Не выдерживают серьезной критики ссылки протестантов на Евангелие от Марка, где приведены слова Спасителя, сказанные на Тайной Вечере: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мр. 14, 25 ). Однако из более детального рассмотрения последней Пасхи евангелистом Лукой явствует, что Спаситель только по совершении пасхального обряда, который связан с употреблением чаши с вином, совершил Пасху новозаветную. Предсказывая Свою скорую кончину, Господь указал на вино первой ветхозаветной чаши и молвил, что уже не будет пить из нее. О Его пречистом Теле и Крови в первом случае речи не было, но когда настало время, Спаситель, указав на вторую чашу, сказал, что это есть Кровь Его. Апостол Лука, упоминая о первой чаше, приводит речь Спасителя: «приимите и разделите ее между собой», и сразу же Христос прибавляет, что не будет пить от плода виноградного. Вторую чашу Господь взял уже после Вечери; воздав благодарение Отцу, Он сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). На основании этих слов Спасителя ( Мр. 14, 25 ) протестанты делают сомнительный вывод о запрещении верующим Христом употребления вина в обыденной жизни. Правда, свидетели Иеговы в этом вопросе не столь категоричны, памятуя слова апостола Павла, который, не запрещая самого вина, увещевает не упиваться им. А епископу Титу во дни его болезни даже советует немного оного употреблять для лечения ( 1Тим. 5:23 ). В своем суетном рвении «свидетели» прослеживают «искажение» учения о Евхаристии уже начиная с III в., хотя известно, что и во II в. все христиане верили и учили, что в таинстве Причастия они вкушают не простые хлеб и вино, а истинное Тело и Кровь Спасителя. Ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова – святой Игнатий Богоносец , обличая ересь докетов, отрицавших реальность и подлинность страданий Богочеловека, наставлял: «Они удаляются от Евхаристии по той причине, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которую воскресил Отец по Своей благости, почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезнее было бы им участвовать в Евхаристии, чтобы воскреснуть» 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

О, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе терплю вам? Такими словами Господь встретил известие о предмете спора. Он выразил здесь упрек неверующим, окружавшим апостолов и принимавшим участие в их споре с книжниками, а отчасти и самим апостолам, усомнившимся в действенности дарованной им от Христа чудотворной силы, и потому не произведшим исцеления. Когда, по повелению Господа, привели к Нему бесноватого, то нечистый дух так потряс больного, что он упал и бился, испуская дену. Господь спросил отца: давно ли это произошло с сыном? Сказавши: с детства, отец продолжал описание припадков, бывающих с его сыном, и в заключение сказал: но «если что можешь, помоги нам». Это выражение показывало, что вера просителя была слаба. И потому Иисус говорит ему: «если сколько-нибудь можешь. веровать, все возможно для верующего». Это обличение маловерия сильно подействовало на душу просителя, и он со слезами воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию». Тогда. Господь исцелил его бесноватого сына. Последнее тайное прохождение И. Христа по Галилее (Мф.17:22–23; Мр. 9:30–32; Лк. 9:43–45) После события у подошвы горы Фавор Иисус Христос, по ев, Марку, проходил чрез Галилею и не хотел, чтобы кто узнал об этом, Причина, по которой Иисус Христос не хотел открыто шествовать по Галилее, была та, чтобы подготовить учеников к встрече с Его страданиями и смертию. Все свои силы теперь Господь сосредоточил именно на них. Последнее пребывание в Капернауме (Мф.17:24–18, 35; Мр. 9:33–50; Лук. 9:46–50) Когда Иисус Христос с учениками пришел в Капернаум, то собиратели подати в пользу храма обратились к Петру с вопросом: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Речь И. Христа Петру, высказанная в ответ на переданный им вопрос сборщиков, выражает ту мысль, что как земные цари обыкновенно берут подать не с детей, а с подданных, так и Он Сын Божий, свободен от подати на храм Божий. «Но, – говорит Христос, – чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадет, возьми; открыв рот, найдешь статир (=4 драхмам), и отдай его им за Меня и за себя». Потом Господь спросил учеников, о чем они рассуждали дорогой, и когда они молчали, стыдясь признаться, что рассуждали о первенстве, Он предложил им учение о смиренномудрии: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Потом Господь говорил о многих других предметах нравоучения христианского и предостерегал учеников от соблазнов. Путешествие И. Христа чрез Самарию в Иерусалим на праздник Кущей (Лук.9:51–62)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Исцеление сухорукого в синагоге. Когда в другую субботу Господь был в одной синагоге и учил, туда пришел человек, имеющий сухую руку. Книжники и фарисеи наблюдали не нарушит ли Господь покой субботний исцелением этого больного. Тогда Господь спросил фарисеев: «кто из вас, имея одну овцу, если она упадет в яму, не вытащит ее». (Мф.) «Должно ли в субботу добро делать, или зло?» (Мр., Лук.). И, окинув взглядом противников (Лук.), воззрев на них с гневом и в то же время скорбя о ожесточении их сердец (Мр.), Господь повелел сухорукому протянуть больную руку, и рука стала здоровой. Тогда фарисеи решили убить И. Христа, для чего (по сказанию ев. Марка) они вошли в совещание с иродианами, приверженцами династии Иродовой. Это показывает силу их озлобления, ибо иродиане были ненавистны фарисеям, как приверженцы чужой, иноземной династии. Исцеление 38-летнего расслабленного при Вифезде (Ин.5:1–17) 1 ст. Здесь евангелист называет общим именем праздника Пятидесятницу второй (во время общественного служения Христа) Пасхи. 2–4 ст. Вифезда – значит дом милосердия. Где она находилась – с точностью определить в настоящее время нет возможности. Что касается воды в этой общественной купальне, то ее целительность, по сказанию евангелиста, происходила от высшей, сверхъестественной причины. 5–16 ст. Среди других больных, лежавших в купальне в ожидании чудесного движения воды, был человек, находившийся в болезни уже 38 лет. Когда Иисус Христос обратился к нему со словом теплого участия, больной с сожалением высказал, что он не имеет человека, который впустил бы его в купальню, когда возмутится вода. Тогда Господь говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою и ходи». Больной вдруг почувствовал себя совершенно здоровым, встал, взял постель и пошел. Так как это было в субботу, тο Иисус Христос в глазах ревнителей закона в данном случае дважды нарушил закон о покое субботнем: во-первых, тем, что совершил исцеление в субботу, а во-вторых, тем, что дозволил исцеленному нести постель свою. Поэтому они сильно озлобились на Него и искали убить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Многие матери, веруя в И. Христа, как человека святого, приносили к И. Христу своих детей, чтобы Он возложил на них руки, т. е. благословил их. Ученики Христовы, вероятно, не желая, чтобы Господь был утруждаем, по их мнению, таким маловажным, делом, препятствовали матерям приносить к Иисусу детей. Неразумное поведение учеников заставило возне годовать на нах Господа. Потом Он стал обнимать и благословлять детей, выражая этим нежнейшую любовь к чистой, невинной детской природе. Ученикам же дал наставление, что дети суть не только достойнейшие члены царствия Божия, но и взрослые удостоятся этого царствия только в том случае, если примут Его с детским сердцем. Ответ И. Христа богатому юноше о пути к жизни вечной и ап. Петру о награде апостолам (Мф.19:16–20; Мр. 10:17–31; Лк. 18:18–30) Когда Иисус Христос был намерен оставить страну Заиорданскую и переправиться к Иерихону, к Нему подошел некто, по возрасту юноша, a по общественному положению начальник (Лук.), и спросил Его: «Учитель благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» Несмотря на то, что юноша этот, будучи искренно стремящимся ко спасению, в точности исполнял весь закон Моисеев, как он сам говорит, однако в душе своей он чувствовал, что ему чего-то недостает. Поэтому он обращается к Господу за наставлением. Как видно из того, что он, подбежавши к Иисусу, пал пред Ним на колена (Мр.), юноша относился к Господу с глубоким почтением. Но называя И. Христа благим, он этим не хотел выразить ничего особенного, а только высказал обычный почтительный привет. Поэтому Христос говорит ему: 2что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Этими словами Господь призывает юношу обдумать свой привет. Если не пустые слова произносишь, именуя Меня благим, – хочет сказать Спаситель юноше, – то Я готов исполнить твою просьбу. «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», которые суть воля Божия. «Все это, – говорит юноша, – я сохранил от юности моей; чего еще мне недостает?» Когда юноша сказал, что он «все исполнил», то, конечно, разумел ряд отдельных внешних дел, а поэтому ответ его обличает в нем непонимание сущности и духа закона и недостаточность самопознания нравственного. Невозрожденному благодатью Христовою человеку, при всем его искреннем стремлении к исполнению закона, всего закона исполнить невозможно. Однако, Иисус Христос оценил в нем это горячее и искреннее стремление к добродетели высшей и, взглянув на него с любовью, сказал: «одного недостает тебе, продай имение и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест». Но отречься от земного богатства ради Бога и ближних, оказалось, юноша не имел силы: он отошел с печалью на лице от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Два св. апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, — и благость Божия положит конец миру.   Среда. (Евр.10, 1–18; Мр.8, 30–34). Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, — во–первых, не жалей себя, ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во–вторых, не связывайся корыстолюбием, ибо “какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” В–третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: “ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами”. Саможаление, корыстолюбие и стыдение лица человеческого — главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. Они — главные препятствия к обращению грешника; они же — главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного — позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.   Четверг. (Евр.10, 35–11, 7; Мр.9, 10–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

10) Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей», предлагал Он иудеям ( Ин.2:19 ). 10) Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его». Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего» (ст. 21–й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19:41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом» Его ( Мр. 11:15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно» ( Мр. 14:55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский. 11) Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим. 2:8 ). 11) В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде. На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздавая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (1:11). Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5) В приводимом сектантами месте из послания к Ефесянам говорится о том, что Церковь Христова, т. е. все составляющие ее люди, очищены «баней водной», т. е. св. Крещением; выражение же св. Апостола: «посредством слова» – точнее указывает на то, как совершается св. крещение, какие произносятся во время крещения слова, т. е. указывает на повеление Спасителя Крестить уверовавших в Него «во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ). Вот посредством какого слова Божия освящаются верующие во время их крещения. Что касается других приводимых сектантами мест св. Писания, говорящих о том, что люди живы «словом Божьим», что они «возрождены от слова Божия», которое «может спасти души наши», то, конечно, не само по себе чтение или слушание слова Божия спасает человека, оно только рождает в нем веру в учение Господа нашего Иисуса Христа, чего для спасения далеко еще недостаточно, «потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:13 ); «не всякий, сказал Христос, говорящей Мне: Господи! Господи! Войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»; ( Мф. 7:21 ). Воля же Отца Небесного, переданная людям через Его Сына, есть такая: «идите, научите все народы, крестя ux во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ); «кто будет веровать и крестится, спасен будет» ( Мр. 16:16 ); «если кто не родится от воды и Духа, то не может увидать Царствия Божия» ( Ин. 3:5 ). Следовательно, учение слова Божия одно («научите»), а крещение («крестя») – другое дело; и исполняющий слово Божье непременно должен родиться от воды и Духа, иначе не войдет в Царство Божье. 6) Водное крещение бесполезно, говорят молокане, духоборы и «духовные христиане», нужно духовно креститься, т. е. перестать грешить: «Хотя бы я омылся снежной водой и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мной одежды мои» ( Иов. 9:30–31 ). 6) В обоих приводимых местах из книги Иова и пророка Иеремии высказывается сознание ветхозаветных людей, что они, как бы ни раскаивались в своих грехах, не могут совершенно очиститься от них, «ибо, говорит Иов Богу, нет между нами посредника» ( Иов. 9:33 ). В Новом же Завете такой Посредник явился в лице Мессии Христа, «предавшего Себя за грехи всех» ( 1Тим. 2:5–6 ) и установившего для омытия грехов св. таинство водного Крещения ( Деян. 2:38; 22:16 ), без которого никто не наследует вечной жизни ( Мр. 16:16 ; Ин. 3:5 ). «Что есть Крещение Христово? Говорит блаженный Августин . Купель воды с произнесением слов? Отнимите воду, – нет крещения, отнимите слова, – нет крещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И, неся крест Свой Он вышел на место, называемое Лобное, по–еврейски Голгофа» ( Ин. 19:17 ); «выходя они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф. 27:32 ; Мр. 15:21 ); «при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Ин. 19:25 ). «Спаси Себя Самого и сойди со креста», глумились над Христом враги Его ( Мр. 15:30 ). Всякому понятно, что, когда говорится здесь о кресте Иисуса Христа, то разумеется крест Его не духовный, а вещественный, ибо, напр., Симон, не духовный крест Христа нес, а вещественный, деревянный, на котором Он распят был и при котором стояли Матерь Его и другие. Этим же вещественным крестом Христа, а не одними Его страданиями хвалился и Ап. Павел, об этом же, а вовсе не о духовном кресте говорит св. Апостол, когда учит, что Бог посредством Христа «примирил с Собой все, умиротворив через Него все, Кровью креста Его, и земное, и небесное» ( Кол. 1:20 ), ибо духовный крест не может иметь никакой крови, вещественный же крест имел на себе ту именно Кровь Христа, которая лилась на нем из пречистых ран Его за грехи всего мира. Рассуждая далее не от Писания, а от головы своей, сектанты так говорят о св. Кресте Христовом: 7) Крест, говорят сектанты, это тот же эшафот «виселица», «шибеница»: можно ли чествовать плаху, на которой умер дорогой мне человек могу ли я почитать, напр., кусок дерева, которым убит мой брат или отец? 7) Сравнение креста Христова с «виселицей» или другими орудиями смерти совершенно не удачное. Если бы моего брата повесили или убили за его преступление, то тогда «виселица» или другое орудие его смерти были бы для меня противны не потому, что они нечисты сами по себе, а потому, что напоминали бы мне о тяжком позоре для всей моей семьи, но если бы враги брата моего повесили или убили его за правду или, напр., за родину, за веру, за царя нашего, я бы считал и виселицу и другое какое–либо орудие, каким его умертвили, дорогими для меня предметами, принесшими и убитому, и мне, и моей семье вместе с горем и славу; и если не чтил бы их, как святыню, то только потому, что, допустим, на виселице пострадал хотя и невинно, все же не безгрешный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но чтобы лучше понять, как очистительное слово Христово действовало в душах Апостолов, для сего надобно представить себе, что сердца их были связаны с сердцем Христовым. И что путем сего союза любви мысли и чувствования Иисуса Христа, сообщались и усвоялись ими, когда Он говорил слово, хотя они иногда не понимали слов Его. И даже, когда исполненные благодати уста Его безмолвствовали. Например, когда во время последнего путешествия в Иерусалим, Он помышлял о крестной смерти, которая там ожидала Его, ученики беспокоились, и шли за Ним в страхе, сами не зная, откуда происходил сей страх. А это было сочувствие сердца их с сердцем Иисуса Христа, уже предчувствовавшим и предвкушавшим смерть. И дабы сему сочувствию сердец соответствовали открытые помышления в разуме их, от чего и сочувствие прояснилось бы и усилилось бы, Спаситель тотчас подозвав их, начал им сказывать, что с Ним будет: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются Ему, и будут бить Его, и оплюют Его; и убьют Его; и в третий день воскреснет(Мр.10:32−34). Между тем, разум их и на Тайной Вечери еще был занят помышлениями о большинстве и старшинстве ( Лк.22:2 ), но тогда уже они были по сердцу в том моменте процесса, в котором сказано Петру: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь», а прочим, с указанием на Иуду предателя: «и вы чисты, но не все» ( Ин.13:10 ). Посему Иисус Христос, дав им еще принять целебное слово смирения: кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий как служащий, тотчас поднимает завесу и показывает им, что сокрывал в другое время, славу и величие назначения их в царствие Его, и глаголет: «Завещаю вам, так как завещал Мне Отец мой царство, да ядите и пьете за трапезою Моею во царствии Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк.22:30 ). И потом: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» ( Ин.15:3 ). Сие слово было Евангелие о царствовании Божьем ( Мр.1:14 ), а Евангелие есть сила Божья ( Рим.1:16 ), от которой рождается вера в сердце, слушающего слово Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ответы на эти вопросы мы находим, сопоставляя свидетельство Евангелиста Иоанна со свидетельствами трех синоптиков. У Иоанна Иисус говорит иудеям: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин. 10:17–18 ). Здесь, с одной стороны, Иисус говорит о власти над собственной жизнью, с другой – о заповеди, полученной от Отца. Синоптики же приводят молитву Иисуса в Гефсиманском саду, в которой Он просит, если возможно, пронести чашу страданий мимо Него, но затем принимает волю Отца ( Мф. 26:39–42 ; Мр. 14:35–39 ; Лк. 22:41–42 ). В этих двух свидетельствах нет внутреннего противоречия, как нет никакого внутреннего конфликта в самой личности Иисуса. Он является полноценным человеком, потому Его страдания не могут быть ни кажущимися, ни мнимыми: в Гефсиманском саду Он как человек испытывает страх перед смертью, а на кресте как человек претерпевает жесточайшие физические мучения. Его физическая смерть, несомненно, является следствием этих мучений, а не следствием того, что Он в какой-то момент решил, что пора заканчивать. Нет никакого сомнения в том, что Иисус шел на смерть добровольно. При этом не Он был изначальным инициатором собственной смерти. Так было угодно Отцу, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Иисус умирает на кресте, чтобы дать людям вечную жизнь, и Он в полной мере сознает искупительный характер Своей смерти ( Мф. 20:28 ; Мр. 10:45 ). Но от этого Его физические и душевные муки не становятся легче. И тот факт, что Он добровольно подчинился воле Отца, не означает, что Он мог продлить жизнь на столько, на сколько хотел. Жизнь Сына Божьего оборвалась в тот момент, когда это было угодно Отцу. И Его смерть не была естественной: она была насильственной. Мы не будем вдаваться в дискуссию о том, что было бы, если бы Иисус не был казнен: мог ли Он в этом случае умереть естественной смертью. Такая дискуссия имела место в древней Церкви, но ее анализ не входит в нашу задачу. История, как известно, не знает сослагательного наклонения: это относится в полной мере к земной истории Иисуса Христа, которая была такой, как была, и не могла быть никакой иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010