Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка. Основан, вероятно, в 80-х гг. XVI в. на участке древнейшей жен. обители столицы - московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря . Древнейшая история места по данным археологии и проблемы ее интерпретации Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Ранняя история участка мон-ря обогатилась благодаря масштабным археологическим работам, проведенным Ин-том археологии РАН при разборке руин и строительстве нового собора в центральной части З. м. (2002-2008; под рук. Л. А. Беляева, Н. А. Кренке). Данные археологии показали непрерывность развития со 2-й пол. XIV до кон. XVI в. на исследуемой территории церковного, очевидно монастырского, комплекса. Древнейшие экземпляры надгробных плит 1-й пол. XIV - 1-й пол. XVI в. (среди них плита с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]» 30-40-х гг. XVI в.) указывают на вероятность отождествления участка с первоначальным местом древнего Алексиевского мон-ря. Выводы, сделанные по материалам захоронений, поддерживают находки, свидетельствующие о быте и раннем строительстве. В юго-зап. части соборной площади мон-ря стояла деревянная церковь, разобранная или сгоревшая до 1-й пол. XVI в. (обозначена находками керамических плиток «с ковчегом» на обороте, типичных для настилки полов в храмах Москвы 2-й пол. XIV-1-й пол. XV в.). Исключительно редкие и дорогие предметы XIV в. (сосуд из кит. фарфора-селадона, полуфаянсовые чаши из Золотой Орды, северокавк. «сфероконус» - толстостенный сосуд с узким отверстием, использовавшийся для перевозки химических препаратов) имеют общие черты с древностями Московского Кремля и указывают на возможную связь с высшими церковными кругами, напр. со свт. Алексием, часто ездившим в Орду. Обширная (более 150 экз.) нумизматическая коллекция (рус. монеты эпохи великих князей Димитрия Донского и Василия Димитриевича, удельных княжеств XV в. и Москвы кон. XV - 1-й пол. XVI в.) не исключает экономической активности в мон-ре; монет ручной чеканки здесь больше, чем обычно встречается в центре Москвы.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (29.10.1801, Москва - 9.11.1885, там же), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график, один из родоначальников архитектурной реставрации в России (Чудов мон-рь и Архангельский собор Московского Кремля). Род. в семье столяра и резчика по дереву, обучался архитектуре у Д. И. Жилярди, с 1818 г. работал его помощником. От имп. АХ получил звание архитектора (1828), за проект «Карантин при морском береге на 250 человек» удостоен звания академика архитектуры (1831). С 1823 г. преподавал в Московском дворцовом архитектурном уч-ще (МДАУ), с 1832 г. член конференции МДАУ, в 1836-1842 его директор. В кон. 20-30-х гг. Б. разработал новый устав для МДАУ и перестроил систему образования архитекторов на основе принципов проектирования. Речь, произнесенная им на торжественном акте в МДАУ в 1834 г., была программной для разработки романтического стиля в архитектуре. Один из основателей художественного класса в Москве (в 1844; впосл. МУЖВЗ). В том же году он был назначен чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и активно включился в процесс реконструкции и благоустройства Москвы, направленный на выявление национального своеобразия города. Средоточием городского ансамбля должны были стать Кремль, окруженный колокольнями мон-рей, и храм Христа Спасителя. Б. принимал участие в составлении проекта перестройки района, примыкавшего к площади Тверской заставы (1838), проектировал Духовную семинарию (проект 1836 был изменен), богадельню Горихвостова (1837), Мещанское уч-ще, Земледельческую школу (все - 1840) и др. Интерьер собора в Иоанно-Предтеченском мон-ре в Москве. Фототипия. XIX в. (РГБ) Интерьер собора в Иоанно-Предтеченском мон-ре в Москве. Фототипия. XIX в. (РГБ) В 1838 г. Б. стал членом комиссии совета по постройке в Москве храма Христа Спасителя. В 1842 г. был назначен старшим архитектором Попечительского совета заведений общественного призрения, руководил строительством и поддержанием в порядке больниц, приютов, богаделен, домов призрения, смирительных, работных домов и др. По проекту Б. был перестроен Опекунский совет (1846), сооружены Странноприимный дом в Хамовниках секунд-майора А. Ахлебаева (1849) и Рогожская богадельня (1854). В 1847 г. был назначен старшим архитектором Воспитательного дома, в 1853-1857 гг. занимался его перестройкой.

http://pravenc.ru/text/153731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том X  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья ВУДУ народная религия жителей о. Гаити; в более широком - общее условное название ряда синкретических культов, распространенных в странах Вест-Индии, США и др. регионах ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ВУЛКАНУ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, муж., действующий, принадлежит Мессинийской митрополии Элладской Православной Церкви ВУЛЬГАТА название лат. перевода Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, выполненного в кон. IV - нач. V в. блж. Иеронимом Стридонским ВУЛЬФРАМ († до 704), архиеп. г. Сеноны (совр. Санс, Франция), свт. (пам. зап. 15 окт., в рим. мартирологе Цезаря Барония 20 марта) ВУРГАРОВ Николай Соломонов (упом. в 1685-1720), кормовой иконописец Оружейной палаты Московского Кремля ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ВЫГОЛОВ Всеволод Петрович (1929 - 1995), историк искусства, д-р искусствоведения, специалист по истории архитектуры Др. Руси ВЫЗОВ НА ЦЕРКОВНЫЙ СУД акт церковного судопроизводства, заключающийся в законном требовании со стороны органа полномочной судебной власти, обращенном к обвиняемому или свидетелю, явиться в указанное место для участия в судебном разбирательстве дела ВЫСОКАЯ КОМИССИЯ орган по осуществлению контроля королевской власти за деятельностью Церкви Англии в XVI-XVII вв. ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ общий титул, к-рым начиная с синодального периода пользуются архимандриты, игумены, протопресвитеры и протоиереи

http://pravenc.ru/vol/x.html

Йошкар-Ола. Собор Воскресения Христова (старый). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Воскресения Христова , Феодора Стратилата , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1759. Год утраты:1961 (разрушен) Адрес: Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, д. 45. Координаты: 56.637043, 47.90282 Проезд:Автобусами 1, 6, 9; троллейбусами 4, 10, 11; маршрутными такси 1, 17, 21, 22, 24, 28, 30 до остановки " Вознесенская " (бывшая " Первая аптека " ) и обойти Кремлевскую стену с любой стороны Изменить описание объекта Царевококшайск. Собор. Почтовая карточка. Изд. А.В. Козлихина, Царевококшайск. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко, Москва. Фото на стенде на стене вновь построенного Царевококшайского кремля Наталия .. - .. Карта и ближайшие объекты Кирпичный собор, построенный в 1759, с декором в духе московского барокко. Основной объём представлял собой односветный четверик, увенчанный двумя убывающими по ширине восьмериками под куполом. Четырёхъярусная колокольня сооружена в кон. XVIII - нач. XIX в., трапезная с Покровским и Феодора Стратилата приделами перестроена во 2-й пол. XIX в. Закрыт в 1928, сломаны колокольня и верхний восьмерик, использовался как кинотеатр. Возвращён верующим в 1944, отремонтирован. В 1961 вновь закрыт и снесён. В 2008-2009 на старом месте построен новый храм типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней. Здание стилизует формы зрелого барокко сер. XVIII в. Каменный Воскресенский собор в Царевококшайске был построен в 1759 году на средства прихожан и казанского купца Василия Федоровича Булыгина. Главный престол храма освятили в честь Воскресения Христова, правый придел - во имя святого мученика Феодора, левый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С юго-западной стороны к собору примыкала четырехъярусная колокольня, на которой располагалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 200 пудов. Главной святыней храма являлся почитаемый верующими образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен. К храму были приписаны кладбищенская Тихвинская церковь и восемь часовен, две из которых находились в городе, а остальные шесть - в деревнях Медведево, Мышино, Березово, Гомзово, Чихайдарово, Аленкино.

http://sobory.ru/article/?object=56747

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории кремля в Астрахани. Основан в 1567/68 г. игум. прп. Кириллом , к-рый был послан из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным для создания при первой астраханской деревянной ц. во имя свт. Николая (построена в 1558-1560) общежительного мон-ря. К 1573 г. из дерева, привезенного из Казани, были построены храм во имя Св. Троицы, трапезная, келарская, 12 келий, неск. хозяйственных построек, ограда, возводились церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В мон-ре жили 25 чел. братии и более 20 слуг. На содержание обители Иоанном Грозным была установлена денежная и хлебная руга, определены рыбные ловли на Волге, Бузане, на о-ве Чурка с протоками, пожалован Колмановской учуг, а также дано право беспошлинной торговли. Последние упоминания об игум. Кирилле относятся к 1576 г., его преемниками были игумены Ферапонт ( 25 авг. 1584), Иосиф (1584, 1588-1589), при к-ром А. м. было дано право беспошлинной добычи соли, затем, возможно, Пимен, известный по вкладной надписи на напрестольном кресте 1592/93 г. В 1600 г. игуменом А. м. был св. Феодосий, в 1602 г. ставший первым Астраханским архиереем. Троицкий собор астраханского во имя Св. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг. Троицкий собор астраханского во имя Св. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг. Каменное строительство в А. м. началось в 1592/93 г. с возведения Троицкого собора (освящен 13 сент. 1602, в соборе существовал придел во имя святых Бориса и Глеба), при сооружении к-рого использовали кирпич разобранной для этого Зеленой мечети на Ахтубе. Строительство в А. м. было прервано событиями Смутного времени , когда мон-рь был разграблен. Работы возобновились в кон. 10-х гг. XVII в. при игум. Рафаиле: ок. 1620 г. были сооружены каменные Святые врата с ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, к 1623 г.- каменная ц.-колокольня во имя свт. Николая Чудотворца. Деревянная трапезная двухпрестольная ц. в честь Введения во храм Богородицы и Происхождения Честных Древ Креста Господня сгорела во время пожара 1623 г., уничтожившего также все хозяйственные постройки мон-ря и братские кельи, от огня пострадали собор и колокольня с ц. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/76744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. - 1-я четв. XIII в. (ГВСМЗ) Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. - 1-я четв. XIII в. (ГВСМЗ) [греч. ρτοφριον], один из сосудов священных , постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых . Хотя скопированный с греч. термин   для обозначения Д. встречается в древнерус. источниках уже в XV в. ( Срезневский И. И. Мат-лы для словаря древнерус. языка. СПб., 1893. Т. 1. С. 27), слово «дарохранительница» в РПЦ получило широкое распространение только к кон. XVII в.; в описях имущества храмов и мон-рей XVI - 1-й пол. XVII в. этот термин не встречается (в значении Д. употребляются термины «ковчег», «кивот», «скиния» и др.). Ковчеги (лат. arca) для хранения Св. Даров - первоначально не только в храмах, но также и в домах верующих - известны с III в. (см., напр.: Cypr. Carth. De lapsis. 26). Одной из их древних форм является голубь евхаристический - предание возводит появление такой формы к свт. Василию Великому (сохр. образец VI - сер. VII в.; см.: Evans. H. The Art in Byzantium. N. Y., 2001. P. 38; о ранневизант. Д. в виде голубя см. также: Καλλνικος Ν. Κ. Ο χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ. Αλεξανδρεα, 1921. Σ. 234-235). Д. такого типа лиможской работы, вероятно, входила в состав убранства собора Рождества Богоматери в Суздале в домонг. период ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 39-40. Ил. 20; др. Д. лиможской работы, возможно, также суздальского происхождения, находилась в XIX в. в собрании гр. Салтыкова до 1861; см.: Стерлигова И. А. Визант. мощевик Дмитрия Солунского из Моск. Кремля и его судьба в Др. Руси//Дмитровский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 255-272, 269. Примеч. 4). На Западе с VI в. встречаются упоминания об употреблявшихся в тех же целях turres (букв.- башенка; см.: Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 13; Venant. Fort. Carm. 7. 25).

http://pravenc.ru/text/дарохранительницы...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в. Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в. (Крестомаровский), находился близ с. Прудищи (Зверево) Васильсурского у. Нижегородской губ. (ныне пос. Красные Мары Спасского р-на Нижегородской обл.). Основан в 1-й пол. XVII в. как мужской. Главным источником сведений о первоначальном периоде истории М. м. является «Повесть о создании Крестомаровской общежительной пустыни» (РНБ. Q.XVII.66. Л. 146-156 об.), написанная в кон. XVII в. насельником обители мон. Макарием (Вороновых (Вороновым)), пришедшим в М. м., вероятно, из Малороссии. В б-ке Нижегородской ДС в XIX в. хранился печатный Киево-Печерский патерик с надписью: «Сия книга Маровские пустыни дал вкладом Маркелка Воронов 7175 года] сентября 1 и подписал сам» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 375). Согласно «Повести...», в 1632 г. из Киева в с. Прудищи Нижегородского у., вотчину стольника Замятни Леонтьева, пришел мон. Матфей. Рядом с приходским храмом в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи он «ископал в горе малу пещеру». Подвижник «книг был не учен», но отличался рассудительностью и сострадательностью к ближним. Местные крестьяне почитали его. Мон. Матфей «пищу себе приобретал делом токарства». Вскоре мон. Матфей и местный крестьянин Иларион (в постриге Иларий) поселились в лубяном шалаше у источника Булач, в 3 верстах от села. К братии присоединились бывш. насельник Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря мон. Маркелл и пустынножитель заволжских лесов иером. Макарий, к-рого за «тихость в благонравном рассуждении, знамения носимые иноческого подвига изнеможения тела» первые насельники избрали своим наставником в молитве. Однажды иером. Матфею и мон. Иларию явились 2 ангела, возвестившие: «Се место Божию хотению изволишу быти церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня и собора архистратига Михаила». По просьбе подвижников вотчинник Леонтьев пожертвовал им участок земли для строительства храма и обеспечил братию довольствием. Вскоре иером. Макарий отправился в Москву к патриарху Московскому и всея Руси Иосифу , который выдал ему грамоту на строительство церкви и снабдил деньгами (5 р. серебром). Согласно «Повести...», выйдя из Патриарших покоев у Фроловских (Спасских) ворот Кремля, о. Макарий встретил некоего подьячего, «изографа искусна», к-рый рассказал, что в благодарность за свое исцеление написал икону Собора арх. Михаила и раздумывает, в какую церковь ее пожертвовать. Подьячий пригласил иером. Макария домой, угостил и подарил ему икону для маровского храма.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖЕГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Нижегородский Благовещенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Нижегородский Благовещенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Нижегородской и Арзамасской митрополии), находится в Н. Новгороде в Мельничном пер. Основан вне границ средневекового Н. Новгорода - в 2 верстах от Нижегородского кремля, вверх по течению р. Оки, на склоне («в половине горы») высокого правого берега. Под мон-рем проходила пешеходная тропа вдоль уреза воды - «бечевник», поэтому в XVI в. к наименованию обители иногда прибавляли «на Бичеве» (АФЗХ. Т. 3. 6. С. 17). Точное время основания Н. Б. м. неизвестно. Нижегородские предания приписывали его устроение свт. Алексию , митр. всея Руси ( Храмцовский. 2005. С. 321). Сохранившиеся акты свидетельствуют, что уже в кон. XVI - нач. XVII в. насельники называли Н. Б. м. обителью «Пречистые Богородицы Благовещения и чудотворца Алексея» (АФЗХ. Ч. 3. 31. С. 58, 61; 64. С. 114), и в правительственных грамотах признавалось, что мон-рь - «поставленье чюдотворца Олексея» (Там же. 32. С. 63). В 1-й пол. XIX в. в справочно-исторической лит-ре неоднократно утверждалось, что мон-рь построен иждивением свт. Алексия, возвращавшегося из Золотой Орды в Москву через Н. Новгород, и указывались различные даты этого события - 1362, 1367, 1370 или 1371 г. (ИРИ. Ч. 3. С. 359; Описание мон-рей в Рос. империи. 1817. С. 70; Ист. описание. 1819. С. 61; Мат-лы для статистики. 1841. С. 160; Иаков (Вечерков). 1847. С. 55; Боголюбов. 1862. С. 167). Предание основано на рассказе об основании свт. Алексием мон-ря в Н. Новгороде, находящемся в летописных и агиографических памятниках XVI-XVII вв.: в Никоновской летописи, Степенной книге, Летописце о Н. Новгороде, Нижегородском летописце и Житии свт. митр. Алексия в редакции инока Евфимия Чудовского (ПСРЛ. Т. 11. С. 32; Степенная книга. 2008. Т. 2. С. 24; Шайдакова. 2006. С. 129; Гациский. 1886. С. 13; Пролог. Сент.-февр. М., 1696. Л. 729). Все эти памятники текстологически зависят от Жития свт. Алексия в редакции иером. Пахомия Логофета, составленной ок. 1459 г. Именно в этом сочинении впервые появился рассказ об устроении Н. Б. м. свт. Алексием, к-рый затем повторяли позднейшие писатели ( Кучкин. 1967. С. 248).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Необходимость иметь в храме А. и. для всех праздников литургического года и почитаемых святых предопределила их сюжетный состав и серийный характер. Прежде всего это минейные иконы , соответствующие 12 месяцам года (их может быть 12 или 24 в зависимости от того, как изображены святые - на весь месяц или его половину); иконы с изображением Господских и Богородичных праздников, с сюжетами переходящих праздников, в т. ч. с развитыми страстным циклом и циклом Пятидесятницы ; а также изображения Спасителя и Богородицы, Страшного Суда, Воздвижения Креста, Происхождения Честных древ Креста Господня, трех отроков в печи огненной и др., связанных с теми богослужебными действами и чинами, к-рые совершаются в храме (см. Действа литургические ). Литургические серии А. и. известны с XI-XII вв. Это сохранившиеся до наст. времени двусторонние полиптихи из коллекции мон-ря вмц. Екатерины на Синае . К ним можно также отнести небольшие мозаичные диптихи палеологовской эпохи с изображением двунадесятых праздников из музея Опера дель Дуомо во Флоренции, створки живописного диптиха из Эрмитажа и ГТГ, диптихи, иллюстрирующие ирмос канона Великой субботы «        » и др. Наиболее полными рус. сериями являются т. н. иконы- таблетки 1-й трети (или 2-й четв.) XV в. из Троице-Сергиевой лавры (СПМЗ. 2765, 2766, 2769) и рубежа XV-XVI вв. из собора Св. Софии в Новгороде , столь же многочисленна серия из собора Рождества Богоматери в Суздале (СИХМ). Возможно, что упоминание 1-го из этих комплектов («полотенец», как их называют в церковных описях и вкладных книгах), относящееся к кон. XV в., зафиксировано в описи ризницы Троице-Сергиева мон-ря 1575 г.: «Дал вкладу старец Вельямин Плещеев двенадцать праздников в киоте на полотенце, киот обложен серебром» (Николаева. 151). По описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г., «30 празников на пятинатцати полотенцех, что на налое кладуть, да 2 киота обложены серебром, а в них кладуть праздникы на налое» находились в алтаре соборной церкви (Георгиевский. С. 6). Опись икон Успенского собора Московского Кремля 1621 г. содержит запись о киоте, стоявшем на аналое, в к-ром помещалось 16 «полотенец празников» и 12 «полотенец минеи» (РИБ. Т. 3. СПб., 1876. стб. 398). Большое число А. и. занесено в монастырские переписные книги и описи церквей XVI-XVII вв. Наиболее полное описание практики использования икон-таблеток на протяжении всего литургического года содержит новгородский Чиновник Софийского собора (окончательная редакция 1626-1634).

http://pravenc.ru/text/114704.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ» Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. Спас " Благое молчание " . Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) [Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода. Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова]//Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LCI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79. Н. В. Пивоварова Рубрики: Ключевые слова: АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии

http://pravenc.ru/text/Благое ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010