В Московском Кремле обнаружены уникальные фрески XV века Москва, 1 декабря 2005 г . Сенсационная находка в самом центре столицы. В Благовещенском соборе Кремля – прямо под ногами в течение многих столетий находились уникальные фрески 15-го века, сообщает «Первый канал». Специалист по древнерусскому искусству Ирина Качалова ведет нас в соборный подклет. За этой дверью и нашлись уникальные фрески. Оказалось, что много лет сокровища Благовещенского собора были под ногами. Во время ремонтных работ рабочие случайно наткнулись на большие белые камни с еле заметными рисунками. Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: " Они были довольно бесформенно положены, но они все были раствором залиты, это была такая монолитная кладка, это не была свалка камней " . Объемы неожиданной находки впечатляют, такого количества древнерусской настенной живописи 15 века не находили еще никогда, а здесь 100 с лишним камней, на 20 – фрагменты ценнейших росписей. Каждый мельчайший осколок фресок пронумерован и перенесен в собор. Ирина Качалова, специалист по древнерусскому искусству музеев Московского Кремля: " Это действительно уникальная находка, хотя бы только потому, что росписей того времени настолько мало, что каждый фрагмент, если даже это маленький кусочек живописи, – он уже дает представление о технике и приемах " . С конца 13 века Благовещенский собор был домовым храмом московских князей и неоднократно перестраивался. А в 16 веке Иван III решил построить на месте белокаменного собора новый кирпичный. Так сложился современный облик собора. Найденные кирпичи, как предполагают историки, принадлежали предыдущему храму 1416 года. Фрески же украшали его алтарную часть. Но пока у специалистов больше вопросов, чем ответов. И на главный – зачем древним зодчим понадобилось складывать обломки стен, ставшие по прошествии веков сокровищами, под новым собором – у ученых пока нет ответа. Эти камни пролежали под Благовещенским собором пять с лишним столетий. Фрески от времени осыпались. Теперь реставраторам предстоит разгадать секреты древних художников и собрать из тысяч мельчайших осколков сложнейший пазл. Кое-где под фресками проступают карандашные наброски древнего мастера, а многие фрагменты росписей поразительно напоминают орнамент на стенах более поздних храмов – все это ученым только предстоит осмыслить. После реконструкции находку смогут воочию увидеть и все желающие. В музеях Московского Кремля уверены, это не последнее открытие – древний собор только начал приоткрывать свои вековые тайны. 1 декабря 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15343.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Все » Новости Музеи Московского Кремля закрылись для посетителей 18.03.2020 15:07 Версия для печати Москва, 18 марта. Музеи Московского Кремля, включая Оружейную палату, закрыты для посещения со среды. Экспонаты и выставки музеев можно посмотреть онлайн, сообщили ТАСС в пресс-службе ММК. Накануне Министерство культуры РФ распорядилось приостановить допуск посетителей во все подведомственные учреждения культуры, включая музеи. Ранее о закрытии объявили Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, Музей Победы, Музей Москвы, музей современного искусства «Гараж» и ряд других федеральных, городских и частных музеев. Большой театр и некоторые другие театры отменили показы постановок. Некоторые спектакли будут представлены в формате онлайн, на остальные будет осуществляться возврат денежных средств. Библиотеки также приостанавливают работу. «В связи с мерами, предпринимаемыми для борьбы с распространением коронавирусной инфекции, с 18 марта Музеи Московского Кремля, включая Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, закрыты для посещения. Также отменяются все лекции, культурно-образовательные программы и другие мероприятия для детей и взрослых», - сказали в пресс-службе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Полистать книгу Альберто Мелло «Божья любовь в псалмах» Перевод игумена Арсения (Соколова), Издательство Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, Москва, 2014  Любовь Божья – одна из самых великих тем Библии. В общей сложности слово хесед («любовь») встречается в Ветхом Завете 245 раз, из них 127 раз – в Псалты­ри. Именно в этой книге, являющейся сборником молитв, многие из которых обращены к Царю-Мессии, тема Божьей любви становится постоянной, при­обретает богословскую глубину. Автор, известный библеист и комментатор книг Ветхого и Нового Заветов, рассматривает каждое из наиболее значитель­ных появлений термина хесед в Псалтыри, считая, что через чтение в строго определенной последовательности всех давидовых псалмов в нас реализуется подлинный мессианский опыт, опыт следования за Мессией.  Полистать книгу «Большая книга рождественских чудес» Издательство Delibri, Москва, 2014  «Большая книга рождественских чудес» расскажет о традициях русских Святок, о праздничных обычаях разных народов, познакомит с трогательными и поучительными рассказами известных и забытых авторов. В книге собраны рассказы и стихи, которые были написаны еще в те времена, когда елка называлась не новогодней, а рождественской. Иллюстрации – это картины и гравюры русских и зарубежных художников позапрошлого столетия. Имена многих писателей, поэтов, художников не дошли до наших дней (в XIX веке авторы журнальных публикаций нередко подписывались инициалами или не подписывались вовсе). Каких чудес мы ждем на Рождество? Самые главные чудеса невидимы: это любовь, доброта, ласка, веселье. Но книга тоже может стать маленьким чудом, если она передает ощущение праздника, приходящего к нам сквозь века. Полистать книгу   И здесь Византийские древности. Произведения искусства VI – XV веков в собрании Музеев Московского Кремля: Каталог Отв. Ред. – сост. И.А.Стерлигова, Издательство Пинакотека, Москва, 2013  Первый фундаментальный научный каталог произведений византийского искусства, хранящихся в Музеях Московского Кремля, включает предметы VI – XV веков, как широко известные, так и ранее не публиковавшиеся. Большая часть этих памятников – икон, драгоценных сосудов, шитых облачений – происходит из царской казны и кремлевских храмов, некоторые найдены при археологических раскопках на территории Московского Кремля.

http://pravmir.ru/6-novyih-knig-kotoryie...

А. В. Кузьмин Иконография Вел. кн. Константин Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Вел. кн. Константин Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. «Исторический портрет» К. В. находится в стенописи 1652-1666 гг. (по первоначальной программе 1564-1565) на юж. грани сев.-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. К. В. показан фронтально в рост, в княжеском одеянии: красном далматике с золотым поясом, сине-зеленой узорчатой шубе-ферезее, в красной шапке с опушкой, имеет недлинную, слегка раздвоенную на конце бороду; изображен с нимбом. Правой рукой, поднятой к груди, благословляет, в левой, отведенной в сторону, держит свиток. Вел. кн. Константин Всеволодович обращается к народу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 844 об.) Вел. кн. Константин Всеволодович обращается к народу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 844 об.) Возможно, князь изображен на миниатюре из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 243 об.; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 243 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 396) верхом на коне в сцене проводов братьями кн. Святослава Всеволодовича на Новгородское княжение. Основные события из жизни К. В. проиллюстрированы на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Среди более 50 миниатюр с изображением К. В. выделяются несколько циклов, которые посвящены отъезду К. В. на Новгородское княжение и преставлению его матери блгв. вел. кнг. Марии Шварновны (Л. 613 об.- 617 об.), смерти блгв. вел. кн. Всеволода Юрьевича (Л. 729 об.- 732 об.), битве на р. Липице (776 об.- 826), преставлению К. В. (Л. 843-844). На ранних миниатюрах, напр. в сцене свадебного пира (Л. 447 об.) или совместного с отцом похода на половцев (Л. 494), К. В.- русоволосый благообразный юноша, в дальнейшем он изображается средовеком с недлинной бородой, в княжеском одеянии. Особо подчеркнуто благочестие князя, более 10 миниатюр посвящено закладке и освящению различных церквей в Ростове, Ярославле и Владимире, а также торжественной встрече ростовского еп. Пахомия с привезенными из К-поля реликвиями (Л. 838 об.- 840). На миниатюре, сопровождающей текст посмертной похвалы мудрости и праведности К. В., он изображен седым старцем, обращенным к народу (Л. 844 об.). На высоком столе перед собой он придерживает раскрытую книгу.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

Работы этого периода, а также уточнения датировок и атрибуций, предложенные М., не утратили своего значения и поныне. Итогом изучения сергиево-посадской коллекции шитья стал раздел в монографическом издании «Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники» (М., 1967), в к-ром были продемонстрированы все научные приемы автора: многоплановость анализа с учетом исторических обстоятельств и персоналий, точность и обстоятельность характеристик. С 1962 г. М. начала работать в Музеях Московского Кремля как хранитель Благовещенского собора. Благодаря ей были систематизированы иконы, предметы утвари и убранства этого храма. Она создала новые экспозиции, напр. выставку икон из придельных церквей Благовещенского собора, организовала профилактику и реставрацию икон из деисусного и праздничного чина иконостаса (кон. XIV - нач. XV в.). М. возглавила комиссию по научной каталогизации музея, она разработала форму инвентарных описаний, составила программу каталогизации музейных собраний. В 1971 г. состоялась защита ее канд. дис. «Древнерусское лицевое шитье XVI в.» в Ин-те археологии АН. На должности зам. директора по научной работе (1972-1979) М. продолжала заниматься изучением лицевого шитья, активно участвуя в выставочной и научной деятельности музея, в различных музейных и научных конференциях. Темами ее исследования становились ведущие мастерские шитья Др. Руси - царские и боярские светлицы; изучение и атрибуция шедевров, происходивших из крупнейших соборов (московского Успенского, новгородского Софийского), монастырей (Кириллова Белозерского, Соловецкого). Для метода работы М. был характерен энциклопедический подход, удачно совпавший со счастливой возможностью изучать лучшие из древнерусских коллекций лицевого шитья: в ризнице Троице-Сергиевой лавры и соборах Московского Кремля. М. досконально знала архитектуру храмов Кремля, состав и историю произведений из др. собраний. Исследуя технологию и стиль шитья, она рассматривала произведения как исторические памятники, созданные в определенных обстоятельствах и связанные с крупными историческими деятелями Др. Руси. Ее работы открывали новые научные возможности для различных исторических дисциплин, для обогащения складывавшейся картины развития отечественного искусства. В фундаментальном труде, посвященном облику и убранству Благовещенского собора и опубликованном к 500-летию этого памятника, М. написала большой раздел о лицевом шитье, о предметах церковного убранства, выполненных в разных техниках (о вратах с золотой наводкой, ризничных драгоценностях и мощевиках), о рукописных книгах. Будучи сама уникальным специалистом, она ценила мнение коллег, учитывала их атрибуции (воспоминания об этом см.: Гусева Э. К. О Л. Д. Лихачёвой в окружении коллег, друзей, родных//Страницы истории отеч. искусства: К 75-летию со дня рожд. Л. Д. Лихачёвой. СПб., 2012. С. 186-194).

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Прославление личностей и семей, внесших вклад в жизнь В., способствует частому обращению к мемориальным темам и мотивам античного искусства, напр., получает распространение тип конной статуи, его высшее выражение - памятник кондотьеру Б. Коллеони (начат А. Верроккьо в 1479, завершен А. Леопарди в 1496) на Пьяцца Санти-Джованни э Паоло. Скульптура того времени, напр., А. Риццо (3 алтаря для ц. Сан-Марко по заказу дожа К. Моро, 1465; Адам и Ева на арке Фоскари, ныне Музей истории создания Дворца дожей; надгробия в ц. Санта-Мария деи Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло, 70-е гг. XV в.; работы по украшению Дворца дожей, в т. ч. лестница гигантов, ок. 1485) создавалась под сильным влиянием живописцев, вдохновлявшихся античностью, таких как А. Мантенья, с подчеркнутым интересом к мускулатуре и анатомии, сочетанию драматических движений и идеального облика персонажей. Мастера того периода, уроженцы В., напр. Алевиз Новый , оказали влияние на развитие рус. архитектуры кон. XV - нач. XVI в. в связи со строительством Архангельского собора Московского Кремля . Со 2-й пол. XV в. В. играет особую роль в сохранении визант. художественного наследия, иконописцы обширной греч. колонии работают в традициях визант. живописи (см. ст. Византийская империя . Поствизант. живопись). Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Влияние Мантеньи сказалось и на живописи В. (1450-1515), особенно в творчестве старшего поколения мастеров из семейства Беллини ; среди др. живописцев В. знамениты В. Карпаччо, мастер алтарных образов и циклов, как, напр., «Жизнь св. Урсулы» (1490-1495, Галерея Академии), Чима да Конельяно, молодые Джорджоне и Тициан. живописную школу В. отличает особая любовь к цвету, умение сочетать изысканные оттенки, передавать сложные эффекты света. После 1527 г. В. стала одним из крупнейших центров гуманистической культуры в Италии, центром книгопечатания европ.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Лев (символ евангелиста Марка). Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 80 об.) Перечисленные Евангелия вышли из московского скриптория при митрополичьей кафедре, возглавляемого в кон. XIV - нач. XV в. протодиак. Спиридоном (Спиридонием), к-рого Н. Б. Тихомиров и Г. И. Вздорнов ( Вздорнов. 1978. С. 24-26) ошибочно считали одним из писцов Е. Х. Источником ошибки Тихомирова было размещение А. Н. Свириным снимка из Евангелия Успенского собора Московского Кремля в качестве репродукции Е. Х. ( Свирин. 1964. С. 215). Тихомиров справедливо атрибутировал почерк Спиридону, но не проверил наблюдение по рукописи. Позднейшие исследования доказали, что текст Е. Х. (кроме правки и надписей на миниатюрах) выполнен одним почерком (СКСРК, XIV в. 186. С. 326), к-рый, по мнению А. А. Турилова, можно отождествить с основным, «старшим» почерком Климентьевского Евангелия ( Турилов. 2002. С. 38. Примеч. 6; Попов. 2002. С. 17). Принадлежность Е. Х. в XVII в. царской фамилии позволяет считать, что оно было создано для великокняжеского двора, возможно для одного из кремлевских соборов. Гипотеза Г. В. Попова, что Е. Х. было написано в 1399/1400 (6908) г. для кремлевского Архангельского собора, основывается на предположении об «испорченности» первоначальной даты (6908), размещавшейся на утраченных листах древней вкладной рукописи, к-рая в результате ошибок переписчиков посл. четв. XVII в., заменивших буквы «цы» и «иже» на «пси» и «мыслите», стала читаться как «6740». Однако более вероятна замена буквы буквой   а не наоборот. Мифологический характер даты «6740» подтверждается отсутствием в рукописи как следов «неоднократной переписки», так и др. сведений в существующей вкладной записи, к-рые бесспорно содержались в древней вкладной Е. Х. Некоторые основания для датировки и решения вопроса о его происхождении дает гипотеза Попова об одновременности, «параллельности» создания ок. 1400 г. в одной мастерской Е. Х. и Евангелия Успенского собора Московского Кремля, работа над к-рым не была завершена при митр. Киприане и была продолжена уже при митр. Фотии ( Попов. 2002. С. 16-23). Если создание Евангелия Успенского собора было приостановлено в связи со смертью митр. Киприана (16 сент. 1406), то 1-й этап работы над рукописью может приходиться на 1405-1406 гг. ( Дудочкин. 2000. С. 60), т. о., можно датировать Е. Х. ок. 1405 г. Это позволяет предположить, что оно предназначалось как напрестольное для великокняжеского Благовещенского собора, расписанного Феофаном Греком, Прохором из Городца и Андреем Рублёвым в 1405 г. Данная гипотеза согласуется со сложной историей строительства Благовещенского собора в XV в. (предполагаемое Поповым «изъятие» рукописи из Архангельского собора не находит убедительных подтверждений).

http://pravenc.ru/text/180927.html

Однако мы не исключаем участия в его выполнении знаменщика-тверитянина. Это сказалось в чертах, отмечаемых тем же Г. В. Поповым в качестве традиционных тверских: некоторой жесткости рисунка (формы куколя, угловатые очертания рук, опись всей фигуры), а также, несмотря на введение красного цвета, мягкости колорита, где преобладает серо-голубые и охристые тона. Широко представлены в собрании Музеев Московского Кремля произведения светлицы, работавшей в доме Дмитрия Ивановича Годунова. Окольничий, а затем боярин Дмитрий Годунов был одним из немногих высших придворных, уцелевших во всех перипетиях грозненской эпохи. Воспитатель осиротевших племянников Бориса и Ирины (будущих царя и царицы), Дмитрий являлся главой рода, способствующим его продвижению. Он ведал наиболее значительными для дворцовой жизни приказами: при Грозном – Постельным, а при Борисе Федоровиче – Конюшенным. Женат он был трижды, но дети его все умерли в раннем возрасте. Один из самых богатых людей своего времени, Дмитрий Иванович вкладывал значительные средства в возведение храмов и создание драгоценной церковной утвари. Бее заказанные им произведения отличались высоким художественным качеством. Основные вотчины Годуновых находились в Костромских землях, и Годуновы были главными ктиторами костромского Ипатьевского монастыря, где находилась их родовая усыпальница. Почти все произведения шитья с именем Дмитрия Ивановича Годунова поступили в Музеи Московского Кремля из Костромы 274 . Их можно разделить на три группы. Одна из них связана с его первой женой Агриппиной (ок. 1575–1588 гг.). В произведениях годуновской светлицы этого периода преобладает шитье разноцветными шелками, что свидетельствует о живучести в ней традиций XV – начала XVI в. Градация цветных шелков в одежде на одной из плащаниц Агриппины Годуновой (кат. 38) напоминает произведения мастерской новгородского архиепископа Евфимия середины XV в. С памятниками более ранними ее сближают и некоторые иконографические черты (отсутствие жен-мироносиц и ангелов перед гробом, сосуд в руках Никодима, гроб в виде каменной глыбы среди горок). В то же время, отдельные детали – объемная трактовка лиц швом «по форме», фигура и поза Богоматери, ритм склоненных мужских фигур – заставляют вспомнить плащаницы Евфросинии Старицкой, что говорит о несомненном влиянии ее произведений на последующее развитие лицевого шитья 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Колокольные звоны: когда можно попасть в 1913 год… (+Фото) Среди программ 11 Московского Пасхального фестиваля – традиционная программа колокольных звонов. О некоторых её особенностях – в беседе с главным звонарем Московского Кремля Игорем Коноваловым. 23 апреля, 2012 Среди программ 11 Московского Пасхального фестиваля – традиционная программа колокольных звонов. О некоторых её особенностях – в беседе с главным звонарем Московского Кремля Игорем Коноваловым. — Насколько архитектура колоколен связана с качеством звонов? — Архитектурная конструкция здесь – как дека, на которую натянуты струны — колокола. Между архитектурой и колокольным звоном – прямая связь. Скажем, чем выше арки колоклен, чем они больше, чем более открыты вовне (не в ущерб прочности конструкции), тем это лучше для звука. Колокольное искусство за время своего существования на Руси пережило как значительные взлёты, так и падения. Например, ко времени исключительно благоприятному для колокольной архитектуры можно отнести период с начала XVI и по конец XVII века. В качестве примера исключительно удачного расположения колоколов назовём колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Её создатель Бон Фрязин вместе с русскими зодчими, ему помогавшими, поставил каждый колокол в акустическую раковину. Каждый большой колокол первого яруса Ивановского столпа поставлен в акустическую раковину, устроенную наподобие задников певческих полей в Прибалтике. Каждая арка колокольни, в силу своего устройства как бы выталкивает звук колокола вовне, наполняя всё пространство столицы в XVI веке мощным звучанием колоколов. Тогда, в конце XV — начале XVI веков не было таких звонов, как сейчас — исполняемых в согласии с ритмом большого колокола – на четыре четверти. Тогда каждый из колоколов благовествовал свою сторону. И Бон Фрязин сделал так, что каждый из восьми колоколов нижнего яруса Ивана Великого пушкой выстреливал свой звук в нужном направлении. Фото: Юлия Маковейчук   Потом это повторили замечательные зодчие царя Алексея Михайловича в Звенигороде. И самый благозвучный колокол России – звенигородский Царь-колокол был благозвучен не только сам по себе, он ещё стоял в специальной акустической нише. Если кто будет в Звенигороде, пусть обязательно обратит внимание: звонница открыта, как громадная печь, в одну сторону – в сторону Москвы-реки.

http://pravmir.ru/kolokolnye-zvony-kogda...

Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с Морозом, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев: Дед Мороз – рождественский дед. В. И., В. Т. Морена (Морана) В языческой мифологии богиня зимы и смерти. Ее владения лежат на границе Яви и Нави, где она своим серпом обрезает нити жизни. Москва Главный символ Русского государства и народной жизни, крупнейший духовный, культурный, политический и экономический центр России. Население 8,7 млн. чел. (1993). Заселение территории Москвы началось еще в эпоху неолита. Первое летописное упоминание о Москве как городе с тем же названием относится к 1147. По данным археологических раскопок, укрепленное поселение на месте современного Кремля существовало в к. XI – н. XII вв. В княжение Юрия Долгорукого, около 1156, была построена новая, более обширная крепость, разоренная монголами в 1237. Сравнительно скоро Москва была вновь отстроена. Во 2-й пол. XIII в. Москва – стольный город Московского княжества. Рост и возвышение Москвы были связаны прежде всего с ее расположением в центре той части славянских земель (земли вятичей и кривичей), где складывалась русская народность, на пересечении торговых путей. Важным фактором возвышения Москвы было развитие ремесла, торговли и земледелия. В XIV в. Москва выдвигается как центр Московского великого княжества – одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси. Со времени Ивана I Даниловича Калиты Москва становится политическим центром Владимиро-Суздальского великого княжества, резиденцией русских митрополитов, церковной столицей Руси. Во 2-й пол. XIV в., при внуке Ивана Калиты Димитрии Ивановиче Донском, Москва – организатор вооруженной борьбы русского народа против татаро-монгольского ига, свержение которого началось Куликовской битвой 1380. Золотоордынские ханы, понимая значение Москвы, не раз пытались ее уничтожить. Однако ничто уже не могло приостановить продолжавшуюся консолидацию русских земель вокруг Москвы. В XIV и 1-й пол. XV вв. Москва – крупный город с многочисленным торгово-ремесленным населением, которое расселяется на территории Великого посада (впоследствии – Китай-город) и многочисленных слобод в Заречье (впоследствии – Замоскворечье) и Занеглименье (территория к западу от р. Неглинной). В последней четв. XV в., при вел. кн. Иване III Васильевиче, Москва превращается в столицу Русского централизованного государства, в 1480 навсегда сбросившего татарское иго. Замечательным памятником эпохи создания Русского государства стал новый московский Кремль, построенный в к. XV в. и сохранившийся в своей основе до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010