Во 2 Тим. 3научает ли Ап. Павел Ап. Тимофея отвергать св. Предание?   Нет, не научает, но одобряет Ап. Тимофея за чтение Ветхозаветных Писаний, ибо Тимофей «знал священные писания с детства», т.е. когда еще не было ни одной строки Новозаветного Писания. Какие еще тексты приводят сектанты в оправдание свое, что они не имеют св. Предания?   Сектанты приводят обличение Спасителя фарисеям, что они заменяли заповеди Божии человеческим преданием. Места эти у Мф. 15:6, 9 и Мр. 7:8 Основательны ли эти отговорки сектантов в отрицании св. Предания Христианского?   Нет, не основательны, потому что Спаситель, как передают Апостолы Матфей и Марк, обличал фарисеев за нарушение заповедей Божиих из-за «человеческого» предания старцев, а Св. Преданию Церкви Православной тогда и не было, потому что Церковь Православная началась только после Вознесения Господня, в день Сошествия Св. Духа.    Да и сами Евангелисты объясняют, что такое предание старцев. По Евангелию Мф. 15:3—6 видно, что фарисеи имели беззаконное предание, по которому можно было обижать родителей, а в св. Предании Церкви Православной все согласно с поучением Господним, и нет ничего противоречивого свящ. Писаниям, что и будет доказано дальнейшим разъяснением всего учения Христианского.    Что касается Ев. Мр. 7 гл., то здесь прямо выясняется, что Спаситель разумел под жидовским человеческим преданием. «Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мр 7:3, 4). Вот в чем заключалось «предание старцев», или «предание человеческое», и из-за этих внешних правил нарушались заповеди Божии, но ведь в св. Предании Христовом, которое сохраняется в Православной Церкви, ничего подобного нет, и когда сектанты отрицаются от него, то у них нет на это основания. На какие еще места св. Писания ссылаются сектанты в свое оправдание, что у них отсутствует св. Предание Церкви Христовой?   Сектанты еще ссылаются на 1 Тим 1:3, 6:3.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако это не означает, что среди московских мастеров не было ни одного, владевшего чернью. Изготовление лицевой стороны во второй половине XVIII века сомнительно, поскольку отсутствуют следы переделки, а цвет позолоты на обеих сторонах одинаков. Примечание. Спасский монастырь под Севском основан в 1619 году, относился к Орловской епархии (см.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. С. 914). 6. Крест-мощевик наперсный Инв. МР-8516. Первая четверть XVIII века. Москва (?). Серебро; гравировка, золочение. 9.9 × 7.6 × 0.8 см. Поступил в 1924 году из Соловецкого монастыря через Гохран. Описание. Крест с фигурными концами, вызолочен, по лицевой стороне выгравировано Распятие с копием и тростью, полуфигуры Богоматери, Иоанна, Саваофа и изображение голубя. Все с пояснительными надписями. На оборотной стороне выгравированы надписи о вложенных мощах: МОЩИ ТОКМО НЕЗНАЕМО КАТОРЫХ СВЕТЫХЪ ДРЕВО ГРОБА ЗАСИМЫ СОЛОВЕЦЪКОГО ЧАСТЬ ОТ КРЕСТА (на верхнем конце), АЛЕКСАНДРА СВИРЬСКАГО (слева), РИЗА АРЬСЕНИЯ ЧУДОТВОРЦА НА ИСЦЕЛЕНИЕ . На верхнем конце соединительный винт с отверстием, в котором овальное кольцо. Винт на нижнем конце утрачен. Атрибуция. Датирован первой четвертью XVIII века, так как имеет много общего с изображениями Распятия на гравированных потирах московской роботы этого времени, особенно серебряника с клеймами приписанными в Указателе клейм Тимофею Ильину (см.: Постникова-Лосева Μ. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Указ. соч. М., 1983. С. 228. Музеи Московского Кремля, потиры инв. М Р-2215, МР-2217). 7. Крест-мощевик наперсный Инв. МР-966/1–2. Начало XVIII века (?): XIX век. Москва. Золото, дерево; эмаль по скани, гравировка, канфарение. 25.1×13.5×2.5 см. Происходит из Благовещенского собора в Московском Кремле, откуда поступил в 1924 году. Описание. Четырёхконечный золотой крест выполнен в виде створчатого ковчега, декорированного растительным сканым узором, расцвеченным многоцветной эмалью. Лицевая створка – ажурная, оборотная сторона – гладкая.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

                        1) Закон о субботе впервые дан Евреям в пустыне: Исх. 16:23–26 . – для напоминания об их избавлении от рабства Египетского: Вт. 5:12–15. 2) Но св. пророки предсказали отмену всего ветхого завета и субботы: Иер. 31:31–32 ; Евр. 8:8–13 и установление нового праздничного дня, – дня воскресного, дня радости для христиан: Зах. 3:8–10, 9:16, 13:1  и 1Петр. 3:21 ; Пс. 109:2–3; 117:21–24 и Мф. 28:8–9; Иоан. 16:20–26 ; Лк. 24:41 . 3) Сам Христос и учением, и примером отменил субботу: Мф. 12:10–13; Иоан. 5:5–16; 9:1–16 ; См. Исх. 20:10–31, 14–15 ; Числ. 15:32–36 ; Иер. 17:21–22 , почему иудеи и искали убить Его: Иоан. 16–18 . 4) Нарушали субботу и св. Апостолы: Мр. 2:23–28 ; См. Исх. 20:10 ; Числ. 15:32–36 и Лк. 23:56 ; они отменили ее: Деян. 15:24–29 ; Кол. 2:16–17 ; См. Евр. 10:1  и 9 ст. 8:4–5 и 13 ст. 5) Празднующие субботу должны исполнять и остальной ветхозаветный обрядовый закон: Вт. 4:13–14; Неем. 10:29 ; Иез. 20:11–13 ; должны праздновать еврейские праздники, есть мацу и проч.: Исх. 12:1–24, 16:4  и 28, 28:1–43; 29:9; должны праздновать каждый седьмой год: Лев. 25:3–5 и 49 и 50 годы: Лев. 27:30–31 , должны давать десятую часть всего дохода своего: Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 , – иначе они будут прокляты: Вт. 27:26; Иер. 11:3–4 ; Гал. 3:10 . 6) Основания для празднования воскресного дня: «теперь все новое»: 2 Нор. 5:17; Мф. 9:16–17; Христос освятил воскресением и Своими явлениями день воскресный: Мр. 16:9 ; Мф. 28:1, 9; Лк. 24:1,13–32 ; Иоан. 20:19–23, 24–29 ; в день воскресный Христос дал ученикам обещанное (Мф. 16:19, 18:18) право прощать грехи: Иоан. 20:21–23 и ниспослал им Духа Святого: Деян. 2:1–4 ; в день воскресный св. Апостолы собирались для преломления: Мр. 16:14 ; Деян. 20:7–8 и посвящали его делам милосердия: 1Кор. 16:1 . В этот день св. Иоанн получил от Бога Откровение о будущей судьбе мира: От. 1:10. 7) Об отмене субботы и праздновании воскресного дня учили св. отцы Церкви, поместные и вселенские соборы: Мф. 18:17.                         О клятве именем Божьим и присяге «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

( Лк.9:7–9. 3:19–20 . Мф.14:1–12 . Мр. 6:14–29 ). Ев. Лука здесь особенно краток сравнительно с повествованиями евангелистов Матфея и Марка: тогда как у последних передается здесь об обстоятельствах заключения Иоанна Крестителя в темницу и его мученической кончины, ев. Лука, который еще при описании деятельности Крестителя мимоходом упомянул о заключении его в темницу (3:19–20), в настоящем случае вовсе об этом не говорит, а о смерти его дает понять только из размышлений Ирода об Иисусе: «Иоанна я обезглавил; кто же Иисус?» Таким образом у него находится здесь рассказ только о молве об Иисусе при дворе Ирода. Евангелисты Матфей и Марк передают здесь одни и те же рассказы, но первый вообще отличается краткостью изображения сравнительно с последним. а) Молва об Иисусе при дворе Ирода. Лк.9:7–9 . Мф.14:1–2 . Мр. 6:14–16 . Ев. Лука не говорит, чтобы Ирод сам в себе так или иначе решил вопрос об Иисусе; он только недоумевал, слушая разные мнения об Иисусе, ходившее в народе, задавался вопросом: «кто же есть сей, о немже аз слышу таковая?» И, желая точнее разведать дело, искал увидеть Иисуса (об этом желании Ирода увидеть Иисуса, равно как и об исполнении этого желания 23:8, рассказывает один ев. Лука). Напротив, ев. Матфей не передает о мнениях об Иисусе среди народа, а только предположение самого Ирода, что Иисус есть воскресший Иоанн Креститель. Евангелист же Марк сообщает о том и другом. Очевидно, из многих ходивших в народе мнений об Иисусе Ирод более склонялся на то, что Иисус есть воскресший Иоанн. Но это было не более, как мнение, предположение, которое подсказывала Ироду тревожная совесть, и он хотел лично видеть Иисуса. б) Заключение Иоанна Крестителя в темницу. Мф.14:3–5 . Мр. 6:17–20 . Лк.3:19–20 . Между евв. Матвеем и Марком здесь то различие, что, во-первых, тогда как первый приписывает самому Ироду намерение убить Иоанна (14:5), последний это намерение приписывает только незаконной жене его Иродиаде (6:19); во-вторых, тогда как, по первому, Ирод боялся народа убить Иоанна: боязнь его пред народом и боязнь его пред самим Иоанном. Ев. Марк не говорит, чтобы Ирод не желал убить Иоанна из уважения к нему, как мужу праведному; он боялся Иоанна, боялся потерпеть за него кару небесную; для него не дорого было забыть свое уважение к Иоанну, чтобы исполнитть преступное желание мвоей любимой жены, и, следовательно, подстрекаемый своею женой, он, быть – может, несколько раз намеревался убить Иоанна, но каждый раз сдерживался страхом пред народом и пред самим Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

14 .6.1962 Diakonweihe, 15.6.1962 Priesterweihe, 26.8.1962 Mönchsweihe. Im GS arbeitet er als Lehrer und Oberhelfer des Inspektors sowie als Sekretär der Eparchialverwaltung. 1965 beendet er die Aspirantur an der Moskauer GA und wird Rektor des GS Odessa. 1966 wird er als Archimandrit stellver­tretender Leiter der GM in Jerusalem. 8 .7 .1966 Berufung zum В von Zvenigorod, V der Ep. Moskau. 9 .7.1966 Bischofsweihe in der Troice-Sergieva-Lavra durch M Pimen (Izvekov), M Nikodim (Rotov), M Filaret (Denisenko) u.a. Hierarchen (MP 1966,9,3–10). Vertreter des Moskauer Patriarchats beim ökumenischen Weltrat der Kirchen in Genf (StdO 1967,10,64). 17 .–23.10.1966 Teilnahme an der christlichen Friedenskon­ferenz in Sofia. 10 .–11.11.1966 Teilnahme an der theologischen Konferenz über das anglikanische Priestertum in London (mP 1976,7,45). August 1967 Sitzung des Weltrates der Kirchen auf Kreta. 28 .11.1968 В von Perejaslav-Chmel‘nickij, V der Ep. Kiev, zugleich von den Pflichten des Vertreters des Moskauer Patriarchen beim ökumenischen Weltrat der Kirchen befreit (MP 1969,1,3). 20 .3.1969 В von ernigov und Nein, zeitweise Vw der Ep. Sumy (mP 1969,4,3). 9 .9.1973 В von Dmitrov, V der Ep. Moskau und Rektor des GS und der GA Moskau (MP 1973,5,4).Erhebung zum ЕВ (mP 1973,10,1). 25 .7.1975 zum Mitglied der Redaktion der «Bogoslovskie trudy» ernannt (MP 1975,10,2). 5 .9.1977 erhält eine Erinnerungspanhagia (mP 1977,11,3). 1.11.1979 erhält den Sergij-Orden 1. Klasse (mP 1980,5,8). Werke: Svidetel‘stvo bratskoj ljubvi i cerkovnogo edinenija (Prebyvanie delegacii RPC v Bolgarii) in: MP 1967,1,9–19. Prebyvanie v Sovetskom Sojuze Gen. Sekretärja VSC d-ra Ju. K. Blejka, in: МР 1967,6,13–17. Nedelja ékumenieskich molitv v eneve, in: mp 1967,10,65–66. Pjatidesjatnica v eneve, in: MP 1968,10,33–34. Patriaršee posešenie drevnich svjatyn‘ v Kieve, in: MP 1973, 2,8–11. Verujte vo Svet, da synove Sveta budete (Predigt), in: MP 1973, 7,34–36. Aktovaja re‘ (14.10.1973 in Moskau), in: МР 1973 ,11 ,66–73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будучи совершенным Богом, Христос Спаситель есть и совершенный человек. Эта истина очевидна. 1 . Из обетований и пророчеств о Мессии ветхозаветных, где Он называется семенем жены ( Быт.3:15 ), семенем Авраама ( – 12:2–3), Исаака ( – 26:4) и Иакова ( – 28:14). 2 . Из родословий Спасителя (Евв. Матфея и Луки). 3 . Из сказаний евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа ( Лук.1, 30, 31 ). 4 . Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, напр., что Господь Иисус, как человек, растяше и крепляшеся духом ( Лук.2:40 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане (Mp. 1:9). 5 . В частности, из того, что Иисусу Христу слово Божие усвояет истинное человеческое тело, со всеми его частями, свойствами и отправлениями. ( Мр. 14:8 ; Мф.27:58–60 ; Лук. 2:21 ; Мр.4:38 ). 6 . Наконец, из того, что Иисусу Христу усвояется в Св. Писании и другая половина существа человеческого, душа с ее силами, свойствами и проявлениями: прискорбна есте душа Моя до смерти ( Мф.26:38 ). Евангелисты, повествуя о крестной смерти Спасителя, замечают: Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух ( Мф.27:50 ). Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева. Хотя Спаситель произошел от нас по плоти, но произошел не так, как происходят все люди, a сверхъестественным образом, так что Пресв. Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве осталась Девою. Эта истина известна: 1 . Из пророчеств Исаии о рождении Мессии: се Дева во чреве зачнет, и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил (7:14). 2 . Из благовещения ангела о рождении обетованного Мессии: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется ( Лук.1:30–32 ). Когда же Дева выразила недоумение: како будет сие, идеже мужа не знаю? Ангел отвечал, что Ее девство сохранится, что Она зачнет и родит сверхъестественным образом: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Впоследствии Господь отменил эту заповедь ( Мф.28:19 ), указав, впрочем, что сначала они должны действовать в столице народа Божия – Иерусалиме, затем в окрестностях среди правоверных иудеев, после того принести свою проповедь к занимавшим среднее место между иудеями и язычниками – к самарянам, и, наконец, ко всем язычникам даже до края земли ( Деян.1:8 ). б) 7. Предметом их проповеди должно быть наступление царствия Божия, разумеется, вместе с призванием людей к покаянию ( Мр. 12 ). И эта заповедь, в строго буквальном своем исполнении, имела значение только для путешествия, на которое сейчас Господь их посылал и во время которого они еще только подготовляли людей к царству Божию. (ср. Мф.3:2. 4:17 ). в) 8. Проповедь свою они будут сопровождать чудотворениями, которые должны подтверждать истинность их благовестия ( Мф.12:28 . Мр. 16:20 ); при этом Господь дает им наставление, чтобы они действовали бескорыстно, исцеляли больных даром и не уподоблялись в этом случае обыкновенным врачам, лишь за деньги подающим помощь людям. г) 9–10. Отправляясь в путь, они не должны беспокоиться обременять себя заботами о своем материальном обеспечении: достоит бо делатель мзды своея ( Лк.10:7 ). Поэтому не должны запасать на дорогу ни денег, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. У ев. Марка (6:8–9) Господь позволяет апостолам взять с собою в дорогу токмо жезл един и быть обутыми в сандалии. Но смысл заповеди у обоих евангелистов тот же и только слововыражения несколько различны. д) 11а. Чтобы не бросать святыню Божью псам ( Мф.7:6 ), они, входя в какой-либо город или селение, должны тщательно наследовать, кто в нем достоин их благовестия и способен воспринять его (один Матфей). е) 11б. Найдя такой достойный дом, образовать из него домашнюю церковь и оставаться в нем до конца пребывания их в городе. Если бы они без всякого повода и причины стали ходить из дома в дом, то подавали бы о себе мысль, что они или люди легкомысленные, непостоянные и беспокойные, или же честолюбивые, тщеславные, желающие везде показать себя, или же люди, ищущие удобств помещения и богатств гостеприимства. Вообще, суетливость отнюдь не свойственна проповедникам истины. ж) 12. Входя в какой-либо дом, они должны приветствовать его, говоря: мир дому сему. Это обычное восточное приветствие. Но в устах апостолов оно, по обетованию Христа, имело быть действенным, низводя на достойных действительно благословение мира. Если же кто окажется недостойным, то благословляющая сила этого апостольского приветствия к ним возвратится, не коснувшись тех, к кому она была обращена (один Мф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Ж. После «Именем Господним» на каждом (а не на 1-м и 9-м только) часе произносится: «Боже ущедри ны»; при этом на 1, 3 и 6 часах полагается 16 поклонов, а на 9-м часе, если за ним следуют изобразительные, – 3 поклона; но если за 9-м часом следует междочасие, то полагается тоже 16 поклонов (см. Часослов, 9-й час). В дни праздничные на часах иногда полагается 3 поклона, иногда же на 1-м часе бывает 3 поклона, а на прочих вовсе не бывает поклонов (см. Уст., Мр. гл. 24 фвр., 25 мрт.; хр. гл. 34 и 35). – На 1-м часе молитва: «Христе, Свете истинный», говорится священником и во св. Четыредесятницу, а после этой молитвы поётся: «Взбранной Воеводе» (Ц.В. 1897, 3; сн. на 876 стр., 5 пр.), «Слава Тебе Христе» и проч. (см. 554 и 590 стр. печатного оригинала). Примечания к таблице изобразительных 1) В среду и пяток Сырные в начале изобразительных тоже положены изобразительные псалмы: 102-й («Благослови душе моя, Господа») и 145-й («Хвали душе моя Господа»), а затем – «Единородный Сыне» и блаженны, «скоро, без пения», а далее так же, как в 4-м столбце VI-й таблицы. – Таково же начало изобразительных и в пост: Рождественский, Успенский и Петров, если поётся «Аллилуиа» (см. 861 стр., 11 прим.) и не совершается литургия; но на этих изобразительных со стихами о блаженствах положена «блаженна гласа» (см. ниже, примеч. к литург.), потом – «Апостол и Евангелие (с обычными их предварительными и заключительными возглашениями и молитвословиями, как и на литургии) ряд» (т.е., рядовые), затем – «Помяни нас Господи», «Помяни нас Владыко» и проч., «просто без пения», далее – так же, как во 2-м столбце VI табл., только после молитвы: «Всесвятая Троице», положено: «Буди имя Господне», 3-ды, и псалом 33-й – «Благословлю Господа» (см. Уст., 14 нояб.). – Так же начинаются изобразительные и в Великий пост в том случае, «аще коея нужды в память святых великих, имущих полиелей, не случится быти преждеосвященней литургии». На этих изобразительных, после «Единородный Сыне», тоже положено: «Во царствии Твоем» – «поскору без пения», «на блаженнах глаголем» «песнь 3-ю и 6-ю» от канона святого; «таже апостол и евангелие» святого; «посем: Помяни нас Господи», и далее, как в 4-м столбце VI-й таблицы, но только после «Отче наш» на «Слава» положен кондак святого и в конце – 3 великих поклона (см. Уст., Мр. гл. 24 фвр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На часах Тропарь воскресный. Слава – святого. Кондак – Триоди, т. е. настоящия недели, и святого попеременно (см. посл. нед. Разслабленного и др.). На литургии Златоуста После изобразител. псалмов на 3 антифон положены блаженны гласа, напечатанные в Цветной Триоди на 4, Триоди песнь 3, т. е. 3 песнь канона настоящей недели, на 4 и из канона святого песнь 6 на 4, итого на 12. Так как в блаженнах подобно тому, как и в каноне, песнопения на Славу и на И ныне Типикон вводит в счет, то евангельских изречений для соединения с блаженнами требуется 10, вследствие чего соединение надобно начать со стиха: Блажени нищии..., одиннадцатую блаженну следует петь на Славу, а двенадцатую на И ныне. По входе – тропарь воскресный и святого. Слава, кондак святого. И ныне – праздника. Прокимнов, апостолов, аллилуиариев, евангелий и причастнов по два – дне, т. е. нед. Мироносиц. Разслабленного и т. д., и святого. Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) В данном случае в состав богослужения входят песпопения: 1) пасхальные, под названием Пасхи: 2) воскресные, под названием воскресны: 3) текущей недели, под названием праздника, Триоди: 4) апостола и евангел. Иоанна Богослова; но исключаются восточны, а в нед. Самаряныни – и праздника Преполовения (мр. гл. 8 мая, Тип.. л. 234). Служба препод. Арсения. обыкновенно поемая в одно число со службой Иоанна Богослова, оставляется и поется, егда хощет настоятель (Тип., л. 233 на об.). Состав и порядок богослужения в данном случае сходны с составом и порядком богослужения в нед. Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если в сии недели случится Георгия Победоносца. Упоминаемая в мр. гл. (Тип. л. 233) обычная кафизма великой вечерни есть 1. В стихирах на стиховне на И ныне указывается песнопение Триоди. Здесь разумеется то песнопение, над которым в ней напечатано слово: Слава. На часах тропарь воскресный. Слава – апостола. Кондаки – Триоди, т.е. текущей недели, и апостола попеременно. Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Итак, основная мысль пророчества Захарии может быть сведена к следующему умозаключению: совершилось спасение Израиля, и воздвигнут рог спасения в дому Давида, ибо родился Предтеча. И это понимание ставит рождение Предтечи в живую и существенную связь с рождеством Христовым, о котором повествуется далее, во второй главе Евангелия от Луки, но в первой же главе прибавлено еще несколько слов о детстве Предтечи (I, 80), сведения о котором совершенно отсутствуют у всех других евангелистов. Вот эти слова: «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Первая, подчеркнутая, половина этого стиха иметь себе неслучайную параллель в 2, 40: «младенец Иисус же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Итак, о возрастании и укреплении духом двух младенцев: Иоанна и Иисуса, содержится в Евангелии от Луки одинаковое сказание. Это, очевидно, преднамеренное даже и чисто словесное сближение младенческого возрастания Предтечи и Христа содержит в себе также косвенное подтверждение общей мысли о единственной и исключительной близости Предтечи к Господу и к совершенному Им делу спасения. (Но, вместе с тем, конечно, характерно и различие, – прибавка в 2, 40 сравнительно с I, 80). О всей жизни Предтечи до выступления на проповедь Евангелие от Луки содержит только одно слово: – «и был в пустынях ν τας ρμοις до дня явления своего Израилю» (I, 80). Какая это была пустыня, не говорится, вероятнее всего, то была каменистая пустыня к востоку от Иордана. Евангелист хочет дать здесь не географическую, но духовную дату, установить пустынножительство Иоанна. В пустыне же настигло его и призвание Божие, к которому он себя готовил: «при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3,2 ). В пустыне же раздалась и первая его проповедь: «в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» ( Мф. 3, 1 ). Здесь же он начал и крещение: «явился Иоанн, крестя в пустыне» ( Мр. 1,4 ). Это обстоятельство является настолько существенным для жизни и деятельности Предтечи, что оно предсказано у пророка Исаии (40): «глас вопиющего в пустыне», и, как мы уже знаем, пророчество это приводится у всех евангелистов ( Мф. 3,3 – Мр. 1,3 – Лк. 4, 4 – Ио. 1,23). В связи с этим евангелист Матфей 3,4 и Марк 1,6 приводят четы и его постничества и подвижничества: «сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед». (Великое постничество Предтечи косвенно свидетельствуется и в речи Господа к народу об Иоанне; «прииде бо Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет» ( Лк. 7,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010