Скачать epub pdf О молитве Иисусовой 15 Сегодняшнюю беседу я хочу посвятить молитве Иисусовой. По причине нашего нерадения эта тема актуальна всегда. Есть такие угодники Божии, которые не нуждаются ни в каких поучениях и имеют такую горячую ревность, что совершают добрые дела и без постоянного напоминания об их необходимости. Таких подвижников подчас нужно даже удерживать от чрезмерной ревности. Но чаще, в особенности среди людей немощных, бывает так: человек принимается за делание Иисусовой молитвы и некоторое время молится горячо, но под действием страстей и неблагоприятных, как ему кажется, обстоятельств начинает постепенно остывать. А ведь Иисусова молитва – это одна из основных добродетелей. Об этой молитве, как замечает Василий Поляномерульский , написано множество книг, тогда как о прочих молитвословиях говорится только в богослужебном уставе. Уже одно это свидетельствует о том, что Иисусова молитва , хотя и состоит всего из нескольких слов, является чрезвычайно важным деланием для всех христиан, а в особенности для монашествующих. Василий Поляномерульский пишет, что есть несколько причин, заставляющих человека молиться, подвигающих его на молитву: борьба со страстями, память смертная и покаяние. Не следует думать, что нужда в молитве Иисусовой появляется у человека лишь тогда, когда его сильнейшим образом начинают удручать страсти, а в другое время к молитве можно относиться безразлично. Люди, у которых нет никакой особенной брани, действительно часто впадают в безразличие: они будто бы и молятся, но без огонька, а иногда и вовсе оставляют молитву, не понимая ее значения, ее силы. Напомню вам один эпизод из Евангелия. Господь Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16, 13–19 ). Значение исповедания Петрова (Ты – Христос, Сын Бога Живаго) столь велико, что на нем созидается и держится Церковь . Оно исходит не от человеческого соображения, не от человеческой мудрости. Плоть и кровь не яви тебе, но отец мой, иже на небесех, как об этом сказано в славянском переводе Евангелия, то есть это исповедание – истинное Божие Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Молитвы о вразумлении Как молиться о том, чтобы Господь вразумил? 30 июля, 2011 Как молиться о том, чтобы Господь вразумил? Помогают ли молитвы о вразумлении? Молитвы о вразумлении Молитвы о вразумлении — какие они? Для чего они существуют и в чём помогают? В статье на портале «Правмир» Вы найдёте все необходимые молитвы. Молитва святителя Иоанна Златоуста Дай, Господи, моему недостоинству благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешникам. Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Молитва Преподобному Силуану Афонскому О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

http://pravmir.ru/molitva-o-vrazumlenii/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Духовная практика. Глава из книги монаха Симеона Афонского Духовная практика. Глава из книги монаха Симеона Афонского " Практическое богопознание "   Духовная практика - это слушать и исполнять. Слушать - значит слышать. Слышать - значит уметь понимать и исполнять. Одно лишь слушание без исполнения - дом на песке, который сносит буря первого же искушения. Если не слушаешь устных наставлений своего духовного Отца, любые другие советчики только запутывают тебя. Заниматься исследованием слов наставления заведомо бесполезное занятие. Постигать смысл духовного слова и мгновенно претворять его в практику - это начало Небесной жизни на земле, это беспрепятственное прохождение мытарств, где душа непосредственно использует накопленный молитвенный опыт.   Если не следуешь духовным наставлениям своего Старца, другие наставники только завлекают тебя глубже в мир. Эрудиция и интеллектуальные познания в момент смерти оставляют их почитателя с пустыми руками и животным страхом перед грядущими испытаниями, как быка, которого ведут на убой. Не пустые земные знания, а молитва и  добрые дела сопровождают нас в посмертном странствовании, укрепляя душу благодатью и бесстрашным упованием на милость Божию: «Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог». Прп. Ефрем Сирин. «Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Мф 721.      Праздная болтовня никого еще не приблизила к Царству Небесному, как и механическое повторение Иисусовой молитвы. Эта молитва - не заклинание и не магический обряд. Иисусова молитва - лестница, возводящая на небо собственного сердца, узкий духовный путь, проложенный святыми Отцами, искренний покаянный плач души, заповеданный ими для нашего Спасения. Теплохладное исполнение молитвы не про буждает наше сердце, как и привычное равнодушное хождение в храмы. Его пробуждает искреннее желание Спасения от лжи и обмана этого мира и стремление навечно найти свою жизнь в объятиях Возлюбленного Христа, живущего в сердцах наших, нашего единственного и верного Спасителя. Те, для кого Евангелие - словно родной дом, легко находит Сына Бо-жия в обители Небесного Отца.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=17&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо» Старец Амфилохий (Макрис): «Вся наша жизнь – небо» Молитва никогда не сходила с его уст и не удалялась из его сердца. Добрый делатель виноградника Господня, он потрудился, сдав на отлично экзамены на ристалище духовных состязаний. Старца Амфилохия я не могла встретить – он окончил свой земной путь, когда я еще не родилась, в 1970-м году. Но то, что я верю и как я верю, – это его присутствие в моей жизни. Я попала в основанный им Благовещенский монастырь в 1997-м году и там впервые ощутила дух подлинного христианства – дух живой веры, смирения, свободы, радости, любви. Встречая духовных чад старца на островах Додеканеса, я их узнавала по этим свойствам. Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить.   И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все ». Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос). Главное, чего желал старец приходившим к нему людям, – молиться: «Молитва – основа совершенства. Нет иного способа очищения и освящения, кроме умной молитвы: она наполнила рай святыми. И я прошу Бога даровать вам ее, ибо хочу передать вам то, что считаю драгоценнейшим». Святой ученик святого учителя, Нектария Эгинского, он тот, о ком можно сказать: если есть старец Амфилохий, значит, есть Бог.   Воспоминания о старце Монахиня Христонимфия, игумения Благовещенского монастыря: «Я увидела, как старец приподнялся на метр над полом» В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа – Блаженной памяти старец отец Амфилохий был одним из делателей Иисусовой молитвы. Его молитва достигала высоты духовного созерцания, и его ум часто воспарял на молитве, видел такие небесные явления и таинства, которых «ум не видывал» и о которых «ухо не слыхивало». В тишине и молитве он жил, каждодневно вкушая плоды Святого Духа. Эти состояния, переживаемые нашим старцем, отражались на сладости его лица и на внутреннем свете, который он источал вокруг себя. Однако и многие события свидетельствовали нам о его внутреннем делании и святости.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2780

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 56. Ежечасная молитва Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я продолжу тему, начатую вчера, вернувшись к монашескому опыту в ее классическом варианте. Естественно речь идет о египетском монашестве времен великих подвижников – Антония, Пахомия, Макария и других. Согласно преданию, основателям и устроителям монашеских форм жизни соответствующие им молитвенные правила подсказывали Ангелы. Вчера мы вспоминали преп. Пахомия, которому Ангел велел ввести в жизнь общежительного монашества чин 12 молитв. Сегодня я хочу вспомнить эпизод из жизни преп. Антония (†356 г.) – зачинателя анахоретского (отшельнического) жития, которому тоже был показан ангелом чин молитвы, состоявший в том, чтобы ЕЖЕЧАСНО вставать на молитву в промежутках рукоделия. Если совместить то, о чем мы говорили вчера и то, что было показано преп. Антонию то мы получим специфическую систему последований суточного круга, состоявшую не из 7–9 служб (как в нашем Часослове), а… ВНИМАНИЕ! из 24Х СУТОЧНЫХ СЛУЖБ. Слышите? из 24Х СУТОЧНЫХ СЛУЖБ!!!, связанных видимо с тем самым древним чином пения 12 псалмов. Кстати, неопределенный статус в современных богослужебных книгах этого «Чина» можно объяснить именно тем, что он происходил ИЗ ИНОГО ЧАСОСЛОВА, не такого, какой принят сегодня. Сведений об этой древнейшей системе 24Х СУТОЧНЫХ СЛУЖБ очень мало, а представления о литургической традиции, в рамках которой эта система существовала — отрывочны. Известно только (по свидетельству преп. Кассиана), что такое богослужение состояло в пении псалмов с присоединением к каждому пропетому псалму молитвы и земного поклона. На такой же состав последования (псалом + молитва) указывает и Устав пр. Пахомия. И скорее всего, это были последования в виде 24 ОТДЕЛЬНЫХ «МАЛЫХ» ЧАСОВ, состоявших из Трисвятого по «Отче наш», ОДНОГО или нескольких ПСАЛМов, ТРОПАРя с Богородичным, многократного повторения краткой молитвы в виде «Господи, помилуй» или Иисусовой и заключительной МОЛИТВЫ. И хотя с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, утреня. Однако эти названия в древности являлись техническими определениями суточного времени, часто именуемые просто «Часами», в понятие которых входило обозначение всякой вообще суточной службы, приуроченной к определенному времени или часу дня и ночи. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название – «Часослов» как «Книга молитв по часам». 1

http://azbyka.ru/video/56-ezhechasnaja-m...

Скачать epub pdf Богородица См. также: Блудная брань . 52; Болезни . 109; Вера . 126; Демонские козни . 223–224; Клятвопреступление . 317; Книга еретическая . 321; Мать . 425; Милосердие . 435; Молитва . 469; Молитва неразумная . 479; Молитва услышанная . 514; Наказание . 605; Неплодство . 644–646; Пост . 848; Путешествие . 931; Родина . 953; Суд Христов . 1114; Судьбы Божии . 1118; Храм . 1182; Церковь . 1200, 1205. 75. Желание диавола отвратить монаха от почитания Божией Матери См. также: Клятва . Один из старцев передал нам рассказ аввы Феодора Илиотского. На горе Елеонской жил затворник, великий подвижник. Диавол сильно обуревал его блудными помыслами. Однажды при страшном нападении диавола старец, потеряв терпение, воскликнул: “Когда же, наконец, ты оставишь меня в покое? Отступи от меня, по крайней мере, в моей старости?” Тогда диавол видимым образом явился старцу и сказал: “Поклянись мне, что никому не откроешь того, что скажу тебе, и я перестану нападать на тебя.” – “Клянусь Живущим на Небе, – поклялся старец, – что никому не открою сказанного тобой.” – “Перестань поклоняться вот этому образу, – сказал диавол, – и я прекращаю брань на тебя.” На иконе было изображение Владычицы нашей Пресвятой Богородицы Марии с Предвечным Младенцем – Господом нашим Иисусом Христом. “Дай мне подумать,” – ответил старец. На следующий день старец передал все авве Феодору Илиотскому, жившему тогда в лавре Фаран. От него и мы узнали об этом случае. “Воистину, авва, ты поруган, потому что поклялся, – сказал ему авва Феодор, – но хорошо поступил, что не умолчал. Знай, что нет греха гибельнее и ужаснее, как отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Его Матери.” После этого, успокоив и подкрепив старца различными наставлениями, авва Феодор удалился к себе. Снова диавол явился затворнику. “Что ж это значит, негодный старик? – сказал диавол. – Не клялся ли ты мне, что никому не будешь говорить? Зачем ты все рассказал? Знай, что ты будешь осужден в День Суда, как клятвопреступник..!” – “Не тебе, клятвопреступнику, уличать меня! – ответил старец. – Сам знаю, что я клялся и нарушил свою клятву, но не перед тобой, а перед Господом и Творцом моим. Тебя же слушать не стану: ты-то вот уж подлинно подвергнешься неизбежной каре, как первовиновник всякого зла и клятвопреступник..!” (Луг духовный. С. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

(Читано в заседаниях Орловского Церковно-Археологического Комитета 3 и 10 февраля 1905 года). Содержание Составитель «Воспоминаний» Прибытие о. архимандрита Макария в Болхов Келлии о. Макария Церк. служения, проповедничество и народное учительство О. Макария. «Умная молитва». Книжки для народа Сближение о. Иоасафа с о. Макарием Образ жизни и церковного служения о. Макария Внебогослужебные занятия о. Макария с народом Обучение о. Макарием детей общему пению церковных песнопений Изучение псалмов на память. «Умная молитва Иисусова ». Руководственные книги Церковная проповедь о. Макария о жизни христианской; внебогослужебная беседа с народом; обличение местных беспорядков в жизни болховичей Руководственные наставления о. Макария о. Иоасафу в чтении и изучении Слова Божия, в «умной молитве» и в соблюдении заповедей Божиих Неимоверная неутомимость о. Макария в подвиге народного учительства и молитвы, его прозорливость. Любовь народа к о. Макарию Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах О. Макарий на празднике в с. Кривчем. близ Болхова. Его упражнение с о. Иоасафом в «умной молитве» Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг Содержание «Лепты» о. Макария Важное религиозно-воспит. значение «Лепты» о. Макария Сношение о. Иоасафа по поводу «Лепты» о. Макария с преосв. Макарием, еписк. Томским Назидательные советы о. Макария о. Иоасафу. «Умная молитва» Видение о. Иоасафом о. Макария во сне О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария Посещение болящего о. Макария о. Иоасафом и благословение его оным. Кончина о. Макария в присутствии о. Иоасафа Впечатление кончины о. Макария. Прибытие в Болхов Архиепископа Смарагда на погребение о. Макария. Погребение о. Макария Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий Преемники о. Макария по настоятельству в Болховском Троицком Оптине монастыре Соврем. состояние Болховского Троицкого монастыря и его главная святыня Личный отзыв о. Иоасафа об о. Макарии Обстоятельства жизни о. Иоасафа по кончине о. Макария  

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В Неделю 17-ю по Пятидесятнице. О силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом дочери ее Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему ( Мф. 15:28 ), – сказал Господь жене-хананеянке в ныне слышанном Евангелии. Дорогие братия и сестры, в земной нашей жизни немало бывает бед и несчастий у каждого из нас. То постигают нас болезни, то злые и коварные люди наносят нам какой-либо вред и чем-либо обижают нас. При всех подобных несчастьях мы глубоко скорбим и молим Бога об избавлении от них. Но бывает, и очень нередко, что Бог не внемлет, по-видимому, мольбам нашим: обстоятельства наши не только не улучшаются, но иногда и еще более и более ухудшаются. В таком положении мы часто охладеваем к молитве, оставляем ее, иногда даже и ропщем на свою судьбу и говорим: «Да чем же мы хуже других, живущих в благоденствии и счастье?» Но не подобает сему быть, дорогие братия и сестры! Как мы должны поступать, когда Бог не внемлет, по-видимому, нашим мольбам, – хороший урок преподает нам упоминаемая в нынешнем Евангелии язычница, жена хананейская. У нее была больная дочь, которую жестоко мучил вселившийся в нее бес. Глубоко скорбела, конечно, несчастная мать о страждущей своей дочери, но средств помочь горю в языческой вере своей не находила. И вот, зная о чудодейственной силе Спасителя, жена-хананеянка, когда Он на сей раз явился в их страну, обратилась к Нему как к необыкновенному Чудотворцу и стала просить Его об исцелении дочери своей: Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется ( Мф. 15:22 ). Но Спаситель не обратил, казалось, внимания на эту мольбу ее и не отвечал ей ни слова. Женщина, однако, не отступила и взывала к Нему: Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Иисус Христос отказал ей в просьбе, сказав: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 15:24 ). Однако она не переставала просить, неотступно умоляла о помощи. Чем же это кончилось? Молитва матери была услышана: дочь ее немедленно выздоровела.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

О молитве Архимандрит Серафим (Розенберг) Докучать надо молитвами Господу и святым Его. В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии. Собираясь произнести слово молитвы, — затаи над каждым дыхание. Молитва — дыхание духа. Через нее — сердечное умиление. Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее. Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54, 23). Слова таких твоих молитв — как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога. Молитва — непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна. Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога. Молитва — непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы — от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце. Не давай уму быть праздным — молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им — тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста — если враг не дает молитву выговорить. Следует молиться, не внимая бесовским помыслам. Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей — да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть — заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь — склонись и на одр, чтобы и ко­гда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.

http://pravoslavie.ru/36288.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2020 г. 31.07.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Я знаю одного человека, который на долгие месяцы удалялся в горы Кавказа для «духовной жизни». Он жил там в уединении, занимаясь Иисусовой молитвой. В разговорах с ним у меня создавалось впечатление, что он снисходительно, если не сказать высокомерно, относился к обыкновенным верующим, которые регулярно ходят в храм и участвуют в таинствах Церкви. Может быть, мое впечатление ошибочно, но во всяком случае он все время подчеркивал, что настоящая духовная жизнь возможна только в уединении, ссылаясь при этом на подвиги известных отцов-пустынников. И утверждал, что подлинная Церковь, хотя она и существует на земле, — «невидима». Между прочим, он говорил, что нельзя предвзято относиться к «подвижникам» других религий. М.И. Лютенков, г. Калуга Без видимой Церкви не было бы бесчисленного множества святых Христовых, а без помощи святых никто не может наследовать вечную жизнь. Так свидетельствует видимая и невидимая Церковь. Но без личной молитвы, очевидно, не может быть и молитвы церковной, уготовляющей встречу с Господом в сокровенной глубине нашего сердца. Мы должны регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Наша личная молитва должна исходить из церковного общения. Это тайна спасения. Существует искушение обойтись без этого, и самому совершать свое собственное спасение. Это может привести только к духовным иллюзиям. Духовная иллюзия для нас, живущих в миру, может быть также в жизни в полном одиночестве, чтобы лучше приготовиться к встрече лицом к Лицу с Господом в молитве. Надо питаться сокровищами Церкви, то есть ее богослужениями и ее таинствами. Существует очевидная опасность следовать поучениям отцов-пустынников об Иисусовой молитве, оторванным, вырванным из контекста, который называется православной Церковью, от ее учения и ее святых. От даров, которые она дает своим чадам. Это механистическая духовность, оторванная от Церкви, замкнутая на себе.

http://moral.ru/dom-07-2020-2/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010