Под этим разумеется то, что от Измаила произойдет Мухаммед и что вера его – ислам распространится между народами земли 608 . «Подобное этому пророчеству, – продолжает Тарджумани, – находится в восемнадцатой главе Пятокнижия (Втрозаконии), где Иов говорит Моисею: «Скажи, сынам Израиля: подлинно, Я воздвигну им в последующее время пророка, подобного тебе, из среды братьев их и кто не послушает слова моего, которое он будет говорить им от Меня, с того Я взыщу». Эти слова указывают на такого пророка, который появится в среде израильтян в последнее время, но не от рода их. Все пророки, которые были посылаемы после Моисея, были из сынов Израила и последним из таковых был Иисус – мир ему. Но никто из них не произошел из братьев Израиля, кроме пророка нашего Мухамхеда – да помилует его Бог и да будет над ним мир – потому что он родился от потомков Измаила, а Измаил был брат Исаака, сына Авраама. Тогда как Исайя был дед (чрез Иаакова) сынам Израиля (т. е. сыновьям Иакова). Если бы это пророчество относилось к какому-нибудь пророку из сынов Израиля, то не было бы сказано: из братьев. Кроме того, все, бывшие после Моисея пророки из сынов Израиля не были подобны Моисею. Следовательно, в этом пророчестве указаны свойства пророка нашего Мухаммеда, потому что он произошел от братьев израильтян, от израильтян-арабов. Каждый беспристрастный чсловек должен согласиться, что представленное мухаммеданское толкование приведенного пророчества Моисея крайне натянуто. Что слово брат, в приведенном месте нужно понимать в смысле: соотечественник, соплеменник, – это видно, во-первых, из самого способа выражения Моисея, который прямо, без всяких дополнений, сказал, что пророк воздвигнет Бог из среды братьев твоих. Если бы он хотел высказать здесь, что пророк тот произойдет из рода Измаила, то что препятствовало ему для ясности упомянуть об этом имени? Нам известно, что все ветхозаветные пророки всегда употребляли самые ясные выражения и точно обозначали предмет своих пророчеств потому, без сомнения, что не хотели вводить в заблуждение своих слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Да обретут милость все, которые ежегодно радостно участвуют в жертвенной трапезе и возвещают праздники Твои! Благословенный праздничный день для всех вас: для стражей закона ( ) и для священников. Гимн Бет-Манифа на субботу Амалика. 1348 С вершины горы закона смотрим мы на Рефидим и видим, как сошлись Амалик и Израиль. Об этой битве Моисей написал книгу воспоминания, согласно повелению преславного Господа. Моисей сказал Иисусу: „выбери нам мужей, которые сильны сердцем, и пусть сойдутся они для битвы». Тогда Иисус, согласно слову Моисея, послал повеление по стану: „будьте готовы к утру, чтобы сражаться в Рефидиме. Мир да будет на вас от Моисея! Так он говорит вам: при начале утра стойте уже пред ним. Так приказывает он вам: тот, сердце которого готово, пусть выходит, снаряженный на битву не под прикрытием одежд“ (?). Когда засветило утро, могучие люди битвы стояли вокруг шатра Моисея. Тогда Моисей вышел и увидел полк Израиля, выступавший с его воинским оружием, подобно блистающим молниям. Моисей возвысил с воплем голос свой, приветствовал их, и они преклонились до земли. Он сказал им: „благословен Господь, Который из семидесяти душ сделал вас множеством, (людьми) искусными в учении! Бог всемогущий да изведет вас в безопасности из этой битвы, подобно тому, как Он вывел вас из дома рабства». Потом Моисей, Аарон и Ор пошли на вершину холма, а полк Израиля двинулся, надеясь на славу. Солнце поднялось над землею, и Амалик и народ его, – исполины земли, – в своей злобе выступили против него. Тотчас Иисус и Амалик оказались лицом к лицу, и все, у кого в руке был меч, горели, подобно пламени. Вот сын Елифаза приблизился; приблизился к нему и Иисус, и они оказались вдвоем между полками. Тогда сказал Амалик Иисусу: „кто ты, что можешь сражаться с главою сынов Нимврода?» Иисус отвечал: „если ты глава нимвродитов, то я, Иисус, глава учеников». Амалик сказал ему: „посмотри на мой вид. Весь мой народ, приносящий жертву демонам, подобен мне“. Иисус сказал ему: „наш вид иной, потому что мы исповедуем пророчество сына Амрамова“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Амалик сказал ему: „доколе ожидать мне птиц, приходящих в добычу?” Иисус сказал ему: „народ твой с тобою – добыча, потому что орел великий на холме распростер руки“ 1349 . Амалик сказал ему: „я сын Елифаза, сына Асу, что значило в устах его – подстерегающий добычу”. Иисус сказал ему: „я сын Нуна, сын Едена, сын Шутелы, сын Ефрема, сын Иосифа, начальник глав“. И продолжался разговор между ними обо всем, что может быть передано языком; ничего не оставалось кроме истребления мечом и разрушения. Моисей пророк поднял руки свои к небу, и вот Амалик и его народ были сокрушены рукою Иисуса. Моисей поднял руки свои, и вот, меч ударился о меч, и не было спасения, кроме (спасения) от Создателя творения, дабы все поколения могли знать, что только рукою Моисея (спасся Израиль); иначе был бы уничтожен Израиль рукою Амалика. Я оставил Амалика, поверг его на землю, и Иисус поразил Амалика и его мятежный народ. Потом Господь сказал Моисею: „напиши это для памяти в книгу и вложи в уши Иисуса, ибо Я истреблю из памяти имя гордых”. И построил Моисей жертвенник и нарек имя ему Иегова – Нисси (Господь знамя мое). Так Он спас вас, собравшихся здесь, и открыл вам скинию свою в святейшим из святилищ 1350 . Так Он сохранил жизнь всех вас, отцов и детей. Вот мое приветствие вам ныне, вот что говорю я вам ныне: да продолжатся дни ваши в радости. Говорите: Вечный, Создатель мира и всего, что в нем, прими молитвы Израиля и сделай для него близким имя Твое! И в конце слов: помолимся Господу в чистоте и восхвалим имя Его. Заключим молитвы наши, станем у жертвенника моления и скажем: и устроил Моисей жертвенник, и нарек имя Ему Иегова – Нисси и сказал: ибо рука на престола Господа; брань у Господа против Амалика из рода в род ( Исх. 17:16 ). Боже, Создателю Мой, прости нам по Твоей Милости, которая неисчислима. Боже Праведный, Господи плоти, прости тому, который стоит пред Тобою. Во имя благости и милости Твоей Он молится пред Тобою. Услыши ради служителя Твоего Моисея. Благость Твоя возносит от уничижения: избави нас от всех врагов! Возврати милость Твою, очисти нас, Неисчислимый и Неисчетный! По благости Твоей умилосердись и прости нам и не взирай на злодеяния наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В некоторых сочинениях мухаммедан мы находим и самый текст мнимых пророчеств ветхозаветных пророков ο Мухаммеде; читателям «Миссионерского противомусульманского Сборника» отчасти известны как мнимые пророчества о Мухаммеде, заключающиеся будто бы в священных книгах иудеев и христиан, так и их обьяснение 605 . Мы со свосй стороны остановимся на одном пророчестве Моисея о Мессии, которое явно несправедливо относят мухаммедане к Мухаммеду. Разумеем слова Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, его слушайте». 606 И ниже; сказал Господь: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов моих, которые (пророк тот) будет говорить моим именем, с того Я взыщу». 607 На это именно пророчество Моисея о Мухаммеде мы указываем потому, что лично слышали его от касимовского (рязан. губ.) ахуна, как сильнейшее возражение против христианского взгляда на Мухаммеда, как на лжепророка и потому не предсказанного в Писании... В главе девятой названного сочинения Тарджумани говорит, что пророческое достоинство Мухаммеда предсказано в ясных выражениях Пятокнижия, Евангелия, Псалмов и в писаниях пророков, равно как и то, что вероучение Мухаммеда будет пребывать до кончины мира. «Подлннно, – говорит он, – пророчество пророка нашего Мухаммеда – да помилует его Бог и да будет над ним мир – подтверждено во всех книгах Бога всевышнего и все пророки возвестили уже о нем». Сюда относится то, что сказано в семнадцатой главе первой книги Пятокнижия. Подлинно, Пятокнижие состоить из пяти книг, а все они в одном томе». Далее автор говорит, что, когда Агарь убежала от Сарры, супруги Авраама – Друга Божия, в ту ночь явился ей один ангел и сказал: «Возвратись, Агарь, и покорись Сарре. И она умножит твое потомство и даст тебе сына Измаила, и будет он чуждаться людей и будет рука его над всеми и руки всех будут над ним, и что он возвеличится в мире».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

И сказал им: вы представляете себя праведными пред человеками; Бог же ведает сердца ваши; что высоко у человеков, мерзость есть пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; оттоле Царствие Божие благовествуется, и всяк силою входит в него. Но легче небу и земле прейти, нежели одной черте погибнуть от закона. Всяк, кто отпускает жену свою и другую приводит, прелюбодействует; и кто на отпущенной от мужа женится, прелюбодействует. Некий человек был богат; и облекался в порфиру и виссон, веселяся на всякий день светло. Нищ же был некто, именем Лазарь, и лежал у ворот его гноен, и желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы богатого; но и псы, приходя, лизали гной его. И умер нищий, и несен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богатый, и погребли его; и во аде, сый в муках, возведя очи свои, узрел Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его, и возопив, сказал: отче Аврааме! помилуй меня и пошли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и остудит язык мой; ибо стражду в пламени сем. И сказал Авраам: чадо, помяни, что восприял ты благое в жизни твоей, Лазарь же злое; ныне же он здесь утешается, а ты страждешь; и паче всего того между нами и вами пропасть великая утвердилась, так что хотящие прейти отсюда к вам не возмогут, также и оттуда к нам не преходят. Еще же сказал он: молю тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; да свидетельствует им, да не придут и они в место сие мучения. Авраам же сказал ему: Моисея имеют и пророков, да послушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме; но если кто из мертвых прийдет к ним, покаются. Тогда сказал ему Авраам: буде Моисея и пророков не послушают; и если кто и из мертвых воскреснет, не имут веры. Глава 17 Еще сказал ученикам Своим: невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, кого ради приходят; лучше было бы ему, когда бы жернов мельничный повесили на шею ему и бросили его в море, нежели чтоб соблазнил единого из малых сих. Внемлите себе. Если согрешит к тебе брат твой, запрети ему; и если покается, отпусти ему; и если семь раз в день согрешит к тебе и семь раз в день обратится, говоря: каюсь; отпусти ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Молитва на день новолуния. 1346 Имя Господа мы призываем и восклицаем: благословен Ты, Господи Боже наш, Который избрал нас чрез господина Моисея, пророка нашего, и отличил нас новомесячиями, по правильному счислению, и повелел нам в счастливые времена в эти дни приносить в жертву козлов и овнов с надлежащими хлебными приношениями и возлияниями, и козлов в жертву за грех . Но ныне вместо жертвы мы приносим Тебе хвалы наши, моления наши и чтения наши. Отжени от нас это злое проклятое время, и да приблизится к нам милость Твоя. Аминь. Господи! Вспомни о милости Твоей и милосердии Твоем! Вспомни о заслугах верных рабов Твоих Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, о господине нашем Моисей, об Аароне, Елеазаре, Ифамаре, Финеесе, Иисусе и Халеве, о святых ангелах, о семидесяти старейшинах, о святой горе Гаризиме, доме Божием. Да будет мир им во все дни. Благословен Господь. Господь Бог наш Господь един. Да будет благословен Бог наш. Нет Бога кроме единого. Пасхальная песнь. 1347 Да будет мир над тобою в этот праздничный день, в который Господь поставил тебя царем. Он сокрушил рабов и ряды врагов твоих; чудесными знамениями, сильною рукою и великими, страшными действиями наказал египтян, а тебя вывел стройными рядами и двумя столпами указал тебе путь. Как прекрасен этот день жертвы, в который Бог Твой искупил тебя из руки врагов твоих и возвысил твое положение! Что принесем мы? что принесем мы? Принеси жертву Благодетелю Своему. Приступим и будем приносить жертву на этом месте, в то время как все народы окружают нас. Приноси жертву: хотя ты и слаб, благоволение Божие окружает тебя. Священник твой возносит хвалебные песни на молитвенном месте, в то время как народ закалает жертвенных животных, – жертву в назначенное время. С ликованием исповедуют они Моисея. Огонь горит в печах, вертелы заострены, в полночь все приносят свою жертву. Муж, жена, дочь и сын, все с радостной душою участвуют в священной трапезе, а оставшееся утром сожжено будет на огне. Потом возлагают они свои праздничные одежды пред Богом своим и молятся, не взирая на всех врагов, которые желают зла им и на них клевещут. О, как благ Ты был к Моисею! Жертва Твоя, жертва на огне, распространяет приятный, полный святости запах. Нет другой жертвы, подобной ей: кто ходит во тьме, не замечает этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Смерть Моисея После сорокалетнего странствования по пустыне, израильтяне снова подошли к границам земли обетования. Эта земля делилась рекою Иорданом на две части, восточную и западную. Израильтяне сначала пришли в восточную часть. Здесь они завоевали два царства и завладели землею до самого Иордана. А за Иорданом, на западной стороне было много ханаанских царств и укрепленных городов. Моисею было тогда сто двадцать лет. И собрал он сынов Израилевых и повторил им заветы и заповеди Божии, и увещевал их: – Любите Господа Бога вашего и слушайте голоса Его, ибо в этом жизнь ваша! И потом, поведал им пророк Божий: – Теперь мне сто двадцать лет. Господь сказал мне: «Ты не перейдешь Иордана!..» Не я поведу вас за Иордан. Иисус пойдет пред вами. Будьте же тверды и мужественны! Не бойтесь живущих на той стороне народов: Господь Сам пойдет перед вами, и Он отдаст их в ваши руки. Потом он призвал Иисуса Навина и пред всем народом сказал ему: – Мужайся и крепись! Ибо ты войдешь с народом в землю обетования и разделишь ее на уделы ему. И возложил Моисей руки на Иисуса Навина. И исполнился Иисус Навин премудрости. И весь народ стал повиноваться ему, как Моисею. А Моисей, человек Божий, простившись с народом и благословив его своим последним благословением, взошел на гору Нево, недалеко от Иордана. Отсюда, с самой высокой вершины, показал ему Господь всю землю обетования. И сказал ему Господь: – Вот земля, обетованная Аврааму, Исааку, и Иакову, и семени их. Я дал тебе увидеть ее очами твоими. Но сам ты не войдешь в нее. И умер там, на горе, пророк Божий Моисей. Ему было тогда сто двадцать лет от роду. Но крепость сил в нем не истощилась, и зрение не притупилось: он умер не от старости, а по слову Господню. В долине Иорданской он был похоронен, но никому не было известно место его погребения. Тридцать дней оплакивал его весь народ. Не было в Израиле пророка такого, как Моисей, ибо знал его Господь лицом к лицу. Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Царевна сказала: – Пойди, позови! Девочка тотчас побежала к матери и привела ее на берег. Царевна сказала: – Возьми, выкорми этого младенца! Я тебе заплачу! Мать с радостью взяла своего малютку; вскормила его, и когда он подрос, повела к дочери фараона. Та взяла его, усыновила и дала ему имя Моисей, что значит; «из воды я его вынула». III Моисей воспитывался при дворе фараона и научен был всем египетским наукам. Но душа его рвалась к родному народу. Когда ему исполнилось сорок лет, он ушел из царского дома туда, где жили евреи. Здесь он увидел, как они страдают. И хотел помочь им. Однажды увидел Моисей: вот, на работе египтянин бьет еврея. Моисей посмотрел: кругом никого нет, и убил египтянина, а труп зарыл в песок. На другой день, он в другом месте, видит: дерутся два еврея. Моисей подошел к ним и сказал обидчику: – Зачем ты бьешь ближнего своего. А тот ответил: – Ты что за судья поставлен над нами? не хочешь ли ты и меня убить, как убил вчера египтянина? И подумал Моисей: «верно, все уже знают об этом деле»? Действительно, скоро до самого фараона дошел слух о том, что Моисей, ушедший из царского дома, появился среди евреев и что он из-за еврея убил египтянина. И стал фараон искать Моисея, чтобы убить его. Но Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую. Здесь его приютил священник Иофор. У Иофора было семь дочерей. Одну из них он выдал замуж за Моисея. IV Моисей пас овец тестя своего... Однажды он ушел со стадами далеко от дома. В степи, недалеко от горы Хорива, видит он издали необыкновенное явление: вся в огне, стоит купина (большой куст терновника), горит, но не сгорает. Моисей сказал: – Пойду поближе, посмотрю, отчего это купина – вся в огне, а не сгорает. Стал он подходить к купине ближе, и вдруг слышит голос Божий из пламени: – Моисей! Моисей! Моисей сказал: – Вот я, Господи! И сказал Бог: – Не подходи сюда! Сними обувь с ног твоих: где ты стоишь, это место – земля святая! Моисей снял обувь свою и закрыл лицо свое, боясь воззреть на Бога. И сказал ему Господь: – Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я услышал стоны народа Своего в Египте и иду избавить его. Итак, иди; Я посылаю тебя к фараону, выведи народ Мой из Египта и веди его в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Возникая как наиболее естественное предположение, мнение, признающее субботу институтом райским, имеет для себя и положительное основание в тексте Св. Писания. Таким основанием для него может служить начало II-й главы книги Бытия. – Изложив историю миротворения, Бытописатель говорит здесь следующее: „Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал“ (1–3).– Чтобы правильно понять значение приведенных слов в решении занимающего нас вопроса, нужно определить, что разумеет Бытописатель в этих словах под седьмым днем и в каком смысле говорит он о благословении и освящении этого дня. Известно, что смысл этих слов различными исследователями нашего предмета передается неодинаково. Так, Шмид 166 и Клифот 167 полагают, что в приведенных словах под седьмым днем Бытописатель разумеет не день в обычном смысле, а продолжительный период. Другие защитники Моисеевского происхождения субботы, понимая дни творения в смысле буквальном, вместе с тем утверждают, что о благословении и освящении седьмого дня Бытописатель говорит не как о факте, совершившемся при самом творении мира, а только как о божественном решении освятить седьмой день для человека после падения, каковое решение и было исполнено при Моисее 168 . Наконец, Генгстенберг 169 , а за ним Кейль 170 , настаивают на мысли, что в начале ИИ-й главы книги Бытия идет речь только лишь о субботе божественной, но при этом не делается совершенно никакого указания на человеческое празднование седьмого дня. – На основании таких толкований приведенных слов Шмид, Клифот, Генгстенберг и другие исследователи полагают, что эти слова не говорят в пользу мнения о происхождении субботы до Моисея и не имеют вообще значения в рассматриваемом нами вопросе.-Но нам кажется, что указанные толкования не могут быть оправданы ни текстом начальных слов II-й главы книги Бытия, ни другими местами Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Всякий подвижник в борьбе от всего воздерживается: те для тленного венца, а мы – для венца нетленного. И потому я бегу, не без цели, как на неверное, подвизаюсь, не пробивая только воздух; но разбиваю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. Глава 10. Поучительные образы из истории народа Божия Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, и все в Моисея крестились в облаке и в море; и все ту же пищу духовную вкушали, и все то же пили питие духовное, ибо пили они из духовного, последующего (за ними) камня: камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо поражены были они в пустыне. Все сие было образом для нас, чтоб не было у нас, как у них, такой похоти на злое. И не будьте идолослужителями, как иные из них, о коих писано: «сели люди есть и пить и восстали играть» ( Исх.32 ). И не станем блудодействовать, как иные из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи ( Чис.25 ). И не станем искушать Христа, как иные из них искушали и погибли от змей ( Чис.21 ). Не ропщите, как иные из них роптали и погибли от смертоносной руки ( Чис.14 ). Все это образно происходило с ними, и писано в наставление нам, достигшим последних веков. Итак, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не пасть. Искушение постигло вас такое же, как всем людям бывает, и верен Бог, не пошлет вам искушение сверх сил, но вместе с искушением пошлет и путь избавления, чтобы могли вы перенести. Заключительные наставления Итак, братия мои возлюбленные, убегайте от идолослужения. Говорю вам как рассудительным: судите сами, что говорю. Чаша благословения, что мы благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, что мы преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Един хлеб и едино тело мы многие, ибо все от единого хлеба причащаемся. Посмотрите на Израиля по плоти: те, что едят жертвы, не участники ли они в алтарном служении? Но что же значат эти слова мои? То ли, что идол есть что-нибудь существующее, или идоложертвенное само что-нибудь значит?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010