Надсловие на книгу блаженного отца Нила, сочиненное учеником его иноком Иннокентием Святые отцы, что едиными заповедями Христовыми учат обуздывать страсти и очищать сердце от злых помыслов, две эти рекомендуют как крепчайшее оружие иметь делателям, а именно – страх Божий и память о Боге, здесь сущем, следуя говорящему: «Страхом Господним всякий уклоняется от зла» (ср.: Притч. 16, 6 ) и «Видел я Господа пред собою всегда, да не поколеблюсь» (ср.: Пс. 15, 8 ). И прибавляют, что до этого надо иметь память о смерти и геенне. А третье – чтение святых Писаний. Все ведь это хорошо для хороших и благоговейных мужей; бесчувственным же и окаменелым, хоть и сама та геенна или Сам Бог чувствам их откроется, никакого не наведут на них страха. К тому же и самый ум у новоначальных монахов скоро притупляется для памяти о таковых и она бежит от них, как пчела от воскурения дыма. Хотя память о таковых хороша и полезна в час рати, но прежде этого добра явили духовнейшие и искуснейшие отцы и еще большее и несравненное добро, могущее даже очень немощным помочь. Если первого подобие и образ – мелющие в жерновах своими собственными руками и силой, то второго – мелющие в мельнице с помощью воды и искусства: ибо как вода сама собой движет колесо и камень, так и пресладкое имя Иисусово с памятью о Боге, тут сущем, во всей полноте живущем в Иисусе, подвигает ум на молитву, на что указывая, великий в богословии Исихий говорит: «Душа, благодетельствуемая и услаждаемая Иисусом, с радостью некоею и любовию и со исповеданием Благодателю хвалу воссылает, благодаря и призывая Его с веселием»; и еще: «Как невозможно в этой жизни жить без еды и не пия, так же невозможно для души без хранения ума и чистоты сердечной, что и является и называется трезвением, достичь чего-либо достигнути души, или свободитися по уму сотвореннаго 1 греха, аще и нудит кто себе страха ради мук еже не согрешати»; и: «Аще помыслом вшедшим в сердце, нам не хотящым, и укрепляющимся и стоящим, прогонити весть Исусова молитва из глубины сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разговорами. Смирение отца Арсения было изумительно. Он всегда считал себя первым из грешников. Мирское имя отца Арсения – Александр. Родители его, люди благочестивые, Иоанн и Александра Минины, были купеческого звания, уроженцами Новоторжского уезда Тверской губернии, и жили в Казанской губернии, в Мамадышском уезде, на мельнице, где вели хлебную торговлю. Здесь в августе 1824 года и родился будущий отец Арсений. Александр был третьим по счету сыном. Вообще в семье их было семь детей – пять сыновей и две дочери. Из них на монашеское поприще также вступил его брат Иоанн, который стал монахом Саровской пустыни, и сестра Екатерина, которая после смерти своего мужа поступила с дочерью Ольгой в Зверин-Покровский женский монастырь в Новгороде. В 1857 году в возрасте 33 лет Александр Иванович Минин поехал в качестве паломника в Иерусалим. Сопутствовавшие ему богомольцы пожелали побывать и на Святой Горе Афон, что он и осуществил. Чудная природная красота Афона так пленила Александра Ивановича, что он мысленно решился остаться здесь навсегда. «Благодарю Господа Бога, – воскликнул он от полноты духовной радости, – что Он сподобил меня вступить в жребий Пречистой Своей Матери, прошу Ея материнскаго заступления и милосердия принять меня, грешника». Первые послушания Александр Иванович проходил на кухне, затем подметал коридоры, носил сено, собирал маслины, – все делал с горячим усердием. Впоследствии ему дали послушание, сообразное его образованию и способностям, а именно перевели его в письменную канцелярию. На этом послушании сразу проявились его опытность и способности. Но Александр Иванович был так смирен, что и при этом послушании вменил себе в обязанность подметать ежедневно коридоры, чего не оставлял он до самого посвящения в иеромонаха. Духовником его был отец Иероним, и, согласно его совету, он непрестанно упражнялся в Иисусовой молитве, растворенной глубоким самоукорением и всегдашней памятью о смерти. Впоследствии у него явилось благодатное дарование слез. Через полтора года Александр Иванович был пострижен в мантию с именем Арсений. Он продолжал исполнять послушание в канцелярии, но при этом не упускал малейшей возможности приумножать в себе, благодатью Божией, любовь к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Новая книга монаха Симеона Афонского является своего рода «духовным завещанием». Эта книга обращена прежде всего к монахам, практикующим «умную молитву». В ней раскрываются секреты духовной борьбы с помыслами, очищения сердца от страстей и даются ориентиры в дальнейшем пути к Богу. Глубокая укорененность в святоотеческую традицию служит признаком подлинности духовного опыта автора. Тем не менее это произведение не является компиляцией. Нас ждет встреча с совершенно оригинальным взглядом на многие духовные вопросы. По благословению Игумена Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Священно-архимандрита Иеремии …тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14). «Приими, братие, меч духовный, иже есть глагол Божий, во всегдашней молитве Иисусовой: всегда бо имя Господа Иисуса в уме, в сердце, в мысли, и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй Мя грешного» Последование малого образа Предисловие Новую книгу святогорского монаха Симеона Афонского можно отнести к жанру «духовного завещания». В ней раскрыт опыт целой жизни, сжатый в краткие наставления, упражнения, примеры. Это произведение совершенно оригинально, поэтому провести какие-то аналогии можно только условно. Не вызывает сомнения, что книга найдет своего читателя, она появилась в нужном месте и в нужное время. Современная духовная литература вызывает в душе чувство пресыщенности. Множество авторов делится своим благочестием. Книги полны благочестивых размышлений и побуждений к благочестивой деятельности. Тем не менее, получая огромное количество информации, душа остается без плода. Создается впечатление какой-то неполноты или даже подмены. Ошибка в том, что духовные книги воспринимаются как некая информация: прочитал текст, — и все кажется понятным. Понятен набор слов, а то знание, которое стоит за текстом, остается скрытым. Именно это духовное знание или сила, а не информация, должны стать целью при чтении книг. Нужно научиться читать так, чтобы получать то, что от книг передается, — можно назвать это направлением, можно Традицией. Это особенно относится к книге монаха Симеона, в которой слова — лишь только намек на то, что стоит за ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3916...

Новомученики Ясеновацкие ЖМП 7 июль 2012 /  6 июля 2012 г. Нечужие святые Для Сербской Церкви, так же как и для Русской, ХХ век стал временем испытания веры. Свидетельством этого служат жизнеописания преподобных и мучеников, которые были прославлены Сербской Церковью в 2010 году и решением Священного Синода от 6 июня 2012 года включены в Месяцеслов Русской Церкви. Преподобный Иустин Челийский память 1/14 июня Преподобный Иустин (Попович) — один из крупнейших сербских богословов XX века. Его труды известны по всему миру и заслуженно пользуются большим авторитетом. Святой родился в городе Вранье на юге Сербии 25 марта 1894 года в семье, где было семь поколений священнослужителей. При крещении он получил имя Благое. В годы учебы в Белградской семинарии его учителем был будущий святитель Николай (Велимирович). Пройдя дорогами Первой мировой войны в качестве санитара, юноша в 1916 году принял монашеский постриг с именем Иустин в честь преподобного Иустина Философа. Короткое время он провел в Англии, а затем митрополит и король сербский направили монаха в Санкт-Петербург. Впечатленный благочестием русского народа, отец Иустин испытывал глубокое благоговение перед русскими святыми. В дальнейшем узы дружбы связывали его с русскими епископами, нашедшими убежище в Сербии после переворота 1917 года. Вскоре сербский монах был вынужден покинуть Россию и продолжил образование в Оксфорде (1916–1919). По возвращении в Сербию Иустин стал преподавателем в семинарии в Сремских Карловцах, а оттуда отправился в Афины, где защитил диссертацию на тему " Проблема личности и познания у святого Макария Египетского " . Еще во время учебы святой Иустин вел плодотворную аскетическую жизнь. После его смерти был обнаружен личный дневник, в нем святой Иустин отмечал, что совершал каждый день от 500 до 1000 поклонов и произносил от 1000 до 2000 раз Иисусову молитву. Во время Великого поста он увеличивал это молитвенное правило. В 1922 году митрополит Димитрий рукоположил Иустина во священника. В том же году он стал преподавателем экзегезы в семинарии в Сремских Карловцах и занимал эту должность несколько лет.

http://e-vestnik.ru/analytics/nechuzhie_...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Тихон (Агриков). Убедись в безполезности всех мирских дел - это корень спасения Архим. Тихон (Агриков). Убедись в безполезности всех мирских дел - это корень спасения           Отрывок из книги монаха Симеона Афонского " Птицы небесные " . Встреча происходила в 1995-м году, сразу после окночания грузино-абхазской войны. - Афон     На стук в калитку вышла старая монахиня.   -    Передайте о. Тихону, пожалуйста, что приехал иеромонах Симон из Псху, как благословили! -    Я передам о вас монаху, который за ним присматривает... Монахиня ушла в дом, шаркая подошвами. Через некоторое время он вышла: -    Идите в дом, келейник вас ожидает.  Меня встретил монах средних лет, доброжелательный и серьезный. -    Отец Тихон болеет и лежит в постели, он просит написать вопросы на листке.  Я написал свои вопросы, сожалея, что исповеди не будет. Заодно  пожаловался, что иногда во время молитвы испытываю то рассеянность, то сильную сонливость. Через полчаса монах принес ответы на все мои вопросы и недоумения.   Старец написал: " Это действие вражие. Всегда молись с открытым окном. Делай поклоны или прохаживайся. А лучше всего - почаще освящай келью водосвятным молебном.   Держись литургии.   Убедись в безполезности всех мирских дел - это корень спасения для монаха. Сделай опору на благодать, не делай опору на помыслы.     Если избрал молитву, иди в ней до конца.   В каждом деле стремись к совершенству.   Никогда не учи из жалости - учи всегда из любви " .   Внизу была приписка: " Дорогой отец Симон, прости, чувствую себя неважно. Пытайся увидеться в Лавре с отцом Кириллом. С Богом " .    Это было последнее посещение чудесного старца и великого духовника отца Тихона. Вскоре он принял схимнический постриг с именем Пантелеймон и уехал в Россию. Комментарии Всего комментариев: 15 2016/01/09, 18:18:11 Спасибо Православному за заботу изложения краткого понятия о необходимом. Слава Богу. Надежда 2015/12/21, 16:29:42 О том, как должен поступать христианин в эпоху всеобщей апостасии.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2213

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Игумен Петр (Мещеринов). Литургическое искусство как препятствие к богообщению? Игумен Петр (Мещеринов). Литургическое искусство как препятствие к богообщению?     Отец Петр захватывает такие важные темы, что остается лишь «снять перед ним шляпу». Мы много писали на подобную тематику писали и именно то, о чем говорит автор, но 10 лет назд это оказалось не востребованным церковным сознанием. Может быть, пришло время?! Как бывает на войне, в последний момент, когда все потеряно, кто-то выхватывает знамя у убитого командира и восхищает победу у потрясенного врага. Примерно так можно оценить публикации о. Петра. Конечно, эти публикации будут против течения всем ведущим православным порталам, у которых «все хоршо».    Стоит пожалеть, что автор забывает о главном. Вариативность «работатет», когда человек предался воле духовника, тогда развивается свобода души в Воле Божией. Но это не имеет ничего общего с ситуацией, когда христианин разложил перед собой книги или диски разных авторов и пытается почувствовать - что ему близко. Духовника церковная педагогика дать не может, для этого человек сам должен созреть. Тогда Бог открывает одну душу для другой, как таинство. Дело в том, что человек, действительно, должен перерасти церковные богослужения. Но он перерастает их качественно, стяжав Иисусову молитву, сохраняя любовь к внешним формам. А не по принципу: нравится - не нравится. Вот мы и приходим к прадоксальному выводу: церковная педагогика - это послушание духовнику, живому носителю Традиции, который научит тебя умной молитве и в нужный момент разрешит заменить внешние формы на внутренние. А если искать какую-то иную педагогику, то всегда будем возвращаться к обычному интеллигентскому сетованию, замкнутому кругу…    Не богослужения тебя должны вдохновлять (как произведения Баха), а сам ты должен наполнить их жизнью своего сердца, своими молитвенными чувствами. Этому верно учил свт. Феофан Затворник (и автору можно лишь посоветовать перечитать его книги). Справедливо, что своим молитвенными чувствами с таким же успехом можно наполнить и пение птиц в лесу, и панораму гор на горизонте.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=29...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Паисий Святогорец. Есфигмен. Уроки отречения.     Паисий Святогорец. Есфигмен. Уроки отречения.   Новое Житие прп. старца Паисия описывает нам подлинное монашество, немного приоткрывает завесу над этой бесплотной жизнью. См. также Паисий Святогорец на Афоне .      Он вновь начал следить за собой, каждое утро и вечер анализируя свои помыслы и поступки. Иногда он даже поднимался на возвышающуюся над Эсфигменом гору Самария и, глядя с неё на монастырь, заводил с собой такой диалог:   «Скажите, пожалуйста, а что это за монастырь? Ах, Эсфигмен... Понятно-понятно. А вы знаете в нём кого-нибудь из монахов? Что вы говорите!.. А не слышали, не здесь ли живёт Арсений такой? Здесь? А в какой келье? А вы не в курсе, насколько хорошо этот самый Арсений проводит свою послушническую жизнь?»   Так, глядя на себя глазами воображаемого странника, Арсений более ясно видел свою жизнь и пытался её исправить. Поступая так, Арсений предотвратил, как он сам говорил, своё «углубление в гордыню и бесстыдство» и с более глубоким пониманием начал борьбу за внимание и трезвение. На общих работах по сбору оливок или винограда, куда выходила вся братия, он работал быстро и молча, сосредоточенно творя молитву Иисусову.   Однажды вместе с другими послушниками и молодыми монахами его послали в мир, на принадлежащий Эсфигмену метох недалеко от городка Иериссос Там надо было посадить тополя вдоль дороги. Когда монахи работали, напротив остановилось несколько школьных автобусов и из них выбежали дети. Арсений подумал: «Раз я покинул мир, то и на мирян мне глядеть нельзя». Это стоило ему огромных усилий, но он не оторвал глаз от земли и не взглянул на детей. Нельзя сказать, что борьба за трезвение оказалась для Арсения слишком тяжёлой, ведь с детства он старался навыкнуть самопринуждению и приучил себя отсекать даже добрые свои пожелания. С невероятным трудом далась ему иная борьба — преодоление привязанности к матери. Воспоминания о ней чрезвычайно мучили его, он часто видел её во сне. Он исповедовал происходящее игумену и, совершая чрезвычайную борьбу, следя за помыслами и много молясь, смог, как сам говорил впоследствии, «искоренить из сердца

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Гавриил Афонский. О Иисусовой молитве. Старец Гавриил Афонский. О Иисусовой молитве.   Как правильно молиться? Почему мы много молимся, но не получаем плодов? Почему нужна именно Иисусова молитва? На эти и другие вопросы отвечает старец Гавриил в беседе с монахами... Старец Гавриил в настоящее время является одним из самых уважаемых старцев на Святой Горе Афон . Поток паломников в келью старца становится все больше с каждым годом. Как когда-то людская река текла в Панагуду к прп. Паисию, так и теперь люди стремятся поделиться своими проблемами с о. Гавриилом. Но не только паломники - частые гости его кельи, находящейся как раз напротив Панагуды. Многие монахи приходят к старцу с вопросами о духовной жизни. В фильме опубликована беседа старца с монахами на Пасху. Старец неожиданно оказался в таком хорошем здравии и бодром состоянии, что беседа переросла целую речь, выстроенную по всем законам античной риторики. Удивительно, что в наше время на Святой Горе Афон есть такие старцы. Это ли не обличение праздношатающихся русских монахов, которые " страдают " годами и не могут найти, у кого духовно окормляться? Бог не оставляет своих овец. Это овцы убегают от пастыря. + Комментарии Всего комментариев: 18 2017/08/30, 10:56:20 С практической стороны для Спасения нужно делать два дела Добро и Смирятся. После Добра приходит искушение (чужие грехи) и здесь нужно Смирение что бы отбиться от уже твоей гордости, а после приходит Благодать, так как Бог гордым противится а смиренным дает благодать. В Цикле Добра, искушения , Благодати Смирение необходимо что бы не застрять в искушении. В Благодати легко делать Добро но без Смирения невозможно потом пройти искушения. Лучше делать добро по чуть чуть или по многу сразу не знаю. Малое добро малое искушение но и малая Благодать. Большое Добро большое искушение и большая Благодать. :) Михаил 2017/07/28, 21:05:38 ВОИН ХРИСТОВ Дай мне меч-молитву в руки, Зоркий ум и сердце чисто. Веры щит, шелом науки,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2551

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Чудо у иконы Скоропослушница     Чудо у иконы Скоропослушница   Игумен монастыря Дохиар архим. Григорий для портала Святая Гора Афон   Икона Скоропослушница для нас как мать. Иногда Бог делает вид, что не  слышит наши просьбы. Но Пресвятая Богородица  всегда отвечает на нашу молитву через свою икону Скоропослушница.   Совсем недавно был такой случай. Одна девочка попала  в аварию и получила серьезную травму головы.   Хирург в Салониках, как только увидел, что затронут могз девочки, отказался делать операцию. Сказал, что она до утра не доживет. Что делать было отцу девочки, единственной дочери?!   Он бросился на Афон… Приехал к нам и со слезами стал молиться  перед чудотворным  образом Скоропослушницы. Все братия прочувствовала его горе, и весь храм молился о девочке.   Утром, когда хирург пришел посмотреть, умерла ли девочка, она встретила его сидя на  кровати и улыбаясь.   Сколько чудес сейчас творит  икона Скоропослушница, трудно сосчитать. Одно  время мы записывали все исцеления. Но это  невозможно сделать. Поистине,   Святая Гора Афон это удел Матери Божией.   «Скоропослушница» предание об иконе Образ «Скоропослушница» Комментарии Всего комментариев: 359 2014/12/20, 18:30:01 Матушка Пресвятая Богородица Пречистая Дево Марие Скоропослушница!!! Помоги мне пожалуйста никого не осуждать и ни на кого не раздражаться, подскажи как правильно проходить поприще поста приятного Богу, умоли Господа нашего Иисуса Христа и Сына твоего помиловать нас грешных человек!!! заранее благодарны тебе, твои непутевые дети р.б. александр и наталья 2014/12/20, 12:55:37 Матушка Божия прошу молись о нас грешных и будь милосердна к р. Б. Александру , Михаилу,Александру,Наталии,отр Максиму,Ольги со чадами,спаси и сохрани и будь защитой Наталия 2014/12/20, 07:34:26 Пресвятая Богородица Скоропослушница!Прости нам грехи наши вольные и не вольные! Помолись перед сыном твоим Иисусом Христом о прощении прегрешений рабы Божьей Марины и ее выздоровлении,помоги вернуться к полноценной жизни!Во имя Отца и Сына и всятаго Духа Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=854&...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней " Где нет ни неба ни земли "     Видео рассказ про жизнь на Афоне. " Где нет ни неба ни земли "     Часть 1 Часть 2 Комментарии Всего комментариев: 11 2015/08/16, 14:08:24 Спаси Бог за цитирование фильма. Именно сегодня, после «сотого» просмотра этого шедевра духовной документалистики захотелось ВЧИТАТЬСЯ в слова истины, которые знаю почти наизусть… Геннадий 2011/02/14, 01:52:50 Теперь первую часть слушаю. тоже очень одухотворенные мысли. Когда над монахом совершается постриг, ему вручаются четки с повелением творить Иисусову молитву. Но высокая молитва Иисусова - вещь очень трудная Новоначальный монах должен очиститься от страстей. Сейчас светский мир говорит так: я хочу иметь свободу, свободу, свободу. Монастырь с трудом принимает тех, кто не отринул свободы, для того, чтобы совершать послушание. И монаху следует реально жить преданием святых отцов. Христос говорит: Другие трудились, а мы вошли в труд их. Пророки и все духовные люди Ветхого Завета трудились, а святые Апостолы вошли в труд их. Они нашли уже все готово. Каждый человек спасается сообразно с духовным условиями своего времени. Сейчас вы обязаны быть несколько обращены к миру для того, чтобы быть в состоянии как материально восстанавливать монастыри, так и духовно отвечать на нужды народа, приходящего к вам в поисках духовной помощи и утешения. Даст Бог, придет время, когда в монастырях разовьется духовная жизнь и в этом будет духовная заслуга и тех, кто создавал предпосылки для того, чтобы их приемники могли жить духовно. Церковь-есть Тело и члены Ее общаются в любви. И сейчас, поскольку страждет тело Церкви, монашество не может заключится в самом себе и не заботится о том, чтобы, приняв народ таким каков он есть, помочь ему из его нынешнего состояния придвориться в народ Божий. Бог любит и отшельников, и тех, кто работает в миру. Монах, отдавший себя на служение людям, часто не добирает в своей личной духовной жизни, работая для людей. Для работы над самим собой у него почти не остается времени. Но его труд в миру в очах Божиих, покрывает эту нехватку ибо воля Божия состоит в спасении мира, в спасении как можно большего числа людей. Существует как бы цепочка между отшельниками-жителями пустыни и общежительными монахами. Ангелы помогают анахоретам, анахореты помогают киновиатам, а киновиаты помогают людям. При связях с миром возникает много соблазнов, поводов ко греху, поэтому здесь необходимо иметь страх Божий. Не все отшельники достигают великих высот, но и не все общежительные монахи правильно совершают свое служение людям. Из хороших отшельников, из хороших киновеатов выходят великие старцы. И именно они излучают тот свет, которым должен руководствоваться монашествующий. Мы все хорошо знаем, что надо делать. Мы знаем это не только из древних книг, но и от живых современных старцев.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=356

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010