Феоктиста (ок. 1103) Святополк начал открыто покровительствовать печерянам: «Святополкъ же приде в Печерьскыи манастырь на заоутреню на Оуспенье святыя Богородица, и братья целоваша и с радостью великою, [глаголюще], яко врази наша побежени быша, молитвами святыя Богородица и святаго отца нашего Феодосья. Такъ бо обычаи имеяше Святополкъ: коли идяше на воину, или инамо, толи, поклонивъся оу гроба Феодосьва и молитву вземь оу игумена ту сущаго, то же идяше на путь свои» (Там же. Стб. 282). Используя благоприятный момент, игумен ходатайствовал перед князем о прославлении прп. Феодосия в масштабах всей Руси. В обители понимали, что княжеская власть может реализовать этот замысел, преодолев возможное противодействие со стороны митрополита-грека и части епископата. Согласно летописной статье 6616 (1108) г., кн. Святополк поддержал инициативу братии и отдал соответствующее распоряжение митрополиту, к-рый обязал архиереев внести имя прп. Феодосия в синодики для ежегодного поминания, что было равносильно офиц. канонизации. Период игуменства Феоктиста, продолжавшийся до янв. 1113 г., ознаменовался возведением в монастыре каменной трапезной (не сохр., известна по результатам археологических раскопок) и надвратной ц. во имя Св. Троицы. Согласно преданию, храм над главными воротами Киево-Печерского мон-ря был построен на средства кн. Святослава Давидовича, принявшего постриг 17 февр. 1107 г. (см. Николай Святоша , прп.). После того как 12 янв. 1113 г. игум. Феоктист был хиротонисан митр. Никифором I на Черниговскую кафедру, Киево-Печерский мон-рь возглавил игум. Прохор (поставлен 9 февр. 1113). Новый настоятель упоминается первым среди игуменов, 2 мая 1115 г. участвовавших в торжественном перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба. Это свидетельство дает основание полагать, что уже в нач. XII в. Киево-Печерский мон-рь занимал 1-е место среди столичных обителей. Ипатьевская летопись датирует смерть игум. Прохора 15 нояб. 1125 г. Его преемник игум. Тимофей упоминается в летописи под 1130 г.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий Солунский. Крышка реликвария-энколпиона вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Реликварий вмч. Димитрия Солунского. XI в. (ГММК) Имя Димитрий наряду с именем Георгий в XI-XVI вв., начиная с вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича, занимало одно из самых почетных мест в рус. княжеском (позднее царском) христ. ономастиконе, хотя и неравномерно представлено в разные столетия (см.: ПСРЛ. Т. 14. Указ. С. 48-49). С сер. XII в. наречение этим именем в княжеской среде связано преимущественно с потомками вел. кн. Георгия Владимировича Долгорукого, начиная с Всеволода Большое Гнездо. Порой это имя могли носить 2 одновременно живших брата - вел. кн. Димитрий (Фома) и кн. Димитрий Ноготь Константиновичи Суздальские в XIV в., князья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный Юрьевичи галицко-звенигородские в XV в. У московской ветви Рюриковичей (потомков св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича Донского) в кон. XV - сер. XVI в. имя Димитрий претендует на то, чтобы занять главенствующее место при наречении. Его носили старший сын первенца вел. кн. Иоанна III Васильевича Димитрий, внук, венчанный в 1498 г. на царство, и первенец Иоанна IV Васильевича Грозного, утонувший во младенчестве. При первых царях из фамилии Романовых имя Димитрий получил сын Алексея Михайловича (род. в 1649). При этом имя полностью сохраняло свои позиции в среде аристократии. С XIV в. имя Димитрий (явно под влиянием ономастической традиции Рюриковичей) получило широкое распространение среди правосл. потомков вел. кн. Литовского Гедимина. Его носили сын Гедимина, волынский (луцкий) кн. Любарт, внук - Дмитрий Корятович, двое сыновей вел. кн. Ольгерда и его зять городецкий кн. Димитрий Давидович и др. (см., напр.: Яковенко Н. М. Украïнська шляхта з kihця XIV до сер. XVII ст.: Волинь i Центр. Украïна. К., 1993). Со временем Д. С. стал одним из популярнейших персонажей рус. религ. фольклора.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Александр (Окропиридзе), еп. Гурийско-Мингрельский (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907, Шио-Мгвимский мон-рь), свт. (пам. груз. 26 сент.), еп. Гурийско-Мингрельский. Род. в с. Дисеви Горийского у. Тифлисской губ. в семье священника. В 1845 г. окончил Тифлисскую ДС. 8 июля 1845 г. в Тифлисском Преображенском мон-ре принял постриг с именем А. 18 авг. того же года рукоположен во иеродиакона, 6 окт. 1849 г.- во иеромонаха. Окончив курс в КазДА со степенью кандидата богословия (9 окт. 1850), преподавал в Тифлисской ДС латынь, нравственное богословие и библейскую археологию. 21 сент. 1851 г. А. был назначен смотрителем духовных уч-щ в Абхазии. Одновременно являлся инспектором Кутаисского духовного уч-ща. 12 февр. 1855 г. возведён в сан игумена. С 26 февр. 1856 г. архимандрит. 4 марта 1862 г. в Тифлисском кафедральном Сионском соборе А. был хиротонисан во епископа Абхазского. Управляя этой кафедрой до мая 1869 г., А. многое сделал для восстановления христианства в этом крае, сильно пострадавшем и почти полностью опустошенном вследствие многократных тур. вторжений. Проповедуя Евангелие, он обошел много сел, крестя абхазцев, открывал приходские школы, в с. Илори - духовное уч-ще для абхазцев. За подвиг миссионерства А. часто называют вторым апостолом Абхазии. С 30 мая 1869 г. А.- викарный епископ Горийский Карталино-Кахетинской епархии, в 1881-1886 гг. занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 гг. вновь епископ Горийский. С 20 марта 1898 г. епископ Гурийско-Мингрельский. С 4 нояб. 1903 г. на покое. А. вел в епархиях большие восстановительные работы, на свои средства отстроил 2 храма в Сухуми, неск. церквей в Аджарии и Имерети. Восстановил Шио-Мгвиме , Зедазнийский и Давид-Гареджийский мон-ри. В 1878 г. по его инициативе и при финансовой поддержке в Тифлисе было открыто епархиальное уч-ще. На средства А. было издано много книг и учебников. Последние годы жизни провел в Шио-Мгвимском мон-ре, где и был похоронен. В сент. 1996 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви канонизирован. Мощи А. почиют в Шио-Мгвимском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/64270.html

возвел над храмом новую крышу (Там же. 2543). Перед 1-м серб. восстанием в Ж. был построен новый братский корпус, но в 1813 г. все здания были разрушены турками в наказание восставшим сербам. Службы совершались в ц. св. Феодора, т. к. главный храм был осквернен. В 1824 г. часть братии покинула разрушенную обитель из-за невозможности проживания в ней и отсутствия средств для ее реконструкции. В 1822 г. Ж. посетил секретарь серб. кн. Милоша Обреновича Д. Давидович, в 1828 г. в ж. «Летопись Матицы Сербской» он опубликовал очерк о состоянии мон-ря с чертежом его строений. На чертежах видно, что в храме разрушены своды, частично - купола и стены внешней припраты. Плачевным нашел состояние мон-ря писатель Й. Вуич ( J. Nymeшecmbuje по Cpбuju. Будим, 1828), в 1841 г. серб. филолог Вук Караджич и рус. литераторы Д. М. Княжевич и Н. И. Надеждин также с тревогой писали о состоянии обители. В воспоминаниях о посещении Ж. историк Я. Шафарик отмечал, что прихожане в церкви горячо молились о восстановлении обители ( Шафарик J. Uзbecmuje о по Cepбuju 1846. г. 1993). В 1852 г. Ж. посетил серб. кн. Александр Карагеоргиевич. В 1854 г., при Ужицко-Крушевацком еп. Иоанникии (Нешковиче) , началось восстановление Ж., а в авг. 1857 г. был объявлен сбор пожертвований во всех храмах и мон-рях Сербии. В 1858 г. мон-рь вновь посетил кн. Александр Карагеоргиевич, подарил колокол и 100 дукатов, а также передал обители от рус. имп. Александра II дарохранительницу, Евангелие в серебряном окладе и завесу для царских врат. В 1881-1882 гг. и 1884 г. в Ж. провели ряд археологических и восстановительных работ археолог М. Валтрович и архитектор Д. Милутинович. 15 июня 1889 г. в храме Ж. митр. Сербский Михаил миропомазал кор. Александра Обреновича, а 9 окт. 1904 г. митр. Сербский Иннокентий (Павлович) - кор. Петра I Карагеоргиевича. Здесь хотел короноваться и Александр I Карагеоргиевич, к-рый неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев и в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/182327.html

2 нояб. 1939 г. митр. Елевферий прибыл в кафедральный Успенский собор в Вильнюсе, где приветствовал паству. Затем он посетил Свято-Духов мон-рь, откуда 17 лет назад был выслан польск. властями. 4 нояб. митр. Елевферий совершил литургию в Успенском соборе. 5 дек. 1939 г. состоялось 1-е после воссоединения митрополии заседание Литовского епархиального совета, на к-ром были рассмотрены прошения духовенства о принятии их в юрисдикцию Московской Патриархии. Было решено присоединить следующих священнослужителей Вильнюса: протоиереев Н. Рогальского, И. Ярмолюка, Н. Кульчицкого, Л. Савицкого, В. Беляева, Ф. Шипицу, Н. Тучемского, Б. Борисевича, иереев А. Ковша, А. Нестеровича, А. Керковича, Н. Демьяновича, М. Старикевича, диаконов В. Давидовича, А. Мурашко, С. Захарчука, Моисеева, насельников мужского Свято-Духова мон-ря: архим. Савватия (Сергиевича), архим. Иону (Андрианова), игум. Никодима (Подрезова) и др. иноков, игумению жен. Мариинского мон-ря Нину (Баташову) с сестрами. Кроме того, в общение были приняты клирики-беженцы Виленской епархии. Архиеп. Феодосий (Феодосиев) принес покаяние в грехе отпадения от Матери Церкви; он был отправлен за штат, жил на покое в Свято-Духовом мон-ре. Тогда же был запрещен в священнослужении архим. Филипп (Морозов; лишен сана в 1925 за переход в католичество, в 1927 вернулся в правосл. Церковь), отправлен на покой один из руководителей белорусского национального движения свящ. Александр Ковш, уволенный с должности настоятеля Никольского храма в Вильнюсе, где его сменил прот. Лука Голод. 23 апр. 1940 г. архиеп. Феодосий создал при себе временный епископский совет. 22 мая 1940 г. архиерей обратился к К-польскому патриарху Вениамину I с посланием, в к-ром писал, что он перешел в юрисдикцию Московской Патриархии в связи «с тяжелыми военно-политическими переживаниями». Архиеп. Феодосий просил вновь принять его и его Церковь «как автономную в церковном отношении под благодатную защиту и каноническую юрисдикцию Вселенского Патриархата». Архиеп. Феодосия поддержали протоиереи Иосиф Дзичковский и Василий Беляев, свящ. Александр Ковш.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

пойман. После того как И. О. привели в Киев, Изяслав Мстиславич сначала приказал поместить его в свой родовой киевский Выдубицкий Всеволож во имя архангела Михаила мужской монастырь под Киевом. Позднее закованного в «железа» князя под охраной отправили в Переяславль-Южный, где он был заточен в «порубе» в Иоанновском муж. мон-ре. Надругательство киевлян над телом кн. Игоря Ольговича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 179 об.) Надругательство киевлян над телом кн. Игоря Ольговича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 179 об.) Арест И. О. стал причиной затяжной войны между южнорусскими князьями. Изяслав Мстиславич при поддержке Владимира и Изяслава Давидовичей захватил владения и имущество Ольговичей. При этом союзники не пощадили принадлежавшую И. О. домовую Георгиевскую ц., к-рая была ими разграблена и сожжена. На земле вятичей эта коалиция князей встретила сопротивление новгород-северского кн. Святослава Ольговича, поставившего задачей освободить брата. Преследуемый союзниками Изяслава, кн. Святослав в 1146 г. признал старейшинство ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и попросил его о военной помощи. В кон. 1146 г., будучи тяжело болен, И. О. обратился к Изяславу Мстиславичу с просьбой разрешить принятие монашеского пострига. Киевский князь дал на это согласие и освободил И. О. из темницы. Бывший узник, к-рый не мог ни есть, ни пить, ни двигаться, был принесен в келью. Через 8 дней его самочувствие улучшилось, и 5 янв. 1147 г. Переяславский еп. Евфимий совершил иноческий постриг И. О. По-прежнему не доверяя И. О., кн. Изяслав перевел его в свой родовой мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата в центре Киева, где игумен совершил постриг И. О. в схиму (М. Н. Бережков установил, что в монашестве И. О. имел имя Гавриил, в схиме - Игнатий; см.: Бережков. 1893. С. 42. Примеч. 36). В мон-ре к схимнику были приставлены сторожа. Перенесение останков кн. Игоря Ольговича в ц. арх. Михаила. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

http://pravenc.ru/text/293519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН († 1142), свт. (пам. 27 июля), еп. Черниговский (не ранее 1123-1142). Занимал Черниговскую кафедру после кончины 6 авг. 1123 г. свт. Феоктиста . Происхождение и место иноческого пострижения П. неизвестны. В Киево-Печерском патерике он как постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) не упоминается, в то время как его предшественник на кафедре был игуменом этой обители. Хиротонию П., вероятнее всего, возглавил занимавший в 1122-1126 гг. Киевскую кафедру митр. Никита . Единственное упоминание П. в источниках находится в Ипатьевской летописи, где говорится о его кончине, причем почивший епископ назван «блаженым» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 309). На годы архиерейства П. между тем приходится начавшийся после кончины в 1132 г. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича Великого продолжительный период княжеских междоусобиц, связанных с борьбой за киевский стол старших князей Мономашичей (потомков блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха во главе с кн. Киевским Ярополком Владимировичем) и черниговских Ольговичей (потомков кн. Олега (Михаила) Святославича во главе с кн. Всеволодом Ольговичем). Известно о попытке примирения враждующих сторон, предпринятой митр. Киевским Михаилом I (II) и еп. Новгородским свт. Нифонтом зимой 1135/36 г., однако П. в связи с этими событиями не упоминается. Вполне вероятно, что, будучи выдвинут на Черниговскую кафедру местными князьями, П. всецело поддерживал их политику. По предположению М. Д. Присёлкова (1913), косвенное упоминание П. имеется в Киево-Печерском патерике, в «Слове» о прп. Николае Святоше ( ок. 1143), происходившем из рода черниговских князей. В тексте говорится, что кн. Изяслав Давидович, брат преподобного, излечившийся по его молитвам, собирался ехать к нему в Киево-Печерский мон-рь, «но удръжан бысть от тогда сущих епископ» (Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 31; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Изд. подгот.: Д. А. Абрамович. СПб., 1911. С. 86). Мнение исследователя о том, что о П. говорится, «как о лице, проникнутом враждою к усилению греческого влияния на русскую церковь» ( Присёлков. 2003. С. 196), не имеет серьезных оснований как по причине общей искусственности концепции Присёлкова о русско-греч. церковном противостоянии в то время, так и потому, что неизвестно, был ли Феодосий Грек печерским игуменом в период архиерейства П. Маловероятно и само косвенное упоминание в данном рассказе именно П., т. к. Изяслав скорее всего был исцелен в Киеве, а не в Чернигове (о чем свидетельствует упоминание в указанном контексте монастырского колодца Печерской обители и гробницы прп. Феодосия Печерского), чем, видимо, объясняется и упоминание не одного епископа, а 2 или нескольких, что было обычно для центра митрополии.

http://pravenc.ru/text/2578842.html

Пострижение Н. в монашество тяжело переживали его родственники, дружина, близкие ко двору люди. Среди них был лекарь по имени Петр, родом сириец, к-рый сначала последовал за своим господином в мон-рь, а затем ушел в Киев, где стал лечить больных. Неоднократно бывая в обители, Петр, по просьбе Изяслава и Владимира, советовал Н. не изнурять свое тело безмерным воздержанием и тяжелой работой, поскольку это могло стать причиной преждевременной болезни и скорой смерти. Обращал он внимание своего бывш. господина и на то, что его подвижничество бросает тень на княжеский род: «Кый убо князь се сътвори: ли блаженный отець твой Давыд, или дед твой Святославь?» ( Абрамович. 1991. С. 115). Но эти речи не поколебали решимости Н. продолжить подвижничество в стенах мон-ря. Все свои надежды святой возложил на Бога. Всякий раз, когда Петр пытался с помощью приготовленных им лекарств вылечить заболевшего Н., он чудесным образом выздоравливал, прежде чем лекарь появлялся в обители. Однажды Петр тяжело заболел. Вопреки наказу Н. он принял лекарство и едва не умер, но исцелился благодаря молитве святого. В следующий раз сириец внял его совету отказаться от лечения, и через 3 дня недуг отступил. После этого Н. призвал к себе Петра и велел ему принять монашество, а затем сообщил о своей смерти через 3 месяца. Сириец был искренне потрясен известием о скорой кончине бывш. господина. Вместе они направились в «пещеру» - монастырский некрополь, где Н. выкопал могилу и спросил: «Кто наю паче възлюбит гроб сий?» Петр стал просить уступить ему право 1-му покинуть этот мир, на что получил от Н. ответ: «Буди тобе, яко же хощеши» (Там же. С. 117). После пострижения Петр 3 месяца провел в покаянии, а затем преставился. Согласно показанию патерика, его смерть произошла в то время, когда Н. еще не имел собственной кельи, а его монашеский стаж, по сведениям Арсеньевской редакции, составлял 5 лет (по сведениям Кассиановской редакции - 6 лет). После кончины Петра Н. прожил в мон-ре еще 30 лет. Узнав о его преставлении, чуть ли не все жители Киева хотели проститься с пользовавшимся их уважением и любовью подвижником. Изяслав Давидович попросил игумена передать ему личные вещи Н.: параман с изображением креста, подушку и подставку для ног. Эти предметы, как священные реликвии, князь бережно хранил у себя.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Симон порицает Поликарпа за желание уйти из Печерской обители, чтобы принять игуменский или епископский сан, и пишет, что был бы счастлив вернуться в мон-рь и быть в нем погребенным. Епископ приводит неск. примеров в подтверждение своих слов об особой благодатности пребывания и погребения в Печерской обители. Первым в послании приведен рассказ о явлении прп. Онисифору Прозорливцу прп. Антония Печерского, который сказал о недопустимости погребения в монастырской пещере грешника, но затем простил его, потому что «положенныи сде всяк помилован будет, аще и грешен будет» (Древнерус. патерики. 1999. С. 23). Еп. Симон пишет о прп. Афанасии Затворнике Киево-Печерском, который после бывшего ему видения призывал братию молиться, «да скончаетеся сде и со святыми отци погребени быти в пещере» (Там же. С. 27). Рассказы о преподобных Еразме и Арефе Затворнике посвящены прославлению нестяжательности, при этом свт. Симон похвалил Поликарпа за щедрость, напомнив, что стараниями последнего сооружены две двери в монастырском храме. Следующее наставление касается необходимости со смирением переносить укоризну и не поддаваться гневу, этой же теме посвящено повествование о поссорившихся монахах прп. Тите и Евагрии. В повести о прп. Николае Святоше рассказывается о подвижнической жизни в Киево-Печерском мон-ре представителя черниговского княжеского дома Святослава Давидовича, принявшего постриг несмотря на отговоры братьев, и удостоившегося за смирение дара исцеления. Завершается послание свт. Симона рассказами о подвигах преподобномучеников Евстратия и Никона Печерских. Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 285 (РГБ) Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 285 (РГБ) Предания о чудотворениях, сопровождавших строительство Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре, стали складываться в XI в., что отразилось в Житии прп. Феодосия и в несохранившемся Житии прп. Антония. Однако именно в К.-П. п. в «Слове о создании церкви Печерской» свт. Симона подробно рассказано о чудесах и знамениях, к-рые сопутствовали возведению, росписи и освящению каменного Успенского собора. Строительство храма было связано с представителями соседних с Русью народов: с варягом Симоном , пожертвовавшим золотые венец и пояс (пояс стал мерой при возведении храма), и греками - приглашенными в Киев зодчими и живописцами (см. Двенадцать греков , преподобных, Киево-Печерских), что придает монастырским событиям международный масштаб. В ходе работы текст свт. Симона из нравоучительного послания Поликарпу стал трудом, написанным «для всех». Это ясно из вступительной фразы «Слова о создании церкви Печерской» в старшем списке К.-П. п.: «Приидоу же на другая сказания, оуведят вси, яко Самого Господа промыслом и волею, Того Пречистыя Матере молитвою и хотением создася и свершися боголепная и великая церькы святыя Богородица Печерьская» (РНБ. Q.n.I.31. Л. 125б-в, 1406 г.).

http://pravenc.ru/text/1684523.html

В 1054 г., после раздела наследства блгв. вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, дреговичские земли отошли блгв. вел. кн. киевскому Изяславу (Димитрию) Ярославичу , радимичские земли (с Гомием) - его младшему брату черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ярославичу . Границам княжеств соответствовали границы учрежденных в 60-х гг. XI в. на этих территориях Переяславской и Черниговской митрополий. До кон. XII в. Гомий являлся владением черниговских князей, позднее входил в состав владений новгород-северских князей Олега (Николая) († 1180) и Игоря (Георгия) († 1202) Святославичей. В нач. XII в. расширялся детинец Гомия, в нем был построен храм из желтой плинфы (известен по археологическим данным). Возможно, в XI - сер. XIII в. в Гомии существовал пещерный мон-рь. В XI - 1-й трети XIII в. вокруг города развивались посады: 1-й - вдоль правого берега Сожа (где впосл. возникла Спасская слобода), 2-й - на Киевском спуске, 3-й - на надпойменной террасе Сожа у подножия детинца. По-видимому, в посадах имелись храмы. Городское население, несомненно, было христианским, о чем говорят многочисленные находки (напр., обнаруженный археологами в слое XII в. костяной крест-тельник в свинцовой оправе), и в значительной части грамотным: среди находок в Гомии встречаются стилы-писала (инструменты для письма на деревянных и свинцовых дощечках, церах, бересте), шиферные пряслица с кириллическими надписями. За XII - сер. XIII в. площадь Гомия с 3 посадами увеличилась до 45 га, площадь укрепленного города (детинец и окольный город) составляла 12 га. Развитие Гомия было прервано разгромом, учиненным войсками монг. хана Батыя, по-видимому, в 1239 г., когда оказавший сопротивление захватчикам город, как и соседние с ним Городище и Могилёв, был полностью разрушен и сожжен. Гомельские земли в составе Литовского великого княжества, затем Речи Посполитой: 2-я треть XIV в.- 1772 г. В кон. 1-й трети XIV в., в эпоху правления литов. вел. кн. Гедимина (или при вел. кн. Ольгерде - в кон. 2-й трети XIV в.), Гомейская вол., являвшаяся частью Черниговской епархии, вошла в состав Литовского великого княжества . Вместе со Стародубом Гомей входил в удел правосл. кн. Патрикия Давидовича. В этот период в Гомее был построен новый деревянный замок, в к-ром на месте разрушенного монголами каменного храма в XIV в. (по наблюдениям археологов) была возведена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Однако за пределами детинца жизнь в др. частях Гомея (в частности, на посаде) в XIV - 1-й трети XVI в. практически не восстановилась.

http://pravenc.ru/text/166101.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010