1) „Архимандрит Макарий, Основатель Алтайской духовной Миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 ноября 1792 года)». Издание Спб. Епарх. Комитета Правосл. Миссионер. Общества (Спб. 1892 г., 110 стр., с портр. о. Макария). – 2) „Жизнеописание Архимандрита Макария (Михаила Глухарева), Основателя Алтайской Миссии. По поводу столетнего юбилея со дня рождения (1792 8 ноября/100 1892 гг.) «. Составил студент Спб. Дух. Академии Михаил Макаревский. Спб. 1892 г. 47 стр. с портр. о. Макария). – 3) Архимандрит Макарий, Основатель Алтайской Миссии. – Алтайские Миссияны Тозогон Архимандрит Макарий. (На русском и алтайском языках). Издано на средства Торгов. дома Петрова и Михайлова. (Томск, 1882 г., 19+19 стр., с портр. о. Макария). – 4) Та же брошюра на одном русском языке (16 стр., с портр. о. Макария). 5) К столетней годовщине со дня рождения Основателя Алтайской Миссии Архимандрита Макария (Глухарева). (М. Л. Томск, 1892 г., 19 стр. Перепеч. из 21 „Томск. Епарх. Ведом». За 1892 г.). – 6) Слово в день поминовения Архимандрита Макария, Основателя Алтайской Миссии, совершенного в Казанском соборе Спб. Епархиальным Комитетом Правосл. Миссионерного Общества в память истекшего столетия со дня рождения его. Свящ. М. Соколова . (Спб. 1892 г. 16 стр.) – 7) Алтайские Миссионеры. Стихотворение (Перепеч. из 3 „Томск. Епарх. Ведом». за 1893 Томск. 8 стр.) – 8) Памятное завещание. Автобиография миссионера Алтайской духовной Миссии, Свящ. М. В. Чевалкова („современника и ученика блаженной памяти Основателя сей миссии, о. Архимандрита Макария, написанная первоначально на алтайском языке под заглавием: „Ундулбас – кеерес», в переводе Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Семипалатинского, и представляющая собою богатый и небывший в печати материал для характеристики личности о. Архимандрита Макария, в особенности для обрисовки его внутреннего мира. „М. 1894 г. 96 стр. Оттиск из 10 „Православн. благовестника»). – 9) Хоровые духовно-нравственные песнопения, заимствованные из сборников „Лепта» и вторая „Лепта», изданных Алтайской Миссией. (31 47 стр. Москва, в Синодальной Типографии 1891 г.). – 10) Песнь Иосифа Целомудренного в темнице. Основателя Алтайской Миссии, Архимандрита Макария (как и все последующие стихотворения). Композиция

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

3). Продолжение молитв о жене родильнице иерей произносит в 40 день по рождении младенца, когда приносится отроча для воцерковления, т. е. для начального введения его в церковь и «приносится материю уже очищенною и омовенною». В молитвах священник просит Господа, чтобы он рабу, которую спас, приходящую к Его святой церкви, очистил от всякого греха и от всякия скверны, чтобы она сподобилась не осужденно причаститися святых Его таин, и, чтобы от нея рожденное отроча благословил, возрастил, освятил, вразумил, уцеломудрил, удобромудрствил (добрым нравам научил), чтобы отроча сподобилось и умного света, во время, в которое Бог определил, и сопричислилось святому Его стаду (мол. 1), чтобы Господь по молитвам честнаго пресвитерства сподобил пришедшую рабу входа в храм славы Его, омыл ея скверну телесную и душевную, во исполнение 40 дней, сотворил ее достойною честнаго тела и крови Его (мол. 2), чтобы принесенного ею младенца благословил явиться Творцу всех и возрастил на всякое благое дело и Богу блогоугодное, отгнал от него всякую сопротивную силу знамением креста (мол. 3), чтобы благословил отроча вместе с родителями и восприемниками его – и (ежели младенец не получил еще святого крещения) сподобил, во время благопотребное, рождения водою и Духом (мол. 4). Эти молитвы, находятся в связи с установлением православной церкви, которое воспрещает родильнице входить в храм и причащаться тела и крови Господней до 40 дней по рождении младенца. Основание к воспрещению указывается в самых молитвах; в них священник просит Бога, чтобы Он очистил рабу Его, родившую отроча, от телесныя скверны (π τ σωματιõυ που) и различных ей находящих утробных стужений (мол. 2), чтобы очистил от всякого греха и от всякия скверны (που) приходящую ко святой Его церкви (молитва в 40 день), омыл ея скверну телесную (τòν πον τ σωματος) и скверну душевную (τòν σπλον τς ψυχς) в исполнении четыредесяти дней (2 мол. в 40 день). Не душевные скверны, иначе – грехи возбраняют родильнице входить в храм; потому что в храме, как во врачебнице, получается исцеление от душевных болезней, здесь отпускаются грехи в таинстве покаяния, здесь приобщаются тела и крови Христовой во оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Затем, поклонясь (пред св. трапезою), кающейся произносил католическую литанию с обычным обращением к Богу, Богородице, небесным силам и всем святым. За литанией следовала ектения, где специальными прошениями были: «О спасении и отпущении прегрешений и грехопадений раба Божия (имя рек); Да дарует ему Господь Бог оставление грехов и прощение преступлений. Не хотяй смерти грешника, но обратитися и жити ему». Затем священник становился вместе с кающимся по правую сторону алтаря, произносил 50-й псалом и покаянные тропари, тотчас за которыми читался целый ряд молитв поочередно с псалмами, – это: мол. «Господи Боже наш, иже пророком твоим Нафаном покаявшуся Давиду...»; – псал. 6 и мол. «Господи Боже спасения нашего..., приклонивый небеса...»; (псалом, вероятно, по недосмотру писца, пропущен) мол. (третья) «Отче Господи, не предаждь раба твоего в руки диавола...»; псал. 102 и мол. «Господи Боже наш, Петру и блуднице...»; псал. 69 и мол. (5) «Владыко Господи Боже наш, всем хотяй спастися...»; псал 99 и мол. (6) «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю» (краткой редакции). Затем следовала самая исповедь, для руководства в которой автор предлагает вопросную статью, составленную специально в том духе, как это предписывается уставом исповеди Иоанна Постника . По исповеди кающийся поклонялся, а духовник читал молитвы: «Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Тебя молим и просим…, Владыко Господи Боже наш, призываяй праведных во освящение...» и наконец, «Владыко Господи Боже вседержителю..., давый чувство и сознание... Этою молитвою и заканчивался весь чин 277 . Как необходимое дополнение, автор тотчас же присоединил к чину епитимийный номоканон краткой редакции 278 . Обращая внимание на молитвенный состав этого чинопоследования, мы не видим здесь особенно оригинальных молитв; напротив, все они известны по различным редакциям исповедного чина, анализированным выше, и особенно по исповедному уставу Иоанна Постника . Разница только в том, что в указываемых чинах эти молитвы следовали, обыкновенно, по исповеди и нередко имели значение молитв разрешительных, – здесь же они помещены обратно, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

S. Serapionis, Macarii, Paphnutii et alterius Macarii regula ad monachos (Св. Серапиона, Макария, Пафнутия и другого Макария правила для монахов) 5 . Этот памятник имеет 16 глав, переведен на русский язык и напечатан в книге епископа Феофана: «Древние иноческие уставы» стр. 194–200, Издание Афонского русского Пантелеимонова монастыря. 1892 год. Правила пр. Макария Египетского , по мнению исследователей, излагаются в V–VIII главах. Памятник этот признается подлинным 6 . Различные изречения пр. Макария, собранные в апофегмах (apoplihegmata). В русском переводе апофегмы находятся в «Достопамятных сказаниях». Древнем Патерике изложенном по главам «Лавсаик», в «новооткрытых сказаниях о преподобном Макарии великом по коптскому сборнику» арх. Палладия в Христианском Чтении за 1821 год, но 2 ч. стр. 60–83. У Миня собраны все апофегмы на стр. 520–263 – 34-го тома греческой серии. Macarii cuisdam abbatis visiones do sanctis angelis (Макария некого аввы видения о святых ангелах) 7 . Памятник этот также приписывается пр. Макарию Египетскому , но заглавие «некоего аввы» делает его сомнительным. Макарий Египетский пользовался известностью, а потому странно было бы называть Макария некоторым аввою 8 . В русском переводе рассматриваемого памятника нет. 6) В славянских прологах пр. Макарию приписываются: 1) поучение блаженного Макария (пролог – месяц январь – 19-е число) 2) слово Великого Макария (пролог месяц апрель – 14-е число). Тот и другой памятник напечатаны в книге проф. А. И. Пономарева: «Памятники древне – русской церковно-учительской литературы. Выпуск 4-й. Славяно – русский пролог. Часть вторая – январь – апрель Спб. 1898 год». Поучение представляет нечто новое, но подлинность его не установлена. Что же касается слова, то оно составлено по 4 слову – о терпении и рассуждении – именно 18 – ой главы и первой части 19-ой. 7) Наконец, именем Макария Великого надписываются у нас следующие молитвы. Утренняя: «Боже очисти мя грешного». «От сна востав, полунощную песнь приношу ти Спасе». «К тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав прибегаю». «Господи, иже многою твоею благостию». «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души, и страстной моей жизни. Вечерняя: «Боже вечный, и Царю всякого создания», «Что ти принесу, пли что ти воздам», великодаровитый бессмертный Царю». Подлинность всех этих молитв не установлена. Только первая молитва: „Боже очисти мя грешнаго» в древних кодексах 9 и славянских рукописных памятниках надписывается или вообще именем св. Макария, или более точно Макария Великого 10 . У Миня напечатаны две молитвы: «Боже очисти мя грешнаго» и «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души» при этом последняя – как сомнительная, напечатана мелким шрифтом 11 . I. Светоч Православной Церкви – преподобный Макарий Египетский

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Макаревский М. И. Жизнеописание архимандрита Макария (Михаила Глухарева), основателя Алтайской миссии по поводу столетнего юбилея со дня рождения (СПб. 1892 г.). М. Л. К столетней годовщине со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария (Глухарева) (Том. еп. вед., 1892 г., 21). N. Памяти архим. Макария, основателя Алтайской мисси (Стихотворение) (Том. еп. вед., 1892 г., 21). Празднование памяти первооснователя Алтайской дух. миссии о. архим. Макария (Том. еп. вед., 1892 г., 21:22). Макарий, епископ Томский. Речь, сказанная на торжественном собрании по случаю столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской миссии архим. Макария (Том. еп. вед., 1892 г. , 22). Соколов М., свящ. Слово в день поминовения архим. Макария, основателя Алтайской миссии, совершенного в Казанском соборе. (СПб. 1892 г.). Орнанский Философ, свящ. К предстоящему столетнему юбилею со дня рождения архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Церк. вед. 1892 г., 16). Памяти архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Ibid., 46). Празднование столетия со дня рождения архим. Макария в Болхове (Ibid., 47). Сперанский И. Основатель Алтайской миссии о. архим. Макарий Глухарев (Смол. епарх. вед. 1892 г.). Очерк истории Смоленской семинарии и подведомых ей училищ (Смол., 1891 г.), стр 143, 144, 166, 167. Памяти основателя Алтайской миссии и переводчика Св. книг Ветхого Завета на русский язык. архим. Макария (Орел. 1892 г.). Сборник. В числе статей – Яницкий С. М. Архим. Макарий (Глухарев) – переводчик Библии с еврейского на русский язык (Ibid., Орлов. Еп. вед., 1892 г., стр. 1545:1591). Улала, бывший главный стан Алтайской миссии (с видом ее) (Церк. вед., 1893 г., Алтайские миссионеры. Стихотворение (Том. еп. вед., 1893 г.). Чевалков М. В. Памятное завещание. Автобиография. (М. 1894 г.) Оттиск из Правосл. благовестника за 1894 г. Ливанский Илья, свящ. Архим. Макарий Глухарев (Орел. 1895 г.). К биографии архим. Макария, основателя Алтайской миссии (Тобол. еп. вед., 1896 г., 1; тоже – Том. еп. вед. 1896 г., 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

102. Кипр. Пис. 63, к Цец. 103. Клим. Ал. Стр. VII, 7: σασι ο γνωρζοντες τν μακαραν γων τριδα μονν, букв. выделение 3 часов «признают в е дущие блаженную троицу святых состояний». Имеются в виду три степени совершенства, которые по Клименту проходят христиане: 1) когда к вере примешиваются страсти; 2) года эти страсти очищаются страданиями; 3) когда христианин становится истинным гностиком, достигает полного совершенства, славы и блаженства. Эти степени описаны в Строматах VI, 14. 104. Строматы VI, 16. 105. Терт. О молитве, 25. 106. Терт. О посте, 10. 107. Терт. К жене II, 4. 108. Ориген, О мол. 12. 109. Кипр. О мол. Госп. 34. 35. 110. Завещ. 1, 22 111. Didasc. arab. c. 38. Funk, Did. et Const. Ap., v. II, S. 13–131. 112. Ср. «не предаждь нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего…. Авраама ради» Стих 9-го часа 113. Дуплет к предыдущему и последующему. 114. По мнению Achelis " а, Die Can. Hypp. 129. По Heberg " у (S. 119) здесь написан был крест. 115. Завещ. II, 24. 116. Кан. Ипп. 223–245. 117. Егип. кан. гл. 62. 118. А. П. У. (архимандр., впосл. еп. Порфирий Успенский), Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного богослужения египетских христиан (коптов), Спб. 1856, стр. 70–72. 119. Терт. О мол. 10. 120. «Завещание» II, 22. 121. Терт. О мол. 23. 122. Там же 18. Этот обряд и при апостолах имел очень широкое применение за богослужением, судя по 1 Петр. 5, 14, 2 Кор. 13, 12 и др. При Тертуллиане еще целовались за молитвою без различия пола: «какой язычник позволит своей супруге подойти к тому или другому из братий для поцелуя» (К жене II, 4). Но в Апостольских Постановлениях мужчины целуют мужчин, а женщины женщин (VIII, 15). Посредствующее звено той и другой практики — у св. Амвросия: диакон целует диакониссу, а та женщин (К женщ. Посл. 6). 123. Терт. О мол. 14 и 17. 124. Там же 13 и 14. 125. Там же 15 и 16. 126. Терт. О венце воина 3. Начертание пальцем креста на челе, как простейшая форма крестного знамения, должно быть и была, как видно из настоящего места, первоначальной его формой (ныне сохранилась в римско-католической литургии: священник — пред чтением Евангелия). Об этой форме упоминает и Иоанн Златоуст (бес. о том, что Христос Бог); но ему известно уже и крест. знамение на устах и груди (Бес. 87 (88) на Мф.), как и блж. Иерониму (Надгр. сл. Павле, пис. 108 (27). Формула «Во имя Отца…» впервые у св. Ефрема (О всеоруж.); возникла из заповеди о крещении (Мф. 28, 19). Schmid X. Kultus der chriskatholischen Kirche, Passan 1840, I, 245.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

А.А. Фокин Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция Источник Введение Значение западнохристианской традиции в истории русской богословской мысли сложно переоценить. Оно проявлялось по-разному: и как апологетическое противостояние западным идеям, методам, тенденциям, выводам, и как попытки совершенно самостоятельного ответа на богословские вопросы, затрагиваемые западным богословием, и как заимствования, причем с разной степенью критичности и увлеченности. Сложнее всего для изучения заимствования, т. к. их далеко не всегда просто выявить и идентифицировать авторство. Неоднозначны, а порой полярны, и оценки этих заимствований: одни исследователи считают их неоправданным компромиссом, другие – чуть ли не единственным путем развития отечественного богословия. Догматические труды митр. Макария (Булгакова) 1 в свете этой проблемы весьма интересны для изучения. Как известно, еще при жизни богослова они получали самые разные оценки и отзывы – от высокой похвалы до тотальной критики, причем как в отношении соответствия этих трудов православной традиции, так и в отношении их самостоятельности. Так, свт. Иннокентий (Борисов) в своем отзыве отстаивал оригинальность системы преосвященного Макария 2 , распространенным было и противоположное мнение – о полной зависимости этой системы от учителей по академии архиепископа Димитрия (Муретова) и свт. Иннокентия (Борисова) 3 . Отец Георгий Флоровский пишет о повышенном интересе митр. Макария (Булгакова) к западному богословию, в особенности к римско-католическим системам 4 , а затем доводит этот тезис до предела: «У Макария нет собственных взглядов» 5 . Все эти мнения, однако, оставались утверждениями по умолчанию, без конкретного исследования текстов митр. Макария, что призвана исправить данная статья. Основное внимание автора направлено на выявление в богословском наследии владыки Макария следов западнохристианской традиции, для чего будут проанализированы все прямые ссылки митр. Макария на современные ему работы западных систематических богословов. Это необходимо, чтобы понять, с какими именно иноконфессиональными произведениями был знаком митр. Макарий и для каких целей он их использовал. Прямые ссылки митр. Макария (Булгакова) на католические догматики

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С того времени прекратилось у Ивана воспаление внутренностей, и принял он молитвами святого великое облегчение. Начался молебен, после которого Иван отправился своим путем, вознося радостные молитвы Макарию, давшему ему исцеление. О юноше, укравшем мед из улья В обители преподобного Макария жил некий юноша клирошанин по имени Алексей. Однажды этот Алексей, прельщенный бесовским обманом, похитил мед из монастырского улья, из которого брали воск на свечи к иконе святого и для панихид. Игумен узнал, что украл мед Алексей, и начал расспрашивать его. Отрицая свою вину, тот поклялся именем Макария чудотворца. И в тот же миг померкли его глаза, и стал он слеп. Ожесточившись сердцем, но так и не раскаявшись, покинул Алексей святую обитель. Через несколько дней, осознав свои прегрешения и раскаявшись, юноша вернулся в обитель и исповедался в грехе своем перед игуменом, прося прощения. Настоятель тогда привел его ко гробу преподобного Макария и стал служить молебен по обычаю. Начал юноша плакать у гроба и просить прощения, и был возвращен свет глазам его. Восславил Алексей Бога и угодника его чудотворца Макария и остался с радостью жить в обители. Чудо святого Макария о избавлении от болезни некоей боярыни Жила в городе Чухломе некая боярыня, вдова по имени Мария. Она сильно страдала от болезни, сопровождавшейся судорогами. Узнала она однажды, что у гроба Макария происходят великие чудеса, и повелела слугам своим отвезти ее в обитель чудотворца Макария. И они привезли ее. Принесли ее ко гробу святого, и игумен по обычаю начал молебен. Она же лежала и не могла шевельнуть ни единым членом своим, только плакала и молила преподобного о прощении. И понемногу стали освобождаться члены ее, она, не вытерпев боли, заплакала еще сильнее. Тут все окружающие услышали, как затрещали ее сухожилия, и весьма удивились этому. После окончания молитвенного правила игумен по обычаю окропил Марию водою чудотворца Макария. С того часа она полностью выздоровела молитвами святого, встала сама с ложа своего, получив прощение от святого, отошла от гроба, никем не поддерживаемая. Отправилась она в обратный путь, радуясь и хваля Бога и угодника его чудотворца Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Макарий Египетский 731 родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор 732 . Родители его были соименные древним святым праотцам – Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария – Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости ( Быт.21:2 ). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын – преподобный Макарий – сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария – Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто Ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Церкви» 217 . Студенты, в свою очередь, любили Макария. Это видно из писем Макария. Но свидетельству Макария, студенты сами желали и даже просили, чтобы именно он читал их курсовые сочинения. Студенты также, по приглашению Макария, с охотою участвовали в его трудах по составлению догматического и нравственного богословия по сочинениям св. Димитрия Ростовского . Все это, очевидно, было возможно только при доверии и расположении студентов к своему учителю – бакалавру Макарию. Академическое начальство также неизменно было расположено к Макарию и ценило его труды и усердие. В особенности Макарию покровительствовал ректор Академии, преосв. Афанасий, который как читатели, вероятно, могли сами заметить из писем Макария, был полновластным распорядителем в жизни Академии. Мы уже знаем, что преосв. Афанасий полюбил Макария и стал ему всячески покровительствовать с первого же вечера, как тот представился ему. Впоследствии это расположение преосв. Афанасия к своему избраннику все более и более росло. Посещение лекции Макария только еще более укрепило преосв. Афанасия в его высоком мнении о дарованиях молодого бакалавра. «В тот день», читаем в одном письме Макария к Серафимову, «когда посетил мой класс преосвященный ректор, лекция моя была как нарочно лучшая из всех, мною здесь данных, и даже отделение лекции, при нем произнесенное, самое лучшее... и как расхвалил меня пред студентами преосвященный!... 218 Но преосв. Афанасий хвалил Макария не пред одними только студентами и не в одной только Академии. Он делал самые лестные отзывы о нем пред митрополитом, пред обер-прокурором и везде в С.-Петербурге и чрез то самое бесспорно много содействовал быстрому возвышению и успеху Макария по службе. По влиянию преосв. Афанасия, Макарию часто давались важные и серьезные поручения. Ему, напр., поручался выбор тем для курсовых сочинений; ему передавались эти сочинения и для прочтения; он же должен был руководить и пробными лекциями оканчивавших курс студентов. Кроме того, по рекомендации, очевидно, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010