Виктор Афанасьев Добрый, светлый и радостный... В Малоярославецком уезде было село под названием Личино, в котором жил крестьянин Борис Иванович Иванов. В молодости он, еще при крепостном праве, пока был не женат, не раз пускался в бега. Нет, он не был лентяем или пьяницей, работать на земле любил и умел сызмальства, но его тянуло постранствовать, по монастырям помолиться, подышать там освященным воздухом... Потом, уже при жизни своей в Скиту Оптиной Пустыни, он рассказывал послушнику Павлу (будущему старцу Варсонофию) об этих своих побегах: „Барин объявит розыск, найдут меня и вернут этапным порядком... Ну, конечно, на съезжую. Сильно накажут. Я поправлюсь да и снова уйду!“ О наказаниях этих он говорил с улыбкой, прибавляя: „Старые порядки лучше были, хоть и сильно попадало... А ныне худо: власти нет, всякий живет сам собою“. „Ну, про Оптину этого сказать нельзя“, – заметил собеседник. „Еще бы, – ответил о. Борис, – если бы и в монастырях всякий жил по своей воле, то совсем была бы погибель“. Потом он женился, перестал бегать. Надо было кормить семью – дочка у него росла. Жил он, всеми уважаемый, трезвый и богомольный, трудился, как и все. Из нужды выбраться не удавалось. Уж ему за шестьдесят; дочь замуж отдана, а супруга скончалась. И вот слышит он голос, звучащий будто бы в самом сердце: „Оставь все и иди в монастырь. Ты ведь бывал в Скиту Оптиной Пустыни... Помнишь, как он тебе мил показался? Пуще дома родного... Иди туда“. Оставив землю общине, выправив нужные бумаги, крестьянин Борис отправился в Оптину Пустынь. И настоятель обители архимандрит Исаакий, и скитоначальник иеромонах Анатолий с любовью приняли его. Он поселился в Скиту в келлии привратника: дверь келлии выходила в Скит, а окно – в лес... Шел 1884 год. Отцу Борису было шестьдесят три года. Старец Варсонофий вспоминал, что о. Борису ночью приходилось отгонять бесов, которые приходили толпой, стучались и требовали отпереть ворота. Он творил Иисусову молитву, и они пропадали. Когда его постригли в мантию – неизвестно. Отец Варсонофий рассказывал, что часто навещал о. Бориса, который любил его: „Был он из простых, но имел высокую душу. Батюшка Амвросий облек его в тайную схиму. Отец Борис меня не стеснялся, и я видел его в схимнической одежде. Часто, указывая на Херувимов и Серафимов, изображенных на ней, он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Глава 4. Апостол Петр Апостолы Христовы. В первых главах этой -книги мы говорили о том, каков был Древний мир, в котором начала свою жизнь Церковь Христова. Как мы знаем из повествований Евангелистов, Господь Иисус Христос еще во время Своего земного служения посылал Своих учеников в разные города и селения Палестины возвещать евреям приближение Царства Небесного, а после Своего Воскресения Он послал их проповедовать Благую Весть по всему миру. Что же мы знаем о первых проповедниках веры во Христа? Кто были эти люди, на которых была возложена грандиозная задача: обратить все народы в число учеников (т. е. последователей) Христа ( Мф.28:19 )? Происхождение Апостолов Петра и Андрея. Из повествований Евангелистов мы знаем, что среди первых учеников Господа Иисуса Христа были братья Симон и Андрей , простые галилейские рыбаки. Они жили в Вифсаиде, на севере Галилейского озера. Их отца, тоже рыбака, звали Иона (или Иоанн). Они были люди простые, неученые, но благочестивые, соблюдавшие Божьи заповеди и смиренно, с горячей надеждой ожидавшие явления обещанного Богом Мессии-Христа. Еврейское слово машиах (или мессия) и греческое Христос означает помазанник. Так именовали Израильских Царей, поскольку при их поставлении им на голову изливали оливковое масло в знак схождения на них особой благодати Божьей. Евреи ожидали Мессию, которого Бог обещал им через Своих пророков. Они думали, что Он избавит еврейский народ от чужеземного ига и восстановит Израильское Царство в былой славе и величии и что начнется новая мессианская эра, которой уже не будет конца. Симон и Андрей встречают Мессию. Когда появился Иоанн Креститель и в своих пламенных проповедях стал звать людей к покаянию, Андрей присоединился к нему, стал его учеником, разделяя тяготы его жизни, молитву и пост. Симон же был человеком семейным, и рыбной ловлей он содержал свою семью. Андрей был с Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь Иисус. И ему, а также еще одному ученику Иоанн засвидетельствовал, что Иисус и есть ожидаемый Мессия, как о Нем написано у Пророка Исайи ( Ис.53:6–7 ). Вместе с другим учеником он пошел за Господом Иисусом, увидел, где Он живет, и пробыл с ним целый день ( Ин.1:29–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве 1 Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются! О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем. Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть 372 , а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души. 2 Что касается страха, который охватывает тебя ночью, – это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде. В Боге мы живем и движемся и существуем 373 . Ничего не происходит без попущения Божия. И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, – и там присутствует Бог ! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога. Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха? 374 Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога? Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси 375 . Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры. 3 Новоначальной монахине Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души. Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Дошел слух до меня последнего, что некоторые из монашеского звания 2 дерзают хулить Божественную, приснопамятную и боготворную Иисусову, умом в сердце священнодействуемую молитву, назидая таковое свое языкоболие на песце суемудрия, без всякого свидетельства. Вооружает их, дерзаю сказать, на это враг, чтобы их языками, как своим орудием, опорочить это пренепорочное и Божественное дело и слепотою их разума помрачить это мысленное солнце. Поэтому, оплакав такое зломудрие этих заблуждающих от чрева и глаголющих лжу ( Пс. 57, 4 ) и опасаясь, чтобы кто-нибудь из не утвержденных в разуме, слыша такие их баснословия, не впал в подобный им ров злохуления и смертно не согрешил пред Богом, похулив учение премногих богоносных отцов наших, свидетельствующих и учащих о сей Божественной молитве из просвещения Божественной благодати, к тому же и не терпя более слышать хульные речи на это пренепорочное делание и, вдобавок, убеждаемый просьбою ревнителей этого душеспасительного делания, решился я, хотя это и превышает немощный мой ум и слабые силы, призвав на помощь сладчайшего моего Иисуса, без Которого никто не может что-нибудь делать, в опровержение лжеименного разума пустоумных и на утверждение богоизбранного стада о имени Христовом собравшихся в нашей обители братий, написать мало нечто о Божественной умной молитве выписками из учения святых отцов для твердого, непоколебимого и несомненного о ней удостоверения. Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, всесладчайший мой Иисусе, единородный Сыне и Слове Божий, Сияние славы и Образ Ипостаси Отчей! Просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою благодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славу пресвятого Твоего имени и в пользу тем, кои хотят, чрез умное и священное делание молитвы, умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного Бисера, непрестанно носить в душе своей и в сердце, и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание! Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Свв. преп. Старцы Оптинские Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского (1722-15/28 ноября 1794), молдавского старца, выходца из Полтавской губернии, переводчика и составителя славянского варианта знаменитого духовного свода " Добротолюбия " . В 1829 году в Оптину переселились его последователи во главе с иеромонахом Леонидом (в схиме Львом) (1768-11/24 октября 1841). До этого он некоторое время, пребывал в разных монастырях, и в одном из них встретился с учеником молдавского старца Паисия отцом Феодором. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — " умной молитве " . Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцелений. Приводили к нему многих бесноватых. Победа над бесами была одержана преподобным Львом, конечно, только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слышал от него слов возмущения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляли его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, а на вопрос своего ученика, как он приобрел такие духовные дарования, отвечал: " Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит Свою милость " . Ученик и сотаинник старца Льва — иеросхимонах Макарий (1788-7/20 сентября 1860), прибыл в Оптину пустынь вслед за преподобным Львом и поступил под его духовное руководство. Ранее он познакомился со старцем Львом в Площанской пустыни, где пребывал под руководством старца Афанасия, ближайшего ученика преподобного Паисия Величковского. Старец Афанасий обладал большим количеством переводов святоотеческих творений, сделанных преподобным Паисием, и приобщил к исследовательской и литературной деятельности преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, преподобный Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые переводят, обрабатывают и перекладывают на литературный язык писания (в основном в переводах старца Паисия) величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Его смиренное слово о духовной пользе ближнего подкреплялось истинным смирением и во внешности, в одежде, в каждом его движении. Лицо преподобного постоянно было светло, сияло духовной радостью и любовью к ближнему, в чем проявлялось видимое действие творимой им непрестанно Иисусовой молитвы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Духовные беседы преподобного Варнавы Еще при жизни преподобный Варнава был назван «старцем-утешителем». К месту его подвигов – Гефсиманскому скиту при Троице-Сергиевой Лавре – стекались паломники со всей Руси. Невозможно пересказать случаи прозорливости преподобного Варнавы. Многим старец предсказал их будущую жизнь и заповедал, как им поступать в затруднительных случаях, когда они не смогут уже приезжать и спросить его лично – его не будет в живых. Многие и в 30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы XX века продолжали жить по его старческим советам. Эти пророческие указания и назидания, в свое время часто непонятные, впоследствии, после революции, в годы гонений, помогали людям жить и спасаться, когда мудрого руководителя в духовной жизни найти стало трудно. Служение преподобного Варнавы Иверской Выксунской обители было для него подобно служению преподобного Серафима Саровского Дивеевской обители. Основав эту обитель в 1863 году, старец никогда не переставал заботиться о сестрах, ввел в ней строгий устав, духовно окормлял сестер в своих многочисленных письмах. Шесть-семь раз в году преподобный Варнава приезжал в обитель и в устных беседах, которые и приводятся в нашем издании, показывал себя истинным окормителем своей огромной духовной семьи. Духовные беседы преподобного Варнавы Разъясняя подробно в своих письмах, как сестры должны идти к конечной цели своего жизненного подвига – спасению, отец Варнава и в своих устных беседах с ними делает немало самых полезных и благоразумных советов. Убеждая сестер стараться научиться молитве Иисусовой и денно и нощно прославлять Пречистую Богородицу, старец нередко приводит следующий замечательный рассказ. Из этого рассказа особенно ясно видно, как велика награда и сколько великих искушений представляется имеющим непрестанно в уме и сердце молитву Иисусову. «Один благочестивый инок, – рассказывает старец, – старался научиться молитве Иисусовой и наконец после великих усилий приобрел себе этот дар непрестанного призывания всесильного имени Иисусова, коим всю жизнь нещадно поражал невидимыхдухов злобы. Не имея возможности лично приступить к подвижнику лукавый враг поселил ненависть и злобу к нему в сердце другого брата-инока, который с той поры всячески старался повредить и досадить своему брату.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4041...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нужна самоизоляция от истерии СМИ Кризисный психолог Михаил Хасьминский о суициде послушника Троице-Сергиевой лавры, а также о том, как сохранить спокойствие в эти нелегкие дни испытаний 01.05.2020 2297 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , послушник Троице-Сергиевой лавры Дмитрий Пелипенко совершил самоубийство из-за коронавируса. Однако сегодня стали известны подробности трагедии. Собеседник, близкий к руководству монастыря, подтвердил Daily Storm инцидент с попыткой суицида, но уточнил, что у пытавшегося наложить на себя руки не было коронавируса, а кроме того, он состоял на учете в психдиспансере. «Да [пытался покончить], но только не из-за коронавируса. Он позвонил настоятелю подворья лавры и сказал, что обрел Иисусову молитву. Тот сказал, что он в прелести. Он обиделся и [попытался покончить с собой]», — поделился источник в руководстве Троице-Сергиевой лавры. Собеседник сообщил, что послушник, видимо, проходил обследование в больнице. «Он алтарник на подворье [Троице-Сергиевой лавры], у него была справка из дурдома. Сейчас его мама хочет судиться с больницей», — добавил он. О причинах трагедии и коронавирусной дезинформации СМИ рассуждает в интервью «Русской народной линии» руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье храме Воскресения Христова на Семёновской, член Общественного Совета Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (ФСИН), член консультативного Совета Московского межрегионального следственного Управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации Михаил Игоревич Хасьминский: Где тонко – там и рвётся: кризисная ситуация всегда приводит к обострению психических состояний. Кроме того, для психически больных людей (среди суицидентов таковых приблизительно 25%) также играет роль период весеннего обострения. В Церковь приходит много людей с невротическими и психиатрическими проблемами. Но это не значит, что Церковь для психов, а только свидетельствует о том, что им больше некуда иной раз пойти. Отрицая собственную болезнь и помощь врачей, больные идут в Церковь в надежде на улучшение состояния. Но пока болящие сами себя обманывают, так и происходит – им становится лучше, а потом… Потом разочарование, отрицание, может быть, аффект. Причем, послушник выбрал крайне болезненный и крайне неэффективный способ суицида – самоподжог. Выбранный способ самоубийства свидетельствует о том, что суицидент, скорее всего, являлся психически больным в стадии обострения (психозе).

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/01/nu...

Закрыть itemscope itemtype="" > По линии фронта Продолжение рассказа о крестном ходе вдоль линии фронта Первой мировой. 2 часть 04.10.2012 839 Время на чтение 10 минут 1 часть 22 сентября после ранней Литургии в Успенском храме выехали из Успенского Псково-Печерского монастыря, нашего духовного форпоста на Северо-Западе. Едем вдоль границы с Прибалтикой. Дорога спокойная, красивая, заповедные места, озера, но почему-то очень трудно молиться. Чувствуется какая-то тревога, напряжение. Мы все читаем псалтирь, акафист Песчанской и тут же засыпаем. Даже наши мужчины - проверенные, опытные крестоходцы, молитвенники просто выключаются. Плющит. Женщины, правда, молятся. У меня голова очень тяжелая, болит просто до тошноты. Оно и понятно: Прибалтика идет в фарватере чужих геополитических стратегий, там много войск НАТО, сегодня тут источник опасности для России. Очень нужна здесь молитва, выстраивать крепкий духовный щит. Другого у нас нет. А я еще огорчалась, что нам не не благословили ехать по лини фронта с самого начала: от Митавы через бывший русский город Двинск, основанный царем Иоанном, ныне Даугавпилс. Да мы бы по нашим слабым силам померли бы! Пересекли границу между Россией и Белоруссией, проехали Браслав. Пейзаж стал другой, скорее европейский. Все оченьчисто, аккуратно, ухожено, трава вдоль дороги подстрижена, поля вспаханы, огороды вскопаны, у домиков аккуратные цветники. На полях скошенная трава в больших скатанных цилиндрических скирдах. Коровы пестрые пасутся то здесь, то там. Мы молимся, читаем Святое Евангелие, акафисты Божией Матери, Богородицу, Иисусову молитву.Видели какой-то замок у озера совершенно готической архитектуры с башнями. Рядом озеро. Как в детской книжке про короля. Встречаются большие католические храмы и соборы, православных почти нет. Неужели тут вообще наших нет? Да нет, половина населения православные. Но храмов нет. Едем и молимся. В одном месте увидели указатель на Храм Святого Духа. Но сам храм не нашли. Едем по границе Белоруси и Латвии. Справа - пограничные вышки, совсем близко, метров 200. Там Шенгенская зона. Часть глобалистской системы. А у нас тут своя страна, Российская империя.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Три корочки хлеба 17.04.2014 682 Время на чтение 9 минут Конец Великого поста - время тяжкое. Особенно для священства. Много богослужений, приходские дела, организационные вопросы - всё сливается в один сплошной комок суеты, напряжения, недосыпания и усталости. И если бы не благодатная помощь Божия, которую на себе в трудную минуту ощущает каждый христианин, то никто из духовенства не выдержал бы этой нагрузки. У мирян всё тоже не проще. Предпраздничная уборка, готовка: она даже в минимальном варианте всё равно отнимает время и силы; важнейшие службы в храме, которые не хочется пропускать, да и работу не бросишь... Лучше на Пасху ограничиться бутербродами, чем сидеть за роскошным столом и ощущать в сердце пустоту загнанного зверя Зная всё это, я нередко говорю с амвона, что лучше на Пасху ограничиться бутербродами, но есть их в спокойствии духа и умиротворении, чем сидеть за роскошным столом и ощущать в сердце странную пустоту загнанного зверя. Поэтому все большие дела должны оканчиваться до Великого четверга. Должны... но почему-то никак не оканчиваются. «Трапеза полна - насладитесь все», - зовет нас святитель Иоанн Златоуст. И мы все на нее приходим. Вот только вкушаем все по-разному. Кажется, это прописные истины, но каждый раз переживаешь всё заново. В чем заключается наслаждение «пиром веры»? Наверное, в теснейшем соединении с Господом Иисусом Христом, которое видимо совершается в таинстве Святого Причащения, а невидимо ощущается в сердце. И соединение это бывает ответом на индивидуальные усилия, которые каждый человек совершает ради Бога. Фото: Павел Иванов И когда на Пасху храм и площадка около храма наполняется толпой людей, ищущих вроде бы не соединения с Господом, а самого малого - освятить свои пасхальные приношения - ох, какое тогда искушение оттолкнуть их в своей «благочестивой ревности». « Захожане » - так с чьей-то легкой руки мы дружно зовем их. Мы терпеливо ждем, пока их духовные нужды иссякнут, где-то к часу ночи толпа разойдется, и община в своем постоянном составе вознесет молитву Господу и Творцу всяческих.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть Зачем Великий пост накануне Пасхи? Радоваться воскресению Спасителя может только понявший своё падение и увидевший свои грехи Епископ Ириней (Тафуня)   09:41 24.02.2023 1235 Время на чтение 4 минуты Фото: Орская епархия Кто хоть раз встречал в своей жизни рассвет, тот знает, как первые мгновения чудесного видения покрывают забвением бессонные часы его ожидания. Христос - рассвет мира, Им воссияла радость. Но прежде рассвета была ночь, прежде весны - зима. Главному нашему Православному празднику - Воскресению Христову - предшествует Великий пост. Время, когда мы стараемся увидеть и осознать свои грехи и свое падение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост бесценным даром Божиим. Ибо «с этого видения, - замечает преподобный Макарий Египетский, - и начинается все христианство». Проповедь в среду 5-й седмицы Великого поста Увидевший себя по шею в болоте греха соединяет свою молитву с одним-единственным воплем: «Господи, Иисусе Христе, спаси мя погибающего». Только с того момента, когда человек видит свое падение, он начинает призывать на помощь Спасителя - Врача. Истинный Врач предложил нам в качестве лекарства постоянный плач и шествие тернистым путем Евангельских заповедей. Заповеди Христа признают многие, даже атеисты их считают частью сокровищницы общечеловеческой морали. Но только здесь, в Православной Церкви, открывается их смысл. Каждая заповедь показывает человеку его болезнь, обнаруживает его неспособность сделать что-либо в совершенстве своими собственными силами. И тогда человек со смирением встречается со своим Спасителем, Господом Иисусом, который Сам исцеляет и направляет его. Теперь становится понятным, почему мы призываем Иисуса Распятого на помощь. Внешний мир надеется получить помощь от какого-нибудь сверхмудрого реформатора. Писание именует его Антихристом. «Анти» - это значит «вместо» - вместо Христа. Увы, мы живем в мире, где понятия «греха», «страсти», «духовной смерти» считаются устаревшими. Наш мир просто не желает видеть и слышать о них. А это значит... миру не нужен... Спаситель. Точнее ему не нужен Спаситель Иисус Христос. А вот по спасителю от безработицы, войн, голода, болезней мир, конечно же, просто изнывает. И это настораживает. Настораживает то, что мир, уставший от социальных потрясений, уже готов принять подателя земного счастья, в своих обетованиях ни в чем не похожего на истинного и единственного Спасителя. Пути Христа и Антихриста ведут в разные стороны: один на крест, к распятию страстей и греховных побуждений, другой - к земному благополучию, самодовольству и покою. Эти два пути, говоря иначе,- путь покаяния и путь греха. Тяжело и горько идти первым, легко и приятно - вторым. Вот, оказывается, на чем зиждется наше нежелание и неумение видеть свою гибель без Бога. Мы порой меняем вечную радость на временные наслаждения. И тогда у нас на нашем ложном пути есть лишь один выход - возвращение, то есть покаяние и исповедание своих заблуждений.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/za...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010