Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСПАССКИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание НОВОСПАССКИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Новоспасский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новоспасский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Находится в Москве. Перенос монастыря из Московского Кремля На совр. месте Н. П. м. оказался в результате переноса из Московского Кремля московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору). После пожара 1488 г. («да Спаськы манастырь згорел, от тех мест и разорен оттуду» (ПСРЛ. Т. 23. С. 162)) в связи с расширением территории дворца мон-рь по распоряжению вел. кн. Владимирского и Московского Иоанна III Васильевича был переведен на др. место - на Васильцов стан, на берег Москвы-реки, за Яузу «на Новое». Согласно записи Хронографа 1489 г., «того же лета архимандриту Арону повеле вынести Спасъской монастырь из города близ Крутицы» (Там же. Т. 22. С. 462); датировка события приводится с точностью до сезона (лето-осень) ( Назаров В. Д., Рыков Ю. Д. Новоспасский мон-рь: Введение//АРГ: АММС. С. 227). Весной 1491 г. архим. Афанасий (Щедрый) по повелению вел. князя «заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисус Христа» (ПСРЛ. Т. 8. С. 221). Кроме того, архиеп. Новгородский свт. Геннадий (Гонзов), бывш. чудовский архимандрит, указывал в 90-х гг. XV в., что церкви из города (т. е. Кремля) были перемещены из-за пожаров ( Забелин. 1905. С. 142). Перемещение Н. П. м. является единственным документально зафиксированным случаем перевода мон-ря из одной части средневек. Москвы в другую ( Баталов, Беляев. 2010. С. 244). По наблюдению А. Круглика, закладка собора по времени совпала с началом похода «под Орду», при этом «самому собору мог придаваться отчасти характер «обетного» храма» ( Круглик. 1999. С. 20). С этого времени мон-рь получил наименование «Спас на Новом», или Новоспасский. Кон. XV-XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе. Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю (Лк 23. 39-43). Благоразумный разбойник изображается обнаженным по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб, обязательным атрибутом является орудие мученичества - крест. В визант. искусстве он представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни 2 разбойников (наиболее раннее - на иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), и «Страшный Суд», где изображен в картине рая возле (или позади) восседающей на троне Богоматери (напр., в мозаичной композиции в ц. Санта-Мария Ассунта на о-ве Торчелло (Италия), ок. 1130; на фресках в костнице Бачковского мон-ря (Болгария), кон. XII в., и др.). Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля Изображения Благоразумного разбойника в древнерус. искусстве более многочисленны и разнообразны. Наряду с «Распятием» и «Страшным Судом» распространение получили расширенные композиции «Воскресение - Сошествие во ад» (известны не позднее нач. XVI в.), в к-рых иллюстрировались апокрифические сочинения («Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад», приписываемое Евсевию, еп. Александрийскому, или сщмч. Евсевию , еп. Самосатскому, сказание «О разбойнице, иже со Христом пострада» и др.), описывающие пребывание Благоразумного разбойника в раю: где у врат огненный херувим преграждает ему вход, во время его беседы с пророками Илией и Енохом, среди святых. Каждый из представленных эпизодов обычно сопровождается надписями из текста иллюстрируемого апокрифического источника (напр., пространные надписи на иконе из собрания ГРМ, XVII в.). Образ «Б. р.» широко употребляется в гимнографии (см. в статьях Блаженны , Великая пятница ), поэтому бытовали также изображения, в основе к-рых лежат гимнографические сочинения - среди них четырехчастные композиции на текст тропаря из воскресного канона прп. Иоанна Дамаскина (глас 4) «      », восходящие к «Четырехчастной» иконе Благовещенского собора Московского Кремля (1547). В таких памятниках Благоразумный разбойник изображается рядом с Иисусом Христом в правом верхнем клейме, иллюстрирующем слова: «          » (см. также композиции «О тебе радуется», «Величит душа моя Господа» и др.).

http://pravenc.ru/text/149319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Москве. Основание мон-ря в кон. XIII - нач. XIV в. доказано благодаря археологическим раскопкам под рук. Л. А. Беляева в 70-80-х гг. XX в. и реставрации (архитекторы Б. П. Дедушенко, Н. И. Даниленко) монастырского собора кон. XVII в., которые открыли 2 древних каменных здания и дали убедительный материал для построения хронологии обители, изменив и обогатив ее архитектурную и культурную историю. История Поздняя историческая традиция приписывает основание М. Б. м. св. кн. Московскому Даниилу Александровичу . Исследователи, опираясь на историческое сказание о начале М. Б. м. из его «домовой» копийной книги 1680-1682 гг., по-разному определяют это время. Еп. Дмитровский Никодим (Белокуров) временем устроения обители считал 1296 г., акад. М. Н. Тихомиров - 1292 г. Однако основание М. Б. м., по-видимому, следует датировать более широко: кон. XIII - нач. XIV в., но не позднее 1303 г., когда скончался вел. кн. Даниил Александрович и, согласно сказанию, по его приказу «сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные, и келии». Существование кладбища XIII в. на месте буд. М. Б. м. позволяет предполагать, что здесь стояла приходская церковь, к-рую позже сменил монастырский собор. Однако точной даты основания монастыря археология не называет. М. Б. м. стоял на возвышенном плато к востоку от Кремля, недалеко от начала большой дороги (впосл. Никольская ул.) и ближе к р. Неглинной, чем к Москве-реке. Сев. сторона стен М. Б. м. с воротами выходила на торговую дорогу из Москвы в Ростов, а западная - к стенам Кремля. Именно здесь до кон. XVII в. имелся вход в обитель. Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733) Пострижение будущего свт. Алексия, митр. Московского, в Богоявленском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 733) С XIV в. М. Б. м. стал привлекать знатных и богатых горожан, принявших решение уйти в обитель. Согласно Житию прп. Сергия Радонежского, ок. 30-40-х гг. XIV в. в обители проживал авторитетный инок Геронтий. В мон-ре нес послушание и, возможно, принял постриг сын боярина Федора Бяконта Елевферий (впосл. митрополит всея Руси Алексий ). До 1342-1344 гг. здесь вместе с прп. Стефаном Радонежским они пели на клиросе. М. Б. м. оказался в самом центре политической и социально-экономической жизни Московского великого княжества . К мон-рю благоволили не только влиятельные светские и духовные лица, но и Калитовичи. От Калитовичей, потомков тысяцких Вельяминовых, московских бояр и других вкладчиков М. Б. м. получал земельные и промысловые владения, щедрые денежные и имущественные вклады. В 1382-1571 гг. М. Б. м. неоднократно разорялся во время ордынских нашествий на Москву.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОСТАС Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - сер. XVI в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - сер. XVI в. [греч. εκονοστσιον, от εκν - изображение, образ и στσις - место стояния], преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма. Термин «И.» («иконостав») появился во 2-й пол. XVII в., ранее И. назывался «Деисус» или «деисусы» (по главному ряду). И. восходит к визант. каменным низким алтарным преградам (темплонам), где на архитрав ставили ряд икон на отдельных досках или сильно вытянутую по горизонтали икону-эпистилий. В течение долгого времени господствующим типом визант. алтарной преграды оставался невысокий темплон, устойчивая традиция украшения к-рого иконами появилась только в послеиконоборческое время. Количество икон и рядов темплона постепенно увеличивалось. В XIII в. известны многоярусные эпистилии: в ц. Санта-Мария ин Валле Поркланета в Рошоло-деи-Марси, Абруцци, Италия (XIII в.), главный деисусный ряд резного деревянного эпистилия включает 31 икону, под ним - 11 икон праздников, над ним - 9 икон с изображениями ангелов и Этимасии. Не позднее сер. XIV в. интерколумнии алтарной части визант. и балканских храмов стали заполнять иконами. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, в интерколумниях возвели каменные стенки, к-рые украсили фресками (1317-1318). Большие иконы стояли в интерколумниях алтарных преград церквей Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (после 1335), и вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (после 1347). На архитрав темплона часто ставили 2 ряда икон - праздничный и поясной деисусный (праздничные иконы из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; 11-фигурный деисусный чин Хиландарского мон-ря, 3-я четв. XIV в.). Разрастание темплонов в XIV в. могло быть вызвано общей атмосферой эпохи - последнего блистательного взлета визант. духовности,- на которую пришлись богословские споры варлаамитов и исихастов.

http://pravenc.ru/text/389068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище. 1185–1192 гг. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище. 1185–1192 гг. Фотография. Нач. XX в. Находился юго-западнее Новгородского кремля в конце Троицкой (Пробойной) ул. Софийской стороны, на левой стороне р. Волхов, за валом Окольного города, на т. н. Сильнище (более позднее название - Силинище, Синичья гора) (ныне - в 1,5 км к юго-западу от Новгородского кремля). Местность Сильнище известна с 1138 г., когда туда выходили новгородцы для защиты города от ожидаемого нападения псковичей (НПЛ. С. 25, 210). Каменную ц. во имя апостолов Петра и Павла на Сильнище заложили 6 мая 1185 г. «лукиници» (жители Лукиной ул. Людина конца). В 1192 г. «на Петров день» церковь освятил Новгородский архиеп. свт. Гавриил (Григорий) (НПЛ. С. 38, 40, 228, 231). По одному из предположений (ИРИ. Т. 5. С. 537; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 550-551), основание мон-ря связано с постройкой каменной церкви. Новгородская III летопись 2-й пол. XVII в. и источники XVIII в. (рукописный летописец Никольского собора на Ярославовом дворище, летописец Софийского собора) ошибочно относят строительство «лукиничами» церкви и основание мон-ря («и монастырь девичь устрои») к еще более раннему времени - к 1092 г. (НовгорЛет. С. 186; Филиппова. 2009). По обоснованному мнению ( Бобров. 2001. С. 11, 110-111), мон-рь при Петропавловском храме устроен не ранее кон. XIV - нач. XV в. Обитель не упоминается в перечне сожженных новгородцами пригородных мон-рей в 1386 г., при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). К кон. XV в. Н. П. м. имел незначительные владения - 18, 5 обжи земли, а также 18 дворов с 21 тяглецом ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 208. 70).

http://pravenc.ru/text/2577783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНИН Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля. 70-е гг. XIX в. Архит. Л. В. Даль. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. ХХ в. Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Нижегородского кремля. 70-е гг. XIX в. Архит. Л. В. Даль. Фотография М. П. Дмитриева. Нач. ХХ в. Кузьма (Козьма Минич; † 8(?).05.1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского (см. подробнее в ст. Смутное время ), думный дворянин (1613). Прозвище Сухорук, как и предположения о его рождении в Балахне и татар. происхождении совр. исследованиями не подтверждаются. М. был нижегородским посадским человеком из «молодших», т. е. небогатых жителей города. В авг.-окт. 1611 г. выступил с призывом к борьбе против войск польско-литов. интервентов. Предположительно 1 сент. был избран земским старостой (руководителем земской избы, органа местного городского самоуправления) Н. Новгорода. Рассказав о явлении ему во сне прп. Сергия Радонежского (в свое время благословившего св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского на битву с Мамаем), М. обратился к нижегородцам с призывом прийти на помощь «Московскому государству». Посадские люди и духовенство поддержали М., начался сбор средств на создание Второго ополчения, которое возглавил воевода кн. Пожарский. М. стал «выборным человеком» ополчения, ответственным за его казну и сбор податей. В апр. 1612 г. вошел в состав сформированного в Ярославле Земского правительства («Совета всея земли»). В авг.-окт. 1612 г. участвовал в освобождении Москвы от польско-литовских войск силами Первого и Второго ополчений, особо отличившихся в боях 24 авг. с войсками гетмана Я. К. Ходкевича, к-рые пришли на помощь осажденному польск. гарнизону в кремле. В кон. 1612 - нач. 1613 г. в освобожденной Москве М. активно участвовал в управлении Русским государством, исполняя в основном финансовые поручения. Вероятно, он не был сторонником избрания на русский престол буд. царя Михаила Феодоровича Романова, поддерживал, как и Пожарский, кандидатуру швед. принца Карла Филиппа. Тем не менее на следующий день после венчания Михаила Феодоровича на царство, 12 июля 1613 г., М. царским указом был пожалован в думные дворяне, т. е. введен в состав Боярской думы (уникальный случай дарования этого высокого чина человеку недворянского происхождения), а также получил земельные владения. Пользовался доверием Михаила Феодоровича. В 1615 г. ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время паломничества царя в Троице-Сергиев мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2563266.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЙ (ок. 1360? - 1430?, Андроников московский мон-рь), прп. (пам. 4 июля, 12 июня - святых, в Андроникове мон-ре подвизавшихся, 6 июля - в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых), великий рус. иконописец. Письменные свидетельства об А. Р. Наиболее ранними свидетельствами об А. Р. являются сообщения Троицкой летописи о росписи А. Р. вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца в 1405 г. Благовещенского собора Московского Кремля (Троицкая летопись. С. 459; по мнению В. А. Кучкина, летопись составлена не ранее 1416) и о росписи А. Р. и иконописцем Даниилом Успенского собора во Владимире в 1408 г. (Там же. С. 466). Пахомий Серб упомянул А. Р. в 3-й редакции жития прп. Сергия Радонежского (ок. 1442), в рассказе об основании Андроникова мон-ря, здесь говорится о росписи А. Р. Спасского собора мон-ря и о кончине преподобного в Андрониковом мон-ре ( Клосс. С. 401-402). Др. известие об А. Р. Пахомий включил в краткую редакцию жития прп. Никона Радонежского (ок. сер. 40-х гг. XV в.), где сообщается о росписи А. Р. и Даниилом каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (ок. 1425-1427) и говорится о том, что это была последняя работа иконописцев, немного позднее скончавшихся (Там же. С. 88). Прп. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор в Андрониковом мон-ре. Миниатюра из лицевого жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. Прп. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор в Андрониковом мон-ре. Миниатюра из лицевого жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. Важные сведения об А. Р., неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. XV в. прп. Иосиф Волоцкий со слов «старца Спиридона», игум. Троице-Сергиева мон-ря (10-я гл. «Духовного завещания» - «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих»). Рассказ об А. Р. помещен в «Сказании о святых иконописцах» (кон. XVII - нач. XVIII в.), однако позднее время составления «Сказания» и компилятивный характер текста делают его ненадежным источником. Существует также ряд упоминаний имени преподобного и икон его письма, разной степени достоверности, в записях XVI-XIX вв. Острая полемика и большой разброс мнений в лит-ре, посвященной А. Р., вызваны не только недостатком сведений, но и их противоречивостью.

http://pravenc.ru/text/115312.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЕВ ГАЛИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в. Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в. (Костромской епархии Костромской митрополии), находится в г. Галич Костромской обл. Основан в посл. четв. XIV в., что подтверждается результатами археологических раскопок 90-х гг. XX в. ( Авдеев. 2009. С. 213). Основателем П. Г. м., возможно, был боярин Иван Овин, создавший в своей вотчине ктиторский особножительный мон-рь на горе Краснице над Галичским оз., в 2 верстах от г. Галича. До нач. XX в. сохранялся ряд топонимов, связанных с именем Овина: между мон-рем и Галичем находилась небольшая Овинова слобода (позднее - ул. Овинова Слобода, с 1925 г.- ул. Железнодорожная), в источниках XV-XVII вв. упоминается Овинов луг на берегу Галичского оз. Первоначально мужской, особножительный мон-рь был посвящен свт. Николаю Чудотворцу. После обретения Овиным чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (кон. XIV - нач. XV в.) П. Г. м. был посвящен Успению Пресв. Богородицы. Наиболее ранним источником сведений об обретении иконы является «Сказание о чудотворном образе Богоматери Овиновския иже явися во граде Галиче», включенное в рукописный сборник сер.- 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 98. Ед. 1491; изд.: Авдеев. 2009. С. 354-358). С 30-х гг. XV в. история П. Г. м. и Овиновской иконы связана с деятельностью его настоятеля - прп. Паисия Галичского. Согласно «Сказанию...», в 1434 г. (в Житии преподобного ошибочно датировано 1429 г.), во время войны между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и галичским кн. Георгием (Юрием) Димитриевичем , монастырь был захвачен войсками вел. князя, а чудотворная икона увезена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля, но в ту же ночь чудесным образом перенеслась в П. Г. м., где иноки нашли ее в храме на прежнем месте. По др. версии, образ был возвращен в Галич настоятелем мон-ря прп. Паисием, прибывшим в Москву с посольством. Вел. князь передал преподобному икону вместе с вкладом на восстановление разрушенной им же обители. Возвращение иконы, которую встречали все жители города, пришлось на день престольного праздника обители - Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460, Переславль-Залесский - 7.04.1540, Троицкий Данилов мон-рь), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переславский, основатель и игум. переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря . Источники Основные сведения о Д. содержатся в Житии святого, нек-рые факты его биографии нашли отражение также в Житиях прп. Герасима Болдинского, блж. Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во 2-й пол. XVI в.), в летописях XVI в. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Житие Д. было написано, по всей видимости, духовником царя Иоанна IV Васильевича прот. Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впосл. митр. Афанасий ), учеником и духовным сыном Д., до 1550 г. служившим священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (об авторстве прот. Андрея в отношении 2 редакций Жития Д. см.: Смирнов. Житие. С. IX-XV, XXII-XXVI). Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митр. св. Макария не ранее чем через 16 лет после преставления святого (по-видимому, в 1556-1561). Основными источниками для Жития послужили рассказы Д., воспоминания учеников старца и проч. лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищренно... памяти ради» ( Смирнов. Житие. С. 6), поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. (Смирнов также отметил влияние на Житие ряда агиографических текстов - Житий преподобных Иосифа Волоцкого, Евфросина Псковского, Евфросина повара, Власия мниха; см.: РГБ. Ф. 280. К. 9. 3. Л. 12 об., 13 об., 22 об.- 23, 37 об., 47 об., 48 об. и др.) Житие Д. дошло в 4 редакциях: первоначальной (старший список - ГИМ. Син. 926, 2-я пол. XVI в.), сокращенной («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия» , составлено ок. 1562-1563, по-видимому, также прот. Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) : РГБ. Троиц. 694. Л. 176-193 (1633 г.), Милютинские Четьи-Минеи: ГИМ. Син. 804. Л. 299-328 об. (сер. XVII в.) и в др. сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.; 1-е изд.: Пролог. М., 1689. Л. 196-197) и переработанной (составлена в кон. XVII в. Александром, игум. киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, является «Сказание вкратце...», к-рое представляет собой не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего.

http://pravenc.ru/text/171193.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010