Поэтому, поверьте, никогда не думал, что мое отношение к Сталину может измениться. Сталин для меня, как и для многих, был символом богоборческой власти, Гулага и неотделим от Ленина, Свердлова и пр. революционной шайки революционеров-богоборцев. «Радонеж» . Большинство верующих православных людей именно так и относилось к советской власти, понимая ее богоборческую сущность. Для многих наших слушателей Сталин продолжает оставаться одним из этих революционеров-богоборцев... В.С. Повторю, что меня в свое время заставили задуматься слова о. Дмитрия Дудко. Пытаясь разобраться, стал читать воспоминания о Сталине военачальников, конструкторов, деятелей культуры. И тот образ, который появлялся в этих мемуарах, никак не соответствовал образу коварного, злобного и мстительного, патологически жестокого параноика, «недоучившегося семинариста». Образ, который старательно создают и навязывают в «Детях Арбата», «Московских сагах» и пр. многочисленных произведениях и экранизациях, никак не соответствует тому Сталину, о котором вспоминали в мемуарах творцы Великой Победы. Перед кем им было лукавить, ведь Сталина уже не было в живых, а в хрущевскую «оттепель» требовалось петь иные «песни о главном»? В последнее время, особенно возмущали рассуждения молодых журналистов НТВ, которые, срывая голос, упорно доказывали ветеранам Великой Отечественной, что Сталин, оказывается, никакого отношения к Победе не имел. Ветераны, награжденные многими боевыми орденами, среди которых были и известные ученые и писатели, мудрыми глазами смотрели на беснующихся журналистов, не в силах им что-либо объяснить. Поэтому я посчитал своим долгом в эфире нашей радиостанции сказать добрые слова, отдать в канун праздника Победы долг руководителю Советского Союза и Верховному Главнокомандующему, чей вклад в Великую Победу огромен. «Радонеж» . Вклад Сталина в Победу в Великой Отечественной войне не будет отрицать ни один здравомыслящий человек. Но все же, Виктор Александрович, в Ваших передачах некоторые слушатели усматривают определенное превозношение Сталина. Стремление приписать ему несуществующие заслуги и закрыть глаза на явные преступления.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/06/...

Мы оробели, молчим – договорились, что будем все вместе отвечать за это дело, если рассердится. Ну и взбучка нам была за это! Он все выкинул и опять положил полено, а подушки распотрошил, и весь пух вылетел! Потом заставил нас все это убрать, и пришлось нам снова убираться… И нам обидно было, ведь мы так искали красивый подзорчик… Батюшка хороший урок дал нам тогда: “Не творить самочиние!”». Келья отца Нестора      Пост «Пост он никогда не нарушал, – вспоминает Виктор Саулкин, – а первую неделю Великого поста всегда вкушал только просфору и пил святую воду. Хотя служил всегда по полному чину, ничего не сокращая». «Батюшка был очень худым, даже хрупким, в чем только душа держалась, – рассказывает Вера Алова. – Пост он держал строжайший. Питался очень скудно. В пост батюшка до обеда не ел вообще. А бывало, придет в два часа ночи и попросит блины испечь. Я уж знала его причуды, и плошка с растворенными блинами всегда наготове стояла. Встану, пеку ему блины. А пока пеку, он и уснет. Ведь страшно усталый приходил. Только и удивлялись, как он столько делает при такой почти истощенной плоти…». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проповедь веры Христовой Отец Нестор был неутомимым проповедником Слова Божия. Он рад был всех просветить светом Христовой веры – и ближних, и дальних. Для этого он решился на неординарный поступок – устроил православные книжные лавки на железнодорожных станциях участка пути Иваново-Кинешма. Благодаря этому все пассажиры поездов ближнего и дальнего следования могли обрести прямо на дороге духовную литературу, очень редкую в то время. Так что духовные книги батюшки, как почтовые голуби, разлетались по всей необъятной нашей матушке России. В то время частенько его можно было видеть с большим рюкзаком, нагруженным духовной литературой Однако чего ему это стоило! Он сам объездил все станции и договорился с начальниками. Затем он до конца своих дней закупал книги и развозил их по всем станционным лавкам! Ноша была, конечно, весьма тяжелая, но батюшку вдохновляла идея миссионерства и любовь ко Христу. В то время частенько его можно было видеть с большим рюкзаком, нагруженным духовной литературой. Все это он делал с великим воодушевлением для просвещения своей паствы, к которой он причислял, вероятно, всех людей. Он много старался, чтобы люди имели возможность покупать душеполезную литературу.

http://pravoslavie.ru/158024.html

– А они ... эти ... не могут подступиться, нет?.. – Никак не дерзнут, косатик. В папашеньке-то, ведь, Тело и Кровь Христовы, приобщался давеча. И День Ангела его, Ангел-Хранитель с ним, и святый мученик Сергий Вакх с ним и Пречистая предстательствует за него. Я хватаюсь за Горкина, страшно мне. Вижу перед глазами его картинку – “Кончина Праведника”. О другой, на какую боялся всегда смотреть, – “Кончина грешника”, – страшусь и подумать, вспомнить. Даже у Праведника – они! только не могут подступиться, схватить Душу: два Ангела, в светлых одеждах, распростерли перед ними руки. Но и эта картинка страшная: за изголовьем стоит она – в черном покрывале, – страшный скелет, с острой, тонкой косой, и ждет. А эти, синие и зеленые, с тощими ногами и когтистыми лапами, рогами вперед, с заостренными крыльями, как у огромной летучей мыши, все-таки подступают, тычут во что-то лапами-когтями, будто спорят с Ангелами, трясут злобно рыжими бороденками, как у козла, изгибают тощие голые хвосты, будто крысиные, стараются тайно подползти к одру... – и мне страшно, как бы они не обманули Ангелов, как бы не улучили минутки, когда самый страшный во что-то тычется у себя в лапе, показывает Ангелу и скалит зубы!.. – может быть, утаенный грех? – и не схватили бы Душу! Зачем же они спорятся с Ангелами и норовят ближе подползти?.. Открываю глаза, чтобы не видеть, оглядываю столовую, тени, собравшиеся в углах. Хорошо, что теплится лампадка, что Маша зажгла лампу. Гляжу на картонки с пирогами, все путается во мне... Господи, неужели умирает?.. вот сейчас, там?.. И скорбный, будто умоляющий голос батюшки, как будто страшащийся их, говорит мне – отходит. Вспоминаю только что слышанные слова – “узы разреши...”. Какие узы, что это... у-зы?.. Дергаю Горкина... – У-зы... это что – у-зы?.. узлы?.. – Да как те... понятней-то?.. А чтобы душеньке легче изойти из телесе... а то и ей-то больно. Вот и молится о. Виктор – у-зы разрешить. Приросла к телесе-то, вся опутана, будто веревками-узами, с телесе-то. И грехи разрешить, плотские... повязана-связана она грехами плотскими, телесем-то греховным. Вот как срослась она с телесем-то... ну, вот оторвать хошь палец, как больно! А душенька-то со всем телесем срослась, она его живила, кровь ходила через ее, а то бы и не был жив человек. А как приходит ей срок разлучаться, во всем великая боль, и телесе-то уж прах станет, и уж порча пойдет...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1381...

Святой мученик отвечал: «Возьмём, когда придёт время». И стали невидимы оба. Придя в себя, Клеопатра нашла сердце своё полным радости и веселия. Она рассказала видение священникам, и тело сына положено было близ мощей мученика. Господь учит нас переносить скорби и страдания, с которыми приходится встречаться в жизни, с терпением. «Терпением вашим, – говорит Он, – спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ). «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22 ). Одним словом, Господь учит нас терпению. Но вопрос в том, как же научиться ему? В чём почерпать его? Где же, при скорбях, нам взять его? Отвечать, братие, на эти вопросы просто: когда при скорбях и страданиях вы будете сравнивать их со скорбями и страданиями Спасителя да когда ещё при этом обратитесь к Тому же Спасителю с мольбой о ниспослании терпения, тогда, несомненно, оно и дастся вам и вы свои скорби и страдания перенесёте благодушно. Доказать всё это тоже не трудно. Выслушайте один лишь случай из жизни святого великомученика Артемия, и вы убедитесь в истине слов наших. Когда святой Артемий, после страшных мук, вместе со святыми мучениками Евгением и Макарием был введён в темницу, тогда рассуждал с самим собой так: «Артемий! Вот язвы Христовы на твоём теле уже начертаны, и остаётся теперь положить и самую душу твою за Него. Но более ли Владыки моего претерпел я, недостойный? Он по всему телу покрыт был ранами, и от главы до ног нанесены Ему язвы. Голова исколота тернием, а руки и ноги, ради греха моего, пригвождены к Кресту; Сам же Он не сотворил греха, и в устах Его лести не было. О, как многи и велики Владыки моего страдания и как далёк я от Его терпения, окаянный! Но всё-таки я радуюсь и веселюсь, просвещаемый Владыки моего страданиями, которые облегчают мне болезни мои. Благодарю Тебя, Владыко, за то, что Твоими страданиями венчал и меня. Даруй мне, умоляю Тебя, терпение, чтобы я мог окончить жизнь за исповедание имени Твоего, и помоги мне благодушно перенести предстоящие мне страдания. И я повергаю себя в пучину Твоих милостей, Преблагий Господи, Человеколюбче!» Что же, обрёл ли после сего терпение Артемий? Обрёл; ибо в житии его сказано, что, когда его били воловьими жилами, он показал удивительное нечеловеческое терпение и показался как бы бесчувственным. Он не кричал, не стонал, не изменил положения тела в то время, когда вокруг него земля обагрялась кровью. Терпение великомученика было таково, что все бывшие при его страданиях, не исключая и самого царя, были поражены им.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Первые христианские писатели ограничивались простым лишь утверждением истины творения мира из ничего. Так, например, первая заповедь ангела в Пастыре Ерма буквально говорит: „прежде всего веруй, что один есть Бог, все из не сущего сотворивший, совершивший, и устроивший, чтобы все было“ 576 . Верное по содержанию, простое по форме, это изложение догмата может вполне служить выражением общего церковного учения первых веков 577 . Только философски образованные апологеты христианства св. Иустин мученик и Климент александрийский , по-видимому, не признавали творения из ничего. По крайней мере св. Иустин говорит о творении всего мира из какого-то безобразного вещества ( εξ μορφου υλης) 578 , а Климент говорит о приведении всех вещей из какого-то исконного состояния нестроения ( παλαις αταξας) 579 . Но так как те же самые писатели опровергают учение о вечном бытии материи, то ясно, что в указанных местах они собственно говорили о творении частных форм бытия из той материи, которая сотворена Богом из ничего, и в своем первоначальном состоянии была μορφος υλη и αταξα 580 . Здесь, очевидно, был сделан шаг к примирению христианства с платоновской философией, была признана именно Платонова материя – μ ον, как первооснова, из которой Бог сотворил все частные формы бытия, – но в отличие от Платона здесь полагалось, что все-таки и эта первооснова – μη ον, μορφος υλη, αταξα – сотворена Богом из ничего. Этот пункт наиболее твердо выставлен св. Иринеем лионским , который прямо говорит, что Бог сотворил все de nihilo 581 . Латинское – de nihilo решительнее греческого – εκ μη ντος; оно тождественно с другим греческим выражением – εξ ουκ οντων и выражает безусловное отрицание всякого бытия. Поэтому, здесь христианское учение о творении мира, совершенно отличное по своему содержанию от учения греческой философии о том же предмете, было резко отделено от неё и в форме выражения. Неопределенное философское – μη ον – могло допускать разные толкования, между тем как христианское – ουκ ον – совершенно определенно, и понимать его можно исключительно только в смысле абсолютного отрицания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Аскеза Отец Нестор подражал пустынникам, хотя был радостным, даже веселым человеком. Он не афишировал свое стремление к аскетичности, но сама его жизнь говорила об этом. О. Нестор подражал пустынникам, хотя был радостным, даже веселым человеком Виктор Саулкин рассказывает: «Отец Нестор был очень нестяжательный человек. Подрясник старенький, заплатанный, но всегда тщательно выглаженный. Пожертвованные деньги уходили на храм и на помощь прихожанам». «Отец Нестор любил все раздавать, – рассказывает Вера Алова. – В те годы жили бедно, и было трудно достать даже необходимые вещи. И вот, к примеру, как-то я увидела, какое у него обветшалое трико – все в дырах… Починили ему, сделали вставку – большую заплату из саржи, а она у него пузырем вздувается… Смех да и только. Штопала-то одна бабуля подслеповатая. Говорю ему: “Батюшка, давайте мы переделаем!” А он: “Нет, она это делала с молитвой. Все оставь как есть”. Не выдержала я и договорилась со знакомой, которая работала на базе, чтоб справить батюшке новое трико. И вот достала ему десять штук и, радостная, отдала ему. Ну, думаю, теперь на несколько лет хватит! Не будет с пузырями-то ходить! А спустя немного времени вижу, что он опять в своем старом трико. Спрашиваю: “Батюшка, а новое-то где?” Он виновато улыбается и отвечает: “Да тут паломники приезжали, было холодно, вот я и отдал им!” Ну что тут скажешь! Пришло время, обветшал и его подрясник, сшитый из школьной формы. Обтрепался, по полу бахрома волочится. Я возьму, немного подрежу ее, через некоторое время опять клочья, будто собаки обкусали. Опять подрежу. И вот, наконец, подрясник так короток стал, что дальше нельзя его подрезать. Удалось достать ткань – старую форму одной девочки-прихожанки. А ткань была темнее, сильно отличалась от подрясника. Но батюшка сказал: “Лишь бы не худое было, а до земли”. Позже, когда хоронили его, то пять подрясников было, потому что уже люди его узнали и все везли к нему. И заготовлена была ткань на подрясники. Да не понадобилась уже… Иеромонах Нестор (Савчук)     

http://pravoslavie.ru/158024.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕРЕНА ЦУРЦАХСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Верана Цурцахская (+ ок. 350 ), дева, святая . Память 1 сентября Родилась в Египте , была крещена святым епископом Херимоном и воспитана им в благочестии. Когда воины Фивейского легиона были посланы в Европу, чтобы принять участие в гонениях на христиан, Верена покинула своего воспитателя и ушла, среди других женщин, вслед за легионом – один из воинов, Виктор, был ее женихом. Путь святой Верены привел ее в Швейцарию , к городу Агаунум , где принял мученическую кончину ее жених. Поцеловав землю, обагренную кровью мучеников, святая двинулась дальше вслед легионерам, в Солотурн , где сложили головы многие из них, в их числе и тот, что дал приют святой после смерти ее жениха. Приняв решение хранить девство и посвятить свою жизнь Богу, святая Верена затворилась в пещере и проводила время в молитве, посте и благочестивом чтении. Предание рассказывает, что одной из любимых ее книг было " Слово о девстве " святителя Киприана Карфагенского . Питалась она тем, что давало ей ее рукоделие. По молитвам благочестивой девы Господь исцелял слепых и бесноватых. Девушка жила в языческом окружении, но ее образ жизни и чудеса, совершавшиеся по ее молитвам, привлекали к ней местных жителей, некоторые из них обратились ко Христу и были крещены священником из Италии , который жил в тех краях в изгнании. Слухи о том, что святая Верена проповедует Христианство, дошли и до властей. Святая была схвачена и брошена за решетку. В узилище ей явился окруженный сиянием святой Маврикий , воин-мученик, командовавший Фивейским легионом. Он утешил и укрепил святую деву. В ту же ночь градоначальник Солотурна был сражен тяжелейшей лихорадкой, приказал позвать к себе Верену и просил ее умолить Бога, в Которого она верит, об исцелении. Бог внял молитвам святой девы, и благодарный градоначальник, почувствовав облегчение в болезни, отпустил узницу.

http://drevo-info.ru/articles/13260.html

Но Авдий одержим не только гордынным стремлением, его сознание помутнено бредовыми идеями. Он, говоря без затей, просто безнадёжно глуп, хотя побуждения его несомненно чисты и исполнены благородства. Внутренняя незлобивость и чистота могли бы и спасти его, избавить от заблуждений, как спасали и исправляли многих, но Авдий начинает мудрствовать, устремляясь туда, где он отнюдь не силён. Загнав себя в тупик логических противоречий, он стремится снять все проблемы, вживаясь в роль нового спасителя. Само восприятие им Христа совершается на уровне эмоциональном, хотя и поражает силою и непосредственностью переживаний: «А ведь как изучал в семинарии историю Христа— переносил Его муки на себя в такой степени, что плакал навзрыд, когда прочёл, как в Гефсиманском саду Его предал Иуда! О, какое крушение мироздания видел он в том, что Христа распяли в тот жаркий день, на той горе на Лысой» (26). Вот и явный признак чисто человеческого, внерелигиозного восприятия Голгофы: уж никак не крушение мироздания должен переживать христианин, глядя на Распятие. Такая мысль— свидетельство безверия. Но что бы ни испытывал Авдий, вживаясь постепенно в образ Христа, он всё более понуждает себя к мысли о необходимости уподобиться Ему, даже внешне пытается придать себе Его облик, ориентируясь на иконографию Христа. Один из мелких бесов, встретившихся ему на жизненном пути, некий Виктор Никифорович, его поощряет: «Понимаешь, если бы Христос не был распят, он не был бы Господом. Эта уникальная личность, одержимая идеей всеобщего царства справедливости, вначале была зверски убита людьми, а затем вознесена, воспета, оплакана, выстрадана, наконец. Здесь сочетается поклонение и самообвинение, раскаяние и надежда, кара и милость— и человеколюбие. Другое дело, что потом всё было извращено и приспособлено к определённым интересам определённых сил, ну да это судьба всех вселенских идей. Так вот подумай, что сильнее, что могущественней и притягательней, что ближе— Бог-мученик, который пошёл на плаху, на крестную муку ради идеи, или совершенное верховное существо, пусть и современно мыслящее, этот абстрактный идеал» (27). Рассуждения Виктора Никифоровича— типичное мудрствование, основанное на поверхностных знаниях, почерпнутых из расхожих атеистических брошюрок, и не стремящееся вникнуть в глубину проблемы. Вот мудрость мира сего в неприкрытом виде. Но Авдий, избравший для себя критерием человеческий разум, не имеет внутренней защиты от подобных идей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Иринея лионского в сторону дуализма. Принцип дуализма не был так противоположен христианству, как принцип натурализма; напротив – он был несколько близок к христианству, хотя и не совпадал с основными началами христианского вероучения. Принимая во внимание эту близость, некоторые философы – богословы, естественно, отдали ему предпочтение пред натуралистическим принципом, а потому не отказались отчасти и усвоить его себе. Правда, они не отделяли непроходимой бездной Бога от мира, однако возвели Бога на такую бесконечную высоту, до которой человеческий разум не может и достигнуть. Св. Иустин мученик , например, говорит: „никто не может знать имя неизреченного Бога, а если бы кто и осмелился утверждать, что оно есть, тот оказал бы страшное безумие“ 193 . Очевидно, он представлял себе Бога абсолютно скрытым в Его неизреченен величии, так что, по его представлению, о Боге можно знать лишь то, что Он – ρρητος, неизреченен. Это мнение Иустина еще более резко было высказано и развито Климентом александрийским . Климент говорил о Боге, что „Он есть единое и глубже единого и выше самого единства“ 194 , – что Он „превыше времени и места и всяких свойств сотворенного“ 195 , – что поэтому Он никогда не может быть постигнут человеческим умом 196 . Сколько бы человек не смотрел на природу, сколько бы не прислушивался к её голосу, сколько бы не стремился выступить за её пределы, – все равно он ничего не узнает о Боге, кроме того лишь, что в Боге нет ничего такого, что усматривается в природе 197 . Чем более Климент возвышал Бога над природою, тем более_ он унижал значение природы в деле богопознания, и тем сильнее выдвигал специально-христианский способ богопознания в откровении и благодати воплотившегося Сына Божия 198 . Не постигаемый собственною силою человеческого разума, Бог Сам нисходит к человеку и открывается ему в своем Божественном Логосе, чрез которого только и можно знать Бога. Но и на этом пути к познанию Бога человек приобретает не особенно много; впрочем, виновато в этом уже не откровение, которое полно и совершенно, а человеческое ничтожество, которое не в состоянии достойным образом даже и помыслит о Боге, а потому может только понимать силу и дела Божии 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Как воспитываются в религиозном отношении дети у нынешних христиан? К сожалению, видно, что нынешние христиане попечение о религиозном воспитании детей считают, в большинстве, едва ли не самым последним из своих попечений. Подойдёшь к подростку из детей крестьянских: спросишь что-либо о Боге, о душе, о вечном спасении и очень часто ответа не получаешь никакого, и отходишь от отрока со скорбью, видя, что он рос у родителей, по отношению к вере, как яблоня дикая, не обрытая, не удобренная. Подойдёшь к ребёнку, родившемуся от родителей образованных: даёшь ему те же вопросы, какие давал и сыну крестьянскому, и опять нередко ответа не слышишь. Да, в большинстве, то религиозное воспитание, которое дают своим детям нынешние христиане, похвалить нельзя. Посмотрим теперь, какое воспитание, по отношению к религии, давали своим детям христиане первенствующие. В житии святого мученика Романа и отрока Варула, как бы в решение этого, рассказывается следующее. Когда святой мученик Роман терпел от игемона муки за Христа, тогда неподалёку от места его страданий стоял христианский отрок Варул со своей матерью. Увидев его, Роман сказал мучителю: «Вот, этот отрок мал, а ты стар, и всё-таки он умнее тебя, потому что знает истинного Бога, а ты нет». Услышав это, игемон подозвал к себе Варула и спросил: «Какого ты Бога чтишь?» – «Христа чту», – отвечал отрок. – «А что лучше, – спросил ещё мучитель, – одного Бога почитать или многих?» Варул сказал: «Лучше почитать одного Бога – Иисуса Христа». – «А чем лучше, – ещё продолжал мучитель, – Христос, против наших богов?» – «Тем, – отвечал отрок, – что Он создал всех нас, а ваши боги не создали ничего». Посрамленный игемон приказал, после этого, наказать Варула розгами без милости. Отрок без ропота принял определение и лёг под розги; но когда дано ему было несколько жестоких ударов, он изнемог и стал просить пить. Наказание было остановлено, мать взяла Варула на руки, а мучитель приговорил отсечь ему голову. Зная, что мучитель бесчеловечен и никогда и ни в каком случае решения своего не отменит, благочестивая мать сама понесла сына своего к месту казни и дорогой говорила ему: «Не бойся, сын мой, не бойся, сладкое чадо моё! Не страшись смерти, ибо ты не умрёшь, но жив будешь вовеки! Не ужасайся, цвет мой, ибо тотчас в райские сады будешь принесён! Не бойся меча: ибо, будучи усечённым, сейчас же пойдёшь ко Христу и узришь славу Его, и Он примет тебя и обымет любезно, и будешь жить с Ним в радости неизреченной и будешь ликовать с Его святыми Ангелами». После этого последовала казнь; мать стала омывать тело сына-мученика слезами, благодарила Бога за то, что Он сподобил сына её венца мученического, и погребла честно тело святого страдальца.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010