Разделы портала «Азбука веры» Оглавление архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, профессор Предварительные понятия Таинство Евхаристии («εχαριστα» (греч.) – благодарение) является центральным Таинством Церкви, в котором хлеб и вино по молитве Церкви действием Святого Духа прелагаются в истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь Телу и Крови Христовым, верующие теснейшим образом соединяются с Господом Иисусом Христом и друг с другом во Христе. Евхаристия превосходит все другие Таинства. «В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие (…) дары благодати, которые Он приобрел для людей Своею Крестною смертью», всем Своим Искупительным подвигом. В Евхаристии же «Он предлагает в снедь Самого Себя – собственное Тело и собственную Кровь» 1 . Именно поэтому это Таинство называется Благодарением. В нем мы принимаем Самого Христа и единственный ответ, который возможен с нашей стороны – это благодарение «о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас». Таинство Евхаристии, установленное Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере ( Мф.26:26-29 ; Мк.14:22-25 ; Лк.22:17-20 ; 1Кор.11:23-25 ), является Новым Вечным Заветом ( Евр.13:20 ), который Христос заключил между Богом и людьми Своею Кровью ( Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). В Евхаристии совершается то, о чем молился Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Эта молитва принесена Христом Богу Отцу непосредственно пред Его Крестными страданиями и смертью, следовательно, в ней выражено самое сокровенное желание Христа, указана главная цель Его Воплощения и Искупительного подвига – единство всего человечества по образу единства Святой Троицы. Такое единство осуществляется в Церкви через Евхаристию. «Вы – Тело Христово» ( 1Кор.12:27 ) – писал апостол Павел первым христианам. Именно в Евхаристии, в этом Таинстве Божественной Любви Духом Святым созидается Церковь как Тело Христово. И большего единства, нежели единение в Теле Христовом, нет, и не может быть.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

«Что значит покаяться? Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его “Лествице”» 15 марта, 2007. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать — грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться — это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение «от силы в силу», как бы по ступеням лестницы. Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием «Лествица», в котором содержится учение о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы» христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. «Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней,- по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А увенчивается «Лествица» союзом трех добродетелей — веры, надежды и любви.

http://pravmir.ru/chto-znachit-pokayatsy...

архим. Нектарий (Мулациотис) Содержание К русскому читателю Предисловие Часть первая. Почему человек познал Иисуса не как Любящего, но как Бога-Законодателя Бог на Западе Рационалистическое понимание Бога Бог на Востоке Что означает слово «вера» Часть вторая. Доверие в личных отношениях предполагает наличие любви Любовь рождает доверие Почему сегодня люди не следуют за Христом Почему Христос родился в пещере Часть третья. Когда тебя озаряет свет Любви Христовой, невозможно не ответить на нее Почему я люблю Иисуса Как говорят влюбленные о Возлюбленном души своей Место встречи с Возлюбленным души нашей. Чем является Церковь и церковная жизнь для того, кто любит Иисуса Чем является молитва для того, кто любит Иисуса Беседа отца Нектария с посетителями монастыря в архондарике обители Притча о вентиляторе История про одну неверующую женщину, пришедшую на исповедь Чем является Божественное причастие для того, кто любит Иисуса Условия, при которых любящий Христа может приступать ко святой Чаше Чем является для возлюбивших Иисуса Его второе пришествие Что есть рай и ад для любящих Иисуса Еще два примера, поясняющие, чем являются рай и ад Монахи – возлюбившие Иисуса Монашество – любовь не только к Богу, но и к людям Пребывать только с Иисусом или еще и с братом своим? Святитель Василий Великий и его правила монашеской жизни Приложение. Размышления и молитвы святых, возлюбивших Иисуса Святой Иоанн Синайский (Лествичник) Святой Симеон Новый Богослов Святой Максим Исповедник Святой Николай Кавасила Святой Августин, епископ Гиппонский Томление души О сладости Томление по Богу Томление души, устремленной к горнему Иерусалиму О томлении души, возжаждавшей Бога Эпилог. Я говорю о Тебе и к Тебе... Написанная сердцем молитва отца Нектария Биография архимандрита Нектария (Мудациотиса)     «Вы когда-нибудь встречали влюбленного человека? Посмотрите, как он сияет! Посмотрите, как он летает от радости и счастья! Он не может скрыть того, что чувствует его сердце и что переживает все его существо!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

архимандрит Захария Захару Скачать epub pdf Божественная литургия должна стать центром жизни христианина 30 Как Вы познакомились с Отцом Софронием? Я познакомился с Отцом Софронием, когда был студентом в Лондоне, и в то время искал себе духовника. Когда мы впервые виделись, наша встреча длилась около двадцати минут, но уехав из монастыря в Лондон, в течение двух дней я не хотел открывать своих глаз, чтобы видеть, или своих ушей, чтобы слышать, потому что мне хотелось остаться с тем, что дал мне Отец Софроний за те двадцать минут. Я задал ему несколько вопросов, и он полностью мне их разъяснил, дав ориентир моей жизни. Монашество – я не думал о монашестве. Но оно пришло само собой, как нужда моего духа в то время. Расскажите немного об уставе монашеской жизни, который Отец Софроний учредил в монастыре Вашего Высокопреподобия. Акцент в нашей жизни был поставлен на две главные вещи: Иисусову молитву и служение Божественной Литургии. Отец Софроний считал, что если мы будем внимательны к этим двум вещам, то будем иметь все, что необходимо для нашего спасения. Да, и он сделал это из-за нашей слабости, но я думаю, это и наиболее эффективный способ нам помочь. Ведь на самом деле две эти вещи, составляющие нашу жизнь, являются весьма изнуряющими. Литургия требует всей силы от служащего священника и монаха, но и Иисусова молитва не является каким-нибудь легким деланием. Нужно иметь в виду множество других предпосылок, чтобы молитва принесла свои плоды в нашей жизни – плоды Духа. Как мы можем расширить свое сердце? Не мы являемся теми, кто расширяет свое сердце, а благодать, которая в нас. Если мы постоянно призываем Имя Христово, благодать аккумулируется в нашем сердце, и когда эта благодать достигает определенной меры, определенной полноты, тогда сердце естественным образом расширяется и охватывает небо и землю. Какую роль играет раскаяние в своих прошлых поступках в деле покаяния? Я думаю, что определенное раскаяние сопровождает нас в жизни все время: сожаление, что не можем дать Богу все то, что является святым, все то, что является праведным, все то, что является совершенным, всю хвалу и всю добродетель, как написано в Послании к Филиппийцам ( Флп. 4, 8 ). Существует некоторое сожаление в нас, что мы не можем дать Богу то, что должно, то, чего Он достоин. Мы желали бы достойно отблагодарить Его, желали бы быть Ему лучшими слугами, желали бы быть Ему более верными в наших сердцах. Так что всегда есть определенное сожаление, и это мы чувствуем особенно на Божественной Литургии. После служения Литургии мы чувствуем себя заново рожденными, ощущаем благословение возрождения через Литургию, но, в то же время, мы жалеем, что несравненно далеки от образа того человека, который раскрывает нам Литургия. Означает ли это, что наше раскаяние, наше сожаление, на самом деле, – не о прошлых поступках, но о настоящем нашем состоянии?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Благая Весть о Царствии Божием в евангельских притчах и образах Скачать epub pdf Первые слова Иисуса Христа в начале Его публичной деятельности – возвещение начала нового века: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). У читателя русского Синодального перевода может возникнуть вопрос, в какое именно Евангелие призывает верить Иисус Христос . Однако, если более аккуратно перевести эти слова Спасителя, то все станет понятнее: «Срок исполнился и Царствие Божие совсем близко. Покайтесь и веруйте в это Евангелие!». То есть Евангелие, Радостная Весть, принесенная Иисусом Христом, состояла в том, что исполнился срок, назначенный Богом Отцом, и к людям пришло Царствие Божие. Как оно пришло? – В лице Самого Иисуса Христа. Где Он, где Его присутствие, – там и Его Царствие. И последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Мысль о торжестве Царствия Божия пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на победу этого Царствия составляет ядро всех писаний Нового Завета. Когда Апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 1:3 ), он говорит об ожидании Второго Христова пришествия и Его Царствия. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:20–21 ), он пишет о томительном ожидании Царствия. Наконец, когда Иисус Христос даёт заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Царствии: «да придет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Этот век закончится. Настанет новый век. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, – не есть конец бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий, но есть Конец, как разумная цель мировой истории – Царствие Божие. Таково упование христиан. И последние строки Нового Завета провозглашают: «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр. 22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В исследовательской литературе сформировались 2 основных представления об исторических и доктринальных границах К. В соответствии с 1-м пониманием природы К., характерным для науки XIX - нач. XX в., «квиетизмом» в широком смысле может быть названо любое религиозное или философское учение, которое стремится «упразднить моральное усилие человека» ( Pourrat. 1937. Col. 1537). Метафизическое понимание К. в качестве «отрицания необходимости индивидуальной деятельности» и «желания раствориться в Боге» ( Paquier. 1910. P. 9) позволяет выявлять присущие ему элементы в исторически не связанных или слабо связанных друг с другом духовных традициях. В рамках такого представления европ. К. XVII в. в западном христианстве оказывается лишь одной из кульминаций изначально заложенной в любой мистике тенденции к снятию индивидуального во всеобщем, конкретного в абстрактном. Выделяя в истории идей учения, к-рые в той или иной степени могут быть поняты как К. в широком смысле, католич. исследователь религ. мистики П. Пурра (1871-1957) относил к ним инд. брахманизм и буддизм , некоторые направления древнегреч. философии, в частности стоицизм , представителями к-рого было впервые разработано учение о бесстрастии (πθεια) как о моральном идеале для человека, и неоплатонизм , в рамках к-рого было развито учение о возвышении человека к абсолюту и слиянии с ним, оказавшее значительное воздействие на всю последующую мистику, в т. ч. христианскую ( Pourrat. 1937. Col. 1538-1542). По мнению Пурра, идеи, близкие ко взглядам квиетистов XVII в., были характерны для многих мистико-аскетических течений внутри христианства, причем как ортодоксальных (см. статьи Исихазм , Молитва , Молитва Иисусова ), так и гетеродоксальных (эвфемиты, мессалиане , свободного духа братья , бегинки и бегарды, последователи Иоанна Экхарта и Иоганна Таулера , и т. п.) ( Pourrat. 1937. Col. 1542-1552; ср.: Knox. 1950. P. 239-241). Хотя проведение параллелей между К. XVII в. и близкими к нему духовными явлениями разных эпох позволяет увидеть богословие этого религ. течения в новом свете, недостатком подобного подхода является неизбежное сглаживание и искажение его индивидуальных особенностей.

http://pravenc.ru/text/1684047.html

Духовный алфавит … Не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся … …Не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа… Преподобный Варнава Гефсиманский Б лагодать Святого Духа — Гнев — Крестное знамение — Молитва. Иисусова молитва — Монахам. Спасение в обители — Нестяжательность — Осуждение — Пост — Празднословие — Причащение — Россия — Скорби и искушения — Смирение и послушание — Упокоение усопших. Помощь новопреставленным — Храм Божий. Не опускайте церковных служб — Краткое жизнеописание старца Преподобный Варнава Гефсиманский (1831—1906): Благодать Святого Духа Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов. Гнев Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся. Крестное знамение О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ. Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4042...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Правда – меч, а щит – молитва…» Памяти Валерия Павловича Филимонова 02.03.2021 1389 Время на чтение 13 минут Настоящие большие писатели всегда идут немного впереди своих современников. Господь даёт им, милостью Своею, видеть и понимать сущее глубже, чем остальным. Наверное, поэтому писательское делание зачастую называют пророческим. Не потому, что писатель может предсказать ход событий или даты их свершения, но потому, что ему дано увидеть, показать и объяснить скрытую подчас и непонятную для многих истинную суть происходившего и происходящего. Именно таким писателем является Валерий Павлович Филимонов – писатель-агиограф и публицист; прозаик, поэт и журналист. В своих многочисленных трудах о святых Земли Русской он достоверно, убедительно, живо и духовно-глубоко показал путь к святости, к христианскому совершенству на примере подвижников Православной веры, близких нам по времени. Его многолетние, скрупулёзные исследования житий и подвигов исповедников и новомучеников Церкви Русской послужили, по благословению Синодальной Комиссии по канонизации святых, основанием для прославления любимейших сегодня русских святых – преподобного Серафима Вырицкого и священномученика пресвитера Петроградского Философа Орнатского с сыновьями Николаем и Борисом. Обширные, обстоятельные монографии «Святой Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и «Крестом отверзается Небо», сочетая в себе глубокое научное исследование и богословски выверенное осмысление с художественно выразительном описанием, сделали эти книги легко читаемыми и весьма популярными Эти книги с 1999 по 2020 год многократно были переизданы издательством «Сатисъ». Русским святым 19-20 веков посвящены и многие другие книги писателя. Относясь с глубоким благоговением и великой почтительностью к подвижникам веры, о которых ему судил Господь писать, он в то же время ощущал их родными и очень близкими. В интервью журналу «Вода живая» (2016 год, (195) на вопрос, как повлиял на него самого отец Серафим Вырицкий как сильная личность, Валерий Павлович сказал: «Это больше, чем сильная личность. Это – великий святой, который видит и слышит нас, знает все наши нужды и немощи, знает все наши скорби и печали. Это же Сама Любовь, ибо в Духе Святом он соединён с Самим Господом нашим Иисусом Христом. Знаю, что отец Серафим всегда рядом, всегда поможет и подскажет всё необходимое...»

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/02/...

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (см. также: Молитва, Молитва Иисусова). Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал «Чин внимающего себе посреди мира». Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь акафист или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтобы читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как в уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни – евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руководствовался ими святой Давид во дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: «Свет стезям моим закон Твой;... ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех;... путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя;... возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих» (см.: Пс.118:29,105,127–128 ). Величайшие святые Отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 244 . Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отзыв о работе диакона Андрея Юрченко по сравнительно-богословскому анализу статьи проф. Н. Д. Успенского «Анафора» проф. В.Д. Сарычев Содержание Глава первая. Евхаристия в век апостольский Глава вторая. Анафора в доникейский период Глава третья. Анафора Василия Великого, Иоанна Златоуста и римо-католическая Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений     Древнейшим по времени происхождения и важнейшим на протяжении всей истории Церкви богослужением является Евхаристия, установленная Самим Иисусом Христом. Центральный же пункт евхаристического богослужения составляет анафора – молитва , по совершении которой, по учению Церкви, предложенный на престоле хлеб «уже не называется хлебом, но достойно называется Телом Господним, хотя естество хлеба в нем остается» 1 . Столь высокое значение Евхаристии определило ее место в ряду других богослужебных чинопоследований. Евхаристией завершалось таинство Крещения, с Евхаристией соединялись хиротонии и бракосочетание, участием в Евхаристии знаменовалось разрешение грехов кающимся. Евхаристия являлась непременным богослужением воскресного дня, праздников и дней кончины мучеников, а анафора – свидетельством правильности самого вероучения. Всем этим объясняется исключительный интерес богословов к Евхаристии и к анафоре в частности. Появилась многочисленная литература, которую в настоящее время стало невозможно перечислить. В русской литургической литературе также существуют капитальные труды и очерки по разным вопросам как из истории развития чинопоследования Евхаристии, так и отдельных ее священнодействий, обрядов и текстов. Специально же анафоре был посвящен лишь один труд – магистерская диссертация проф. Петербургской духовной академии И. А. Карабинова «Евхаристическая молитва . (Анафора). Опыт историко-литургического анализа» (СПб., 1908). Для началаХХ века это было новое и весьма ценное исследование. Но после 1908 года наука обогатилась новыми источниками. В том же 1908 году был открыт так называемый папирус Дэйр-Бализэ, содержащий фрагменты анафоры II-III веков, а немного позднее – «Апостольское предание» Ипполита Римского с полной анафорой. Открытия вызвали появление обширной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010