Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Голиндухи Память 12 июля В земле персидской 4651 в царствование Хозроя Старшего 4652 жила некая женщина молодая и красивая, называемая персидским именем Голиндухи; была она из знатного рода великих вельмож, в замужестве тоже – за известным начальником волхвов 4653 . После трех лет замужества она вразумлена была божественным просвещением и, начиная понимать заблуждение персидского нечестия, искала, – какая вера есть истинная. Слыша о христианской, чистой и нескверной вере, она размышляла в себе: эта ли вера есть истинная, или существует еще иная какая? и желала Голиндуха быть наставленной в ней и прийти к познанию истины. Она находилась в таком размышлении довольно продолжительное время, и вот во сне в одну ночь ей было такое видение: она увидела светлого ангела Божия, который, взявши ее, повел к какому-то темному и огненному месту, полному великого страха и ужаса, где было множество людей, которые подвергались мучению. Голиндуха спросила ангела, ведшего ее: – Что это за ужасное место и кто это здесь мучится? Ангел сказал ей: – Это место казни грешных и неверующих, – мучаются в нем и твои прародители, которые поклонялись идолам и ложным персидским богам. Скорбела Голиндуха о гибели своих прародителей и тяжко вздыхала. Потом ангел повел ее в другое место, где был рай Божий и жилище праведных, и показал ей чрез малую дверцу бывший там великий свет и в нем многих мужей и жен, веселящихся в неописанной радости; показавши это, ангел вошел в те дверцы; захотела и она тоже пойти за ангелом, но он не пустил ее, сказавши: – Ты не можешь войти сюда, не будучи христианкой: сюда никто не входит из не принявших святого крещения Христова. Тотчас со страхом проснулась Голиндуха, удивляясь виденному, и очень желала сделаться христианкой, возмущаясь персидским нечестием и волхвованием своего мужа. Озабоченная мыслью, как бы сподобиться святого крещения, она стала со слезами молиться об этом истинному христианскому Богу и скоро получила просимое; наставляемая и руководимая ангелом Господним, она тайно вышла из дома, пришла к одному священнослужителю, находившемуся в скрытом месте; так Голиндуха была приведена бесплотным ангелом к ангелу во плоти, которым она была наставлена в вере и крещена; при крещении дано было ей имя Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Летопись от диоклетиана до царей Михаила и сына его, Феофилакта от сотворения мира 5777, от Р. Х. 277. 2 Царствования Римского императора Диоклетиана 1-й год, Персидского царя Вараха 15, Римского епископа Гайя 7, Иерусалимского Гименея 13, Александрийского Феона 11, Антиохийского Тиранна 2. л. м. 5780, Р. Х. 280. Первый год правления Варана, царя Персидского. В это время Диоклетиан, на четвертом году своего царствования, провозгласил товарищем своим Максимиана Геркулия. л. м. 5781, Р. Х. 281. Первый год правления Нарса, царя Персидского. В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий срыли до основания Овузирис и коптские городища в Фивах Египетских, за отложение их от Римской империи. л. м. 5785, Р. Х. 285. В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий избрали в кесари Констанция и Максимиана Галерия. Диоклетиан выдал дочь свою за Галерия, а Максимиан Геркулий дочь свою, Феодору, за Констанция; хотя тот и другой имели уже жен, но оба развелись с ними, ради угождения царям. л. м. 5786, Р. Х. 286. Первый год епископства Маркелла в Риме и св. мученика Петра, епископа Александрийского. В сем году Александрия и Египет возбуждены были Ахиллесом к возмущению, но не устояли против наступления римлян, причем многие погибли и виновные наказаны. л. м. 5787, Р. Х. 287. В сем году Диоклетиан и Максимиан Геркулий воздвигли великое и страшное гонение на христиан, произвели многие тьмы мучеников, вымышляя неслыханные роды мучений и причиняя великие бедствия: об этом читатель может узнать из восьмикнижия 3 церковной истории Евсевия Памфилий ского. л. м. 5788, Р. Х. 288. Первый год епископства Евсевия в Риме. В сем году Максимиан Геркулий истребил одним походом Амонда и Элиана, возмутившихся было в Галлиях. Тогда же поднялся Красс, занял Британию, пятеро Генцианов захватили Африку, а Ахиллес овладел Египтом. Красс владел Британиею три года, но префект Асклипиод истребил его в Галлиях. Между тем случилось с кесарем Констанцием, сверх всякого чаяния, следующая изменчивость судьбы: в продолжении шести часов в один и тот же день видели его и побежденным и победителем; именно: сначала аланы бурным потоком напали на войско Констанция и гнали его до самых стен города; сам он сзади следовал за бегущим войском; ворота были заперты и ему невозможно было войти внутрь стен; уже враги простерли руки схватить его. Как вдруг с одной стены спустили веревки, на которых и подняли его. Очутившись на стенах, он ободрил войско, вышел против алан и одержал над ними блистательную победу. Так что шесть тысяч положил их на месте. Максимиан Геркулий в то же время в Африке одолел пятерых Генцианов, а в Александрии Диоклетиан поразил Ахиллеса. При Диоклетиане находился и Константин, сын Констанция, который уже в ранней молодости отличался своим мужеством. Видя это, Диоклетиан позавидовал ему и хотел было коварным образом истребить его, но Бог чудесно спас его и возвратил отцу невредимым. л. м. 5789, Р. Х. 289.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНКИРА [греч. ρδβλθυοτεΑγκυρα; Ангора, совр. Анкара], г. в центральной части Анатолийского плоскогорья, расположенный у слияния рек Чубук и Анкара, совр. Турция. Легендарным основателем А. считается фригийский царь Мидас, но уверенно о существовании города можно говорить лишь с эллинистической эпохи (III в. до Р. Х.). Город, находившийся на перекрестке важных путей сообщения, поочередно входил в состав Лидии, Персидской державы Ахеменидов , гос-ва Селевкидов , Галатии. В 25 г. до Р. Х. присоединен к Римской империи. После 381 г. А. стала центром рим. пров. Галатия I. В 620 г. город был захвачен и разрушен персами; в VII, IX и Х вв. неоднократно подвергался нападениям арабов. После адм. реформ VII-VIII вв. А. входила в состав визант. фемы Опсикий, в X в. стала столицей фемы Вукеллариев. В XI в. город был завоеван сельджуками. С сер. XIV в. А. вошла в состав гос-ва османов. В 1919 г. Анкара стала резиденцией правительства Кемаля Ататюрка, с 1923 г.- столица Турецкой Республики. Большую часть населения составляют турки; в городе проживают также греки и армяне. Церковная история Хотя первые упоминания о появлении христианства в А. относятся ко II в. по Р. Х., христ. община существовала здесь, вероятно, уже в апостольские времена. В Галатии проповедовали апостолы Павел, Петр и Андрей. Во II в. в А. была распространена монтанистская ересь ( Евсевий. Церк. ист. V 16. 4). В IV в. здесь проходили Анкирские Соборы . В А. прославились многие святые, одним из первых был сщмч. Крискент (нач. II в.), при имп. Траяне (98-117) - мученики Прокл и Иларий, при Александре Севере (222-235) - мц. Феодотия и пресвитер Сократ, при Аврелиане (270-275) - мч. Филумен , при Диоклетиане и Максимиане (286-305) - сщмч. Климент и др., а также мч. Платон , сщмч. Евстохий , мч. Гаий , Феодот и 7 дев , при Ликинии (308-324) - пресвитер Юлиан и 42 др., Ипатий Гангрский и воин Евстафий, при Юлиане Отступнике (361-363) - мученики Меласипп , Кассиния и Антонин ; пресвитер Василий, мученики Вусирис и Гемелл .

http://pravenc.ru/text/115538.html

7-е Св. мучеников Сергия и Вакха Родом римляне, знатные сановники при императоре Максимиане, пользовавшиеся его доверием. Сергий был начальником полка союзников (инородцев), а Вакх вторым по нём. Так как Максимиан не любил христиан, то Сергий и Вакх скрывали веру свою. Но вот завистники доносят царю, что его доверенные вельможи христиане и не почитают богов. Максимиан, желая увериться в справедливости доноса, однажды в языческий праздник позвал Сергия и Вакха в храм и велел им принесть жертву. Они отвечали: «мы чтим Бога единого и Ему поклоняемся! Он есть Бог истинный и живой, тогда как ваши боги суть идолы бесчувственные». Тогда царь велел снять с них знаки их сана, облечь в женские одежды и с железными обручами на шеях водить по городу на посмеяние. Затем позвал их и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам Римским». Но святые исповедали Божественность христианской веры и советовали самому царю познать истину. Тогда царь решил отослать их к правителю восточной Сирии, у Евфрата, Антиоху, который сам получил эту должность через Сергия и Вакха. Антиох был ненавистник христиан, и Максимиан надеялся, что исповедники либо от стыда, либо от мук доведены будут до отступничества. Когда святых привели в Барбалис (в 60 верстах от Алеппо), где жил Антиох, то этот сначала содержал их за почётной стражей, а когда нашёл их непреклонными в вере, то Сергия велел заключить в темницу, а Вакха бичевать без милосердия. Он скончался в этих муках, и тело его брошено за город в добычу зверям; но верующие похоронили его в пещере, в которой сами скрывались. Сергий, услышав о кончине Вакха, плакал и молился Богу. Антиох, отправляясь в город Суру, велел и Сергия везти за собой; здесь он снова убеждал его принесть жертву идолам и, получив отказ, велел обуть его в железные сапоги с гвоздями и гнать до города Ресафы (в 20 верстах от Суры). В Ресафе он осудил исповедника на обезглавление (около 309 года). Память сих мучеников издревле весьма чтилась на Востоке, и сам город Ресафа, по знаменитому в нём монастырю св. Сергия, назывался Сергиополем. Хозрой 2-й, царь Персидский, прислал в этот монастырь золотой крест, с приписью на нём: «так как слышно было, что святой, всечестный и именитый Сергий всем подаёт по прошению, то, полагаясь на милость, мы в первый год нашего царствования (591-й) седьмого числа января стали просить его и дали обет, что, если всадники наши умертвят бунтовщика Задестрама, или возьмут его живого, от нас всечестному имени Сергия посвящён будет золотой, украшенный камнями, крест и отошлётся в дом его. И вот в девятый день месяца февраля действительно принесли нам голову Задестрама» ... и проч. † Память о преп. Сергии Послушливом

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Второй день. День памяти святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста и других. (Общее церковное пение). I. Св. угодники Божии, жившие в пустынях, как упоминается иногда в их жизнеописаниях, любили по временам услаждаться священными песнопениями; и в сказаниях о святых мучениках нередко говорится, что они, особенно в трудные минуты своей жизни, когда, например, содержались в темницах, даже когда подвергались пыткам, укрепляли свой дух священными песнями. Так и о воспоминаемых в нынешний день святых персидских мучениках, Акиндине, Пигасии и Анемподисте, говорится, что они славили Господа святою песнию даже и в то время, когда их мучители возгнетали под ними огонь, повесивши их на мучилищном древе. Подкрепляли они себя священною песнию и тогда, когда их мучили на разженных железных одрах. «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело; сего ради не убоимся, внегда смущается земля... Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене Твоего ради», пели они псаломскими словами. Так переполнялась душа праведников святыми, благоговейными чувствами ко Господу, – они и пели, пели и в радости и скорбях. Святая песня, как выражение святых чувств восторженной души, – святое дело, – это наша святая обязанность. II. а) Слово Божие учит также . Апостол Павел в свое время заповедывал христианам: «исполняйтеся духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» ( Ефес. 5, 19 ). «Благодушествует ли кто из вас, да поет» ( Иак. 5, 13 ), учит и св. апостол Иаков. б) Свв. отцы и учители Церкви весьма восхваляют общее церковное пение . «Св. Игнатий Богоносец » († 107 г.), ученик св. апостола Иоанна Богослова, говорит: «в общем собрании должна быть у вас одна общая молитва; в согласной и стройной любви вашей воспевайте вы Христа Иисуса и все составляйте один хор, чтобы, исполняясь в единомыслии веселием Божиим, петь единомысленное единым гласом. Убеждаю вас, старайтесь делать все в единомыслии Божием. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и радости непорочной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие Чтения в церковных собраниях о подвигах мучеников в дни памятей их относятся к древним временам христианства. Без сомнения, это делалось еще во втором веке, как мощно заключать по мученическим актам св. Игнатия Богоносца . В древнем житии муч. Евстратия и дружины его (13 дек. при Ликинии) время чтения жития святых показано на утрени по пении псалмов. Св. Маруфа, еп. месопотамский ( 416), читал акты персидских мучеников в церкви в великий пост. Правилом 50 карфагенского собора 418 года повелевается читать при богослужении мученические акты в те дни, в которые чтится церковию память их. Цезарий арелатский ( 543) советует слабым ногами и здоровьем, чтобы они садились, когда читаются пространные страдания. В частной жизни Нил, ученик Златоуста, советует ученику своему читать жития святых (кн. 4, письмо 1). Кассиодор тоже советует монахам. По мере накопления мученических актов, без сомнения, они располагались по дням года и послужили основанием четиих миней. Известнейшее собрание мученических актов принадлежало Евсевию, ( συναγωγ τν ρχαων μαρτυρων собрание древних мученичеств). О сей книге говорит сам Евсевий и отсылает к ней в своей церковной Истории, говоря о муч. Пионие, о Лионских мучениках и об Аполлоние, муч. римском 262 . По актам св. папы Силивестра у Лямбеция (Т. VIII р. 321), этот сборник состоял из 20 книг ( Λγοι) и содержал сказания о мучениках, епископах, исповедниках, св. женах и девах по всем епархиям; по актам того же Силивестра у Комбефизия он состоял из 11 книг 263 . Несправедливо некоторые видели в сирском кодексе, изданном в 1748 г. Стефаном Ассемани, сборник мученических актов Евсевия; в сирском кодексе только 14 памятей мучеников, и нет тех мучеников, на которых Евсевий сам указывает, как находящихся в его собрании: Пиония, Аполлония . Вероятно, это часть труда Евсевиева. Из послания патриарха александрийского Евлогия к св. папе Григорию 1 (590–604), в коем он просил папу прислать сию книгу Евсевия, если она найдется в Риме 264 , и из ответа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Фервуфы Память 4 апреля После мученической кончины персидского епископа святого Симеона , которую он претерпел от руки царя Сапора 2387 , остались в живых две его сестры: одна девица, по имени Фервуфа, а другая, вдова и, кроме того, – одна рабыня. Святая дева Фервуфа была еще очень молода и отличалась необыкновенною красотою. Услышав о красоте ее, царица персидская, жена Сапора, приказала привести ее к себе. Итак, по прошествии года со времени убиения святого епископа Симеона, царские слуги привели святую деву Фервуфу вместе с сестрой ее и рабыней к царице. Увидавши своими собственными глазами чудную красоту Фервуфы, царица обратилась к ней с такими словами: – При твоей красоте, дева, тебе следует быть госпожей над многими людьми Святая же Фервуфа ответила ей: – Я имею Жениха – Христа, за Которого претерпел страдание брат мой; о другом женихе я не могу даже и помышлять! Ни о чем более не расспрашивая Фервуфу, царица приказала ей вместе с сестрою и рабынею ее остаться пока в ее царском дворце. На следующий день утром царица внезапно заболела. Для того, чтобы вылечить ее, во дворец к ней явились персидские волхвы 2388 . Один из этих волхвов, увидав в палатах царицы прекраснейшую Фервуфу, был поражен красотою ее; вскоре после того, уйдя от царицы, волхв тот послал к святой деве сказать следующее: – Если ты пожелаешь быть моею женой, то я попрошу царицу отпустить тебя на свободу, и ты будешь обладать большими богатствами. Святая же Фервуфа ответила ему: – Будучи христианкой, я не могу сочетаться браком с язычником. Волхв, плененный красотою Фервуфы, таким ответом был весьма пристыжен и приведен в гнев. Явившись к царю Сапору, он сказал ему: – Болезнь царицы не случайная: ей дана какая-нибудь отрава. В палатах царицы пребывают две сестры-христианки, брат которых – христианский епископ Симеон – был убит по твоему повелению. Несомненно, что проживающие во дворце сестры убитого епископа, по злобе на тебя, поднесли отраву твоей царице.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними Память 10 августа Святой папа римский Сикст 5045 был схвачен вместе со своим клиром и заключен в народную тюрьму правителем римским Валерианом в то время, когда царь Декий 5046 с торжеством возвращался в Рим 5047 после победы над персами. Святой Сикст родился в греческом городе Афинах; сначала он был философом, а потом стал учеником Христовым. Когда он пришел в Рим, то оказался, как человек мудрый и благочестивый, весьма полезным членом церкви Христовой; здесь в течение более или менее продолжительного времени он проходил различные иерархические степени. По убиении за исповедание Христово святого папы Стефана 5048 , на его место, как на верную смерть, был возведен святой Сикст: в то время не было папы, которого бы миновала чаша страданий. Когда святой папа Сикст вместе с клириками и другими христианами находился в темнице, в Риме за Христа мучили двух персидских князей Авдона и Сенисса: их, как пленников, Декий привел с собою в оковах. После их мученической кончины 5049 , царь Декий и Валериан приказали привести к ним ночью святого папу Сикста в храм, известный под именем Теллюды. Когда посланные пришли за папой в темницу, он сказал христианам, разделявшим с ним узы: – Братья и присные мои, не бойтесь временных мук, помня те великие мучения, какие для получения венца вечной жизни претерпели до нас святые; Сам Христос пострадал ради нашего спасения, оставляя нам пример для подражания (ср. 1Пет.2:21 ), – не бойтесь пострадать за Христа, чтобы вместе с Ним воцариться. Вместе с папою были взяты два диакона, Фелициссим и Агапит; они были поставлены пред Декием и Валерианом. – Знаешь ли ты, – обратился Декий к папе, – по какой причине ты взят и представлен пред нами? – Мне это очень хорошо известно, – отвечал папа. – Если знаешь, – сказал царь, – то поступай так, как поступают другие на твоем месте: этим ты сохранишь жизнь себе и увеличишь число твоих клириков. – Действительно, – подтвердил папа, – я постоянно забочусь об увеличении клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

28-е Преп. Стефана чудотворца и Илариона Нового Стефан чудотворец был игуменом Триглийского монастыря (в окрестностях Константинополя) и за несогласие отвергнуться почитания икон, в 815 году, сослан императором Львом Армянином в заточение, где и умер. Иларион же, игумен Пеликитской обители близ города Бруссы, по разорении обители в 754 г., с другими монахами и сослан был и уморён голодом, в царствование Копронима. Св. муч. Ионы, Варахисия и других девяти с ними Это первые известные мученики в Персии, пострадавшие в 327 году, в царствование Сапора. Ибо до сего в Персии христианство было терпимо, когда же в Римской империи христианская вера вместе с Константином восторжествовала, то Персидское правительство начало относиться к христианам подозрительно. † Преподобномученика Евстратия Печерского Блаженный Евстратий родился в Киеве, был богатым человеком; но следуя, как пишет блаж. Симон, Евангельским словам: «никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», роздал имение своё бедным и, из богача став нищим, вступил в Пещерную обитель, под управление преп. Антония. Он наложил на себя строгий пост и по примеру Господа постился сряду 40 дней, пребывая в молитве. Такой подвиг постничества оставил за ним имя «постника». В 1096 году хищные Половцы неожиданно напали на Киев; они «зажгли, так говорит очевидец Нестор, монастыри Стефанов и Герасимов и пришли к Печерскому монастырю, тогда как мы после утрени спали по кельям; подняв крик около монастыря, поставили два знамени перед воротами монастырскими; а мы побежали за монастырский дом, иные же убежали на хоры (на полати). Безбожные дети Измаиловы высекли ворота и по кельям выламывали двери и выносили всё, что находили в келье. Потом зажгли дома Владычицы, пришли к церкви и зажгли двери южные и северные, влезли в притвор у гроба Феодосиева, схватили иконы и хулили Бога и закон наш. Бог – терпел им: ещё не исполнилась мера грехов их. Они говорили: где Бог их? Пусть поможет им. – Они не знали, – что христианам надобно многими скорбями входить в Царствие Небесное; а эти нечистые и ругатели, после того как насладятся здесь веселием и простором, на том свете примут муки...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Документы Заявление секретариата Священного Синода Антиохийской Православной Церкви 05.07.2016 03:19 Заявление секретариата Священного Синода Антиохийской Православной Церкви Баламанд, 27 июня 2016 В завершение своей седьмой чрезвычайной сессии, которая началась 25 мая 2016, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви собрался 27 июня 2016 в Баламанде под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х и с участием епископов Святого Антиохийского Престола. Отцы поздравили своих чад с праздником святых славных и всехвальных Первоверховных апостолов Пера и Павла, основателей Святого Антиохийского престола. Именно здесь учеников впервые стали называть христианами, и отсюда чада этого престола продолжают нести свидетельство о Воскресшем Христе – в особенности в нашей возлюбленной Антиохии, в мученице Сирии, в страдальце Ливане, в израненном Ираке, в странах Персидского залива и в зарубежных архиепископиях в Америке, Австралии и в Европе. Отцы вспомнили своего брата митрополита Павла (Язиджи), митрополита Алеппского, который был похищен более трех лет назад при добровольной слепоте окружающих. Его Высокопреосвященство митрополит Павел, как и его брат митрополит Юханна Ибрагим, как и все, кто был похищен, постоянно присутствуют в молитвах и молениях верующих и в ежедневном свидетельстве Церкви. Отцы вознесли молитвы о упокоении душ всех тех, кто были замучены за то, что они назывались христианами, и попросили их молитв у Божьего Престола о том, чтобы Бог укрепил Свою Церковь и дал Своим чадам силу и мудрость свидетельствовать в истине, здесь и сейчас, Христа, воскресшего из мертвых. Отцы обсудили тему Великого Православного Собора, созыв которого Православная Церковь готовит уже более пятидесяти лет. Антиохийская Церковь просила отложить созыв Собора для того, чтобы было укреплено всеправославное единства, обеспечено единодушие православных в спорных вопросах, стоящих на повестке собора, и были созданы экклезиологические условия для участия всех Православных Автокефальных Церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010