Если бы кому-нибудь пришла в голову мысль ликвидировать «Старый Пловдив» с его кривыми узкими улочками и неповторимо оригинальными домами и поставить на этом месте несколько современных огромных зданий, это была бы ничем и никогда не восполнимая потеря. Ну вот, а в Москве район, который надо было бы ло принятому образцу называть «Старым городом», назывался Зарядьем. Нельзя сказать, что все предыдущее существование Зарядья было безоблачным. И раньше тоже при любом набеге или нашествии на Москву в первую очередь доставалось Зарядью. Люди могли уйти, спрятаться, переждать, пережить, а дома, лавки, терема и церковки спрятаться, увы, не могли. Они (у подножия Кремля) первыми принимали на себя ярость и разнузданность пришельцев, они горели. Г. Г. Антипин в своем очерке о Зарядье выписал в столбик тех, кто огнем и мечом прошел по Зарядью с XII по XV век. Вот этот выразительный столбик. 1177 г. – рязанский князь Глеб. 1209 г. – рязанский князь Изяслав. 1213 г. – владимирский князь Юрий Всеволодович. 1238 г. – татарский хан Батый. 1293 г. – татарский царевич Дуденя. 1308 г. – великий князь тверской Михаил Ярославич. 1368 г. – великий князь литовский Ольгерд. 1382 г. – татарский хан Тахтамыш. 1408 г. – татарский хан Едигей. 1451 г. – татарский царевич Мазовша. Да это еще рано остановился автор очерка. В XVII реке при Дмитрии Самозванце опять жгли Зарядье иноземные войска, ну и во время наполеоновского нашествия первым запылало оно же, тесное, деревянное, примыкающее к Кремлю. Однако откатывались набеги, отливали нашествия, и на пожарище снова бойко стучали топоры, сверкала на солнце сосновая щепа, пахло смолой, известкой, ложились в венцы обтесанные бревна, белый камень и кирпичи, опять поднимались островерхие хоромы и церковки с колокольнями. Постепенно в Зарядье стали селиться не только торговые, но и государственные люди, бояре. Их прельщала близость к Кремлю, к резиденции великого князя московского, которому они служили. «Поселение бояр в Зарядье накладывало свой отпечаток на его внешний облик. Каждый из боярских дворов представлял собой обособленное феодальное хозяйство… Хоромы бояр располагались в глубине улицы, посередине обширного двора; они состояли из ряда построек, чередовавшихся с частоколом. По-своему подобные комплексы были живописны».

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Наиболее древним изображением В. Ю., по мнению ряда исследователей (В. В. Косаткин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Т. П. Тимофеева, Т. Я. Мокеев), является рельеф тимпана сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по 2 отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы В. Ю. и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в к-ром современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей (дискуссию об этом см. в кн.: Гладкая М. С. Композиция сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с властителем на троне//Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 266-278). По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, В. Ю., воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном ( Она же. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Центр. прясло сев. фасада. Владимир, 2003. С. 146-148). Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением В. Ю., представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 212 об., 217 об., 220, 222, 223-228 об., 235, 236, 240 об., 242 об.-243, 244). В соответствии с текстом В. Ю. изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевроп. реалии: В. Ю. либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Вел. кн. Всеволод Юрьевич. Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Хабаровская духовная семинария Дата создания: 10 июня 2005 г. Описание: 10 июня 2005 г. в Патриарших палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе заседания обсуждались вопросы повышения уровня подготовки священнослужителей для дальневосточных епархий и развития миссионерской деятельности в регионе. По итогам обсуждения Священный Синод принял решение о создании духовной семинарии в Хабаровске. 1 сентября 2005 г. в новообразованной духовной школе начались учебные занятия. В истории учреждения Хабаровской духовной семинарии есть одна исключительная особенность. Это первый случай в новейшей истории российского духовного образования, когда семинария учреждается по непосредственному предложению Предстоятеля Церкви — Святейшего Патриарха Алексия II. Определяя Хабаровск как центр развития духовного образования и богословской науки в регионе Его Святейшество, безусловно, принимал во внимание готовность правящего архиерея и губернатора края к реализации данного проекта. Хабаровский край является примером успешного сотрудничества между Церковью и светской властью. Это, равно как и высокий статус Хабаровска — столицы федерального округа — явилось решающим фактором в выборе площадки для открытия дальневосточной семинарии. 21 сентября 2006 г. состоялось открытие информационно-аналитического портала Хабаровской духовной семинарии «Православие на Дальнем Востоке». До создания портала в российском Интернете не существовало ресурсов, отражающих религиозную жизнь на всем пространстве Дальнего Востока. В январе 2007 г. портал «Православие на Дальнем Востоке» принял участие в первом конкурсе православных сайтов Рунета «Мрежа-2007», который состоялся в рамках XV Международных Рождественских чтений. По итогам конкурса портал стал лауреатом в номинации «СМИ, новости, порталы». В апреле 2007 г. портал стал лауреатом Дальневосточной интернет-премии «Стерх-2007», вручение которой проходило в рамках VI Дальневосточного интернет-форума, в номинации «Лучший информационный сайт, региональный портал, сайт СМИ». В ходе конкурса портал стал не только лидером интернет-голосования по своей номинации, но и абсолютным лидером голосования по конкурсу в целом. Это был первый случай награждения интернет-премией федерального масштаба православного интернет-ресурса. Портал также становился лауреатом премии «Стерх» в 2008 и 2009 гг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2355771...

орнаментов, широко применявшийся в средневек. Европе по крайней мере с IX-X вв.), а круглые «клейма» приобретают вид цветка с лепестками, или «солнышка» (сегнерова колеса). В изголовье плиты все больше места оставляют для надписи, и в XVII в. линия-разделитель полностью оттесняется к ногам. Сами камни быстро «росли» в высоту, их боковые грани украсил орнамент из простых арочек или «ложек», точнее каннелюр (мотив восходит к ним генетически). Этот популярный с античности мотив присутствует в русско-итал. архитектуре (ц. Вознесения в Коломенском: порталы и капители, убранство «трона» в вост. галерее), а также в декоре гробниц Сирии. Резчики Москвы трансформировали его, превратив каннелюры в плоские редко расставленные арочки и «столбики». В XVII в. в декоре рус. Н. чрезвычайно ощутимо воздействие ориентального орнамента; яркий пример - белокаменные надгробницы Архангельского собора Московского Кремля, но известны и отдельные плиты с вост. орнаментальными элементами. Эти элементы проникли на Русь благодаря широкому использованию вост. и ориентализованных европ. тканей, а также работе казанских мастеров ислам. орнаментики, к-рые исполняли заказы рус. служилых людей. В сер.- 2-й пол. XVII в. в рус. Н. появляются элементы барокко, и с 80-х гг. XVII в. пышная рельефная растительная орнаментика ориентируется на европ. образцы. Плиты приобретают в это время столь значительную высоту, что орнамент и надпись уходят с верхней грани и появляются в торцах или на боковых гранях, готовя т. о. появление Н. в форме саркофага. Следует отметить, что в Москве, Серпухове, Астрахани и Твери находят и плиты христиан-иноверцев. Во всех случаях эта массовая ремесленная продукция отличается от Н. местных жителей только языком надписей (немецкий и голландский, в единичных случаях английский и латинский, известны также арм. и груз. надписи XVII-XVIII вв.) и отчасти составом эпитафий. Надписи Надписи на московских Н. появляются только в посл. десятилетия XV в., хотя на крестах-Н. они известны гораздо раньше. Надписанные плиты долго остаются в меньшинстве, и сами надписи не выглядят обязательным элементом, т. к. специальное место для них в орнаменте не предусмотрено. Однако с 1-й четв. XVI в. такое место появляется и постепенно надпись оттесняет орнамент на периферию (возможно, надписи выполняли эфемерными красками в расчете на дальнейшую прорезку). Все плиты, выходящие из мастерских с кон. 1-й трети XVI в., рассчитаны на нанесение надписи, и с т. зр. археологии надпись - доминирующий признак. Это согласуется с развитием эпиграфики в целом: в быту XVI-XVII вв., особенно в мон-рях, надписанных предметов гораздо больше.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

При раке А. в Чудовом мон-ре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу А. в Чудовом мон-ре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. В 1722 г., будучи в Москве, имп. Петр I Алексеевич распорядился снять его и передать в Синодальную ризницу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 509. С. 156), где позднее он был заменен медным и исчез. В Оружейной палате хранится др. медный перстень с печаткой из прозрачного камня или стекла с изображением животного, к-рый, по описям Патриаршей ризницы XVII-XVIII вв., значится как дар А. хана Джанибека ( Орешников. С. 171-186), однако, несмотря на несомненную древность изделия, его материал в сочетании с саном дарителя и одаренного вызывает сомнение в достоверности предания. До 1722 г. в Чудовом мон-ре богомольцам продавался «чудотворцев мед», служивший целительным средством от болезней и от порчи ( Лавров А. С . Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М., 2000. С. 414-415). 28 февр. 1722 г. был издан имп. указ, вскоре напечатанный, запрещавший эту продажу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 445. С. 90). После уничтожения в 1929 г. всего комплекса построек Чудова мон-ря мощи А. находились в музеях Московского Кремля. В 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы РПЦ и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове , где находятся до наст. времени. Жития А. разных редакций и службы ему сохранились в огромном числе списков XV-XIX вв., с трудом поддающихся учету (наиболее полные, хотя и не исчерпывающие сведения об их рукописной традиции содержит картотека Н. К. Никольского в БАН), и в изданиях начиная с XVII в. Древнейшим житийным текстом, посвященным А., является летописная повесть «О Алексее митрополите». Текст повести изобилует хронологическими выкладками, относящимися к разным периодам жизни А., не во всем, однако, достоверными и не согласующимися с упомянутыми в том же тексте историческими реалиями.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Медведев постановил отменить развлекательные мероприятия и передачи в день похорон Патриарха Алексия 07.12.2008 13:42 Версия для печати Москва, 7 декабря. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ " Об организационных мероприятиях в связи с кончиной Патриарха Московского и всея Руси Алексия II " . Как сообщает " Интерфакс-Религия " со ссылкой на пресс-службу Кремля, в частности, глава государства постановил предложить учреждениям культуры и телерадиокомпаниям отменить развлекательные мероприятия и передачи в день похорон Патриарха. Также в тексте указа говорится о содействии правительства и органов государственной власти Московской патриархии в организации похорон Алексия II. Кроме того, общероссийские телерадиовещательные организации должны будут обеспечить освещение мероприятий, связанные с прощанием с Патриархом. " 5 декабря 2008 года скоропостижно скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Алексий II навсегда останется в памяти народа России как выдающийся гуманитарный деятель, внесший огромный вклад в укрепление мира и согласия между народами, восстановление исторического и культурного наследия России " , - говорится в тексте указа.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А ведь уже в XII-XV веках у пристаней Великого Новгорода и Пскова швартовались суда из самых различных стран, а предприимчивые и любознательные жители северных княжеств постоянно совершали походы за несколько морей, осваивая тамошние достижения, которые им казались рациональными и необходимыми для укрепления экономической мощи Отечества. Выдаваемые в замужество дочери русских князей славились не одной славянской красотой, но зачастую учили своих западных супругов умению читать и писать, ибо библиотеки их отцов состояли из мировых литературных сокровищ. Новгородские и псковские архитекторы вместе с живописцами находились в постоянном контакте с мастерами не одной только Византии. Активное сотрудничество с художниками и строителями итальянских, немецких, французских и испанских земель помогало взаимному духовному обогащению и совершенствованию изобразительного мастерства. Недаром дореволюционная искусствоведческая наука о культурных достижениях Древней Руси наглядно подчеркивает интернациональность и открытость творчества наших церковных художников. Я всегда советую квасным патриотам, замыкающимся исключительно на себе любимых, вспоминать об Аристотеле Фиораванти и Алевизе Новом – авторах архитектурных жемчужин Московского Кремля. Но и безбашенным западникам стоит помнить, что, прежде чем приступить к их строительству, князья-заказчики отправили зодчих на годик-другой изучить шедевры белокаменной архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В результате слияния итальянской манеры строительства с изысканными формами храма Покрова на Нерли, Дмитровского и Успенского соборов, Георгиевской церкви в Юрьеве-Польском восхищается вот уже много столетий весь мир симфонией кремлевских построек. Русская живопись, литература, зодчество, музыка, театр и балет XVIII-XX веков, обогатившие мир бесконечным количеством блистательных творений, не могли бы появиться на свет без постоянного обмена опытом и знаниями с коллегами, творившими по всему миру. Столпы славянофильского направления в русской истории и культуре никогда не замыкались в рамках национализма, а тем более шовинизма.

http://religare.ru/2_50749.html

Посад с его слободами и селами. Замоскворечье. Скородом. Объем и население Москвы. Описание иностранцев. Образ строения жилищ. Пожары. Возобновление после них. Учреждение каменного приказа. Художники и ремесленники отечественные и иностранные. Строение обетных храмов, возобновление и сооружение церквей; монастыри. Образ строения храмов. Памятники гражданской архитектуры. Состояние и господствующий стиль иконописи. Подлинники. Строгановская школа. Иконописцы. Типография. Влияние Патриаршества на художества. При дворе Царском художества находят себе покровительство. Литейное искусство и его памятники. Участь ваяния. Филигранная работа. Характер периода. Москва, после пожаров и разорений возобновленная и даже украшенная Иоанном III и сыном его Василием, в начале XVI века, уже возвышалась с золотыми верхами, с грозными башнями и стрельницами, с множеством церквей, с белыми стенами города; по в ней еще редко были каменные домы. Один Кремник, как выше замечено, собственно назывался городом и внутри города Москвы, а прочие ее части, составляющие нынешние Китай, Белый и Земляной города, занимали посады, кои были ближние к городу и дальние; они укреплялись решетками и рогатками и обнесены были деревянной оградой с башнями и воротами 75 . В 1508 году Великий Князь Василий велел Фрязину Алевизу вокруг Москвы обложить ров кирпичем и камнем и копать пруды. Город и большой Посад омывались реками Москвою и запруженною Неглинною, которая разделялась на два рукава: один, обтекая северо-восточную сторону Кремля, а другого северо-восточную сторону Посада, впадали в Москву реку. Остальная часть города окопана была широким рвом, наполненным водою, которая проводилась из этих рек. С юго-восточной стороны город защищен был Яузою, также впадающей в Москву несколько ниже оного. На Яузе находилось довольно мельниц мукомольных и одна пороховая. В начале XVI века упоминаются теже в Москве дворы и подворья, какие и в конце XV-ro, внутри города, на месте дворов Петровского, Ивановского и Никитинского новая улица от площади (Ивановской) к Никольским воротам, новая улица, проведенная от площади к Фроловским воротам между дворов Князей Оболенского и Стриги, Борисова, Савостьянова, Семенова, Бабинина, Тучкова и Государевых портных мастеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Однако от этого периода, как ни от одного из предшествующих, сохранилось (в разных странах) множество украшенных шитьем тканей. Малый саккос Фотия. XIV–XV вв. Так, к 1322 году относится великолепный саккос русского митрополита Петра, выполненный из атласа и украшенный вышивкой строгого геометрического рисунка. Серединой XIV столетия датируется малый саккос русского митрополита Фотия, находящийся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Малый саккос из атласа, вышитый серебром и золотом, а также разноцветными шелками, был прислан из Константинополя в Москву в середине XIV столетия. На нем изображены такие сцены, как «Распятие», «Сошествие во ад», а на обратной стороне – «Преображение» и «Вознесение». На боковых частях саккоса в многолопастных арках представлены фигуры святых в рост. По бокам в виде орнамента расположена арабская надпись с изречением из Корана, воспринимаемая как декоративный элемент. В целом развитие искусства при Палеологах совершалось в сторону усиления живописного начала, в направлении более точного воспроизведения действительности и расширения сфер этого воспроизведения. Это был процесс сложный, часто неровный, но органический и закономерный. Расцвет византийского искусства был внезапно прерван разгромом Константинополя в 1453 году, а затем и захватом всей империи турками. Но удивительное и знаменательное явление – византийское искусство не прекратило своего существования с падением империи. В трудных условиях порабощенной страны оно продолжало существовать, и основной его чертой стала традиционность, приверженность образцам и формам, возникшим в период независимости и расцвета Византии. Центры создания художественных произведений переместились. Живописцы и строители после 1453 года стали покидать Константинополь. Они уезжали в другие страны, но, конечно, большинство из них стремилось остаться где-нибудь поближе к своей родине. Центрами византийского искусства, когда Византии уже не существовало, стали острова Крит и в меньшей степени Кипр, но прежде всего та часть Халкидикского полуострова, на которой расположен Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Василий Тимофеевич Георгиевский (06.01.1861–14.12.1923) Василий Тимофеевич Георгиевский Исследователь древнерусского искусства и церковной старины, архивист, статский советник. Биография Родился в городе Судогда Владимирской губернии в семье священника. Учился во Владимирской духовной семинарии, которую окончил в 1881 году, и в церковно-историческом отделении Киевской духовной академии (окончил в 1885 году). Преподавал во Владимирском женском епархиальном училище, служил инспектором церковно-приходских школ в Киеве и Киевской губернии. С 1901 по 1914 годы Георгиевский — уполномоченный по делам иконописных школ при Комитете попечительства о русской иконописи. В 1907—1917 годах — член Училищного совета при Святейшем Синоде. В 1911—1913 годах Василий Тимофеевич совершил три научных путешествия на Афон, доставив в Россию несколько фрагментов афонской стенной живописи и опубликовав альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914). После Октябрьской революции, в 1917—1918 годах, был делопроизводителем на Всероссийском Поместном соборе в Москве. В июле 1918 года Георгиевский вошёл в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. Принимал участие в расчистке фресок XII века в Дмитриевском соборе и фресок начала XV века в Успенском соборе во Владимире. С сентября 1918 года был членом экспедиции А. И. Анисимова в Белозерский и Ферапонтов монастыри города Кириллова, по возвращении из которой получил должность инспектора при Главном управлении архивного дела и с сентября 1919 года был назначен хранителем древних тканей Оружейной палаты Московского Кремля. Жил в Москве в Замоскворечье. Умер 14 декабря 1923 году в Москве после болезни. Похоронен на Даниловском кладбище. Дочь Георгиевского — Е. В. Георгиевская-Дружинина после смерти отца издала последнюю, подготовленную до 1917 года, научную работу отца — «Памятники старинного русского искусства Суздальского музея» (Москва, 1927). У неё же сохранилась часть архива В. Т. Георгиевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010