Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Дионисий, духовник из Колицу. Терпеть — самое выгодное дело Дионисий, духовник из Колицу. Терпеть — выгодное дело    Публикуем новые воспоминания, собранные отцами со всей Афонской Горы в книге " Новый Афонский Герондикон " . - Афон «В прежние времена на Святой Афонской Горе для того,чтобы стать монахом, надо было знать акафист Пресвятой Богородице наизусть». «Если при твоём старании и усердии к умной молитве в твоём сердце появятся телесные, а не духовные боли, то, как говорят об этом отцы, это может быть простуда или невралгия. В любом случае, не оставляй молитву и крестообразно помазывай сердце маслом из лампады святого твоей обители». «Если во время монашеского правила к тебе придёт умиление или доброе состояние, то даже по окончании правила не прекращай молитву Иисусову, пока это состояние не уйдёт само». «Не будем творить молитву Иисусову в спешке, в сумбурном внутреннем состоянии, но при молитве наш ум должен быть сосредоточен на молитве. Ожидай от Господа покаянного чувства и умиления». «Если находишься в каком-нибудь монастыре в гостях, тебя положили в одной комнате с другими, и ты не можешь по этой причине совершить своё монашеское правило, то ты должен исполнить его на следующий день. А вообще, хорошо совершить несколько правил заранее, чтобы они были у тебя „в запасе " ». «Древние отцы говорили: „Если тебе оказали гостеприимство, то потом, когда уходишь, хотя бы в дороге соверши об этих людях одну чётку, поскольку они подъяли труд. Ведь если ты не будешь за них молиться, то окажешься их должником. Всегда благодари тех, кто принимал тебя под свой кров, и молись за них " ». «Сюда на Афонскую Гору мы пришли не для того, чтобы делать добрые дела, а чтобы быть делателями послушания». «Прежде всего, постарайся приобрести смиренномудрие. Если скажут тебе жёсткое слово, ответь: „Да, Вы правы. Более того, я гораздо хуже, я такой-сякой " . Когда ты приобретёшь смиренномудрие, принимая оскорбления, ты будешь чувствовать радость. Если ты имеешь смирение, то Бог даёт тебе Свою благодать. В сердце приходит небесная радость. Тогда Господь помогает во всём».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2480

Письма. Часть вторая Из ватопедского сборника «Опыты Божественной благодати» Письмо 1 Иоанну, студенту Богословской семинарии Честного Креста, Бруклин, Бостон Святая Гора, 5 июня 1959 Дорогому моему Иоанну желаю крепкого здоровья и просвещения от Бога. Да отверзет Он твой ум Духом Своим благим, как Он ниспослал Его святым Своим ученикам. Итак, добрый сын, бойся Бога и твори Его заповеди, и благо тебе будет. Сегодня я получил твое письмо, прочитал его и очень обрадовался тому, что ты просишь пищи для своей души. Понуждай себя, доброе мое дитя, и прежде всего твори Иисусову молитву. Поминай Имя Божие, дабы и Бог помянул тебя в час искушения. Что бы ты ни делал, [делай то] с размышлением и рассуждением и говори себе в каждое мгновение: «Иоанн, будь внимателен, тебя видит Бог. Он здесь, рядом с тобой. Он всё видит и видит хорошо. Ты ничего не можешь сокрыть от Него. Ты – червяк рядом с Ним, муравей». Ведь Бог есть Бог многоочитый, Он видит всё вокруг. Прежде чем твой ум попытается образовать помысл, Бог это уже знает. Почему же ты не видишь, [что это так]? Видение Бога есть вéдение о Боге. Итак, когда ты не грешишь, не лжешь, не осуждаешь, не имеешь злых помыслов против твоего ближнего, тогда у тебя есть страх Божий. Тогда ты мудр и постигаешь Бога. И дабы не опечалить Его, не грешишь. И это есть видение Бога. И Бог, видящий всё, покрывает тебя от ловушек сатаны. Вот способ, как уберечь себя от ловушек сатаны, мой дорогой сын. Сего тебе пока достаточно. Молюсь о вас. Смиренный о. Иосиф Письмо 2 Фотию, студенту Богословской семинарии Честного Креста, Бруклин, Бостон Святая Гора, 18 марта 1959 Дорогое чадо, Фотий, желаю тебе всего доброго, дитятко мое! Фотий, получил я твое письмо и прочитал его, и возрадовался. То, что ты пишешь, дитятко мое, – это помыслы от лукавого, который тебя мучает. Это пустяки, дитятко мое, всё это у тебя пройдет. Сотворим теперь Иисусову молитву. Уши зимой можно отморозить, и поэтому их надо держать в тепле. Искушение пользуется удобным случаем, чтобы напасть на тебя. Ты же не обращай внимания на то, что говорит тебе помысл. Мы прочитаем молитву над ваткой, я положу ее в письмо, а ты положишь ее себе в ухо. И не беспокойся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

преподобный Иосиф Исихаст Содержание Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам... 1. Юноше, вопросившему о молитве Иисусовой    Возлюбленный во Христе брат мой, мир тебе! Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь. Сведения, которых ты просишь, не требуют от меня много времени и труда, чтобы подумать и ответить.    Умная молитва для меня как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь в ней более тридцати шести лет.    Когда я пришел на Святую Гору, то сразу стал искать пустынников, которые трудятся в молитве. Тогда, сорок лет назад, было много живших напряженной духовной жизнью. Людей добродетельных. Седых старчиков. Из них мы избрали себе старцев, и они были нашими наставниками.    Итак, делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить все время молитву устами, непрестанно. Вначале быстро, чтобы ум не успевал образовывать помысл парения. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам их произносит. И ты чувствуешь сладость, как будто у тебя в устах мед. И хочешь все время их произносить. И если перестаешь, то очень огорчаешься.    Когда ум к ним привыкнет и насытится — хорошо их выучит, — тогда посылает их в сердце. Потому что ум — питатель души, и, если он чтото доброе или злое узнает или услышит, работа его — опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума. И когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда, дыша легко, с некоторым понуждением и усилием своей воли опускает его в сердце, и держит его там как бы взаперти, и размеренно произносит молитву:    «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».    Вначале он произносит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, он произносит одну молитву на каждом вдохе. «Господи Иисусе Христе» — вдох, «помилуй мя» — выдох. Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать; после этого — уже созерцание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3411...

Письма. Часть третья Из рукописного сборника Послушнице Ставруле Филиппони (Стаяты 354 , Волос), впоследствии монахине Афанасии (монастырь Архангела Михаила, о. Тасос) Письмо 1 Святая Гора, 21 ноября 1958 Чадо мое дорогое Ставрула, молитвенно желаю тебе здравия! Получил я сегодня твое письмо и очень обрадовался твоему здоровью и покаянию. Если ты, дитя мое, делаешь так, как мне пишешь, то действительно большую пользу должна обрести твоя душа. Она станет голубицей, ты обретешь благодать от Господа. Бог да пребудет с тобой! Итак, позаботься совершить свое дело, и я буду любить тебя больше, чем других сестер. Итак, понуждение в Иисусовой молитве! Эта молитва, Имя Христово, прогоняет бесов, упраздняет их козни и очищает человека от всех страстей. Я же вдвойне молюсь и со многими слезами умоляю Бога о том, кто понуждает себя. Сейчас много молюсь о тебе, полагающей доброе начало. Носи тяготы всех, [имей] смирение и самоукорение. «Я виновата, – говори, – это мой грех, я согрешила, сестры мои, простите меня». Иисусова молитва и слезы! Ты увидишь, сколько слез у тебя будет и сколько любви к Богу. Иисусова молитва, всё время – молитва! Если будешь себя понуждать, то сделаешься как дитя незлобивое, будешь помышлять только о благом. Будешь спать, а внутри себя будешь говорить эту молитву. Проснешься – и то же самое. Есть ли будешь, ходить ли, – непрестанно внутри тебя будет произноситься Иисусова молитва. Итак, понуждайте себя, не будьте нерадивы, дабы все вместе вы получили брачное одеяние. Как поживает Макрина? Как ее болезнь, выздоравливает ли она? Тецыте яко разумные девы, прежде чем затворится дверь и вы останетесь вне чертога. Как поживает мой дорогой Ставрос? Слушайтесь его. Передай ему, что я крепко его обнимаю. Я написал ему, но ответа не получил. Афина наша как поживает? Я ей написал два письма на адрес ее брата Андрея. Сорокоуст начался с 15 ноября, как я ей и написал. Итак, к подвигу – все вместе, чтобы всем пойти в рай. Молюсь о вас от всей души. Смиренный Старец Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Гефсиманская молитва Господа. Суд над Иисусом И вот явление. Одного явления было недостаточно. Нужно было не только сотворить, но и научить, и просветить. Ведь храмов можно, повторяю, настроить – один от одного в пяти шагах. Но если не будет учительства – не спасёт никакое количество храмов. Поэтому храм должен быть в первую очередь училищем, и, если говорится: Во врачебницу пришел ecu, да не исцелен отыдеши, можно прибавить: Во училище пришел еси, и посему внимай, что преподаётся. Вот кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Божием (см. Мф. 5:19 ). Вот мы с вами просмотрели последние речи Господа, Его первосвященническую молитву о двенадцати и о всей Церкви и видим, что они после этого приходят в Гефсиманский сад. Это заключительный этап, и после него Иисус по существу не имеет возможности и главы приклонить. Всё завершается Его арестом и тремя судами: у Анны, Каиафы – его зятя – и Пилата. Поскольку Синедрион вынес суд о смерти, смертельный приговор, но на это надо было получить санкцию от римских властей – вынести вынесли, но надо получить разрешение, – вот поэтому и повели Его к Пилату. И вот такая последовательность: перед Анной, Каиафой и Пилатом, а после – Голгофа. Вот давайте посмотрим, как это идёт у Иоанна. 18-я глава. «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад. [И вот знаете, есть такое нарицательное выражение: пересечь поток Кедрон, – это значит уже перейти последнюю границу, и по существу стать жертвой, – пришёл час Его. Вот до этого мы много раз читали, что хотели Его сбросить (см. Лк. 4:29 ), хотели ещё что-то (см. Ин. 7:30 ), но не пришёл час Его. И Он Сам говорил: Ещё не пришёл час Мой (см. Ин. 8:20; 2:4 ). А здесь час Его пробил: где был сад], в который вошел Сам и ученики Его. [Так заканчивается 1-е и самое большое Евангелие в Великий Четверг, когда вечером читается двенадцать Евангелий. Вот этими словами и заканчивается: Сказав Сие, – вот эту молитву,Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Гефсиманийские веси, по-гречески тело мое. Гефсимания – это буквально давильня, что ли. На этой горе росло много оливковых деревьев, и они вот так и назывались, и там давили масло оливковое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Ефрем Катунакский. Когда Бог хочет помочь душе, которая мучается, Он не освобождает её от скорбей, но дарует терпение Старец Ефрем Катунакский. Когда Бог хочет помочь душе, которая мучается, Он не освобождает её от скорбей, но дарует терпение   Старец Ефрем Катунакский - один из легендарных старцев Афона. Публикуем новые воспоминания о нем, собранные отцами симонопетритами со всей Афонской Горы в книге " Новый Афонский Герондикон " - Афон   Старец Ефрем Катунакский ещё в миру отличался необыкновенной чистотой. Он не знал, что такое плотской грех и как он осуществляется. Девушки в миру дразнили его «бесполым».  В юности отец Ефрем очень любил свою мать. Когда он сказал своему отцу, что хочет стать монахом, тот его проклял. «Да будут с тобой проклятия трёхсот восемнадцати богоносных отцов Первого Вселенского Собора!»—заявил ему отец. Через много лет отец сам приехал на Святую Афонскую Гору Афон , стал монахом в братстве старца Ефрема, и отец Ефрем упокоил его старость. Когда отец Ефрем был послушником, старец послал его отнести в монастырь святого Павла рукоделие. По дороге он творил молитву Иисусову и чувствовал очень хорошее духовное состояние, которое становилось всё сильнее и сильнее. По пути до монастыря отец Ефрем совершил 30 трёхсотниц. Однако в монастыре он увидел одну неприятную сцену и внутренне осудил одного монаха. На этом-то он и споткнулся!   Благодать начала очень быстро исчезать, и на обратной дороге он творил молитву Иисусову с огромным трудом. Он едва смог совершить четыре чётки-трёхсотницы. «Я тогда был молодым,—рассказывал старец,—и не знал, как противостоять помыслам. Представьте себе, в каком состоянии я шёл туда, а в каком—обратно».    Когда старец отца Ефрема решил рукоположить его в иеро монахи, они направились в Дафни для того, чтобы выехать в мир на хиротонию. Подходя к Дафни, они увидели, что корабль на полных парах пытается отойти от причала, но не может сдвинуться с места. Отец Ефрем начал молиться, чтобы они не успели и хиротония отменилась, потому что по смирению не хотел принимать сан. Однако, как только они добежали до корабля и поднялись на борт, корабль тотчас тронулся с места, словно поджидал именно их.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

Послание иеромонаху Агафону, настоятелю Поляноворонской обители Всечестной господин, иеросхимонах отец Агафон, начальник святой Поляноворонской обители, со всей о Христе братией, спасайтесь о Господе! Писание святыни вашей вместе с донесением святых отцов собора вашего на иеромонаха Феопемпта, хулителя отеческих книг преподобных и богоносных отцов наших, научающих умному деланию, то есть молитве Иисусовой, я с радостью получил через возлюбленного о Господе брата нашего духовника Иакинфа. И, всё в них написанное уразумев, прославил Бога за то, что и в эти последние, плача и рыдания достойные времена, в которые едва ли не совсем угасли в монахах божественная ревность и любовь к книгам отеческим, научающим истинному деланию Божественных евангельских заповедей и священной молитве Иисусовой, единым умом в сердце совершаемой, у вас, по Божественному смотрению, и доныне имеются упомянутые ревность и любовь к книгам отеческим и их душеспасительному учению об этой молитве. Побуждаемые этой божественной ревностью, вы, собравшись в святую церковь, призвали того хулителя, чтобы он дал ответ за свои хуления. Но, поскольку он не послушался и не захотел прийти в церковь, вы были вынуждены пойти к нему в келию и спросить его, почему он вас называет еретиками. Он же, отвечая всем вам, называл все книги отеческие химерами, вас всех — прельщенными, а молитву Иисусову — ересью, которая якобы произошла из Мошенских гор, и прочее изблевал хульное и лживое, бессмысленное и безумное свое блудословие. А на увещание духовное нашего духовника Иакинфа, чтобы тот перестал хулить учение святых отцов и священную Иисусову молитву, он те же свои хуления повторил. Вы же, святыня ваша, видя его нераскаянный нрав и непрекращающееся хуление, с изволения святых отцов и братьев, пишете ко мне, называя себя сиротами, и просите в этом деле вас не оставить. Дело же это хотя ко мне и не относится, потому что святая обитель ваша не зависит от меня, но ради любви Божией, видя вашу ко мне, недостойному, по Богу веру и любовь, видя и ревность вашу божественную к этой всесвятой молитве и книгам отеческим, а также соболезнуя скорби и печали, наносимым душам вашим хулениями на такую святыню, решил я поведать вам нечто об этой хуле, откуда в наши времена она берёт начало.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3784...

Разделы портала «Азбука веры» И в Византии, и на Руси Иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. Григория Паламы , протоиерей Георгий Бреев , духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами? Необыкновенная сила Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия». Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь. Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.

http://azbyka.ru/iisusova-molitva-dlya-m...

Скачать epub pdf О молитве Иисусовой 15 Сегодняшнюю беседу я хочу посвятить молитве Иисусовой. По причине нашего нерадения эта тема актуальна всегда. Есть такие угодники Божии, которые не нуждаются ни в каких поучениях и имеют такую горячую ревность, что совершают добрые дела и без постоянного напоминания об их необходимости. Таких подвижников подчас нужно даже удерживать от чрезмерной ревности. Но чаще, в особенности среди людей немощных, бывает так: человек принимается за делание Иисусовой молитвы и некоторое время молится горячо, но под действием страстей и неблагоприятных, как ему кажется, обстоятельств начинает постепенно остывать. А ведь Иисусова молитва – это одна из основных добродетелей. Об этой молитве, как замечает Василий Поляномерульский , написано множество книг, тогда как о прочих молитвословиях говорится только в богослужебном уставе. Уже одно это свидетельствует о том, что Иисусова молитва , хотя и состоит всего из нескольких слов, является чрезвычайно важным деланием для всех христиан, а в особенности для монашествующих. Василий Поляномерульский пишет, что есть несколько причин, заставляющих человека молиться, подвигающих его на молитву: борьба со страстями, память смертная и покаяние. Не следует думать, что нужда в молитве Иисусовой появляется у человека лишь тогда, когда его сильнейшим образом начинают удручать страсти, а в другое время к молитве можно относиться безразлично. Люди, у которых нет никакой особенной брани, действительно часто впадают в безразличие: они будто бы и молятся, но без огонька, а иногда и вовсе оставляют молитву, не понимая ее значения, ее силы. Напомню вам один эпизод из Евангелия. Господь Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16, 13–19 ). Значение исповедания Петрова (Ты – Христос, Сын Бога Живаго) столь велико, что на нем созидается и держится Церковь . Оно исходит не от человеческого соображения, не от человеческой мудрости. Плоть и кровь не яви тебе, но отец мой, иже на небесех, как об этом сказано в славянском переводе Евангелия, то есть это исповедание – истинное Божие Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

иеромонах Авель 11. Духовные наставления Старца Назария Сей старец, Игумен Назарий, от юности хранитель девства и целомудрия, был одарен от Бога обильным духовным рассуждением. Братию и всякого к нему проходившего поучал с удивительным благоразумием, а особенно смирению, кротости и послушанию. К согрешающим без презрения оказывал любовь и желание спастися им, всячески стараясь советами искоренить гнездящиеся в них страсти. Был кроток, смирен и сердце его пылало любовью к Богу, так что он ни в какое время не переставал творить молитву Иисусову, всегда с нею перебирая в руках четки. Из многих, вот некоторые наставления его к приходившим в монастырь и желавшим спасения: 1) Святое послушание со отвержением своей воли проходить. 2) Чистую совесть и откровенную иметь. 3) Усердную молитву со смирением, с трезвением и с памятью смерти возносить. 4) Дело в руках, молитву в устах, очи в слезах, ум весь в богомыслии иметь. 5) Без благословения ниже у кого брать, или куда пойтить, или какую добродетель начинать делать. Ежели благословение где будет, тамо благодать Божия, очищающая и укрепляющая и соединяющая с самим Богом: а где благословения не будет, тамо гнев Божий, тамо помрачение, нестроение и отлучение от Бога. 6) Безмолвие душевное и телесное хранить. 7) О себе рассуждать, себя осуждать, т. е. свои дела, слова и помышления. 8) Нищету и нестяжание любить, яко многоценное сокровище. 9) Бесчестье за честь, хулу за хвалу, обиду за награжденье, всякое искушение и злострадание за превосходнейшее воздаяние почитать. Творяй сия не подвижится во век. Совлецыся своея воли, яко срамныя одежды; смирение – ограждение, терпение – подтверждение, любовь – покров; а где любовь, тамо Бог; а где Бог, тамо и вся благая по писанному: любящему Бога вся поспешествуют во благое. Пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. Любовь покрывает множество грехов. Восстани падший, отверзи очи свои душевныя насыщайся хлеба, иже есть слово Божие и пий вино от чаши премудрости Божией. Если тебе случится печаль: то разбирай охотно и с любовью сие писание, и веруй, что с помощию благодати Божией утешишься. Утверди себя в сей истине, что всякое Божественное писание согласно к шествию спасительному наставляет, учить, наказует и подкрепляет, дабы шествие наше всегда было по Бозе. Наставление о любви Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010