Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид Московского Кремля архитектурно-исторический комплекс в центре Москвы . На территории Кремля располагаются: резиденция Президента Российской Федерации, Музеи Московского Кремля, театрально-концертный центр - Государственный Кремлевский дворец. На протяжении веков М. К. являлся средоточием политической власти России, ее духовным центром, ядром рус. Православия. После 70-летнего перерыва в Кремле возродилась церковная жизнь, были вновь освящены соборы и др. кремлевские храмы, где по престольным праздникам и иным праздничным дням совершается богослужение, как правило, при участии Патриарха Московского и всея Руси. Исторический очерк (до 3-й четв. XV в.) Ранний период (до XIV в.) в развитии Москвы, а соответственно и ее Кремля (что было равнозначным вплоть до нач. XVI в.), очень слабо отражен в письменных источниках. Анализ археологических находок на территории Кремля помогает несколько прояснить картину его развития в то время. Данные археологии свидетельствуют об освоении человеком Боровицкого холма с глубокой древности. Первые следы пребывания здесь людей относятся к бронзовому веку. Возле Спасских ворот и рядом с Архангельским собором найдены каменные топоры фатьяновской культуры (II тыс. до Р. Х.). С наступлением железного века связано появление на Боровицком холме укрепленного поселения. Археологами обнаружены остатки городища дьяковской культуры, существовавшего в VIII-III вв. до Р. Х. на месте Архангельского собора и вокруг него. Были найдены окружавшие городище валы и рвы, а также фрагменты керамических изделий. Второе подобное городище, возможно, находилось на склоне холма, близ Боровицких ворот. К моменту появления Москвы эти городища давно уже были заброшены. Новый город возник на территории, освоенной слав. племенем вятичей, известным летописцам еще с кон. IX в. Точное время появления поселения вятичей на Боровицком холме, а также конфигурацию последнего установить сложно. По мнению большинства исследователей, его укрепленная часть находилась у юго-зап. оконечности Боровицкого холма. На этой территории археологами были обнаружены осколки поливной керамики, височные кольца, гривны, перстень-печатка, отходы ремесленного производства, в т. ч. ювелирного, свинцовая печать, некогда скреплявшая грамоту Киевского митрополита, жившего на рубеже XI и XII вв. В этой части совр. Кремля размещалась, согласно преданию, относящемуся к XVII в., «первая на Москве» ц. Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором. На месте Успенского собора находилось кладбище, где, вероятно, стояла деревянная церковь, предположительно освященная во имя вмч. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К вопросу о реликвиях Св. Димитрия Солунского в Успенском соборе Московского Кремля   Мощи и икона с житием вмч. Димитрия Солунского А.В. Рындина Недавно вышли в свет две работы, посвященные судьбе солунских реликвий, принесенных во Владимир из Фессалоник в 1197 г. и затем попавших в московский Успенский собор (1). Однако, многие вопросы, касающиеся " гробной доски " св. Димитрия, остаются пока в тени, неясна и окончательная дата живописной иконы, поновленной в 1701 г. Кириллом Улановым. Нам представляется, что на решение названных проблем может пролить свет анализ резного образа святого воина, обнаруженного в 1924 г. Н.Н. Померанцевым на чердаке Мироваренной Палаты Московского Кремля и определенного им как изображение св. Димитрия Солунского конца XIV - начала XV в. (2) По мнению исследователя, скульптура сильно пострадала от пожара (отсутствуют руки и сильно поврежден лик). Н.Н. Померанцев полагал, что в правой руке воин держал копье, а в левой - щит. (3) Согласно точке зрения Г. К. Вагнера, воин, представляющий собой св. Георгия, имеет общие иконографические и типологические черты с каменным Ермолинским Георгием Фроловских врат Московского Кремля, и создан, следовательно, во второй половине XV в. (4) Для Г.К. Вагнера образ св. Георгия - " Покровителя княжеского дома " как нельзя более отвечает идеологическим позициям эпохи Ивана III. (5) В связи с возможным функционированием статуи Г.К. Вагнер выдвигает гипотезу о ее пребывании " в архитектурной нише какой-либо кремлевской башни или великокняжеского дворца " (6) . Как видим - в связи с фигурой воина в науке бытует тот же круг " градозащитных " штампов, что и в случае с Николой Можайским, хотя по материалам письменных источников XVII-XVIII вв. и по современному бытованию киотных икон с рельефным изображением св. воинов, в частности, " Чуда Георгия о змие " , ясно, что они занимали место в интерьерах храмов, чаще всего в придельных иконостасах (7). Это в равной степени касается и древних балканских деревянных статуй.

http://sedmitza.ru/text/514948.html

В верхней части витрины - запрестольный крест и иконы из иконостаса Вознесенского собора 22 декабря 2014 г. 10:40 Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ПОСТОЯННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВЗОРВАННОЙ 85 ЛЕТ НАЗАД ОБИТЕЛИ У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история. С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля . В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря. Уникальные премьеры По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет. Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций. Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым. «Много раз его использовали в крестных ходах, - рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. - Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени. Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам».

http://e-vestnik.ru/reports/voznesenskiy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора - «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым , на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы.

http://pravenc.ru/text/164925.html

В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Златоустовский монастырь Злamoycmobckiй, третьеклассный мyжckiй, въ Златоустенскомъ переулкЪ (между Покровкой и Мясницкой). Фото из книги Н.А. Найденова " Москва. Соборы, монастыри и церкви " . 1882-83гг. Во имя св. Иоанна Златоуста в старой Москве был освящен древний монастырь, стоявший между Мясницкой и Покровкой. Он дал старомосковское название двум прилегавшим к нему переулкам - Большой и Малый Златоустинские. В советское время они были переименованы в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Обитель была уничтожена после революции. Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя св. Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шел от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, еще не было. Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоаким. И еще известно, что возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшую городскую территорию. Эта его деятельность запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка между Покровкой и Солянкой - здесь повелением Ивана III были разбиты великолепные сады с фруктовыми деревьями, их свежие плоды подавались прямо на стол московскому правителю. Отсюда вся эта местность называлась в древности Старый Государев сад, или просто Старыми Садами, потому что Новый Государев сад был разбит немного позднее на Софийской набережной против Кремля. И когда великий князь стал благоустраивать под жилище эту территорию, он обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель с обветшавшей деревянной церковкой, освященной во имя его небесного покровителя св. Иоанна Златоуста. Московский государь решил красиво обустроить ее на свои щедрые пожертвования и под личным патронажем.

http://pravoslavie.ru/224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля, домовый храм рус. вел. князей и царей в честь Благовещения Пресв. Богородицы (25 марта) (в XVI в.- «что у великого государя в верху» или «на сенях», в XVII в.- «что у государя во дворце»). История собора Строительство в XIV - нач. XV в. Время возникновения первого престола в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Московском Кремле неизвестно. Принятая в старой лит-ре дата, 1291 г., основана на легендарных сведениях соч. «Книга о древностях Российского государства» Т. Каменевича-Рвовского (диак. Афанасьевского мон-ря на Мологе) кон. XVII в., подвергнутого еще Н. М. Карамзиным резкой критике. В. И. Фёдоровым и Н. С. Шеляпиной была сделана попытка отождествить с этой легендарной церковью фрагменты открытой ими в 60-х гг. XX в. бутовой фундаментной кладки. По их мнению, храм был деревянным на каменном основании. Однако Б. Л. Альтшуллером были высказаны справедливые сомнения в такой идентификации найденных кладок. Остается недоказанной и др. датировка основания первого деревянного храма - 1383 г. С большей определенностью датируют возведение первой каменной ц. Благовещения Богородицы на дворе вел. князя. Полагают, что она возведена до 1394 г. Однако эта временная граница условна. Ее основанием явилось предположение, что домовый каменный храм вел. князя не мог быть построен после возведения каменной церкви на дворе вел. княгини, т. е. ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященной 1 февр. 1394 г. Др. распространенная датировка, 1397 г., связана с известием нек-рых летописей о принесении вел. кн. Василию Димитриевичу из Царьграда иконы «Спас в белорисцех». Но поскольку в тексте летописи не говорится о поставлении иконы в храме, то это сообщение не может рассматриваться как безусловное свидетельство существования самого собора в 1397 г. В наст. время строительство первого белокаменного храма датируют (М. Х. Алешковский, Альтшуллер) периодом между сер. 60-х гг. XIV в. (возведение стен московского Кремля при вел. кн. Димитрии Донском) и 1393 г. (начало строительства ц. Рождества Богородицы на Сенях).

http://pravenc.ru/text/149295.html

Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский Конец татарского ига. Татарское иго было окончательно свергнуто в 1480 году. Татарский хан Ахмат, простояв несколько месяцев против русского войска, ушел обратно, не решившись начать бой. Московский великий князь Иван III (правил в 1462–1505 гг.) закончил дело «собирания Руси», начатое московскими князьями. Вся северная и восточная Русь была объединена под главенством Москвы. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора, убитого при взятии Константинополя турками, и считал себя его преемником. Есть предание, что им были сказаны слова: «Был Первый Рим. Была Византия – Второй Рим, а Москва –Третий Рим, и Четвертому не быть». При Иване III заново были отстроены московский Кремль и главный собор Москвы – Успенский (освящен в 1479 г.). Для его постройки был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Прежде чем начать постройку, он посетил Владимир и Новгород, изучая архитектуру русских храмов. Успенский собор – сердце Кремля. В нем «садили на стол» московских князей, а потом венчали на царство российских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и Патриархов всея Руси. Отстроены были и другие здания Кремля. В XIV в. Польша и Литва были единым государством, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращать в христианство язычников. Это положило начало притеснению многочисленного православного населения западной Руси. Не доверяя своим епископам, на которых светская католическая власть оказывала сильное давление, народ стал создавать православные братства мирян для защиты Церкви. Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия для Московской Руси . В 1437–1439 гг. в итальянских городах Ферраре и Флоренции состоялся Собор западных и восточных епископов. Приехали и представители Руси во главе с греком митрополитом Исидором. Византийская Империя доживала последние дни. Турки окружили Константинополь. Император Иоанн и Патриарх Иосиф ради спасения отечества решились на союз с Римским Папой. Когда митрополит Исидор вернулся в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь народ с Московским великим князем Василием назвал его поступок изменой. Позднее в 1448 г. был созван Собор русских епископов, который избрал митрополитом Московским епископа Рязанского Иону. В послании великого князя Василия в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам православии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Москва. Церковь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Карта и ближайшие объекты В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

http://sobory.ru/article/?object=03304

I. Местность и название церкви Космодамианская, что в старой Кузнецкой, церковь состоит города Москвы в Ивановском сороке, за Яузой, на Гончарной улице. Московское Заяузье заселилось очень рано. В XV в., когда в Кремле и близь Кремля селились князья и бояре, гости и торговые люди, а отдаленные от города местности заселялись ремесленниками, людом рабочим, за Яузой, на берегу Москвы реки, жили котельники, кузнецы, гончары, 1 каменщики; урочища, на которых жили эти ремесленники, до сих пор остаются с именами своих первых обитателе. 2 В грамотах конца XV века упоминается Заяузская слобода, 3 в первой половине XVI в. летописцы, при описании московских пожаров рассказывают и о пожарах за Яузой, где жили Гончары. 4 Кузнецы поселились в Заяузье, на берегу Москвы реки, на вражке; когда они здесь поселились и долго ли прожили неизвестно; но судя потому что церковь святых бессребреников Космы и Дамиана, 5 при которой они жили в 1-й половине XVII века писалась на Вражке, в Кузнецах, а во 2-й стала писаться: в старых Кузнецах, можно полагать, что они прожили здесь до половины XVII века. Вражик, на бережках которого жили они, находился на южной стороне храма; когда кузнецов не стало, он засыпан, на месте его образовался проезжий переулок к Москве реке, который и существовал до конца прошедшего столетия. 6 Ныне одна только водосточная труба, проходящая церковными дворами напоминает о его существовали, а слитки перегорелого ржавого железа, до сих пор находимые в земле близ трубы, (напр. в саду купца Полякова, а также при постройке диаконского дома в 1862 г.) доказывают, что здесь действительно жили кузнецы. Наименование «в старой Кузнецкой» утвердилось за церковью в прошедшем столетии, но это название она носит только по церковным актам и официальным бумагам, в народе же известна под именем Космы и Дамиана – старого; а старым называется в отличии от другой церкви Космы и Дамиана, которая отстоит от неё в 43 саженях, и носит название Космы и Дамиана – нового. 7 II. История храма На том месте, где теперь мы видим храм во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, в XV веке существовал монастырь. В духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеевича 1498 года читаем: «да мои же места Заяузская слободка с монастырем с Кузмодемьяном: и теми моими месты жена моя Овдотья, и дети мои Василий да Иван поделятся.» 8 Когда и кем основан этот монастырь, мужской он был или женский, когда и по какому случаю уничтожен сведений не имеется. В начале XVII века на месте монастыря существовала уже приходская церковь Космы и Дамиана, на Вражке, в Кузнецах.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010