И воскресшаго в третий день, по Писанием. В пятом члене говорится о Воскресении Иисуса Христа (повторить Воскресение Иисуса Христа из мертвых). Как узнали, что Иисус Христос воскрес? Воины, которые стерегли гроб, с ужасом узнали об этом, потому что сделалось сильное землетрясение, Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Ангелы возвестили мироносицам о воскресении Иисуса Христа; Сам Иисус Христос в день воскресения из мертвых явился Марии Магдалине, мироносицам, Ап. Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус и, наконец, всем Апостолам в доме, двери которого были заперты. Потом Он являлся ученикам и верующим в продолжение сорока дней и учил их тайнам Царствия Божия ( Мф. 28 ; Мрк. 16 ; Лк. 24 ; Ин. 20 и 21 гл.). Смысл выражения «по Писанием». Выражение «по Писанием» означает, что Иисус Христос умер и воскрес из мертвых, как об этом было предсказано в священных книгах Ветхого Завета. Трехдневное пребывание Ионы в чреве кита прообразовало пребывание Иисуса Христа в гробе, и воскресение Его из мертвых на третий день ( Мф. 12:38–40 ). Сам Иисус Христос неоднократно говорил ученикам о страданиях, смерти и воскресении Своем из мертвых на третий день. После изгнания торгующих из храма, когда Иудеи спрашивали Иисуса Христа: «Каким знамением докажешь Ты, что имеешь власть так поступать?», – Иисус Христос отвечал: «Разрушьте храм сей (т.е. разрушайте, оскверняйте этот храм), Я в три дня воздвигну его». Он говорил о храме тела Своего ( Ин. 2:13–22 ), которое воскреснет на третий день, и верующие будут получать спасение не через храм Иерусалимский, а по вере в Иисуса Христа, воскресшего в третий день. Особенно ясно предсказывал Иисус Христос о Своих страданиях, смерти и о воскресении, когда Он в последний раз шел с учениками в Иерусалим. «Сын человеческий, – говорил Он, – будет предан первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, оплюют Его и убьют Его, и в третий день воскреснет» ( Мрк. 10:33–34 ). Все, сказанное Иисусом Христом, исполнилось. Он был предан на суд первосвященникам и книжникам, которые осудили Его на смерть. Для приведения своего приговора в исполнение они должны были просить разрешения Пилата – Римского правителя, который был язычник, поэтому Иисуса Христа повели на суд к язычникам. Здесь надругались над Ним, били Его, оплевали и, наконец, приговорили к крестной смерти, а на третий день Он воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. ( < < back) Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. ( < < back) Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

преп. Иринарха празднуется января в 13 день. Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф. 13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова «малого» или «меньшого» (Мрк.15:40). апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному. к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам. словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви — матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

10) Разобрать места священ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве брака: 1Кор. 7:29 ; Ефес. 5:31–32 ; Мф. 8:21–22 ; Лук. 10:61–62;14:26 ; 1Кор. 7:10 ; Ефес. 5:24 . XXXI. О таинстве Елеосвящения «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Иак. 5:14–15 . 1) То, что предписывает здесь апостол, было сообразно с волею Господа, Учителя истины, тем более, что дается не совет, а заповедь, тогда как апостолы считали себя только слугами Христовыми: 1 Кор.: 4:1 и установляли только то, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой: 1Иоан. 1:3 . 2) Заповедуя совершать молитвы во имя Господа, апостол разумеет имя Господа Иисуса: Лук. 16:17 и предписывает совершать действие, согласное с волею Господа о христианах. Елеосвящение предписывается как необходимое в Церкви Христовой таинство для всех мест и для всех времен. 3) Спаситель, избрав 12 учеников в звание апостолов, послал их с проповедью о царствии, и они, как повествует евангелие: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мрк. 6:13 ), так и в таинстве елеосвящения, совершаемом пастырями, преемниками апостольского служения, верующий получает благодать Духа Святого, исцеляющую немощи душевные и телесные: Иоан. 5:14–15 ; Мрк. 6:13 . 4) Напоминая христианам о таинстве елеосвящения, апост. Иаков в своих словах (5:14–15) ясно свидетельствует: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что, посредством этого действия, не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов; 2) что совершать это таинство могут только пастыри – пресвитеры Церкви, чрез рукоположение уполномоченные на совершение таинства. 5) Действия таинства елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью , содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного тяжко согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме [ 1 ]. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря [ 2 ]. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев [ 3 ]. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы [ 4 ] Матфея. И сказал ему: — Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников [ 5 ] и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: — Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: — Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию [ 6 ]. С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13–19; Лк.6:13–16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Такие «предания» были «установлены» ( Мрк. 7:13 ) у евреев их «старцами», которые ввели в жизнь еврейского народа множество правил, как, например, «умывание рук пред ядением хлеба, омовение чан, кружек, котлов, скамей и многое другое, сему подобное» ( Мрк. 7:3,4,8 ). Нередко такими «преданиями» еврейские «старцы» отменяли и устраняли заповедь Божию» ( Мф. 15:3,6 ; Мк. 7:9,13 ), как, например, заповедь о почитании отца и матери и о наказании смертью злословящих отца и мать, на что и указал Христос книжникам и фарисеям ( Мф. 15, 4–6 ; Мк. 7, 10–12 ). И ап. Павел признал себя до крещения «неумеренным ревнителем отеческих преданий», т.е. «преданий еврейских старцев», а не Священного Предания. Ревнуя о соблюдении таких «преданий», он и гнал Церковь Божию (Гл. 1:13–14). Во-вторых, сектанты ссылаются на 1Кор. 4:6 ; Гл. 1:9; Кл. 2:8–22. Если, говорят они, ап. Павел повелевает Коринфянам «не мудрствовать сверх того, что написано», то, значит, надо принимать одно только Священное Писание и сверх Писания не «мудрствовать», т.е. не принимать Предания. Но в таком толковании видно явное извращение сектантами смысла приведенных ими слов ап. Павла. Это произошло оттого, что они взяли слова ап. Павла отрывочно, без связи их со всею речью ап. Павла. В послании к Коринфянам ап. Павел указывает на разделения и споры между ними, когда одни говорят: «я Павлов», другие – «я Аполлосов», «я Кифин... я Христов», и поучает, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом, но чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом: ( 1Кор. 1:12,29–81 ). Это «написано» в книге прор. Иеремии ( Иер. 9:24 ). И, следовательно, ап. Павел здесь требует только, чтобы Коринфяне выполняли требование прор. Иеремии и не хвалились другими именами, а только именем Господа. Ни о каком воспрещении пользоваться Священным Преданием здесь нет речи. Да и, как мы уже сказали, сам ап. Павел пользовался Священным Преданием и требовал, чтобы христиане хранили Священное Предание и выполняли его указания. Нет отрицания Священного Предания и в послании ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Он с терпением переносил предрассудки и ожесточение своего народа, но не шел с проповедью царствия Божия к другим народам. Он предпочитал медленный, но естественный и согласный с законами исторической правды путь постепенного перехода проповеди от одного народа к другому. Но в Его учении указан одинаковый и единственный путь спасения для всех людей на все времена, и само оно преподано Им для всех народов с предназначением обнять весь мир. По существу же своему Его учение, в противоположность естественным человеческим учениям (религиозным и философским), свободно от всего, что носит на себе следы духа времени, условий местности и народности, отвечает коренным и неотразимым потребностям человеческой природы, которая неизменна и одинакова у всех людей. Таким всемирным Просветителем откровение и изображает Иисуса Христа. В ветхом завете Он именуется Светом языков и всего мира ( Ис. 42:6. 7 ; сн. 2:5; 9:2; 60:1.19). Праведный Симеон также называет Его Светом во откровение языков ( Лук. 2:32 ). И Сам Иисус Христос говорил о Себе, что Он есть Свет мира ( Иоан. 12:46 ; сн. 1:5), Жизнь мира ( Иоан. 3:16; 11:25 ), единый Пастырь всего мира: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего (т. е. не принадлежит к двору Моисееву); и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един пастырь ( Иоан. 10:16 ; сн. Матф. 8:11–12 ). По воскресении Своем Он дал апостолам заповедь: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли; шедше убо научите вся языки ( Мф. 28:18–19 ); шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари ( Мрк. 16:15 ). – даже до последних земли ( Деян. 1:8 ). И апостолы, облеченные в день Пятидесятницы силою свыше, исшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми ( Мрк. 16:20 ). И в послеапостольное время неизменно продолжалось и будет продолжаться проповедание евангелия царствия Божия чрез церковь , дабы все пришли в соединении веры и познания Сына Божия ( Еф. 4:13 ). Наступит время, когда и действительно проповестся евангелие царствия по всей вселенней во свидетельство всем языком, и тогда есть кончина ( Мф. 24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Статистика Матфей, ап. Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2, 14. Мф. 9, 9. Лк. 5, 27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему: - Иди за Мной! Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив все, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, - все мытари и грешники, - и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: - Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же, услышав слова их, сказал им: - Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. С этих пор, Матфей, оставив все свое достояние, пошел за Христом (Лк.5, 28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3, 13-19; Лк.6, 13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо.

http://lib.cerkov.ru/authors/35

или Иллирия — римская провинция, о которой св. Ап. Павел в послании к Римлянам упоминает, как о границе его апостольской деятельности (15:19). Иллирией греки называли всю страну, лежавшую к западу от Македонии между Дунаем и Адриатическим морем. Римляне различали: Illyria barbara — северная горная страна и Illyria graeca — приморская страна, заселенная греческими колонистами. В Иллирии проповедовали некоторые из 70 апостолов. место вечных мучений (Мф.10:28). Это название произошло от еврейских слов, которые означают долину Енном близ Иерусалима, где в честь Молоха сожигались дети (3 Цар.11:7; 4 Цар.16:3–4). Царь Иосия отменил ужасный и богопреступный обычай такого жертвоприношения; после этого в долину Енном стали сваливаться трупы казненных злодеев, падаль и всякая нечистота; для уничтожения смрада и заразы всё это предавалось огню. Отсюда и выражение геенна огненная (Мф.5:22, 29;13:9; Мрк.9:47), геенна огнь неугасающий (Мрк.9:43, 45). страна к северу от Македонии, смежная с Фракиею. или миля (римская) равнялась восьми стадиям; стадий же — приблизительно 88 нашим саженям. император 70–79 гг. знатный в силу своего происхождения. Аполлинарий скончался около 75 г. по Р. Хр.; тело его покоится в Равенне, в церкви его имени, а честная рука находится в Риме, в храме, ему посвященном. Память святых мучеников Трофима и Феофила с 284 г. по 305 г. подвигов и страдания святых мучеников Трофима и Феофила, а также и прочих с ними мучеников, числом тринадцать, — неизвестно с точностью. Одни указывают его в малоазийской провинции Ликии; но с большею вероятностью следует считать отечеством святых мучеников остров Крит на том основании, что канон в честь их составлен св. Андреем Критским (память его 4-го июля, под каковым числом см. и житие его). — Время мученической кончины святых падает на эпоху Диоклитиановых гонений (нач. IV b.). Страдание святой мученицы Христины на острове Волсены (в нынешнем Тосканском герцогстве), впоследствии, по преданию, будто бы поглощенный водою; другие разумеют известный город Тир на Востоке, и нужно заметить, что память св. Христины издревле особенно чтилась на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Причащении самое важное действие заключается в освящении и благословении Святых Даров, которые силой Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа. В Покаянии видимое важнейшее действие заключается в том, что грешник исповедует свои грехи перед священником и получает от него разрешение; в это время он получает невидимое прощение грехов от Самого Иисуса Христа. В Браке важнейшее действие заключается в том, что священник возлагает на головы жениха и невесты венцы и три раза благословляет их супружеский союз, говоря: «Господи Боже наш, славой и честью венчай я». В это время благодать Святого Духа соединяет их брачный союз. В Елеосвящении видимое важнейшее действие заключается в том, что священник помазывает части тела больного освященным елеем; в это время ему невидимо сообщается благодать Святого Духа, которая дает ему прощение грехов, а иногда и исцеление от телесных болезней. Одиннадцатый член Символа веры Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. В одиннадцатом члене говорится о воскресении мертвых, которое будет перед вторым страшным пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых. Воскресение мертвых будет состоять в том, что души всех умерших людей, по гласу Сына Божия, опять соединятся со своими телами, которые восстанут духовными и бессмертными. Примеры чудесного воскресения мертвых были в Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете пророк Илия воскресил сына вдовы Сарептской. От прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый. Иисус Христос воскресил сына вдовы Наинской ( Лк. 7:11–17 ), дочь Иаира ( Мф. 9:18–26 ; Мрк. 5:21–24; 35–43 ; Лк. 8:41–42, 49–56 ) и, наконец, Лазаря на четвертый день после его смерти ( Ин. 11:1–46 ). Последнее чудо так прославило Иисуса Христа, что когда Он въезжал на осле в Иерусалим, то Его встречали торжественно, как Царя с пальмовыми ветвями и взывали: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» (Повторить Вход Господень в Иерусалим, Мф. 21:1–17 ; Мрк. 11: 1–11 ; Лк. 19:29–46 ; Ин. 12:12–18 ). В тропаре праздника говорится, что воскресение Лазаря служило удостоверением общего воскресения всех умерших. Пальмовые ветви, с которыми Иудеи встречали Иисуса Христа и наши вербы служат знамением победы над смертью. Победитель смерти есть Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010