– Вместо всех указанных песнопений, в день Благовещения (когда Уставом назначается совершение изобразительных) положен один кондак праздника (см. в Уст. 25 мар., «аще есть пост») или – кондак Триоди и (на «Слава, и ныне») праздника (см. там же, «аще… в Вел. понед.» и «аще… в субб. Вел.»). – См. также 591 стр. печатного оригинала. – В 52 гл. Устава говорится: «А идеже несть литургии, глаголем на часех, по Ослаби, остави, и по Отче наш , кондак». Выходит, таким образом, будто бы говорится о кондаках на часах; но «Ослаби, остави» читается на «изобразительных», а потому и указания Устава в этой главе о кондаках по «Ослаби, остави» относятся к «изобразительным», которые в 52-й гл. и других местах Устава (см., напр., четв. Сырный и пяток 1-я седм. 40-цы веч.) и обозначаются под наименованием часов, к которым они непосредственно примыкают, завершая вместе с тем собой и их последование. 6) В дни указанные в заголовках 1-го и 2-го отдел. табл., положен только один кондак праздника или Триоди. 7) В дни великих святых, храмовые и в день Благовещения бывает только три поклона. После этих поклонов в храмовые праздники, а также и в день Благовещения, «Трисвятого не глаголем, но по молитве (св. Ефрема Сирина ), Всесвятая Троице, и отпуст» (Уст., 33 и 34 хр. гл., Мр. гл. 25 мар.; сн. Мр. гл. 24 февр.), с обычными предшествующими ему возглашениями и молитвословиями: «Премудрость», «Достойно есть», и проч.; то же самое положено Уставом, если праздник 25 марта случится в Великий понед. и вторник и если праздник 24 февр. случится в понед. 2–4 недель 40-цы, но только после молитвы: «Всесвятая Троице», отпуста не бывает, а непосредственно начинается (возгласом: «Благословенно царство») предшествующая литургии св. Иоанна Златоустог о вечерня; такой же порядок указывается Уставом и когда праздник 24 февр. случится «во един от (прочих) дней постных», но только в этом случае «по поклонех глаголем Трисвятое», затем – «Господи помилуй» 12 раз и молитву: «Всесвятая Троице». Во все указанные праздники за изобразительными следует вечерня предшествующая литургии (см. 128, 773 и 829 стр. печатного оригинала) и начинающаяся возгласом последней (см. 840 стр., 3 прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

За такое чтение стоят все древние уставы, и нынешний Константинопольский. Даже по уставу Новгородскому, по которому плащаница остается среди храма до отпуста предпасхальной полунощницы, Евангелие читается в алтаре. По тому же мнению, неправильно поступают и те, которые: полагают Евангелие на плащаницу на все время пребывания последней на средине храма, объясняя это какой-то параллелью с погребением священническим. По приведенному нами выше (см. 608 и 616 стр.) разъяснению «Цер. Вед.», св. Евангелие полагается на плащанице, а по разъяснению «Цер. Вест.», в Великие пяток и субботу, когда находится плащаница на средине храма, ектеньи, входы, чтения апостола и евангелий (а также и заамвонной молитвы), даже входных молитв, творятся везде пред плащаницей (Цер. Вест. 1890, 2). 338 Если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в 1-й день Пасхи, то празднование этого праздника начинается с этой вечерни, продолжается на предпасхальной полунощнице и далее на пасхальных утрене и литургии (см. Мр. гл. в Уст. 26 мар.). Никакое другое празднество не празднуется совместно с пасхальным в день Светлого Христова Воскресения (см. Мр. гл. в Уст. 23 апр. и ниже, о Высокоторжественных днях и о храмовых праздниках). 339 Паремии (см. их ниже) начинаются сказанием Моисея о первых трех днях творения мира, которое было прообразом нового благодатного творения во Христе, законченного тридневным воскресением Христовым. Во 2-й паремии св. Церковь , в духе пророка Исаии, созерцает уже новый благодатный мир, или духовных чад своих, рожденных от семени неистленного, словом живого Бога. «Светися, светися, Иерусалиме», восклицает пророк, взирая Богопросвещенным взором к новому Иерусалиму, «прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе воссия»; «возведи окрест очи твои и виждь собрания чада твоя: се приидоша вси сынове твои издалеча, и дщери твои на рамех возмутся». В 3-й паремии сказание об установление пасхи ветхозаветной переносит мысль верующих к Пасхе новозаветной, которая, по словам апостола Павла ( 1Кор.5:6, 8 ), есть Христос, закланный за грехи мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Указание на существование этого праздника в IV в. находят в беседах св. Григория Нисского . В IX в. Григорием Никомидийским составлены были стихиры, который поются и поныне в этот праздник. 206 Тропарь, гл. 4. Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает; Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение. Кондак, гл. 4. Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают ангели Божии: Сия есть селение небесное. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое. Парем. (1. Исх.40:1–5, 9–10, 16, 34–35; 2 . 3Цар.8:1, 3–7, 9–11; 3 . Иез.43:27; 44:1–4 ; Утр. Ев. сн. 26 мар. Ап. Евр.9:1–7; 320 зач.; Ев. см. 21 мая). Праздник Введения – дванадесятый. «Вестно буди, яко празднуется праздник сей 5 дней» (а считая и предпразднство, – шесть дней). – На утрени, по 50 псалме, вм. «Молитвами Богородицы», на «Слава» – «Днесь храм одушевленный», на «И ныне» – тоже, затем: «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. – На литургии, вместо «Достойно», поется с припевом ирмос праздника (см. выше, 8 сент.). Мр. Аще случится праздник Введения в неделю. – Мр. Аще случится попразднство Введения в неделю и святой празднуется на 4 или на 6. См. от 21 ноября до 1 января (сн. 22 сент.) катавасия: Христос раждается. 22 . Г. Св. апостола и иже с ним, – по М.В.С. в Х.М.: ап. от 70-ти и муч. Св. Филимон, богатый и знатный Колосский гражданин ( Кол.4:9, 17 ; Фил.2:10, 19 ), был так предан св. вере, что его дом сделался местом собрания христиан в Колоссах и назывался домашней церковью ( Фил.2 ; Кол.4:17 ). К нему ап. Павлом написано особое послание (см. 15 февр.). Он впоследствии был епископом г. Газы. Св. Апфия была супругой и сподвижницей Филимона и благоугождала Господу постом, молитвой и попечением о больных, нищих и странниках. Оба они, в царствование Нерона, за веру во Христа скончались мученически: в Колоссах, будучи побиты камнями. О св. Архиппе см. 19 февр. В канона этого дня вместе с поименованными святыми прославляется и св. ап. Онисим (см. о нем 15 февр.), а в кондаке воспеваются и свв. апостолы Марк и Аполлос. См. 19 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

8 сентября В 12 ходили на службу… пешком. Я в своем кресле… вокруг была целая толпа солдат — очень неприятно — но все же я благодарна, что после 6месячного перерыва снова побывала в настоящей церкви. Чудесная погода, обедала со всеми. Оставалась дома и читала. После парохода невралгия не прекращается. 14 сентября Ходили на службу в ту же церковь, что и 8го. 16 сентября Не могу добиться разрешения нам завтра идти в церковь… 17 сентября В 10 пошла спать, чувствую себя плохо из-за постоянной невралгии и зубной боли… Много ночей без сна. 23 сентября Ящики с вином, которые нам привезли, вылили в реку, таково было желание солдат гарнизона… Завтра снова не сможем пойти в церковь. Никольский не разрешил монахиням выпить чаю ни в том, ни в другом доме. 30 сентября Всем нашим людям приказали сфотографироваться. 1 октября Разрешили пойти в церковь на службу — утро чудесное. 6 октября Сегодня ночью прибыл мр Гиббс, еще не видела его. 7 октября Завтракала с Алексеем. Пришел мр Гиббс, сидел с нами и много нам рассказал. 15 октября Служба в церкви. Завтракала с Бэби, который из-за своей руки не ходил в церковь. 17 октября Дантист… приехал (из Крыма). 21 октября 11/2 Дантист. Бэби снова выходит. 10 Исповедь. Ники, Ольга и Татьяна с о. Алексием. Остальные четверо исповедывались перед службой. В постель в 11. 22 октября В 8 служба в церкви. Остальные пешком, а я, как обычно, в своем кресле. Бэби в первый раз снова вышел. Святое Причащение. 23 октября Прекрасное солнечное утро. 11.30 Дантист. Сидела на крыше маленькой теплицы (сейчас курятник), повязала с часик. 28 октября 2я революция. Временное правительство выслали. Большевики с Лениным и Троцким во главе… в Смольном. Очень пострадал Зимний Дворец. 5 ноября Встала в 7. Идет дождь. В 8 церковь, в полной темноте, не узнала солдат, которые стояли совсем близко к дороге. 26 ноября Ходили в церковь. 28 ноября Завтракала с Бэби. Работала, рисовала, читала. Начала читать Татьяне “Рихарда Вагнера” Шурэ. 5 декабря Видела из окна Мадлен, Аннушку и Изу, к большому нашему удивлению — быстро приготовили комнату Мадлен.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

   Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему, — почему его еще называют «апостолом любви».    Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем посчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три, а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть. Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет, а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в (Лк.3:23), 30-ти лет отроду). Избранные наставления Спасителя     Вера: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-21); «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мр 9:23); «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29. Смотри также Мф. 16:17-18; Лк 17:5-10; Мр 16:16).     Воля Божия, следовать ей: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10); «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:2-27).     Благодарность Богу: «Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника … Встань, иди: вера твоя спасла тебя!» (рассказ о десяти прокаженных, Лк 17:11-19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не вдаваясь в подробности учения Святой Церкви о священстве, вкратце приведем лишь основные аргументы православных сектоведов прошлого века относительно истинного священства. Христова Церковь , как и ветхозаветная, должна иметь законное священство: Еф. 4, 11 ; 1Кор. 12, 28 ; Евр. 5, 4–5; 7, 12 ; Ис. 66, 20–21 . Еврейский народ назывался «царством священников» ( Исх. 19:6 ). Однако на священническое служение избирались отдельные лица. Среди сынов Израиля только священство имело право: а) учить: Лев. 10, 8–11 ; Втор. 33, 9–10 ; Иез. 44, 23 ; Мал. 2, 7 ; б) священнодействовать: Вт. 10, 8–9; Числ. 18, 1–7 и 20–23; 3, 10 и в) благословлять народ: Лев. 9, 22–23 ; Числ. 6, 23–27 ; Сир. 36; 18, 50; 22–23 ; 1Цар. 9, 13 ; 2Пар. 30,27 . Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: Числ. 3, 10 ; гл. 16; 18, 7, 2; Пар. 26, 16–21. И в Новом Завете священствовать может не всякий, а только избранный и поставленный: Мр. 3, 13–15 ; Лк. 6, 13; 10, 1 ; Иоан. 15, 16; 20, 21 ; 1Тим. 1, 1 ; Гал. 1, 1 ; Евр. 5, 4 . На священническое служение поставляются через возложение рук с молитвою, в котором подается особый дар Святого духа: Деян. 6, 6; 14, 23 ; 1Тим. 4, 14; 5, 22 ; 2Тим. 1, 6 ; Тит. 1, 5 ; Деян. 8, 18–23; 20, 28 .   Только святые Апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них руковозложение, имеют право: учить истинам веры: а) Мр. 3, 13 ; Мф. 10, 6–7; 28, 19–20 ; 1Тим. 5, 17 ; 2Тим. 4, 2; 2 Тит. 1, 9 ; 1Кор. 12, 28–30 ; б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи: Лк. 22, 19 ; Мф. 28, 19 ; 1Кор. 4, 1 ; Иак. 5, 14 ; Еф. 4, 11–12 ; Мф. 16, 18–19; 18, 18 ; Иоан. 20, 21–23 ; Деян. 19, 18 и в) управлять людьми в деле веры: Лк. 10, 16 ; Деян. 5, 1–10 ; 1Петр. 5, 1–2 ; 1Тим. 5, 17 ; Вт. 4, 2; Тит. 2, 15 ; Евр. 13, 17 и, как старшие в делах веры, благословлять людей: Лк. 10, 16; 24, 50 ; Евр. 7, 7 . 3. О спасении Учение протестантов о спасении Прервав свое общение с Церковью Христовой, многоликий протестантизм уже в XVI в. встал перед весьма острым вероучительным вопросом: как должно усвоять человеку искупительные заслуги Господа Иисуса Христа? Известно на сей счет указание основоположника реформации Мартина Лютера: человек спасается только верою. Оно было противопоставлено догмату Церкви о том, что человек спасается участием в Церковных Таинствах, через которые ему преподаются Дары Святого Духа, потребные для спасения ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Но исполнились и другие пророческие слова Христа. «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“: теперь где только христианский народ, там и храмы Божии. И у людей, у которых нет храмов Божиих, нет и истинной веры во Христа. Божии храмы будут существовать у христиан до кончины мира, когда «откроется человек греха (антихрист), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2: 1–4 ), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе“ (От. 13: 6), как хулят и теперь слуги его, сектанты, жилище Божие и живущих на небе святых угодников Божиих. Это обличающее сектантов место Св. Писания ясно показывает, что и после разрушения Иерусалимского храма у истинных христиан будут существовать св. храмы до конца мира, до второго пришествия Христа – Судии вселенной. 10) Сектант: Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей“, предлагал Он иудеям ( Иоан.2: 19 ). Объяснения православного: Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его“. Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего“ (ст. 21-й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19: 41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом“ Его ( Мр. 11: 15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно“ ( Мр. 14: 55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Особая же еще близость Марии отмечена упоминанием (11:2) о том, что это она помазала ноги Спасителя, притом это приводится даже ранее самого повествования о том в Евангелии (12:1–3). Рассказы о помазании Господа миром в Вифании в доме Симона прокаженного по Мф. 26:6, 7 и Мр. 14:3 же надо отнести и помазание Христа женою грешницей в доме Симона фарисея Лк. 7:37–50 ) неизменно отличаются особой пленительностью и трогательностью, однако ни у кого из синоптиков не говорится о личной дружбе, соединявшей Господа с помазавшей Его Марией. Последняя может быть отожествлена с Марией Магдалиной, причем ее встреча с Воскресшим опять-таки поведана лишь в Четвертом Евангелии (20:1, 12–18). Ср., впрочем, Мр. 16:1–8 , Мф. 28:1 , Лк. 24:1–10 . Краткость и сухость синоптиков заставляют еще сильнее чувствовать исключительную теплоту и существенность рассказа возлюбленного ученика: здесь Мария дважды, сначала от ангелов, затем и от самого Христа, слышит: жено ! т. е. то торжественное обращение, которое из уст Спасителя во всей его значительности было обращено к Преев. Богородице, притом дважды: на брачной вечери в Кане Галилейской и с креста. Мария, таким образом, здесь является представительницей Церкви в женском ее естестве, наряду и вместе с Богоматерью, (хотя, конечно, не в той же силе). Однако Христос после этого сверхличного, но постольку и не-личного жено , обращается к ней с ее личным именем: Мария , на которое она и отзывается со всей пламенной силой любящего сердца. Эти черты повествования Иоанна уже сразу вводят в атмосферу того исключительного личного потрясения, в котором, вместе с близкими Лазаря, находился и сам Учитель. И эта напряженность как бы еще поддерживается преднамеренной Его неторопливостью, с которой Он откладывает Свой путь в Вифанию до тех пор, пока не наступает ведомая Прозорливцу смерть Лазаря (11:14); лишь тогда Он идет туда. Но ранее свидетельствует, что «эта болезнь не ко смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Человеческий» (11:4), – и «радуюсь за вас» – прибавляет Господь, обращаясь к Своим ученикам, «что Меня не было там, дабы вы уверовали» (11:15). «Слава» и прославление в данном контексте относятся не к явлению Божественной Софии (как это разумеется в прощальной беседе), но лишь к человеческому прославлению и постижению Христа со стороны Его учеников: «дабы вы уверовали». Далее следует описание встречи Христа с обеими сестрами, происходящей также в атмосфере растущего напряжения и скорбного волнения. Обе сестры, сначала Марфа, а затем Мария, говорят одно и то же: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (11:32). Вера их не потрясена и не нуждается в укреплении: «но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь, даст Тебе Бог» (11:22). Однако и она пребывает в недоумении, отчего же этого не свершилось, и почему при этом отсутствует Друг и Учитель. В ответ Марии Господь сразу раскрывает всю силу и значение предстоящего знамения, как грядущего всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Попразднство нед. Самаряныни празднуется в четверток и пяток седмицы, следующей за этою неделей, а в субботу бывает отдание. Попразднство нед. Слепого празднуется в понедельник и вторник, а в среду бывает ее отдание вместе с отданием праздника Пасхи. Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия В данном случае из указанных выше песнопений исключаются восточны, но зато поются многия песнопения великом. Георгия. Из предыдущего известно, что в неделю Самаряныни поются, между прочим, песнопения Преполовения; но в данном случае они также исключаются (см. мр. гл. 23 апр., Тип., л. 227). Песнопения недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни в мр. гл. 23 апр. обозначены словом праздника. Поэтому, если, напр., в числе стихир на Господи, воззвах назначены 3 праздника, то в нед. Мироносиц надобно петь 3 стихиры Мироносиц, в нед. Разслабленного – 3 стихиры Разслабленного и т. д. Накануне назначается всенощное бдение. На нем, по обычаю, вся 1 кафизма. В стихирах на Господи, воззвах – богородичен 1-й, или догматик, настоящего гласа. Прокимен – дне: Господь воцарися… После него три паремии святого. В стихирах на стиховне – воскресна 1 и Пасхи с припевом: Да воскреснет Бог... Слава – святого. И ныне – Триоди; поется то песнопение, над которым в сей книге напечатано слово: Слава, напр., в нед. Мироносиц: Тебе одеющагося светом... На Бог Господь – в нед. Мироносиц – тропарь воскресный: Егда снисшел еси... 1, Благообразный Иосиф... 1, Слава – Георгию. И ныне, Мироносицам женам... В другие недели – тропарь воскресный 2. Слава – святого. И ныне, богородичен 1 по гласу тропаря. После кафизм – полиелейные псалмы и величание святого. Ангельский собор... Степенна и прокимен пред евангелием – гласа. Евангелие воскресное, и т. д. Каноны – Пасхи, святого и Триоди; первый с ирмосом и богородичнами на 6, ирмос по 2; второй на 4 и третий на 4. Из последнего не полагается петь песнопения подряд, но «на коейждо песни тропарь воскресен един и праздника, един троичен и богородичен», напр., в нед. Мироносиц в 1 песни: Да веселится Сион.. (это – тропарь воскресный), Предварившия утро жены... (это – тропарь праздника). Слава, Всесвятая Троице... (это – троичен). И ныне, Древнюю клятву... (это – богородичен). Катавасия: Воскресения день. О хвалитных стихирах замечено: «воскресны 4 и святого 4 со славным и с припевы его, Слава – праздника, И ныне, Преблагословенна еси» След., надобно петь 4 воскресные стихиры, 3 стихиры святого и еще четвертую ту, над которой в Минее напечатано слово: Слава. Первые шесть стихир следует петь со стихами из хвалитных псалмов, начав со стиха: Сотворити в них суд..., последние две с припевами святого, и именно: Праведник, яко финикс, процветет... Насаждены в дому Господни....; на Славу же надобно петь песнопение недели Мироносиц, Разслабленного и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Представим пример для сличения текста и в дополнениях: ркп. Афон. сл. 3. л. 11 об. на поле. 131 сл. 6. л. 43 об. И пакы гь нашь по браз млти сътворь. и но мр блгодти аще размн въимеши, и телесны повел помлтис. видв бо наше немощно сще, заземльства ради, и гнилости телесе. и немогще спротивъ стати посред ихъ бде т . и сего ради испадающе истины, и плещи дающе, и скърбеи повел помлитис не въпасти въ И пакы гь нашь, по браз млти свое сътворъ, и по мр благодати его, аще размн въимеши, и повел помолитис. видв бо наше немощно сще, заземльства ра и гнилости тлесе. и не могще стати съпротивь егда посред и бдеть. и сего ра испадающе истины, и плещи дающе и побжаемо скорбеи, повел помолитис не въпасти вънезаап въ Из сличения сих двух выписок открывается, что 1.) первоначальный Сербский перевод, при исправлении и дополнении, потерпел некоторые перемены не только в правописании, но и в словах; и что 2.) дополнения принадлежат той редакции перевода, которая находится в списке 131 и других с ним сходных. Первая выписка представляет различие между двумя текстами и по правописанию, и в некоторых словах; – последняя – только некоторое различие в правописании и грамматических формах. Перевод Исаака Сирина не принадлежит к числу древних. Старшие списки поучений пр. Исаака с определёнными годами известны: в библиотеке Троицкой Лавры в 4-ю долю, писан в лето 6889 (1381) г., другой в лист, писан 6939 (1431) г. в обители Пречистая Богоматери честного её рождества на Лисичей горе в пределах великого Новгорода иеромонахом Симеоном Маза. Оба содержат слова в том же порядке и в той же полноте, как и в Синодальном списке 131. В библиотеке гр. Толстого (отд. II. 174.) список на хлопчатой бумаге писан 6924 (1416) г. в монастыре преп. Саввы. В Описании рукописей Царского, именно 147. по некоторым спискам указано следующее прибавление о переводчике слов Исаака на Славянский язык: тогда убо онеми (аввою Патрикием и Аврамием) от Срьскаго на Греческая, послежде же мужем етером христолюбивом, Закхеом нарицаемем, истолкованна от Гречьскых в нашу Словенскую слогну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010