Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Андрей Николаевич (30.04.1806, Москва - 18.08.1874, Киев), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник. Род. в семье генерал-майора Н. Н. Муравьёва и А. М. Муравьёвой (урожд. Мордвинова). Младший брат декабриста А. Н. Муравьёва, Н. Н. Муравьёва-Карского и М. Н. Муравьёва-Виленского. После смерти матери в 1809 г. воспитывался у родственников в С.-Петербурге. В 1815-1823 гг. проживал в Москве на ул. Б. Дмитровка в доме, в к-ром размещалась основанная его отцом школа колонновожатых. По признанию М., вопреки желанию отца, стремившегося дать сыну математическое образование, в нем зародилась «страсть к словесности» под влиянием наставника С. Е. Раича, родного брата митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В числе членов лит. кружка, организованного Раичем, были Ф. И. Тютчев , М. П. Погодин , С. П. Шевырёв, будущий посланник в К-поле В. П. Титов и др. В февр. 1822 г. М. был определен архивариусом в Московский архив Коллегии иностранных дел, в марте 1823 г. переведен на военную службу во 2-ю армию (г. Тульчин) под командованием ген. гр. П. Х. Витгенштейна. 7 мая 1823 г. зачислен юнкером 34-го Егерского полка, 3 дек. того же года произведен в прапорщики Харьковского драгунского полка. 3 сент. 1827 г. «уволен от военной службы с повышением чина, для определения к статским делам». С сер. 20-х гг. XIX в. участвовал в лит. жизни Москвы, был знаком с Е. А. Баратынским, А. С. Пушкиным , тесно общался с Погодиным, регулярно посещал лит. салон кнг. З. А. Волконской. Летом 1825 г., во время отпуска в Крыму, познакомился с А. С. Грибоедовым. В списках ходила трагедия М. «Владимир» (1826), в к-рой П. А. Вяземский отмечал «живость, огонь и признаки решительного дарования». В альманахе «Северная лира на 1827 год» вышла 1-я публикация стихотворений М. В том же году в Москве был напечатан единственный его поэтический сб. «Таврида». Начал работу над циклом трагедий из русской истории - пьес «Михаил Тверской», «Георгий Московский» и «Падение Перуна». Во время русско-тур. войны 1828-1829 гг. на зимних квартирах в Яссах познакомился с А. С. Хомяковым , впосл. не разделял его славянофильские и богословские взгляды ( Муравьёв. Знакомство с русскими поэтами. 1871. С. 16). В 1834-1837 гг. поддерживал знакомство с М. Ю. Лермонтовым , который на его квартире написал стихотворение «Ветка Палестины» с посвящением М. Об этом периоде жизни М. написал кн. «Знакомство с русскими поэтами» ( Хохлова. 1999. С. 159-160; Она же. 2001).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Морев называет его на ряду с этими другими, даже уделяет ему, не в пример прочим, несколькими строками больше внимания, чем другим, даже делает коротенькое замечание, что «Самарин едва ли прав» и пр. (стр. IX). Что же еще нужно? Пусть, это – «едва ли прав» – касается самого важного вопроса («имеет ли и должна ли иметь Православная Церковь систему богословия, и – какую»?), таким или иным разрешением которого определяется все значение «Камня веры» и ее автора, как представителя православного богословия: «Самарин, а с ним и другие писатели славянофильскго направления ведь занимались этим вопросом, ну и довольно, а правы они или нет в своих суждениях и рассуждениях по нему – можно предоставить особому специальному обследованию»... Так, вероятно, или – приблизительно так, решал для себя о. Морев вопрос об отношении к труду Самарина о Стефане Яв-ском, избирая для своей работы, главным образом, указанные компилятивные стороны в «Камне веры», хотя эти стороны хорошо были известны русским и иностранным противникам Стефана еще в его время, особенно главному из них Феофану Прокоповичу , выставлявлявшему «заимствования» из западных богословов в «Камне веры», как – «nugae, ineptae opiniones papistarum». Отлично знал эти стороны и Самарин, знали и указывали их и другие, писавшие, после него, о Стефане Яворском был даже произведен проф. А. С. Архангельским опыт сличения некоторых мест из «Камня веры» с соответственными местами сочинений латинских богословов Белярмина и Бекана (см. «Духовное образование и духовная литература в России при Петре В.», проф. Архангельского, К. 1883 г.). О. Морев с полным правом мог продолжить эту работу, сделать предметом специального исследования, но – на этом и остановиться, он же пошел, если можно так выразиться – дальше возможной для него темы: попробовал, на основании материала, представленного в «Камне веры», характеризовать «особенности догматических воззрений» Стефана Яворского , именно – как «православного» богослова. И вот тут-то и должны были получиться у него такие выводы, какие не вполне отвечают своим посылкам и вынуждают принять в отношениях к Стефану Яворскому совсем не то положение, какое обыкновенно признавалось за ним в нашем богословии и без возражений и колебаний признается и о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Стефана, как православного богослова. Так, в изложении учения о добрых делах, как заслугах человека пред Богом, после всяких разъяснений в пользу его самостоятельности, приходится, однако же, признать, что – «если мы, говорит о. Морев, сопоставим это учение с взглядом на тот же предмет католических источников «Камня веры», то найдем между ними полное тождество во всех характеристических чертах и подробностях» (стр. 200). В учении о св. предании «католические тенденции» нашли в нем «свое отражение» (стр. 223, 226 и др.), в сущности же все оно изложено в зависимости от католического учения о Предании и св. Писании. В трактат «о благотворении представльшимся» католическое влияние «весьма заметно отразилось в учении «Камня веры» «о долге наказания временного», (стр. 237), и все, что приводится католиками в подтверждение учения о чистилище, отнесено здесь в подтверждение учения о мытарствах, о молитвах и приношешях за умерших. В трактате «о наказании еретиков», при «близком, почти буквальном воспроизведении (говоря проще – дословном переводе) из «Disputationes» Беллярмина, усвоена основная мысль последнего – о законности смертной казни еретиков» (стр. 244). То же самое, в большей или меньшей мере, обнаруживается и решительно во всех остальных трактатах «Камня веры» (ср. у о. Морева: стр. 251, 255, 262, 265, 271, 273). Зависимость «Камня веры» от латинских источников так велика, что в одном месте автор его как бы совсем забывает, что пишет не для католиков, а для православных, относя к православной церкви («наша церковь ») то, что может относиться только к католической («К. В.», 56, – Морев, 279–280). Правда, встречаются в «Камне веры» страницы и отдельные места, для которых нельзя найти чего-нибудь соответственного у Беллярмина и Бекана. Но, во-первых, о. Морев имел для сличения только этих двух старых католических богословов и не делал никаких поисков в сочинениях других латинских писателей-богословов позднейших, которыми мог также свободно пользоваться м. Стефан Яв-ский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Все они почти из исключенных учеников духовных училищ. Один только не из духовного звания, коллежский регистратор Орлов. Он из киргиз принявших христианскую веру, не токмо не знающ в делопроизводстве, но едва может писать. Поступок повытчика Покровского и обнаруженные по всему делопроизводству канцелярии упущения, ясно показывая, сколько был слаб со стороны секретаря Морева надзор за поведением и деятельностью чиновников, представляют, вместе с тем, по роду и степени оных весьма сомнительною благонадежность самого Морева. Очевидно, что он имел неограниченное влияние на решение дел и отважно дозволял себе распоряжать исполнениями; ибо невозможно, чтобы без сведения его столько дел, и особой важности, оставлено было без доклада, или окончательного исполнения, а сие несогласно уже с понятием о неисправности просто, в которой Морев и себя, и прочих чиновников канцелярии, бывшей у него в заведовании, сознает виновными: так он мне объяснялся, впрочем, на словах, ибо я не входил с ним ни в какую переписку, довольствуясь требованием на бумаге сведения и объяснений, представлявшихся мне нужными, от исправляющего должность секретаря. Морев же, при ревизии, всегда был в канцелярии и объяснял встретившиеся недоумения, или помогал в отыскании дел». 47 Нетрудно угадать, что результат как следствия, произведенного флигель-адъютантом Бутурлиным и бывшего причиной ревизии тульской консистории, так и самой ревизии, будет неблагоприятен для многих лиц. Действительно, диакон Терентьев, дело о котором было главным поводом к ревизии тульской консистории, лишен был диаконского сана, исключен из духовного ведомства и отослан в губернское правление для приписки в податное состояние. Благочинный Каменев, за покровительство Терентьеву, удален был от благочиннической должности, с тем чтобы впредь его не определять к общественным должностям. Священники, диаконы и причетники, подписавшие свидетельство благочинного о причиненных Терентьеву от помещика Давыдова побоях, – первые посланы в монастырь на два месяца, вторые на месяц, а третьи наказаны положением по сто земных поклонов в городском Новосильском соборе. Уличенные в подлоге по делу о покраже диаконом Терентьевым меда и овчин, секретарь тульской консистории Морев и повытчик Покровский отрешены от должностей и преданы суду уголовной палаты. Той же участи подвергся и присутствовавший в тульской консистории протоиерей Глаголев (подписавшийся под указом о прощенных по всемилостивейшему манифесту), с запрещением ему священнодействия; но он впоследствии был оправдан уголовною палатою. Присутствующие в тульской консистории: протоиерей Романов и иеромонах Никанор, подписавшие неверную о Терентьеве справку, получили замечание от синода. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм блаженной Матроны Московской в Дмитровском (ул. Софьи Ковалевской, д.14 а) 17 марта, вторник — 17-00 22 марта, воскресенье — 16-00 Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево (ул. Б. Академическая, домовладение 33 )- 22 марта, воскресенье, 17-00 Храм Живоначальной Троицы в Хохлах (Хохловский пер., дом 12) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Феодора Стратилата (Архангельский пер., дом 15а) 19 марта, четверг, 10-30 Храм свт. Николая в Кленниках (ул. Маросейка, дом 5 ) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке (ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Просп. Андропова, 39, стр. 9 ) — 17 марта, вторник, 18-00 Храм Девяти мучеников Кизических (Большой Девятинский переулок, д.15) — 16 марта, понедельник, 18-00 Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех в Братеево (улица Борисовские Пруды, напротив д. 33 ) 21 марта, суббота, 14-00 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (улица Крылатские Холмы, территория парка-заказника ) — 17 марта, вторник, 18-00 Храм Иоанна Воина на Якиманке ( ул.Б.Якиманка, д.46 ) 17 марта, вторник, 14-00 Храм мч. Татианы (Большая Никитская ул., д.1) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2) — 21 марта, суббота, 11-00 Храм Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово (9-я Парковая, дом 4а) — 18 марта, среда, 18-00 Храм преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (ул. Ижорская, дом 1 ) — 17 марта, вторник, 11-00 Храм свт. Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове (Дмитровское шоссе, вл. 66 ) — 21 марта, суббота, 13-00 Храм свт. Николая в Бирюлеве (Булатниковский проезд, д. 8а. ) — 21 марта, суббота, 12-30 Храм прп. Андрея Рублева в Раменках ( ул. Раменки, д.2 ) — 22 марта, воскресенье, 14-00 Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине (ул. Новогорская, д. 37) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (ул. Еланского, 2а ) 17 марта, вторник, 17-00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

на дьяческую. Иван Евдокимов, священнический сын, в 1796 г. из певчих ?? занского в С.-Петербурге собора, определен пономарем Лугского уезда в Вшельский погост к церкви Св. Великомученика Георгия; в 1806 г. не ??щен дьячком в слободу Славянку к церкви Преображения Господня о ?? в 1808 г. на Аптекарский остров к церкви Преображения Господня; в ??ской собор переведен в 1814 году; 25 мая 1819 г. произведен во св?? ника в означенный Вшельский погост. Яков Иванов Лекторов, священнический сын, обучался до рит?? в Новгородской семинарии; в 1816 г. определен в Андреевский собор, оттуда 20 февр. 1816 г. в Морской Богоявленский, где и был до 1840 года. Василий Иванов Морев, Новгородской Епархии, Старорусского у ??Демьянского погоста, церкви Богоявления Господня священника Ивана Ва ??ева сын; с 1813 г. был певчим в хоре Новгородского архиерейского ??16 апр. 1819 г. определен в Морской собор сначала пономарем; а н?? дьячком; в 1828 г. произведен во священника. Прокопий Петров Лабецкий, диаконский сын, с 1816 по 1827 г. был певчим в Казанском соборе; 31 октября 1828 г. определен к Морскому Богоявленскому собору пономарем. Александр Алексеев Москвин, в 1815 г. определен дьячком в Сиворицы к церкви Св. Николая чудотворца, мая 12 дня 1823 г. перемещен во 2-й кадетский корпус к церкви Св. Бл. Вел. кн. Александра Невского; оттуда в 1827 г. в церкви Св. Великомученицы Екатерины, что на Васильевском Острове апреля 25 дня 1831 г. переведен в Морской собор; в январе 1848 года уволен за штат. Лев Вишневский, с 1831 по май 1832 года. Петр Васильев, Новгородской губернии, священнический сын из Новгородского уездного училища поступил в Деревяницкий монастырь, а оттуда в 1825 г. в Иверский; в 1828 г. сделан был трапезным в Новгородском Софийском Архиерейском доме; в 1830 г. определен псаломщиком к домовой церкви обер -священника армии и флотов; в 1831 г. перемещен к Троицкой церкви, что в Галерной гавани, а 29 января 1832 г. к морскому Богоявленскому собору, где и был по 1862 год. Василий Иванов Смирнов, с сентября 1837 по 1840 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

бывший епископ Воронежский и Черкасский с 01.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 04.12.1803 переименован архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года. Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Имена Сведения Афанасий (Иванов), архиепископ бывший архиепископ Новороссийский и Днепропетровский с 04.12.1803 по 18.08.1805 архиепископ Астраханский и Кавказский; 18.08.1805 Платон (Любарский), архиепископ бывший архиепископ Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 20.10.1811 Иов (Потемкин), архиепископ бывший архиепископ Минский и Литовский с 07.02.1812 28.03.1823 Феофил (Татарский), епископ бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; 14.11.1830 Онисифор (Боровик), епископ бывший епископ Вологодский и Устюжский с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 20.04.1828 Гавриил (Розанов), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 09.05.1837 архиепископ Херсонский и Таврический Екатеринославская и Таганрогская С 9 мая 1837 года Имена Сведения Анастасий (Ключарев), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.05.1837 по 16.04.1838 на покое по болезни; 22.03.1851 Иннокентий (Александров), епископ бывший епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский с 23.04.1838 по 19.08.1853 на покое; 03.04.1869 Леонид (Зарецкий), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 19.08.1853 по 14.11.1864 на покое; 03.12.1885 Платон (Троепольский), епископ рукоположен с 13.12.1864 по 21.08.1868 епископ Томский и Семипалатинский Алексий (Новоселов), епископ бывший епископ Томский и Семипалатинский с 21.08.1868 по 23.06.1871 член Московской синодальной конторы; 26.02.1880 Феодосий (Макаревский), епископ бывший епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии с 23.06.1871 05.02.1885 Серапион (Маевский), епископ бывший епископ Архангельский и Холмогорский с 16.02.1885 05.12.1891 бывший епископ Костромской и Галичский с 14.12.1891

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Соснин Дмитрий Петрович – Сын священника Ярославского собора Соснин, учился 1812–1828 г.г, в Ярославской семинарии, а 1823–1827 – в Петербургской духовной академии, в которой окончил курс, как значится по спискам, 4-м (из 19) магистром и 16 сентября 1827 г. определен профессором всеобщей истории и немецкого языка в Ярославскую семинарию. 22 сентября 1830 г. перемещен он бакалавром в Петербургскую духовн. академию, и здесь 13 октября 1833 г. скончался. Из печатных трудов его известны: а) «две проповеди » – на недели 20-ю и блудного сына. Спб. 1827. б) «О вечном блаженстве праведных». Спб. 1827 в) «О гонении на христиан в Римской империи». Спб. 1832 г) «О нетлении святых мощей в христианской церкви», магистерская диссертация. СПб. 1832. д) «О святых чудотворных иконах». Спб. 1833. Тихвинский Дмитрий Васильевич Тихвинский Дмитрий Васильевич – Родившись 1809 г. в селе Мартынове Любимского уезда, где его отец был священником, Тихвинский окончил курс в Ярославской семинарии в 1826 г., а затем в Московской медико-хирургической академии в звании лекаря Ш отделения, и в 1830 г. поступил в Ваталпатинскую, на Кавказе, карантинную заставу врачом, затем служил в разных полках до 1858 г., а в этом году назначен старшим лекарем 3-го учебного стрелкового батальона, стоявшего в Ярославле. В 1860 г. остался он за штатом и в 1869 г. в Ярославле умер. В газете «Друг здравия» 1851 г. 51) напечатано им «О противолихорадочных средствах». Торопов Александр Иванович Торопов Александр Иванович – Сын пономаря села Шестихина Мышкинского уезда, Торопов окончил 1836 г. курс в Ярославской семинарии, а в 1841 г. в медико-хирургической академии и тогда же поступил на службу врачом в линейный Сибирский батальон; в 1856 г. перешел на должность уездного врача в Ярославль; в 1865 г. вышел в отставку; в 1868 г. умер. Им напечатано: «Смерть от молнии» (Друг здрав. 1857, 26); «Медико-статистическое описание Ярославского уезда» (Яросл. губ. вед. 1859 г. 48, 47); «Ведомость о числе скоропостижных случаев смерти по Ярославскому уезду за 1842–1862 г. (в Памятной книжке Яросл. губ. за 1862 г.). Проект устава общества бесплатной для приходящих больных лечебницы в Ярославле составлен им же и при открытии этой лечебницы, 17 марта 1861 г., Торопов прочитал этот, утвержденный уже подлежащей властью, устав и обратился к присутствовавшим с речью, девизом которой поставил слова: Concordia res parvae cresunt, discordia magnae dilabuntur. Речь эта напечатана в Яросл. епарх. вед. 1861 г. (стр. 118, 119). Ушаков Николай Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Я истинно буду находить душевное наслаждение, когда мне поручения делать будете (стр. 66). Поручения, действительно, продолжали делаться. Разумеется и Румянцев не оставался в долгу. Извещая своего преосв. друга, что он хлопочет о получении для него полоцкой иконы св. Софии, граф в тоже время обещает доставить ему такие ж иконы из Архангельска и из монастырей – Антониева, Хутынского, и Юрьевского (стр. 67., письмо от 8 дек. 1822 г.). Однакож взятую на себя коммиссию Румянцев не вдруг мог исполнить, почему митрополит вынуждался еще не один раз просить его все о тех же иконах (стр. 72 и 78., письмо ответное 11 февр. и 21 марта 1828). В письме от 21 марта Евгений докладывает канцлеру, что вся работа у него стала только из за икон св. Софии, а историческое описание киевософийского собора почти уже готово». «Мое описание киево-софийского собора становится уже большою книгою, сообщал Болховитинов Румянцеву от 28 мая 1828 г.. Жду известия тобольского о тамошней Софийской иконе» (с. 75). Между тем граф шлет Евгению рисунок иконы св. Софии, находящейся в царско-сельском соборном храме 272 , и просит А. О. Малиновского достать рисунки Софийских икон московских церквей (стр. 76, письмо от 16 мая 1828 г.), что отчасти Малиновский и исполняет («Переписка Румянцева с московскими учеными», в «Чт. Общ. Ист. и Древн. Российских 1882 г., кн. 1, стр. 263 и 281, письмо от 11 июля 1823 г. и 15 февраля 1824 г.). К октябрю 1823 г. были присланы митрополиту и тобольская икона, и архангельская, и некоторые другие. По этому поводу преосвященный пишет канцлеру: «Моя книга о Киево-Софийском соборе время от времени толстеет и я во многом, к ней относящемся, обязан помощи Вашего Святельства. Даже собрание Софийских икон останется памятником вашего попечения и я в киево-софийском соборе поставлю всех их в кивот» (стр. 77, письмо от 7 октября 1823 г.; ср. стр. 79, 84, 100, 101, 102 и 103 – письма от 24 октября и 23 ноября 1823 г., 23 февраля, 12 и 29 марта и 18 апреля 1824 г., где речь идет все еще о Софийских иконах).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1826 г. начались хлопоты об отводе земли и утверждении проекта застройки новой площади. Изначально на Новой Базарной площади предполагалось построить деревянные торговые ряды и каменный собор. Однако генерал-губернатор А.Д. Балашов, боясь пожаров, не разрешил подобное строительство и, забра­ковав первый вариант проекта, 1 февраля 1827 г. потребовал «новый проект постройки на оной лавок... представить без замедления». После этого тамбовский гражданский губернатор 17 мая 1827 г. отправил Балашову новые планы, оставляя на его «благоусмотрение» вопрос о строительстве деревянных лавок. В июле 1827 г. документы были отправлены в МВД, а 18 октября 1827 г. в комитете министров рассматривалось ходатайство генерал-губернатора Балашова о разрешении постройки в Лебедяни нового собора и отводе места под его строительство: «...Слушана записка управляющего Министерством внутренних дел от 10 октября за 2000 ... об отводе места на торговой площади в городе Лебедяни для построения каменной соборной церкви...» Высочайшее дозволение " отвести для построения в Лебедяни церкви означенное для оной место на торговой площади последовало 5 ноября 1827 г., однако губернские власти почему-то не спешили выполнять это указание, и 20 февраля 1828 г. генерал-губернатор докладывал в Министерство внутренних дел: «Во исполнение Высочайшего Его Императорского Величества повеления по предмету построения соборной церкви в г. Лебедяни и вместе с сим уведомить, что я вновь сделал предписание г. Тамбовскому гражданскому губернатору, дабы со дня получения онаго в течение недели непременно отведено было во исполнение Высочайшего повеления назначенное на плане место для построения той церкви». Только после этого земля под соборный храм была отведена, а губернским правлением " ...губернскому архитектору в строжайшую постановлено обязанность быть самому не только при заложении одноименного храма в Лебедяни и дать кому следует надлежащие правила и постановления для производства работ, но всякий раз когда Лебедянские граждане или духовное начальство потребуют приезда его туда для нужных совещаний или для осмотра материалов и работ исполнять сеи требовании безостановочно... "

http://sobory.ru/article/?object=04417

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010