От издателей Молитва – царица всех добродетелей, она невидимая лестница, по которой душа восходит к Богу, молитва сеет в душе те семена, из которых в вечности расцветают райские цветы. Если нет молитвы, то дух человека парализован, духовная жизнь в нем замерла. Но как научиться молиться? Как привить душе молитвенный дух? Как настроиться на молитву? Как совершать ее? Как навыкнуть концентрировать внимание на словах молитвы? Как молиться при большой загруженности делами? Что в молитве главное, без чего она – не молитва? Что мешает правильному совершению молитвы? Что такое Иисусова молитва и всем ли можно приступать к ней? Что такое духовная прелесть и как не впасть в нее? На эти и другие вопросы мы находим ответы в переписке святителя Феофана, Затворника Вышенского , в течение двух с лишним десятков лет из своей уединенной монастырской келии отвечавшего на множество писем, которые в изобилии слали ему боголюбивые люди из разных концов страны с просьбой разрешить возникавшие у них вопросы. И в сложных перипетиях духовной жизни всех этих людей не было такой ситуации, которую он не мог бы разрешить. Святитель Феофан Затворник был уникальной личностью. Он совершил великий подвижнический труд по переводу на русский язык духовного наследия множества древних святых отцов – великих аскетов, непревзойденных делателей умной молитвы. Этим он открыл для нас бесценные сокровища их духовного опыта, опыта людей, жизнь которых была сплошным подвигом богоугождения, людей, вознесшихся на высоты ангельской чистоты и святости, обладавших такой силой молитвы, что Бог ради нее совершал чудеса. В совершенстве познавший и усвоивший от древних эту высокую науку молитвы – науку наук и художество художеств, святитель Феофан и ныне остается лучшим учителем для всех жаждущих духовной помощи и ревнующих о спасении своей души. Святителю отче Феофане, моли Бога о нас! Тропарь святителю Феофану, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/и всем верным путь ко спасению указал еси,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

протоиерей Николай Успенский 2. О молитве и силе её Как мы должны относиться к читаемой молитве Когда мы хотим помолиться Богу и испросить у Него чего-нибудь, то прежде всего должны оставить все житейские заботы, отбросить все дурные мысли, всецело предаться Богу и предстать перед Ним со страхом и благоговением, то есть думать только о Боге. Второе требование от молитвы и не менее важное – это то, чтобы молитвы произносились не торопясь, но со вниманием, с пониманием того, что произносится, иначе не только молитвы не будут нам полезны, но, напротив, могут послужить во вред и осуждение. Молитва, произносимая без внимания, все равно что кадильница без огня, светильник без масла или тело без души. Но для того, чтобы наша молитва или просьба была услышана Богом, кроме правильного ее совершения необходима еще вера – уверенность в том, что наша молитва будет услышана и исполнена. Поэтому когда мы молимся, то должны быть уверены, что все наши молитвы непременно услышаны будут Богом. Но какие же это молитвы, в которых мы высказываем или свою просьбу, или выражаем свою благодарность Богу? Хотя у всех и каждого может быть своя молитва, отличающаяся от других, так что молитв может быть и очень много, но есть и такие молитвы, которые по заповеди Святой Церкви должен знать каждый христианин. О том, какие молитвы надо узнать каждому христианину, даже неграмотному, заповедает нам наша мать Святая Церковь , говоря: «Всеконечно подобает и нужно уметь всякаго возраста и пола человеку молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дево» и «Верую во единаго Бога» – и читать по нескольку раз в день. Желательно было бы, чтобы эти молитвы каждый христианин читал три раза в день: утром, в полдень и вечером. При чтении всякой молитвы надо осенять себя крестным знамением, иначе сказать, креститься и делать малые и земные поклоны усердно, так, чтобы и душа, и тело молились Творцу своему. Если же кто-нибудь не знает этих необходимых, только что перечисленных нами молитв, то как можно чаще повторяйте молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешнаго».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Разделы портала «Азбука веры» беседа матушки Домники Сегодня мы поговорим о том, что является главным в молитве, самым необходимым для преуспеяния в ней, – то есть мы поговорим о внимании. Но прежде мне хотелось бы еще раз напомнить, почему для нас важно преуспевать в молитве. Может показаться, что такое напоминание излишне для монашествующих. Но бывает, что некоторые сестры в какой-то момент своей монашеской жизни начинают думать, будто для них важнее всего совершенствоваться в добродетелях: например, в смирении, терпении, кротости, самоотвержении, любви к ближним, – и все силы своей души они устремляют на это. А молитва как бы отходит на второй план, как нечто менее ценное. Но без нее стяжание никаких добродетелей невозможно. Об этом хорошо говорит архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) : «Святые отцы называют молитву, и в том числе Иисусову, „матерью добродетелей“, и это потому, что насколько преуспевает человек в молитве, настолько же совершается преуспеяние и в прочих добродетелях» 1 . Итак, если мы хотим преуспеть в какой-либо добродетели, то в первую очередь мы должны позаботиться о преуспеянии в молитве. Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает молитву с жезлом. Он говорит: «Кто непрестанно опирается о жезл молитвы, тот не преткнется: а если бы это и случилось, то не падет совершенно» 2 . Именно так мы и должны относиться к молитве – как к своей главной опоре, жезлу. Опираясь на него, мы можем твердо стоять. И если мы начинаем колебаться, приходим в некоторое расстройство, то нам стоит только вспомнить о молитве, взяться за этот жезл – и мы вновь обретаем устойчивость и можем идти дальше. Старец Емилиан делает еще более сильное сравнение: он говорит, что молитва для души – то же, что воздух для легких. Как легкие в своем естественном состоянии постоянно наполнены воздухом, так и для души естественно наполняться молитвой. Зачитаю слова старца: «[Молитва] – это то состояние, в котором пребывает душа. Как легкие вдыхают воздух? Точно так же и душа дышит молитвой. Почему мы пришли в монастырь? Потому что здесь царит молитвенная атмосфера и все совершается через молитву. Правильная молитва все приводит в порядок, отгоняет любые трудности, проблемы, мучения, грехи – все улаживает; и еще она способна творить чудеса на нашем пути, в подвиге и в жизни» 3 .

http://azbyka.ru/vnimanie-kljuch-k-molit...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 58  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Апостол Андрей Святой апостол Андрей Первозванный родился и рос в Вифсаиде галилейской – городе на берегу Генисаретского озера. Имя его имеет греческое происхождение: νδρας – мужественный, храбрый. Отца его звали Иона, брата - Симон Петр, до призвания в апостолы он был рыбаком (в церковнославянском переводе – рыбарем). Святой Андрей не был женат и еще в юности решил... Тест: Заупокойное богослужение 1. Как иначе называются каноны об усопших, помещённые в субботних службах Октоиха в чине утрени? 1 Мертвенные 2 Смертные 3 Упокойные Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Октоих Комментарий: Среди канонов, входящих в состав православных заупокойных служб, чаще прочих употребляются «мертвенные» каноны 6-го и 8-го гласов из Октоиха. «Мертвенные» каноны помещены в субботних службах... Правила Многие из нас в Церкви уже не первый год. И в какой-то момент начинает казаться, что все основное о вере тебе уже известно. Настоящий проект замечателен тем, что он показывает, насколько мы на самом деле ориентируемся в православном вероучении. Без тоскливой дидактичности, а иногда даже с добрым юмором, мы охватываем своими вопросами все значимые темы... Литургия Преждеосвященных Даров 1. Как именуют святого Григория, предполагаемого автора Литургии Преждеосвященных Даров? 1 Григорий Нисский 2 Григорий Великий 3 Григорий Богослов 4 Григорий Двоеслов 5 Григорий Палама Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Литургия Преждеосвященных Даров Комментарий: Предполагаемым автором Литургии Преждеосвященных Даров является Григорий I Великий, Двоеслов (ок. 540-604), папа... Тест: Молитва «Отче наш» 1. Иное название молитвы «Отче наш»: 1 Кирие элейсон 2 Молитва Господня 3 Молитва верных 4 Иисусова молитва Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: «Отче наш» Комментарий: Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому что этой молитве научил Своих учеников сам Господь Иисус Христос. Ответить Пройти весь тест 2. Евангелисты, у которых мы...

http://azbyka.ru/test/page/9

Д Дарования духовные Многие святые отцы, обиловавшие смиренномудрием и духовным рассуждением, когда в них – нечаянно – какое особенное духовное дарование проявлялось, молили Бога, чтобы Он отнял от них это дарование, бывшее им не под силу. «Если дела твои, – сказал преподобный Исаак Сирский, – благоугодны Богу и Он даст тебе дарование, то умоли Его, чтобы дал тебе разум, как тебе смириться, или чтобы поставил стража при даровании, или чтобы взял от тебя дарование, чтобы оно не было для тебя причиной гибели, потому что не все могут безвредно обладать этим богатством». 6. 232 Да дарует мне милосердый Господь покаяние и прощение грехов моих, а даров духовных я недостоин и не способен должным образом сохранять их (образ мыслей, на котором должна быть основана вся деятельность христианина, желающего и ищущего спасения). 6. 767 (См. Прелесть , Молитва Иисусова – Дарования духовные ). Двоедушие Отвержение двоедушия, т.е. колебания между любовью к Богу и любовью ко греху, необходимо – от этого сохраняется, возрастает, усиливается наше благое произволение и стремление к Богу, чем привлекается к нам особенная милость Божия. «Если будем постоянно держать меч в руках, – сказал Пимен Великий , – то Бог будет постоянно с нами; если будем храбры, то Он сотворит с нами милость Свою». 5. 339–340 (См. Молитва Иисусова , Противодействие ). Девство Православная Церковь признает девство естественным человечеству, признавая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно называть естественным падшему человечеству. Так свойства недуга естественны состоянию в недуге, они неестественны состоянию здравия. В таком случае – мы согласны – девство уже неестественно человечеству. По этой причине весьма, весьма немного девственников между праведниками Ветхого Завета: и Патриархи, и большая часть пророков должны были подчиниться игу супружества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И.Ц. Миронович Лекция 15. Гефсиманская молитва Господа. Суд над Иисусом И вот явление. Одного явления было недостаточно. Нужно было не только сотворить, но и научить, и просветить. Ведь храмов можно, повторяю, настроить – один от одного в пяти шагах. Но если не будет учительства – не спасёт никакое количество храмов. Поэтому храм должен быть в первую очередь училищем, и, если говорится: Во врачебницу пришел ecu, да не исцелен отыдеши, можно прибавить: Во училище пришел еси, и посему внимай, что преподаётся. Вот кто сотворит и научит – тот великим наречется в Царствии Божием (см. Мф. 5:19 ). Вот мы с вами просмотрели последние речи Господа, Его первосвященническую молитву о двенадцати и о всей Церкви и видим, что они после этого приходят в Гефсиманский сад. Это заключительный этап, и после него Иисус по существу не имеет возможности и главы приклонить. Всё завершается Его арестом и тремя судами: у Анны, Каиафы – его зятя – и Пилата. Поскольку Синедрион вынес суд о смерти, смертельный приговор, но на это надо было получить санкцию от римских властей – вынести вынесли, но надо получить разрешение, – вот поэтому и повели Его к Пилату. И вот такая последовательность: перед Анной, Каиафой и Пилатом, а после – Голгофа. Вот давайте посмотрим, как это идёт у Иоанна. 18-я глава. «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад. [И вот знаете, есть такое нарицательное выражение: пересечь поток Кедрон, – это значит уже перейти последнюю границу, и по существу стать жертвой, – пришёл час Его. Вот до этого мы много раз читали, что хотели Его сбросить (см. Лк. 4:29 ), хотели ещё что-то (см. Ин. 7:30 ), но не пришёл час Его. И Он Сам говорил: Ещё не пришёл час Мой (см. Ин. 8:20; 2:4 ). А здесь час Его пробил: где был сад], в который вошел Сам и ученики Его. [Так заканчивается 1-е и самое большое Евангелие в Великий Четверг, когда вечером читается двенадцать Евангелий. Вот этими словами и заканчивается: Сказав Сие, – вот эту молитву,Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Гефсиманийские веси, по-гречески тело мое. Гефсимания – это буквально давильня, что ли. На этой горе росло много оливковых деревьев, и они вот так и назывались, и там давили масло оливковое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Испытание на рассудительность нашей веры Желание единства, молитва о нем, заповеданные Самим Господом Иисусом Христом, – совершенно естественны для православных христиан 22 февраля, 2016 Желание единства, молитва о нем, заповеданные Самим Господом Иисусом Христом, – совершенно естественны для православных христиан Слово в Неделю о мытаре и фарисее Два человека принесли в храм Божий каждый свою правду и представили ее пред Богом – мытарь и фарисей. Фарисей представил свою правду: он строго исполняет все, предписанное законом Моисея, не просто исполняет, а истово, до самых мелочей. И видит в этом смысл своей жизни. Изучает закон. Гнушается всем тем, что не соответствует этому закону. И это действительно его выстраданная и спасительная, как он думает, правда. Но эту правду мы в Церкви называем правдой фарисейской, гордостной, лживой. Это – смертельно опасная праведность. Она ищет и очень успешно находит силы в самопревозношении и еще – в постоянном уничижении других. И силы эти – поистине недюжинные. Но Бог Истина, Бог Любовь с омерзением отторг от Себя этот лукавый и жестокий дух: «Змии, порождения ехиднины!» (Мф. 23:33). Нет в Евангелии более гневных слова Творца, обращенных к Своему созданию. Только «праведники»-фарисеи удостоились их. Мытарь тоже принес Богу свою правду. Эта правда заключалась в словах, которые, подобно фарисейским, выражали дух и состояние сердца человека. Но эти слова стали глубочайшей и любимой молитвой всех учеников Господа Иисуса Христа. Их мы повторяем каждый день: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Эта искренняя и горькая, мудрая и спасительная правда о себе и стала святым приношением мытаря Богу. Какую правду несем мы в своих душах? Какую правду не на словах, а подлинно возносим из своих сердец Богу, знающему о нас все самое сокровенное? Святая Церковь из года в год призывает нас учиться следовать правде мытаря. Сегодня мы также столкнулись с двумя правдами, которые люди приносят в храм по отношению к одному и тому же недавно возникшему вопросу. Десять дней назад произошло событие, поразившее, взволновавшее миллионы людей: Святейший Патриарх Кирилл встретился с Римским папой. Но у немалого числа православных людей это событие породило и серьезные смущения – назовем вещи своими именами. Мы, священники, знаем это по исповедям, по вопросам, которые обращены к нам при встречах и в письмах на портал «Православие.Ru». Что же сказать? Это – ни что иное, как испытание. Испытание на рассудительность нашей веры, на верность Церкви, святому Православию, Евангелию Христову. Об этом сегодня, братья и сестры, нам необходимо говорить.

http://pravmir.ru/ispyitanie-na-rassudit...

Молитва Иисусова Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство апостола, не через посредство Ангела – установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После Тайной вечери между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. Если чего попросите, – сказал Он святым апостолам, – у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин. 14, 13–14 ). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 16, 23, 24 ). Из Евангелия, Деяний и Посланий апостольских мы видим неограниченную веру во имя Господа Иисуса и неограниченное благоговение к этому имени святых апостолов. Именем Господа Иисуса они совершали поразительнейшие знамения. Нет случая, из которого можно бы было научиться, каким образом они молились именем Господа, но они молились им непременно. Как могли они не молиться им, когда это моление было преподано и заповедано Самим Господом, когда заповедание укреплено двукратным повторением и подтверждением его? Если умалчивает о сем Писание, то умалчивает единственно потому, что моление это было в общем употреблении, не нуждаясь в особенном внесении в Писание по известности своей и общеупотребительности. Общеупотребительность и общеизвестность молитвы Иисусовой явствуют со всей очевидностью из постановления Церкви, которым повелевается неграмотным заменять для себя все молитвословия молитвой Иисусовой. 171 Древность этого постановления несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Павлов Д. В. Возрождение исихазма и практики умного делания в России в период: конец XVIII-XIX вв. в подвигах прп. Паисия Величковского и его учеников Источник Введение Вопрос молитвенного общения с Богом всегда актуален для христианина, т.к. оно есть благодатное общение с Господом. Иисусова молитва в этом вопросе занимает значительное место, т.к. она является лучшим способом соединения с Господом молящегося человека в его сердце. При этом Иисусова молитва обязательна не только для монаха, которая является для него духовным мечом, но и для всякого христианина, т.к. Господь всем завещал: «Непрестанно молитесь» (1Фесс. 5:17). Данная работа посвящена возрождению исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. Этому возрождению способствовал прп. Паисий Величковский , возобновивший старчество и учение об умно-сердечной молитве в Молдовлахии, откуда эту практику принесли в Россию ученики старца, распространив ее по многочисленным российским монастырям. На тему исихазма и практики умного делания существует большое количество святоотеческих трудов и богословской литературы. Множество книг и статей написано и о прп. Паисии Величковском , который был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г. На интересующую нас тему возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. существуют следующие первоисточники: житие старца Паисия Величковского , его сочинения и переписка с учениками, жития его непосредственных учеников и последователей, их письма и духовные наставления, другие источники о подвижниках этого периода. Помимо этого существуют большое количество исследовательских и научных работ о прп. Паисии Величковском . Но большинство из них направлено на непосредственную жизнь и пастырское служение прп. Паисия, на его литературную и переводческую деятельность. Из известных работ о деятельности прп. Паисия и о его учениках следует выделить две следующие работы. Одна под названием «Славянские и русские рукописи румынских библиотек» 1 принадлежит А.И. Яцимирскому , известному слависту, исследовавшему библиотеку Нямецкого монастыря и опубликовавшему в 1905 г. описание 276 славянских рукописей переводческой школы прп. Паисия Величковского . В этой работе приводятся также краткие сведения о девяти славянских учениках прп. Паисия, которые вышли из Молдавии для продолжения своей деятельности в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

поиск:   разделы   рассылка Отец Георгий Чистяков Иисусова молитва Источник:  Храм Косьмы и Дамиана в Шубине Православие – это не просто система приходов, монастырей, не просто епископы, священники и миряне той или иной, каноничной или не каноничной юрисдикции. Православие – – это, прежде всего, духовная традиция, совершенно особая и, если так можно выразиться, раскрывающая особую грань христианства, не замеченную, иногда утраченную католиками и протестантами. Именно поэтому в Англии и во Франции, в США и т.д. православие не перестает быть русским, хотя богослужение давно уже совершается не по-славянски, а на французском или английском языках. Важно понимать, и то, что православие, прежде всего, в России, говорит с нами на очень непростом языке. На Руси оно довольно долго вообще не было артикулировано в вербальной форме. Это был мир икон и безмолвной молитвы. Как говорит Е.Трубецкой, " русские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу – видение иной жизненной правды и иного смысла мира. Далее в той же статье " Умозрение в красках " Трубецкой продолжает: " Пытаясь выразить в словах сущность их ответа, я, конечно, сознаю, что никакие слова не в состоянии передать красоты и мощи этого несравненного языка религиозных символов " . Nec lingua valet dicere, nec littera exprimere ( " Язык не в силах рассказать, не в силах буква передать " , – – говорит в гимне Jesu dulcis memoria св.Бернард Клервосский (1091 – 1153). Утверждая принцип, согласно которому слова бессильны для передачи того, что составляет саму суть религиозного чувства, Бернард более приближается к христианскому Востоку, нежели выражает принципы религиозности западного христианства, которое уже в его эпоху научилось выражать в слове свои мистические озарения. В отличие от своих западных собратьев старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт из поколения в поколение устно и при этом не оставляли никаких книг, как это было принято на Западе. Поэтому у нас нет ни " Подражания Христу " Фомы Кемпийского, ни " Цветочков " святого Франциска, ни своей " Суммы теологии " Фомы Аквинского. Первые же книги по аскетике появились в России только в XVIII и XIX веках. Об аскетическом опыте святых X – XVII веков можно только догадываться по отдельным намекам в их жизнеописаниях. " Устав " преп.Нила Сорского представляет на этом фоне исключение, которое только подтверждает правило.

http://religare.ru/2_40728.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010