Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г. Гомионица [или Залужье], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в мест. Бронзани-Майдан, в 42 км от г. Баня-Лука (Босния и Герцеговина). Расположена на берегу р. Гомьеница, у подножия Змияньской возвышенности. Неск. дошедших преданий приписывают основание Г. разным историческим лицам: Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и свт. Савве I ; дочери деспота Георгия Бранковича и жене султана Мурада II Маре (см. ст. Бранковичи ), насельникам мон-ря Милешева . Последняя версия была признана ошибочной, основание мон-ря ок. 1528 г. приписывается змияньскому кн. Обраду (см.: П. Да ли су ман-р Гомионицу основали Милешевци//Наше старини. 1969. 12. С. 127-132; С. 118-119). Эта версия плохо согласуется с 1-м упоминанием Г. как Залужья и его игум. Андрея, управляющего мон-рем 24-й год, в тур. дефтере 1536 г. В кон. XVI - 1-й трети XVII в. Г. была книгописным центром. В б-ке Арадской епархии (Румынская Православная Церковь) помимо Типика, переписанного в Г. в 1599 г. 20), при игум. Дионисии, находится написанная тогда же Псалтирь с восследованием 18), Псалтирь толковая 1612 г. 19), Златоуст постный и цветной 9), переписанный в 1626 г. в Карее на Афоне книгописцем Аверкием по заказу бывш. инока Г. Антония. Эти рукописи позже были перенесены в мон-рь Ходош-Бодрог (Румыния, Банат). В коллекции Лондонского ун-та хранится принадлежавший мон-рю позолоченный крест из Сараева, сделанный в 1640 г. Стефаном Йовановичем. Из-за антиправосл. политики мусульм. властей Боснии насельники Г. были вынуждены неск. раз покидать мон-рь: с кон. XVII в. по 1714 г. они проживали в мон-ре Ходош, с 1738 по 1747 г.- в славонском мон-ре Пакра. В 1804 г. мон-рь был сожжен и в 1811 г. обновлен. Известно, что в 1851 г. игуменом мон-ря был поставлен иером. Дионисий (см.: Записи. 5. 9282), а при игум. Парфении (Давидовиче) в 1861 и 1865 гг. проводились ремонтные работы. В 1868 г. была построена деревянная звонница, в 1870 г. церковь была расписана. В кон. XIX в. при мон-ре действовала школа.

http://pravenc.ru/text/166115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАДИШТЕ муж. мон-рь Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится на возвышенности над мест. Булярица близ Петроваца (Черногория). Впервые упоминается в повелье 1307 г. кор. Милутина г. Котору, но, по преданию, был основан в 1116 г. на месте античного кладбища и древних построек, по к-рым и получил название от серб. слова «граджевине» — постройки (Blago na putevima Jugoslavije: Enciklopedijsko-turistiki vodi. Beograd, 1983. P. 509). Ок. 1305 г. кор. Елена подарила мон-рю икону Божией Матери из мон-ря Ратац, в 1310 г. Милутин передал обители нек-рые имения. Г. был приписан к мон-рю Дечаны . Когда венецианцы разорили мон-рь Ратац, его насельники перешли в Г. Для защиты от постоянных нападений турок он был окружен крепостной стеной с бойницами и высокой башней (сохр. часть стен и развалины). В мае 1600 г. для монастырского храма свт. Николая была переписана Минея неким мон. Спиридоном ( Записи. 1. С. 900). В нач. XVII в. церковь была обновлена. Г. неск. раз страдал от турок, особенно опустошительным был набег Махмуда-паши Бушатли в 1785 г. В XIX в. мон-рь частично был обновлен игуменами Синесием (Давидовичем) и Иннокентием (Павловичем). Во время первой мировой войны австрийцы разобрали постройки мон-ря и увезли колокола. В 1941 г. итал. войска заминировали Г., разграбили и сожгли конак, церкви были разрушены полностью (св. Саввы) или частично (свт. Николая и келейный корпус). До второй мировой войны работала школа, к-рая находилась в башне, потом в келейном корпусе. В 1972 г. в Г. стараниями игум. Бориса (Кажинегра) были восстановлены ц. св. Саввы и кельи, подведена дорога. В 1979 г. при землетрясении мон-рь частично был разрушен. В 1980–1993 гг. Г. полностью отреставрировали, и 18 апр. 1993 г. его торжественно освятил митр. Черногорско-Приморский Амфилохий. В наст. время комплекс мон-ря состоит из 3 церквей, конака и стен. Главная церковь во имя свт. Николая находится в центре. Это 1-нефное строение из каменных блоков с полукруглой алтарной апсидой и звонником. Построена в 1620 г., при игуменах Дионисии и Стефане (Давидовичах) (Ibid. 1084) и при Черногорском митр. Руфиме I, тогда же расписана попом Страхиней из Будимли, возможно с помощью иконописца Иоанна. В живописи представлены образы свт. Николая Чудотворца и сцены из его Жития, вмч. Георгия Победоносца, прп. Марии Египетской; в основании свода — цикл Великих праздников и Страстей Христовых. Резной иконостас выполнен в 1796 г. мастером Василием Рафаиловичем из Рисана.

http://pravenc.ru/text/523189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Александр (Окропиридзе), еп. Гурийско-Мингрельский (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907, Шио-Мгвимский мон-рь), свт. (пам. груз. 26 сент.), еп. Гурийско-Мингрельский. Род. в с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ. в семье священника. В 1845 г. окончил Тифлисскую ДС. 8 июля 1845 г. в Тифлисском Преображенском мон-ре принял постриг с именем А. 18 авг. того же года рукоположен во иеродиакона, 6 окт. 1849 г.- во иеромонаха. Окончив курс в КазДА со степенью кандидата богословия (9 окт. 1850), преподавал в Тифлисской ДС латынь, нравственное богословие и библейскую археологию. 21 сент. 1851 г. А. был назначен смотрителем духовных уч-щ в Абхазии. Одновременно являлся инспектором Кутаисского духовного уч-ща. 12 февр. 1855 г. возведён в сан игумена. С 26 февр. 1856 г. архимандрит. 4 марта 1862 г. в Тифлисском кафедральном Сионском соборе А. был хиротонисан во епископа Абхазского. Управляя этой кафедрой до мая 1869 г., А. многое сделал для восстановления христианства в этом крае, сильно пострадавшем и почти полностью опустошенном вследствие многократных тур. вторжений. Проповедуя Евангелие, он обошел много сел, крестя абхазцев, открывал приходские школы, в с. Илори - духовное уч-ще для абхазцев. За подвиг миссионерства А. часто называют вторым апостолом Абхазии. С 30 мая 1869 г. А.- викарный епископ Горийский Карталино-Кахетинской епархии, в 1881-1886 гг. занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 гг. вновь епископ Горийский. С 20 марта 1898 г. епископ Гурийско-Мингрельский. С 4 нояб. 1903 г. на покое. А. вел в епархиях большие восстановительные работы, на свои средства отстроил 2 храма в Сухуми, неск. церквей в Аджарии и Имерети. Восстановил Шио-Мгвиме , Зедазнийский и Давид-Гареджийский мон-ри. В 1878 г. по его инициативе и при финансовой поддержке в Тифлисе было открыто епархиальное уч-ще. На средства А. было издано много книг и учебников. Последние годы жизни провел в Шио-Мгвимском мон-ре, где и был похоронен. В сент. 1996 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви канонизирован. Мощи А. почиют в Шио-Мгвимском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/64270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН († 1142), свт. (пам. 27 июля), еп. Черниговский (не ранее 1123-1142). Занимал Черниговскую кафедру после кончины 6 авг. 1123 г. свт. Феоктиста . Происхождение и место иноческого пострижения П. неизвестны. В Киево-Печерском патерике он как постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) не упоминается, в то время как его предшественник на кафедре был игуменом этой обители. Хиротонию П., вероятнее всего, возглавил занимавший в 1122-1126 гг. Киевскую кафедру митр. Никита . Единственное упоминание П. в источниках находится в Ипатьевской летописи, где говорится о его кончине, причем почивший епископ назван «блаженым» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 309). На годы архиерейства П. между тем приходится начавшийся после кончины в 1132 г. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича Великого продолжительный период княжеских междоусобиц, связанных с борьбой за киевский стол старших князей Мономашичей (потомков блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха во главе с кн. Киевским Ярополком Владимировичем) и черниговских Ольговичей (потомков кн. Олега (Михаила) Святославича во главе с кн. Всеволодом Ольговичем). Известно о попытке примирения враждующих сторон, предпринятой митр. Киевским Михаилом I (II) и еп. Новгородским свт. Нифонтом зимой 1135/36 г., однако П. в связи с этими событиями не упоминается. Вполне вероятно, что, будучи выдвинут на Черниговскую кафедру местными князьями, П. всецело поддерживал их политику. По предположению М. Д. Присёлкова (1913), косвенное упоминание П. имеется в Киево-Печерском патерике, в «Слове» о прп. Николае Святоше ( ок. 1143), происходившем из рода черниговских князей. В тексте говорится, что кн. Изяслав Давидович, брат преподобного, излечившийся по его молитвам, собирался ехать к нему в Киево-Печерский мон-рь, «но удръжан бысть от тогда сущих епископ» (Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 31; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Изд. подгот.: Д. А. Абрамович. СПб., 1911. С. 86). Мнение исследователя о том, что о П. говорится, «как о лице, проникнутом враждою к усилению греческого влияния на русскую церковь» ( Присёлков. 2003. С. 196), не имеет серьезных оснований как по причине общей искусственности концепции Присёлкова о русско-греч. церковном противостоянии в то время, так и потому, что неизвестно, был ли Феодосий Грек печерским игуменом в период архиерейства П. Маловероятно и само косвенное упоминание в данном рассказе именно П., т. к. Изяслав скорее всего был исцелен в Киеве, а не в Чернигове (о чем свидетельствует упоминание в указанном контексте монастырского колодца Печерской обители и гробницы прп. Феодосия Печерского), чем, видимо, объясняется и упоминание не одного епископа, а 2 или нескольких, что было обычно для центра митрополии.

http://pravenc.ru/text/2578842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), в г. Дмитрове Московской обл. Основан в вост. предместье города у дороги, ведущей к Троице-Сергиеву мон-рю (впосл. лавра). В XVII в. считалось, что Д. м. находится «в Дмитрове на посаде» (РГАДА. Ф. 281. 3924), в XVIII в.- «при городе Дмитрове... от города в версте» (Там же. Ф. 280. Оп. 3. 57. Л. 2). Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Точное время основания Д. м. неизвестно, возможно, мон-рь возник между 1310 и 1334 гг. Впервые упоминается в духовной грамоте 1467-1472 гг. дмитровского удельного кн. Георгия (Юрия) Васильевича († 1473): князь передал «Борису Глебу» с. Новое, купленное у Троице-Сергиевой обители, «и с хлебом, что в земли. А что в том селе и в деревнях серебра на людех, ино того серебра половина Борису Глебу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро» (ДДГ. С. 223). В 1840 г., очевидно, во время ремонтных работ под жертвенником Алексиевского придела Борисоглебского собора было найдено каменное закладное распятие с нечеткой надписью. В XIX в. дата на надписи определялась как 1388 г., в связи с чем в 1888 г. отмечалось 500-летие Д. м. Историки XX в. датировали крест иначе: М. Н. Тихомиров - 1462 г., Г. В. Попов - 1447 г. Археологические раскопки близ Борисоглебского собора выявили кладбище с погребениями XIV-XV вв. Менее вероятными ориентирами для датировки являются легендарные известия, опубликованные Тихомировым, относящие основание Д. м. к XIII в., а также доводы Н. Н. Былова об одновременном основании г. Дмитрова и мон-ря. Однако ни один из историков не обратил внимания на тот факт, что из всех князей, управлявших дмитровскими землями до XV в., святые Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были небесными покровителями лишь у кн. Бориса Давидовича, сына галицко-дмитровского кн. Давида Константиновича († 1280) и правнука св. блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Кн. Борис Давидович управлял Дмитровским уделом после смерти дяди, галицко-дмитровского кн. Василия Константиновича (после 1310). Под 1334 г. в Рогожском летописце сообщается: «...а князь Борис Дмитровьскый в Орде мертв» (ПСРЛ. Т. 15. Ч. 1. Стб. 47). Т. о., не исключено, что Д. м. основан в 1-й трети XIV в., между 1310 и 1334 гг., что не противоречит и археологическим данным.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Собор вмч. Георгия (Успенский) в Каневе. 1147, 1805–1810 гг. Фотография. 2008 г. Собор вмч. Георгия (Успенский) в Каневе. 1147, 1805–1810 гг. Фотография. 2008 г. Киевской епархии. Названо по г. Каневу (ныне Черкасская обл., Украина). Епископская кафедра в Каневе в домонг. период названа в летописи единственный раз под 1154 г., когда ее занимал еп. Дамиан , к-рый в 1147 г. упоминается как епископ Юрьевский. В 1154 г. киевляне, ожидая нападения половцев, послали находившегося в то время в Киеве Каневского еп. Дамиана к черниговскому кн. Изяславу Давидовичу, союзнику половцев, с просьбой занять киевский стол. Благодаря посредничеству архиерея передача власти в Киеве прошла мирно. На том основании, что Каневская епархия больше в источниках не названа, историки (в частности, Я. Н. Щапов ) отождествляют ее с Юрьевской кафедрой (см. Юрьевская епархия ), к-рая известна с 1072 г. По мнению Щапова, миссия еп. Дамиана в 1154 г. свидетельствует «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры» ( Щапов. С. 46). Возможно, Юрьевские (Каневские) епископы являлись викариями Киевского митрополита. По-видимому, в сер. XII в. кафедра была перенесена в Канев, поскольку г. Юрьев (ныне Белая Церковь Киевской обл., Украина), находившийся в среднем течении р. Рось, подвергался частым набегам половцев. В визант. перечне русских епархий 60-х гг. XII в. центром епископии назван Канев ( Darrouz é s. Notitiae. P. 367. Note 768). В XIII в. Юрьевская (Каневская) епархия была присоединена к Киевской митрополичьей епархии. 22 дек. 1884 г. указом Святейшего Синода было учреждено К. в. Киевской епархии. Каневский епископ стал 3-м викарием, его резиденцией был киевский Братский в честь Богоявления мон-рь . Как правило, Каневские епископы являлись также ректорами КДА. Последний Каневский еп. Василий (Богдашевский) был арестован в апр. 1923 г., в дек. того же года Каневская кафедра была передана под рук. Черкасского еп. Филарета (Линчевского) .

http://pravenc.ru/text/1470211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Давидовица Давидовица, мон-рь в честь Богоявления Милешевской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ), находится около с. Гробнице на р. Лим, вблизи Бродарева (Сербия). Задужбина жупана Димитрия (впосл. прп. Давид ). Сохранился договор, заключенный 30 авг. 1281 г. в Дубровнике прп. Давидом и мастером Десиной де Риса из Дубровника с сыном Влахом, о возведении церкви за 150 солидов. В тур. документах Д. упоминается в 1-й пол. XVI в. как Давидак. Неск. раз подвергалась нападениям турок. В XVII в. разорена и разрушена. Долгое время находилась в руинах. С июня 1996 по 1999 г. храм реставрировался, в 1997 г. были проведены археологические раскопки. 21 сент. 1998 г. обновленный храм освятил Патриарх Сербский Павел. Однонефный храм сооружен из тесанного камня, близок к рашской школе серб. архитектуры. Центральная часть увенчана куполом, опирающимся на пилястры. С вост. стороны - полукруглая апсида, с зап.- припрата с колокольней. С сев. и юж. сторон пристроены однокупольные прямоугольные приделы. На стенах сохранились элементы декоративной пластики. В 80-90-х гг. XIII в. храм был расписан: в верхних зонах сохранились неск. отдельно стоящих фигур монахов-гимнографов, нек-рые фрагменты в подкупольном пространстве и сцены из Жития вмч. Димитрия в сев. приделе во имя вмч. Димитрия. Живопись в подкупольном пространстве и в куполе была выполнена на желтом фоне, роспись нижних зон храма и придела - на синем. Росписи выполнял, возможно, местный мастер, мало знакомый с образцами живописи того периода и недостаточно искусный в передаче пластики форм. Рядом с церковью находилось кладбище. Во время археологических раскопок были обнаружены останки 186 чел. и надгробная плита с именем кн. Вратко, отца св. кнг. Милицы . Народное предание гласит, что Д. является местом захоронения легендарных героев Косовской битвы - 9 братьев Юговичей. Лит.: М. Археолошка у Београд, 1961. Т. 4. С. 113-123; J. Црква ман-ра Давидовице на Лиму//Там же. С. 89-117; М. Остаци живописа у Давидовици//Там же. С. 124-136; В. Дубровачки у Cpбuju века//ЗЛУ. 1967. Т. 3. С. 87-106; Т. Ман-р Давидовица//Брезнички записи. 1991. 2/3. С. 179-181; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 128, 375-376; Ж. Антрополошка о ман-ру Давидовици//Милешевски записи. 2000. Бр. 4. С. 17-28; С. Ман-ри Cpбuje: Велика илустр. енцикл. Нови Сад, 2002. 1. С. 304-307. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168570.html

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского 3-классного мон-ря. СПб., 1863; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Очерк жизни настоятельницы белёвского Крестовоздвиженского девичьего мон-ря игум. Павлины. СПб., 1881; Никодим (Кононов), архим. Первоначальницы каширского Никитского жен. мон-ря мон. Фомаида и игум. Макария//ЖПодв. 1908. Дек. Ч. 1. С. 447-488; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. мон-ря в Кашире Тульской губ. К., 1909; Таисия (Карцова), мон. Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992; Ефремов А. В. Каширский Никитский мон-рь//Моск. журнал. 1997. 6. С. 42-45; Город Кашира: Храмы Каширского р-на/Сост.: свящ. О. Г. Пэнэжко. [Б. м.], 2001. С. 13-17; Преподобные Фомаида и Макария, основательницы мон-ря св. вмч. Никиты//Угодники Божии земли Каширской/Сост.: прот. В. Коценко, И. В. Якшичев. Кашира, 2010. Кн. 1. С. 22-28. В. В. Каширина, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2561468.html

пойман. После того как И. О. привели в Киев, Изяслав Мстиславич сначала приказал поместить его в свой родовой киевский Выдубицкий Всеволож во имя архангела Михаила мужской монастырь под Киевом. Позднее закованного в «железа» князя под охраной отправили в Переяславль-Южный, где он был заточен в «порубе» в Иоанновском муж. мон-ре. Надругательство киевлян над телом кн. Игоря Ольговича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 179 об.) Надругательство киевлян над телом кн. Игоря Ольговича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 179 об.) Арест И. О. стал причиной затяжной войны между южнорусскими князьями. Изяслав Мстиславич при поддержке Владимира и Изяслава Давидовичей захватил владения и имущество Ольговичей. При этом союзники не пощадили принадлежавшую И. О. домовую Георгиевскую ц., к-рая была ими разграблена и сожжена. На земле вятичей эта коалиция князей встретила сопротивление новгород-северского кн. Святослава Ольговича, поставившего задачей освободить брата. Преследуемый союзниками Изяслава, кн. Святослав в 1146 г. признал старейшинство ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и попросил его о военной помощи. В кон. 1146 г., будучи тяжело болен, И. О. обратился к Изяславу Мстиславичу с просьбой разрешить принятие монашеского пострига. Киевский князь дал на это согласие и освободил И. О. из темницы. Бывший узник, к-рый не мог ни есть, ни пить, ни двигаться, был принесен в келью. Через 8 дней его самочувствие улучшилось, и 5 янв. 1147 г. Переяславский еп. Евфимий совершил иноческий постриг И. О. По-прежнему не доверяя И. О., кн. Изяслав перевел его в свой родовой мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата в центре Киева, где игумен совершил постриг И. О. в схиму (М. Н. Бережков установил, что в монашестве И. О. имел имя Гавриил, в схиме - Игнатий; см.: Бережков. 1893. С. 42. Примеч. 36). В мон-ре к схимнику были приставлены сторожа. Перенесение останков кн. Игоря Ольговича в ц. арх. Михаила. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Пострижение Н. в монашество тяжело переживали его родственники, дружина, близкие ко двору люди. Среди них был лекарь по имени Петр, родом сириец, к-рый сначала последовал за своим господином в мон-рь, а затем ушел в Киев, где стал лечить больных. Неоднократно бывая в обители, Петр, по просьбе Изяслава и Владимира, советовал Н. не изнурять свое тело безмерным воздержанием и тяжелой работой, поскольку это могло стать причиной преждевременной болезни и скорой смерти. Обращал он внимание своего бывш. господина и на то, что его подвижничество бросает тень на княжеский род: «Кый убо князь се сътвори: ли блаженный отець твой Давыд, или дед твой Святославь?» ( Абрамович. 1991. С. 115). Но эти речи не поколебали решимости Н. продолжить подвижничество в стенах мон-ря. Все свои надежды святой возложил на Бога. Всякий раз, когда Петр пытался с помощью приготовленных им лекарств вылечить заболевшего Н., он чудесным образом выздоравливал, прежде чем лекарь появлялся в обители. Однажды Петр тяжело заболел. Вопреки наказу Н. он принял лекарство и едва не умер, но исцелился благодаря молитве святого. В следующий раз сириец внял его совету отказаться от лечения, и через 3 дня недуг отступил. После этого Н. призвал к себе Петра и велел ему принять монашество, а затем сообщил о своей смерти через 3 месяца. Сириец был искренне потрясен известием о скорой кончине бывш. господина. Вместе они направились в «пещеру» - монастырский некрополь, где Н. выкопал могилу и спросил: «Кто наю паче възлюбит гроб сий?» Петр стал просить уступить ему право 1-му покинуть этот мир, на что получил от Н. ответ: «Буди тобе, яко же хощеши» (Там же. С. 117). После пострижения Петр 3 месяца провел в покаянии, а затем преставился. Согласно показанию патерика, его смерть произошла в то время, когда Н. еще не имел собственной кельи, а его монашеский стаж, по сведениям Арсеньевской редакции, составлял 5 лет (по сведениям Кассиановской редакции - 6 лет). После кончины Петра Н. прожил в мон-ре еще 30 лет. Узнав о его преставлении, чуть ли не все жители Киева хотели проститься с пользовавшимся их уважением и любовью подвижником. Изяслав Давидович попросил игумена передать ему личные вещи Н.: параман с изображением креста, подушку и подставку для ног. Эти предметы, как священные реликвии, князь бережно хранил у себя.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010