А что (Христос) действительно сам воздвиг и воскресил плоть Свою — послушай, как Он сам говорит о том: « разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » ( разорите церковь сию, и аз треми денми воздвигну ю ) (Ин. 2:19). Если же (Христос) принадлежащее Ему называет принадлежащим Отцу, не приходи от этого в смущение. « Все , — говорит Он, — что имеет Отец, есть Мое » ( Вся елика имать Отец, Моя суть ) (Ин. 16:15); и в другом месте: « И все Мое Твое, и Твое Мое » ( Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя ) (17:10). «Итак, — говорит (апостол), — как (Христос), будучи распят, не потерпел никакого вреда, так и мы, когда нас гонят и вооружаются на нас, (не терпим вреда)». Потому и присовокупляет: « и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею » ( ибо и мы немощствуем в Нем, но живи будем в Нем от силы Божия ). Что значит: « немощны в Нем » ( немощствуем в Нем )? Подвергаемся гонениям, притеснениям, и терпим крайние бедствия. А что значит — « в Нем »? То, что терпим за проповедь и за веру в Него. Если же терпим за Него все скорбное и тягостное, то, несомненно, получим и радостное. Поэтому (апостол) и говорит далее: « но будем живы с Ним силою Божиею в вас. Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны » ( но живи будем в Нем от силы Божия. Себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте. Или не знаете себе, яко Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте? Уповаю же, яко разуметь имате, яко мы несмы неискусни ) (ст. 5, 6). (Апостол) выше доказал, что, если не наказывает (коринфян), то не потому, чтобы не имел в себе Христа, но потому, что подражает Его долготерпению, так как сам (Господь) был распят, и не отмстил за Себя. И теперь доказывает то же, но другим образом и гораздо убедительнее, извлекая доказательство из примера учеников. «Что мне говорить о себе — учителе, который имеет столько попечений, которому вверена целая вселенная, который совершил столько чудес? И вы сами, находящиеся в числе учеников, если захотите испытать самих себя, усмотрите, что и в вас обитает Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

В 33 ст., 6 гл. под хлебом Божиим разумеется Иисус Христос 592 . Только что разобранными местами Св. Писания не доказывается учение сектантов о духовном причащении, что же касается последующих стихов 48 – 59, 6 гл. Еванг. Иоанна, то они подтверждают учение православной Церкви о таинстве св. причащения, а не сектантский взгляд на это таинство. В 51 ст., 6 гл. Христос говорит: «Я хлеб живой, сшедый с небес; ядущий хлеб сей, будет жить во век; хлеб же, который Я дам есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Иудеи с недоумением отнеслись к только что приведенным словам Господа: «как Он может, говорили они, дать нам есть плоть Свою»? (ст. 52, 6 гл.) Но Христос ответил им: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиюший Мою кровь. пребывает во Мне, и Я в нем» (ст. 53 – 56). Таким образом, Сам Христос чрезвычайно ясно подтвердил буквальное понимание Своих слов, записанных в 51 ст., 6 гл. Иоанна 593 . Буквально понимает приведенные места и православная Церковь . Относительно ссылки сектантов на 18 – 24 ст. 1 гл. 1 посл. ап. Петра, особенно же ст. 23 – 24, которые сектанты имеют в виду для подтверждения своего ложного учения, нужно заметить, что в указанном месте апостол Петр, призывая христиан к братолюбию внушает им о преимуществах любви духовной пред любовию, основанною на кровном родстве. «Всякая плоть, говорит, св. апостол, как трава, как цвет на траве; засохла трава и цвет ее опал». О духовном причащении здесь нет речи. Итак, из рассмотренных мест Св. Писания видно, то, что одни из этих мест не подтверждают сектантского мнения о таинстве св. причащения, а другие – не только не подтверждают означенного мнения, но чрезвычайно ясно подтверждают истинное учение православной Церкви о таинстве св. причащения. Отвергая таинство покаяния, сектанты ссылаются на 10 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

В 5-й песни мы повторяем молитву пророка Исаии, которую он произнес пред Господом в самое раннее утро. Подражая ему, мы, «от нощи утреннююще», молимся, чтобы Господь просветил нас и научил исполнять святую волю Его. В 5-й песни мы постоянно упоминаем об «утреннем славословии» Господа и о мир с Ним. 6-я песнь канона разнообразно повторяет молитву пророка Ионы, которую он высказал, находясь во чреве кита – огромного морского животного: «я возопил в скорби моей к Господу Богу моему и Он услышал меня». «Молитву пролию ко Господу и Ему возвещу печаль мою, потому что душа моя наполнилась злом и жизнь моя близка к аду, – и молюсь подобно Ионе: спаси меня, Боже, от погибели». 7-я и 8-я песни канона имеют своим содержанием молитву святых трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, которые были брошены в раскаленную печь вавилонским царем за то, что они не покланялись идолу. Господь сохранил их невредимыми среди пламени и они – благословляли Господа в своих песнях. Между 8-й и 9-й песнями мы слышим особенное прославление Божией Матери. Мы повторяем Ее собственные слова в наших похвалах Ей. Она пророчествовала, что люди назовут Ее счастливою: мы же в своих песнях исполняем Ея пророчество и воссылаем Ей хвалы, как «честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов». Вот слова этой песни, которую Церковь оставила неизменной в таком же виде, в каком она была произнесена Пречистою Девою: «Величит, душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, потому что с этих пор меня назовут блаженною все люди за то, что Он возвеличил меня; Свято имя Его и милость к тем, которые почитают Его. Он показал силу всемогущества Своего, унизил гордых, возвысил смиренных, нищих обогатил и сделал богатых нищими; восприял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил Он отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». В 9-й песни воспоминается молитва Захария, когда родился у него сын Иоанн (Креститель), но главным образом воспевается в ней Пресвятая Дева Мария и чудное рождение от нее Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Дождевому червю не нужно небо. У него лишь две функции: питание и размножение. Двумерной плоскости ему вполне достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Чем больше приобретает человек имущества, чем больше врастает в землю, тем меньше становится собственное значение его личности. Жадность порабощает. Возрастает привязанность к земле и утрачивается духовная свобода. «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и тление истребляют и воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6, 19-21). Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру даётся алмаз. Пока алмаз не огранён, он не отражает свет. Полированные грани превращают его в бриллиант, сияющий отражённым светом как звезда. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? – это полированные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз – значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагизм человеческой свободы и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого мы начинаем подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, терпения и целомудрия отразит на земле Божественный свет. 15 февраля 2010 г. На чтение Великого канона «Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?..» (Кондак Великого канона) Кто так заботливо будит свою душу?  Может, нераскаянный грешник? Увы! Нераскаянные грешники крепко спят греховным сном. Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой? Душа моя, восстань. Что спишь? Ты спишь, а лютый ад готовит тебе вечную погибель. Ты спишь, и ангел-хранитель скорбит, не в силах разбудить тебя. Ты спишь, и Церковь понапрасну расточает то мерный звон поста, то светлый перезвон праздничных колоколов. Он не волнует тебя.    

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

– Дорогая госпожа моя Маргарита, какое зло я сделал тебе? Не обогатил ли я тебя золотом и серебром? Не украсил ли я тебя каменьями многоценными, уборами и одеждами? Молю тебя, поведай мне: какую причинил я тебе скорбь? Что велишь мне, все исполню немедленно, только не оставляй меня и не делай из меня посмешище. Оградив себя крестным знамением, Пелагия отвечала: – Господь мой Иисус Христос, избавивший меня от зубов твоих и соделавший меня невестой небесного Своего чертога, да отгонит тебя от меня. И тотчас диавол исчез. Разбудив немедленно святую Роману, Пелагия сказала ей: – Помолись обо мне, мать моя: лукавый преследует меня. Романа отвечала: – Дочь моя, не устрашайся его, ибо он теперь боится и трепещет даже тени твоей. На третий день по крещении своем Пелагия призвала одного из слуг своих и сказала ему: – Ступай в дом мой, перепиши все, что есть в моих златохранительницах, и все уборы мои, и все принеси сюда. Слуга пошел и сделал, как было приказано ему. Тогда блаженная Пелагия, призвав святого епископа Нонна, все отдала в руки его, говоря: «Вот богатства, коими обогатил меня сатана; передаю его в святые руки твои: делай с ними, что хочешь, мне же должно искать сокровищ Господа моего Иисуса Христа». Блаженный епископ Нонн, призвав эконома церковного, отдал ему в присутствии всех переданные ему Пелагией сокровища и сказал ему: – Заклинаю тебя именем Святой и Нераздельной Троицы не вносить ничего из сего золота ни в дом епископский, ни в церковь Божию, ни в свой дом, ни в дом кого-либо из клириков, но раздай все сие своими руками сиротам, убогим и немощным, дабы то, что собрано злом, было израсходовано на добро, и богатство греховное стало бы богатством правды. Если же нарушишь сию клятву – анафема да будет дому твоему, и участь твоя с теми, которые восклицали: «Возьми, возьми, распни его» ( Лк. 23:21 ). Раба Божия Пелагия ничего не оставила из своего имущества даже на пропитание себе, но питалась за счет Романы диаконисссы: ибо поклялась ничем не пользоваться от богатства греховного. Призвав всех своих слуг и служанок, она отпустила их на волю, дав каждому достаточно серебра и золота.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силою и мощью поля, не пробуждайте любви моей, пока ей не угодно [VIII, 4]. В действительности Церковь , в которой мы находимся, вышеуказанными словами убеждает дочерей своих, т. е. самое себя, состоящую из многих. Она сама есть плодоноснейшая нива Божья, силы и действия которой велики, насколько их достигли мученики в любви ко Христу. Ибо в какой мере угодно Ему поднять в этой же жизни любовь своей возлюбленной, если не до той степени, о которой Он учил и убеждал Своим примером, говоря: Больше той любви никто не имет, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Uh. XV, 13 ) и исполняя на деле сказанное. Поэтому, чтобы не казалось что к Нему только одному относится сказанное, Иоанн в послании своем говорит: Как Христос положил за нас душу Свою, так и мы должны положить души свои за братьев ( Uh. III,16 ); таким образом вот что значит: пока ей угодно. [Глава XXXI:] Если бы я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, то пусть Бог взвесит меня на весах праведных и узнает мою простоту. Если бы шаги мои уклонялись от пути, и если бы сердце мое следовало очам моим [или: око мое следовало сердцу], и если бы какое-либо пятно пристало к рукам моим [ст. 5–7]. Если бы сердце мое увлекалось женщиною, и я строил козни у дверей друга моего [ст. 9]. Ибо это величайшее зло и великое беззаконие. Это – огонь пожирающий до конца и истребляющий все отрасли до корня. Если бы я презрел подчиниться справедливому суду с рабом моим и со служанкою моею, когда они препирались со мною [ст. 11–13]. Если бы я отказывал бедным в их желании и заставлял ожидать очи вдовы. Если бы я один съедал кусок свой, и сирота не вкушал от него. Ибо со времени детства моего бедность [miseratio] выросла со мною и от чрева матери моей вышла со мною. Если бы я презрел погибающаго, когда он не имел одежды, и бедного не имевшего покрова. Если бы не благословляли меня чресла его и если бы не был он согрет волною от овец моих. Если бы я поднял руку свою на сироту даже когда видел, что я у ворот [города] самый знатный [ст. 16–21]. Если бы я считал золото силою своею и говорил самому чистому золоту: «Ты моя твердая опора». Если бы я радовался многим богатствам своим и тому, что рука моя приобрела весьма многое [ст. 24, 25]. Вне дома [моего] не остался странник. Двери мои открывались для путника. Если бы я, как человек, скрывал грех свой и на груди своей неправду свою. Если бы я страшился большого общества людей и презрение близких мне страшило меня, и я более молчал бы и не выходил бы за двери. Кто даст мне слушателя, чтобы Всемогущий выслушал мое желание и вписал в книгу сам судия, чтобы на плече своем я понес ее, и как бы венцом покрылся [ею]. Каждым шагом своим я буду провозглашать Его и как властителю принесу Ему дар. Если против меня вопиет земля и вместе с нею оплакивают борозды ее. Если я без вознаграждения ел плоды ее и огорчал душу земледельцев [ст. 32–39].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Здесь опять не место нашим умствованиям, ибо говорим о тайне непостижимого строительства спасения, а должны мы в простоте веры и с благоговением принимать и свято сохранять все то, чему учит Слово Божие и Святая Церковь. Поэтому предложим вашему благочестивому вниманию не собственные умствования о Святом Причастии как жертве Богу, но учение Св. Писания и Отцов Церкви. Спаситель говорил, что Евхаристия есть жертва Богу. Это видим и в пророчественной беседе Его о Евхаристии, и в словах, произнесенных при установлении Таинства. Давая обетование об установлении этого Таинства, Иисус Христос говорил: Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). В сем обетовании Спаситель уже показывал, что Тело Его, подаваемое под видом хлеба, по существу есть то же самое, которое имело пострадать и умереть за жизнь мира, а потому и в Таинстве будет иметь значение умилостивительной жертвы. При установлении Евхаристии Иисус Христос подавал благословенный хлеб и говорил: Сие есть Тело Мое . И потом, взяв благословенное вино в чаше, произнес: Сия есть Кровь Моя . Он, самим отделением Своего Тела от Крови указывая на Свои страдания и пролитие крови, давал разуметь, что сие Таинство Тела и Крови Его, совершающееся в воспоминание искупительного жертвоприношения на Голгофе, тоже является жертвоприношением. Сия истина веры лучше раскрывается из объяснения, присовокупленного Господом к Своим словам. Он говорил: «Сие есть Тело Мое, отдаваемое за вас» (или, как апостол передает, за вас ломимое ). Сия есть Кровь Моя , за вас и за многих изливаемая во оставление грехов . За грехи мира истинное Тело Иисуса Христа предано было на страдания и смерть и проливалась истинная Кровь Его среди страданий. И в Таинстве Евхаристии истинное Тело и Кровь Христовы приносятся Богу в умилостивительную жертву за грехи людей по силе той же беспредельно великой жертвы, Единородным Сыном Божиим принесенной на жертвеннике крестном. Притом, что Сам Спаситель совершил при установлении сего Таинства, то заповедал Он совершать апостолам, а в лице их и всем преемникам их в священстве, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

и Апостол. Церкви восточ., отв. на вопр. 107). 203 «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:27–28 ). Каких благ удостаиваются достойно причащающиеся евхаристии? Достойно причащающиеся евхаристии удостаиваются величайших благ для души и тела, получают очищение от грехов: «сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая в оставление грехов» ( Мф.26:28 ), – вступают по душе и телу в теснейшее единение со Христом: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ), – становятся участниками бессмертия и вечно блаженной жизни: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Эта божественная пища укрепляет тело, питает и возвышает духовно-нравственную жизнь христианина: «ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Свидетельства древнехристианских отцов Святого Игнатия Богоносца : «они (еретики-докеты) удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. 204 Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная. 205 Это (евхаристия) врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе». 206 Святого Иустина, философа (†166 г.): «пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как передал Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010