Напротив, жизнь благочестивая поддерживает и укрепляет здоровье человека, удаляя его от грехов, она тем самым предохраняет и от многих болезней. Кроме того, хорошее поведение приучает нас к порядку, а все это способствует сохранению и укреплению телесных сил. Доказательством той пользы, которая приносит здоровью человека жизнь, согласная с верой, служат люди святые. Они часто жили в бедности, тесноте, среди разных лишений и неудобств: «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр. 11:38 ); удручали себя постом и трудными подвигами. Однако, несмотря на все это отличались хорошим здоровьем, крепостью сил и достигали долголетия. Так, Антоний Великий двадцать лет прожил на башне, причем целые ночи проводил без сна и питался одним хлебом с водой. Когда он оставил затвор и явился к людям, все знавшие его нашли таким же, каким он был до своего отшельничества: лицо его цвело свежестью и красотой... О другом древнем подвижнике (св. Оре) говорится: «Вид имел ангельский, ему было девяносто лет отроду, но тело его ничего не потеряло, лицо у него было светлое и доброе, с первого взгляда внушало почтение к себе». Так святая душа подвижников отражалась в их здоровом и благообразном теле. Если и в наше время люди доживают до глубокой старости и сохраняют свое здоровье, то этим бывают обязаны главным образом доброй и благочестивой жизни, соединенной с умеренностью, воздержанием и удалением от грехов. Так, добрая христианская жизнь доставляет одно из важнейших земных благ – здоровье и крепость сил телесных. Кроме здоровья, люди полагают свое счастье в богатстве. Действительно, для благополучия и спокойствия жизни необходимо иметь некий достаток и средства к удовлетворению насущных потребностей. Как болезнь есть зло, так и бедность – несчастье. Во время райского блаженства человек имел все необходимое для жизни, так как в раю «и произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» ( Быт. 2:9 ). И народу еврейскому, в знак Своего благоволения, обещал Господь изобилие плодов земных, как одно из необходимых условий его благоденствия и счастья на земле. Христос Спаситель не порицал и не возбранял богатства, если оно правильно употреблялось, не осуждал тех богатых людей, которые с богатством соединяли истинное благочестие. Напротив, он имел особенную любовь к семейству Лазаря, которое принадлежало к богатым домам селения Вифинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Им и их потомству были обещаны от Бога особенные блага: благоволение Божие, умножение на земле, земное благополучие, счастье и самое главное – происхождение по человечеству их рода Христа, Спасителя мира. Ввиду этого еврейский народ имел высокие преимущества перед всеми другими народами: из всего человечества Господь выделил его, как Свою собственную часть и наследственный удел Божий ( Втор. 32:9 ), выделил для того, чтобы он хранил истинную веру в Бога и распространял ее на земле. И, действительно, в то время, когда все другие народы погрязали в забвении Бога и идолопоклонстве, одни только евреи имели истинную религию и знали пути, ведущие ко спасению: «им вверено было Слово Божие» ( Рим. 3:2 ); спасение должно было произойти от иудеев ( Ин. 4:22 ). Другое, весьма важное назначение евреев во всемирной истории заключалось в том, что они должны были приготовить как себя, так и других людей к пришествию в мир Спасителя. Источником, из которого они могли почерпать сведения о Христе служили как все Ветхозаветное Священное Писание , так особенно пророческие книги. Изрекши людям еще в раю обетование об Избавителе ( Быт.3 гл.), Господь в разное время и различным образом напоминал еврейскому народу о Сыне Своем, имевшем явиться на земле для спасения нашего. Начиная с общих и туманных начертаний лица Спасителя, то под видом Семени Жены, то под видом Семени Авраама, через которое получат Божие благословение все народы земли ( Быт. 22:17–18 ), предсказания о Христе в Св. Писании Ветхого Завета становятся со временем все более ясными и определенными. Так, патриарх Иаков ( Быт. 49:10 ) и пророк Даниил ( Дан. 9:24–27 ) предвозвестили время явления в мир Спасителя; Св. царь Давид с поразительной ясностью изобразил в своих пророческих псалмах Иисуса Христа как Бога и Человека-Страдальца ( Пс. 2:6–7 ; Пс.109 ; Пс. 21:7–9, 12, 19 ; ср. Ис. 53:3, 5–8, 12 ). Даже частные события из Его жизни были предуказаны в Ветхом Завете, именно: Христос родится от Девы ( Ис. 7:14 ), в городе Вифлееме ( Мих. 5:2 ); будет творить чудеса ( Ис. 61:2, 35:3–4 ), установит Новый Завет ( Ис. 2:3 ; Иер. 31:31 ); по смерти низойдет в ад ( Пс.15:10 ), воскреснет из мертвых ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 56:6, 23:7 ) и вместо Себя пошлет уверовавшим в Него Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Если он и не может совсем освободиться от мыслей о Боге, то для него спокойнее менее думать о Боге или воображать, что Он далеко стоит от мира и не видит наших худых дел. Он, пожалуй, не против бессмертия души, но для него приятнее рассуждать так: «Мы о том ничего не знаем, никто не возвращался с того света, чтобы открыть нам, что ожидает нас за гробом». И для неверующего Христос может представляться Существом величайшим и мудрейшим, но для него более выгодно думать, что Он – не Сын Божий и что его учение о святости жизни слишком строго и не выполнимо для слабого человека. Во всех таких и подобных рассуждениях людей неверующих сказывается любовь к пороку и старание чем-либо его прикрыть и извинить. «Желалось бы, – говорит один ученый, – найти такого человека, который, будучи вполне воздержен, во всем умерен, справедлив и целомудрен, в то же время отвергал бы бытие Бога и бессмертие души. От него можно было бы ожидать, по крайней мере, беспристрастия. Но такого человека нет» (Геттингер. Там же). Но что же? Приносит ли неверие какую-либо пользу? Дает ли оно на самом деле душевный покой? Служит ли безопасным громоотводом от всяких страхов за будущее? Нет! Неверующий – самый несчастный человек на свете. По своим мыслям, убеждениям и по своему душевному настроению он остается совершенно одиноким в мире, отчужденным от людей, как лист, оторванный ветром с дерева. Без веры в Бога он теряется в понимании самых простых вещей. Мир Божий для него загадка. Откуда он произошел, если нет Творца? Как он стоит в своей красоте и порядке, если нет Бога-Промыслителя? А люди и их жизнь? Что это для человека неверующего, как не царство блуждающих теней, царство непонятное, бессмысленное? Отказываясь признавать за истину то, чему учит вера, неверующий готов усвоить себе всякую ложь, суеверие и заблуждение. В таком состоянии находится ум невера. А что сказать о его сердце? Если неверие берет и начало свое в нашем сердце, то понятно, как оно развращается и портится у человека неверующего. С потерей веры он сбрасывает с себя всякую узду и преграду, сдерживающие его чувства и действия; злые наклонности поднимают свою голову, получают полную свободу развиваться и властвовать в душе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Ей стали придавать волшебное, магическое действие. По сознанию позднейших буддистов «приобретение блаженства вовсе не требует целого дня, а только немногих минут каждого утреннего часа и состоит в десятикратном повторении изречений, называемых молитвой». Вот до какой удивительной непоследовательности и вопиющего противоречия с первоначальным своим учением дошел буддизм! Кроме того, «молитва» была низведена на степень дела совершенно механического и бессмысленного. Просимое достигается, по признанию буддистов, не только при бессознательном повторении молитвенных формул, но и при употреблении молитвенных машинок, которые своим вращением совершают дело человеческого спасения». Из сказанного понятно, что нравственность буддизма имеет совсем другой смысл, чем нравственность христианская. Такой громадный и существенный недостаток, как отсутствие мысли о Боге, Творце и Промыслителе мира не мог не отразиться и на всем нравственном учении Будды, в деле своего спасения человек не мог не занять исключительного положения.. Тогда как в христианстве главнейшим двигателем добрых поступков человека служит любовь к Богу и к ближним, в буддизме на первый план выступают другие побуждения к добродетели, менее высокие и доброкачественные. Здесь не Бог и не ближние имеются ввиду при совершении нравственных подвигов, а только сам подвижник и его личное благо. Во всех своих трудах буддист главным образом преследует одну и ту же излюбленную цель – водворение в своей душе тишины и спокойствия. Добрые и злые поступки оцениваются не с точки зрения какой-либо высшей правды или пользы их для людей, а с той отвлеченной точки зрения, что добро для человека, во всяком случае, лучше и плодотворнее зла. «Кто говорит или действует с нечистыми помыслами, – читаем мы в буддийских книгах, – за тем следует страдание, подобно тому как следует колесо за ногой возового животного. Кто говорит или действует с чистыми помыслами, за тем следует радость, подобно тени, никогда его не покидающей». «Земледелец, который обработал бы плодородное поле, не разбросав на нем семени, не мог бы рассчитывать на жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Наша вера возвестила миру, что Бог есть общий Отец для всех людей, и что Иисус Христос есть один для всех – Спаситель и Избавитель. Поэтому в христианстве должны были уничтожиться все преграды, отделявшие людей друг от друга. «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» ( Рим 10:12 ). И, действительно, первые христиане глубоко и живо были проникнуты этим возвышенным чувством братской любви друг к другу: любовь царила в семействе, проявлялась в общественной жизни, простиралась даже за пределы христианской церкви, изливаясь на врагов и язычников. Сами язычники при всей своей ненависти к христианам удивлялись этому их высокому качеству и говорили: «Смотрите, как христиане любят друг друга, и как они готовы один за другого душу положить». Это великое и святое чувство, одушевлявшее древних христиан, имело самые благодетельные последствия, оно как бы создавало новых людей, совершенно преобразовывало их и составляло из них такое общество, подобного которому не знал языческий мир. Посмотрим теперь, в чем и как проявлялась христианская любовь в древнее время. Прежде всего обратим внимание на семейную жизнь христиан. В языческих государствах не существовало правильно устроенного семейства, так как не было правильного взгляда на женщину и детей. У народов, не знающих истинного Бога, женщина ценилась и ценится невысоко. Это раба, полностью зависящая от своего мужа. Одной прихоти последнего было достаточно для того, чтобы сделать жизнь ее самой несчастной. Он имел над ней право суда, наказания и даже смертного приговора. Тот же дух господства и порабощения создавался и в отношении отца к детям. Дети составляли собственность родителей, наравне с недвижимым имуществом и рабами. Законы языческие отдавали детей в полную власть отца. Он мог их не только наказывать, но и продавать другим, мог и убивать, если они почему-либо ему не нравились или были болезненны... Понятно, какова была семейная жизнь, основанная на рабстве и жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Однако должны же существовать какие-либо основания к неверию, нельзя без рассуждения и необдуманно отвергать то, что признают все люди. Какие же это основания? Часто люди неверующие прикрываются наукой и говорят, что науки естественные, занимающиеся изучением видимого мира, идут против веры в Бога и против христианского учения. Но что такое наука? Наука есть дело ума человеческого, а он может и ошибаться. Между тем вера есть откровение Самого Господа Бога и потому содержит в себе одну только правду и истину. Чему же нам больше верить: уму ли человеческому слабому, обманчивому или неложному слову Божию? Притом же наука не окончила еще своего дела и не сказала своего последнего слова. Кто поручится, что в будущем с большим усовершенствованием науки не будут говорить иное, чем теперь? Кто может утверждать, что со временем рознь между учением веры и учением науки будет возрастать и увеличиваться, а не сглаживаться и уменьшаться? Послушаем, что говорят сами ученые люди. Во второй половине прошлого (XIX) века английские ученые-естествоиспытатели в числе 210 человек высказали следующее свое убеждение: «Слово Божие, отразившееся в книге природы, и Слово Божие, выраженное в Священном Писании , не противоречат одно другому, хотя бы они, по-видимому, не согласовывались между собою: науки естественные находятся лишь на пути своего развития и еще не достигли окончательного своего совершенства; настанет время, когда обе эти книги, т. е. книга природы и книга Завета придут в совершенное согласие. «Так говорят люди, занимающиеся науками и знающие им цену (Странник, 1865. Т. П. С. 146). И на самом деле, настоящие ученые никогда не восставали против веры и учили согласно с ней. Многие отцы и учители Церкви отличались большими познаниями в мирских делах, что не помешало им сделаться усердными проповедниками и горячими защитниками христианской веры. Точно так же и из светских ученых многие известны своей крепкой и убежденной верой в Бога и искренним, глубоким к Нему благоговением. Так, о Ньютоне пишется, что он всякий раз, когда произносил имя Божие, вставал и снимал с головы шляпу (Голубинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Одним из сильнейших заблуждений мусульманства следует признать допущенное им многоженство. По примеру Магомета, многократно вступавшего в новые супружества, каждый его последователь может иметь одновременно до четырех жен и неограниченное число наложниц. Этот мусульманский обычай, в свою очередь, основывается на неправильном взгляде магометанской веры на женщину. По христианскому учению, женщина, как и мужчина создана по образу и подобию Божию; имеет душу свободную, разумную и бессмертную. Ее назначение на земле состоит в том, чтобы служить продолжению человеческого рода и быть подругой, и помощницей своего мужа. Поэтому и женщине дарованы Творцом силы и способности душевные и телесные, соответственно ее высокому призванию. Между тем мусульманство имеет свой особый взгляд на женщину. «Жены ваши – поле ваше, – говорит Магомет, – ваше поле. Ходите на ваше поле, как хотите». Таким приговором арабского лжепророка женщина не только ставится ниже мужчины, но и приравнивается к вещам бездушным. По словам одного исследователя мусульманства, самки у многих животных уважаются и почитаются более, чем женщина магометанством». Понятно, что между мусульманами не может быть брака как установления религиозного. У них существует только гражданский брак соглашения между супругами. Вследствие этого женщина магометанка лишена всех прав, это вечная узница и беспрекословная раба своего мужа. Последний имеет власть распоряжаться ею по своему произволу: может наказывать, обманывать, выгонять из дома, разводиться, опять принимать к себе и проч. Нет нужды говорить о том, как печально и унизительно такое положение женщины, и как вредно многоженство для благосостояния семейного: множество детей, оторванных от родителей; отсутствие мирной и согласной супружеской жизни; бесчисленные братоубийства; нечестивые кровосмешения и всякие гнусные пороки, вот последствия, узаконенного Магометом потворства грубой чувственности. Насколько последняя сильно владела душой Магомета, можно судить потому, что даже духовные райские наслаждения, которых, по словам Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Но, к сожалению, не всегда так бывает и многие, зараженные болезнью неверия, остаются в ней на всю жизнь, до самой своей смерти. Это самые несчастные люди. Каждому человеку неминуемо должно пройти чрез врата смерти, но как пройти без веры в Бога и без надежды на Его милосердие? Если для каждого из нас страшен час смертный, то тем более для невера и для безбожника. Что может утешить его в последние минуты жизни? В прошлом он все свое счастье находил в предметах земных, предавался разным удовольствиям. Но они недоступны умирающему. А в будущем что его ожидает? Жизнь по смерти есть жизнь в Боге, жизнь духовная, а к ней человек неверующий не привык, не испытал и к ней не способен. Расставаясь с миром, он как бы собирается к переходу в страну чужую, неизвестную, жить в которой он не может... Не страшно ли сознавать все это человеку неверующему в час смертный! Вот пример того, что испытывает душа невера при расставании с телом. Один французский писатель (Вольтер) должен был на смертном одре испытать все мучения своей нечистой совести. Он в отчаянии умолял своего врача: «Заклинаю вас, помогите мне, я отдам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь, хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад и вы последуете за мною туда же» (Ците. Цит. соч. с. 128). Борьба с неверием ЕСЛИ НЕВЕРИЕ есть тяжелая и опасная болезнь, причиняющая великие страдания душе человека как в этой, так и в будущей жизни, то спрашивается: есть ли какие-либо средства против этой болезни? Как и чем лечить ее? Так как неверие имеет свой корень в испорченном сердце человека, то весьма трудно бороться с ним доводами и соображениями умственными. Убеждать неверующего словами – это то же, что доказывать слепому, что небо имеет синий, а трава зеленый цвет, он не захочет понять и взять в толк того, что ему будут говорить... Никакое человеческое слово и даже чудо, совершенное перед его глазами, не в состоянии вразумить упорного и ожесточенного невера. О людях, чрезмерно преданных удовольствиям мира, Авраам говорит страждущему в геенском пламени богачу: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Вот какую силу имеет перед Богом молитва за умерших! В-четвертых, протестанты неправильно думают о Таинстве причащения Тела и Крови Христовой. По их мнению, в этом Таинстве Христос присутствует только невидимо и духовно преподается верующим. Между тем по всегдашнему православному верованию, хлеб и вино при совершении Св. Литургии, всемогущей силой Св. Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Христову, которые и принимаются нами в оставление грехов. Учение православное строго и в точности согласуется с словами Установителя Таинства Иисуса Христа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте из нее (чаши) все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф. 26:26–27 ), а протестантское учение есть самовольное искажение тех же слов Господа, допущенное под влиянием ложных измышлений человеческих. Кроме указанных главнейших заблуждений протестантства, есть много и других отличий от Православия, например, отрицание молитв к Св. ангелам и угодникам Божиим, не почитание Св. мощей, Св. Креста и проч. По всему этому и протестантскую веру нельзя назвать верой истинной, не отступившей от заветов и повелений Христовых. Сектантство ТЕМ БОЛЕЕ нет и не может быть истины у разных сектантов, число которых как у нас в России, так и за границей весьма велико. В своем учении сектанты отчасти следуют протестантам, по-своему толкуют Св. Писание, отвергают молитвы святым, не признают постов, не почитают икон, Св. Креста, мощей и проч. Но при этом некоторые из сект, наиболее распространенных в народе, в своем невежестве и ослеплении относительно веры доходят до таких пределов, что ничем не отличаются от язычества и неверия. Так, по учению новых хлыстов, Бог существует только вместе с миром, вне мира Бога нет. Поэтому-то и Бога эти сектанты наделяют человеческой плотью, хотя и более могущественной и сильной, чем плоть наша. Точно также духоборы учат, что Бога Самого по себе нет, и что Он существует только в людях праведных. Одни из сектантов отрицательно относятся к православному учению о Троичности Лиц в Боге, по их понятию, Бог – один и не имеет никаких лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Но кто мог это сделать? «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» ( Пс. 48:8 ). Человек и за собственные грехи не может дать Богу умилостивительной жертвы, – говорит Св. Василий Великий , – как же возможет сделать это за другого? А что же бы мог он приобрести в сем веке столько стоящее, чтобы оно послужило достаточной заменой за душу по природе драгоценную, потому что она создана по образу Творца своего? Брат не может искупить брата своего, и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще, человек не имеет такой власти перед Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху!» Тем более он сам, своими средствами не в состоянии был подняться и восстановить утраченное через грех душевное здоровье: был больной, расслабленный, нуждающийся в посторонней помощи, которой никто оказать не мог... Избавить людей от греха и его последствий, возвратить в прежнее состояние чистоты и невиновности, способен был только Бог Своей отеческой любовью и всемогущей силой. Но, с другой стороны, на основании строгой и совершенной правды Божией, необходимо было и то, чтобы и сам человек, хотя бы и слабый, больной, но все же сознательный и не потерявший способности воспринимать действия Божии, с сердечной отзывчивостью и послушанием, не безучастно относился к своему спасению, а служил ему тем, что находилось в его власти и силах, спасение наше не могло совершиться в некоторой мере и без нас. И вот Господь нашел такое средство спасти человека, в котором, по выражению слова Божия, «милость и истина встретились, правда и мир облобызались» ( Пс. 84:11 ). Сам Единородный Сын Божий сделался нашим Искупителем и Спасителем; сошел с неба, стал истинным человеком, не переставая в то же время быть Богом. Как очевидно и удивительно проявились в этом деле совершенства Божии: любовь, всемогущество, правда и премудрость. Только Христос-Богочеловек и мог совершить наше спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010