим и исполнить данное Ироду обещание; но отошли в страну свою иным путем, вероятно, южным побережьем Мертвого моря, и поступили так по особому откровению во сне. Откровение во сне, в какой бы форме оно ни было, привело их к убеждению, что Ирод затевает что-то недоброе, и потому, не желая содействовать ему в его кровожадных замыслах, они решили не встречаться с ним. Бегство святого семейства в Египет  Христос пришел не для того, чтобы в младенческом возрасте пасть под мечом Иродовых убийц. Как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя Иудейского, Иосиф, по внушению Бога, уходит с Младенцем и Матерью Его в Египет, в страну, неподвластную Ироду, где Святое Семейство могло оставаться в полной безопасности. Ангел говорит Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет (Мф. 2, 13). «Иосиф, услышав это (говорит Златоуст), не соблазнился и не сказал: что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей Своих, а теперь Он даже и Себя не спасет, и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдельную страну? Это противоречит тому, что обещано. — Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный: не любопытствует даже о времени возвращения». На поставленный так прямо вопрос — отчего Христос Сам не спас Себя от Иродовых убийц? — Златоуст отвечает: «Потому, что если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком» (Беседы на Евангелие от Матфея). Слова пророка Осии — из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11, 1) —- относятся к выходу народа израильского из Египта при Моисее, причем Сыном Божиим называется весь народ израильский, а потому едва ли могут быть применены ко Христу. Избиение Иродом младенцев Ирод разгневался, когда волхвы не вернулись в Иерусалим. Выведав от волхвов, что звезда явилась им на их родине около года назад, он пришел к заключению, что Младенец теперь если и старше года, то во всяком случае моложе двух лет; место рождения Его известно. Чтобы обеспечить себя от притязаний нового Царя, надо убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев двух лет и моложе; в числе их наверное и будет Христос. Так думал и решил Ирод. По случаю переписи Вифлеем и его окрестности были переполнены потомками царя Давида; туда поспешили Иродовы убийцы, и под мечами их пало (по преданию) около 14 000 младенцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Следуя за путеводной звездой, волхвы, достигли Вифлеема, вошли в дом и поклонились новорожденному Спасителю, преподнеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну ( Мф.2:1–11 ). Золото было поднесено Христу как Царю, ладан – как Богу, а благовонная смирна, которой растирали умерших, – как пришедшему претерпеть смерть и погребение за грехи людей. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, они другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы к нему не вернулись, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в Нем соперника своему царствованию. Праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуется Православной Церковью 7 января (по новому стилю). 15.12. Какие события вспоминаются в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа? – В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа ( Лк. 2:22–40 ). На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли с Богомладенцем в Иерусалимский храм, чтобы по закону Моисееву ( Лев. 12:1–8 ) принести за Него благодарственную и очистительную жертву. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Старец Симеон взял Богомладенца на руки, и, прославив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2:29–32 ). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:34–35 ). Этими словами предсказал старец страдания Матери Божией, на глазах Которой будет распят Ее Сын, а также то, что явление Христа станет предметом соблазна для неверующих и спасением для верных.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010