Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИФОНТ [Русаилэ Николае] (1789-1875), митр. Унгро-Влахийский Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (в 1850-1865 - в юрисдикции К-польского Патриархата, в 1865-1875 - автокефальной РумПЦ), примас РумПЦ (1865-1875) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ И ГЛУХОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала в 1785-1797 и в 1924-1926 гг., в 1868-1924 гг. и в 1998-2003 гг.- Новгород-Северское викариатство Черниговской епархии НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Новгород-Северской епархии УПЦ), находится в г. Новгород-Северский Черниговской обл. (Украина) НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля) НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_184.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСЕДЫ с. в Московском у. (ныне в Ленинском р-не Московской обл.) с ц. в честь Рождества Христова. В кон. XVI в. им владел дядя царя Бориса Годунова Дмитрий Иванович Годунов, с именем к-рого связан значительный круг произведений лицевого шитья, иконописи и ювелирного искусства. Став обладателем вотчины в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598), Дмитрий Годунов построил здесь каменный храм Рождества Христова и каменную плотину. Об этом событии известно по Пискарёвскому летописцу: «Да по челобитью же Дмитрея Ивановича Годунова поставлен храм камен Рожество пресвятые богородицы [ошибка летописца.- А. Б.] с пределы в вотчине его в селе Беседах, двенатцать верст от Москвы, вниз по Москве реке, да и плотину каменую зделал». Поскольку сообщение не содержит указания на конкретный год, то храм может датироваться в границах между 1584 и 1598 гг. Кроме престола в честь Рождества Христова здесь были приделы, освященные во имя небесных покровителей: Дмитрия Годунова - вмч. Димитрия Солунского, царя Феодора Иоанновича - вмч. Феодора Стратилата, а также во имя прп. Феодосия. Шатровый храм, поставленный на высокой подклети, с 2 симметричными приделами и белокаменной апсидой - одна из немногих сохранившихся усадебных шатровых построек кон. XVI в. В композиции и декоре памятника нашли отражение характерные особенности архитектуры «годуновской» эпохи. Однако трактовка объема храма уникальна для конца столетия и более близка к постройкам эпохи царя Иоанна Грозного, напоминающим облик шатрового придела собора Покрова на Рву (а также Никиты Мученика в с. Елизарове, ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле). Здесь повторены характерные черты этой группы храмов: четверик завершается кокошниками, над уровнем к-рых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Объемно-пространственная композиция выявлена в интерьере карнизами, отмечающими уровень четверика, а также рядом декоративных машикулей, акцентирующих переход от более широкой части восьмерика к более узкой, несущей шатер. Во время перестройки в нач. XIX в. сохранился только объем самого храма. Паперти, приделы кардинально перестроены и переосвящены во имя св. прор. Илии и в честь Покрова Пресв. Богородицы, пристроена колокольня и трапезная. Ист.: Пискаревский летописец//ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 200. Лит.: Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889. С. 48; Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. М., 1892. Вып. 8: Пехрянская десятина. С. 7-8; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Пробл. худож. мышления эпохи. М., 1996. С. 62, 166. А. Л. Баталов Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/78232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. Игорь Глебов; 1884-1949), рус. музыковед, автор статей о церк. музыке и духовных композиций АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рукописи, миниатюры ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК [Хиландарский Паремийник], среднеболг. пергаменная рукопись кон. XII - нач. XIII в., древнейший южнослав. список Паремийника ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова ДОБРЕЙШЕВО ЕВАНГЕЛИЕ [Евангелие попа Добрейша], тетр, памятник болг. языка, книгописания и изобразительного искусства XIII в. ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/188512_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти , П. А. Солери и Петроком Малым ). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого) . А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198. Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле//Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый//Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора//ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря//Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/64042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], под этим названием известны 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания). I. Фрагмент рукописи Евангелий (A. II. 10), древнейший англосаксон. манускрипт (предположительно нач. VII в.). Сохранилось 12 листов, украшенных звериным орнаментом, выполненным в желтых, голубых и зеленых тонах. Стиль орнамента близок к англосаксон. ювелирным изделиям того времени (в частности, к вещам из погребения в Саттон-Ху). II. Рукопись Евангелий, к-рая и называется «Книгой из Дарема» (A. II. 17), сохранилась не полностью. Предполагают, что этот манускрипт наряду с «Евангелием из Линдисфарна» и «Евангелием Эхтернаха» был создан в скриптории мон-ря на о-ве Линдисфарн в кон. VII - нач. VIII в. Рукопись содержит первое в англосаксон. искусстве изображение Распятия. Как в орнаменте, так и в фигурах, прежде всего в фигуре Христа, заметно воздействие ирл. искусства. В оформлении преобладают оранжевые и красные тона. III. Рукопись «Комментариев на псалмы» Кассиодора (B. II. 30) традиционно связывается с именем св. Беды Достопочтенного и скорее всего была создана в 1-й пол. VIII в. в мон-ре Монквермут, или Ярроу. В ней содержатся 2 изображения царя Давида, созданные под влиянием позднеантичных образцов; их обрамляет типичный кельт. орнамент. Использованы изумрудно-зеленый, оранжевый и темно-розовый цвета. Установлено, что создатель этой рукописи принимал участие также в оформлении одной из древнейших рукописей Беды, хранящейся в РНБ. Лит.: Bailey R. N. The Durham Cassiodorus. Jarrow, 1978; Alexander J. J. G. A Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. L., 1978. Vol. 6: Insular Manuscripts 6th to 9th cent.; Wilson D. M. Anglo-Saxon Art. L., 1984; Stevick R. D. The Earliest Irish and English Book-Arts: Visual and Poetic Forms before A. D. 1000. Phil., 1994. Н. Ю. Чехонадская Рубрики: Ключевые слова: МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства

http://pravenc.ru/text/153619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТАФЬЕВ Рака для мощей прп. Сергия Радонежского. Мастер Третьяк Астафьев. 1585 г. Рака для мощей прп. Сергия Радонежского. Мастер Третьяк Астафьев. 1585 г. Третьяк, серебряных дел мастер, работал в Москве в XVI в. В 80-х гг. XVI в. в числе др. 14 мастеров делал по велению Ивана Грозного серебряную чеканную золоченую раку для мощей прп. Сергия Радонежского . Чеканная надпись, выполненная вязью по фризу верхней части, сообщает, что рака была изготовлена 25 июля 1585 г. для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры на 2-й год царствования Феодора Иоанновича (в наст. время закрыта поздним ограждением, крышка сделана в 1835). Древнюю деревянную раку, в к-рой мощи прп. Сергия почивали 165 лет, «повеле государь царь розняти на образы...». На одном из них, «Явление Богородицы прп. Сергию» (СПГИАХМЗ), исполненном Евстафием Головкиным в 1588 г., на лицевой стороне дано подробное изложение событий перенесения новой раки из Москвы в лавру и положения в нее мощей чудотворца Сергия, совершившегося «в лето 7093 (1585) года августа в 14 того ж году и месяца в 5 день, праздник Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения». Рака имеет профилированный цоколь внизу и антаблемент в верхней части, к-рый поддерживается пилястрами с базами и капителями. Ее стенки богато украшены рельефным чеканным орнаментом, на фоне к-рого выделяются крупные клейма с чеканными надписями вязью из Жития прп. Сергия (по 3 клейма на передней и задней стенках и по одному - на боковых). В описи Троице-Сергиевой лавры за 1641 г. (Л. 501-502) указано, что ранее на верхней крышке серебряной раки находился чеканный образ прп. Сергия с позолоченным изображением Св. Троицы над его головой и 2 резными иконками на яшме. Позолочены также были чеканный венец преподобного с накладным крестом, 20 дробниц на полях с образами святых, выполненными в технике черни. Рака была украшена многочисленными драгоценными камнями, жемчужной обнизью, крупными жемчужинами на спнях (на проволочных штифтах), каменными резными иконками, черневыми надписями. В 1585 г. московскими мастерами была сделана подобная серебряная рака в Успенский собор Московского Кремля к мощам свт. Ионы, митр. Московского. Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853. С. 112; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего серебра Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Серг. П., 1926. С. 23, 256-259; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 137. В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/76714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ апракос краткий (РГБ. Григор., 8), среднеболг. рукопись 1-й пол. (сер.?) XIII в.; памятник болг. книжного искусства, важный источник по истории болг. извода церковнослав. языка. Найдено В. И. Григоровичем в 1845 г. в ц. св. вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии. Представляет собой остаток пергаменного кодекса без начала и конца (менее половины изначального объема), состоит из 109 листов размером 19 ´ 16 см, содержит чтения на субботы и воскресенья (кроме Страстной седмицы), начиная с недели 16-й по Пятидесятнице, страстные и утренние воскресные Евангелия и месяцеслов (только начало - по 13 окт.). Украшен 3 плетеными заставками южнослав. стиля и многочисленными инициалами в манере, совмещающей элементы старовизант. стиля с тератологическим. Языковые особенности Б. е. указывают на его западноболг. (македон.) происхождение. Листы 1-24, 32-47, 72, 74 представляют палимпсест - нижний текст позднестарослав. Евангелия-апракос написан округлой глаголицей с одноеровой орфографией, датируется кон. XI в. Этот текст был прочитан и опубликован болг. языковедом и палеографом И. Добревым в 1972 г. Инициалы являются разработкой мотивов глаголической орнаментики. Лит.: СКСРК, XI-XIII вв. С. 216-218, 191 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова: «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия

http://pravenc.ru/text/153295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История книги. Церковные книги БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ

http://pravenc.ru/rubrics/1865151.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010