Состоялся круглый стол Движения за поместное Православие в Западной Европе Париж, 28 марта 2005 г. 6 марта 2005 года состоялся круглый стол Движения за поместное Православие русской традиции в Западной Европе , сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Это уже третий семинар такого рода, организованный Движением в рамках дискуссий, развившихся в связи с Обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года , в котором был поднят вопрос о достижении церковного единства различных частей русского рассеяния в странах Западной Европы. Данный семинар был посвящен проекту устава Западноевропейской митрополии, о котором шла речь в беседе председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с журналистом Виктором Лупаном , опубликованной в парижской газете " Русская мысль " 40, 4-10 ноября 2004 года). Первый доклад, представленный вниманию более ста слушателей, был зачитан В.Н.Тизенгаузеном - членом правления Движения, в недавнем прошлом секретарем Архиепископии православных приходов русской традиции в юрисдикции Константинопольского Патриархата, близким сотрудником покойного главы Архиепископии архиепископа Сергия (Коновалова; + 2003) . Докладчик очертил путь Архиепископии со времени избрания на ее кафедру Владыки Сергия в 1993 году. В.Н.Тизенгаузен указал, что устав, представленный вниманию участников круглого стола, является промежуточным результатом совместных работ архиепископа Сергия и его сотрудников с представителями Московского Патриархата. Целью этих работ, к сожалению, оставшихся незавершенными, подчеркнул докладчик, было найти приемлемый путь восстановления канонического единства Русской Православной Церкви и Архиепископии. Именно этот поиск, который велся с учетом специфических черт исторического и канонического бытия Архиепископии, привел к мысли о создании самоуправляемой Митрополии, интегрирующей Архиепископию и нынешние западноевропейские епархии Московского Патриархата, и к началу работ над созданием проекта устава такой церковной единицы. Результаты этих работ, как было сказано митрополитом Кириллом в упомянутой выше беседе и подчеркнуто в журналах Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 года, отображают принципиальную позицию Московского Патриархата в вопросе благоустройства православной диаспоры.

http://pravoslavie.ru/13097.html

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата об аргументах представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждении епархий «Бессарабской митрополии» 25 марта 2008 г. 18:23 21 февраля 2008 года на официальном сайте Румынского Патриархата было опубликовано коммюнике, содержащее «разъяснения в связи с юридическим признанием Бессарабской митрополии и входящих в ее состав епархий» . В декабре 2007 года там же был размещен пресс-релиз Сектора внешних церковных связей Румынской Православной Церкви, в котором изложены доводы, оправдывающие решение Священного Синода Румынской Православной Церкви об учреждении новых епархий в составе так называемой «Бессарабской митрополии». В основном те же соображения были переданы румынской делегацией представителям Московского Патриархата на переговорах в Болгарии 22 ноября 2007 года. В связи с предпринятым Румынской Православной Церковью публичным изложением аргументов в поддержку ее недавних решений, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена представить следующие разъяснения. При рассмотрении аргументации, изложенной в упомянутых документах, выявляется ряд ее несоответствий общепризнанной православной традиции. Так, в частности, утверждается, что поскольку «2 правило II Вселенского Собора, 8 правило III Вселенского Собора, 13 и 22 правила Поместного Антиохийского Собора регламентируют конкретные ситуации, появившиеся в лоне Церкви» , они не имеют универсального характера и потому не применимы к церковной ситуации в Молдавии. Однако история свидетельствует о том, что все канонические установления, когда-либо принятые Святой Церковью, имели конкретный повод для своего возникновения – будь то новоявленная ересь или различные проблемы межцерковных отношений. Тем не менее, в течение веков эти установления неизменно являются эталоном для урегулирования спорных церковных вопросов. Далее утверждается, что «еще в первом тысячелетии церковная практика и каноническая доктрина освятили порядок, согласно которому каждая из Церквей должна иметь епископов из своего народа, обязанных заниматься организацией церковной жизни (34 Апостольское правило)».

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Пн Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года 11 2005 р. 15:30 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 ноября 2000 года. Священный Синод Русской Православной Церкви с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране. С 26 октября по 1 ноября с.г. Патриарх Варфоломей в сопровождении архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна, иерархов, духовенства и мирян Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата находился в Эстонии с официальным визитом. О своем намерении нанести визит в Эстонию, в пределы канонической территории Московского Патриархата, Константинопольский Патриарх Варфоломей не известил Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Официальное сообщение о визите Константинопольского Патриарха в Эстонию Русской Православной Церковью было получено от главы Лютеранской Евангелической Церкви Эстонии. Получив информацию о готовящемся визите, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране. Были проведены переговоры с полномочными представителями Константинопольского Патриархата и Правительства Эстонской Республики по достижению полного умиротворения между всеми православными и скорейшему восстановлению одинаковых прав для всех православных приходов, включая права на историческое церковное имущество, что могло быть выражено в совместной декларации глав двух православных юрисдикций в Эстонии. Однако Константинопольская сторона отказалась обсуждать предложенные инициативы, предусматривающие возвращение юридических прав на историческое церковное имущество приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которым это имущество (18 храмов и помещения церковного управления) веками принадлежало и фактически используется в настоящее время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4923055...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Три иерарха Болгарской Православной Церкви выступили с заявлением по поводу ситуации на Украине Митрополиты Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Иоанн, Видинский Даниил высказали свои соображения относительно тревожной ситуации, в которой находится Православная Церковь на Украине. В заявлении, опубликованном 9 октября 2018 года Официальным сайтом Болгарской Православной Церкви , говорится: На заседании 04.10.2018 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви – Болгарского Патриархата (БПЦ-БП) рассмотрел письмо с вх. 599 от 3.10.2018 г. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу тревожной ситуации, в которой находится Православная Церковь на Украине, и действий Константинопольского Патриархата на канонической территории Русской Православной Церкви – Московского Патриархата в упомянутом государстве. После прочтения письма в ходе дискуссии были высказаны различные мнения. Каждый из многоуважаемых собратьев архиереев, кто желал поделиться своим мнением по рассматриваемому вопросу, имел возможность это сделать. Руководствуясь своей архиерейской совестью, высказываем следующие соображения: В первую очередь, создается впечатление несоответствия между мотивами, заявленными со стороны Константинопольской Патриархии относительно ее одностороннего вмешательства в дела другой Поместной Церкви, и тем, что в текущий момент реально происходит вследствие этого вмешательства. Заявляется, что идет поиск путей преодоления разделения, которое существует среди православного народа на Украине, однако на настоящем этапе православные, исповедующие свое духовное единство с каноничной Украинской Церковью Московского Патриархата, претерпевают насилие и несут человеческие жертвы. Спрашивается, что случится с этими людьми, если вследствие заявленных Константинополем намерений на Украине наряду с каноничной Украинской Православной Церковью Московского Патриархата будет создана другая каноническая православная структура?

http://mospat.ru/ru/news/47078/

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 204 2002 г. 4 октября. Протокол о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата 243 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем протокол) подписан 4 октября 2002 г. в г. Таллинне для декларирования и достижения общих целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и распоряжения правительства Республики от 2 октября 2002 г. 644-к, министр внутренних дел Айн Сенник, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, с регистрационным номером 01801009 (в дальнейшем ЭПЦ МП), которую представляет митрополит Корпилий (в миру Вячеслав Якобс), именуемые в дальнейшем отдельно или вместе Сторона или Стороны, – учитывая, что ЭПЦ МП является Церковью, самостоятельно действующей в Эстонии, находящейся в каноническом подчинении Московского Патриархата, и зарегистрированной в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов; – учитывая, что в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов зарегистрирована находящаяся в каноническом подчинении Константинопольского Патриархата и самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Апостольская Православная Церковь (в дальнейшем ЭАПЦ), которая признана решением Таллиннского городского суда от 14.09.1993 г. правомочным субъектом в отношении имущества, противоправно отчужденного от нее; – учитывая, что ЭПЦ МП и ее приходы владеют и пользуются частично тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, то есть лицом, имеющим по закону право требовать возврата имущества или право на его компенсацию, и желают для продолжения своей деятельности иметь в отношении этого имущества законное право пользования и/или собственности; – учитывая, что ЭАПЦ выразила согласие в целях конструктивного решения возникших между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем Церкви) имущественных вопросов отказаться от осуществления в отношении имущества, находящегося фактически во владении и пользовании ЭПЦ МП и его приходов и упомянутого в Приложении 1 и в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом права требования возврата этого имущества, и согласиться с оставлением в собственности государства этого имущества и передать государству имущество, упомянутое в Приложении 2, для его дальнейшей передачи ЭПЦ МП и его приходам на условиях и порядке, содержащихся в заключаемых в будущем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     В интервью журналу «Босс» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о том, что стоит за намерением Константинопольского Патриархата установить «автокефалию» на Украине, о геополитических последствиях этого «проекта» и о позиции Русской Православной Церкви. — Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, об Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, который Вы возглавляете. Что входит в его функции? Каковы принципы взаимодействия с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, возглавляемым Владимиром Легойдой? — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата — старейший синодальный отдел Русской Православной Церкви, он был создан в 1946 году для взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, налаживания диалога с Католической Церковью и протестантскими деноминациями. В настоящее время Отдел внешних церковных связей имеет очень широкую повестку — это и контакты с Поместными Православными Церквами, и межхристианский диалог, и межрелигиозный диалог, и работа с соотечественниками. Мы также взаимодействуем с другими синодальными отделами Русской Православной Церкви, включая Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, который Вы упомянули. При этом сферы деятельности двух отделов практически не пересекаются, хотя, конечно, существует очень много вопросов, которые нам приходится решать сообща. — Сейчас обществом очень остро воспринимается тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви так называемого Киевского патриархата, у всех на устах модные теперь слова «томос», «автокефалия», которых раньше в «мирском» языке не наблюдалось. А что это вообще такое и почему всех так волнует? — Автокефалия — греческое слово, которое буквально означает «самовозглавление». Православная Церковь состоит из автокефальных, то есть самостоятельных, Поместных Церквей, которые находятся между собой в молитвенном и евхаристическом общении. Над Поместной Православной Церковью нет какой-либо иной власти, кроме власти самого Бога, власти Господа Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/118226.html

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Московский Патриархат как «классический патриархат» Патриархат — это церковная система территориально-административного управления, возникшая в эпоху Вселенских Соборов. В это же время формировалось и каноническое право. Не будет преувеличением назвать патриархаты этой эпохи «классическими» патриархатами. В какой степени система управления Русской Церковью в Московский, Синодальный и Новейший периоды ее истории соответствовала представлениям о патриархате эпохи Вселенских Соборов? Церковно-территориальное деление в Римской империи IV века Как известно, I Никейский Собор (325 год), обустраивая территориальное управление имперской Церкви, воспользовался только низшим, провинциальным уровнем государственного деления. Каждая провинция (греческий эквивалент этого термина — епархия) имела свой главный город, митрополис. Согласно 4-му и 5-му Никейскому правилу, епископы, резиденции которых находились в митрополисах, получали титул митрополитов. За митрополитом было закреплено право утверждать выбор и совершать поставление нового епископа. Остальных же епископов, входящих в состав отдельной провинции и подчиненных митрополиту, позднее обозначили термином «епархиоты». Провинций-епархий было в середине IV века около ста, и каждая обладала полной автаркией, будучи самостоятельной во внутреннем управлении, замещая вдовствующие кафедры и разрешая широкий круг внутренних проблем на регулярных — дважды в год — епархиальных соборах. Таким образом, высшим церковным титулом, связанным с конкретными административными обязанностями (утверждение епископских хиротоний, проведение регулярных соборов), с этого момента стал титул «митрополит». В 6-м правиле перечислены три кафедры, имевшие устойчивый авторитет на сравнительно больших территориях, состоявших не из одной, а из нескольких провинций. В нем идет речь о ряде Египетских провинций с центром в Александрии, об Италии с Римом во главе и о Сирийских провинциях, тяготевших к Антиохии. Структура управления этими областями оставалась той же самой, то есть двухступенной; единственной особенностью этих церквей была их «полипровинциальная» территория, вместо «монопровинциальной» для всех прочих митрополитов.

http://e-vestnik.ru/church/moskovskij_pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

О Совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви 21 червня 2005 р. 11:36 Основываясь на общей православной вере в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и верности общему каноническому Преданию Русской Православной Церкви, действуя в соответствии с поручением, которое было сформулировано в ходе собеседований, состоявшихся под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве 17-18 мая 2004 года в ходе визита делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром , Комиссия Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссия Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на совместных заседаниях в Москве (22-24 июня и 17-19 ноября 2004 года), в Мюнхене (14-16 сентября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) подготовили проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Заявления «Об отношениях Церкви и государства» и «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям» отражают общее понимание этих принципиальных вопросов как Русской Православной Церковью, так и Русской Зарубежной Церковью. Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви, действующей на началах, подобных тем, которые предусмотрены Уставом Русской Православной Церкви в отношении Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Вступлением в силу предлагаемого Акта восстанавливается полнота канонического общения внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Согласно разработанному проекту, Русская Зарубежная Церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201537...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 146 1996 г. 19 июля. – Письмо председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла генеральному секретарю Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Филадельфийскому Мелитону 181 Ваше Высокопреосвященство! Письмо Ваше от 17 июля 1996 г., как, вероятно, Вы догадываетесь, не могло не вызвать у нас тяжелых чувств досады и обиды и не повергнуть в глубокое уныние. Что с Вами, дорогой и возлюбленный мой собрат? Неужели Вы не видите, что происходит в действительности, как и кем нарушаются с таким трудом достигнутые нами соглашения по эстонскому вопросу? Факт написания Вашего грубейшего письма говорит либо о том, что Вас кто-то намеренно вводит в заблуждение и всячески настраивает к провалу наших богоугоднейших согласованных намерений, либо Вы сами почему-то изменили своему решению о достижении с трудом восстанавливаемого церковного мира. Как известно, мир между людьми достигается взаимным пониманием человеческих слабостей друг друга и взаимным прощением совершенных друг против друга проступков. Только поэтому мы покрывали молчанием те неблаговидные действия, которые совершаются под прикрытием омофора Константинопольского Патриархата в Эстонии, несмотря на совместное решение Священных Синодов обеих святейших Церквей от 16 мая с. г. Представители Константинополя в лице архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна, протоиерея Хейкки Хуттунена при активной помощи Хенна Тоссо и в сотрудничестве с Департаментом по делам вероисповеданий развернули активную деятельность как в спорных приходах, так и в уже определившихся в своей верности Московскому Патриархату. Прибывшие из Финляндии представители братской Поместной Церкви свободно ведут целенаправленную работу: посещают приходы, совершают службы, раздают гуманитарную помощь, финансируют ремонтные работы, распространяют церковную литературу (на эстонском языке), развивают связи с местными органами власти, убеждают прихожан, что если последние примут константинопольскую юрисдикцию, то получат в собственность церковные здания, другую недвижимость, сразу появятся финансы, приглашают в гости и на обучение в Финляндию. Многие священники константинопольской ориентации имеют автомобили и радиотелефоны. Есть все основания полагать, что все это делается на деньги финских налогоплательщиков, целенаправленно и избирательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010