Серьезный отпор римлянам местные жители дали в 50-30-х гг. II в. до Р. Х. в ходе Лузитанской (154-136 гг. до Р. Х.) и Кельтиберских войн (181-179 гг. до Р. Х., 154-152 гг. до Р. Х., 143-133 гг. до Р. Х.) ( Appian. Hist. Rom. VI). Рим. преторы и консулы (Квинт Фульвий Нобилиор, Сульпиций Гальба, Марк Клавдий Марцелл, Луций Лициний Лукулл) действовали против местных племен с переменным успехом. Изображение рыбы. Фрагмент мозаики. III в. (Музей Санта-Крус, Толедо) Изображение рыбы. Фрагмент мозаики. III в. (Музей Санта-Крус, Толедо) Лузитанская война между племенами лузитанов и кельтиберов и римлянами проходила в пров. Дальняя Испания и на терр. совр. Португалии. В 147 г. до Р. Х. вождь лузитан Вириат объединил неск. племен и начал военные действия, избегая больших сражений на открытой местности. Во время экспедиций отряды лузитан доходили до юж. побережья. Вириат погиб ок. 139 г. до Р. Х. от рук заговорщиков. После его смерти римляне смогли утвердиться на землях лузитан. Военные столкновения между племенами кельтиберов (ареваков, пелендонов, белов, лузонов) и римлянами происходили в районе среднего течения р. Ибер (ныне Эбро). Кульминацией самого серьезного из этих столкновений, 3-й Кельтиберской, или Нуманцийской, войны, стали осада и взятие в 133 г. до Р. Х. кельтиберского г. Нуманция. На последнем этапе осадой римлян руководил Публий Корнелий Сципион Эмилиан Младший. Когда жители, изнуренные голодом, согласились сдаться, римляне обнаружили, что значительная часть горожан совершила самоубийство, дабы избежать рабства. Укрепления города были разрушены. После падения Нуманции почти все земли в И., заселенные кельтами, оказались под властью Рима; со II в. до Р. Х. начинается постепенная романизация кельтиберов. К 20-м гг. II в. до Р. Х. во мн. регионах, в первую очередь на прибрежных территориях юга и востока Пиренейского п-ова, были заметны результаты романизации. В испан. провинциях активно строились дороги, наиболее значимые из них шли вдоль крупных рек - Ибера, Тага (ныне Тахо), Дурия (ныне Дуэро).

http://pravenc.ru/text/674995.html

До поступления на королевскую службу он работал преимущественно в жанре религ. живописи. Благодаря Веласкесу ему поручили написание фресок в Зале зеркал во дворце в Алькасаре (1659). В 1669 г. после Масо он назначен живописцем дворца, в 1671 г.- живописцем короля и сенешалем; за это же время им выполнено большое количество работ в Мадриде (роспись ц. Сан-Антонио-де-лос-Португесес, совместно с Франсиско Риччи, 1665-1668) и в Толедо («Кающаяся Мария Магдалина», 1654, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Св. Себастьян», 1656, Прадо, Мадрид; «Св. Амвросий, раздающий милостыню», Лувр, Париж). Ему принадлежит заслуга превращения манеры Веласкеса в род портретной живописи, в которой эффектный аристократизм не уничтожает характера, изысканность позы и костюма не губит выразительности жеста, поверхностная характеристика не лишает лицо значительности. В отличие от Веласкеса у Миранды сцены диалогичны, модели больше открыты миру тонких эмоций - в целом его концепция портрета близка к концепции, созданной Рубенсом и Антонисом ван Дейком («Портрет герцога Пастраны», 1666-1670, Прадо, Мадрид), но нек-рые (и одни из лучших) сделаны целиком в веласкесовской манере («Портрет короля Карлоса II мальчиком», 1673, Гос. музеи Берлина, Картинная галерея). Из многочисленных учеников мастера выделяются: Матео Сересо, Хуан де Кабесалеро, Хосе Хименес Доносо, Франсиско Игнасио Руис де ла Иглесия, Хосе де Ледесма, Бартоломе Висенте и Луис де Сотомайор. Мадридский мастер Клаудио Коэльо был одним из значительных портретистов в И. в посл. трети XVII в. до появления Гойи. По окончании учения у Риччи Младшего Коэльо написал для ц. Санта-Крус картину и ряд портретов, к-рые, по словам Антонио Паломино, были достойны Веласкеса; влияние на Коэльо имел Карреньо, в технике фрески он совершенствовался, следуя советам вернувшегося из Италии Хосе Доносо, но особенно многим он обязан копированию полотен Тициана, Рубенса, ван Дейка, Снейдерса, благодаря чему выработал свою палитру. Рисунок у Коэльо точный, гибкий и нервно-взволнованный, типы взяты с натуры, колорит нарядный и светлый («Апофеоз блж.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

К кругу мадридской школы времени Веласкеса относится последователь «натуралистических» принципов в оправе барочного стиля Антонио Переда-и-Сальгадо, писавший аллегорические натюрморты (лучшая часть его наследия; «Аллегория», или «Жизнь есть сон», Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид), а также религ. и исторические полотна («Взятие Генуи маркизом де Санта-Крус», 1634, Прадо, Мадрид). La Sagrada Forma. 1685–1690 гг. Худож. Клаудио Коэльо (сакристия капитула, Эскориал) La Sagrada Forma. 1685–1690 гг. Худож. Клаудио Коэльо (сакристия капитула, Эскориал) После 60-х гг. XVII в. живопись Мадрида становилась более интернациональной, чем собственно испанской,- это был путь к фламандцам и Рубенсу, к венецианцам, к барочной сценографии, к универсальному европ. стилю. В этот период доминируют церковные заказы. Характерно появление такой фигуры как Франсиско Риччи, ученик Висенте Кардуччо, мастер декоративной плафонной живописи (роспись ц. Сан-Антонио-де-лос-Португесес (ныне Сан-Антонио-де-лос-Алеманес) в Мадриде, совместно с Мирандой, 1665-1668) в барочном рим. вкусе (ее появление связывают с недолгой работой в Мадриде итал. фрескистов Колонны и Мителли). Итогом этого пути, завершившегося с последними Габсбургами, стало появление (1692-1702) при дворе последних Габсбургов приглашенного из Италии Луки Джордано («Поклонение Св. Троице» - иллюзионистическая фреска плафона Императорской лестницы, ок. 1695), мастера высококлассного и эффектного, но поверхностного стиля и эклектичной манеры (работы в Королевском Алькасаре, во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумфы Церкви», «Генеалогия и земная жизнь Девы Марии» в Эскориале, работы в кафедральном соборе в Толедо). Место главного портретиста после Веласкеса и Масо при мадридском дворе кор. Карлоса II заняли Клаудио Коэльо и Хуан Карреньо де Миранда, получившие трудную задачу - адаптировать манеру и иконографию Веласкеса к задачам Нового времени. Манера письма у Миранды - легкая, непринужденная, светская. Известным в Мадриде Миранда стал в 1650 г.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В позднем творчестве Эль Греко мир предстает как единая одухотворенная стихия, изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер на грани мистического видения («Пир у Симона фарисея», Ин-т искусств, Чикаго; «Вознесение Марии», 1613, Музей Санта-Крус, Толедо; «Встреча Марии и Елисаветы», 1610-1614, Дамбартон-Окс, Вашингтон; «Моление о чаше», 1606-1610, Музей изящных искусств, Будапешт; «Лаокоон», 1610-1614, Национальная галерея, Вашингтон; «Снятие пятой печати», 1610-1611, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Эль Греко занимался также архитектурой и скульптурой. Помимо восковых моделей, использовавшихся им во время работы над картинами, он готовил модели для резных фигур алтарей; по контракту на работы для ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо он должен был выполнить не только картины, но и модели для деревянных статуй: 2 фигур пророков и 3 аллегорий Добродетелей (1577-1579, скульптор Х. Б. Монегро), неск. деревянных статуй были закончены им самостоятельно («Воскресший Христос» (1595-1598, Госпиталь Тавера, Толедо), «Эпиметей и Пандора» (1600-е, Собрание графа де ла Инфантас, Гранада), «Бюст апостола» (1612-1614, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид)). Бонавентура, получающий францисканскую рясу. 1629 г. Худож. Франсиско Эррера Старший (Прадо, Мадрид) Бонавентура, получающий францисканскую рясу. 1629 г. Худож. Франсиско Эррера Старший (Прадо, Мадрид) Эль Греко не имел прямых последователей, хотя нек-рые приемы его живописи повлияли на мастеров, среди к-рых его сын Хорхе Мануэль Теотокопулос («Семья Эль Греко», 1605, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид) и Луис Тристан де Эскамилья; учениками Эль Греко были Хуан Баутиста Майно и Педро Орренте. Группа художников, работавших в Толедо (т. н. толедская школа) в течение 20 лет после смерти Эль Греко (нек-рые учились у него), изменила стиль живописи и стала работать в новой манере, в основе к-рой лежал не идеализм и отвлеченность живописи великого мастера, а объективная предметность мира, реалистичность видения. Самым крупным их представителем был Майно, искусство к-рого можно назвать искренним, простым и основанным на изучении жизни. От Эль Греко у него слепящий свет и чистые цвета, но все формальные признаки позволяют отнести его к мастерам, работавшим в русле концепции художников болонской школы, прежде всего Аннибале Караччи и Гвидо Рени («Поклонение волхвов», 1612-1614, Прадо, Мадрид); однако в отличие от них он менее строг и однообразен, формы в его работах плотные, поверхности тканей и предметов осязаемые, в композициях заметна барочная усложненность, свет передан сложнее, чем на картинах Караччи и Рени (что приближает его к Орацио Джентилески, в эти годы обратившемуся к ранним работам Караваджо).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

А. Кордочкин Евгений Толедский О жизни Евгения Толедского мы знаем благодаря Ильдефонсу, его преемнику на Толедской кафедре, который посвящает ему последнюю, XIII главу своей книги «О знаменитых мужах». Кроме того, сохранились деяния соборов, в которых он участвовал, переписка с Браулионом Сарагосским и его собственные сочинения. Родился он предположительно около 600 г. Некоторое время спустя после переезда в Толедо он становится архидьяконом, а после смерти его тезки Евгения, епископа Толедо Хиндасвинт назначает Сарагосского архидьякона епископом Толедо вопреки сопротивлению Браулиона. Его подпись стоит под деяниями VII (646 r.), VIII (653 r.), IX (655 г.) и X (656 г.) Толедских соборов. Евгений совершал служение на Толедской кафедре с 646 г. до своей кончины в 657 г.; он был погребен в храме святой Леокадии. Формальное начало его почитания относится к 1613 г., однако, по всей видимости, в Испании и в самом Толедо он почитался и ранее. 737 В литургической памяти автор публикуемых трудов слился с другим Евгением Толедским, вымышленным персонажем, который был, по легенде, учеником Дионисия Ареопагита . Предание о нем возникло, по всей видимости, в VIII–IX вв., его имя появляется в галльском «Мартирологии Усуарда». В самой же Испании о нем узнали лишь в 1148 г., когда Раймунд, архиепископ Толедо, увидел в монастыре Сан-Дени гробницу с надписью «Beati Eugenii toletanii archiepiscopi corpus». Β 1165 г. в Толедо была передана десница святого, а в 1565 г. все его мощи были перенесены из Франции в Толедо. 738 Вполне возможно, что почитаемые в Толедо мощи принадлежат именно автору публикуемых стихотворений и оказались в Галлии во время арабского завоевания. 739 Стихи I. Бог и безмерный Царь, содержащий мира громаду, 740 Что я, убогий Евгений, прошу, соверши благосклонно: Правую веру мою соблюди, сохрани от блужданий, Пусть добронравье во мне неизменное вечно пребудет. Чтобы смиренным я был, благим, правдивым, разумным, Тайны чтоб верно хранил, не метал чтоб молнии словом. Спутника верного дай, даруй надежного друга,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сблизилось с королевской семьей. В 1771 г. масоном стал шведский кор. Густав III. В 1774 г. брат короля, принц Карл, герц. Зюдерманландский (в 1809-1818 король Швеции Карл XIII, сменивший свергнутого Густава IV Адольфа), был избран гроссмейстером Великой национальной ложи Швеции, а также возглавил Капитул Шведского ритуала. Швед. короли (за исключением правящего Карла XVI Густава) имеют наследственный титул Великого мастера и покровителя М. В Латинской Америке В Латинской Америке первые организованные структуры «вольных каменщиков» возникли в Аргентине (1790), Мексике (1806) и Венесуэле (1824), позднее появились: Верховный совет «Новой Гранады» в Гватемале (1871), Великая ложа Кускатлан в Сальвадоре (1912), Великая символическая суверенная ложа в Гондурасе (1922). Их отличительной особенностью является антиклерикализм. Масоны, среди которых имелось достаточное количество представителей местного индейского населения, требовали оградить сферу образования, а также общественную жизнь от вмешательства Римско-католической Церкви. В некоторых странах региона пост президента традиционно занимают масоны. Членами масонских лож были Ф. де Миранда, С. Боливар (в 1805 получил посвящение в Париже), Б. Хуарес, Х. Марти. В нач. XXI в. М. в странах Лат. Америки пользуется большим влиянием. В России Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус В России масоны появились в начальный период царствования Петра I (1682-1725); некоторые исследователи относят к ним Я. В. Брюса и Феофана Прокоповича. М. появилось в России в 30-х гг. XVIII в. под влиянием Великой ложи Англии (в 1731 состоялось назначение провинциальным Великим мастером России капитана Дж. Филиппса, в нач. 40-х гг. XVIII в.- генерала российской службы Дж. Кейта). В 40-60-х гг. XVIII в. масонами были преимущественно иностранцы, жившие в столице, а также нек-рые представители аристократических родов (Р. И. Воронцов, И.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

Значительно больший размах получает строительство готических храмов во Флоренции. Церковь Санта-Мария-Новелла (ок. 1246 - ок. 1360) была начата по инициативе членов доминиканского ордена и должна была быть просторной и иметь хорошую акустику. Не будучи монастырской, она не нуждалась в обширном хоре, поэтому он пропорционально меньше, но устроен аналогично хору в Фоссанове - выраженный короткий трансепт, квадратная главная апсида с 4 капеллами, фланкирующими ее попарно. Каменные своды в центральном нефе были одновременно и данью новой, идущей из Франции, моде, и средством улучшить акустические свойства церковного пространства. Церковь Санта-Мария-Новелла просторна, каждой квадратной травее центрального нефа соответствует широкая, но неглубокая травея бокового нефа, что еще раз подчеркивает главенство центрального, не столько возвышенного, сколько спокойного и ясно обозримого, пространства - эффект, отличный от того, к-рый в храмах аббатств в Фоссанове, Касамари, Сан-Гальгано с их значительно более узкими травеями центрального нефа и соответственно более частым расположением главных опор. Высота аркады почти равна высоте клеристория, отчего линия перекрытий кажется ниже. Нервюры и архивольты арок, пилоны и приставленные к ним, сильно вытянутые полуколонны с растительными капителями, близко напоминающими коринфские, выделены темным pietra serena на фоне светлой штукатурки стены. Интерьер ц. Санта-Мария-Новелла представляет собой компромисс между новой франц. конструкцией и итал. чувством пространства с его размеренным, классицизирующим характером. Церковь Санта-Мария-Новелла стала прототипом ц. Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (1280 - сер. XIII в., фасад завершен в 1453), также принадлежащей доминиканскому ордену. В строительстве последней предположительно участвовали те же мастера, что возводили ц. Санта-Мария-Новелла (Ibid. Р. 82). Довольно близким по времени и композиционным принципам (однако в архитектурном отношении менее совершенным) храмом является готическая ц. Санта-Тринита во Флоренции (предположительно Никола Пизано или Нери ди Фьораванти, 1258 - ок. 1405; фасад - 1593-1594, Бернардо Буонталенти). Др. флорентийские храмы, в к-рых продолжились эксперименты, начатые в Санта-Мария-Новелла,- ц. Санта-Кроче и собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В 1577 г. Эль Греко переехал из Италии в И., где его «Триумф имени Христа» одобрил кор. Филипп II, дав художнику надежду на получение места придворного живописца. Однако недовольство короля необычной картиной «Мученичество св. Маврикия» (1580-1582, Эскориал) отстранило Эль Греко от двора, и он поселился в Толедо. Первые толедские работы (картины для алтаря ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо (1577-1579, центральная композиция «Вознесение Марии» в Ин-те искусств, Чикаго), «Эсполио» («Срывание риз с Христа») для сакристии Толедского собора (1578)) уже отрицают нормы классической традиции: в них больше экспрессии, фигуры напоминают языки пламени свечи, все формы представлены в искажении ракурсов снизу вверх, лица деформированы. Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Слава художника в Толедо и за его пределами достигла вершины после создания в 1586-1588 гг. для приходской ц. Санто-Томе картины «Погребение сеньора Оргаса», за основу к-рой Эль Греко, некогда иконописец, взял правосл. иконографию «Успение Пресв. Богородицы» (Богоматерь на ложе, апостолы вокруг Нее, Иисус Христос принимает в руки Ее душу). В кон. 90-х гг. XVI - нач. XVII в. художник создал неск. алтарных ансамблей (для капеллы Сан-Хосе в Толедо, 1597-1599; в церкви госпиталя Каридад в Ильескасе, пров. Толедо, 1600-1603; для коллегиума августинцев в Мадриде, 1596-1605), камерные и лиричные композиции «Святого семейства» (госпиталь Сан-Хуан-де-Афуэра в Толедо, 1590-1595, Прадо, Мадрид; Художественный музей, Кливленд), множество образов святых, мучеников, аскетов, подвижников, в т. ч. серию «апостоладос» - изображения апостолов (1605-1610, сакристия собора в Толедо; 1610-1614, дом-музей Эль Греко в Толедо), а также портретов, отличающихся психологической индивидуальностью и остротой характеристик (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары, атрибутируется также как портрет кард. Сандоваля-и-Рохаса, 1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет поэта-мистика Ортенсио Парависино, 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и др.).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

А. Кордочкин Марей E.C. Свт. Ильдефонс Толедский. «О знаменитых мужах» 807 Биография св. Ильдефонса известна благодаря епископу Толедо Юлиану (680–690), который закончил книгу «О знаменитых мужах» Ильдефонса, прибавив к произведению главу о его авторе. Кроме того, мы располагаем более поздними житиями. одно из которых принадлежит перу епископа Толедо Сиксилы (774–783 гг.), 808 а другое Родриго Серратенскому (XIII в.) 809 Кроме того, о некоторых фактах своей биографии Ильдефонс упоминает сам. Ильдефонс родился в Толедо, в знатной семье в 607 г. в царствование короля Виттериха. 810 Сиксила упоминает, что Ильдефонс учился в Севилье у Исидора, 811 но, по всей видимости. это не так. Исидор Севильский оказал столь сильное влияние на культуру всего Толедского королевства, что поздние авторы, естественно, видели в нем учителя всех прочих образованных людей. Очевидно, Ильдефонс обучался в монастыре Агали близ Толедо, куда был отдан еще в детстве. Незадолго до своей смерти епископ Гелладий рукоположил его в дьяконы (не позднее 633 г. 812 Затем Ильдефонс стал настоятелем монастыря Агали и в этом качестве участвовал в работе соборов, проходивших в Толедо в 653 и 655 гг. (VIII и IX Толедский собор соответственно). После смерти Евгения Толедского в декабре 657 г. Ильдефонс по приказанию короля Рецесвинта был рукоположен в митрополиты Толедо 813 и занимал эту кафедру до своей кончины 23 января 667 г. Примечательно, что за годы епископата Ильдефонса король ни разу не созвал общегосударственный собор. Биограф Ильдефонса, Сиксила, объясняет это личной неприязнью Рецесвинта к епископу, что несколько противоречит мнению Юлиана. Так или иначе, Ильдефонс известен прежде всего не как церковный деятель, а как автор произведений богословского жанра. 814 Юлиан Толедский перечисляет довольно большой список сочинений своего предшественника, однако далеко не все из них сохранились до наших дней. 815 Из сохранившихся произведений большое значение имеет книга Liber de cognitione baptismi unus («O признании крещения»), посвященная таинству крещения, его истории и значению; De progressu spiritualis deserti («Книга o духовном пути пустынника»), которая в аллегорической форме описывает обращение души к Евангелию. Особое место в корпусе сочинений Ильдефонса занимает трактат De virginitate perpetua sanctae Mariae adversus tres infideles («O приснодевстве святой Марии, против трех неверующих»). 816

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор Санта-Мария в Толедо. 1226–1493 гг. Собор Санта-Мария в Толедо. 1226–1493 гг. Первенство Толедской кафедры оспаривалось мн. прелатами, самым активным из к-рых был Пелагий, еп. Овьедо (1102-1130, 1142-1143). В 1105 г. он и Петр, еп. Леона, добились подчинения своих диоцезов непосредственно Папскому престолу. Впосл. еп. Пелагий вступил в конфликт с епископами Бургоса и Луго, а также с архиепископом Браги, который претендовал на юрисдикцию над кафедрой Овьедо. Стремясь создать в Овьедо центр паломничества, превосходящий Сантьяго-де-Компостела, Пелагий способствовал распространению почитания хранившихся там святынь, прежде всего погребального плата Христа. По его инициативе был составлен сборник документов, подтверждающих привилегии еп-ства Овьедо (Liber Testamentorum). Включенные в сборник грамоты являются важным источником по истории Астуро-Леонского королевства, хотя почти все они были отредактированы или фальсифицированы по указанию епископа. Из-за активного участия в политической борьбе еп. Пелагий был смещен с кафедры; противостояние с Толедо сошло на нет. После отвоевания Арагонской короной Балеарских о-вов (1229-1235) начался конфликт между епископами Барселоны и Жироны и архиепископом Таррагоны. В 1232 г. было создано еп-ство Мальорка, подчиненное Папскому престолу; о-в Ивиса после отвоевания христианами отошел под юрисдикцию архиепископа Таррагоны. Основанное после освобождения города от арабов (1238) еп-ство Валенсия также подчинялось Таррагонскому архиепископу. В 1250 г. была восстановлена и подчинена Папскому престолу кафедра Картахены (в 1291 резиденция епископа перенесена в более населенную Мурсию). Во 2-й пол. XIII в. восстановили еп-ство Кордова (как суффраган Толедо) и архиеп-ство Севилья (1249), суффраганами к-рого стали Кадис и Силвиш на юж. побережье Пиренейского п-ова. Портик Славы собора в Сантьяго-де-Компостела. 2-я пол. XII в. Мастер Матео Портик Славы собора в Сантьяго-де-Компостела. 2-я пол. XII в. Мастер Матео XII и XIII вв. в совр. историографии рассматриваются как период церковного кризиса в Кастилии и Леоне.

http://pravenc.ru/text/674995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010